Правила эволюции
Правило необратимости эволюции (правило Л. Долло): эволюционный процесс необратим, возврат к прежнему эволюционному состоянии, ранее осуществленному в ряду поколений предков, невозможен.
Правило происхождения от неспециализированных предков (правило Э. Копа): возникновение новых крупных групп, сопровождающихся повышением уровня организации, связано с примитивными неспециализированными формами.
Правило прогрессирующей специализации (правило Ш. Депере): организмы единожды ставшие на путь узкой специализации, в дальнейшем буду развиваться по пути все более глубокой специализации.
Правило адаптивной радиации (правило Г. Осборна): историческое развитие (филогенез) каждой группы организмов происходит путем разделения исходного ствола на несколько боковых ветвей, расходящихся в нескольких адаптивных направлениях.
Правило чередования главных направлений эволюции (правило И.И. Шмальгаузена): в процессе эволюции происходит чередование ее основных направлений (ароморфозы сменяются идиоадаптациями).
Биогенетический закон Геккеля–Мюллера: онтогенез представляет собой краткое повторение филогенеза.
Литература: 1–3, 5–9.
Лекция 8. ЧЕЛОВЕК. БИОСФЕРА
8.1. Человек в иерархической структуре царства животных. Основные стадии антропогенеза
Человек разумный (Homo sapiens) – один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Место в системе органического мира:
Царство животные
Подцарство многоклеточные животные
Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс млекопитающиеПодкласс плацентарные
Отряд приматы
Подотряд гоминоиды (= человекообразные)
Семейство гоминиды
Подсемейство гоминины (человек, шимпанзе, горилла)
Род человек
Вид человек разумный
Человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Организм человека развивается по общим для всех живых видов законам. Ч. Дарвин распространил на человека основные положения эволюционной теории и доказал его происхождение от «ниже стоящих видов животных». Происхождение человека, становление его как вида называется антропогенезом (рис. 8.1).
Основные тенденции в эволюции человека:
1. Прогрессивное увеличение абсолютных и относительных размеров головного мозга.
2. Прогрессивное развитие интеллекта, памяти, обучаемости.
3. Сложное поведение, орудийная деятельность.
4. Усложнение социальных отношений, «социальный интеллект».
Рис. 8.1. Антропогенез
Самые древние предки человека возникли 5–8 млн. лет назад в Восточной Африке. Первые из известных гоминид – австралопитеки:
— время существования: 5,5 – 1 млн. лет назад
— распространение: Восточная и Южная Африка
— мозг – около 500 см3
— питание – в основном вегетарианское
— орудий не изготовляли, но могли пользоваться палками и камнями.
Среди австралопитековых 2–3 млн. лет назад выделился род человек (Нomo). Его первые представители – древнейшие люди, в том числе 2 вида:
Человек умелый (Homo habilis)
— время существования: 3 – 1,5 млн. лет назад
— распространение: Восточная и Южная Африка
— мозг – около 650 см3
— питание – в основном вегетарианское
— первая культура – галечная
— первые орудия – отщепы (чопперы)
Человек прямоходящий (Homo erectus):
— время существования: около 2 млн. – 200 тыс. лет назад
— распространение: Африка (атлантроп), Азия (питекантроп, синантроп), Европа (гейдельбергский человек)
—
мозг – около 1000 см
— речь
Им на смену пришли древние люди:
Человек неандертальский (Homo neandertaliensis):
— время существования: 200 – 28 тыс. лет назад
— распространение: Африка, Западная Азия
— мозг – около 1550 см3
— загонная охота (мясоеды)
— мустьерская культура
В это же время (40–50 тыс. лет назад) появились кроманьонцы – прямые предки современных людей, вместе с которыми они составляют единый вид – человек разумный (Homo sapiens) (мозг около 1500 см3).
Вид Человек разумный (Homo sapiens), к которому относятся современные люди, в настоящее время разделен на 3 или 5 больших рас.
В первом случае это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная), во втором – европеоидная, монголоидная, американская, австралоидная и негроидная расы.Расы появились в результате расселения и географической изоляции, видимо, популяций неоантропов, живших в разных природно-климатических условиях. О единстве вида Homo sapiens свидетельствует то, что все расы человека равноценны в биологическом и психологическом отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех рас в пределах нормы реакции способны к достижению больших высот в развитии культуры и цивилизации. Также о видовом единстве свидетельствуют неограниченные возможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства
studfiles.net
Правила эволюции
Правило необратимости эволюции (правило Л. Долло): эволюционный процесс необратим, возврат к прежнему эволюционному состоянии, ранее осуществленному в ряду поколений предков, невозможен.
Правило происхождения от неспециализированных предков (правило Э. Копа): возникновение новых крупных групп, сопровождающихся повышением уровня организации, связано с примитивными неспециализированными формами.
Правило прогрессирующей специализации (правило Ш. Депере): организмы единожды ставшие на путь узкой специализации, в дальнейшем буду развиваться по пути все более глубокой специализации.
Правило адаптивной радиации (правило Г. Осборна): историческое развитие (филогенез) каждой группы организмов происходит путем разделения исходного ствола на несколько боковых ветвей, расходящихся в нескольких адаптивных направлениях.
Правило чередования главных направлений эволюции (правило И.И. Шмальгаузена): в процессе эволюции происходит чередование ее основных направлений (ароморфозы сменяются идиоадаптациями).
Биогенетический закон Геккеля–Мюллера: онтогенез представляет собой краткое повторение филогенеза.
Литература: 1–3, 5–9.
Лекция 8. ЧЕЛОВЕК. БИОСФЕРА
8.1. Человек в иерархической структуре царства животных. Основные стадии антропогенеза
Человек разумный (Homo sapiens) – один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Место в системе органического мира:
Царство животные
Подцарство многоклеточные животные
Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс млекопитающие
Подкласс плацентарные
Отряд приматы
Подотряд гоминоиды (= человекообразные)
Семейство гоминиды
Подсемейство гоминины (человек, шимпанзе, горилла)
Род человек
Вид человек разумный
Человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Организм человека развивается по общим для всех живых видов законам. Ч. Дарвин распространил на человека основные положения эволюционной теории и доказал его происхождение от «ниже стоящих видов животных». Происхождение человека, становление его как вида называется антропогенезом (рис. 8.1).
Основные тенденции в эволюции человека:1. Прогрессивное увеличение абсолютных и относительных размеров головного мозга.
2. Прогрессивное развитие интеллекта, памяти, обучаемости.
3. Сложное поведение, орудийная деятельность.
4. Усложнение социальных отношений, «социальный интеллект».
Рис. 8.1. Антропогенез
Самые древние предки человека возникли 5–8 млн. лет назад в Восточной Африке. Первые из известных гоминид – австралопитеки:
— время существования: 5,5 – 1 млн. лет назад
— распространение: Восточная и Южная Африка
— мозг – около 500 см3
— питание – в основном вегетарианское
— орудий не изготовляли, но могли пользоваться палками и камнями.
Среди австралопитековых 2–3 млн. лет назад выделился род человек (Нomo). Его первые представители – древнейшие люди, в том числе 2 вида:
Человек умелый (Homo habilis)
— время существования: 3 – 1,5 млн. лет назад
— распространение: Восточная и Южная Африка
— мозг – около 650 см3
— питание – в основном вегетарианское
— первая культура – галечная
— первые орудия – отщепы (чопперы)
Человек прямоходящий (Homo erectus):
— время существования: около 2 млн. – 200 тыс. лет назад
— распространение: Африка (атлантроп), Азия (питекантроп, синантроп), Европа (гейдельбергский человек)
— мозг – около 1000 см3
— речь
Им на смену пришли древние люди:
Человек неандертальский (Homo neandertaliensis):
— время существования: 200 – 28 тыс. лет назад
— распространение: Африка, Западная Азия
— мозг – около 1550 см3
— загонная охота (мясоеды)
— мустьерская культура
В это же время (40–50 тыс. лет назад) появились кроманьонцы – прямые предки современных людей, вместе с которыми они составляют единый вид – человек разумный (Homo sapiens) (мозг около 1500 см3).
Вид Человек разумный (Homo sapiens), к которому относятся современные люди, в настоящее время разделен на 3 или 5 больших рас.
В первом случае это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная), во втором – европеоидная, монголоидная, американская, австралоидная и негроидная расы.
Расы появились в результате расселения и географической изоляции, видимо, популяций неоантропов, живших в разных природно-климатических условиях. О единстве вида Homo sapiens свидетельствует то, что все расы человека равноценны в биологическом и психологическом отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех рас в пределах нормы реакции способны к достижению больших высот в развитии культуры и цивилизации. Также о видовом единстве свидетельствуют неограниченные возможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства
studfiles.net
Основные правила (принципы) эволюции:
правила носят ограниченный характер, не имеют универсального значения для всех групп организмов и не могут считаться законами.
Правило | формулировка | примеры |
правило необратимости эволюции, или принцип Долло (Луи Долло, бельгийский палеонтолог, 1893) | исчезнувший признак не может вновь появиться в прежнем виде. | вторично-водные моллюски и водные млекопитающие не восстановили жаберного дыхания. |
правило происхождения от неспециализированных предков, или принцип Копа (Эдуард Коп, американский палеонтолог-зоолог, 1904) | новая группа организмов возникает от неспециализированных предковых форм | неспециализированные насекомоядные дали начало всем современным плацентарным млекопитающим. |
правило прогрессирующей специализации, или принцип Депере (Ш. Депере, палеонтолог, 1876) | группа, вступившая на путь специализации, в дальнейшем развитии будет идти по пути все более глубокой специализации. | Современные специализированные млекопитающие (Рукокрылые, Ластоногие, Китообразные), скорее всего, будут эволюционировать по пути дальнейшей специализации. |
правило адаптивной радиации, или принцип Ковалевского-Осборна (В.О. Ковалевский, Генри Осборн, американский паеонтолог) | группа, у которой появляется, безусловно, прогрессивный признак или совокупность таких признаков, дает начало множеству новых групп, формирующих множество новых экологических ниш и даже выходящих в иные среды обитания | примитивные плацентарные млекопитающие дали начало всем современным эволюционно-экологическим группам млекопитающих. |
правило интеграции биологических систем, или принцип Шмальгаузена (И.И. Шмальгаузен): | новые, эволюционно молодые группы организмов вбирают в себя все эволюционные достижения предковых групп. | млекопитающие использовали все эволюционные достижения предковых форм: опорно-двигательный аппарат, челюсти, парные конечности, основные отделы центральной нервной системы, зародышевые оболочки, совершенные органы выделения (тазовые почки), разнообразные производные эпидермиса и т.д |
правило смены фаз, или принцип Северцова-Шмальгаузена (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен) | различные механизмы эволюции закономерно сменяют друг друга | алломорфозы рано или поздно становятся ароморфозами, а на основе ароморфозов возникают новые алломорфозы. |
Закономерности макроэволюции:
пульсирующий характер (чередование периодов типогенеза и типостаза)
Типогенез— формирование основной совокупности признаков нового крупного таксона
неравномерность темпов макроэволюции
происходит постепенно, но в относительно краткие (в масштабах макрофилогенеза) сроки — от нескольких миллионов до 20-30 млн лет.
Типостаз
Сформировавшийся в период типогенеза основной план организации данного таксона в дальнейшем остается постоянным у представителей разных филетических линий в течение значительных промежутков времени (многие десятки и даже сотни миллионов лет), составляющих период типостаза
неравномерность темпов макроэволюции
Скорость эволюции — это количество эволюционных изменений за единицу времени. Чаще всего скорость эволюции измеряется числом таксонов (видов, родов, семейств), которые появлялись за единицу времени, например, за 1 миллион лет.
По признаку скорости эволюции: | |
горотелическая | средний темп эволюционного процесса. характерна для хищных млекопитающих и брюхоногих моллюсков. амфибии — в карбоне рептилии — в перми. |
брадителическая | медленная эволюция характерна для мамонтового дерева, щитня, гаттерии, гинкго, наутилуса. |
тахителическая | быстрый темп эволюции для слонов: в течение 40 млн. лет кайнозойской эры образовали 6 семейств (35 родов). У млекопитающих в течение 30 млн. лет кайнозоя в результате адаптивной радиации возникло 100 семейств. |
направленность
Микроэволюционные процессы идут непрерывно — как в период типогенеза, так и во время типостаза. На их основе происходит адаптивная радиация.
Выражаются в:
Ø в поступательном морфофизиологическом прогрессе
Ø устойчивых эволюционных тенденциях и параллелизмах
Ø адаптивной радиации
адаптивная радиация — разветвление филетических линий с возникновением новых видов, связанное с развитием различных частных приспособлений. | Адаптивная радиация по размерам и форме клюва разных видов галапагосских вьюрков Geospizinae (по Дементьеву, 1940) |
Многобугорчатые представляли специализированных растительноядных зверей, и их нельзя считать прямыми предками последующих групп млекопитающих. Лишь предположительно допускают, что наиболее ранние формы могли дать начало однопроходным. Основанием для такого предположения служит сходство строения их зубов с зубами зародыша утконоса |
Ø необратимости эволюции (отличие от микроэволюции)
Увеличение степени приспособленности организмов к окружающей среде в ходе эволюции часто сопровождалось совершенствованием и усложнением их организации, получившим название прогресса в живой природе.
В 1825 году А.Н. Северцов (1866-1936) предложил различать биологический прогресс и морфофизиологический прогресс.
Биологический прогресс — результат успеха группы организмов (популяции, вида, рода, семейства, отряда и т.д.) в борьбе за существование.
Биологический прогресс — эволюционное развитие систематической группы: увеличение числа входящих в нее видов, подвидов и других таксонов, расширение ареала, повышение численности особей и т.д.
Похожие статьи:
poznayka.org
Биология для студентов — 38. Правила эволюции групп
У разных групп растений и животных эволюционный процесс характеризуется своими особенностями. Все же можно выделить несколько общих закономерностей или правил эволюции групп (правил макроэволюции).
Правило необратимости эволюции. Положение о невозможности повторного возникновения вымершей формы или эволюционного возврата к исходному предковому состоянию вытекает из теории естественного отбора. Отбор в среде поколений постоянно совершенствует адаптации, перестраивает фенотип и генотип в соответствии с изменяющимися условиями среды. Трудно представить, что эти изменения могут идти в строго обратном направлении и тем самым привести вид к предыдущему состоянию. Даже в этом гипотетическом случае вид не может вернуться к исходному состоянию, так как его изменения и приспособления к новым условиям будут осуществляться уже на новой генетической основе. На это обращал внимание и Дарвин, утверждавший, что если вид однажды исчезает с лица Земли, нет оснований полагать, что та же самая, тождественная форма когда-нибудь появится вновь. Рептилии не могут дать начало примитивным амфибиям, от которых они произошли. Бельгийский палеонтолог Л. Долло (1857 — 1931) сформулировал (1893) правило: эволюционный процесс необратим, организм не может вернуться к состоянию своих предков. Правило необратимости эволюционного процесса распространяется на организм как целостную систему, на вид как этап эволюции, но не на отдельные признаки. Отдельные признаки далеких предков могут появляться у потомков, обратные мутации могут привести к повторному возникновению данного аллеля, но не целого генного комплекса и соответствующего целостного фенотипа.
Неограниченность эволюции также рассматривается как правило. Естественный отбор постоянно подхватывает адаптивные новшества и постоянно совершенствует относительную приспособленность к меняющейся среде. Даже если предположить, что абиотические условия какой-то промежуток времени будут постоянными, эволюция будет продолжаться, так как на каждом этапе возникает необходимость совершенствования адаптации не только к абиотической среде, но и к другим видам. К тому же сама жизнь изменяет среду обитания, превращает неорганические и органические вещества. И в этих условиях виды должны эволюционировать, приспосабливаться к меняющимся условиям. Эволюционный процесс будет продолжаться без остановки столько, сколько будет существовать жизнь на Земле. Эволюция — биологическая необходимость.
Направленность эволюции. Материалом для эволюции служат случайные ненаправленные мутации и их комбинации. На базе этих случайных по отношению к приспособленности изменений естественный отбор преобразовывает популяции и виды, направляет развитие вида в сторону лучшей приспособленности к конкретным условиям среды. Эта тенденция хорошо просматривается в филогенетических рядах лошадей, слонов, многих групп моллюсков. Так, эволюция предков лошадей естественным отбором направлялась в сторону перестройки конечности и выработки однопалости, увеличения размеров особей, преобразования зубной системы. Эти эволюционные изменения были адаптивными, они обеспечивали лучшую выживаемость в условиях открытых степей с жесткой растительностью.
Дарвин впервые показал, что органическая эволюция направляется естественным отбором, а не какими-то мифическими силами. Он раскрыл процесс закономерного превращения случайных изменений особей в необходимые свойства вида.
Правило происхождения от неспециализированных предков сформулировано американским палеонтологом Э. Копом (1904): новые крупные таксоны происходят не от высших представителей предковых групп, а от сравнительно неспециализированных форм. Последние характеризуются относительно большими эволюционными возможностями и могут дать начало новой ветви эволюции с принципиально новыми адаптациями. Специализированные же формы, например, внутренние паразиты, этой возможностью не обладают. Обсуждая этот вопрос, необходимо иметь в виду, что у специализированных форм не все органы и функции достигли одинакового уровня специализации и некоторые из них могут открыть путь эволюционному направлению. Наряду с этим признаки с высоким уровнем специализации в одной среде могут быть неспециализированными в других условиях. Поэтому и специализированные формы при определенных соотношениях со средой могут дать начало новой ветви эволюции.
Правило прогрессирующей специализации сформулировано Ш. Депере (1876): если группа вступила на путь специализации, она, как правило, в последующем филогенетическом развитии будет углублять специализацию и совершенствовать приспособляемость к определенным условиям жизни, например, в воздушной, водной среде или под землей (птеродактили и летучие мыши, ластоногие, крот и т. д.).
Правило адаптивной радиации фиксирует внимание на том, что филогенетическое развитие группы идет в разных направлениях дивергентно и один ствол распадается на ряд дочерних, осваивающих разные экологические условия. Это явление называют адаптивной радиацией, или, по В. О. Ковалевскому, иррадиацией. По этому эволюционному принципу в классе млекопитающих формировались отряды; в отряде грызунов образовалось много семейств, родов, видов, освоивших разные места обитания.
Правило чередования главных направлений эволюции (закон А. Н. Северцова). А. Н. Северцов определил главные направления эволюции и показал, что между арогенезом и другими путями эволюции имеются определенные соотношения: после арогенеза и выхода группы в новую среду начинается интенсивный аллогенез — освоение новых условии среды и формирование новых таксонов данной естественной группы организмов — происходит адаптивная радиация. Такое чередование направлений эволюции характерно для всех групп животных и растений.
vseobiology.ru
Мои правила «Эволюции» — Настольные игры: Nастольный Blog
Недавно я придумал, озвучил и уже успел опробовать некоторые нововведения к правилам Эволюции. Результаты показались мне вполне удовлетворительными и поэтому я подготовил текст правил игры с учётом моих дополнений.
Правила игры «Эволюция»
Вариант v.0.9 от 20.03.2012
http://www.BoardGamer.ru
Примечание: Этот вариант базируется на II редакции официальных правил «Эволюции». Нововведения и дополнения выделены синим цветом. В правила включен вариант игры с персональным запасом еды, рекомендованный для семейных партий и новичков. Правила игры с персональным запасом еды помечены коричневым цветом. Опытным игрокам рекомендуется играть без персонального запаса еды.
Игра рассчитана на 2-4 игроков. Время партии – 40 минут.
Разнообразие живых организмов, населяющих нашу планету, поистине поражает. Теория эволюции объясняет эти различия тем, что, стремясь к выживанию, различные виды использовали разные подходы: одни приспосабливались использовать в пищу ранее недоступные пищевые ресурсы, другие — получали преимущество, научившись эффективно защищаться от хищников, третьи — переселялись в места, где никто кроме них не мог выжить.
Новые приспособления возникли в различных группах животных: так, например, полет независимо появился у динозавров, птиц и млекопитающих. Все «изобретенные» эволюцией приспособления комбинировались и подвергались проверке естественным отбором. В результате некоторые биологические виды вымирали, а другие занимали доминирующее положение на планете.
В игре «Эволюция» вам предлагается самим комбинировать различные свойства (приспособления) животных и развить собственную популяцию в условиях постоянно меняющегося количества ресурсов – еды. Регулируя численность животных, получая новые полезные свойства и противодействуя соперникам, популяция игрока должна выжить и к концу игры занять доминирующее положение в экосистеме.
Условие победы
Победителем становится игрок, получивший к концу игры наибольшее количество очков. Очки игроки получают каждый ход – за всех своих выживших животных и некоторые обретенные ими свойства.
Подготовка к игре
Тщательно перемешайте колоду и выдайте каждому игроку с верха колоды по шесть карт – это будет рука игрока. Колоду положите в центре стола изображением животного вверх. Рядом разместите фишки еды: красные – «кормовая база», синие – «дополнительная еда» и желтые – «жировой запас». Затем жребием определите, кто из игроков будет ходить первым (далее – первый игрок).
Вариант с персональным запасом еды: Выдайте всем по 1 красной фишке еды, это – персональный запас еды каждого игрока.
Порядок хода
Игра идет по ходам. Ход разделен на фазы:
— фаза развития;
— фаза определения кормовой базы;
— фаза питания;
— фаза вымирания и получение новых карт.
В каждой фазе игроки действуют по очереди, начиная с первого игрока и далее по часовой стрелке. Фаза развития и фаза питания животных включают в себя несколько кругов: после окончания первого круга снова действует первый игрок, и так далее. Игрок, который по какой-то причине уже не может действовать в текущей фазе, пропускает свою очередь.
Фаза развития
В этой фазе хода игроки могут выкладывать карты из руки на стол. Карты, используемые в игре, имеют с одной стороны изображение животного, а с другой описание какого-то свойства. Каждая карта может быть сыграна либо как животное и в этом случае кладется изображением животного вверх, либо как свойство. В этом случае карта со свойством подкладывается под карту того животного, на которое она сыграна.
Некоторые карты содержат два свойства (второе свойство указано в нижней части карты, например, «Хищник»). Выкладывая такую карту, игрок должен решить, какое из двух свойств он будет использовать, и положить карту вверх той стороной, на которой указано нужное свойство. Это решение игрока окончательно, в дальнейшем он не сможет перевернуть карту и использовать второе свойство.
Карты, играемые на пару животных, например, «Взаимодействие», размещаются между картами животных, на которые они сыграны.
Фаза развития включает в себя несколько кругов. Игроки выкладывают карты по одной, начиная с первого игрока, далее по часовой стрелке, затем начинается второй круг, и т.д. Таким образом, игрок может сыграть из руки любое количество карт. Если игрок не хочет вводить в игру новое животное или новое свойство, он говорит «пас». Спасовавший игрок не может выкладывать в эту фазу хода новые карты, и будет пропускать свою очередь. Если у игрока кончились карты в руке — он обязан сказать «пас». Когда все игроки спасовали, данная фаза хода завершается.
Фаза определения кормовой базы
В этой фазе определяется, сколько еды будет доступно в текущем ходу. Это зависит от количества игроков и результатов бросков шестигранных кубиков:
2 игрока – результат броска одного кубика +2
3 игрока – результат броска двух кубиков
4 игрока – результат броска двух кубиков +2
Кубики бросает первый игрок. Когда определено количество еды, соответствующее число красных фишек кладется отдельной стопкой в центр стола – это кормовая база на этот ход.
Фаза питания
В этой фазе игроки по очереди берут по одной красной фишке еды из кормовой базы и кладут ее на одно из своих животных. Данная фаза включает в себя несколько кругов. Сначала фишку берет первый игрок и далее по часовой стрелке. Затем начинается второй круг, и т.д.
За раз игрок должен взять только одну красную фишку из кормовой базы, но некоторые свойства, например, «Взаимодействие», позволяют брать несколько фишек.
В результате действия определенных свойств животных игрок может в этой фазе получать также синие фишки дополнительной еды.
Животное, на котором лежит одна фишка еды, считается НАКОРМЛЕННЫМ, если не имеет свойств, повышающих потребность в пище. На картах таких свойств цифра в верхнем левом углу указывает, сколько еще требуется фишек еды, чтобы животное было накормлено. Например, животное (требует одной фишки еды) со свойством «Большое» (+1) и с «Паразитом» (+2) будет считаться накормленным, если на его карте будет лежать 4 фишки еды.
Любое животное может быть накормлено красными и/или синими фишками еды, их цвет в данном случае не имеет значения.
Важно! Накормленное животное не может получить новые фишки еды, кроме как для пополнения «Жирового запаса» (см. «Жировой запас»). Если все животные игрока накормлены, а их «Жировой запас» заполнен, игрок больше не может брать фишки еды из кормовой базы или получать их в результате применения каких-либо свойств.
Когда все животные накормлены и их «Жировой запас» заполнен либо закончилась кормовая база и игроки сыграли все свойства, которые хотели сыграть в этой фазе хода – фаза питания завершается. Если в кормовой базе остались красные фишки – они сбрасываются.
Фаза вымирания, получения новых карт и начисления очков
Вариант с персональным запасом еды: В начале этой фазы игроки по очереди могут применить свой персональный запас еды, чтобы накормить животных, оставшихся ненакормленными. У каждого игрока есть всего 1 фишка еды в персональном запасе на всю партию – этот запас не восполняется. При использовании персонального запаса свойства, приносящие животным дополнительную еду (сотрудничество, взаимодействие), не срабатывают. Свойство «Симбиоз» учитывается – если симбионт остался ненакормленным, его партнёра накормиться персональным запасом нельзя.
Карты всех животных, оставшихся ненакормленными, поворачиваются на 90 градусов, чтобы обозначить, что эти животные остались голодными.
Если ненакормленным остались голодные животные (карты которых были повёрнуты в предыдущем ходу), такие животные, их свойства, а также относящиеся к ним парные свойства помещаются в общий снос рубашкой вверх. Игроки могут просматривать карты в общем сносе.
Затем игроки получают новые карты с верха колоды. Карты раздаются по одной, начиная с первого игрока. Каждый игрок получает из колоды по 4 карты. Если после раздачи новых карт у кого-то из игроков в руке осталось больше 6 карт, он должен поместить лишние карты в снос, так, чтобы у него на руке осталось 6 карт. Если колода кончилась, перемешайте отбой и сформируйте из него новую колоду.
Каждый игрок также получает из колоды дополнительно по 1 карте за каждое своё существо, которое было съедено чужим хищником или умерло от голода, при условии, что у этого существа было хотя бы одно свойство (в том числе парное). Эти дополнительные карты в этом ходу игроки могут держать в руке сверх обычного лимита в 6 карт.
За гибель существ безо всяких свойств дополнительные карты игроки не получают. Также игроки не получают дополнительных карт за своих существ, которых съели сами своими же хищниками.
Теперь производится подсчёт очков. Каждый игрок получает:
— 2 очка за каждое свое выжившее накормленное животное;
— дополнительные очки за те свойства накормленных животных, которые требуют дополнительной еды для прокорма животного: «Хищник» и «Большое» +1 очко; «Паразит» +2 очка.
Ненакормленные животные (карты которых повёрнуты) очков не приносят.
Очки можно подсчитывать как с помощью специального счётчика (его можно позаимствовать из любой другой игры), так и при помощи записей.
Когда очки подсчитаны, ход завершается. Фишки еды, кроме «Жирового запаса», снимаются с карт животных и складываются на столе. Новый ход начинается снова с фазы развития, при этом первым становится игрок, сидящий слева от первого игрока предыдущего хода, т.е. право ходить первым передается по часовой стрелке.
Завершение игры и определение победителя
Игра длится определённое количество ходов, которое зависит от числа игроков:
2 игрока – 10 ходов
3 игрока – 6 ходов
4 игрока – 4 хода
После фазы вымирания последнего хода игра завершается. Побеждает игрок, набравший больше всех очков.
Если у нескольких игроков очки равны, побеждает тот, у кого после последнего хода осталось больше накормленных животных. При равном числе накормленных животных победителями объявляются несколько игроков.
Вариант с персональным запасом еды: Если у нескольких игроков равное количество очков и равное количество накормленных животных, побеждает тот, у которого осталось больше неиспользованной еды в персональном запасе. Если и количество еды в персональном запасе одинаково, все эти игроки объявляются победителями.
Свойства животных
В процессе игры на каждое животное может быть сыграно неограниченное количество свойств. Однако на одно животное нельзя сыграть два одинаковых свойства. Исключением являются парные свойства и «Жировой запас».
Игроки могут добавлять свойства только собственным животным. Исключением является свойство «Паразит» — оно играется только на животное другого игрока.
Символ «животное» в описании свойства на карте означает «животное». Символ ? — красную фишку еды из «кормовой базы». Символ ? — синюю фишку дополнительной еды, которую игрок получает при использовании какого-либо свойства.
Некоторые свойства действуют постоянно, например, «Большое» или «Водоплавающее», другие могут быть использованы только в определенный момент игры. Например, свойства «Быстрое», «Отбрасывание хвоста» и «Мимикрия» срабатывают в момент, когда животное должно быть съедено хищником.
Если у животного есть несколько свойств, срабатывающих одновременно, игрок сам определяет, в какой последовательности он будет их использовать. Например, если его животное пытаются съесть, можно сначала использовать свойство «Быстрое» (попробовать убежать), а если это не удалось, применить «Отбрасывание хвоста» (выжить, потеряв какое-то одно свойство).
Некоторые свойства игрок может использовать только «в свою фазу питания»: это значит, что в тот момент, когда игрок должен взять красную фишку еды из кормовой базы, вместо или одновременно с этим он может сыграть данное свойство. Это возможно, даже если фишки в кормовой базе уже закончились. Использовав свойство, рекомендуется повернуть карту с этим свойством на 90 градусов, показав тем самым, что это свойство уже использовано в текущем ходу. Это важно для свойств, которые могут быть использованы только один раз за ход или через ход, например, «Хищник», «Пиратство» или «Спячка». В конце хода карты использованных свойств можно будет развернуть в вертикальное положение.
Хищник
Это свойство может быть использовано в свою фазу питания. В эту фазу игрок не берет красной фишки из кормовой базы, вместо этого его «Хищник» может атаковать одно животное на столе и, съев его получить две синие фишки дополнительной еды. Каждое животное может использовать свойство «Хищник» только один раз за ход. В каждую свою фазу питания это свойство может использовать только одно животное игрока. Атаковать можно любое не защищенное соответствующими свойствами животное на столе, в том числе и собственное животное игрока и даже другого хищника. Съеденное животное, все его свойства и относящиеся к нему парные свойства помещаются в сброс. «Хищник» не может атаковать и есть других животных, если уже полностью накормлен и не имеет незаполненных свойств «Жировой запас». Свойство «Хищник» может использоваться, даже если в кормовой базе уже не осталось фишек.
Помните, что если чужой хищник съел ваше существо с хотя бы одним свойством, в конце хода вы получите за гибель этого существа 1 дополнительную карту из колоды.
Жировой запас
На одно животное может быть сыграно несколько свойств «Жировой запас». В любой момент игры, когда животное с таким свойством, будучи уже накормленным, может получить фишку еды, оно использует ее для заполнения «Жирового запаса». В этом случае фишка еды меняется на желтую и кладется непосредственно на карту этого свойства. На каждую карту со свойством «Жировой запас» можно положить только одну желтую фишку еды. Если на всех картах «Жировой запас» у данного животного лежит по желтой фишке, считается, что «Жировой запас» заполнен, и животное больше не может в этот ход получать фишки еды.
«Жировой запас» используется в свою фазу питания. Вместо получения красной фишки из кормовой базы игрок может преобразовать на одном из своих животных любое количество желтых фишек со свойством «Жировой запас» в синие фишки еды. Такое преобразование не является получением фишек еды и не связано с действием других свойств карты.
Вариант с персональным запасом еды: После завершения фазы питания все неиспользованные жёлтые фишки жирового запаса перемещаются в персональный запас еды игрока.
Парные свойства
Парные свойства играются сразу на пару животных, но на одну и ту же пару животных нельзя сыграть два одинаковых парных свойства. Если одно из животных помещается в сброс – парное свойство также помещается в сброс. В каждую свою фазу питания каждое парное свойство может быть использовано игроком только один раз, но в течение всей фазы питания оно может использоваться неоднократно. Игрок сам решает, в какой последовательности будут действовать парные свойства и получаться за них фишки еды.
В частности, если свойства «Взаимодействие» и «Симбиоз» сыграны на одну и ту же пару животных, игрок может сначала взять красную фишку из кормовой базы для «симбионта», и если он в результате будет накормлен, сразу же взять еще одну красную фишку для второго животного.
Если фишек определенных цветов, входящих в состав набора, в какой-то момент игры будет недостаточно, игроки могут заменить их фишками другого цвета или самодельными маркерами.
Комментарий к нововведениям
Предложенные нововведения к правилам позволяют избежать эффекта «решающего последнего хода» и гарантируют игрокам, пострадавшим от чужих хищников и общей нехватки еды, шанс вернуться в строй.
Очки теперь начисляются только за существ и за свойства, требующие дополнительную еду. Прочие свойства на своих существ стоит теперь разыгрывать осознанно, преследуя при этом одну из трёх целей: обеспечить своих существ едой, защитить их от чужих хищников и позволить своим хищникам полакомиться существами противников.
Вводить в игру существа безо всяких свойств рекомендуется, только если вы планируете их в жертву собственным хищникам или если им точно хватит еды в текущем ходу и их точно не съедят хищники других игроков.
Чем больше у вас существ, тем выше ваши шансы на победу! Только не забывайте их прокормить и защитить.
Вариант игры впятером
Официальные правила позволяют смешать два набора и сыграть в «Эволюцию» вшестером, всемером и ввосьмером. В этом варианте максимальное число игроков – 4. Тем не менее, можно попробовать сыграть и впятером, но в зависимости от активности игроков и смертности животных в последнем ходу на всех может не хватить карт. При игре впятером действуют все указанные выше правила. Партия длится 5 ходов. Количество доступной еды в каждом ходу определяется броском трёх кубиков.
Скачать альтернативные правила игры Эволюция — вариант Юрия Тапилина (pdf, 0.3 Mb)
Evolution, Правила
Похожие записи
boardgamer.ru
Закономерности и правила эволюции. Эволюционный процесс
Биологическая эволюция подразумевает под собой естественное развитие живых организмов, которое сопровождается изменениями в генетическом составе популяций, а также повышением адаптивных свойств, появлением новых видов и вымиранием старых. Все эти факторы со временем меняют как экосистему, так и биосферу в целом.
Основная теория
Существует несколько версий, объясняющих механизмы, на которых строится эволюционный процесс. Большинство ученых сейчас являются приверженцами синтетической теории эволюции (СТЭ), основанной на слиянии популяционной генетики и дарвинизма. Синтетическая теория объясняет связь между генетическими мутациями, то есть материалом эволюции, и естественным отбором (механизмом эволюции). Эволюционный процесс в рамках этой теории является процессом изменения частот аллелей различных генов в видовых популяциях на протяжении жизни нескольких поколений.
Закономерности и правила эволюции
Эволюция является необратимым процессом. Любой организм, который путем накопления положительных мутаций смог приспособиться к новым условиям, при возврате в прежнюю среду должен будет заново пройти путь адаптации. Более того, никакой биологический вид не может быть полностью устоявшимся, сам Чарльз Дарвин писал, что даже если среда обитания станет такой же, как раньше, то эволюционировавший вид не сможет вернуться к своему прежнему состоянию. То есть животные смогут адаптироваться к возврату старых условий, однако не «старыми» способами.
Это легко можно проследить на примере с дельфинами. Внутреннее строение их плавников (наряду с китовыми) сохраняет признаки конечностей млекопитающих. Мутации обновляют генофонд поколения, поэтому никогда не повторяются. Несмотря на то, что дельфины и киты изменили среду обитания, а пятипалые конечности — на плавники, они по-прежнему остаются млекопитающими. Так же, как и пресмыкающиеся произошли от земноводных на определенном этапе, но, даже вернувшись в прежнюю среду, они не смогут дать начало земноводным.
Еще один пример этого правила эволюции: вечнозеленый кустарник иглица. На ее стебле расположены блестящие, крупные и толстые листья, которые на самом деле являются видоизмененными ветвями. Истинные листья чешуевидны и располагаются в центре этих «стеблей». Из пазухи чешуйки ранней весной появляется цветок, из которого в дальнейшем разовьется плод. Иглица избавилась от листьев в процессе эволюции, в результате чего смогла приспособиться к засухе, однако потом вновь попала в водную среду, но вместо настоящей листвы появились видоизмененные стебли.
Неоднородность
Правила эволюции гласят, что процесс весьма неоднороден и не определяется астрономическим временем. Например, существуют животные, просуществовавшие в неизменном виде сотни миллионов лет. Это кистеперые рыбы, гаттерия и саблехвост — живые ископаемые. Но бывает, что видообразование и видоизменение происходит очень быстро. За последние 800 тысяч лет в Австралии и на Филиппинах возникли новые виды грызунов, а озеро Байкал за последние 20 миллионов лет обогатилось на 240 видов раков, которые подразделяются на 34 новых рода. Возникновение или изменение вида не зависит от времени как такового, но определяется отсутствием приспособленности и количеством поколений. То есть, чем быстрее размножается вид, тем выше темп эволюции.
Замкнутые системы
Такие процессы, как эволюция, естественный отбор и мутации, могут проходить гораздо быстрее. Это случается, если условия среды неустойчивы. Однако в глубоководных океанах, пещерных водах, островах и других изолированных территориях эволюция, естественный отбор и видообразование происходят очень медленно. Именно этим объясняется то, что кистеперые рыбы столько миллионов лет остаются неизменны.
Проследить зависимость эволюции от скорости естественного отбора довольно просто на насекомых. В тридцатых годах прошлого века от вредителей стали использовать ядовитые препараты, однако уже спустя несколько лет появились виды, адаптировавшиеся к действию препарата. Эти формы заняли доминирующее положение и быстро распространились по планете.
Для лечения многих заболеваний часто применялись сильные антибиотики — пенициллин, стрептомицин, грамицидин. Правила эволюции вступили в силу: уже в сороковых годах ученые отметили появление микроорганизмов, устойчивых к этим препаратам.
Закономерности
Существует три основных направления эволюции: конвергенция, дивергенция и параллелизм. Во время дивергенции наблюдается постепенное расхождение внутривидовых признаков, что со временем приводит к новым группировкам особей. По мере того как различия по строению и способу добычи пищи становятся все более явными, группировки начинают расходиться по другим территориям. Если одна область занимается животными, одинаковыми в потребностях к пище, то со временем, когда запас пищи станет меньше, им придется покинуть участок и приспосабливаться к иным условиям. Если же на одной территории существуют виды с разными потребностями, конкуренция между ними гораздо меньше.
Яркий пример того, как происходит эволюционный процесс дивергенции, — это 7 видов оленей, родственных между собой: это северный олень, марал, лось, пятнистый олень, лань, кабарга и косуля.
Виды, обладающие большой степенью дивергентности, имеют возможность оставить большое потомство и меньше конкурировать между собой. Когда расхождение признаков укрепляется, популяция разделяется на подвиды, которые, вследствие естественного отбора, могут со временем превратиться в отдельные виды.
Общность
Конвергенцией же называется эволюция живых систем, в результате которой у неродственных видов появляются общие признаки. Примером конвергенции является сходство формы тела у дельфинов (млекопитающие), акул (рыбы) и ихтиозавров (пресмыкающиеся). Это результат существования в одной и той же среде обитания и одинаковых условиях жизни. Лазающая агама и хамелеон тоже неродственны, но весьма схожи внешне. Крылья также являются примером конвергенции. У летучих мышей и птиц они возникли путем изменения передних конечностей, а вот у бабочки это наросты тела. Конвергенции весьма распространены среди видового разнообразия планеты.
Параллелизм
Этот термин произошел от греческого «parallelos», что значит «рядом идущий», и этот перевод хорошо объясняет его значение. Параллелизмом называют процесс независимого приобретения похожих черт строения среди близкородственных генетических групп, происходящий благодаря наличию особенностей, доставшихся от общих предков. Этот тип эволюции широко распространен в природе. Примером его служит появление ласт как приспособлений к водной среде, которые у моржей, ушастых тюленей и настоящих тюленей сформировались параллельно. Также среди многих крылатых насекомых произошел переход передних крыльев в надкрылья. У кистеперых рыб есть признаки земноводных, а зверозубых ящериц имеются признаки млекопитающих. Наличие параллелизма свидетельствует не только о единстве происхождения видов, но и о сходных условиях существования.
fb.ru
Правила эволюции групп | big-archive.ru
У разных групп растений и животных эволюционный процесс характеризуется своими особенностями. Все же можно выделить несколько общих закономерностей или правил эволюции групп (правил макроэволюции).
Правило необратимости эволюции. Положение о невозможности повторного возникновения вымершей формы или эволюционного возврата к исходному предковому состоянию вытекает из теории естественного отбора. Отбор в среде поколений постоянно совершенствует адаптации, перестраивает фенотип и генотип в соответствии с изменяющимися условиями среды. Трудно представить, что эти изменения могут идти в строго обратном направлении и тем самым привести вид к предыдущему состоянию. Даже в этом гипотетическом случае вид не может вернуться к исходному состоянию, так как его изменения и приспособления к новым условиям будут осуществляться уже на новой генетической основе. На это обращал внимание и Дарвин, утверждавший, что если вид однажды исчезает с лица Земли, нет оснований полагать, что та же самая, тождественная форма когда-нибудь появится вновь. Рептилии не могут дать начало примитивным амфибиям, от которых они произошли. Бельгийский палеонтолог Л. Долло (1857 — 1931) сформулировал (1893) правило: эволюционный процесс необратим, организм не может вернуться к состоянию своих предков. Правило необратимости эволюционного процесса распространяется на организм как целостную систему, на вид как этап эволюции, но не на отдельные признаки. Отдельные признаки далеких предков могут появляться у потомков, обратные мутации могут привести к повторному возникновению данного аллеля, но не целого генного комплекса и соответствующего целостного фенотипа.
Неограниченность эволюции также рассматривается как правило. Естественный отбор постоянно подхватывает адаптивные новшества и постоянно совершенствует относительную приспособленность к меняющейся среде. Даже если предположить, что абиотические условия какой-то промежуток времени будут постоянными, эволюция будет продолжаться, так как на каждом этапе возникает необходимость совершенствования адаптации не только к абиотической среде, но и к другим видам. К тому же сама жизнь изменяет среду обитания, превращает неорганические и органические вещества. И в этих условиях виды должны эволюционировать, приспосабливаться к меняющимся условиям. Эволюционный процесс будет продолжаться без остановки столько, сколько будет существовать жизнь на Земле. Эволюция — биологическая необходимость.
Направленность эволюции. Материалом для эволюции служат случайные ненаправленные мутации и их комбинации. На базе этих случайных по отношению к приспособленности изменений естественный отбор преобразовывает популяции и виды, направляет развитие вида в сторону лучшей приспособленности к конкретным условиям среды. Эта тенденция хорошо просматривается в филогенетических рядах лошадей, слонов, многих групп моллюсков. Так, эволюция предков лошадей естественным отбором направлялась в сторону перестройки конечности и выработки однопалости, увеличения размеров особей, преобразования зубной системы. Эти эволюционные изменения были адаптивными, они обеспечивали лучшую выживаемость в условиях открытых степей с жесткой растительностью.
Эволюция предков лошадей шла не в одном направлении. На каждом этапе развития можно обнаружить ряд форм, но только отдельные ветви оказались эволюционно перспективными. Большинство же ветвей прекратили свое существование на определенном этапе развития, поскольку были инадаптйвными, менее приспособленными.
Некоторые исследователи объясняли такую направленность действием особой внутренней энергий или целеустремленностью эволюционного процесса. Это течение называется теологическим ортогенезом. Дарвин впервые показал, что органическая эволюция направляется естественным отбором, а не какими-то мифическими силами. Он раскрыл процесс закономерного превращения случайных изменений особей в необходимые свойства вида.
Правило происхождения от неспециализированных предков сформулировано американским палеонтологом Э. Копом (1904): новые крупные таксоны происходят не от высших представителей предковых групп, а от сравнительно неспециализированных форм. Последние характеризуются относительно большими эволюционными возможностями и могут дать начало новой ветви эволюции с принципиально новыми адаптациями. Специализированные же формы, например внутренние паразиты, этой возможностью не обладают. Обсуждая этот вопрос, необходимо иметь в виду, что у специализированных форм не все органы и функции достигли одинакового уровня специализации и некоторые из них могут открыть путь эволюционному направлению. Наряду с этим признаки с высоким уровнем специализации в одной среде могут быть неспециализированными в других условиях. Поэтому и специализированные формы при определенных соотношениях со средой могут дать начало новой ветви эволюции.
Правило прогрессирующей специализации сформулировано Ш. Депере (1876): если группа вступила на путь специализации, она, как правило, в последующем филогенетическом развитии будет углублять специализацию и совершенствовать приспособляемость к определенным условиям жизни, например, в воздушной, водной среде или под землей (птеродактили и летучие мыши, ластоногие, крот и т. д.).
Правило адаптивной радиации фиксирует внимание на том, что филогенетическое развитие группы идет в разных направлениях дивергентно и один ствол распадается на ряд дочерних, осваивающих разные экологические условия. Это явление называют адаптивной радиацией, или, по В. О. Ковалевскому, иррадиацией. По этому эволюционному принципу в классе млекопитающих формировались отряды; в отряде грызунов образовалось много семейств, родов, видов, освоивших разные места обитания.
Правило чередования главных направлений эволюции (закон А. Н. Северцова). А. Н. Северцов определил главные направления эволюции и показал, что между арогенезом и другими путями эволюции имеются определенные соотношения: после арогенеза и выхода группы в новую среду начинается интенсивный аллогенез — освоение новых условии среды и формирование новых таксонов данной естественной группы организмов — происходит адаптивная радиация. Такое чередование направлений эволюции характерно для всех групп животных и растений.
—Источник—
Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава
big-archive.ru