Игры на сплочение рабочего коллектива
Одним из эффективных способов повышения эффективности предприятия и улучшения психологического состояния сотрудников, и как следствие — их продуктивности, можно назвать игры на сплочение рабочего коллектива, предназначенные специально для взрослых людей. Подобные игры можно проводить как в формате отдельных мероприятий, так и непосредственно внедрять в рабочий процесс — существует огромное количество способов повысить сплоченность трудового коллектива. Однако данный метод не является панацеей от любых проблем и использовать его следует только когда это действительно необходимо.
Игры на сплочение коллектива — зачем они нужны
Задача каждого работодателя как субъекта хозяйствования, в первую очередь — повышение эффективности ведения экономической деятельности и увеличение своей прибыли. При этом обеспечиваться подобные результаты могут множеством разнообразных способов, и без эффективного управления персоналом рассчитывать на максимальную эффективность бизнеса невозможно.
Повышение производительности труда, в свою очередь, во многом зависит от сплоченности коллектива. Наличие комфортного психологического климата среди сотрудников, налаженная взаимосвязь и взаимопомощь при командной работе позволяют добиваться куда более высоких результатов в вопросах производительности труда, в сравнении с ситуацией, когда сотрудники работают по одиночке. И тем более — если в коллективе царит токсичная атмосфера, а сотрудники конфликтуют друг с другом и заинтересованы не в своих успехах и успехе компании-работодателя, а в снижении результативности труда коллег, чтобы выделиться на их фоне.
Одной из методик, которая позволяет создать более дружелюбную атмосферу среди работников, обеспечить подсознательное и сознательное стремление к взаимовыручке и работе в команде, как в едином целом организме, являются игры на сплочение коллектива. Более того, правильное проведение подобных мероприятий может и косвенным образом дополнительно увеличить мотивацию сотрудников, снизить уровень их стресса и повысить лояльность к компании, что также повышает эффективность использования трудовых ресурсов.
Применение игр на сплочение рабочего коллектива является эффективным, но не универсальным инструментом. Поэтому прежде чем внедрять подобные практики, следует оценить возможный результат от них и использовать соответствующие коллективу и его задачам методики. При этом данный способ может быть и вовсе неактуальным в отдельных ситуациях, о чем вы сможете узнать далее.
Следует также помнить и о том, что помимо игр есть и множество других способов увеличить сплоченность коллектива и наибольшую эффективность демонстрирует именно комплексный подход. Однако в целом, игры на сплочение рабочего коллектива демонстрируют хорошие результаты. Это обеспечивается не в последнюю очередь за счет того, что игровой формат обучения является одним из наиболее эффективных, так как не вызывает у работников усталости, позволяет обеспечить насыщенный и интересный отдых и в целом улучшить обстановку среди работников.
Формат проведения игр на сплочение рабочего коллектива
Прежде чем приступать к организации и проведению игр на сплочение рабочего коллектива, необходимо определиться с форматом планируемых мероприятий. От этого будет зависеть применимость тех или иных методик в принципе, эффективность их использования и результаты от проведения. В первую очередь, необходимо определить уровень, на котором будут проводиться такие мероприятия. Он может быть:
- Локальным. Наиболее эффективными методики игрового обучения являются в небольших коллективах на уровне не более одного отдела или небольшого структурного подразделения. Большинство игр на сплочение коллектива рассчитаны на группы размером от трех до двадцати сотрудников.
- Глобальным. Есть ряд игр на сплочение коллектива, которые позволяют задействовать в них и большее количество работников, что позволяет помимо определенных ранее преимуществ также стимулировать взаимодействие между структурными подразделениями предприятия, повысить значимость компании для работников. Однако они требуют куда более детальной проработки и длительной подготовки.
Также, важным является и определение формата игры по времени её проведения. Игры на сплочение коллектива могут предполагать их проведение:
- Во внерабочее время. Например — в рамках корпоративного мероприятия, обеденного перерыва или же иных периодов. С одной стороны, подобный подход позволяет не снижать эффективности использования имеющегося рабочего времени, однако с другой — может вызвать негатив у работников, которые не хотят проводить на работе время помимо своего установленного законодательством и трудовым договором рабочего дня. Для иных сотрудников же напротив, возможность интересного времяпрепровождения в свободное время может быть плюсом.
- В рабочее время. Многие игры на сплочение коллектива подразумевают проведение их за относительно небольшой промежуток времени. Применение подобных игр во время рабочего времени сотрудников позволяет обеспечить им дополнительный отдых. Также, оно повышает как заинтересованность работников в процессе, а значит — и фактическую эффективность метода. Обратной стороной подобного формата является сокращение рабочего времени, которое затрачивается персоналом непосредственно на рабочий процесс.
По частоте проведения также можно разделить обучающие игры, в частности они могут быть:
- Разовыми. Некоторые игры эффективнее всего проводить единоразово, так как впоследствии при знании и обсуждении их правил их эффективность снижается. Кроме того, однообразные игры имеют свойство приедаться сотрудником.
- Неоднократными. Некоторые игры могут иметь возможность неоднократного их проведения, и даже более того — быть рассчитанными на повторение с целью закрепления результатов, стимулирования их обсуждения между работниками и взаимной деятельности вне периода игры.
- Длящимися. Ряд игр на сплочение коллектива может предполагать наивысшую эффективность именно при длительном их проведении. Однако подобные игры должны действительно вызывать отклик у сотрудников и заинтересовывать их, чего может быть достаточно сложно добиться без использования профессиональной помощи.
Часто игры на сплочение коллектива могут также предполагать и развитие других качеств как отдельных сотрудников, так и всей их группы в целом. Например, многие из подобных мероприятий дают возможность определить наиболее перспективных и инициативных работников, либо сотрудников, обладающих набором определенных качеств.
Кому доверить проведение игр на сплочение коллектива взрослых
Одним из важнейших вопросов, связанных с использованием игр для сплочения коллектива взрослых людей, является то, на кого будет возлагаться задача по проведению подобного мероприятия. В крупных компаниях практически всегда подобные задачи находятся в ведении отдела HR, в обязанности сотрудников которого входит не только поиск и подбор нового персонала, но и работа с уже действующим штатом предприятия в целях повышения эффективности труда в целом.
Однако далеко не всегда ведение развлекательных и обучающих мероприятий возлагается на HR, особенно если подобные должности не предусмотрены. В таком случае, проводить игры на сплочение коллектива или заниматься подбором ведущих могут непосредственно руководители структурных подразделений. Такой подход имеет как плюсы, так и минусы — с одной стороны руководитель отдельного коллектива куда лучше знает особенности каждого из своих подчиненных. Однако, такой специалист может иметь куда более субъективный подход в сравнении с привлечением работника HR-отдела.
В небольших компаниях и среди сотрудников индивидуальных предпринимателей обязанность обеспечения различных мероприятий может возлагать на себя сам руководитель субъекта хозяйствования. Либо же — можно поручить подобную задачу инициативному сотруднику, заинтересованному в развитии компании и улучшении взаимодействия с коллегами.
Вне зависимости от того, кто именно будет заниматься организационными вопросами, следует помнить о том, что сейчас существует множество компаний и частных специалистов, предлагающих профессиональное проведение тренингов, обучающих, игровых и развлекательных мероприятий. С одной стороны, обращение к их услугам будет более дорогостоящим, однако следует помнить, что зачастую выбор профессионала позволяет обеспечить большую эффективность и результативность игры. А в некоторых случаях без предварительной длительной подготовки ведущего и вовсе не удастся обойтись.
Даже при выборе варианта проведения игр по механизму аутсорсинга, следует иметь в виду, что какой-то сотрудник все равно должен заниматься подбором подходящего контрагента, выбором необходимых мероприятий, консультациями с ведущим.
Когда стоит использовать игры для сплочения коллектива и как их проводить
Как уже было упомянуто ранее, далеко не всегда отдельные методики или целые направления работы с персоналом являются действительно необходимыми для предприятия. Кроме этого, сейчас в Российской Федерации достаточно распространена ситуация, когда работодатель или ответственный за управление персоналом сотрудник принимает решение о внедрении каких-либо методик, не понимая задач таких действий и не планируя такие мероприятия, а пользуясь лишь популярностью методики. Ещё более плачевными являются случаи, когда у ответственного лица нет даже малейшего понимания, зачем и почему используются те или иные игры для сплочения коллектива, а метод применяется просто потому, что «так надо».
Поэтому прежде, чем задумываться о внедрении в коллектив специальных игр на его сплочение, необходимо дать ответ на следующие вопросы:
- Необходимо ли коллективу сплочение? Некоторые коллективы сами по себе могут самоорганизовываться в эффективные группы сотрудников, которые уже заинтересованы в командной работе, имеют общие увлечения и интересы. И внесение инициативы «сверху», особенно которая будет выполнена в формате обязательной задачи, может, напротив, привести к обратным ожидаемому результатам.
- Возможен ли экономический результат от проводимых мероприятий? Использование игр для сплочения коллектива там, где результаты зависят исключительно от работы каждого конкретного сотрудника, или персонал вовсе выполняет сугубо обслуживающую функцию и никак прямо не влияет на доходы предприятия неэффективно. Единственным позитивным эффектом в таком случае может стать забота о психологическом комфорте сотрудников. Также нет необходимости для сплочения коллективов с высокой текучестью кадров или где работники являются легкозаменимыми и низкоквалифицированными специалистами без перспектив карьерного роста и развития в рамках предприятия.
- Есть ли риски получения обратного результата? Некоторые игры вместо сплочения коллектива, особенно если его сотрудники и так конфликтуют друг с другом, могут привести к ещё большему разобщению сформированной группы. Соответственно, необходимо тщательно выбирать подходящие для конкретного коллектива варианты проведения мероприятий.
Таким образом, если хоть на один из вышеприведенных вопросов ответ будет отрицательным, не стоит задумываться о внедрении игрового обучения для сплочения взрослого рабочего коллектива в принципе.
Нет необходимости использовать игры для сплочения коллектива в отношении всего штата работников. Наиболее эффективно применение различных методик для отдельных групп сотрудников. Например — топ-менеджмента компании или среди руководителей отделов, либо какого-либо отдельного структурного подразделения, эффективность работы которого зависит именно от сплоченности команды и эффективности работы в ней.
Перед проведением любых мероприятий необходимо оценить заинтересованность сотрудников в участии в них. Следует помнить, что любые административные методы воздействия на работников в данном вопросе являются крайне негативным способом вовлечения трудящихся в процесс игры, особенно с принудительной, а не поощрительной мотивацией. Кроме этого, необходимо провести тщательную оценку коллектива — возможно, у некоторых сотрудников уже есть общие увлечения и сплочение будет куда эффективней организовать на их основе.
Большое значение во время проведения игр следует уделять вовлеченности каждого сотрудника в процесс и их психологического комфорта. Не следует заставлять работника участвовать в мероприятии насильно, и тем более обеспечивать его участие путем общественного давления или порицания.
Простые игры на сплочение коллектива взрослых сотрудников — топ-5 быстрых идей
Есть достаточно большое количество различных небольших простых игр, которые можно использовать для сплочения коллектива. Далее будет приведен список из пяти наиболее универсальных вариантов игр, которые не потребуют привлечения профессионального ведущего, длительной подготовки и больших затрат времени — провести большинство таких игр можно буквально во время перерыва на работе.
- «Геометрия». Эта игра помогает оценить качество распределения ролей в коллективе, возможность взаимодействия между сотрудниками, их сильные и слабые стороны в отношении командной работы. Игра довольно простая — членам коллектива завязывают глаза и дают задачу не глядя построиться в определенную фигуру. При первом проведении чаще всего возникает множество споров и разногласий. Поэтому после каждой итерации необходимо позволять работникам обсудить их тактику и стратегию и распределить роли, а также оценить и проработать ошибки, если они были.
- «Невидимая игрушка». Сотрудники садятся в круг, ведущий говорит название воображаемого предмета, например, «попугайчик» и вручает его одному из сотрудников. Работники должны «передавать» друг другу этот предмет по кругу, вплоть до сигнала «стоп». После его объявления, человек, у которого «в руках» находится «предмет», должен поднять руку и сказать его название. После первых нескольких кругов, к передаче добавляется ещё один предмет, который запускается «по кругу» в обратном направлении. Постепенно, количество воображаемых предметов увеличивается. Сотрудникам приходится договариваться о порядке передачи «предметов». Также эта игра хорошо развивает внимательность и память работников.
- «Доверие». Эта простая и знакомая многим игра является крайне эффективным инструментом сплочения коллектива. Суть её проста — один человек закрывает глаза и скрестив руки на груди начинает падать на спину — другой сотрудник должен его поймать. В вопросах сплочения коллектива — ловить могут все другие работники вместе, а падать можно с более высоких поверхностей. Однако необходимо помнить, что в токсичном коллективе попытка провести такую игру может привести к травмам и ужесточению травли отдельных людей, которая называется моббингом.
- «Счёт». Всем сотрудникам даётся задача по очереди досчитать до определенного числа, равного их количеству. При этом они не имеют права разговаривать друг с другом, но могут использовать жесты и мимику. Если коллектив легко справляется с задачей — её легко можно усложнить. Например, работникам можно предложить играть в эту игру с закрытыми глазами или с секундомером — счёт должен окончиться за строго отведенное количество секунд.
- «Я всё о тебе знаю». Все участники должны изначально построиться по своему росту перед ведущим. По команде ведущего — они должны успеть перестроиться по разным критериям. Например, в алфавитном порядке по имени, фамилии или отчеству. Вариантов для перестроения много — по цвету волос, по возрасту, по месяцу рождения или по должности. Эта игра для сплочения рабочего коллектива позволяет заинтересовать работников узнавать больше друг о друге и помнить о важных для каждого коллеги вещах.
Во всех вышеозначенных играх ведущему следует следить, чтобы никто из работников не проявлял токсичного поведения по отношению к другим и не допускать появления четко выраженных «аутсайдеров» и чрезмерного зазнайства лидеров.
Настольные ролевые игры как метод сплочения рабочего коллектива
Одним из наиболее прогрессивных и широко используемых в западных странах методов проведения обучающих игр для сплочения коллектива являются настольные ролевые игры. Наиболее популярная среди них — D&D (Dungeons & Dragons) известна хотя бы косвенно многим по сериалам (в первую очередь — «Теории Большого Взрыва»), а также множеству книг и видеоигр.
Настольные ролевые игры предназначены для небольшого количества игроков — в среднем, комфортным будет их проведение для максимум 5-6 человек. В рамках игры сотрудники могут брать на себя роль каких-либо фантастических или реальных персонажей, действуют единой командой для решения задач в мире, о котором сообщает рассказчик и учатся взаимопомощи, поддержке, а также развивают свою фантазию. Сейчас это хобби с каждым годом приобретает все большую популярность не только как инструмент развлечения, но и как процесс, одинаково эффективный в обучении детей и взрослых, используемый в медицине и реабилитации в том числе.
Однако, такие игры часто требуют наличия опытного ведущего, который мог бы обеспечить простоту вхождения в игру и задать её течение в правильное русло, чтобы она была не просто ярким развлечением, но и оставалась комфортной для каждого игрока и помогала решать основную задачу, поставленную изначально — обеспечивать сплочение коллектива.
Другие способы сплочения рабочего коллектива
Помимо игр, для сплочения рабочего коллектива могут применяться и другие методики. В первую очередь это тренинги для сплочения коллектива, которые чаще всего являются более серьезными и комплексными мероприятиями, в которых не меньшую роль чем процесс играет также последующий анализ проведения мероприятия, получение выводов, их интерпретация и применение дальнейших рекомендаций для улучшения командной работы на предприятии.
В целом же, методы создания команды и улучшения взаимодействия в ней называются «тимбилдингом». Но помимо непосредственно тимбилдинга, существуют и другие методики повышения сплоченности сотрудников. К ним можно отнести как косвенные действия, такие как внедрение единой униформы и регулярная ротация трудящихся по различным рабочим местам, так и прямые мотивационные инструменты. Например — отдельные виды денежных поощрений, выдаваемые именно за успехи всего коллектива.
Загрузка…delatdelo.com
Игры на сплочение команды — Летний лагерь
Встаньте в круг.
«Сначала вы соберетесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «начали», вы закроете глаза и начнете хаотично двигаться в любую сторону по всему классу, стараясь ни на кого не наступать. При этом вы будете жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в ладоши дважды. Не открывая глаза и ни к кому не прикасаясь руками, вы попробуете выстроиться в круг. Это должно происходить в полной тишине, иначе вам не удастся почувствовать друг друга и выстроить круг. Круг должен быть без углов, правильной формы. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды. Вы откроете глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать».
По команде ведущего начинается игра, которая длится не более 5 минут. Когда участники выстроятся в «круг»и откроют глаза, ведущий обводит полученную фигуру веревочкой и просит кого-нибудь из участников нарисовать на доске фигуру, которая получилась.
Ведущий объясняет смысл игры: «Полученный результат – нарисованная фигура – напрямую зависит от сплоченности и отношений в группе. Те группы людей, которые чувствуют друг к другу полное доверие и умеют действовать согласованно, могут достаточно быстро выстроиться в правильный круг. Если же круг получился очень неровным или вовсе не получился, это значит, что члены такой группы не уверены в себе и друг в друге, и в трудных условиях не смогут результативно действовать.
Теперь, когда вы знаете смысл игры, давайте проведем ее снова, давайте проведем ее снова. Помните, что у вас есть общая цель. Действуя согласованно, вы ее достигнете. Правила игры остаются прежними».
Подводя итоги, ведущий рекомендует: «Вы можете сами поиграть в эту игру через некоторое время. Сравните свои ощущения и получившиеся фигуры. Можете ли вы вспомнить жизненные ситуации, напоминающие эту? Какие вы сделали выводы, выполняя данное задание?»
Пальцы.
Участников просят расположится по комнате так, как им нравится. Они могут усаживаться далеко друг от друга или близко, спиной или лицом друг к другу. Когда все расположились по местам, педагог дает команду о том, что ребята должны замереть. С этого момента они не имеют права менять принятого положения до окончания игры.
Задача участников в течение 15 минут, не договариваясь, выбросить одинаковое число пальцев на руках. На счет «три» каждый участник поднимает одну руку так, чтобы было видно, сколько на ней выброшено пальцев.
Упражнение считается выполненным, если все до одного выбросили одинаковое количество пальцев. Участникам нельзя разговаривать, мычать, жестикулировать, одним словом, нельзя никак передавать информацию друг другу. Тем не менее, в сплоченных группах можно достигнуть консенсуса за несколько минут.
Стулья.
Эта игра подобна предыдущей.
Перед началом ведущий придумывает серию манипуляций со стулом. Например, встать, обойти стул, остановиться у его спинки, наклонить стул к себе, топнуть (хлопнуть) и вернуться в исходное положение.
Ведущий медленно показывает группе все эти движения и объявляет задание: «Ваша задача – абсолютно синхронно повторить серию данных движений всем вместе. У вас есть 10 минут на обсуждение, остальные 10 минут вы можете выполнять задание, но не произнося ни единого слова».
Как и в предыдущем задании, скорость и качество выполнения задания являются мерилом сплоченности группы.
Космическая скорость.
Материалы: мячики, шарики или подобные предметы примерно по количеству человек
Процесс:
- Группа встает в круг.
- Ведущий: «Сейчас я кину мяч первому человеку, он кинет следующему, тот третьему и так далее, пока мяч не обойдет всех и не вернется ко мне. Ваша задача запомнить, от кого вы получили мяч и кому кинули.»
- «Давайте попробуем.»
- Попробуйте еще раз, неожиданно подкидывая остальные шарики.
- После очередного раунда спросите группу, за какое минимальное количество времени они смогут проделать ту же операцию с одним мячом. «Кто думает, что меньше, чем за (60, 30, 20, 10, 5 секунд)?»
- Ваша задача состоит в том, чтобы этот мячик прошел по кругу в той же очередности за минимальное количество времени.
При высокой сплоченности группы мяч облетит всех за рекордно малое время.
Первооткрыватели
Материалы: воздушные шарики, нитки, цветные маркеры
- Участникам предлагается открыть “Новую Планету” — надуть как можно больше воздушных шариков за 2 минуты. Лучший результат у того, кто надул больше всего шариков – создал планет.
- Участникам предлагается “заселить” эти планеты — быстро нарисовать на шариках человечков.
Вставания.
Ведущий называет любое число. Не договариваясь, должно подняться со своих мест такое количество человек, какое число назвал ведущий.
Групповая скульптура.
Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».
Согласованные действия
Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Участникам предлагается выполнить этюды: — пилка дров; — гребля; — перемотка ниток; — перетягивание каната и т.д.
Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их участникам необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участникам (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.). Один из вариантов предлагаемых упражнений — «Канатоходец». «Канатоходец» имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии по полу, но «как бы» по канату: скользя и балансируя, ища равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца — удержаться, несмотря на препятствие.
Превращения.
Упражнение возможно выполнять при высокой слаженности команды. Ведущий называет какое-то явление, которое определит действия группы. Например, ведущий говорит: «Лес!» и вся группа должна, не договариваясь мгновенно превратиться в лес: кто-то становится деревом, кто-то животными, кто-то завывает как ветер и т.д. Или ведущий говорит: «Аэропорт », тогда кто-то становится самолетом, кто-то пассажиром кто-то чемоданом. Можно называть явления природы или абстрактные понятия при высоком интеллектуальном и групповом развитии участников.
Как все.
Не договариваясь нужно написать на листке бумаги один и тот же день недели (блюдо, цвет и т.п.). Задача — не разминуться с другими.
Ручеек.
Очень объединяющее упражнение. Одной группе участников завязывают глаза, а другая группа встает в две шеренги, образуя “коридор”. Один из участников с завязанными глазами проходит по образовавшемуся коридору — его трогают за руки, касаются разных частей тела, так, что человек проходит в потоке рук, и руки здороваются и прощаются с участником. Он встает в конец шеренги, а по коридору проходят другие участники.
Кулак, палец, ладонь.
Все участники становятся в круг. Им предлагается, не договариваясь, на счет три выкинуть кулак, большой палец вверх или ладонь. Всей группе нужно выбросить одно и то же.
Счетная машинка.
«Сейчас мы встанем в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали», все закрываем глаза, опускаем головы и пытаемся досчитать от одного до, например, десяти (если участников 10). Условие игры таково: один человек может назвать только одну цифру, но следующим по счету не должен быть его сосед.
Если два голоса скажут, например, «четыре», игра начинается заново. После каждой неудавшейся попытки вы можете открыть глаза, посмотреть друг на друга, но переговариваться нельзя».
Переключатели.
Участники группы становятся произвольно в комнате. Ведущий считает: “Раз, два, три!” На счет “три” все участники должны подпрыгнуть и повернуться на 90 градусов в какую-либо сторону. Задача заключается в том, чтобы все повернулись лицом в одну сторону. Выполнять задание надо молча, не договариваясь друг с другом.
Телепатия.
Это упражнение позволяет команде проверить, насколько они способны понимать друг друга без слов. Одного из участников просят показать (не вербально) какое-либо понятие, например, «свет», или «тишина» и т.д., остальная команда по его жестам должна за 10 секунд понять, что имелось в виду.
Узелки.
Попросите участников встать в круг. Затем все протягивают вперед правую руку и берут любого другого участника (кроме соседа!) за руку. Потом левую – и то же самое. Так образуются «узелки», которые нужно будет распутать. Но для начала проверьте, нет ли замкнутых кругов. Пусть один участник пустит сигнал (рукопожатие), и каждый, кто получает сигнал, передает его дальше. Если первый участник получил сигнал назад, значит, все правильно – можно играть. Это упражнение дает возможность телесного контакта участников и способствует сближению и сплочению группы.
Унисон.
Члены группы встают вместе в круг, держась за руки, начинают напевать закрытым ртом какую-либо ноту, постепенно двигаясь к центру круга и сближаясь. Они должны нащупать общую тональность и единую ноту своего звучания, то есть пропеть в унисон. Ощущение единства возникает тогда, когда организуется общий хор, тянущий одну ноту.
Ты!
Если участники немного устали, можно предложить разрядку в виде следующего упражнения. Дается одна минута чтобы подумать и решить, кто из присутствующих больше всех нуждается в поддержке. И помедлив минуту, по команде ведущего, нужно указать на этого человека пальцем и крикнуть: «Ты!» Это упражнение очень диагностично в понимании групповых процессов.
Сбор сведений
Это упражнение дает возможность участникам убедиться в ценности групповой работы. Ведущий заранее готовит такие вопросы, ответы на которые может знать только один из присутствующих. Задача группы ответить на все вопросы. Сначала дается индивидуальная попытка, а затем – групповая. Если нет возможности подобрать такие вопросы заранее, можно просто составить список вопросов или задач с вероятностью, что с привлечением сил всех членов группы решение будет более полным.
Горячая стена.
Ставишь детей на одну сторону перед ними веревка на уровне метра и вот им все надо перебраться на другую сторону, но не под веревкой а сверху. Они будут решать кого перекинут первым, будут помогать друг другу переделать и т д. Очень классная игра и помогает детям начать общаться и выявляет лидеров.
Дождик
Всё будет зависеть от того как вы преподнесёте! Все встают в круг, в круг садятся по очереди человек 5-10 в зависимости от числа стоящих вокруг Кто внутри круга — закрывают глаза Кто снаружи, по спирали начинают движения в таком порядке(потирания ладошек, щелчки, хлопки руками по коленям/ляжкам, топот) То есть сначала ни кто не двигается, потом постепенно все трут ладошками, потом из потирания ладошками постепенно всё переходит в щелчки и так далее Либо обычный орлятский дождик можно сделать Ощущения когда внутри круга — офигенные
На поле футбольном колышиться флаг:
Кричите вместе: на поле футболтном колышиться флаг, играют команды (правая сторона)- зениииит, (левая сторона)- спартааааак. (Ведущий поднимает руку-призыв к действию, нужно не громко издовать звук уууу можно хлопать и топать) когда рука резка сжимается в кулаке либо опускается все должны замолчать. С чей стороны был последний звук тот выиграл тайм, мы играли до трех, проигравшие уберали акт зал.
Аэропорт:
это игра для того, чтобы ребята сплотились (подходит для детей от 10 до 16 лет). Выбираем группу из пяти человек и просим их выйти. Остальные ребята остаются в помещении. Нужно им рассказать следующую историю: » Представьте, что те пятеро ребят, которые вышли, приехали из долгой командировки, они отсутствовали 2 года. Вам нужно их встретить в аэропорту. Представьте, как сильно вы их ждали». Затем 5 детей заходят и все начинают их встречать, обнимать, расспрашивать, как дела. Очень хорошо сближает коллектив в первые дни.
Что? А?
Все дети садятся в круг. У каждого свой предмет в руках (у кого-то книга, у кого-то очки, главное, чтобы предметы были разными). Задача: передавать ВЕРНУЮ информацию своему соседу справа. Что делаем: все одновременно поднимают предмет и громко называют его (каждый называет свой предмет). После, каждый поворачивается к своему соседу слева и спрашивает «Что?», затем все поворачиваются к соседу слева и называют предмет у себя в руках. Так по три раза в каждую сторону. Затем все меняются предметами (одновременно все передают свой предмет соседу справа). Все снова называют предмет, который оказывается у него в руках. Так проходит целый круг.
summercamp.ru
Упражнения на сплочение
Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение. Однако профессиональные тренеры используют упражнения на сплочение и в тренингах на другие темы. Ведь хорошие упражнения на сплочение поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят.
Мы подобрали для вас 5 качественных упражнений на сплочение, которые есть в свободном доступе и пользуются заслуженной популярностью у тренеров-практиков. Эти упражнения помогут вам создать эффективный и интересный тренинг.
Упражнение «Фигуры»
Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.
Размер группы: 6–20 человек
Время: 10–15 минут
Ресурсы: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?
Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы, но не комментируем их.
Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Подводим итоги упражнения:
-
Вы довольны результатом группы?
-
Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
-
На какие из этих факторов вы могли повлиять?
-
Какие выводы вы сделаете из упражнения?
Упражнение «Интеллектуальный футбол»
Цель: Это упражнение на сплочение хорошо тренирует навыки командной работы.
Размер группы: 8–20 человек
Время: 20–25 минут
Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- О чем это упражнение?
- Что вам помогало?
- Что мешало?
- Какие выводы можно сделать на будущее?
Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Размер группы: 8–20 человек
Время: 10–15 минут
Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
- a. Если команда — это постройка, то она…
- b. Если команда — это цвет, то она…
- c. Если команда — это музыка, то она…
- d. Если команда — это геометрическая фигура, то она…
- e. Если команда — это название фильма, то она…
- f. Если команда — это настроение, то она…
3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Итоги упражнения:
- Что вам понравилось в этом упражнении?
- Какие ответы были для вас самыми интересными?
- Какие ответы удивили вас?
- О чем нам говорит это упражнение?
Упражнение «Собери ПК»
Цель: Это упражнение на сплочение показывает группе преимущество открытого общения и командной работы.
Размер группы: 8–20 человек
Время: 20–35 минут
Ресурсы: Предварительно готовим 4 конверта с «паззлами» из больших фотографий ПК. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «паззлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «паззлов».
Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст нам возможность и почву для обсуждения темы командной работы. Для его выполнения нам нужно поделиться на четыре команды. Каждая команда, теперь возьмите конверт. Внутри конверта «паззл». Ваша задача, используя командные ресурсы как можно скорее собрать «паззлы».
На работу у вас максимум 15 минут.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- Что сейчас происходило?
- Чем вы можете гордиться?
- Что не получилось?
- Как это упражнение связано с работой?
Упражнение «Арифметические действия»
Цель: Выводы из данного упражнения на сплочение хорошо демонстрируют плюсы партнерских отношений, плюсы сплоченной команды.
Размер группы: 8–20 человек
Время: 7–10 минут
Ход упражнения: Для следующего упражнения нам нужно встать в круг. Ведущий встает в круг вместе с участниками.
Наверное, все мы учились в школе и помним что такое арифметические действия. Следующее упражнение подразумевает, что мы можем сложить, отнять, разделить и умножить. Все могут? Тогда начнем. Суть упражнения заключается в том, что нам нужно будет по кругу делать арифметические действия, т. е. первый участник, например я, называет какое-либо число. Следующий по кругу участник должен назвать одно из четырех арифметических действий:
- плюс
- минус
- умножить
- разделить
Следующий за ним участник должен назвать какое-либо число. Следующий участник должен в уме посчитать результат и к получившемуся числу применить какое-либо арифметическое действие. Упражнение идет по кругу до тех пор, пока я не остановлю кого-нибудь из участников и не спрошу: «Какое число получилось в результате всех предыдущих действий?».
Если участник отвечает не правильно, мы фиксируем ошибку и начинаем упражнения заново. Если он прав счет продолжается до следующей остановки.
Итоги упражнения:
-
Как вы себя чувствуете?
-
Что сейчас происходило?
-
Как это соотносится с темой нашего тренинга?
-
Какая стратегия была бы правильной в этой игре?
-
Какие выводы вы сделали после упражнения?
Мы представили вашему вниманию 5 качественных упражнений на сплочение, которые есть в свободном доступе. Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:
- доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов. Это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения;
- не содержат подробной инструкции проведения упражнения. А не секрет, что просто знать упражнение и знать, как именно его провести — это две большие разницы. Обычно тренеру требуется 2–3 раза провести упражнение, чтобы понять, как же проводить его наилучшим образом.
Если вам понадобятся:
- самые лучшие упражнения для тренингов
- эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
- упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату,
то вы всегда можете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU!
Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.
И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:
- отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам,
- профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!
Приятно, что теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов».
Из упражнений на сплочение рекомендуем вам посмотреть, прежде всего, такие упражнения:
Прекрасное упражнение-разминка, быстро повышающее энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, повышающее уровень доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и сильное упражнение на сплочение команды.
Упражнение красивое, редкое, и то, что называется «незаезженное». Оно способно заинтересовать даже опытную и искушенную в тренингах аудиторию.
Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30–60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что выгодно быть единой командой, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий.
Это, несомненно, упражнение-бриллиант, которое точно стоит положить в свою тренерскую копилку.
Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.
Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.
Эффектное упражнение-разминка, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.
Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что мы часто по привычке начинаем «бороться», вместо того, чтобы действовать единой командой.
Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.
С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, а, значит, смогут и эффективно работать в команде.
Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, эксклюзивна, поэтому её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые хотят «чего-то новенького».
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:
trenerskaya.ru
Игры на сплочение
Джойстик
Цель: сплочение группы. Время: 5-10 мин. Количество участников: от 10 до 20. Возраст: от 10 лет. Место проведения: любое. Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет «джойстиком», передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе. Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.
Почта
Цель: создание и поддержание доброжелательной атмосферы в коллективе.
Время: от одного вечера до нескольких дней (игра идет параллельно с другими мероприятиями лагеря).
Количество участников: от 15 человек. Возраст: от 10 лет. Материалы: почтовый ящик и несколько листов цветного картона. Каждый участник игры получает номер (это его адрес). Нужно сделать визитку со своим именем и номером и обязательно ее носить. Все могут писать всем разные веселые записки и складывать в ящик. Раздача почты происходит либо во всеуслышание, либо с помощью специальных почтальонов (заранее выбранных) доставляется прямо в руки адресата. Вожатые должны «разогреть» игру написав разные веселые и добрые записки как можно большему числу детей.
Летопись
Цель: сплочение группы, сохранение памяти о лагере. Время: всю смену. Количество участников: отряд.
Возраст: любой. Материалы: бумага, краски, фломастеры. Это мероприятие скорее можно назвать лагерной традицией, а не игрой. В течение смены ребята вместе вписывают в летопись новую страницу. Записывают, что произошло, кто отличился, делают иллюстрации. Главное не забывать хотя бы раз в два дня выделять для нее время. К сожалению, летопись создается лишь в одном экземпляре и поэтому, чтобы избежать обид ее берет себе вожатый.
Привет!
Цель: сплочение группы, создание теплой атмосферы. Время: 5-10 мин. Количество участников: от 10 до 30. Возраст: любой. Материалы: мяч. Участники должны бросать друг другу мяч со словами: “Привет! Ты сегодня хорошо выглядишь”; “Доброе утро! Я рад тебя видеть такой счастливой!”…
«Массаж в кругу».
Во время этого упражнения вся группа садится в крут — в затылок друг другу. Если у Вас мало места, можно поделить группу на несколько подгрупп. Каждый кладет ладони на плечи впередисидящего, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать его голову, спину, плечи.
Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180′, так что весь круг теперь смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему.
Это упражнение может нести гораздо более глубокий смысл, чем просто расслабление Эго выражение здоровых отношений и эмоциональной близости — и то, и другое является непременным условием успешного обучения. Большинство людей не в состоянии хорошо учиться, если они чувствуют себя одинокими или если они постоянно конкурируют с остальными.
Для того чтобы этот ритуал действительно выполнил свою функцию, необходимо формулировать инструкцию таким образом, чтобы ой был понят абсолютно правильно
Для того чтобы избежать эффекта «инфляции», имеет смысл повторять эту процедуру достаточно редко. Ее можно рассматривать и как поощрение группе.
Предлагаемая процедура может быть прекрасным началом занятия, требующего особого напряжения. Участники выстраиваются в два ряда таким образом, чтобы напротив каждого стоял его партнер. Сначала партнер «А» закрывает глаза, а партнер «Б» кончиками пальцев массирует ему: — теменную область черепа, — затылок, — виски, — лоб, — челюсть и область вокруг нее. Через одну минуту партнеры меняются ролями.
Моя пара
Цель: определение показателя сплоченности группы. Все участники группы должны молча, «глазами» найти себе пару в течении 30-60 секунд. Затем ведущий произносит: «Рука!», все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько членов группы показывают на одного и того же человека, а у других участников нет пары, или кто-то не может найти себе партнера, опыт повторяется. Важен не столько сам результат, когда все участники объединяются в согласованные пары, сколько сам процесс: реакция группы на «выпадение» одного или нескольких участников, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали, реакция участников, которым казалось, что они договорились с партнером о взаимном выборе, а тот выбрал кого-то другого. Проводится обсуждение.
Паутина
Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2.5 – 3 метра. Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутинку нельзя.
После выполнения упражнения группа встает кругом и делится впечатлениями о том, что произошло.
Треугольник или электрический ток
Между двумя деревьями натянута веревка на высоте 1.5 метра, расстояние между деревьями от 2 до 3 метров.
Внутри треугольника лежит прочная палка длиной 1.5 метра, способная выдержать нагрузку до 60 килограммов (вес одного человека).
Предположим, что веревка является верхней границей стены, нижней границей является земля. Группа должна выбраться из треугольника через верх, не касаясь веревки и пространства под ней, так как мы предполагаем, что стена является своеобразной «колючей проволокой», и сквозь нее пропущен электрический ток.
Если кто-то заденет веревку, то вся группа возвращается на исходную позицию, т.е. внутрь треугольника. После выполнения упражнения проводится анализ.
Бревно
Вся группа встаёт на бревно в определённом порядке. Членом группы необходимо поменяться местами: первый должен стоять на месте последнего члена группы, второй должен стоять на месте предпоследнего члена группы, и т.д. Во время упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек из группы коснётся, то вся группа возвращается на исходную позицию. Как только вся группа выполнит упражнение, следует проанализировать действия ребят. После выполнения упражнения проводится анализ.
Переправа
На прочной ветке дерева, на высоте 2,5-3 метра прикреплена толстая верёвка, которая оканчивается петлёй. Верёвка находится от земли 0,75 метра. Исходная позиция: верёвка в вертикальном положении, по одну её сторону находится группа на расстоянии 1,5 метра от центра. Всей группе необходимо переправиться в квадрат метр на метр, находящийся от группы на расстоянии 3 метра. Группе необходимо переправить также и ведро с водой. При этом никто не должен задеть земли и не пролить воды. После выполнения упражнения проводится анализ.
Электроцепь
Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. «Пускаем ток» – всем надо одновременно встать.
Слепец и поводырь
Ребятам в группе нужно закрыть глаза и в течении 3 – 4 минут походить по комнате в разные стороны. Затем пусть они произвольно разобьются на пары. Один из партнёров закрывает глаза, другой водит первого по комнате, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими партнёрами, даёт возможность достигнуть того места в комнате, которого он пожелает. Затем они должны поменяться ролями.
Приз
На ветке дерева, на высоте 3 метров прикрепляется любой приз. Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя лишь себя в качестве строительного материала.
Неваляшка
Ребята стоят в кругу, поплотнее друг к другу. Кто–то один выходит в круг, становится в его центр. Этот человек полностью должен расслабиться, остальные вытягивают руки вперёд и легко покачивают стоящего в кругу, глаза у которого должны быть закрыты. Каждый должен побывать в кругу, после чего все делятся впечатлениями.
Монстр
Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего лишь 5 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, то количество точек опоры прибавляется или отнимается с 3 человек — 1 точка опоры. После выполнения упражнения замер настроения в группе.
Поиск
Упражнение выполняется в закрытом помещении. Всей группе завязывают глаза и предлагают найти в помещении верёвку, сделать из неё равносторонний треугольник. Всем взяться за верёвку руками. Снять повязки, посмотреть, что получилось. Поделиться мнениями.
studfiles.net
Психологические игры » Игры на сплочение коллектива»
Игры для сплочения команды
Самопрезентация. С каким животным ты себя можешь сравнить, с каким растением, твой символ, какой хочешь получить «Заветный подарок», «твоя мечта», качество характера, положительное и отрицательное
«Тайный друг»
«Угадай, кого загадали». Один человек выходит из комнаты. Группа выбирает одного из своих участников, кого будут отгадывать. Заходит водящий, он может задавать только закрытые вопросы (те на которые можно ответить либо «да», либо «нет», например: «Это девочка?»). Задача по минимальному количеству вопросов догадаться кого загадали.
«Угадай, кого загадали-2». Каждый участник на бумаге пишет имя всем известного героя, например, поп-звезда, актер, герой книги, комикса и т.п. затем одна из бумаг прикрепляется на спину участник, чтоб он не видел что там написано. Участник с помощью закрытых вопросов должен отгадать «Кто он».
Задание придумать окончание сказки.
Упражнение придумать наибольшее количество способов использования простых предметов: соски пустышки, скрепки, резинового мячика, коробки из-под сока.
«Падение на воздушном шаре»
Аптечка 5 кг, компас гидравлический 5 кг, консервы 25 кг, подзорная труба 1 кг, охотничье ружье и патроны 25 кг, конфеты 20 кг, спальные мешки 30 кг, ракетница с запасом ракет 10 кг, брезентовая палатка 20 кг, баллон с кислородом 50 кг, комплект карт 25 кг, видеокассеты 3 кг, видеокамера 3 кг, магнитофон 3 кг, собака 3 кг.
7. Хлопки.
8. Импульс
9. Необитаемый остров
Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов. У вас есть лист бумаги и фломастеры. Вы знаете координаты острова. У вас есть пустая бутылка из под лимонада с пробкой в которой вы можете отправить послание. При создании послания нужно учитывать, что оно может попасть в руки непонимающих язык туземцев, или капитану проходящего корабля. Послание должно быть понятно для каждого.
10. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый –второй.
Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами
Вторые номера – два хлопка, один притоп.
Движения повторяются по очереди: первый- второй. По кругу, имитируя стук поезда, все быстрее и быстрее.
11. Игра «Баз».
Участники, сидя в кругу, получают задание быстро посчитать от 1 до 100. нельзя называть число «три». Совершившие ошибку выходят в круг, и все вместе выполняют задания, предложенные группой. Обсуждение: что чувствовали «наказанные», что «чувствовали наказывающие».
12. Игра «Вагончики»
Группа садится вкруг. Один стул в круге остается свободным. Сидящий справа от свободного стула говорит фразу: «А я еду». Следующий за ним: «А я тоже». Следующий: «А я зайцем». Следующий: «А я с….»- и называют имя любого члена группы. Освободившееся место того, кто пересел, является началом следующего движения
Анализ:
13. «Веревка»
Для этого упражнения необходимо 40 метров веревки, связанной концами, глаза закрыть. Упражнение проводится в большом помещении.
Веревка кладется в центр круга. Группе дается задание: сделать из веревки квадрат так, чтобы каждый член группы участвовал в этом, ощущая веревку в своих руках. Группе разрешается разговаривать. Упражнение считается выполненным, когда, группа сообщает трененру что квадрат готов.
Анализ
Как работала группа?
Кто руководил процессом?
Какие стратегии руководства применялись во время построения квадрата?
Какие приказы хотелось выполнять, а какие нет?
Почему именно эти приемы руководства были применены?
Какое настроение было во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?
Какое настроение сейчас?
14. Необитаемый остров.
Группе дается следующее задание «ваш корабль, попал в шторм и затонул». Всем удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительно невозможна. На острове нет продуктов и пресной воды. У вас есть лист бумаги и фломастеры. Вы знаете координаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить послание. Создать послание, чтобы вас спасли. При создании послания необходимо учитывать, что оно может попасть в руки как непонимающих языка туземцев, так и капитану корабля.
Как работала группа?
Кто руководил процессом?
Какие стратегии руководства применялись при создании послания?
Чьи идеи принимались в первую очередь?
Все ли услышанные идеи воплощены?
Почему не все принимали участие?
Каким было настроение в начале игры и каким оно стало сейчас?
infourok.ru
Игры на сплочение коллектива
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ЗЕРКАЛО
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжение, формирование умения подчинятся требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Ведущий: «Ребята разбейтесь на пары и постройтесь в две шеренги лицом друг к другу. Один человек в паре — «водящий», а другой – «зеркало». «Водящий» показывает какое-то действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а «зеркало» пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Вы сами решите, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало».
СОРОКОНОЖКА
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей(5-10) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую »цепь», сохранить Сороконожку в целости.
СНЕЖКИ
Игра способствует снятию мышечного напряжения, дает возможность в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.
Для проведения игры необходимо сделать «снежки» из ваты и бумаги (по 4-5 на каждого участника). В просторном помещении (лучше в спортивном зале) все «снежки» рассыпаются по полу. В «снежной битве» участники игры пытаются нападать и защищаться. Необходимо объяснить, что попадание «снежком» — это может быть немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.
ДА И НЕТ (К. Фобель)
Игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только один голос.
Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать их очень тихо, постепенно увеличивая их громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.
Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.
МАЯТНИК
Цель: ребенок должен раскрыть свои внутренние резервы, снять психологическое напряжение, научиться доверять другим людям, чувствовать.
Возраст: не ограничен
Время: 10-15 минут
Играющие образовывают плотный круг, один человек занимает место внутри круга, ему завязывают глаза и говорят, что бы он начал раскачиваться как маятник и падать из стороны в сторону. Задача остальных участников заключается в том, чтобы максимально комфортно удерживать «маятник» и не уронить его. Участник, исполняющий роль маятника, должен расслабиться и не оказывать сопротивление команде ловцов.
По окончании игры команда обсуждает процесс взаимодействия, определяет границы страха и недоверия.
ВПУСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА
Цель: развитие групповой солидарности
Возраст: подростки 12-14 лет
Время: 5 минут
Подростки берутся за руки и образовывают плотное кольцо. Один участник остается за пределами круга. Задача группы – не пустить внутрь кольцо до тех пор, пока участник, находящийся за пределами круга, не попросит впустить его внутрь. После того, как он догадается это сделать, игра прекращается.
Важный момент – дискуссия после завершения игры, выражение чувств, эмоций. Создается повод для обсуждения тем: «Лидеры и аутсайдеры», «Групповое давление», «Конфликт или компромисс».
АУТСАЙДЕР
Цель: дети учатся адекватно реагировать на агрессию со стороны группы. Рассматривается проблема аутсайдеров.
Возраст: подростки 12-15 лет
Количество: 20-30 человек
Группа играющих делится по парам, один человек играет роль аутсайдера. Его задача заключается в том, чтобы поочередно подходить к группе подростков, привлекая к себе внимание, и постараться завязать с ними разговор. Задача группы – не допустить вторжения (без грубости и силы) и избавиться от надоедливого аутсайдера. Если победил аутсайдер, он меняется ролями с одним из членов группы.
СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Для работы с агрессивными детьми могут с успехом пользоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
infourok.ru
Набор игр на сплочение 2 — Летний лагерь
«Атомы — молекулы».
Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
«В тесноте, да не в обиде».
Чертится квадрат со стороной, равной одному метру. Задание команде: занять его, не заступая за его границы.
Вариант №1: «Талия отряда» как можно компактнее встает вместе, а вожатый веревкой измеряет «талию». Можно измерить в начале смены, а потом в конце и сравнить.
Вариант №2: «Титаник» (лавочка). Вожатый измеряет расстояние, на котором должны все уместиться и так простоять 5 секунд, не касаясь земли. После выполнения лавочка укорачивается, задание усложняется. Так можно укоротить несколько раз. Главное, чтобы задание было сложным, но выполнимым.
«Гусеница».
Группа становится в линию. Каждый из группы протягивает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширине плеч и протягивают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку игрока, стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.
«День рождения».
Сначала участники выбирают ребят, которые пользуются популярностью в коллективе. Их задача – написать фамилии тех, кого бы они пригласили на день рождения, но не более трех. Три – четыре человека, набравшие наибольшее количество предложений, становятся основными «именинниками». Они приглашают всех участников к себе в гости. Все должны решить, кто к кому пойдет на день рождения. Если участник не хочет идти ни к кому из «именинников», то это его право. Создаются микрогруппы. После небольшого совещания некоторые группы могут объединиться. Таким образом, можно выявить эмоциональных лидеров и дать детям возможность четко определить различие между эмоциональным и деловым лидером. Игру можно использовать для разбивки на команды.
«Десяточка».
Участники игры образуют круг так, чтобы соседи соприкасались плечами. Задача игры – сосчитать до десяти всей командой (но не хором). Устанавливаемые ограничения – нельзя разговаривать, цифры произносятся по порядку, один человек не может называть две цифры подряд, нельзя договариваться о каком-либо определенном алгоритме (проводящий игру может в любой момент запретить любой алгоритм, даже если участники дошли до него, не договариваясь). Если нарушаются правила или цифры называют одновременно несколько человек, счет начинается заново. Во время выполнения задания, участники смотрят на носки своих ботинок (дабы избежать перемигиваний, переглядываний и т.д.). Если счет до десяти перестает представлять трудность для команды – можно предложить участникам считать просто до первой ошибки.
«Жадина».
Две команды, две шоколадки (яблоки и т.п.). Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.
«Зеркало».
Все разбиваются по парам и становятся лицом друг к другу на расстояние вытянутой руки. Один в каждой паре играет роль зеркала. Ему нужно копировать, как можно точнее все движения партнера, который может хмуриться или удивляться, улыбаться, подмигивать – в общем, как фантазия подскажет. Потом игроки меняются местами.
«Игра в тени».
На стене укрепляют простыню, перед которой садится один из играющих. На другом конце комнаты ставят лампу. Все играющие поочередно проходят мимо простыни так, чтобы ведущий узнал его по тени. Проходящие могут по возможности изменять тень (поднимать плечи, горбиться, изменять прическу и т.п.) тот, кого ведущий узнает по тени, становится водящим.
«Изображение из веток».
Весь отряд должен за ограниченное время (1- 2 минуты) выложить на полу из веток изображение, например, слона. Задание необходимо выполнять в полной тишине.
«Капитан».
Все выстраиваются на стульях. Выбирается «капитан». Ведущий предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т. д. При этом сходить со стульев нельзя, а говорить имеет право только «капитан». Для старших можно усложнить: капитан тоже не говорит.
«Ковер-самолет».
Несколько играющих стоят на покрывале – «ковре – самолете». Они «летят» по небу и им надо перевернуть свой «ковер – самолет» так, чтобы никто не наступил на пол. Если это происходит, задание выполняется сначала.
«Космическая скорость».
Задача игры – передать мяч из рук в руки за три секунды в группе, количеством не менее 20 человек. Обязательное условие – мяч должен побывать у каждого только один раз (одновременно держать мяч два человека не могут). Игра требует сообразительности.
«Красные кегли не брать».
Разноцветные кегли ставят на площадке. Двум участникам завязывают глаза, раскручивают и отправляют за кегли. Задача игроков – набрать как можно больше кеглей. Красные кегли – штрафное очко. Остальные ребята могут подсказывать, не называя имени игрока.
«Найди пару».
Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару (царю найти Гороха, Ивану – царевичу – лягушку). Нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?».
«Невидимая фигура».
Игроки делятся на группы по три человека. Каждый берет себе роль: «художник», «модель», «глина». Художник и глина закрывают глаза. Модель принимает определенную позу и сообщает о своей готовности. За работу принимается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить ее позу, затем превращает глину в произведение искусства, воспроизводя при этом модель. После окончания работы все открывают глаза. Оценивается степень сходства скульптуры и образа.
«Ноги в руки».
Группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо игрока стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой подхватывают ногу игрока, стоящего позади. Задача группы – пропрыгать без разрыва определенное расстояние.
«Обувная фабрика».
Все снимают обувь и кладут ее в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.
«Орлятский круг».
Весь отряд встает в один большой «орлятский» круг (левая рука на плече у соседа слева, а правая на поясе у соседа справа). После этого ведущий предлагает всем присесть, затем поднять ногу, а дальше… ваша фантазия.
«Отгадать фигуру».
10 человек делают фигуру (заворачиваются в спираль и др.). Другие 10 человек с закрытыми глазами «ощупывают» фигуру определенное время. А затем с открытыми глазами пытаются сделать подобную фигуру.
«Паровозик».
Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются только глаза последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки – только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача – достать определенный предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочке эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.
«Покачай червячка».
Игру следует проводить на мягкой траве или ковре. Все встают на четвереньки, тесно прижавшись, друг к другу. Последний в ряду ребенок встает и пытается по спинам проползти в самое начало, подражая движениям червячка. Нельзя использовать локти и колени. Остальные стараются столкнуть его, изгибая спины. Когда ребенок добирается до цели или падает, он перестраивается в начало, а его место занимает следующий игрок.
«Построй крепость».
Игроки сидят кругом на стульях. Водящий в центре круга с завязанными глазами. Он – стражник, охраняющий территорию. Сидящие – неприятели, которые должны построить на территории крепость, для чего им нужно на один стул составить все остальные (число стульев равно числу игроков). Водящий стремится остановить строителей. Рукой он показывает, откуда ему слышится звук, произнося слово «здесь». Если ему удалось указать на строителя, то строитель выбывает из игры. Если водящий указал на место расположения крепости, то она должна быть перестроена в другом месте. Если крепость построена, то победили строители.
«Путаница».
Все стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий отходит, а в это время круг «запутывается» (нельзя перешагивать через ноги). Затем водящий пытается распутать всех.
«Семейная фотография».
Группе предлагается представить, что она большая семья и им нужно сфотографироваться. Выбирается «фотограф». Он должен всех расположить для фотографирования. Первым он выбирает «дедушку», который тоже помогает расстановке. Дальше дети должны самостоятельно решить, кому кем быть и где стоять.
Эта игра на выявление лидеров, отслеживания групповой динамики. Также интересно посмотреть за распределением ролей, активностью – пассивностью в выборе месторасположения. После расстановки и распределения ролей игру можно закончить так: «фотограф» считает до трех, все хлопают в ладоши. На счет «три» все кричат «сыр».
«Сидячий круг».
Все становятся тесно в круг, взявшись за талию игрока, который стоит перед ним. Задание: нужно медленно сесть на колени друг другу, после чего руки разводятся в стороны. Возможно, с первого раза не получится, попробуйте еще. Круг должен быть как можно ровнее.
«Скалолаз».
Игроки встают на невысокую скамейку плотно друг к другу, взявшись под локти. По очереди каждый игрок должен пройти по краю скамейки, держась за стоящих на ней ребят, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков. Если кто-либо из игроков коснется земли, – все начинают сначала.
«Слепой и поводырь».
Ребята разбиваются на пары. Затем первые номера закрывают глаза. Это – «ведомые». Вторые номера – «ведущие». «Ведущие» ведут «ведомых» через различные препятствия, которые показывает им вожатый. Потом ребята меняются ролями (водить человека не менее 15 – 20 минут).
«Слово хором».
На выявление лидеров. Команда должна сказать хором какое-нибудь слово или словосочетание. Для этого им надо как-то договориться. Эту функцию берет на себя лидер.
«Спираль «.
Все строятся в цепочку. Каждый держится за талию впередистоящего, кроме первого игрока. Постепенно игроки заворачиваются в спираль, а затем обратно. Можно закрутить и 300 детей, но при этом лучше всем держаться только за руки. Можно больше, но будьте внимательны. Игра может превратиться в большую давку.
«Фигуры».
На выявление лидеров. Группа встает в круг. Все держатся обеими руками за общую веревку. Все при этом должны стоять плотно друг к другу, а веревка – натянута. Группе дается задание с закрытыми глазами делать фигуру (квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.). Глаза можно открыть тогда, когда группа решит, что фигура построена. Обсуждение во время построения фигуры запрещается.
«Фиксация».
Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Вожатый объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Вожатый громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в отряде, определить уровень сплоченности в отряде. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.
«Ха-ха-ха».
Все ложатся, положив голову на живот другому участнику, образуя, таким образом, длинную цепь. Первый игрок говорит: «Ха», второй: «Ха – ха» и т. д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.
«Человек к человеку».
Все стоят по двое. Водящий по очереди называет части тела. Например, «нос к носу», «рука к руке», «коленка к коленке» и т. д. Играющие должны выполнить эти задания. После команды: «Человек к человеку» все разъединяются и ищут другого партнера. Тот, кому не достанется партнера, становится водящим.
«Электрическая изгородь».
Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т. д.). Задача состоит в том, чтобы переправиться всей команде через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или невидимой ее части. Если кто-то коснется стены, вся команда возвращается назад и начинает задание снова. Подсказка вожатому: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.
«Я вижу в тебе».
Участники игры становятся в два круга лицом друг к другу (получается два круга: внутренний и внешний).
Первый этап игры – «Три пальца»: по команде вожатого, на счет 3 участники показывают человеку, стоящему напротив, пальцы от 1 до 3; 1 палец – просто постояли, посмотрели друг другу в глаза, 2 пальца – пожали друг другу руки, 3 пальца — обнялись; в случае если участники показывают разное количество пальцев, выполняется действие соответствующее меньшему количеству (например, один показал 3 пальца, а другой 2 — просто пожали друг другу руки). Вожатый после того как участники выполнили действия дает команду «Переход» и внешний круг смещается на одного человека вправо. После этого вожатый снова считает: «Раз, два, три. Переход» и так до тех пор, пока люди не пройдут полный круг, оказавшись снова в паре с тем же человеком, с которым и начинали данный этап.
Второй этап игры – «Я хочу предложить тебе». «Я хочу предложить тебе» – коренная фраза этого этапа. По команде вожатого «Внутренний к внешнему, поехали», те, кто стоят во внутреннем круге начинают говорить тому, кто стоит напротив, что они хотят ему предложить, начиная свою речь коренной фразой. По команде «Стоп» все разговоры прекращаются, и после следующей команды: «Внешний к внутреннему, поехали» начинает говорить тот, кто стоит во внешнем круге. Вторая команда «Стоп» прекращает разговоры. Вожатый дает 1-2 секунды на то, чтобы участники в паре посмотрели друг другу в глаза, и подает команду «Переход», по которой игроки внешнего круга перемещаются на одного человека вправо. Очень важно вести строгий учет времени отведенного на предложения одного круга к другому; промежутки времени должны быть равными (20-30 сек.). Необходимо отметить, что предлагать можно все что угодно, начиная от мороженого и прогулки до поездки в Америку и виллы. Основная цель этого этапа «разговорить» ребят.
Третий этап — «Я вижу в тебе».
Четвертый этап — «Мне нравится в тебе».
Пятый этап — «Мне не нравится в тебе»
Этапы с третьего по пятый проводятся по тому же принципу, что и вто-рой; заменяется только ключевая фраза.
Шестой этап — «Три пальца» (см. этап 1).
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Все участники прогуливаются по комнате, ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: «Внимание!». На вас напали пещерные львы (хулиганы, римские легионы, вирусы гриппа, маленькие зелененькие человечки, угрызения совести, зевота и т.п.) После сигнала опасности участники игры должны собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем произнести фразу: «Дадим отпор… (пещерным львам и т.п.) Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается.
РУКОПОЖАТИЕ.
Выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание риготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему. Данное упражнение вызывает интерес ребят к различным формам выражения чувств, в том числе через рукопожатие.
ПАРЫ.
Каждая пара берет по одному листку бумаги, встает лицом друг к другу и, прижимая лист лбами с двух сторон, руки заводит за спину. В таком положении пары должны произвольно передвигаться по помещению (можно под музыку). Разговаривать нельзя. Главная задача участников – продержаться как можно дольше, сохраняя тишину.
БАШНЯ.
Упражнение может проводиться в одной группе. Если участвуют две группы или несколько, то упражнение может носить соревновательный характер. Группам выдается материал для строительства «башни»: бумага (например, пачка старых газет) и скрепки (можно со степлером) или 50 палочек для коктейля и скотч. Группам необходимо построить башню из данного материала. Башня должна быть устойчивой. Побеждает та группа, у которой будет самая высокая башня, способная стоять без поддержки.
НА УЛИЦЕ.
Все участники перемещаются свободно, периодически встречаясь друг с другом.
- 1-й день – на фоне «плохой» музыки – плохое настроение (контакты только посредством взглядов).
- 2 день – на фоне «плохой» музыки – хорошее настроение.
- 3 день – 20 век (приветствия через рукопожатие).
- 4 день – 16 век (приветствия через реверансы и церемониальные фразы).
- 5 день – 21 век (стремительно, не замечая других, быть может, сталкиваясь или отталкивая их).
- 6-1 день – новый способ приветствия.
При обсуждении выясняется, кто в какой день чувствовал себя увереннее, кто в какой день не смог ни с кем «поздороваться» и т.п. Дается широкий спектр различных вариантов общения с людьми.
Все садятся в круг.Задача группы всем одновременно подняться, держась за руки.выполнять до тех .пор пока подьем не будет выполнен синхронно.
Группе не необходимо перебраться через паутину, не нарушив ее.каждую ячейку можно использовать 1 раз.обходить паутину, преодолевать ее через верхнюю .или нижнюю границу нельзя.если участник касается паутину, группа возвращаться в исходную позицию.
Вожатый предлагает участникам закрыть глаза и построиться по росту(по количеству пуговиц, по датам рождения…)
- Я змея-змея-змея*
Два участника(стоя друг за другом) передвигаясь змейкой по комнате поют песню *я змея-змея-змея, я ползу, ползу ползу..* подходят к одному из участников и спрашивают у него*хотешь быть моим хвостом* участник может согласиться или отклонить предложение.если он не принял предложение *змея* ему должна ответить *а придется.* и в том и в другом случае кандидат в *хвост змеи* пролезет сквозь туннель, образованный из *ног змеи* и становиться хвостом, далее *змея78 идет к следующим участникам и процедура принятия хвоста повторяется. игра заканчивается тогда, когда последний участник проберется в тоннеле из *ног змеи* а в переди стоящий смыкается с тем. кто пока является хвостом змеи.таким образом. участник в тоннеле вынужден какое-то врем *поплугать* в недоумении.
- бешеная голова*
играющие встают в колонну затылком друг к другу, держась за пояс.первый в колонне-*голова*, последний *хвост*.голова стремиться сьесть собственный хвост, а хвост вовремя увернуться.
из группы вызывается несколько добровольцем(около 10) они становятся в линейку первый говорит *ха* второй *ха-ха* и так далее по возрастающей.игра заканчиваться естественно.
«Я тоже»
группа сидит в кругу.Ведущий предлагает подумать о своей характерной черте, которой нет у кого нить нить из участников.далее, по кругу каждый произносит задуманное.если эта черта есть еще у кого-то, он встает и говорит» я тоже» и садиться на колени того, кто назвал эту черту.Затем они возвращаться на свои места и другой продолжает. Игра закончиться .если все участники назовут одну черту которая отличает их от других.
«МЫ вместе»
вожатый предлагает участникам в общий круг и объясняет правила игры: по команде ведущего «начинаем игру» одновременно должны встать 4 игрока. на протяжении всей игры в круг должно находиться 4 стоящих игрока, но каждый из участников может стоять не более 10 секунд. между игроками не должно быть никакого общения, но каждый должен следить за тем что происходит и заботиться о том чтобы всегда было 4 стоящих игроков-не больше не меньше-без исключения. фиксируется время когда игроки ошибаются.
summercamp.ru