Игры по обучению чтению
Артикуляция звуков:
Цель: развивать подвижность речевого аппарата, отработать произношение согласных, избежать монотонности и нечеткости произношения.
Как играть?
Дома перед зеркалом ребёнок вместе с Вами хором тренируется в произношении основных гласных по порядку: а, о, у, ы, и, э. Затем сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д. Следующий этап- тренировка чтения различного рода сочетания гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Потом дети делают глубокий вдох, и на выдохе читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнх, жлпфхчшбрптсткл.
Совет:
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, необходимо давать ребёнку упражнения в качестве разминки перед чтением.
Артикуляция звуков:
Цель: развивать подвижность речевого аппарата, отработать произношение согласных, избежать монотонности и нечеткости произношения.
Как играть?
Дома перед зеркалом ребёнок вместе с Вами хором тренируется в произношении основных гласных по порядку: а, о, у, ы, и, э. Затем сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д. Следующий этап- тренировка чтения различного рода сочетания гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Потом дети делают глубокий вдох, и на выдохе читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнх, жлпфхчшбрптсткл.
Совет:
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, необходимо давать ребёнку упражнения в качестве разминки перед чтением.
Артикуляция звуков:
Цель: развивать подвижность речевого аппарата, отработать произношение согласных, избежать монотонности и нечеткости произношения.
Как играть?
Дома перед зеркалом ребёнок вместе с Вами хором тренируется в произношении основных гласных по порядку: а, о, у, ы, и, э. Затем сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о,
Совет:
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, необходимо давать ребёнку упражнения в качестве разминки перед чтением.
Артикуляция звуков:
Цель: развивать подвижность речевого аппарата, отработать произношение согласных, избежать монотонности и нечеткости произношения.
Как играть?
Дома перед зеркалом ребёнок вместе с Вами хором тренируется в произношении основных гласных по порядку: а, о, у, ы, и, э. Затем сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д. Следующий этап- тренировка чтения различного рода сочетания гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Потом дети делают глубокий вдох, и на выдохе читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнх, жлпфхчшбрптсткл.
Совет:
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, необходимо давать ребёнку упражнения в качестве разминки перед чтением.
Артикуляция звуков:
Цель: развивать подвижность речевого аппарата, отработать произношение согласных, избежать монотонности и нечеткости произношения.
Как играть?
Дома перед зеркалом ребёнок вместе с Вами хором тренируется в произношении основных гласных по порядку: а, о, у, ы, и, э. Затем сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д. Следующий этап- тренировка чтения различного рода сочетания гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Потом дети делают глубокий вдох, и на выдохе читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнх, жлпфхчшбрптсткл.
Совет:
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения,
Артикуляция звуков:
Цель: развивать подвижность речевого аппарата, отработать произношение согласных, избежать монотонности и нечеткости произношения.
Как играть?
Дома перед зеркалом ребёнок вместе с Вами хором тренируется в произношении основных гласных по порядку: а, о, у, ы, и, э. Затем сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д. Следующий этап- тренировка чтения различного рода сочетания гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Потом дети делают глубокий вдох, и на выдохе читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнх, жлпфхчшбрптсткл.
Совет:
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, необходимо давать ребёнку упражнения в качестве разминки перед чтением.
Артикуляция звуков:
Цель: развивать подвижность речевого аппарата, отработать произношение согласных, избежать монотонности и нечеткости произношения.
Как играть?
Дома перед зеркалом ребёнок вместе с Вами хором тренируется в произношении основных гласных по порядку: а, о, у, ы, и, э. Затем сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д. Следующий этап- тренировка чтения различного рода сочетания гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Потом дети делают глубокий вдох, и на выдохе читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнх, жлпфхчшбрптсткл.
Совет:
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, необходимо давать ребёнку упражнения в качестве разминки перед чтением.
Артикуляция звуков:
Цель: развивать подвижность речевого аппарата, отработать произношение согласных, избежать монотонности и нечеткости произношения.
Как играть?
Дома перед зеркалом ребёнок вместе с Вами хором тренируется в произношении
Совет:
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, необходимо давать ребёнку упражнения в качестве разминки перед чтением.
infourok.ru
Картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Картотека игр по обучению чтению
Картотека игр по обучению чтению.
Помоги слову найти последнюю букву.
Оборудование: касса букв и слогов.
Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Дети соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.
Слог или слово.
Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например: САД
МАК
РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ЛУЧ
ШКИ
НИТ
Каждому слову - свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.
Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу . Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук,лак, сук,мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса
Слово или не слово ?
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой , если на карточке окажется слово , либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочетание на карточке не является словом.
Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.
Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.
Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом- имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.
БАНТ ВЫСОКОЕ
РЕКА СИНИЙ
КНИГА ГЛУБОКАЯ
ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.
Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв( например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом( слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны:»Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и.т .п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик.
Читатель «молния».
Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
Можно использовать и другой метод: чтение со счетом. Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.
Эти упражнения можно использовать при закреплении знаний по русскому языку, например находят в тексте словарные слова или слова на определенное правило.
Дети готовы к чтению предложений в очень разные сроки. Эти сроки зависят и от возраста малыша и от того, как давно он занимается чтением, от интенсивности и регулярности занятий. Как же определить момент готовности ребенка к чтению предложений? Наиболее правильным будет начинать обучение чтению предложений после успешного освоения чтения слов из 3-8 букв. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанных слов.
Чтение предложений
Старайтесь вводить предложения постепенно. Начните с несложных предложений, состоящих из 2-3 слов. Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, постепенно увеличивайте количество слов до 6-8. Если же вашему малышу еще только 4 года, ограничьтесь пока предложениями из 2-3 слов, более длинные предложения он с легкостью научится читать чуть позже.
Здесь представлено 13 игр. Предложения, которые приведены в этих играх, примерные и не требуют точного исполнения. Вы можете сами найти или составить предложения, но старайтесь составлять предложения по темам, близким вашему ребенку: о животных, об игрушках, о героях сказок и т. п.
Помните, что читать предложения для ребенка значительно труднее, чем читать слова. Поэтому в начале стоит сократить время занятий.
Записочки
Цель: развитее навыков чтения простых предложений с пониманием прочитанного.
Возраст: с 5 лет.
Оборудование: небольшой "сюрприз" (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.
Напишите в первой записке: "Посмотри под книгой". Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: "Посмотри под подушкой". В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: "Загляни в холодильник" и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть - найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное - удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.
Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: "Проверь почтовый ящик", "Подойди к двери", "Встань к ней спиной", "Сделай 5 шагов прямо". Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: "Присядь и посмотри вправо", а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: "Посмотри в верхнем ящике комода", "Вытащи записку из левого кармана куртки". Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.
Варианты:В игры такого рода очень хорошо играть на природе - в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: "На ветке березы", "Смотри на пеньке", "Ищи под елкой", "Прочитай, что написано на песке" и т. д.
Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: "Три шага вправо от качелей", "Спрятано под горкой", "Смотри на карусели", "Копайте посередине песочницы" и т. д.
Продолжи предложение
Цель: развитие навыков чтения простых предложений, пополнение словарного запаса, развитие навыков словоизменения.
Возраст: с 5 лет.
Оборудование: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:
КОРОВА ЖУЁТ ___________ .
СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ .
НАСТЯ ЕСТ __________ .
Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!
Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.
СОБАКА СПИТ В ________ .
САША ЛЁГ В _________ .
ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ .
(БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)
ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .
УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .
ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ .
(МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)
СНЕГ ИДЁТ _________ .
КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .
ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ .
(ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)
ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .
ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .
ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .
ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ .
(САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)
Загадки
Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие мышления.
Возраст: с 5 лет.
Оборудование: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами.
К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка. Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему.
На тему "Домашние животные" можно загадать следующие загадки:
- Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)
- Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)
- Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)
- С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)
- Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК)
Для темы "Транспорт" подготовьте такие загадки:
- Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)
- Используют для перевозки грузов.
- Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)
- Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)
- Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)
- Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО)
Для темы "Деревья" можете использовать эти загадки:
- Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)
- Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ)
- Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)
- Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)
- Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)
Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.
Догадайся, что дальше?
Цель: развитие навыков чтения предложения с пониманием прочитанного, развитие мышления.
Возраст: с 5 лет.
Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.
Используйте эти и подобные предложения:
В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.
Вариант:Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.
Снежный ком
Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие скорости чтения.
Возраст: с 5 лет.
Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.
Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ.
Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.
Предложение рассыпалось
Цель: развитие навыка чтения простых предложений, навыков языкового синтеза предложений
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.
Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:
КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.
НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.
ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.
ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.
КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.
КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.
УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками.
Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения.
Например: КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ.
Вариант: Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом.
Слово потерялось
Цель: развитие навыков чтения простых предложений, навыков словоизменения, языкового анализа и синтеза.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны с геометрическими фигурами, ножницы.
Напишите на листах бумаги словосочетания, в которые входят предлоги. Предлоги не пишите, оставьте для них место. Например, ЧАЙ _ САХАРОМ, КОШКА _ ДИВАНЕ, КОСТЮМ _ КЛЕТКУ, СОБАКА _ ЗАБОРОМ, ПРИШЛА _ ШКОЛЫ, КНИГА _ ГОРОДЕ. С помощью шаблона нарисуйте разные геометрические фигуры и вырежьте их. Предлоги напишите на фигурах (С, НА, В, ЗА, ИЗ, О). Добавьте в комплект какой-нибудь лишний вариант ответа. Например, ОТ или ПО. Для одной игры достаточно 3-8 сочетаний слов.
Расскажите ребенку, что из словосочетаний "убежали" самые маленькие словечки, их необходимо вернуть на место. Для этого надо внимательно прочитать слова и догадаться, какое словечко, в какое место вернуть. Обратите внимание ребенка, что нужно внимательно читать слова, приведите пример неправильного подбора предлога. Например, РЫБКА НА ОЗЕРЕ, СКАЗКА В ГНОМАХ.
Радуйтесь вместе с ребенком, правильно выполненным заданиям, веселитесь, если случайно получаются забавные сочетания слов.
Вариант:Можете использовать в качестве основы игры и простые предложения с опущенными предлогами. Например: ВОДУ НАЛИЛИ_СТАКАН (В) или МАШИНА ПРОЕХАЛА_УЛИЦЕ (ПО).
Что не так?
Цель: развитие навыков чтения предложений с пониманием прочитанного, развивать внимание.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: бумага для записей, простой карандаш или ручка.
Напишите от руки или распечатайте на принтере пословицы, специально допустив в них "забавные" ошибки.
Предлагайте ребенку читать пословицы, пусть он по смыслу догадывается об ошибке и исправляет ее, зачеркивая "заблудившуюся" букву. Не забывайте спрашивать ребенка о смысле прочитанной им пословицы.
Для игры вы можете использовать эти варианты заданий.
Ус хорошо, а два лучше. (УС-УМ)
Работа не полк - в лес не убежит. (ПОЛК-ВОЛК)
Машу маслом не испортишь. (МАШУ-КАШУ)
На ловца и дверь бежит. (ДВЕРЬ-ЗВЕРЬ)
Лес рубят - кепки летят. (КЕПКИ-ЩЕПКИ)
Нашла коза на камень. (КОЗА-КОСА)
Правда глаза полет. (ПОЛЕТ-КОЛЕТ)
Старый круг лучше новых двух. (КРУГ-ДРУГ)
Не игла шьет, а раки. (РАКИ-РУКИ)
На сердитых соду возят. (СОДУ-ВОДУ)
Без труса не вытащишь и рыбку из пруда. (ТРУСА-ТРУДА)
Рыбка мелка, да муха сладка. (МУХА-УХА)
На безрыбье и бак рыба. (БАК-РАК)
У грача лечись, а у умного учись. (ГРАЧА-ВРАЧА)
Для одного занятия достаточно выполнить 3-5 заданий.
Делай раз, делай два
Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, с умением запоминать прочитанное.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: "Подними руки вверх", "Хлопни три раза", "Присядь пять раз", "Сделай два наклона вперед", "Попрыгай на правой ноге", "Сделай четыре шага назад", "Опусти левую руку", "Пробеги до двери", "Повернись к окну", "Пройди как медведь", "Постой на левой ноге", "Повернись вокруг себя" и т. д.
Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.
Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.
Я – артист
Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие выразительности речи.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Напишите на отдельных листах бумаги предложения из данного списка.
1. ОТКРОЙТЕ РОТ И СКАЖИТЕ: "А-А-А"!
2. ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ.
3. ПОКУПАЙТЕ МОРОЖЕНОЕ: ФРУКТОВОЕ, СЛИВОЧНОЕ, ШОКОЛАДНОЕ!
4. СТОЙ! КТО ИДЕТ?
5. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ТЕПЛАЯ ПОГОДА И СИЛЬНЫЕ ДОЖДИ.
6. НАЧНЕМ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ.
7. КАКУЮ ПРИЧЕСКУ ХОТИТЕ СДЕЛАТЬ?
8. ВАМ ПИСЬМО!
9. ПРАВО РУЛЯ! ПОЛНЫЙ ХОД!
Предложите ребенку прочитать предложения и отгадать, люди каких профессий могут говорить такие слова. После попросите прочитать предложения заново, но при этом еще и сыграть роли людей этих профессий - сделать какие-то характерные движения, продекламировать соответствующим голосом. Предложите произнести эти фразы в микрофон.
Составь пословицы
Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, пополнение словарного запаса, развитие мышления.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: белый или цветной картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка.
Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл.
Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Мал муравей телом, да велик делом.
Мал золотник, да дорог.
Как аукнется, так и откликнется.
Добрый пример лучше ста слов.
Поспешишь - людей насмешишь.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему "Дружба":
Дружба - не гриб, в лесу не найдешь.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой.
Верную дружбу и топором не разрубишь.
Или на тему "Учеба":
Делу - время, а потехе - час.
Тяжело в учении - легко в бою.
Хочешь больше знать - надо меньше спать.
Кто много читает, тот много знает.
Возьми книгу в руки - не будет скуки.
Красна птица пером, а человек умом.
Век живи - век учись.
Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения.
Вариант: Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например:
Любишь кататься - не сиди на печи.
Век живи - не суйся в воду.
Поспешишь, тогда и друзья с тобой.
Добрый пример не утаишь.
Слово не воробей, в лесу не найдешь.
Вставь окончания
Цель: развитие навыков чтения предложений с пониманием прочитанного, развитие навыков словоизменения.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие:
РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_.
СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_.
СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ .
НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ .
ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_.
ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ .
БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_.
На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ.
Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний.
Вариант: Если ребенку пока трудно читать длинные предложения, это упражнение можно провести и со словосочетаниями.
Напишите на карточках слова:
М0КР_ ДОРОГА,
МОКР_ БЕЛЬЕ,
МОКР_ РУКИ,
МОКР_ ЗОНТ или
НОВ_ ДОМ,
НОВ_ КНИГА,
НОВ_ ДРУЗЬЯ,
НОВ_ ПРЕПЯТСТВИЕ.
Используйте те же карточки с окончаниями.
nsportal.ru
задания по чтению в игровой форме, занимательные слоговые упражнения
Маленьким детям трудно сосредоточиться на процессе изучения новых букв и слов. Они недавно научились говорить, используя аудиальную память. Для подключения важной визуальной памяти, которая потом пригодится в школе, лучше всего подойдут разнообразные игры по обучению чтению дошкольников. Есть методики, которые успешно применяют как в обычных занятиях, так и в интерактивных интернет-программах.
Любовь к чтению — с детства
Ребенок развивается играя. На смену сухим и механическим заучиваниям букв давно пришли игровые методы учебы, когда буквы воспринимаются как игрушки, с которыми можно придумывать интересные занятия. Статистика подтверждает эффективность такого подхода. Дошкольники, активно игравшие в буквы и слова, легко схватывают суть школьных заданий и отлично учатся.
Подготовка к миру букв
Перед началом занятий малыш может не захотеть открывать книжки и подолгу их рассматривать. Даже будущий первоклассник не сразу воспримет такую форму игры, сопряженную с учебой. Важно понемногу увеличивать время занятий и приступать к ним лишь при следующих условиях:
- Ребенок хорошо выспался, отдохнул и полон сил, или, наоборот, после активных занятий спортом, для смены обстановки.
- Отлично развивают занятия в парке, на пляже, в магазине. Малышу трудно усидеть за письменным столом, а во время прогулки можно рисовать буквы и цифры мелом, лепить из снега или песка, узнавать знакомые очертания на вывесках и ценниках в супермаркете.
- Пусть уроки будут по 5−10 минут, но каждый день. Это намного полезнее, чем часовое занятия два раза в неделю.
- Недопустимо ругать ребенка за невнимательность и неудачи. Задача родителя — вселить уверенность в маленького человека, что все получается, и читать он научится обязательно. Не нужно ждать результата к конкретному сроку. Это должна быть игра, которая когда-нибудь принесет успех.
- Обучение чтению принесет результат, только если устная речь дошкольника хорошо развита. Визит к логопеду не стоит откладывать, если ребенок неправильно согласует слова, переставляет слоги местами и искаженно произносит простые сочетания звуков.
- Обязательно включать в занятия физкультминутки, пальчиковую гимнастику под ритмичные считалки и стишки, даже если урок не превышает 5 минут.
Обучение ребенка чтению в игровой форме эффективнее всего начинать с 4−5 лет, когда мозг максимально готов вникать в лингвистические тонкости и сопоставлять форму и значение.
Оживление азбуки
Вначале можно рассказать ребенку, что все слова, которые он произносит, состоят из букв и показать алфавит. Потом, в специальных раскрасках оживлять черно-белые буквы разными цветами или размазывать пластилин по контурам. Тогда они не будут казаться чем-то незнакомым в последующих занятиях. Среди множества букварей можно особенно выделить книги:
- Н.С. Жуковой — с множеством прикладных заданий по изучению алфавита и слоговой системы для самых маленьких и для дошкольников, игровыми карточками и лото;
- Е.В. Бахтиной — с красочными иллюстрациями, шаблонами для разукрашивания и лепки, что помогает создать запоминающийся образ каждой буквы.
Полезным вкладом в обучение будет приобретение красивого альбома. Там легко получится отвести для каждой буквы по странице, нарисовав ее крупно и предложив ребенку нарисовать и приклеить рядом собственную версию. В дальнейшем на эти страницы можно приклеивать картинки со словами, начинающимися на разные буквы, стишки и считалки с их использованием, рисунки и поделки. Также эффективно и интересно делать следующее:
- ежедневно читать короткие стишки, где в рифмованной форме упоминается конкретная буква. На одно занятие достаточно пары стихотворений, а в последующих добавлять новые;
- приобрести раскраски, где каждый значок азбуки сопровождается ассоциативными рисунками и изображениями предметов, начинающихся на тот же звук. Например, Д — дом, дерево, дым, а Б — бегемот, булка, бант;
- искать только что изученную букву среди множества других или внутри предложенных слов;
- лото и домино отлично подойдут, когда азбука станет знакомой. Интересно угадывать, какая картинка начинается с буквы на выпавшей карточке.
Увлекательное творческое задание — самостоятельно сделать буквенный дом. Для этого понадобится ватман или даже картонная коробка, ведь дом можно смастерить размером с самого ученика. Главное — сделать открывающиеся окошки по количеству знаков алфавита, а сами буковки нарисовать отдельно.
По мере изучения нужно добавлять новых жителей в окошки с помощью скрепок, ежедневно проверяя и повторяя. Затем взрослый готовит интересные картинки с изображением угощения, которое требуется принести в нужные окошки, например, суп и сок отправятся к букве С, а пирог и печенье — к П. Также можно приводить гостей — героев сказок по такому же ассоциативному принципу. Русалочка подружится с Р, а Буратино с Б.
От слога к слогу
Уроки чтения для дошкольников начинаются с освоения слогов. Цель — научить читать две-три буквы слитно, соединяя их в целостный звук.
Занимательное соединение
Авторы-педагоги предлагают определённые методики, которые облегчают процесс понимания.
Н.С. Жукова в своих книгах советует пользоваться картинками для слогового образования. Буквы слога разделены дорожкой, на которой изображен человечек. Произнося первый звук, нужно, не отрывая пальца, вести человечка до второго буквенного значка, при этом продолжая тянуть первую согласную. Это весело и наглядно показывает слияние звуков.
В книгах Ю. В. Тумалановой по занимательному чтению для дошкольников 5−6 лет предлагается более сложная программа:
мама держит крупную карточку с буквой, предлагая малышу назвать ее и тянуть звук несколько секунд. В это время карточку нужно откинуть и показать следующий буквенный знак слога;
- мама показывает первую часть слога на одной стороне карточки, а пока ребенок ее произносит, переворачивает и предлагает назвать вторую часть на обороте;
- взрослый держит две карточки на разной высоте. Ребенок узнает и произносит верхнюю букву, а взрослый медленно соединяет карточки, делая знак переходить к нижней.
Такие упражнения для обучения чтению дошкольников помогают наглядно понять, как соединить два разных звука в один, и почему слог читается слитно. Рекомендуется начинать с простых слогов, состоящих из согласной и гласной букв, а позже попробовать соединять уже два слога друг за другом. Процесс станет еще интереснее, если подключить коротенькие сказки и игры с дорожками:
- каждый день отправлять согласные буквы по очереди на прогулку в лес. Там они встречают гласные и поют с ними куплеты песенок, состоящие из простых слогов;
- гласные буквы могут жить в доме, куда приходят согласные и разговаривают. Заодно можно придумать какие слова они хотят произнести, используя выученные слоги;
- вырезать из разноцветного картона буквы с ручками, чтобы соединять их при дружеской встрече. Гласные и согласные рекомендуется сделать двух разных цветов;
- игры -«бродилки», в которых на игровом поле написаны разные слоги и нужно бросить кубик, чтобы перейти на следующий этап, прочитав соединение, можно сделать самим, а можно и купить;
- по тому же принципу работают буквенные трассы для машинок, на которых пишутся слоги в паре сантиметров друг от друга. Машинка переходит от одного слога к другому. Отлично сработает этот метод, если устроить соревнование на двух дорожках одновременно. Чем больше будет игроков, тем лучше.
В качестве отдыха можно использовать слоговые раскраски. Цельная картинка поделена на множество секторов, каждый обозначен определенным слогом, которому соответствует свой цвет. Если задание выполнено правильно, то получается красивое изображение, а ребенок ненавязчиво запоминает сочетания букв.
Ситуативные упражнения
После успешного освоения принципа соединения гласных и согласных нужно сделать слоги понятными и знакомыми. Взрослому придется приобрести или подготовить самостоятельно карточки со слогами в разных вариациях. Психологи советуют рисовать гласные красным цветом, а согласные — синим. Есть много игр, в которых сочетания букв выступают главными героями, а ребенок запоминает их без нудных проверок, на уровне подсознания:
- карточки становятся вкусными пирожными, которыми взрослый предлагает угостить игрушки, называя их по очереди. Ребенок должен понять какой слог предложить кукле или мишке, прочитав его вслух;
- листочки со слогами становятся строительными блоками, которые отвозят на машинке к месту строительства — листу ватмана. Когда все кирпичи будут собраны, их можно наклеить на лист в виде дома;
- разложив несколько карточек на полу, будет интересно поиграть в самолетики, направляя в разные аэропорты, в роли которых будут слоги. Также можно развозить машинки по слоговым гаражам;
- с помощью изображений с животными и героями сказок легко организовать игру в почтальона. Письма-слоги надо отнести тому, чье имя или название начинается с этого сочетания букв;
- в отдельной коробке можно хранить слоги, разрезанные на половины. Задача — соединить нужные части и прочитать;
- разложить перед игрушечными зверями карточки со звукоподражательными словами «МУ», «КВА», «КРЯ», намеренно их перепутав. Ребенок должен прочесть и правильно распределить звуки между игрушками;
- если у ребенка много кукол с разными именами, то будет интересно раздать им карточки-подарки, на которых будет написана первая часть их имен.
Такие задания для обучения чтению дошкольников полезны также для развития логики и воображения. Позже их можно усложнить. Понадобятся карточки с основным изображением любых предметов. Рядом с каждой надо расположить первый слог, а с другой стороны — несколько вариантов второго слога. Цель — подобрать правильное окончание предмета на картинке. Среди пособий по урокам чтения для дошкольников часто встречаются задания, когда обе части слова представлены картинками, которые нужно правильно записать, чтобы получить результат. Такие шарады отлично развивают мозговую активность.
Превращение слов в предложения
Переход к более сложным заданиям не означает отказа от игры, хотя на этом этапе будет больше работы с книгами. Усвоив слоги, ребенок готов к переходу на новый уровень — соединять их в слова и предложения. Прежде чем переходить к чтению в букваре, можно поиграть со словами следующим образом:
- сложить карточки в мешочек, вытаскивать по одному и читать, ведя пальцем от слога к слогу;
- спрятать в коробку карточки, с одной стороны которых нарисованы картинки, а на обороте — слова. Цель — постараться прочитать, а перевернув, сравнить с исходником;
- меняться карточками с членами семьи или друзьями, сев в круг. Каждый читает свое слово и кладет в центр, затем карточки перемешиваются, и игроки, читая, вспоминают, у кого какое слово было раньше;
- в специально подготовленных дорожках слов на листке бумаги ребенок должен раскрасить те прямоугольники, в которых написаны предметы определенной формы, одного цвета или обозначения еды, животных, игрушек;
- вырезать из цветного картона следы больших размеров и написать на них слова. В конце цепочки можно положить приз, чтобы было интереснее. Передвигаться вперед можно, только прочитав слово.
Такие игры не только разнообразят процесс учебы, но и отлично подойдут для тематических дней рождения.
Дети любят придумывать предложения самостоятельно. Для начала можно предложить три слова, прочитав которые, легко составить предложение. Есть специальные лото с подборкой слов для каждой новой ситуации, но заготовить карточки можно и самостоятельно. Лучше подбирать короткие слова и избегать предлогов.
Маленькие ученики обрадуются, если предложения будут с именами их любимых героев сказок или мультфильмов. Также интересно использовать для первых занятий по чтению тексты, где часть слов заменена на картинки. Это облегчает процесс, и текст не кажется слишком скучным.
В конце занятия нужно обязательно хвалить ребенка, даже если успехов не очень много. Если занятия будут ассоциироваться с окриками и расстроенным видом родителя, ожидающего более быстрых результатов, в дальнейшем любовь к чтению у малыша вряд ли появится. Так что наберитесь терпения и как можно больше разнообразьте игры по обучению чтению дошкольников.
Оцените, пожалуйста, статью
Загрузка...Интересное по теме
friendly-life.ru
Обучение чтению дошкольников | Лучшие методики и игры
Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.
С чего начать?
На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.
Несколько примеров игр для детей 4 лет
- Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.
Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.
- Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.
Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.
- Подарок для игрушки. Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.
Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.
Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.
Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.
- Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.
- Нарисуйте сами на листе бумаги простые и известные ребенку предметы, специально не дорисовав какие-то значимые детали: машину без колеса, кошку без хвоста, стол без ножки, чайник без носика и т.д. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и дорисовать недостающие детали. Такие задания позволяют развивать логику и видеть предметы целиком.
- Предложите ребенку распутать «лабиринт», то есть нарисовать его с конца до начала, соблюдая все повороты. Нарисуйте сами, как это сделать. Для «лабиринта» возьмите карандаш или фломастер светлого цвета, а для распутывания –темного цвета. Таким образом, при выполнении задания лабиринт будет перекрашен в другой цвет.
- Сами нарисуйте различные предметы и попросите ребенка рассмотреть картинки и рядом нарисовать такие же. Обращайте внимание ребенка на все мелкие детали, размер и расположение фигур. Похвалите за правильность и точность выполнения задания.
- После закрепления навыка рисования по образцу, предложите ребенку нарисовать что-то по памяти. Лучше начинать с простых изображений геометрических фигур или хорошо знакомых предметов.
- Предоставьте ребенку возможность нарисовать задания для вас. А при выполнении их специально сделайте несколько ошибок — не дорисуйте деталь или наоборот придумайте лишние. Ребенку будет нравиться находить и исправлять ваши не точности.
Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.
Учим буквы
Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.
- Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
- Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
- Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
- Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
- Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.
Учимся читать по слогам
В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.
На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.
Читаем слова
Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.
Вставь букву
Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.
Картинка со словом
Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.
Закончи слово
Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.
Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео
При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.
mamamozhetvse.ru
Консультация (логопедия) по теме: Игры для обучения детей чтению
ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители все чаще убеждаются, что эти умения облегчат ребенку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не превратилось в нудную обязанность? Самое важное, на мой взгляд, — создать обстановку непринужденности, когда желание чему-либо научиться возникает как бы само собой.
Предлагаемая подборка игр использовалась мною в процессе многолетней работы в детском саду, прошла испытание временем и может помочь воспитателям и родителям, желающим, чтобы обучение детей грамоте прошло весело и интересно, не «из-под палки». В свое время в такие игры со мной играли мои родители.
ЗВУКОВОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Ребенку надо объяснить, что в мире существует много разных звуков, но самые важные для общения — это звуки речи. Таким образом, ребенок понимает, что наша речь состоит из слов, которые, в свою очередь, состоят из звуков речи. Взрослый может играть с ребенком, выделяя в словах определенные звуки. Есть такая закономерность: чем лучше ребенок осознает звучащую речь, ее построение, тем легче он овладевает осознанным беглым чтением и грамотным письмом. Ведь по существу чтение и письмо — это действия со звуками слова, которые материализуются с помощью букв. Именно поэтому рекомендуемся перед знакомством с буквами дать ребенку представление о звуковой стороне языка.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
Взрослый задает вопросы ребенку, например:
— Как мама укачивает младенца? (A-a-a!)
— Как гудит поезд? (У-у-у!)
— Как мы греем ручки? (Х-х-х|)
— Как жук жужжит? (Ж-ж-ж!)
— Как дуст ветерок? (Ш-ш-ш!)
— Как пищит комарик? (З-з-з!)
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ
Эта игра развивает слуховое внимание и быстроту мышления. Ребенку дается такая инструкция; «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай. Если в слове услышишь звук [3], то один раз хлопни в ладоши: ЗЗЗабор, дом, роЗЗЗы, стол, ЗЗЗамок, школа, ЗЗЗоопарк и т.д.».
СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ
Игра на развитие фонематического слуха, быстроты мышления. Взрослый говорит: «Придумай слово, начинающееся со звука [Ш]», и бросает мяч ребенку. Тот ловит мяч, называет слово, например «шарф», и бросает мяч обратно. Потом взрослый называет другой звук, например [М], — «машина» и т.д.
МАГАЗИН
Взрослый понарошку отправляет ребенка и магазин за продуктами и просит купить только те продукты, в названиях которых встречается какой-то определенный звук, например [Р]. Ребенок может «купить» каРтошку. огуРцы, помидоРРРы, тоРРРт, РРРыбу, моРРРоженое, саРРРдельки и т.д. А со звуком [С] — мяСССо, колбаСССу, СССметану, СССахар, СССоль, CCCoyCСС, СССухарики и т.д.
МЯЧИК-СМЯГЧИТЕЛЬ
Эта игра развивает у ребенка фонематический слух, речь и внимание.
1. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым согласным звуком в начале, а ребенок, поймавший мяч, произносит то же слово, но заменив 1-й твердый согласный звук на парный мягкий. Например: рад — ряд, мал — мил, лук — люк, нос — нес, воз — вез, ров — рев, мыл — мил, вол — вел и т.п.
2. Таким же образом можно заменять последний согласный твердый звук на мягкий парный. Например: угол — уголь, брат — брать, ел — ель, топ - топь, мел - мель, хор — хорь, стал — сталь, пыл — пыль, жар — жарь, был — быль, вес — весь, лез — лезь, обут — обуть и т.п.
ЦЕПОЧКИ СЛОВ
I вариант
Игра проводится устно. По очереди называются слова. Каждое следующее слово должно начинаться с последнего звука (не буквы!) предыдущего слова, например: ДОМ — МОСТ - ТРОН - НОВОСТЬ - ТЕЛЕФОН - НОЧЬ - ЧАШКА - АПРЕЛЬ-ЛИСА и т.д.
II вариант:
Можно сделать карточки с нарисованными на них предметами и разложить их |в таком порядке, чтобы название предмета на карточке начиналось с того же звука, которым закончилось слово, изображенное ни предыдущей карточке. Например: ЛИСТ— ТЕЛЕВИЗОР - РОБОТ - ТАПКИ - ИНДЮК - КАРАСЬ - СИНИЦА -АПЕЛЬСИН.
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Умение ребенка узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Вы можете сделать обучение ненавязчивым и интересным, учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.
Малыш должен понять, что буквы — это такие специальные значки, символы, с помощью которых записываются звуки речи.
Ребенка знакомят с буквами с помощью картинной азбуки, выкладывая изображения букв из спичек, счетных палочек, камешков, шнурка, веревки, рисуя буквы на песке, па подносе с рассыпанной на ней сухой крупой, на снегу, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы на афишах города, вывесках магазинов. Букву можно «писать» в воздухе. Можно пальчиком написать букву па спинке ребенка, а он пусть попробует отгадать. Потом поменяйтесь ролями. Попробуйте вылепить букву из пластилина или теста. Взрослый может написать контур буквы и попросить ребенка разукрасить или заштриховать ее. Очень полезно, чтобы в процессе запоминании букв активно участвовали зрение, слух и мускулатура пальцев рук.
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА?
Можно придумать, на что похожа буква, и попытаться изобразить, «оживить» ее.
ПАЗЛЫ.
Взрослый пишет большую букву и разрезает се на дне, три или больше частей, а ребенок собирает части и целое и называет букву.
БУКВЕННЫЙ КОНСТРУКТОР.
Из плотного цветного картона вырезаются и элементы букв: большие и маленькие дуги, а ташке большие и маленькие полоски. Предложите ребенку составить из таких деталей какую-нибудь букву.
ЗВУКОВОЕ ЛОТО
Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает, у кого есть слово на эту букву. Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.
ДОРИСУЙ БУКВУ
Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающие, чтобы получилась та или иная буква.
Безусловно, полезным дли запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; моделирование буквы из пластилина или проволоки; обводка, штриховка пли раскрашивание буки. Из всего этого набора упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-нибудь, которое станет увлекательным для вашего ребенка.
СЛОВА-МАТРЕШКИ
В русском языке есть слона, похожие на матрешку. Прочитаешь одно слово, а приглядишься повнимательнее — и увидишь, что внутри спрятаны другие слона, покороче. Например: ЯБЕДА (беда, еда), ПОБЕДА (обед, беда, еда), РЫБАК (рыба, бак), ЧЕРЕМУХА (муха, уха), ТАПОЧКИ (почки, очки) и т.д.
РЕБУСЫ
В печатных изданиях встречается очень много различных ребусов, Некоторые ребусы мы составляем вместе с детьми. Можно зашифровать в ребусе имена детей.
Пример ребусов:
ПРОЧИТАЙ ПО ПЕРВЫМ ЗВУКАМ СЛОВ
Шуба
Лиса
ПРОЧИТАЙ ПО ПОСЛЕДНИМ ЗВУКАМ СЛОВ
Слон
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС
Когда-то была такая интересная телепередача, в которой одно из заданий для участников было таким: букв данного слова надо составить как можно больше новых слов. Например, из слова АБРИКОСЫ: ас, рис, ор, сыр, бык, бак, сор, сок, коса, кобра, брак и т.д..
Варианты слов для игры: ГАСТРОНОМ, ПРОСТОКВАША, АПЕЛЬСИН, ЛЕКАРСТВО, КОМАНДИРОВКА и т.п.
nsportal.ru
Картотека по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме: картотека дидактических игр по обучению детей чтению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для обучения детей правилам дорожного движенияДидактические игры для обучения детей правилам дорожного движения (картотека) рассчитаны на старший дошкольный возраст....
Картотека дидактических игр по обучению детей правилам дорожного движенияВ помощь педагогам ДОУ...
Картотека дидактических игр по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияДидактический материал можно использовать во время проведения НООД "Безопасность", а так же в свободной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамотепредставлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....
Картотека дидактических игр по обучению детей Правилам дорожного движения (старший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр по обучению детей Правилам дорожного движения(старший дошкольный возраст)...
Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речиЗнакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит , что оно состоит из звуков....
Картотека дидактических игр по обучению грамоте.По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания,...
nsportal.ru
Материал по обучению грамоте по теме: Дидактические игры по обучению чтению
Дидактическая игра
Цель:
- Развивать зрительное восприятие;
- Упражнять в узнавании определенной буквы;
- Развивать память, речь
- Упражнять в различении правой и левой руки.
Описание игры:
У каждого ребёнка листок с напечатанными на них буквами. Дети вместе с педагогом произносят слова стихотворения - игралочки и выполняют действия:
«Поиграем, поиграем-
Букву «А» позакрываем.
Букву правою рукой
Букву левою рукою
Раз, два, раз, два-
Вот и кончилась игра».
Дидактическая игра
Цель:
- Развивать зрительное восприятие;
- Упражнять в узнавании и назывании знакомой буквы;
- Развивать мелкую моторику.
Описание игры:
1 вариант.
У каждого ребенка - полоска с написанной знакомой буквой (или вперемешку с другими). Ребенок «шагает» пальчиками (указат. и средним) по буквам и называет только букву А.
2 вариант.
У каждого ребенка карточка с буквой «А».
Педагог объясняет детям, что размер буквы подсказывает, как её произносить – тихо или громко (маленькая - тихо, большая - громко).
Затем дети проводят пальчиком от самой маленькой буквы до самой большой и произносят звук [а], постепенно наращивая силу голоса.
Во втором варианте задание выполняется в обратной последовательности (т.е. от самого громкого до самого тихого звука).
Дидактическая игра
Цель:
- Учить детей узнавать и называть буквы;
- Учить складывать букву из длинных и коротких полосок;
- Развивать мелкую моторику.
Описание игры:
Педагог сообщает детям, что в гости к ним пришла буква «А» (или любая другая буква). Она очень хочет поиграть с вами.
Посмотрите, у каждого из вас в конверте разные полоски - длинные и короткие. Ну-ка попробуйте из частей составить целую букву.
«А» - «Две палочки наискосок,
А между ними –поясок.
Ты эту букву знаешь? Да!
Перед нами буква «А».
Дидактическая игра
Цель:
- Развивать зрительную память детей;
- Упражнять в узнавании и назывании знакомых букв;
- Развивать мелкую моторику.
Описание игры:
Педагог сообщает детям, что у каждого из них на листах были написаны буквы. Но прибежал ластик и решил повредничать - взял, да и стер какую-то часть у каждой буквы.
Буквы, конечно, расстроились - они решили, что дети их ни за что не узнают.
Давайте поможем буквам - недостающую часть выложим из полосок.
Дидактическая игра
Цель:
- Упражнять детей в нахождении буквы по образцу и звучанию.
- Развивать внимание, слуховое восприятие.
Описание игры:
У каждого ребенка - сюжетная картинка (плачет мальчик ,т.к. у него сломалась машинка).
Педагог ведет с детьми беседу:
- Это мальчик, покажи мальчика.
- У мальчика сломалась машинка, мальчик плачет: «А-А-А!».
- Как плачет мальчик?
- Давайте эту картинку «озвучим» - «подпишем» нужную букву.
Дети находят нужную букву и кладут под картинкой.
У девочки болит зуб.
- Это девочка. Покажи девочку.
-У неё щечка завязана платком. Почему?
- Да, у неё болит зубик, ей больно. Она стонет: «О-О-О».
- Как она стонет?
Далее аналогичная работа - дети находят нужную букву и кладут под картинкой.
Волки воют на Луну.
Беседа.
- Кто это нарисован на картинке?
- Да, это волки. Папа-волк, мама-волчица и маленький волчонок. Они воют на луну.
Папа-волк воет громко - У-У-У!
Мама-волчица потише - У-У-У!
А Волчонок - тоненьким голосом –у-у-у. (Дети повторяют).
Давайте найдем песенку волка и положим рядом с каждым из них.
Дидактическая игра
Цель:
-Упражнять детей в индивидуальном и хоровом проговаривании слов со звуком (у) в ударной позиции (ухо, утка, удочка, утро, улитка).
- Развивать артикуляционный аппарат ребенка.
Описание игры:
Дети попадают на необычную полянку. На ковре разложены разноцветные цветы, в середине их картинка в названии которой есть звук (у).
У педагога большой цветок, в середине которого изображена артикуляция звука (у), губы вытянуты в трубочку.
Каждый ребенок берет себе по одному цветочку.
Педагог спрашивает: – Какая картинка живет в твоем цветочке?
Дети поочередно называют каждый свою картинку, остальные дети повторяют название хором.
nsportal.ru