Премьеры «Француз» в Москве
Антуан Риваль в роли французского студента по обмену ВДССПРВ последний день октября в Москве состоялась премьера редкого по нескольким причинам фильма: это был первый фильм режиссера за 30 лет, он был черно-белым, и в основном о людях, которые либо недавно из лагерей для военнопленных или направляющихся в них. Он называется «Француз» и поставлен Андреем Смирновым.
Смирнов наиболее известен по фильму 1971 года «Белорусский вокзал» о боевых товарищах, встретившихся на похоронах одного из товарищей, и мелодраме «Осень» о несчастливом браке и внебрачной связи, вышедшей ограниченным прокатом в 1974 году. После создания в 1979 году фильма «Верой и правдой» о революции в хрущевской жилищной политике Смирнов оставил режиссуру ради актерского мастерства и писательства.
Смирнов снял «Француз» в 78 лет и в интервью говорил, что не планирует продолжать режиссуру. Он планировал снять фильм на свои собственные деньги и деньги инвесторов, но когда банк, который финансировал его, рухнул, он в конечном итоге использовал свои пенсионные фонды.
Фильм рассказывает историю Пьера Дюрана, молодого французского коммуниста, приехавшего в Москву в 1957 году по академическому обмену. Он начинается в кафе на берегу Сены, где Пьер и двое его друзей-коммунистов обсуждают марксизм, Советский Союз и войну в Алжире с различных позиций марксистской ортодоксальности, властно возвращая бутылку вина из-за его неприемлемого вкуса пробки.
В Москве, где его почти идеальный русский язык объясняется тем, что его воспитывала русская мать, Пьер начинает исследовать русский балет, явную причину его прихода в МГУ. Но настоящая его цель – узнать судьбу своего отца, члена аристократического рода Татищевых. Попутно он влюбляется в гордую и кокетливую балерину Большого театра и увлекается неофициальной культурой и самиздатом.
Эти сюжетные линии переплетаются со знакомством Пьера с Советской Россией, его новыми друзьями, официальными контактами и случайностью. Калейдоскоп переживаний Пьера знаком каждому студенту по обмену в советское время в общих чертах, если не в частностях.
В одиночестве Пьер делит бутылку водки с соседом-пьяницей в Москве и номер в гостинице с двумя другими мужчинами и курицей в Переславле-Залесском. И в одной из самых запоминающихся сцен он заходит в коммуналку на встречу с двумя пожилыми аристократами-выпускниками Смольного института, которые помнят отца Пьера — «не из тверских ли Татищевых?» — и поразить его точным определением своих неясных родственных связей, а затем и сведениями о том, что одна сестра провела в лагерях 12 лет, а другая — 18.