20 апреля 1942 года победой завершилось одно из самых важных сражений ВОВ – битва за Москву
- Информация о материале
- Опубликовано: 20 апреля 2023
- Просмотров: 12018
20 апреля 1942 года в ходе Ржевско-Вяземской операции завершилось одно из самых важных и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны – битва за Москву.
На портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина можно ознакомиться с большой электронной коллекцией «Память о Великой Победе». Битве под Москвой посвящена отдельная подборка материалов.
Ещё летом – в начале сентября 1941 года немецко-фашистское командование стало готовить большую наступательную операцию, направленную на захват столицы СССР. План предусматривал окружение основных сил Красной армии, прикрывавших город, их уничтожение в районе Брянска и Вязьмы и стремительный «обход» Москвы с севера и юга.
В свою очередь, советское военное командование 30 сентября 1941 года начало Московскую стратегическую оборонительную операцию.
В электронной коллекции Президентской библиотеки размещён документальный фильм «Оборона Москвы» Н. Свидерской, К. Захарова и А. Панкратова, в котором рассказывается об основных вехах обороны города. Сформировать картину того периода помогают интервью с ветеранами, историками-специалистами и кадры кинохроники. В частности, в фильме отмечается: «Руководство вермахта было полностью уверено в победе (в битве под Москвой). Вместе с техникой и боеприпасами немцы везли с собой наградные кресты. В районе Наро-Фоминска удалось остановить спецэшелон с двумя тоннами орденов за победу в Московской битве…»
На 2 декабря 1941 года в Берлине даже было приказано редакциям газет оставить пустые места в очередном номере для размещения сообщения о взятии Москвы, свидетельствует, в свою очередь, автор книги «Разгром немецких войск под Москвой» (1943) Евгений Шиловский.
Однако Москва так и не сдалась неприятелю. Хотя силы были и неравны – у противника было превосходство в танках, самолётах, численном составе.
«Появились „котлы“, советские армии попадали в окружение. Пять армий… И это была трагедия, – рассказывается в фильме „Оборона Москвы“. – Однако, оказавшись в окружении, советские войска не складывали оружие, а продолжали сопротивление, уходили дальше в леса, переходили к партизанским действиям».
И когда части советских фронтов перешли в контрнаступление под Москвой, остановить их уже было невозможно. Один за другим освобождались города и деревни. И это был крах политики Гитлера, направленной на быстрое завоевание основных центров Советского Союза. Впервые во Второй мировой войне немецко-фашистская армия потерпела поражение. В документальном фильме Марии Бялко, также посвящённом битве под Москвой, отмечается, что здесь была сосредоточена почти половина артиллерии и авиации немецко-фашистских захватчиков.
Его вызвали из-под Ленинграда в напряжённые дни октября 1941 года, и он оправдал ожидания. Во фрагментах кинохроники «Битва под Москвой (сентябрь 1941 – январь 1942 г.)» на портале Президентской библиотеки приводятся фамилии и других выдающихся советских военачальников, без которых эта победа была бы невозможна: Соколовский, Конев, Рокоссовский, Говоров, Болдин, Белов.
Вот как описывала происходящее на фронте и в тылу в период битвы за Москву советская фронтовая печать.
Официальный орган московского областного и городского комитетов коммунистической партии – газета «Московский большевик» в декабре 1941 года напечатала фельетон о Гитлере и главном пропагандисте Третьего рейха Геббельсе, где упомянутые деятели в рамках «новых формулировок для нового порядка» придумали, что немецкие дивизии якобы сами покидают Тихвин, Елец, Клин, Калинин… из-за «неспособности русских осознать, что они разгромлены». В другом декабрьском номере «Московского большевика» печатается история Клавдии Архаровой, которая сначала «благословила на подвиг своего брата», проводив его на фронт. Спустя несколько дней женщина и сама пошла воевать. «Искусная гранатомётчица, она умело и с достоинством и честью защищает родную Москву», – говорилось в статье. Ранее, в номере «Московского большевика» за ноябрь 1941 года опубликован рассказ колхозницы Е. Васильевой, вырвавшейся из захваченной неприятелем деревни Михайловское Московской области. А в октябрьском номере газеты описывается ситуация с московскими заводами, которые не только продолжали работать в суровых прифронтовых условиях, но и совершали трудовой подвиг: «Высокий пример понимания требований момента проявил коллектив Н-ского завода во главе со своим директором тов. Жильцовым. Заводу было предложено изготовить пробный образец одного из видов вооружения. Его дальнейший массовый выпуск предполагалось поручить другим предприятиям. Коллектив Н-ского завода, отлично выполнив поставленную задачу, на этом не остановился.
В итоге в ходе Ржевско-Вяземской операции, проводившейся с 8 января по 20 апреля, Красная армия отбросила противника на 100–250 километров от Москвы, полностью освободив Московскую, Тульскую и Рязанскую области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.
«Весь мир был взволнован внезапным поворотом событий. Иностранные газеты в недоумении спрашивали: как это произошло? „Непобедимая“ германская армия, которая всё время наступала, наконец, подошла почти к самым воротам Москвы, – и вдруг побежала обратно. Иностранные газеты не могли объяснить этого и писали про „чудо под Москвой“», – пишет в своей книге «Разгром немецких войск под Москвой» Евгений Шиловский.
А маршал Г.К. Жуков впоследствии говорил: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву.
Текст: Вера Марунова
- День в истории
- 20 апреля
- Битва за Москву
Как битва за Москву похоронила план «Барбаросса»
|
Великая Отечественная специальная военная операция
Репетиция военного парада ко Дню Победы в сибирском городе Новосибирске. Кирилл Кухмар / ТАССОдним из многих неприятных аспектов победобесия (мании победы), когда Россия каждый год отмечает победу Советского Союза над нацистской Германией, является коммерциализация — в частности, уличные торговцы торгуют татуировками, чтобы получить прибыль от жертв советских солдат и гражданское население. Резко, но и уместно. Ибо именно так помнят войну и сражаются в России сегодня. Вербовочные объявления, призывающие мужчин записываться воевать в Украине, могут быть озаглавлены «За Родину, за Сталинград», но мелкий шрифт объясняет, что это тоже за деньги.
Для неосведомленных такие парадоксы подрывают постоянное смешение Кремлем того, что Россия называет Великой Отечественной войной, и ее нынешней «специальной военной операцией» на Украине. Но Великая Отечественная война — это не только составная часть российской идентичности, но и составная часть основных российских представлений о девятилетней войне с Украиной. Провоенные русские путают украинскую идентичность с предательством, крайним национализмом и нацистским коллаборационизмом — и позиционируют себя как переживающих подвиги своих предков из Красной Армии, освобождая украинцев от нацистской тирании.
Согласно этому нарративу, Россия борется за наследие Второй мировой войны, снова побеждая фашизм. В то время как Кремль незаметно отказался от термина «денацификация» в качестве оправдания вторжения после того, как он не прижился, российские официальные лица продолжают рассматривать борьбу с украинством как способ защитить память и наследие Великой Отечественной войны. Выступления и освещение Дня Победы 2023 года не станут исключением.
Это не новая аналогия для российских СМИ: она использовалась в 1991, чтобы подорвать независимость Украины; и в 2004 году во время Оранжевой революции. Однако именно во время Евромайдана и российской агрессии в Крыму и на Донбассе эта историческая рамка действительно стала мейнстримом. Сторонники Евромайдана были причислены к бандеровцам (последователям фашистского украинского националиста Второй мировой войны Степана Бандеры) и приписаны геноцидным русофобским намерениям. В этом безумном видении Россия была вынуждена вмешаться, чтобы спасти крымчан от геноцида и помочь смелым «пророссийским украинцам», переживавшим борьбу своих предков против фашизма.
В то время как использование аналогии с Великой Отечественной войной росло и сокращалось с интенсивностью конфликта на востоке Украины между 2014 и 2021 годами, она всегда присутствовала в массовой культуре, особенно в изобилии фильмов о Второй мировой войне, в которых украинцы были типичными персонажами. хорошие (дерзкие деревенщины, воюющие вместе со своими русскими старшими братьями) или плохие (предатели и нацисты в традиционной украинской одежде). Стереотипы были созданы не для того, чтобы вызывать ненависть ко всем украинцам, а только к тем, кто сопротивлялся той идентичности, которую им приписали русские.
После 24 февраля 2022 года в российских государственных СМИ снова появились аналогии с Великой Отечественной войной. Они были не одни, конечно. На Западе много упоминаний о «Путлере», а президент Украины Владимир Зеленский также инструментализировал память о Второй мировой войне, хотя и называл украинцев героями, достойными Красной Армии, а русских — нацистами.
Это неудивительно: аналогии всегда в цене во время кризисов, влиятельная, хотя и вводящая в заблуждение эвристика, когда вам нужно быстро принимать решения. Даже поверхностные аналогии оказывают существенное влияние на восприятие аудиторией конфликта и рецепты его разрешения. Но известность российского культа Великой Отечественной войны, который стремительно вырос в симбиозе с российской агрессией против Украины, означает, что на протяжении многих лет он побуждал аудиторию принять законность нападок России на украинский суверенитет и идентичность как борьбу за защиту наследия Великая Отечественная Война.
До недавнего времени усиление войны в Украине шло рука об руку с усилением культа Победы, но 2023 год стал исключением. Российские власти отменили или сократили парады в честь Дня Победы в 23 областях, в том числе приграничных с Украиной, таких как Курск и Воронеж. Эти регионы пострадали от самых ожесточенных боев во время Второй мировой войны (как и сама Украина и Беларусь), и жители Воронежа, например, давно лоббируют большее признание этой травмы. Понижение уровня празднования рискует разжечь кажущееся чувство несправедливости и, что еще более тревожно для властей, привлечь внимание к тому, что праздновать нечего.
Учитывая нежелание Путина отменять парад 2020 года даже в разгар пандемии коронавируса, решение о снижении празднования в этом году, вероятно, обусловлено необходимостью — в Украине были убиты десятки тысяч российских солдат и уничтожено огромное количество техники . Как риторически спросил меня один воронежский знакомый: кто и что все равно будет шествовать?
Освещение в региональных СМИ предполагает, что местные жители понимают необходимость отмены парадов, но это не отменяет деструктивной символики: российские власти, развязав войну с Украиной якобы для защиты памяти 1941-1945, теперь не в состоянии обеспечить безопасное празднование Великой Победы русским народом дома.
Государство, присвоившее наследие войны в своих политических целях, теперь поставило под угрозу его увековечение, усугубив давнее недовольство политизацией Великой Отечественной войны правительством. Зрительный цинизм еще больше усугубляется воспринимаемым и высмеиваемым разрывом между государственной риторикой и реальностью на поле боя. Сравнения прокремлевских СМИ с эпическим героизмом и успешными исходами сражений за Сталинград, Киев и Берлин резко контрастируют с неспособностью российской армии захватить и удержать хотя бы одну украинскую столицу с момента ее полномасштабного вторжения в прошлом году. .
Продолжающаяся неэффективность российских вооруженных сил в Украине и настойчивое использование аналогий со Второй мировой войной повышают вероятность того, что правительство будет рассматриваться как опорочивающее память о Великой Победе. Было бы горько-сладкой иронией, если бы собственная эксплуатация Кремлем культа Великой Отечественной войны привела к ослаблению государственной мертвой хватки в отношении исторического нарратива и, соответственно, нарративов о войне России с Украиной. Это аксиома, что революции поедают себя, но культы тоже могут быть каннибалистами.
Мнения, выраженные в авторских статьях, не обязательно отражают позицию The Moscow Times.
Подробнее о: Украина война , День Победы
Московский музей приравнивает вторжение в Украину ко Второй мировой войне. Но будут ли они работать?
Володя Вагнер
18 апреля 2023 г., 12:07
Экспонат Московского музея Победы. На левой панели написано: «Потеря памяти», а на правой панели: «Нацизм сегодня»
|Володя Вагнер
URL скопирован в буфер обменаВид из полуразрушенного фермерского дома ужасен. Рыдающую девушку утаскивает немецкий солдат, когда войска вермахта продвигаются через ее деревню. Воздух наполняется звуками выстрелов и сердитыми голосами. Почти чувствуется запах огня и крови. Когда наша группа уходит от погрома, нас останавливает молодой партизан, размахивающий винтовкой, который требует, чтобы мы представились.
Но все это ненастоящее. Фермерский дом — это копия, надвигающееся изнасилование изображается восковыми фигурами, а шумное немецкое наступление — это фильм, проецируемый за декорациями в натуральную величину, чтобы создать захватывающий 3D-опыт. Молодой партизан — актер, его винтовка — реквизит, а женщина, предъявившая документы, которые он требует, — наш экскурсовод.
Получите бесплатный информационный бюллетень oDR
Еженедельный обзор наших последних новостей о постсоветском мире.
Это вам не советская деревня осенью 1941, а Музей Победы в Москве серым зимним днем примерно через год после полномасштабного вторжения Владимира Путина в Украину. Однако разница между войной, разыгрываемой здесь, в крупнейшем военно-историческом музее России, и той, что сейчас бушует в нескольких сотнях километров южнее, становится все более размытой.
История играет ключевую роль в официальном российском дискурсе вокруг вторжения в Украину. В частности, Вторая мировая война — или Великая Отечественная война, как ее называют с советской точки зрения, — и ее предполагаемые параллели с нынешней войной в России стали основным сюжетом в усилиях государства узаконить внешнюю политику Путина и заставить население терпеть трудности, которые она влечет за собой.
Подобные параллели Кремль проводил еще в 2014 году, во время первой интервенции России на Украине. На самом деле мифологизация победы над Гитлером была краеугольным камнем путинского проекта с начала 2000-х годов. Пока Путин цементировал российскую неолиберальную клептократию, неуклонно сводя на нет демократические достижения перестройки и 1990-х годов, этот культ победы приобретал все большие масштабы.
Воплощением этого стали все более масштабные и зрелищные памятные военные парады с участием статистов в военной форме и транспортных средствах времен Второй мировой войны. В дезориентирующую эпоху пост-истории такой перформативный патриотизм стал способом связи поколений, переживания исторической связанности и обретения единства.
Мы не уничтожаем. Нет казней и пыток. Наша советская армия помогает
Экскурсовод, Московский Музей Победы
Но история вернулась, и управление памятью приобрело новую значимость. Этот сдвиг хорошо виден в Музее Победы, где после вторжения появились новые экспозиции. В результате получается экстравагантно-китчевое попурри пышности, ностальгическое по содержанию, но футуристическое по форме. Его лейтмотив, выраженный и тонко, и открыто, состоит в том, что прошлое и настоящее едины.
Например, иммерсивная диорама разрушенной войной сельской местности является частью «Подвига нации». Хотя выставка, как и музей в целом, должна быть посвящена Великой Отечественной войне, кажется, она также, а может быть, даже в первую очередь, войне на Украине. Наш восторженный молодой гид плавно переключается между третьим и первым лицом множественного числа, между прошлым и настоящим временем, поскольку она ведет нас от первоначального немецкого нападения через блокаду Ленинграда до самого Берлина.
«Подойдите ближе, товарищи, но, пожалуйста, соблюдайте тишину, чтобы не мешать заседанию кабинета министров», — говорит актер, одетый как один из сталинских клерков. Нам разрешают заглянуть в темный конференц-зал. Внутри голограммы советского лидера и его военного кабинета обсуждают ситуацию на фронте.
Несколько мгновений назад наш гид сказал нам не верить «глупым россказням» о том, что Сталин, ошеломленный масштабами разворачивающейся катастрофы, не смог действовать решительно в первые недели вторжения. На последующих остановках она засыпает нас фактами и цифрами, иллюстрирующими почти сверхъестественную силу «нашего народа», призванного защищать «нашу страну».
Трофеи, захваченные российскими военными в Украине в 2022 году, выставлены в Государственном центральном музее современной истории России в Москве. Среди них номерной знак транспортного средства с названием «Азов»
|Влад Карьков / SOPA Images / LightRocket через Getty Images
Ближе к концу экскурсии, перед тем, как сделать селфи на фоне Рейхстага, наш гид тепло отзывается о гуманном обращении советской армии с мирным населением в условиях оккупации: «Мы не уничтожаем. Нет казней и пыток. Наша Советская армия помогает. И, кстати, то, что происходит сейчас, в наше время, — наглядный пример того, как продолжается это наследие наших солдат».
Любителям узнать больше о том, что именно происходит в наше время, она рекомендует другие выставки в музее. Они также стирают различие между тогда и сейчас, но изображают текущие события так, как если бы они были частью прошлого.
«Обыкновенный нацизм» изображает «украинский вариант нацизма». Одна стена иллюстрирует преступления союзников Германии украинских националистов во время Второй мировой войны; противоположная стена описывает сегодняшних украинских военных как своих прямых наследников.
Есть некоторые известные, но сомнительные факты – например, что украинские силы убили 20 000 мирных жителей за первые восемь лет войны на Донбассе (по оценкам ООН, в общей сложности погибло 15 000 гражданских и военных с обеих сторон). Эмоциональное давление торжествует. над фактической точностью. Под устрашающе тикающий метроном два экрана сопоставляют кадры зверств гитлеровских солдат на восточном фронте с протестующими на Майдане в Киеве в 2014 году. тоже часть того же антироссийского заговора, корни которого уходят в 1940с. Его повестка дня — мировое господство, а его инструменты включают в себя лаборатории, разрабатывающие биологическое оружие в Украине. К счастью, по словам ведущего фильма, начатая Путиным «спецоперация» положила конец зловещим планам НАТО.
Эти выставки иллюстрируют качественный сдвиг в российской политике памяти. Перформативный патриотизм, который расцвел до 2014 года, возможно, был вызывающим воспоминания лозунгом, но у него не было ясной причины — как маршевый порядок без указаний. В России, находящейся в состоянии войны, когда действует военная мобилизация, такой контекст уже существует.
Этот контекст максимально понятен на верхнем этаже, на выставке с названием, которое лучше всего можно перевести как «Верные своему наследию», которая приглашает посетителей принять участие в той же героической борьбе против того же врага. , здесь и сейчас.
В нем российские войска, воюющие в настоящее время в Украине, изображены как ведущие борьбу тех, кто победил Гитлера. На интерактивных экранах посетители могут пролистывать сотни пар лиц: одно обозначено буквами ВОВ (русская аббревиатура Великой Отечественной войны), другое — СВО (Специальная военная операция). Посетителям выдают ручки и бумагу и призывают писать письма поддержки войскам на фронте.
Интерактивная выставка в Музее Победы
|Володя Вагнер
В контексте вторжения на Украину и его подразумеваемой преемственности с Великой Отечественной войной вся мифология, окружающая последнюю, приобретает современный императив: воспроизвести – в действительности – те же подвиги самопожертвования и терпения.
В эфире звучит дух популярного патриотического лозунга «Можем повторить ». Послание состоит в том, чтобы доверять лидеру, который знает, что делает, несмотря ни на что, и принимать жертвы, которые в конечном итоге принесут победу, несмотря ни на что.
Вопрос в том, в какой степени аудитория усваивает это сообщение. Население, привыкшее участвовать в организованной государством мимикрии, от фальсификации выборов до массовых митингов, организованных сверху, почему воинственное рвение, заложенное здесь, должно восприниматься как работающее по-другому?
Несмотря на погружение в высокие технологии, большая часть вовлеченности посетителей остается поверхностной. Возьмем одну из интерактивных видеоинсталляций. Когда посетители стоят перед зеленым экраном и наблюдают, как мирные жители Донбасса со слезами на глазах обнимают российских солдат под звуки патриотической музыки, они буквально переносятся в самое пекло войны.