Среди слов на букву А почти нет исконно русских
Буква А — первая в нашем алфавите. При этом в русском языке почти нет исконных слов, которые с нее начинаются; подавляющее большинство лексем на А — заимствованные, а исключений очень мало. Можно открыть словарь и убедиться в этом: автор, арка, антенна, автомобиль, арбуз, ангел, академия, айран…
Причина такого положения вещей, в первую очередь, кроется в древних фонетических процессах. Еще в общеславянскую эпоху у наших предков было много исконных слов, начинающихся на гласный звук [а]. Но в затем в праславянском языке возникла тенденция: перед этим гласным в самом начале слова стал появляться вставной согласный [j] ([й]). Эту тенденцию унаследовал от праславянского древнерусский и ряд других славянских языков.
Небольшое отступление: есть слова, в которых начальный [j] появился не как вставка перед гласным [а], а изначально входил в состав основы. Исконный он, например, в начале слов яма, ярость, ярый.
Итак, в древнерусском языке почти не осталось исконных слов, начинающихся с [а]: этот гласный был «прикрыт» звуком [j] (исключениями стали лишь некоторые междометия и служебные слова, см. примеры в конце статьи). На письме начальное сочетание [ja] обычно передавалось с помощью буквы Ꙗ.
Такая тенденция отличала древнерусский язык, скажем, от старославянского, где звук [а] и, соответственно, буква А в начальной позиции наблюдались гораздо чаще. Можно подобрать пары родственных русских и старославянских слов, где ясно видно это давнее отличие. Например:
Русское | Старославянское |
ягненок | агнец |
я | аз |
явиться | авити сѧ |
ягода | агода |
Другая причина отсутствия буквы А в начале русских слов — в особенностях нашей орфографии. Древнерусский язык был окающим, но примерно с XIII — XIV вв. в части его диалектов начинает развиваться аканье. И если раньше носители языка четко выговаривали, например, в начале слова огонь гласный [о], то с появлением аканья там стал произноситься звук, больше похожий на [а]. Однако на письме новое произношение не передавалось, в начале слова огонь букву О долгое время продолжали писать по традиции. Современный русский язык тоже акающий, но и в нем написание слова огонь не изменилось. Теперь оно соответствует ведущему принципу русской орфографии — морфологическому. Согласно ему, одни и те же морфемы в родственных словах пишутся одинаково независимо от произношения, которое может изменяться в разных фонетических условиях (например, в зависимости от положения ударения). И мы пишем огонь, потому что есть однокоренное прилагательное о́гненный, где звук [о] четко слышится. Для сравнения: в белорусской орфографии, где главенствует фонетический принцип, на письме отображается акающее произношение: агонь.
Итак, сейчас в русском языке почти нет исконных слов, начинающихся с буквы А. Исключениями являются некоторые служебные слова и междометия, например: а, авось, ага, ай, абы, ах и производные от них, если таковые имеются (ахать, авоська и др.). Также на букву А начинается очень малое количество слов, в правописании которых все же возобладал фонетический принцип: например, аляповатый из первоначального оляповатый. В эту группу входят в основном диалектные слова: абабок (название гриба), аба́им ‘обманщик, плут’, аве́нь ‘яровая рожь’ и др. Обычно это возникшие в результате аканья варианты слов с начальным [о]: обабок, обаим, овень и др. В записи диалектизмов иногда отражается акающее произношение.
.
Литература:
Розенталь Д. Э. Современный русский язык. — М., 2017.
Хабургаев Г. А. Старославянский язык. — М., 1974.
Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 1. — М., 2007.
Словарь русских народных говоров / Сост. Ф. П. Филин. — Вып. 1. — М., 1965.
Выставка Много букв Персональная выставка художницы Анны Силивончик в Центре современного искусства ВИНЗАВОД
Галерея BIS ART представляет персональную выставку художницы Анны Силивончик «Много букв».
В творчестве Анны Силивончик художественная и литературная составляющая часто переплетаются, взаимодействуют, иногда спорят, но зачастую являют пример синергии. Есть вещи и явления, которые невозможно одеть в форму слов и заставить маршировать стройными колоннами абзацев и глав, начиная равнение с красной строки. Их гораздо более полно можно выразить в танце, музыке, изобразительном искусстве… Но бывает и так, что абстрактные чувственные образы не в силах передать внятно и четко всю глубину и полноту мысли. И тогда мы лезем в карман за нужными и важными словами.
Защищаясь от обилия информации, с которой не справляются никакие фильтры восприятия, определяя ее как фон, белый шум, современный человек способен усваивать ее лишь в гомеопатических дозах. Большинство данных черпаем мы сегодня из интернета, избегая слишком длинных предложений, не желая тратить время на неудобоваримые сложные тексты, бегло сканируя страницы, цепляясь глазами за отдельные фразы, подзаголовки, картинки. Может быть, это и не плохо, но мы живем в такое время, когда количество желающих творить контент превосходит количество желающих вдумчиво его потреблять. Потому в работах Силивончик буквы, прежде всего, играют роль необязательного декоративного элемента, рассыпаясь по полотну или объему причудливыми орнаментами. Ведь художница вполне осознает, что далеко не каждый зритель станет вчитываться в написанное. Колючие острые осколки реальности, неясные очертания вспышкой мелькнувших инсайтов, бесплотные темные тени безмолвных снов, маниакальные попытки изобретения смыслов в беспощадно бессмысленном мире складываются в стихотворно-визуальные рифмоплетения и ритмы. Анна громоздит друг на друга слова, сооружая Вавилонскую башню из детских кубиков. Понимая бесплодность и тщетность происходящего, художница говорит со стенкой, рисует круги на воде и учит рыбу плавать просто потому, что ее увлекает этот процесс.
Собранный из работ разных периодов, проект «Много букв» это своеобразный паноптикум. В качестве имманентных экспонатов выставки выступают Свидетели отсутствия присутствия духа и обсценные бесценные артефакты: живописный фингал под открывшимся третьим глазом картофеля; звездная болезнь созвездия Большого Пса; пароксизмы вдохновения, рождающие навязчивые идеи; рассыпавшийся бисер скабрезных ассоциаций; плевок в бездонный колодец вечности; червь сомнений на лопате для самокопаний. Если в начале было слово, то в конце будет точка. А после новое предложение. Букв много…
Выставка художницы Анны Силивончик «Много букв» приурочена к выходу ее книги «И жили они долго и скучно». На выставке представлено 30 работ, сделанных в различных техниках: от картин до инсталляций.
Много букв – Weekend – Коммерсантъ
выбор Анны Наринской и Григория Дашевского
Джеймс Александер
Россия глазами иностранца
М.: Аграф, 2008
Английский путешественник, собеседник Пушкина, пережил в николаевской России множество приключений, от заключения в крепости до чумного карантина, но главный интерес книги не в авантюрности, а в доброжелательной невозмутимости взгляда. Александер приехал в Россию с опытом азиатских путешествий и потому, в отличие от всех тех, кто, от Кюстина до Щедрина, подходил к России с европейской меркой, увидел в ней не зловещую страну мнимостей, а обычную азиатскую страну, довольно благоустроенную и безопасную.
Ханна Арендт
Скрытая традиция
М.: Текст; Книжники, 2008
В книге собраны семь эссе 1930-40-х годов на еврейские темы — сионизм, евреи и Просвещение, еврей как пария; герои книги — Кафка и Цвейг, Чаплин и Гейне. Арендт, будучи политическим теоретиком, лучше всего писала тогда, когда сила ее ума применялась не к теоретическим вопросам, а к конкретным человеческим судьбам: она умела находить для них своего рода формулы — глубокие и точные. Книга прекрасно переведена Татьяной Набатниковой и другими переводчиками.
Зигмунт Бауман
Текучая современность
СПб.: Питер, 2008
По словам Баумана, самая суть современности состоит в том, что все те вопросы, которые раньше решались на уровне общества, государства или культуры, современный мир переложил на плечи самого индивида. «Культура, идеология, стиль жизни — все меняется безумно быстро. Индивидуальность как таковая остается единственной точкой опоры в этом мире». Все проблемы превращены в индивидуальные, а следовательно, в мучительно-неразрешимые: «Ты свободен — вини во всем только себя». Наше самообвинение неизбежно, бесконечно и бесплодно — но обвинять больше некого.
Симона де Бовуар
Сила обстоятельств
М.: Флюид / FreeFly, 2008
Мемуары хорошей писательницы, умной феминистки, изобретшей знаменитый диагноз «Женщиной не рождаются, ею становятся» и к тому же возлюбленной и соратницы Сартра. Мемуары женщины, которая жила «собственной жизнью, по собственному усмотрению, для себя самой, освободившись от условностей и предрассудков».
Михаил Гаспаров
Ваш М. Г.
М.: Новое издательство, 2008
В этих письмах — то же азбучно-простое изложение самых сложных вещей, что и в его стиховедческих и антиковедческих статьях или в заслуженно прославленной «Занимательной Греции», но материал этой проясняющей работы — это уже не чужие стихи и не древняя история, а собственная жизнь, включая отчаяние, угрызения совести, одиночество.
Гюнтер Грасс
Луковица памяти
М.: Иностранка, 2008
Скандальная автобиография Гюнтера Грасса, которая первоначально вызывала интерес исключительно в связи с эпизодами, описывающими то, как юный Грасс служил в танковых войсках СС. Эпизоды эти оказались на редкость малоинтересными, в отличие от остального текста книги, которая, в сущности, мемуарами не является, во всяком случае — правдивыми. В «Луковице памяти» воспоминания не обещают правды, но иногда приближают к ней, «пусть даже окольными путями и всего лишь на длину спички».
Сергей Жадан
Anarchy in the UKR
СПб.: Амфора, 2008
В этом сборнике текстов знаменитого украинского поэта вообще много забавного, но главное — предъявлена, возможно, самая актуальная сегодня политическая программа: «Никогда не интересуйся политикой, не читай газет, не слушай радио, выбей кинескоп из своего ТВ, не подключайся к сети, не ходи на выборы, не поддерживай демократию, не принимай участия в митингах, не вступай в партии, не подписывай ни одной петиции к президенту — это не твой президент…»
Илья Кабаков
60-70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве
М.: Новое литературное обозрение, 2008
Философичные, чистые и не то чтобы настальгические, а скорее внимательные воспоминания самого успешного отечественного художника современности о времени, когда искусство жило неофициальной и, как он считает, ненормальной, но какой-то трогательной жизнью.
Сергей Капица
Жизнь науки
М.: Тончу, 2008
В книге собраны более ста предисловий к научным трудам по естествознанию, ставшим поворотными в истории науки,— от «Вращения небесных сфер» Коперника и «Строения человеческого тела» Везалия до «Элементарных частиц» Ферми и «Условных рефлексов» Павлова. Эту книгу стоит иметь в каждом доме, где есть дети — у них по крайней мере будет шанс услышать голос людей, самостоятельно искавших и находивших истину.
Редьярд Киплинг
Сталки и компания
М.: Лимбус-пресс, 2008
Впервые переведенные воспоминания Киплинга о школьных годах в военном колледже. Главный герой — подросток по кличке Сталки — списан с Чарльза Лионеля Данстервилла, впоследствии знаменитого генерала, прославившегося подвигами в Индии и Месопотамии. Он также известен тем, что в 1918 году в течение месяца с тысячей английских солдат оборонял город Баку, но, перед тем как его сдать, приказал расстрелять попавшегося под руку большевика Степана Шаумяна.
Наоми Кляйн
Доктрина шока
М.: Добрая книга, 2009
Многостраничное разоблачение методов современного капитализма и конкретно нобелевского лауреата Милтона Фридмана и Чикагской школы экономики (кстати, поставлявшей в ельцинскую Россию экономических советников). Дилетанты восхищаются силой и искренностью пафоса, профессионалы находят по десять экономических ошибок в каждой главе.
Сергей Круглов
Переписчик
М.: Новое литературное обозрение, 2008
Осенью поэтические чтения священника из Минусинска Сергея Круглова в Москве и Петербурге вызвали настоящий фурор, а в декабре его книга получила премию Андрея Белого. Это стихи насквозь религиозные, но в них говорит традиция не мистической темноты, а кипящее остроумие церковного красноречия: «он — обычный, честный/Советский человек:/Аккуратная, в стрелочку,/Офицерская рубаха/Застиранного цвета./Один глаз — стеклянный, в другом —/Царственное священство».
Владимир Маканин
Асан
М.: Эксмо, 2008
Премированный роман заслуженного писателя о Чечне вызывает раздражение своей очевидной военно-исторической недостоверностью и спекулятивной игрой с памятными всем ужасными событиями, но подкупает готовностью автора понять практически любого человека.
Владимир Набоков
Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме
СПб.: Азбука-классика, 2008
Набоков-драматург не продолжал и не развивал в своих пьесах Набокова-поэта или Набокова-писателя. В них есть набоковские темы — тема двойника, тема зеркала, сновидения,— но оценивать и читать их нужно и можно только как театральные тексты. Пьесы Набокова, может, и не покорят читателя и тем более поклонника «привычного» Набокова. Но они театральны настолько, насколько не может себе этого позволить ни одна современная пьеса.
Видиадхар Найпол
Территория тьмы
М.: Логос, 2008
Самый известный травелог, нобелевский лауреат — индус по крови, британский колонизатор по сознанию. Вот практически первая попавшаяся цитата: «Хорошо, что индийцы не умеют глядеть на свою страну прямо, иначе бы они сошли с ума от горя, которое увидели бы. И хорошо, что у них нет чувства истории — иначе как бы они продолжали справлять нужду среди своих руин? Да и какой индиец мог бы читать без гнева и боли историю своей страны за последнюю тысячу лет».
Уистен Оден
Лекции о Шекспире
М.: Издательство Ольги Морозовой, 2008
Это публичные лекции, которые Оден читал в 1946-47 году в Нью-Йорке, блестяще переведенные Марком Дадяном. Каждая лекция рассказывает об одной пьесе, в хронологическом порядке — от «Генриха VI» до «Бури». Большую часть времени Оден рассуждает не о приемах Шекспира-художника, а разбирает персонажей как живых людей, пытается понять их психологию и попутно говорит много интересного на самые разные темы.
Виктор Пелевин
М.: Эксмо, 2008
Весьма ожидаемая и весьма разочаровывающая книга. Даже не настоящая книга, а сборник разрозненных текстов. Но Пелевин — даже вот в таких не самых удачных своих проявлениях — остается очень умным, возможно, самым умным из всех, кто возделывает сегодня поляну отечественной словесности. Он оглядывает мутную рябь отечественного болота, опознавая на его поверхности те иероглифы, которые, по его мнению, стоит опознавать. И делает это с абсолютно буддистским спокойствием — что в его случае, правда, вовсе не удивительно.
Фидель Кастро, Игнасио Рамоне
Фидель Кастро. Моя жизнь
М.: Рипол Классик, 2009
Авторизованная биография главного мирового революционного старца. Ничего принципиально нового о Фиделе из этой книги мы не узнаем, но и не принципиально новое тоже интересно. Например — фирменные революционные бороды помогали подпольщикам отсекать шпионов, ведь любой, кто хотел проникнуть в ряды los barbudos, должен был иметь по крайней мере шестимесячную бороду. Или вот еще — в романах Хемингуэя Фиделю больше всего нравятся те места, где герой разговаривает сам с собой.
Андрей Родионов
Люди безнадежно устаревших профессий
М.: Новое литературное обозрение, 2008
Стихи лучшего певца современной Москвы — города, в котором в любую минуту можно сгинуть, «за секунду жизнь искалечить» и в котором эти гибели и калеченья погружены в стихию уменьшительной, ласковой нежности — «вот тихо меж нами летают добрейшие птицы/как мертвые мягкие руки нам машут они,/все-все нам прощают и — высшая нежность столицы —/нам ласково светят неяркие эти огни».
Филип Рот
Возмущение
СПб.: Амфора, 2008
Щемяще-умная книга американского классика об одном учебном годе в провинциальном колледже во время Корейской войны. Некоторая взрослая нравоучительность, с которой автор порицает лицемерные пуританские порядки американских университетов, здесь перекрыта абсолютно юным сознанием неминуемости смерти — в том почти возрасте, когда все девятнадцать прожитых с момента рождения лет кажутся какими-то глыбами важнейшего опыта.
Ведрана Рудан
Ухо, горло, нож
СПб.: Амфора, 2008
Книжка хорватки Ведраны Рудан такая же шикарная, как ее название. Не в том смысле, что — хорошая, а именно в том, что — шикарная. Читать эти 250 страниц истерического женского монолога на фоне послевоенной Хорватии, казалось бы, может наскучить. Но, даже наскучив, эта книга останется такой, какая есть,— шикарной.
Салман Рушди
Клоун Шалимар
СПб.: Амфора, 2008
Один из самых «немагических» романов Рушди. Магическая сторона действительности, которая здесь поглощена самой действительностью, вернее — самой историей. Увлекательной, наполненной (но не перегруженной, как бывает у этого автора) героями и чувствами, событиями и фактами, складывающимися в повествование о гибели Кашмира, прекрасного, практически райского места, безжалостно разрушенного в бессмысленной борьбе за бессмысленные вещи.
Курбан Саид
Али и Нино
М.: Ad Marginem, 2008
Самое интересное в этом романе, который вышел в 1937 году в Вене,— личность его автора. Того, кто скрывался под псевдонимом Курбан Саид, скорее всего, звали Лев Нусенбаум. Он родился в 1905 году в Киеве, юность провел в Баку, в 1926 году принял ислам в турецком посольстве в Берлине, а в начале 1940-х умер в нищете в итальянском городке Позитано. Существует мнение, что там он дожидался заказа на биографию Муссолини — похлопотать перед дуче обещался Эзра Паунд.
Владимир Сорокин
Сахарный кремль
М.: АСТ, Астрель, 2008
Сборник рассказов, описывающих тот же мир, что и в «Дне опричника» (изоляция России от внешнего мира, собачьи головы на «мерседесах», солидарность элиты как свальный грех и проч.), но без жестокой энергии «Дня», а в более расслабленном тоне, приглашающем читателя насладиться и сорокинскими пародиями на советскую и антисоветскую классику, и самой этой новой Московией с ее порками и стабильностью.
Мария Степанова
Проза Ивана Сидорова
М.: Новое издательство, 2008
В «Прозе Ивана Сидорова» сошлись волшебная поэма и истории про вампиров, романтическая баллада и фильмы Дэвида Линча. Посмертные мытарства, охота за упырями, превращение Черной курицы из сказки Погорельского в современную инкарнацию Вечной женственности рассказаны с невероятным разнообразием, свободой и, главное, точностью ритмов и интонаций.
Елена Фанайлова
Черные костюмы
М.: Новое издательство, 2008
«Страна Россия переживает чудовищный антропологический и онтологический кризис. Поэзия обязана не только это вяло констатировать, но и найти способ довести до сознания безмозглых современников, что дела обстоят более чем неважно»,— говорит Фанайлова в интервью — и сама она никогда не пишет вяло, а к сознанию современников пробивается, используя все средства, которые кажутся ей действенными — от ругани и скорби Катулла до ракурсов кинокомикса «Город грехов».
Ричард Фейнман
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
М.: КоЛибри, 2008
Американец Ричард Фейнман в 1965 году получил Нобелевскую премию по физике, в 1943-1945 годах входил в группу разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе и считается одним из создателей квантовой электродинамики. Не менее чем научными работами, он известен своими шутками и розыгрышами. И в рассказах об этих шутках ясно виден жестокий любопытный ребенок, которому все интересно и который не очень понимает, чем живые одушевленные существа отличаются от прочей материи.
Федор Фидлер
Из мира литераторов
М.: Новое литературное обозрение, 2008
Дневники петербургского немца Федора Фидлера, описывающие жизнь русских литераторов с 1888 по 1917 год, похожи одновременно и на дотошно-точные записи этнографа о туземцах и на абсурдно-рациональные рассуждения обериутских персонажей. Ни один мемуарист не сохранил столько бессмысленных и странных деталей из жизни русских литераторов, никто не смотрел на них более равнодушным и внимательным взглядом.
Пауль Целан
Стихотворения. Проза. Письма
М.: Ad Marginem, 2008
За эту книгу составители Татьяна Баскакова и Марк Белорусец в декабре получили премию Андрея Белого в номинации «За особые заслуги в развитии русской литературы» — и совершенно справедливо. Это самое полное и разностороннее русское издание Целана — ключевого автора европейской послевоенной поэзии. В книгу вошли около 100 стихотворений в оригинале и в русском переводе, и вся изданная при жизни проза, и многие письма Целана с подробными комментариями.
Юн Чжан
Дикие лебеди
СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2008
Это невыдуманный рассказ о жизни женщин трех поколений на фоне китайской истории 1920-1970-х годов. Неудобоносимые бремена традиционного общества и «кошмар истории», от мучительного бинтования ног до зверств культурной революции, показаны с точки зрения нескольких поколений женщин — и этот ракурс оказался убедителен для современных читателей во всем мире, которые именно по этой книге узнают, что такое Китай.
Умберто Эко
Таинственное пламя царицы Лоаны
СПб.: Симпозиум, 2008
Последний роман Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны» начинается как рядовое произведение массовой художественной продукции: главный герой обнаруживает себя на больничной койке, не помня ни кто он такой, ни как его зовут. Но, несмотря на то что амнезия — одна из самых популярных тем сегодняшней культуры, этот роман — не о ней. Эко не интересуют ни беспамятство, ни его эффекты. Его, наоборот, интересует память.
Сюсаку Эндо
Молчание
М.: Иностранка 2008
«Молчание» — главная книга Эндо, японца, крещеного в детстве в католичество и всю жизнь писавшего об отношении японской культуры и христианства. Он стал одним из лидеров «новой волны» японской литературы, возникшей после второй мировой войны. Его называют японским Грэмом Грином, а сам Грин (перешедший в католичество уже в зрелом возрасте) считал его одним из ведущих авторов ХХ века.
Забытые буквы. Слишком много «и»
На всём протяжении XVI—XIX веков русский алфавит «тащил с собой» буквы, которые постепенно выходили из употребления. Вы уже знаете, что случилось с буквой «ять», какой трансформации подверглись твёрдый знак, фита и ферт (см. «Наука и жизнь» №№ 2, 3, 4, 2018 г.). На очереди — звук «и». В его распоряжении были сразу три буквы: знакомая нам «и», которая называлась иже; известная из латинского алфавита «I» (i) — так называемое «и-десятеричное» и ещё одна буква: «Ѵ» — ижица. Каждая требовала к себе особого подхода. Наука и жизнь // Иллюстрации‹
›
Начнём с самой загадочной буквы «Ѵ» (ижица или Ѵжица — так писали её название до 1918 года). Она пришла в русский язык из греческого и происходит от буквы «Y» (ипсилон). Ижицу использовали для обозначения гласного звука, как, например, «мѵро», «сѵнодъ», «ѵпостась». У Ѵжицы есть родной брат — буква «v», но произносится она как «в».
Почему же такие похожие на письме буквы звучат совсем не похоже? Дело в том, что «v» в свою очередь «потомок» финикийской буквы «Y» (вав, произносилась как ўаў). В странах, где говорили на латинском языке, этот звук превратился в «w», а в странах с греческим, а потом со славянскими языками — в «i».
Но, видимо, Ѵжица всё же не забывала брата, с которым рассталась. Не случайно Владимир Иванович Даль в «Словаре живого великорусского языка» пишет об Ѵжице, что она отвечает за «и» и за «в», и приводит примеры старинных русских имён греческого происхождения: Ѵпат (Ипат), Еѵфимiй (Евфимий) и Еѵдокiя (Евдокия).
В алфавите Ѵжица занимала самое последнее место, следом за буквами «Я» и «Ѳита». В связи с этим её упоминали во многих русских поговорках. Например, о том, кто изучил что-то от начала до конца, говорили: «Он знает науку “от Аза до Ѵжицы”». Азом называлась буква «А», которая и в те времена стояла в алфавите первой. Когда кто-то только притворялся знатоком и упрекал других в невежестве, о нём говорили с насмешкой: «Сам ни Аза в глаза, а людям Ѵжицей тычет». Правда, тогда никто не мог напомнить зазнайке, что «Я — последняя буква в алфавите», но зато лодырей предостерегали: «Ѳита, да Ѵжица, к ленивцу плеть близится!»
Судьба Ѵжицы была не простой. Пётр I, реформируя алфавит, то выкидывал её, для простоты заменяя на «I» и «В», то возвращал вновь. Так же поступали и его преемники. Ѵжицу отменили в 1735 году, потом вновь вернули в 1758-м. Затем снова последовали отмена в 1799 году и очередное восстановление в правах в 1802-м, а через несколько лет —
в 1857-м — её опять собрались отменить, но потом сменили гнев на милость. В конце концов Ѵжица исчезла из русского языка сама собой. Авторы орфографической реформы 1918 года, отменившие «ять», «фиту», а также «и-десятеричное», даже не стали упоминать Ѵжицу, решив, что ею и без того никто не пользуется. Так оно и вышло. Букву-призрак можно было увидеть только как марку на паровозах серии «Ѵ», которые курсировали на железных дорогах с 1931 года до середины 1950-х годов. Что ж, не самый худший конец. Можно сказать, что Ѵжица уехала лихо, с ветерком, сопровождаемая звуками паровозных гудков.
Букве «I», в отличие от Ѵжицы, в историческом декрете 1918 года всё же нашлось место. Наверное, потому, что она выполняла в русской орфографии совершенно особую задачу.
Родословная буквы «I» похожа на родословную Ѵжицы. Её прародительницей также была финикийская буква «йод» (j), которая относится к согласным. От неё произошла греческая буква — «йота» (ι). Когда букву «I» использовали для счёта, она имела значение цифры 10. Вот почему в русском языке её стали называть «i-десятеричное». «Потомки» этой буквы в различных вариантах кириллицы, приспособленных для разных славянских языков, — «I», «J» и «Ї» — отражали разные способы произнесения гласного звука «i», согласного «j» и их сочетаний. Так буква «I» вошла во все языки восточных славян: русский, украинский и белорусский.
Буква «Ї», также попавшая в восточнославянские алфавиты, означала звук «ji», она до сих пор встречается в украинском языке (хлїб, дїд, Україна). В русском языке она тоже присутствовала, но быстро вышла из употребления, так как в нём почти не встречалось слов, где её можно было использовать.
А вот буква «I» осталась. Для неё нашлось своё, особое, место: её писали в тех словах, где звук «i» должен произноситься перед гласными и перед «й»: исторія, русскій, Іерусалимъ и тому подобное.
Была у буквы «I» ещё одна работа. Напомним, что в русском языке существуют два омонима слова «мир»: один из них означает такое состояние, когда отсутствует война, а другой — окружающий нас мир, мирозданье и человеческое общество. Так, в частности, «миром» называлась сельская община, которая, собираясь на «мирские сходы», решала дела «всем миром», а потом устраивала пиры «на весь крещёный мир». Так вот, чтобы различить эти значения, в первом случае стали писать букву «и», а во втором «I» (мiрской сход, решить всем мiром).
Название знаменитого романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» в изданиях до 1918 года писали совсем не так, как мы привыкли. На обложке было напечатано: «Война и мiр», то есть не «война и мирная жизнь», а «война и общество», что, конечно, соответствовало той идее, которую вкладывал в это произведение Толстой.
Победительницей из соревнования трёх «и» вышла буква «и». Мы сейчас знаем только её. В XIX веке она называлась иже (или «и-восьмеричное»), так как при арифметических подсчётах в прежние времена заменяла цифру 8.
До XVI века буква «и» означала сразу два звука: гласный «i» и согласный «j». Позже, чтобы различать эти звуки, там, где нужно было прочесть «j», над «и» стали ставить «галочку». Так появилась ещё одна хорошо знакомая буква —«й». Вы уже знаете, что на протяжении трёхсот лет она «дружила» с буквой «I» и «требовала» ставить её на письме перед собой, так же как перед гласными. Например, название романа А. С. Пушкина до революции писали так: «Евгенiй ОнѢгин».
Авторы реформы правописания 1918 года решили пожертвовать «i-десятеричным»: они были уверены, что буква «и» прекрасно справится со своими обязанностями и перед гласными, и перед й. В других славянских языках всё сложилось иначе. Украинский оставил «I» и с одной точкой и с двумя, а в белорусском «I» вовсе заменила привычную нам «и».
Одним словом, если говорят, «что ни город — то норов, что ни деревня — то обычай», то можно выразиться и так: «что ни язык — то свой выбор, что ни буква — то своя судьба».
A. Кулинарный словарь продуктов на букву А.
Тем, кто хочет узнать, какие есть продукты на букву «а», не придется долго копаться в кулинарных справочниках и отправлять много поисковых запросов в строке Интернет-браузеров, ведь перечень продуктов, начинающихся на букву «а», довольно широк. И тот, кто в детстве любил играть в слова, наверняка знает не один, ато и пару десятков различных овощей, фруктов и блюд, начинающихся с первой буквы алфавита. Апельсин, арбуз, ананас, авокадо, айва, артишок, антрекот, азу – вот первое, что приходит на ум человеку с активным запасом слов около 25 тысяч.
Но, оказывается, существует очень много других продуктов и диковинных блюд на букву «а», которые можно встретить в национальных кухнях самых разных народов мира. К примеру, не многие слышали о блюде из смеси свежих томатов, репчатого лука, баклажан и картофеля, именуемого аджапсандали, да и слово альбакон, которым именуется желтоперый тунец, знакомо далеко не всем.
Между тем, если однажды заглянуть в кулинарный глоссарий, то там можно найти еще множество причудливых названий незнакомых доселе кушаний и вкусностей. Так, открыв вкладку «продукты на букву «а», можно прочитать такое название, как айоли – чесночный соус, родиной которого является область Прованс на юге Франции. По вкусу айоли чем-то напоминает майонез и готовится из таких ингредиентов: чеснок, лимонный сок, куриные яичные желтки, оливковое масло. Такой соус отлично подойдет к овощам или вареным яйцам, а жареной рыбе и приготовленной на гриле курице он добавит пикантности и немного остроты.
Но в кулинарии начинаться на букву «а» могут не только продукты питания, но и определенные категории еды. К примеру, французское слово антреме скрывает за собой блюдо, которое подается в перерыве между гарниром и десертом и способствует нейтрализации вкуса предыдущего блюда для хорошего восприятия сладкого.
Тем, кто хочет узнать, какие есть продукты на букву «а», не придется долго копаться в кулинарных справочниках и отправлять много поисковых запросов в строке Интернет-браузеров, ведь перечень продуктов, начинающихся на букву «а», довольно широк. И тот, кто в детстве любил играть в слова, наверняка знает не один, ато и пару десятков различных овощей, фруктов и блюд, начинающихся с первой буквы алфавита. Апельсин, арбуз, ананас, авокадо, айва, артишок, антрекот, азу – вот первое, что приходит на ум человеку с активным запасом слов около 25 тысяч.
Но, оказывается, существует очень много других продуктов и диковинных блюд на букву «а», которые можно встретить в национальных кухнях самых разных народов мира. К примеру, не многие слышали о блюде из смеси свежих томатов, репчатого лука, баклажан и картофеля, именуемого аджапсандали, да и слово альбакон, которым именуется желтоперый тунец, знакомо далеко не всем.
Между тем, если однажды заглянуть в кулинарный глоссарий, то там можно найти еще множество причудливых названий незнакомых доселе кушаний и вкусностей. Так, открыв вкладку «продукты на букву «а», можно прочитать такое название, как айоли – чесночный соус, родиной которого является область Прованс на юге Франции. По вкусу айоли чем-то напоминает майонез и готовится из таких ингредиентов: чеснок, лимонный сок, куриные яичные желтки, оливковое масло. Такой соус отлично подойдет к овощам или вареным яйцам, а жареной рыбе и приготовленной на гриле курице он добавит пикантности и немного остроты.
Но в кулинарии начинаться на букву «а» могут не только продукты питания, но и определенные категории еды. К примеру, французское слово антреме скрывает за собой блюдо, которое подается в перерыве между гарниром и десертом и способствует нейтрализации вкуса предыдущего блюда для хорошего восприятия сладкого.
Учим буквы: буква А
Как изучать буквы весело и с пользой? Конечно же, нужно их выкладывать из веточек, раскрашивать, обводить пальчиком и «пропрыгивать» на снегу или песке. А для успешного распознавания букв на письме у Айкьюши есть интересные задания.
Увлекательные онлайн задания по чтению и грамоте для детей
Знакомство с буквами традиционно начинают с букв А, и уж ее-то ребята ни с какой другой буквой и никогда не путают. Но вот навык узнавания буквы А среди других букв — сложная для маленького ребенка задача. Придется объяснить ему, что букв очень много, а буква А выглядит только так. Другие буквы — не А. Какие занятия будут полезны, кроме выполнения заданий на раскраске от IQsha?
- Пойте букву А. Как карлики и как великаны; как храбрецы и как трусишки; как волк и как мышонок и т.п.
- Выкладывайте букву А изолентой — это будет автомобильная дорога. По маршруту «А» могут следовать автобусы и трамваи.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
- Используйте букву А из магнитной азбуки или набора кубиков, чтобы помечать этой буквой игрушки и домашние предметы, в названии которых есть А. Акварельные краски, кружка, тазик, лента — в доме, оказывается, очень много вещей со звуком А. Если вашему ребенку уже больше 4,5 лет, но он еще не знаком с буквами, вы можете искать слова, которые начинаются или заканчиваются на А, а вот младшим деткам определение начала и конца звука в слове может быть слишком сложным.
- Предложите ребенку вылепить букву А из пластилина, а сами слепите еще несколько похожих букв — к примеру, И, М, Л. Перемешайте буквы, выложите в ряд и накройте тонким слоем ваты. Предложите малышу сквозь вату нащупать свою букву А.
- Учите стихи про букву А, но не связывайте букву с одним определенным словом или стихотворением, чтобы малыш запомнил очертания буквы, а не тот факт, что она, к примеру, «арбуз».
Не стоит надолго «застревать» на одной букве, через два-три дня переходите к другим гласным буквам. Алфавит для детей может быть увлекательным делом для развития фантазии всей семьи 🙂
Увлекательные онлайн задания по чтению и грамоте для детей
Комплименты на букву «А»
Здесь вы найдете наиболее полный список красивых, ласковых слов, комплиментов как для девушки, так и для мужчины. Каждое из слов начинается с буквы «А». Обратите внимание, не все комплименты традиционны, часть их – оригинальны и своеобразны.
Если вам нужны комплименты начинающиеся на другие буквы алфавита – нажмите на нужную букву в списке: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Для девушки
- абсолютная, абсолютно (женственная, прекрасная, завораживающая и т. д.)
- авангардная
- авантюристочка
- августейшая
- адамантовая (от английского «адамант» — алмаз)
- адаптивная
- адекватная
- адреналиновая
- адская (в хорошем смысле – адская красотка, очаровашка, адски длинноногая, умная и т. д.)
- азартная
- аккуратистка
- аккуратненькая
- активная
- актуальный
- акула (в профессии, в спорте, в танцах и т. д.)
- аллегоричная
- алмаз
- алмазная
- алмазик
- альтруистичная
- альфа-самочка
- аленький цветочек
- амазонка
- амбициозная
- ангел
- ангелочек
- ангелоподобная
- ангел-хранитель
- ангельски хороша
- аномально (аномально красивая, аномально умная, аномально адекватная и т. д.)
- антидепрессивная
- апофеозная
- аппетитная
- аппетитненькая
- аппетитно-вкусненькая
- аристократка
- аристократичная
- ароматная
- ароматненькая
- Артемида
- Артемидоподобная
- артистичная
- архиважная
- Атлантида
- атласная
- аутентичная
- Афина
- Афродита
- афродизиак (мой)
- аццки жгучая, заводная, перченая и т. д.
Для мужчины
- абрикосик
- абсолютный (мужчина, абсолютно брутальный, адекватный, умный и т. д.)
- авангардный
- авантюрный
- автоклассный
- автономный
- автоном
- авторитет
- авторитетный
- адамантовый (от английского слова «адамант» — алмаз)
- адаптивный
- адекват
- адекватный
- адреналин
- адреналинчик
- адски (крут, красив, умен, обаятелен и т. д.)
- азартный
- ай-болит (ай-болитик мой)
- аккуратненький
- аккуратист
- аксакал
- активный
- алмаз
- алмазный
- алмазоподобный
- альтруистичный
- альфа-самец
- амбициозный
- аметистовый
- амурный
- аналитик (аналитичный, аналитического ума)
- ангел-хранитель
- аномальный (аномально-проницательный, аномально умен и т. д.)
- антивибратор
- антидепрессант
- антидот
- апокалипсный
- Аполлон
- апофеозный
- аппетитный
- аристократ
- аристократичный
- армагеддонистый
- армагеддонский
- ароматный
- ароматичный
- артистичный
- архиважный
- аскетичный
- аспиринчик
- атаман
- атлетичный
- атлетически сложенный
- атомный
- атомный заряд
- атом-заряженный
- атмосферный
- аутентичный
- аттрактор
- аттрактивный
- афродизиак (мой)
Если вам нужны только слова прилагательные (по алфавиту) являющиеся комплиментом мужчине, список найдется – здесь.
Als de notitie is […] Geschreven в Meerdere T AL E Z O Мы L Cijfers A L S букв B e va т, кан де конверси […]неверный текст. гардероб.быть | Если записка написана на […] MULTIP E NAY Возраст S или C ONT AINS BO NUM BE RS AN D Буквы, C на версии . ]в текст может не работать. одежда.be | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Net als de zwitsers hebben Wij verschillende талан в наземных землях, en het o n s Лот , , , м AG IK Zeggen, Ook ons vermogen, tegenstellingen te verbinden. goetheanum.org | Как и в Швейцарии, у нас в стране несколько языков, и это часть нашей судьбы и, если можно так сказать, нашей способности объединять противоположности. goetheanum.org | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Делист […] Bevat Allien Nog de BesteMmingen Die BeingNen Mete de Ingevo D EZ E букв B E ва ттен.navigon.com | Список теперь содержит только те адресаты, которые начинаются с w it h или c on tain th e букв e ntered. navigon.com | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Zij wordt voorzien […] van een nu мм E R A N EEN LE TT E R of r M e t een номер […]en vermeldt voor iedere aandeelhouder het […]aantal en de sort van de door gehouden aandelen, alsmede, naast de in lid 1 genoemde gegevens, de wijze waarop hij de дивиденден en andere uitkeringen in contanten die hem op die aandelen toekomen, wenst te zien betaald. unilever.com | Он должен […] получить номер er или a lett er или письма на ge ter с номером, […], и он должен записать для каждого акционера номер […]и класс принадлежащих ему акций, а также, помимо сведений, упомянутых в пункте 1 настоящего документа, способ, которым он желает выплачивать дивиденды и любые другие денежные выплаты, причитающиеся ему по таким акциям. unilever.com | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Dit kan leiden tot het gevoel dat men de controle over het […] собственный уровень n e n lot v e rl iest.сообщество-partnership.net | Это может привести к ощущению потери контроля […] над своим l если e d судьба .сообщество-partnership.net | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Als u dezelfde toets moet […] [gebruiken voor an de r e письма c i jf
|