Алхимия и жизнь / Концепции, философия / Независимая газета
Серж Ютен. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века / Пер. с фр. В.Балакина. — М.: Мол. гвардия, 2005, 244 с.
Серж Ютен — французский историк, который однажды заинтересовался феноменом алхимии и решил изучить все, что с ней связано. И как фанатичный математик всегда назовет царицей всех наук именно математику, а химик — химию или физик — физику, так и Ютен, погрузившись в самые темные глубины алхимических смыслов, символов и аналогий, незаметно для самого себя начинает настаивать на всепроникающем влиянии алхимии на все и вся. Он готов легко поверить в свои же собственные гипотезы, доказывая их тем, что ведь «велик же соблазн дать этому такую интерпретацию┘ а вот этому — вот такую». Да и кто же тут поспорит, что этот соблазн не велик? Действительно, почему бы не присудить средневековым алхимикам пальму первенства, например, не только в открытии мышьяка и сурьмы, но и космических лучей (небесного света, который якобы накапливался в майской росе) или ядерной энергии? И хоть автор тут же лукаво оговаривается, что не стоит проводить подобные параллели из области «ретроспективной научной фантастики», но┘ эти параллели почему-то беспрестанно автором проводятся.
В целом же в книге Ютена сделана попытка показать читателю повседневную жизнь алхимиков во всех ее проявлениях. Что они делали днем, а что ночью, молились ли и если да, то кому и почему, как относились к Католической Церкви и как эта Церковь относилась к ним, как обустраивали свои лаборатории и какими инструментами и приборами пользовались, к чему стремился настоящий алхимик-адепт, соблюдающий аскезу, а к чему — корыстный лжеалхимик, зачем именно им, алхимикам, была нужна жена и что такое Божественная пара? На все эти вопросы Ютен дает исчерпывающие ответы, увлекая за своей мыслью читателя все дальше и дальше.
При этом Ютен пробует объяснить многие алхимические символы, попутно замечая, что они активно использовались в искусстве, примеры — трехчастный портал собора Парижской Богоматери с изображением Алхимии, персонифицированной в образе женщины, символический мотив любовной пары у Босха, символика цвета в рассказе По «Маска Красной Смерти». По большому же счету такая «живучесть» алхимических символов объясняется их архетипичностью, взять хотя бы мотив очищения, превращения черного ворона (своеобразного гадкого утенка) в белого лебедя: у алхимиков черный ворон и белый лебедь символизируют первые две стадии создания философского камня — гниение и дистилляцию.
Алхимики создали свою собственную, эклектичную философию, смешав друг с другом теологию и оккультизм, астрологию и медицину, древнегреческие и библейские мифы, западную философию и восточный принцип единения инь и ян. И получается, что алхимия — это даже уже не «наука наук», а какое-то особое отношение к жизни, которое, по сути своей, также присуще и современному человеку, ведь и в XXI веке многие до сих пор продолжают верить в чудо и искать во всех явлениях жизни тайный сакральный смысл.
ЭПИЛОГ . Mysterium Coniunctionis
790 Алхимия, с ее богатством символов, дает нам возможность проникнуть в предприятие человеческого разума, которое можно сравнить с религиозным ритуалом, opus divinum. Разница между ними заключается в том, что алхимическое opus было не коллективной деятельностью с четко определенными формой и содержанием, несмотря на сходство их фундаментальных принципов, а, скорее, индивидуальным предприятием с трансцендентальной задачей создания «единства», ставкой в котором для алхимика была его душа. Это было работа по соединению внешне несовместимых противоположностей, противостояние которых понималось, что характерно, не просто как естественная вражда физических элементов, а, в то же самое время, как нравственный конфликт. Поскольку алхимик считал, что объект его предприятия находится как вне, так и внутри него, и является как физическим, так и психическим, то работа его распространялась на всю природу и цель ее заключалась в символе, который обладал эмпирическим и, в то же самое время, трансцендентальным аспектом.
791 Точно так же, как алхимия на протяжении столетий наощупь пробиралась в бесконечном темном лабиринте своих теоретических предположений и практических экспериментов, так начавшаяся с К. Г. Гаруса психология бессознательного пошла по пути с которого сбились алхимики. Примечательный факт: это произошло как раз в тот момент истории, когда ожидания алхимиков нашли свое наивысшее поэтическое выражение в «Фаусте» Гете. Создавая свои произведения, Гарус, конечно, не мог знать, что он перебрасывает философский мост в эмпирическую философию будущего, которая совершенно буквально поймет старое алхимическое правило: instercore invenitur — «найдешь его в грязи».
792 Герберту Сильбереру принадлежит заслуга быть первооткрывателем тайных нитей, которые ведут от алхимии к психологии бессознательного. В то время психологические знания находились все еще в слишком примитивном состоянии и были слишком укутаны в персоналистические предположения, чтобы проблему алхимии можно было целиком рассматривать с психологической точки зрения.
Прежде всего надо покончить с предубежденно пренебрежительным отношением к алхимии с одной стороны, и к психе с другой. Сегодня мы можем видеть, насколько эффективно алхимия подготовила почву для психологии бессознательного, прежде всего оставив после себя богатство символов, иллюстративный материал чрезвычайно важности для современных толкований в этой области, а также указав на символические обозначения процедуры синтеза, которые мы вновь открываем в сновидениях наших пациентов. Сегодня мы можем видеть, что вся алхимическая процедура соединения противоположностей, которую я описал выше, с таким же успехом может представлять процесс индивидуации отдельного индивида, хотя и с той существенной разницей, что ни один отдельный индивид никогда не достигнет богатства и масштаба алхимического символизма. Преимущество последнего заключается в том, что он создавался веками, в то время, как индивид за свою короткую жизнь может испытать только ограниченное количество ощущений и обладает ограниченными возможностями их отображения.Алхимические символы
Алхимические символы, первоначально разработанные как часть протонауки алхимии, использовались для обозначения некоторых элементов и некоторых соединений до 18-го века. Обратите внимание, что хотя такие обозначения были в основном стандартизированы, стиль и символы различались у разных алхимиков, поэтому на этой странице алхимических символов перечислены наиболее распространенные.
Искусство алхимии веками передавалось из Египта и Аравии в Грецию и Рим и, наконец, в Западную и Центральную Европу. Слово происходит от арабской фразы «al-kimia», которая относится к приготовлению камня или эликсира египтянами. Арабский корень «кимия» происходит от коптского «кхем», обозначающего плодородную черноземную почву дельты Нила.
Вот некоторые из наиболее распространенных алхимических символов:
Сурьма — Металлическая сурьма символизирует животную природу или дикий дух человека и природы, и ее часто символизировал волк. | Мышьяк широко использовался ранними алхимиками, а также иногда представлялся в виде лебедя. | |
Висмут -Хотя висмут упоминается в алхимических текстах, неизвестно, какую роль висмут играл в алхимических процессах. | Медь – один из семи алхимических металлов (золото, серебро, ртуть, медь, свинец, железо и олово). | |
Золото — один из семи алхимических металлов (золото, серебро, ртуть, медь, свинец, железо и олово). Для алхимика это представляло совершенство всей материи на любом уровне, включая разум, дух и душу. Символ золота также может использоваться для обозначения солнца в астрологии. | Железо — один из семи алхимических металлов (золото, серебро, ртуть, медь, свинец, железо и олово). Символ железа также может использоваться для обозначения планеты Марс в астрологии.
| |
Свинец – первый и самый старый из семи алхимических металлов (золото, серебро, ртуть, медь, свинец, железо и олово). Символ свинца также использовался для обозначения планеты Сатурн в астрологии. | Магний – алхимики использовали «Magnesia alba» (буквально «белая магнезия»), которая представляла собой карбонат магния (MgCO3), также известный как «мягкая магнезиальная земля». для получения красной окиси ртути нагреванием элемента в растворе азотной кислоты. Поразительна реакция ртути в азотной кислоте: над поверхностью витает густой красный пар, а на дно выпадают ярко-красные кристаллы. Алхимики были убеждены, что ртуть превосходит и твердое, и жидкое состояние, и землю, и небо, и жизнь, и смерть. Ртуть — один из семи металлов алхимии (золото, серебро, ртуть, медь, свинец, железо и олово). Символ Меркурия также может использоваться для обозначения одноименной планеты в астрологии. Металл часто также изображается в виде змеи или змеи. | Фосфор -Алхимики часто использовали свет как символ духа, поэтому их особенно интересовал свет, который, казалось, был заключен в такую материю, как фосфор. |
Платина – Алхимики считали платину сплавом золота и серебра. | Калий (карбонат калия) широко использовался в алхимических процессах. | |
Серебро — один из семи металлов алхимии (золото, серебро, ртуть, медь, свинец, железо и олово). Символ серебра также связан с луной в астрологии. | Сера является одним из трех небесных веществ (сера, ртуть и соль). Он широко использовался в алхимической практике. | |
Олово — один из семи алхимических металлов (золото, серебро, ртуть, медь, свинец, железо и олово). Символ олова также может использоваться для обозначения планеты Юпитер в астрологии. | Цинк -Философская шерсть или nix alba (белый снег) представлял собой оксид цинка, полученный путем сжигания цинка на воздухе. | |
Соль является третьим небесным веществом в алхимии, двумя другими являются Меркурий и Сера. Этот минерал считался священным и был видным религиозным и социальным символом с самого начала человеческой расы. Он символизирует дружбу, братство, нетленность и чистоту. Это символ хороших вещей в жизни, а также представляет собой остроумие и сарказм. | Квинтэссенция (Герметическая Печать Света) Основанный на древней пифагорейской философии, символ Квинтэссенции считается синтезом алхимии и также называется Герметической Печатью. Он содержит треугольник, круг и квадрат, которые представляют дух, душу и тело, все элементы, необходимые для алхимической трансформации. Герметическая алхимия использует тонкие огни человеческого тела, включая сексуальность и любовь, как мощные инструменты для духовного развития, преобразовывая материю физического тела в более чистые формы энергии. |
Ювелирные изделия, связанные с алхимией. Художник – Дэвид Вайцман
Подвеска «Алхимия» Талисман «Алхимическая свадьба» Подвеска «Изумрудная табличка»Бриллиант – мощный световой символ, ассоциирующийся у специалистов по рефрактохимии. Сияние и блеск бриллианта символизируют видение, ясность, осознанность, понимание и острое восприятие. Таким образом, он обозначает путешествие, которое совершает человеческая душа в поисках божественной истины и достижения высшего просветления. Грани и углы алмаза символизируют, что это путешествие будет включать в себя прогулку по похожему на лабиринт пути, который имеет множество изгибов и поворотов. Каждый, кто живет с благородными намерениями, преуспеет в достижении света или знания, к которому стремится. |
. Четыре основных элемента
Символ для пожара
Символ для воды
Символ для Земли
Символ для воздуха
Связанные статьи: Алхимия Символ
Эмператор Divine Daoo — Глава 792
. У Цзе были амбиции объединить Северное море, и поэтому он, естественно, считал его своей частной собственностью, особенно Пещеру Призрачного Дракона, которая открывалась только раз в пятьсот лет. Для каждого королевского клана Трава Крови Дракона, которую можно было собрать в нем, была чрезвычайно полезным тонизирующим средством, поскольку она могла повысить чистоту их родословной.
Что еще за Зуб Истинного Дракона — жаль, что получить его было абсолютно невозможно.
Это было сокровище северного моря, так как же они могли допустить, чтобы люди с западного моря позарились на него?
«Что делает клан Мо западного моря, прибыв на выдающееся собрание северного моря?» Венжэнь Цзе поднялся первым. Он был асом номер один в Северном море и, в некотором смысле, местным представителем.
«Хахахаха, все воды четырех морей принадлежат Императорской Семье, так что лорд Венрен может показаться слишком властным, чтобы так сказать», — крикнул кто-то с вершины воздушного корабля, глядя сверху вниз, но на самом деле не спустился.
Хелиан Ронг тоже была раздражена; его обиды на клан Венрен были немалыми, но столкнувшись с посторонними, он, естественно, первым отложил их в сторону. Он открыл рот и ответил: «Воды четырех морей, естественно, полностью принадлежат Императорской Семье, однако Императорская Семья разделила и передала северное море нашим трем Кланам для управления; естественно на то есть причина. Кажется неуместным, что клан Мо даже не соизволил поздороваться и ворвался внутрь, не так ли?»
«Хе-хе, лорд Хелиан выносит мне приговор?» С воздушного корабля донесся сердечный смех, хотя то, что можно было увидеть, было лишь фигурой, постепенно спускавшейся сверху. Он явно ступал по воздуху, но ступал так, словно спускался с лестничного пролета.
Этот человек был пожилым мужчиной лет шестидесяти; его жизненная сила, казалось, несколько угасала, и он был уже не в расцвете сил, но все же стоял прямо, как шомпол. На обеих его щеках было несколько драконьих чешуек, что придавало ему странное выражение лица.
Позади него появилась дюжина юношей, которые также один за другим спустились с воздушного корабля.
Глаза Лин Ханя мгновенно сузились, потому что он действительно увидел Сюй Сю Ран, Малого Императора Меча, Дун Лин’эр — выдающуюся фигуру пяти древних кланов.
«Мо Юань!» Сяньюй Тонг немедленно позвал, чувство страха отразилось в глубине его глаз.
Не только он — и Хелиан Ронг, и Вэньжэнь Цзе тоже были такими. Они не смотрели свысока на этого старика только потому, что он выглядел старым и его жизненные силы угасали. Мо Юань, король клана из последнего поколения клана Мо. Из-за появления в клане Мо сто лет назад редкостно одаренного гения он досрочно отказался от должности короля — иначе, даже если бы он сидел на этом посту до самой смерти от старости, не было бы быть любым, кто осмелился бы сказать что-нибудь с его квалификацией.
Он был антиквариатом, но его боевая мощь была совершенно пугающей; возможно, он даже не проиграет Венжэнь Цзе.
«У меня не было выбора, эти несколько людей пришли из пяти сект среднего государства — только что они вышли из Святилища Дракона, неся личный приказ от Императора Драконов, который я должен привести их в Пещеру Призрачного Дракона. для поездки. У меня не было другого выбора, кроме как неохотно взяться за это задание, — со смехом произнес Мо Юань в качестве некоторого объяснения.
Вэньжэнь Цзе и другие высшие элиты фыркнули — даже если это было устроено Императором Драконов, чтобы эти люди вошли в Пещеру Призрачного Дракона, разве эти люди не должны были принести сюда личные приказы Императора Драконов, чтобы северное море, чтобы искать их, три великих королевских клана северного моря?
Почему их привел клан Мо с западного моря?
Причина этого была, конечно, не так проста, как утверждал клан Мо, поэтому неизбежно должно было быть что-то подозрительное.
Сердце Лин Хана тоже сильно задрожало, неужели… пять великих сект уже пришли к соглашению с Морской Расой, после чего две могущественные фракции объединятся, чтобы противостоять Королевству Пурпурной Луны, и, возможно, уничтожить и династию Великих Линг?
Это не было хорошей новостью — сила Морской Расы была не меньше, чем у пяти великих сект, а может быть, и превосходила их. Когда эти две сильные стороны объединили свои силы, все еще было неизвестно, сможет ли Королевство Пурпурной Луны сопротивляться или нет, но династия Великого Линга будет окружена элитой с обеих сторон. Кроме того, от их настроения полностью зависело, действовать ли против династии Великих Линг. Это было ужасно.
В этом путешествии в Пещеру Призрачного Дракона ему нужно было добыть достаточно сокровищ, чтобы повысить уровень своего совершенствования. Только он сам был самой надежной гарантией.
«Линг Хань, ты действительно можешь бегать, даже здесь я тоже могу наткнуться на тебя!» Сюй Сю Ран сказал на повышенных тонах.
Лин Хан был поражен, наткнувшись на них здесь, но на самом деле все пятеро были потрясены еще больше. На самом деле пятеро из них принесли личные приказы от важных лиц пяти сект, чтобы предстать перед Императором Драконов; по совпадению, Мо Юань оказался там и вызвался сопровождать их сюда.
Конечно, Мо Юань сделал это не напрасно, удобно войдя в него и нескольким потомкам клана Мо — в конце концов, Пещера Призрачного Дракона была частной собственностью, принадлежавшей северному морю, а прошлый клан Мо не мог иметь никакого отношения к этому и мог только смотреть с завистью.
Таким образом, все были счастливы.
Но как сюда попал Лин Хань?
На лице Лин Хана появилась улыбка, когда он сказал: «Я советую вам всем воздержаться от входа, иначе… вы все можете потерять свои жизни».
Все пятеро, включая Сюй Сю Ран, выражали гнев на лицах. Они представляли собой сильнейшую боевую силу молодого поколения, но этот человек на самом деле осмеливался смотреть на них свысока — это было отвратительно! Не в силах контролировать себя, Дун Лин’эр насмехалась: «Вы просто зависите от формации, вы думаете, что на этот раз мы будем не готовы?»
Лин Хань в ответ произнес «О». Ему удалось убедить их рассказать что-то об их козырной карте — хотя он еще не знал, что это было, но она должна была соответствовать Построению Наземного Взрыва Ледяного Дракона.
Как только слова слетели с ее губ, Дун Лин’эр поняла, что выпустила кота из мешка. Тем не менее, она не слишком беспокоилась — в конце концов, ей неизбежно пришлось использовать этот козырь, если она собиралась пойти против Лин Хань.
«Где личные приказы Императора Драконов?» — спросил Вэньжэнь Цзе с холодным безразличием. Он, естественно, полностью игнорировал конфликты между младшими, такими как Лин Хань и группа из пяти человек Сюй Сю Ран.
Мо Юань взмахнул рукой, и золотой свиток мгновенно метнулся в сторону Вэньжэнь Цзе. Поймав его, тот тут же развернулся и просмотрел его, и выражение его лица резко потемнело.
Затем он бросил свиток Хелиан Ронг, который, просмотрев его, передал его Сяньюй Тонгу. Конечно же, это явно было от руки Императора Драконов, в этом нет никаких сомнений. Они должны были должным образом принять группу из пяти человек Сюй Сю Ран; они были почетными гостями.
Это был указ Императорской семьи — кто за четырьмя морями посмеет не соблюдать его?
Все три электростанции чувствовали себя уныло. Пещера Призрачного Дракона явно была частной собственностью Северного моря, так почему они должны позволять чужакам вмешиваться в нее? Но Император Драконов уже издал указ, и как они могли не подчиниться? Если бы они это сделали, это было бы расценено как акт восстания, и все их северное море было бы уничтожено.