История настольной игры Каркассон
Дмитрий Вачедин
(Мнение Игроведа может не совпадать с мнением автора. Статья написана в 2009 г; инофрмация об играх, выпущенных в России, актуальна на момент создания статьи. Все игры серии Каркассон на сайте Игровед в настоящий момент: игры серии Каркассон).
Каркассон, и это не новость, является небольшим городком на юге Франции, известным своей крепостью, которую отчего-то пощадило безжалостное время – башни и крепостные стены там выглядят как новенькие. «Каркассон» (реинкарнация в синей коробке) является игрой, за неполное десятилетие после своего появления ставшей классикой, получившей немало наград и признание по всему миру (точное число регалий, миллионов проданных экземпляров и завоеванных стран мы опустим). Впрочем, еще одно замечание – самой престижной премией в области настольных игр в мире является немецкая «Игра года», присуждаемая жюри. Вторая по значению – «Немецкая игровая премия» — избирается согласно голосованию игроков. Так вот, «Каркассон» на данный момент является последней бесспорной «Игрой года» — в 2001 году она завоевала сердца как профессионального жюри («Игра года»-2001), так и любителей настольных игр «Немецкая игровая премия»-2001 (Deutsche spiele preis-2001).
Таким образом «Каркассон» оказалась последней «любимой всеми игрой» новейшей эпохи и вот уже семь лет держит марку «червонца» в мире настольных развлечений. Феномен? Естественно! Культ? Возможно! Классика? А вот это не подлежит сомнению. Все «классические» игры принесли в игровую культуру что-то новое. «Колонизаторы», например, принесли «шестиугольник». Сейчас уже трудно себе представить, но в конце девяностых от обилия игровых элементов в форме шестиугольника глаза поневоле приобретали такую же форму. Вспомним, к примеру, прекрасные «Tikal» и «Java». «Каркассон» же вернул на свое законное место квадрат! При всех различиях в механике, квадраты в знаменитой и также ставшей классикой игре «Caylus» (тоже французский город) идут по нашему мнению именно от «Каркассона». Но это далеко не главное: истинным предметом культа стали «meeples» – фигурки человечков-коротышек. Ныне их используют, где ни попадя, так что, встретив их в какой-нибудь другой игре, даже не узнаешь, откуда они берут свое начало. А они, что ни говори, настоящие французы.
Но вернемся к Каркассону-городу: легенда гласит, что приехавший сюда в отпуск учитель гимназии из Кельна Клаус-Юрген Вреде наткнулся на идею игры, озирая знаменитые крепостные стены с высокой башни. Что ж, может быть! — маленький Каркассон (в два раза меньше какой-нибудь Гатчины) является родиной двух лауреатов Нобелевской премии (по физике и химии) – видимо, там действительно носится что-то такое в воздухе. Впрочем, не без ехидства заметим, что в таком случае с той же башни наш учитель должен был узреть и игру «Эль-Кабальеро» (1998), на которую «Каркассон» довольно-таки похож. Естественно, обвинений в плагиате не последует – игры разные, а в том, что «Эль-Кабальеро» не стала международным хитом, никто не виноват. По крайней мере, стартовые позиции у этого детища «звездного» дуэта Ульрих/Крамер были куда лучше, нежели у первой игры безвестного учителя. Тем не менее, вскоре взошла звезда именно «Каркассона». Почему? Позвольте поделиться соображениями. Во-первых, качество компонентов и художница Дорис Маттеус. Во-вторых, отличная играбельность вдвоем, втроем, вчетвером и впятером («Колонизаторы» по этому критерию и рядом не стоят). В-третьих – умеренная цена (важный фактор для бережливых немцев). В-четвертых, несложные правила. В-пятых… Вот это «в-пятых» мы разберем подробнее.
«Изюминкой» игры стала не последовательность выкладывания красивых картинок (это есть и в паззлах)
, а оригинальная система подсчета очков плюс свободное решение игрока относительно использования того или иного миплса – разброс карьеры от разбойника до монаха. Сама нехватка фигурок (их просто не удастся поставить всюду, куда захочется) превратилась в тактический элемент – честь и хвала автору. А если к этому прибавить то, что система подсчета очков по сути «разборная», то есть состоит из отдельных компонентов, а значит а) может быть изменена по своему усмотрению (отсюда небывалое количество «домашних правил» игры) и б) появляется пространство для бесконечных дополнений. Игра приглашает игрока к сотворчеству – комбинируй, придумывай, не нравится тебе «правило крестьянина» — гони его прочь. Если выражаться на языке программистов, это софт с открытым исходным кодом – и в этом прелесть игры. К тому же Клаус-Юрген Вреде показал себя настоящим мастером в изготовлении дополнений и вариаций «Каркассона» – причем большинство признаны очень удачными. Семь официальных дополнений (исключая мини-дополнения) и семь отдельных игр (в России выпущено уже четыре игры: Каркассон, Каркассон. Охотники и Собиратели, Каркассон. Новые земли и Каркассон. Замок), вариаций на тему «Каркассона», за семь лет — это как назвать? Три семерки – джек-пот.Если за что и критикуют «Каркассон», так это за недостаток стратегической глубины. Впрочем, однажды на немецкоязычный форум, где эту игру, естественно, хвалили, но каждый считал своим долгом отметить, что «она подходит скорее семейным кругам», пришел с защитной речью матерый стратег. Приведу его высказывание полностью: «На самом-то деле эта игра базируется на общении между игроками! Заключайте союзы, стройте что-то с одним партнером, что-то с другим. Кроме того, после определенного количества игр, карточки должны уже быть известны – можно разрушать планы соперников, зная сколько тех или иных элементов пейзажа осталось невытянутыми. Это ж чистой воды тактика!» Добавить тут нечего, действительно, в синей коробке скрывается больше, чем удается увидеть на первый взгляд. Ну а то, что это не паззл, становится ясно уже тогда, когда после первой игры тут же мешаешь карточки для того, чтобы сыграть снова.
И все же закончить хочется на грустной ноте. Понимаете ли в чем дело, Клаус-Юрген Вреде до сих пор преподает в одной из гимназий Кельна музыку и религию – он и выглядит соответственно: длинные волосы (музыкант) с супер-аккуратной стрижкой и сдержанными манерами почти пастора. Он редко дает интервью, в основном по случаю выхода новых игр, и в них с жаром доказывает, что новое творение ничуть не уступает «Каркассону». И все же все его иные игры неизменно ожидает провал либо скорое забвение (дополнения и вариации на тему «Каркассона», естественно, разлетаются как горячие пирожки). В 2007 году вышла отличная «Венеция» — кто сейчас о ней помнит, а кто об этой игре вообще узнал? – а вот новый «Каркассон Mayflower» лежит во всех немецких магазинах и, скорее всего, при нынешних темпах локализаций скоро выйдет и в России. Первым же выстрелом, «пробой пера», этот учитель из Кельна достиг того, чего иным авторам игр не удается достичь десятилетиями упорного труда. А вот удастся ли ему когда-нибудь повторить успех, придет ли к нему то озарение, как тогда, на башне французского средневекового города? Говорят, у учителей религии особые отношения с богом. От всей души пожелаем ему удачи.
www.igroved.ru
Настольная игра «Каркассон» своими руками :: Это интересно!
Эта игра входит в топ наших любимых семейных настолок, наряду с «Катаном» (который мы тоже делали сами). Они даже чем-то похожи — тоже стратегия и экономика, тоже сборное поле, тоже простые правила, которые легко можно объяснить ребенку, тоже интересна всем членам семьи — и взрослым и маленьким. Но есть в них и различия. Во-первых, «Каркассон» относится к немецкому типу игр, т.е. играем без кубиков. Во-вторых, для него требуется всего по 8 одинаковых фишек на каждого игрока — и все! Никаких карточек, табличек, разных фигурок и прочих сложностей. Поэтому, когда мы идем в гости к друзьям скоротать вечерок за игорным столом, то предпочитаем брать именно «Каркассон» — меньше всего нести 😉 И именно из-за простоты исполнения игры все необходимое для нее можно сделать своими руками! Как вы уже поняли, мы предпочитаем именно этот вариант: покупные игры хорошего качества стоят очень дорого, а более дешевые их реплики отбивают всякое желание играть. Поэтому, как обычно, пока не сделаешь сам — никто за тебя не сделает)))Игровое поле для игры «Каркассон» |
Правила объяснять не буду — их легко найти в интернете, ведь игра очень популярная и модная, существуют целые сообщества игроков в Каркассон и разные игровые дополнения к нему. Скажу лишь, что заключается она в пошаговом собирании игрового поля, путем достраивания случайно выбранных кусочков карты, и размещения на ней своих фишек. Кто выгоднее выберет позицию, тот получит больше выигрышных очков.
Правила игры очень понятные, хорошо сбалансированные и позволяют играть вместе людям совершенно разной подготовки. Например, Катя с 7 лет достаточно хорошо в нее играет. Так, что мне не скучно с ней. Особенно ей нравится, что мы каждый раз как бы сами строим свою страну, а не играем на фиксированной карте.
Фактор случайности присутствует, но стратегическое мышление тут очень много значит. А сам игровой процесс не создает сильных антагонистических настроений и не вызывает ссор (конечно, тут тоже можно сильно «гадить» соперникам, но у нас таких целей нет, поэтому в спорных ситуациях все стараются поступать дружественно друг к другу).
В комплект для «Каркассона» входит:
- 72 квадрата для составления карты,
- по 8 фишек-миплов одного цвета на каждого игрока (игроков может быть от 2х до 5ти человек)
- поле для подсчета выигрышных очков.
Как вы понимаете, сами квадратики для поля сделать очень просто — скачивается любой понравившийся файл из интернета, распечатывается, разрезается на квадраты — вот и все. Благо, разных дизайнов «Каркассона» народ понарисовал очень много (например, мы брали вот тут: Настольный блог). Для того, чтобы кусочки карты друг с другом хорошо стыковались, не скользили по столу и не сдвигались во время игры, мы поступили уже проверенным способом: с помощью двустороннего скотча наклеили бумажную распечатку на напиленные квадратики тонкого ПВХ (толщина 3 мм). Теперь у нас все самоделки из него делаются — от аксессуаров для настольных игр до кормушки и роботов 🙂
Карту для подсчета очков тоже распечатать не составило труда. Кстати, она вовсе не обязательна — можно просто «по-старинке» записывать очки каждого игрока на листочке. Но раз в комплекте положено, значит, положено 🙂
Поле для подсчета очков. |
А вот с миплами пришлось повозиться. Не смогли мы найти дома ничего такого, что их могло заменить. Можно было бы взять маленькие кубики, но муж настоял, что они должны выглядеть антропоморфно. Потому что в игре они изображают рыцарей, монахов, разбойников или крестьян (в зависимости от того, куда их поставит игрок). Кроме того, фишка должна иметь возможность меняться — потому что крестьян изображают просто укладывая фирменный мипл «на бочок».
Поэтому Антон не поленился и сходил в мастерскую, где ему на станке нафрезеровали из ПВХ по нашему чертежу точно таких же миплов, как в оригинале игры. Но так как детали очень мелкие, станок их прорезал не до конца, и нам пришлось еще немного «доработать» человечков надфилем. Всей семьей делали, даже Катя 🙂Как мы делали фигурные фишки |
Потом возникла еще одна трудность — мы планировали покрасить фигурки перманентными маркерами. Но оказалось, что с ПВХ они прекрасно стираются. Так же как и акриловые краски. К счастью, у нас были балончики с бамперной краской для автомобилей — та держится мертво! Только красить надо выходить на улицу — уж очень она вонючая 🙂
Фишки — миплы |
Вот так выглядит игра в процессе. Партия обычно длится около часа — как раз хватает с одной стороны, наиграться, а, с другой, не сильно устать от нее.
Середина партии в «Каркассон» |
А вот так компактно она складывается в коробочку, которую Антон тоже сделал из ПВХ. Очень меня радует, как мало места она занимает 🙂
Самодельная коробочка для игры «Каркассон» |
Другие наши самодельные настольные игры:
Катан (Колонизаторы), «Большая новогодняя ходилка», «Путешествие Винни-Пуха», Крестики-нолики, Веселые осьминожки, игра-ходилка «Мышата», Настольные игры без кубика, «Эй, это моя рыба!», игра-ходилка «Военная база», игра-ходилка «Полет на Марс», игра-ходилка «Море», Последовательности, «Мемори» из ракушек, Мемори, Лото для самых маленьких, Лото из листьев.
www.tavika.ru
Обзор настольной игры «Каркассон/Carcassonne»
Главная › Обзор настольной игры «Каркассон (Средневековье)/Carcassonne»Каркассон — это классика современных настольных игр, по популярности не уступает Монополии. Получила множество наград и сдавать позиций не собирается. Регулярно выходят дополнения, расширения и самостоятельные тематические игры этой серии.
Стратегическая игра немца Клауса-Юргена Вреде о французском княжестве, близ знаменитой крепости Каркассон.
Это базовая, самая первая игра. Вы – средневековый феодал, который мечтает как можно больше захватить земель и объектов под свой контроль. У вас есть много слуг, 7 самых верных, они то и будут за вас делать всю работу. Восьмой слуга находится на карте подсчета очков – отвечает за результат игры.
Вам предстоит строить города и монастыри, вспахивать поля и заниматься разбоем на дорогах. Ваши соседи-конкуренты займутся тем же самым. Постройте свою карту местности и опередите всех противников по очкам.
Возраст: от 8 лет
Длительность игры: 30- 60 минут;
Количество игроков: 2-5;
Производитель: «Hobby world»;
Примерная стоимость: 990.
В начале игры игроки выбирают себе цвет и разбирают всех своих работников – Миплов. Одного оставляют на поле подсчета очков. Перемешивают рубашкой вверх квадратные карточки- Тайлы, находят стартовый тайл (отличается от остальных цветом).
Броском кубика определяют первого игрока. Он берет случайный тайл, переворачивает и выкладывает на стол на всеобщее обозрение.
Что там может быть?
Часть поля, часть города, часть дороги, монастырь.
Присоедините этот тайл к стартовому. Все изображения должны гармонировать и не нарушать общую картину ландшафта. Т.е. дорога должна переходить в дорогу, часть города соединиться с городом, поле с полем.
Теперь можно отправить одного своего работника поработать.
Если поставить мипла:
На дорогу, он станет Разбойником и начнет ее контролировать;
В город, он станет Рыцарем и будет охранять город;
В монастырь, он станет Монахом, и просто будет молиться;
На поле, он станет Крестьянином и будет снабжать города продуктами. Там он останется до конца игры. По традиции Крестьянина располагают «плашмя», для того, чтобы не спутать его с Рыцарем или Разбойником.
Работника не обязательно ставить в каждый ваш ход, т.к. их количество ограничено. Мипл возвращается в руку только когда строительство чего-либо закончено. Крестьянин остается на поле до конца игры.
Если получилось так, что вы использовали всех своих работников, тогда в этом случае придется ждать, когда завершится какое-нибудь строение.
Следующие игроки ходят по часовой стрелке, выполняя все те же самые действия: взяли 1 тайл, присоединили нужным вам образом к карте. Поставили или не поставили мипла.
У каждого игрока своя стратегия, от нее и будет зависеть сложившаяся в итоге карта местности.
Еще один важный момент.
Есть краткосрочные и долгосрочные строения.
Краткосрочные:
Можете получить победные очки тут же на месте, стоит только завершить строение. Это касается постройки города,монастыря и дороги. Очки сразу отмечаются на карте подсчета очков. Иногда на одном участке дороги мипл стоит не один, это случается, если фигурка была выставлена до того, как этот участок соединился с другим в единое целое. То же самое может произойти и в случае строительства города и вспахивании земли.
Город:
Строительство считается завершенным, если все стены в городе построены.
За каждый тайл, на котором присутствуют части города, построивший его игрок, получает по 2 очка. Плюс по 2 очка за каждый щит в городе.
Если в городе оказалось больше одного рыцаря, забирает очки игрок с наибольшим количеством рыцарей.Если их равное количество- каждый игрок получает столько очков, сколько принес город.
Дорога:
Дорога считается построенной, если она начинается и заканчивается чем-либо. Городом, монастырем или перекрестком.
За каждый тайл, на котором присутствуют элементы дороги, построивший ее игрок получает по 1 баллу.
Если на дороге оказалось больше одного разбойника, то делят добычу по тому же принципу, что и в городе.
Монастырь:
Приносит очки, только если вокруг него все застроят тайлами. В этом случае он получает 9 очков (по 1 за тайл).
Долгосрочные: очки получают в конце игры, относится к крестьянам на полях.
Поле:
Границами поля служат города и дороги, края поля.
Для каждого поля определяется хозяин. Им становится игрок, у которого больше всех работников на этом поле. Если число работников равное, то тогда каждый из этих игроков становится хозяином.
Хозяин поля получает по 3 очка за каждый город, который был построен рядом с полем. Недостроенные города очков не приносят.
Если один достроенный город граничит сразу с несколькими полями, тогда он приносит по 3 очка всем хозяевам этих полей.
Игра заканчивается, как только последний тайл присоединяется к карте.
Начинается подсчет очков.
Считают все недостроенные города, дороги, монастыри.
Дорога приносит по 1 баллу за каждый тайл с изображением дороги.
Город приносит по 1 баллу за каждый тайл с изображением города и за каждый щит в нем.
Монастырь приносит по 1 баллу за каждый тайл, граничащий с монастырем, включая сам монастырь.
Считают все поля (см.выше).
Тот, кто набрал больше всех очков, побеждает в игре!
«Каркассон (Средневековье)/Carcassonne» — легкая, очень динамичная игра, этакий «семейный» вариант. «Основа основ» — идеальна для первого ознакомления с миром настольных игр, но и опытных игроков она сильно цепляет. Подходит для всех возрастных категорий, для игры вдвоем и для компанией. Правила усваиваются за 10 минут, зато игра вас увлечет не на один час и не на одну партию. Думаю, что эта игра в дифирамбах с моей стороны особо не нуждается, само ее название уже себя зарекомендовало.
Оценки:
- Освоение игры —95 БАЛЛОВ
- Механика игры — 95 БАЛЛОВ
- Сюжет и атмосфера — 75 БАЛЛОВ
- Удобство играть — 75 БАЛЛОВ
- Качество и дизайн — 95 БАЛЛОВ
- Получаемое веселье — 95 БАЛЛОВ
ИТОГО — 89 БАЛЛОВ
madcube.ru
Обзор настольной игры Carcassonne
«Каркассон» (Carcassonne) – простая настольная игра, завоевавшая множество заслуженных наград по всему миру. Число проданных экземпляров превысило 7 миллионов, а игровая механика стала прародительницей множества других игр. Попытаемся разобраться, в чём секрет её успеха? Механика «Каркассона» — это совместное строительство общей карты из тайлов и выставлении на них фишек (миплов). Игроки получают за свои действия очки и передвигаются по треку ПО. Цель: отстроить и заселить земли таким образом, чтобы получить максимум победных бонусов.
Так в чём же особенность?
Забегая вперед, поделюсь главным — «Каркассон» стал «Открытием» с большой буквы. Он воплотил в себе немалый список всего «самого-самого» из нашей небольшой коллекции игр:
- самая простая механика;
- самый низкий порог вхождения;
- самая интересная;
- самая красивая;
- самая любимая.
И если последние два пункта субъективны, то всё остальное можно попытаться обосновать.
Правила
Немного о правилах – их, и правда, очень немного!
- Выкладываем стартовый тайл. Перемешиваем все остальные.
- По очереди берем по одному и выкладываем, присоединяя к уже имеющимся и соблюдая определенные правила: дорога должна соединяться с дорогой, замок с замком, трава с травой.
- Выкладываем мипла.
- Получаем очки.
Это всё, что нужно знать, чтобы сразу же приступить к игре!
Выкладываем тайл, тем самым строим карту, затем ставим мипла «делая» из него разбойника, крестьянина, горожанина и т.п.
Остальные правила можно рассказать в процессе, они касаются методов получения очков и их подсчета.
- После выставления тайла на него (и только на него) игрок может выставить своего мипла.
- Мипл, помещенный в город, становится рыцарем и принесет по два очка за каждый тайл города после его постройки.
- Мипл на дороге – это разбойник, и он принесет по 1 очку за тайл дороги.
- Мипл в монастыре – монах, принесет по 1 очку за каждый тайл вокруг монастыря.
- Мипл на поле – крестьянин, как и любой «средневековый крестьянин» – лежит на поле и ждет окончания игры, чтобы получить победные очки.
- Если на постройке — будь то поле, дорога или замок — стоят миплы разных игроков, берется во внимание их количество — у кого больше, тот получает все очки, в случае одинакового количества – очки получают все «хозяева».
Дополнения привносят новые тайлы и миплов с измененными механиками, призванными разнообразить игру.
Сеттинг
Средневековая пастораль классического «Каркассона» теоретически легко может превратиться в любую другую тематику и воссоздать другой ландшафт — от футуристических городов, до покорения пустынь Марса. Но, поскольку Карл Юрген Вреде при создании игры был под впечатлением от одноименного живописного французского городка, то средневековая тематика в ней выглядит практически незыблемо.
Средневековье
Локализация
Локализация выполнена на высоком уровне.
Плюсы
- Вырубка ровная. Все дороги на тайлах соотносятся друг с другом, смещения не замечено.
- Для игры такого уровня и качества цена доступная.
- Художественное оформление яркое и красивое.
- Картон плотный.
Но кроме достоинств, присутствуют, к сожалению, и недостатки.
Минусы
- Воздух в коробке. Сложив все игровые компоненты (тайлы, миплы, карту, правила), обнаружим, что занята только её половина.
- Наличие тайлов от дополнения, которое не подходит к базовой игре. Вероятно, это маркетинговый ход, вынуждающий приобрести еще одну базу от другой ветки «Каркассона» — «Охотники и собиратели».
Брать только базу или дополнения в придачу?
У меня «Каркассон» – это базовая игра с дополнением «Каркассон. Королевский подарок». Покупать ли только базовую коробку или доплатить и взять сразу с дополнениями — каждый решает самостоятельно, но несколько мыслей, которые помогут определиться, всё же выскажу.
Плюсы базовой коробки без допа:
- Он один – не надо переплачивать за, возможно, не нужные дополнения, ведь не все из них интересны, а некоторые, на мой взгляд, даже вредят базовым механикам. Например, амбары — играя с ними, мы практически полностью отказываемся от крестьян – выкладывать их становится уже не выгодно.
Плюсы в базе с дополнением:
- При игре на 4-5-ых тайлов от базового «Каркассона» мало – хочется больше. Дополнение частично решает проблему дефицита.
- Возможность сыграть на 6-ых. Вероятно, кому-то это покажется необходимым.
- Некоторые дополнения очень хороши, и с ними игра становится еще более интересной.
- Многовариантность за счет попеременного замешивания тех или иных дополнений.
Каждая игра — новая и неповторимая карта
Подробнее о допах
В Коробку «Каркассон. Королевский подарок» входят сразу несколько дополнений: «Таверны и соборы», «Аббат и мэр», «Купцы и строители», «Король».
«Таверны и соборы» — наше любимое дополнение, оно включает в себя тайлы дорог с тавернами у озера, которые, будучи законченными, приносят по два очка за тайл (вместо одного в базовом варианте). Тайл аббатства ставится в город, который при постройке начинает приносить по три очка за тайл города. Однако, следует учесть, что незаконченная дорога с таверной и город с аббатством в конце игры очков не принесут!
Дополнение делает более ценными дороги и добавляет остроты – ведь не завершив задуманное можно остаться без победных очков.
Также в коробке есть набор миплов на шестого игрока и большой Мипл, который учитывается за двоих при выяснении прав собственности.
«Аббат и мэр» — включает в себя миплы рабочих, фишки повозок и амбаров, а также новые тайлы. К сожалению, миплы из данного дополнения у нас не прижились — использование их очень специфично (например, мэр ставится в город и при выяснении прав собственности учитывается за столько миплов, сколько в городе щитов) и скорее убирает что-то хорошее из базовой игры, чем привносит что-то необходимое в нее. Вместо этого мы просто замешиваем тайлы из дополнения вместе с базовыми для разнообразия.
«Купцы и строители» — включает новые тайлы со значками товаров, новые разновидности миплов (свиньи, строители). Любой игрок, достроивший город, в котором есть тайлы со значками товаров, получает фишки данных товаров. Чем больше фишек товаров заработаешь за игру – тем больше дадут победных очков. Дополнение интересное, но у нас оно не прижилось — собственно, как и миплы из дополнения — в связи с тем, что в нашем понимании они «ломают» базовую стратегию игры.
«Король» — мини дополнение, включающее несколько тайлов. Данное дополнение не меняет стратегий в игре и просто позволяет получать дополнительные очки за самый большой город и самую длинную дорогу.
Таким образом, дополнений в игре достаточно, чтобы составить идеальную игру, опираясь на свои предпочтения. Для нас самым любимым является «Таверны и соборы» — ее мы используем всегда.
Стартовый тайл отличается более темной рубашкой
Немного о тактике
Отыграв уже довольно большое количество партий, как в базовую версию, так и версию с дополнениями, хотел бы поделиться несколькими советами для достижения победы.
- Не бойтесь использовать миплов — чем больше миплов работают, тем больше очков вы потенциально можете получить.
- Дорога приносит меньше очков и при выборе обладает наименьшим приоритетом. Однако, в дополнении «Таверны и соборы» — законченная дорога с таверной у озера начинает приносить по два очка за тайл – здесь ценность её значительно возрастает.
- Города – зачастую основной источник дохода. Иногда очень выгодно попытаться пристроить свой тайл к городу (дороге, полю) соперника и получить очки за его строительство вместе с ним. Конечно, такой стиль игры повышает градус конфликтности, но и интерес прибавляет соразмерно.
- Цените крестьян — выложенный в нужное место и время крестьянин может принести очков больше, чем несколько монахов, разбойников и рыцарей вместе взятых. Конечно, противники тоже будут использовать крестьян и тут главное не увлечься, ведь крестьяне кладутся на поле до конца игры, и, в погоне за влиянием, можно сложить всех миплов, оставшись без перспектив на города, монастыри и дороги.
- Используйте дороги, чтобы отгородить поля с крестьянами соперника от замков. Иногда выгоднее не дать получить очки противнику, чем получить их самому.
Мнение
«Каркассон» (Carcassonne) – элегантная и обаятельная настольная игра, объединяющая доступность и глубину, игра, которую обязательно должен попробовать каждый! Она может быть как конфликтной (мешай строительству своих конкурентов, отбирай их очки, пристраивайся к чужим городам), так и миролюбивой (можно помогать игрокам в их постройках и зарабатывании очков). За счет своей динамичности, красоты оформления и простоты — нравится детям, а за счет разнообразия тактических возможностей — взрослым. Именно, поэтому она так идеально подходит в качестве семейной настолки.
Оценка: 9/10
Автор: Machairod
www.nastolki-na-polke.ru
обзор на игру (PnP) » Настольные игры
Внимание! Я приобрёл официальную копию игры. Год издания коробки — 2002, раритет. Обзор и описание можно найти здесь.
Простая, спокойная, умиротворяющая и интересная — такими эпитетами я награжу героиню сегодняшнего обзора игру «Каркассон», она же «Carcassonne».
Каркассон — название средневековой крепости, которая ныне находится на территории Франции. Во время Альбигойских войн (1209-1229) это укрепление прославилось свой стойкостью, где восставший народ сдерживал натиски атакующих рыцарей.
«Каркассон» — один из ветеранов игрового мира, в него играли уже тогда, когда ещё некоторые любители настольных игр ходили под этот самый стол пешком. Я не видел ещё ни одного человека, который бы негативно высказывался о «Каркассоне», «Каркассон» нравится всем. Это отличная игра как для семьи, так и для спокойных посиделок с друзьями, особенно, с друзьями-новичками в настольном мире.
Как понятно из заголовка, эту игру я сделал сам, поэтому не будет фотографий коробки, органайзера и прочих атрибутов лицензионной игры. И сразу оговорюсь, что рассматриваю базовую, самую первую часть «Каркассона» ибо он всему голова и других у меня нет.
Краткая информация по игре
Автор игры — Клаус-Юрген Вреде, Художни — Дорис Маттеус. В «Carcassonne» можно играть от 2 до 5 человек. Эта редкая игра (не считая дуэльных), в которую хорошо играется, именно, вдвоём. Возраст игроков — от 8 лет, длительность партии — минут 45. Игруля разработана в 2000 году.
Всего у нас в распоряжении 72 плитки игрового поля, они же «тайлы» и по 8 человечков. Один из них уходит на планшет с победными очками и будет выполнять роль индикатора, прыгая по ячейкам с победными очками. Всего на поле в игре будут участвовать по 7 человечков.
Правила, порядок хода, победные очки
Правила «Каркассона» предельно просты. Они просты настолько, что вам даже не нужно думать, всё происходит на интуитивном уровне. Стоит только один раз показать — сразу всё ясно.
Нам предстоит выкладывать плитки поля по игровым принципам, формируя карту и получая очки, занимая те или иные объекты, которые будут появляться на карте.
В открытую, по очереди, игроки тянут любую из карточек поля и укладывают их на столе. Единственным и главным условием размещения плиток является то, что каждый последующая плитка поля обязательно должна соприкасаться с уже выложенными тем же элементом поля, т.е. дорога должна соприкасаться с дорогой, замок с замком, поле с полем. Исключений в данном случае нет.
Сразу же, и только тогда, на только что выложенную карточку вы можете поместить своего человечка. Только на ту, которую только что выложили. За свой ход можно выложить только 1 фишку.
Фишки могут быть 4 видов, 4 разных ролей (см. пример на фото выше): все красные — рыцари, т.к. они размещены в городах; оба синих — монахи, т.к. они размещены в монастырях; жёлтый — разбойник, т.к. он стоит на дороге; верхний зелёный — также разбойник, нижний — крестьянин, он работает на поле.
Напоминаю, на фото выше — это всего лишь примерный расклад, который может получиться в игре.
Если город-крепость имеет закрытые границы, т.е. все его стены замкнуты, то игрок снимает своего «рыцаря», кладёт его себе в запас и получает по 2 очка за каждый квадрат, на котором находится его город + 2 очка за каждый щит, который есть в этом городе. В случае с красными «рыцарями»: 2×3+2=8 и 2×4+2=10 очков. Подсчёт очков с недостроенными городами откладывает до конца игры.
Если дорога закрыта, т.е. имеет границы в виде города, перекрёстка или монастыря, то игрок снимает своего «разбойника» и кладёт его себе в запас, после этого игроку начисляются очки, по количеству плиток на которых лежит дорога. В случае жёлтого игрока, он получает 7 очков. Подсчёт очков с недостроенными дорогами откладывает до конца игры.
Верхний синий «монах» получает 9 очков: 8 за каждую плитку вокруг монастыря + 1 за сам монастырь. Игрок снимает своего «монаха», кладёт его себе в запас. Подсчёт очков с недозастроенными монастырями откладывает до конца игры.
Зелёный «крестьянин» (нижний) лежит до конца игры и в конце партии получает по 3 очка за каждый достроеный город, в нашем случае: 3+3=6 очков.
Подсчёт очков в конце игры
Пожалуй, самое сложное в этой игре. Надо иметь кое-какую сноровку, чтобы правильно вести подсчёт очков в конце игры. Поначалу, у меня были небольшие проблемы, но сейчас я научился.
Итак, считаем. Вы получаете:
— 1 очко за каждую плитку незаконченной дороги с вашим разбойником;
— 1 очко за каждую плитку недостроенного города-замка (+ все щиты) с вашим рыцарем;
— 1 очко за каждую плитку вокруг недозастроенного монастыря с вашим монахом;
— 3 очка за каждый законченный город на поле, где есть ваш крестьянин.
Как я сделал PnP на «Каркассон»
Эту игру (оригинал) мне посчастливилось получить в пользование на несколько месяцев, на 2 или 3. Всё это время мы с удовольствием в неё играли. Однако пришло время ещё возвращать. После этого я заказал себе одну коробку, но компоненты в ней оказались с браком и я её вернул. Второй раз покупать не стал, не рисковый. Я решил сделать её самостоятельно.
Поначалу было немного некомильфо, т.к. казалось трудным вырезать 72 карточки + надо было где-то раздобыть 40 фигурок пяти разных цветов. Долго думал. Уже разжился хорошими материалами для PnP, но дело оставалось за фигурками, это всё и тормозило.
Неожиданно, увидел игру «Spirium» и купил её (позже ждите обзора) и — о успех! В «Спирии» имеются такие же человечки, как в «Каркассоне»! Я решился начать делать PnP «Каркассона». Вот так, после покупки «Спирия» у меня появился свой собственный «Каркассончик». Теперь, когда мы хотим разложить партеечку, то я открываю коробку «Спирия» и достаю человечков оттуда. Хотя, идеальным было бы докупить подержанных человечков в Интернете, но это не так критично.
С фишками уяснили, теперь о том, как я сделал другие компоненты. О моём процессе изготовления PnP-игр можно ознакомиться по этой ссылке https://nastolgame.ru/pnp/60-kak-delat-pnp.html
Карточки, плитки поля, я напечатал на двусторонней матовой бумаге 180 гр. Из этой же бумаги сделан и планшет подсчёта очков. В общем-то и всё. Ламинировал плёнкой 80 микрон. Скругление — 3 мм. Все нюансы в работе описаны по ссылке выше. Никаких отступлений в процессе работы нет, всё по накатанной схеме.
Карточки тонкие, да, это не оригинальный картон 2-3 мм толщиной, но тоже неплохо. Вполне пригодно для игры и места занимает немного. Если вы напечатаете на бумаге 300 гр, то будет ещё круче.
Мой отзыв о «Каркассоне»
Отличная игра для всех: для новичков, для продвинутых, для взрослых и детей. Этой игре всегда найдётся время, в неё всегда интересно играть. Отличная стратегическая игра с расчётом на несколько шагов вперёд. «Каркассон» умиротворяюще спокоен, он стабилен, он крепок, как камни в его стенах.
«Carcassonne» рекомендован всем: отлично подойдёт для детей, которые только учатся играть во взрослые игры и привыкают к посиделкам со взрослыми; взрослые, кто утомлён стрессом и суетой, найдут умиротворение в раскладывании плиток и формировании своего средневекового королевства; новички влюбятся в эту игру за её простоту и глубину и полюбят настольные игры навсегда. Проверено!
nastolgame.ru
|
2fishki.ru
Настольные игры. Каркассон. Крепость..
Каркассон расширяет границы своего влияния, развивается инфраструктура, а военная мощь города вызывает трепет у врагов. В предыдущем обзоре мы окинули взглядом городские окрестности и познакомились с яркими представителями местного населения. Давайте посмотрим, что же творится внутри крепостных стен…Две цитадели возвышаются над домами горожан, а по улицам прогуливаются группы сторонников одной из двух противоборствующих партий. Никто из путников, прошедших сквозь главные городские ворота, и не догадывается, что в крепости идёт настоящая битва между двумя влиятельными вельможами за право контроля над городом. И ставки в этой борьбе высоки…
Внутри коробочки разместилась стопка тайлов, горсть жетонов, пакетик с фишками, правила игры и картонные крепостные стены в двухмерной проекции. Остальное место заполнено интригами и незримыми сторонниками вельмож, спрятавшимися под внушительным органайзером.
Любая крепость имеет стены — в комплекте 11 сегментов крепостной стены, ограничивающей игровое пространство двух игроков.
Для обозначения резиденций двух противоборствующих сторон используют фишку цитадели. Так как вельмож двое, то и цитаделей в игре — две. У каждого правителя должны быть соратники в борьбе — по 7 фигурок двух цветов поступит на службу каждому игроку.
Во время продвижения к заветной цели игроков ждут приятные сюрпризы. 9 видов специальных жетонов (по 2 каждого типа) помогут им в достижении победы.
60 тайлов крепости с различными картинками. Игроки смотрят на крепость с высоты птичьего полёта, поэтому на картинках изображён «вид сверху» на местность. Можно разглядеть красные крыши домов, зелёные дворы, каменные крепостные стены, улицы с площадями, шатры и колодцы.
Интриги за стеной.
Крепостные стены складываются таким образом, чтобы цифры на треке располагались по порядку от «1» до «99». Все 60 тайлов перемешиваются и размещаются картинкой вниз вне крепостной стены. Игроки получают по 7 фишек помощников и 1 цитадель своего цвета.
Установите одну фигурку на начальное деление трека очков. Перемешайте специальные жетоны и разместите по одному жетону на каждую башню стены картинкой вниз. Оставшиеся квадратики уберите в коробку — они в игре не понадобятся.
Напомню, что настольная игра «Каркассон: Крепость» рассчитана строго на 2 игроков и является самостоятельной игрой.
Правила поведения в крепости сродни правилам базовой игры.
В свой ход игрок случайным образом берёт один тайл и располагает его на пустом пространстве внутри крепости. Если вы размещаете первый сегмент игрового поля, необходимо состыковать его со специальной стартовой частью стены. Все последующие квадраты должны либо примыкать к ранее выложенным, либо пристыковываться к стартовому квадрату стены (их на треке несколько).
После этого (по желанию), отправляйте в город своего подопечного. Взять фигурку можно только из резерва — передвигать свои фишки по полю нельзя. Сторонник, выставленный на крышу дома, становится Сквайером.
В отличие от базового Каркассона, состыковывать квадраты в Крепости можно практически любым образом: крыши могут объединяться с башнями или дворами, а к крепостной стене примыкать любой тип квадрата.
На зелёные части дворов фишки кладутся плашмя, становятся Купцами и остаются там до самого конца игры. Обратите внимание на торговые палатки — именно они принесут игрокам дополнительные очки при итоговом подсчёте (а не сами дворы).
Принцип выставления человечков нам уже знаком: на одном типе местности может находиться только одна фигурка, ваша или противника. Фигурки, гордо стоящие на крепостных башнях, становятся Рыцарями.
Белый игрок завершил своё первое здание! Сквайер снимается с поля, а его хозяин немедленно получает по одному призовому очку за каждый квадрат с красной крышей в его доме.
Если это первый завершённый вами дом, то выставьте на него фишку цитадели. Отныне — это ваша резиденция! В дальнейшем данная фишка будет перемещаться на здание, состоящее из большего количества сегментов крыш. Таким образом, в конце игры цитадель располагается на самом большом доме.
Какой город без улиц? В Каркассоне они всегда соединяются друг с другом, и по ним бегают Глашатые. Правила предписывают располагать тайлы, отображающие улицы, по определённым условиям: улицы необходимо продолжать, и они не могут заканчиваться крышей здания, башней или двором. Тем не менее, внешняя крепостная стена Каркассона или площадь вполне могут подойти на роль ограничителей.
В нашем примере чёрный Глашатый приносит своему господину по 1 очку за каждый сегмент с изображением улицы и отправляется в запас к игроку. Обратите внимание: в силу обстоятельств (выложенный чёрным игроком сегмент улицы), две фигурки белых рыцарей находятся на одной и той же башне. Посмотрим, чем это закончится…
В конце строительства оказалось, что три Рыцаря стоят на одной башне! В таком случае победные очки (по 1 очку за каждый тайл с башней) принесёт только превосходящее число Рыцарей. Меньшинство останется ни с чем. Если силы равны — никто ничего не получает.
Как вы помните, победные очки начисляются немедленно — фишка игрока продвигается по крепостной стене на необходимое количество делений. На пути деревянного человечка могут повстречаться призовые жетоны; первый, кто добежит до угла стены, может взять заветный квадратик себе в личное пользование. Другой игрок при этом останется ни с чем, новые жетоны на стену не выкладываются.
Полный список свойств жетонов приведён в правилах. Некоторые из них увеличивают победные очки, которые игрок немедленно получает за завершённые постройки. Некоторые пригодятся при итоговом подсчёте. Например: приведённый на фотографии жетон увеличит полученные за завершённое здание очки вдвое.
Игра завершается, когда на поле выложен последний квадрат замка. Учтите, что не вся площадь внутри крепостной стены будет заполнена, останутся свободные места.
При итоговом подсчёте Купцы приносят по 3 победных очка за каждую торговую палатку, стоящую на дворе. Двор для этого завершать не обязательно. Например: черная фишка приносит своему хозяину 6 победных очков.
После этого игроки выясняют, чья цитадель больше по размеру. Её владелец определяет самую большую незаполненную область внутри стены, подсчитывает количество квадратов, необходимых для её заполнения, и получает по 1 очку за «виртуальный» квадрат. Незавершённые улицы, дома и башни очки не приносят, если у игрока нет специального жетона.
В заключение оппоненты применяют специальные жетоны, полученные на стене, приносящие определённые бонусы в конце игры и суммируют все полученные очки с числом, на котором стоит их фишка на крепостной стене. Итоговый результат определяет победителя — единоличного правителя Каркассона.
Сложив город.
Дуэльный вариант Каркассона подразумевает аналогичные базовой игре правила, но совершенно другие тактические решения на поле. Стена ограничивает игровое пространство и не позволяет выкладывать тайлы в любом месте, в связи с чем завязываются нешуточные интриги.
Цитадели и оставшееся в конце игры свободное пространство — две оригинальных находки, которые оживляют игру. Мало построить самое большое здание — необходимо дополнительно создать пустую область, состоящую из максимального количества квадратов. Безусловно, оппонент вам этого сделать не даст либо попытается перехватить инициативу и построить цитадель, превышающую по площади вашу резиденцию.
Жетоны, размещённые на стенах, стимулируют игроков набирать очки и двигаться вперёд по треку. Быстрому продвижению по треку также способствует практически полное отсутствие ограничений при размещении тайлов на поле. Необходимо помнить, что незавершённые территории очков не приносят (в отличие от базового Каркассона). Также оригинально реализовано получение бонусов при помощи Купцов — не за квадраты двора, а за торговые палатки.
Лично мне вариант игры для двух игроков показался динамичным. Тут более ярко выражена интрига и взаимодействие между игроками. Единственный «минус» — игра только для двух игроков, поэтому разложить «Крепость» в кампании друзей не получится. Зато сыграть вдвоём с ребёнком или с товарищем лучше именно в дуэльный вариант, а не в базовую версию игры…
Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине «Игровед», продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
2fishki.ru