2035 год. Заглянем в будущее Москвы: 5 главных проектов мегаполиса » Infotolium
Футуризм: 17 фотографий будущей архитектуры Москвы. Городской интернет-сайт «The Village» подвел итоги главных архитектурных конкурсов года. На позапрошлой неделе в рамках IV московского урбанистического форума был объявлен победитель международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москва-реки – им стало бюро «Проект Меганом». По предложению Юрия Григоряна в течение двух десятилетий река станет неотъемлемой частью общественной жизни москвичей, превратившись в «позвоночник города»… The Village также вспоминал результаты и других главных архитектурных конкурсов 2014 года, чтобы представить, как Москва изменится в будущем, или по крайней мере понять, как это будущее выглядит в наших фантазиях о почти райской жизни столицы. (Автор: Юрий Болотов, фото: Меганом / Groundlab / WOWHAUS / Urbanica / Land Milano SRL / Buromoscow)
Развитие Москва-реки (архитекторы: «Проект Меганом», дата открытия: 2035 год). В настоящее время лишь 25% из 220 километров набережных Москва-реки вовлечены в общественную жизнь, а более 50% труднодоступны или закрыты для пешеходов. В своей концепции бюро делает ставку на создание «портов будущего»: всего вдоль реки появится 11 масштабных и 26 локальных общественных пространств, задуманных как новые центры городской жизни и места пересадки на водный транспорт.
Развитие Москва-реки. Так, в Мневниковской пойме, куда планируют перевести Государственную Думу и Совет Федерации, Юрий Григорян предлагает разместить десяток парков, масштабную площадь и новый городской район, в котором будет ограничено автомобильное движение.
Развитие Москва-реки. Концепции развития центра и окраин будут различаться: по пути к Кремлю берега реки будут постепенно становиться зеленее.
Развитие Москва-реки. «Проект Меганом» предлагает создать экологические острова, которые будут фильтровать поверхностный поток реки и сделают ее чище.
Развитие Москва-реки. Кроме того, Москва-реку свяжут с Яузой и Сетунью, а вдоль Водоотводного канала появится лежащий на зеленом ковре природный променад.
Развитие Москва-реки. Новые набережные станут местами для культурного досуга и отдыха.
Развитие Москва-реки. Также архитекторы предлагают определить дату нового общегородского праздника, посвященного Москва-реке.
Развитие Москва-реки. Окончательная версия концепции развития реки будет представлена лишь в апреле 2015 года – в ней будут использованы решения и других финалистов конкурса. Реконструкция прибрежных зон будет поделена на три этапа и растянется на двадцать лет, но первых результатов благоустройства стоит ждать уже в ближайшие три года.
Парк «Сокольники» (архитекторы: Wowhaus / GroundLab, дата открытия: 2030 год). В этом году бюро Wowhaus совместно с британцами GroundLab выиграли конкурс на стратегию развития парка «Сокольники» на ближайшие 15 лет. Их предложение – создание «Посольства природы в Москве»: пешеходов и автомобильное движение разведут, а природный коридор Лосиного острова продолжат до центра «Сокольников». Фактически, это будут два парка: регулярный городской парк с кафе, выставочным центром и спортивными объектами будет постепенно переходить в настоящий лес, позволив отдыхающим наблюдать за дикими животными с пешеходных эстакад.
Парк «Сокольники»
Пушкинский музей (архитекторы: «Проект Меганом», дата открытия: 2020 год). Долгое время ожидалось, что Пушкинский музей возьмется реконструировать Норман Фостер: согласно его концепции, к 2018 году более десяти зданий ГМИИ на Волхонке были бы реконструированы в единое музейное пространство. Однако в июне 2013 года британский архитектор отказался от проекта, объяснив это препятствиями со стороны российской стороны, изолировавшей его бюро от процесса реконструкции.
Пушкинский музей. В результате был проведен новый закрытый конкурс, победителем которого стало бюро «Проект Меганом», соревновавшееся с Сергеем Скуратовым и Владимиром Плоткиным. «Меганом» сделал ставку на бережное сохранение исторической застройки и организацию общественных пространств, объединяющих здания в единый музейный комплекс.
Пушкинский музей. Мотивируя решение жюри, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов также отметил продуманность концепции развития территории, благодаря которой возможна поэтапная реализация реконструкции музея.
Парк на Ходынском поле (архитекторы: Land Milano Srl, дата открытия: 2016 год). Идея о создании парка на месте Ходынского поля появилась еще в 2002 году, но то, каким он будет, стало ясно лишь этой весной. За это время на Ходынке успели возвести высотки жилого района «Гранд Парк», Дворец ледового спорта и даже самый большой торговый комплекс Европы «Авиапарк». А к 2018 году здесь появится словно сложенное из отдельных брусков эффектное здание Государственного центра современного искусства по проекту ирландского бюро Heneghan Peng Architects.
Парк на Ходынском поле. Итальянцы Land Milano Srl также решили построить свой проект на сочетании природы и искусства: парк на Ходынке будет наполнен художественными инсталляциями и общественными постройками. В зеленой зоне появятся открытый амфитеатр для летних представлений, площадка выставок перед зданием музея, светящийся луг, музыкальные фонтаны и даже огромные грибы-павильоны, которые защитят отдыхающих от дождя.
Парк на Ходынском поле. А зимой в парке появятся особые лыжные маршруты. Городские чиновники обещают открыть парк на Ходынке одновременно со станцией метро – к 2016 году.
Триумфальная площадь (архитекторы: Buromoscow, дата открытия: 2015 год). Одновременно с результатами конкурса на создание парка на Ходынском поле был объявлен автор новой архитектурной концепции Триумфальной площади. Им стали архитекторы Buromoscow, обычно специализирующиеся на проектировании массового жилья: решение Ольги Алексаковой и Юлии Бурдовой оказалось привлекательнее, чем 43 проекта конкурентов, включая авторов Крымской набережной, бюро WowHaus. Авторы победившей идеи решили добавить пространству молодости, легкости и романтики: последние несколько лет площадь была перекрыта в результате затянувшейся и провальной реконструкции, которая по странному стечению обстоятельств совпадала с регулярными политическими акциями «Стратегии-31». Обновленная Триумфальная площадь будет отдана пешеходам и поделена на две части: это собственно пространство у памятника Маяковскому, где разместят качели, скамейки и велопрокат, и отдельный сквер с сиренью у гостиницы «Пекин». По бокам площади посадят каштаны и липы.
Комментарии недовольных обывателей интернета по поводу обустройства Москвы:
philippe: «Плохо! Нужно тщательнее было продумать озеленение Триумфальной площади.»
Alexey Dubasov: «Думать бесполезно, место все равно гиблое. Находиться опасно в этой зоне, машин много и шумно. Нужно сужать Тверскую. Сейчас Тверская напоминает МКАД мертвый.»
ulka_gu: «Да уж, почему никто не собирается разгребать говно в спальных районах? Напридумывать многомиллионного футуризма в центре – любой может.»
Alexey Dubasov: «Зачем разгребать «говно» в спальниках, когда там и так покупают. Сами виноваты, скупаем дерьмо, а потом требуем реновации. Нужно бойкот объявлять застройщикам, пусть банкротятся, а новые будут думать и строить наподобие «Город в Лесу».»
Андрей Макеев: «Картинки огонь. Ловля рыбы напротив Кремля, непонятно с каких фото вырезанные люди и нелепо вклеенные в кадр, призраки детей, у которых подсветка дорожек в парке через голову светит.»
Niko: «В свете недавнего выступления Ревзина вся эта показуха просто смешна.»
Chulona: «Тем временем, грядет кризис.»
Анастасия: «С одной стороны прекрасно, что хотят сделать Москву более удобной, современной и вписать это в исторический колорит города (как получится, посмотрим), но соглашусь с высказыванием выше, хочется, чтобы и наши спальные районы были на уровне, а то разрыв шаблонов получается: в центре у нас – 2014 год, а на окраинах «привет 90-ые», а жаль…»
infotolium.com
Хотите расскажу, что с Москвой будет дальше?: nemihail — LiveJournal
Давайте попробую понятным языком рассказать про будущее нашего города и какие его ждут изменения — городские проекты вместе с урбанистикой меняют своего хозяина.Интрига?
Просто уверен, что у каждого из этапов развития были свои противники, сперва их было даже очень много, но Москву меняли, если можно так выразиться, насильно.
И не подумайте, я не сторонник ругать Лужкова, это тоже был некий этап и слава богу, что мы его прошли.
Сегодня мало кто будет спорить с тем, что Москва изменилась к лучшему и это не только обложка, город изменился целиком и продолжает меняться буквально каждый день. Вспомните, что ещё совсем недавно не было МЦК.
Да и сейчас мало кто знает, что в Москве, как в старые добрые времена, роют метро на глубинах до 60 метров. Для интереса можете погуглить самую глубокую станцию.
В городе восстанавливают парки и стадионы.
Давно не были на ВДНХ? Там уже все по-другому, а будет вообще сказка. Видели проект?
Да, знаю, что многих уже замучил ежегодный ремонт улиц.
Но результат проекта «Моя улица» понравился практически всем. Особенно его оценили гости ЧМ, мало кто остался равнодушен.
Помню как шумели противники сноса ларьков, а потом увидели город с другого ракурса и шум закончился. Шумели жители пятиэтажек, до того как получили ключи от новых квартир.
А какие сейчас делают дворы и площадки
А буквально на днях я рассказывал про Северо-Западную хорду, у которой вот-вот откроется новый участок реконструкции — Ул. Крылатская, Ярцевская, Боженко, Кубинка, Можайское шоссе.
Но мой пост немного о другом. Мало кто знает, что Москва взяла планку ещё выше и городские проекты вместе с урбанистикой меняют своего хозяина.
Теперь урбанистикой займется ВЭБ.
Госкорпорация, председателем которой недавно стал Игорь Шувалов намерена стать совладельцем «Стрелки». И тут я вижу сразу несколько огромных плюсов. Перый это то, что Шувалов, еще будучи вице-премьером, курировал в правительстве вопросы развития городов и общественных пространств. А к этой работе привлекалась именно «Стрелка».
Сейчас Шувалов конкретно взялся за ВЭБ и избавляет банк от непрофильных активов, которые все эти годы тянули ВЭБ, вследствие чего образовали гигантский минус.
Теперь же в ВЭБ попадут целевые и стратегически важные активы, как пример — покупка вышеупомянутой Стрелки и ДОМ.РФ (бывш. АИЖК). А это уже серьезное развитие комфортной среды, что является стратегически важной задачей не только для Москвы, но и для страны в целом. Кто-то же должен обеспечить людей не просто жильём, а комфортным и современным жильём.
Ну а то, что Шувалов это умеет мы знаем по тем временам, когда он курировал историю с Моногородами и довольно успешно внедрял «Комфртную среду», что делало города более удобными и инвестиционно привлекательными.
Так что ждем улучшений и притока инвестиций)
Теперь все инсайды на моем Телеграм-канале
Добавляйтесь…
Живой журнал / Фейсбук / Твиттер / ВК / ОК / Инстаграм / Ютюб /
[мелкий шрифт крупными буквами]
Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Рассказать друзьям или разместить в своём блоге:
nemihail.livejournal.com
Какой будет Москва? – Варламов.ру – ЖЖ
Полгода назад Москва объявила архитектурный конкурс. Российским и иностранным архитекторам предлагалась подумать, как должна измениться столица, чтобы стать комфортным и современным городом. На прошлой неделе подвели итоги. Победили иностранные компании: лучший проект развития Большой Москвы предложили французы — Antoine Grumbach et Associes, а место для федеральных чиновников удачнее всех обустроила Urban Design Associates из США. Сейчас все проекты выставлены в Парке Горького. Я очень рекомендую сходить посмотреть. Конечно, проекты еще 100 раз поменяются, но сейчас есть отличная возможность помечтать, какой может быть Москве через 10, 20 или 30 лет.
Вообще все проекты интересные и очень разные. Я не представляю, как можно было определить победителя и вообще изучить десятки идей и предложений. Кто-то предлагает переселить чиновников за МКАД, кто-то на набережные реки Москвы, там, где сейчас заброшенные промзоны. Есть идеи размещать спортивные центры крышах пересадочных узлов, очистить все пруды и построить «Москволливуд» — город киноиндустрии и развлечений в районе Подольска. Победившие французы много внимания уделили транспорту. Они предлагают развивать новую транспортную ось Москвы на юго-запад и дотянусть через 10 лет метро до Калужской области. МКАД будет опоясовать линия скоростного трамвая, а все железнодорожные пути в центре закопают, разбив на их месте парки!
01. «Кэпитал Сити Планинг Групп» нарисовали красивые картинки, как должна выглядеть Москва. Очень круто. Деревья, широкие тротуары. Красота.
02. На картинках хорошо видно, как изменится город. В Москву должна вернуться зелень! Удобный общественный транспорт решит проблемы пробок. Ну разве не чудо?
03. Конечно, общий вектор всех проектов — сделать город удобным для людей. Предложение нашего бюро «Остоженка» по реконструкции Нового Арбата…
04. В районе Третьего транспортного кольца сегодня эстакады и железная дорога с замусоренными обочинами, а может быть — трамвай, пешеходная улица, рестораны и кафе.
05. Реконструкция набережных.
06. Площадь Трех вокзалов… Трамвай и деревья, чудо.
07. Поезда и электрички должны уйти под землю. Москва обзаведется красивыми пересадочными узлами. Предложение от «Кэпитал Сити Планинг Групп».
08. Новая Москва — зеленая и удобная для жизни.
09. Очень крутой стенд у l’AUC. Они рассказали, как будут пользоваться общественным транспортом разных группы горожан, от бизнесменов до студентов.
10.
11. Москволливуд от l’AUC
Теперь давайте посмотрим, что предложили победители, Antoine Grumbach et Associes в плане развития транспорта.
12. Первым делом обещают построить железные дороги, где будут перемещаться поезда со скоростью 160 км.ч. Для начала соединят 4 аэропорта – Домодедово, Остафьево, Внуково и Шереметьево. Дорога пройдет через Коммунарку, куда планируется переселить чиновников.
13. Еще через 5-10 лет планируется кольцо замкнуть и соеденить его с вокзалами. Сами вокзалы тоже будут меняться. Пять из девяти вокзалов будут передвинуты ближе к периметру большого железнодорожного кольца. На местах останутся Киевский и три вокзала – Ленинградский, Ярославский и Казанский. Железнодорожные пути внутри МКАД будут максимально прятать под землю.
14. Комсомольская площадь, посте того, как поезда спрячут под землю. На месте путей — парки.
15. Площадь.
16. Дальше в Новую Москву планируют пустить метро. Архитекторы предложили построить новую ветку от трех вокзалов через Коммунарку, Троицк, к Рыжову. Практически метро дойдет до Калужской области. Причем метро будет не простое, а скоростное.
17. Старой Москве тоже достанутся новые станции скоростного метро. Всего проект планирует строительства 550 км линий. Для сравнения сейчас протяженность линий московского метро чуть больше 300 км.
18. Новую ветку метро будут строить постепенно. На первом этапе вагоны будут находиться под открытым небом, хоть и ниже уровня земли. Через 5–-10 лет вдоль линии метро будут пущены параллельные линии скоростного трамвая. На третьем этапе вагоны спрячут под землю. Метро будет дублироваться трамваем, так как остановки будут редкими. Фактически это будет подземная электричка.
19. Дальше займутся МКАДом. Вдоль дороги пустят скоростной трамвай. У скоростного трамвая будет мало остановок. Скорее всего, только восемь – по количеству «городов-ворот», связывающих центр и периферию. Остановки будут на пересечение с новыми станциями метро, которые уйдет далеко в Подмосковье. Теперь МКАДом смогут пользоваться не только автомобилисты.
20. Дальше все органы власти переедут в Коммунарку. Кремль станет музеем. Наконец москвичи вздохнут свободно. Москва без чиновников! Красота.
21. Центр Москвы после отъезда чиновников станет пешеходным. Красота.
22. Пешеходной зоной станет территория Моховой до Китайгородского проезда, включая Манежную улицу, Охотный ряд, Ильинку, Варварку. Все автодороги будут «спрятаны» под землю в туннели.
Выставка работает до 23 сентября. К сожалению, простому посетителю разобраться будет очень сложно. В основном представлены схемы, планы, в которых очень сложно разобраться. Но все равно, очень рекомендую сходить!
Ну, что думаете?
Полезные ссылки:
Все проекты выложены здесь, если лень идти на выставку: http://www.mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/UrbanCompetition-udaRus
Хорошая статья в Афише по разбору идей: http://www.afisha.ru/article/big-moscow-ideas/
Презентацию по транспорту от победителей я взял со Слона: http://slon.ru/economics/transport_bolshoy_moskvy_foto-827240.xhtml
——————————————————
Я также публикую некоторые посты на Google+. Все самое интересное по-прежнему в Твиттере!
Я на других сервисах —
Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Нажмите, чтобы опубликовать этот пост в своем журнале:
varlamov.ru
В Москве открылась масштабная выставка, посвященная технологическому будущему России
Демонстрация потенциала страны – интеллектуальные разработки, открывающие новые горизонты. Что придет на смену батарейкам, какие появятся продукты, что позволит сократить время в пути из столицы на Камчатку в два раза? Масштабная выставка о будущем России открывается в Москве.
По коридорам из прошлого, где со стен смотрят ожившие российские императоры и первый космонавт Юрий Гагарин, попадаешь в будущее, которое здесь, в Манеже, уже наступило. Поболтать с роботом о погоде – здесь это обычное дело.
Мультимедийные зоны, интерактивные стенды — каждый шаг переносит в новую реальность. В этом зале решают, как и чем накормить всю планету через 20 лет; здесь рассказывают, как вместо батареек использовать энергию из растений и микробов.
В соседнем зале на огромном экране проплывает будущий атомный ледокол, который сможет осуществить давнюю мечту моряков — круглогодичную навигацию по Северному морскому пути вне зависимости от погоды и толщины льда.
Мечту путешественников исполнят разработки одной из крупнейших авиакомпаний. Сверхзвуковые самолеты перенесут из Москвы, например, в Петропавловск-Камчатский всего за 3,5 часа вместо привычных девяти. Правда, конечно, пока это только проект, но к 2070 году вполне может стать реальностью. Все реальнее становятся и беспилотные автомобили. На них у транспортных компаний свои планы.
«Два огромных рынка: рынок Западной Европы, рынок Юго-Восточной Азии, и мы посередине. И проект Шелкового пути, собственно, и предусматривает новые технологические применения новых технологических возможностей – использование беспилотных транспортных средств, где исключается человеческий фактор», – поясняет председатель правления компании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах.
Караваны грузовиков, где на несколько машин – всего один водитель. По расчетам, скорость доставки увеличится на 10-15%, при этом расход топлива сократится. Запуск подобных караванов ожидается примерно к 2030 году. Ну а до полномасштабного запуска еще одного проекта счет идет уже на месяцы: Крымский мост занимает центр транспортной экспозиции. Желающие смогут даже взглянуть на него с высоты птичьего полета в шлеме виртуальной реальности.
В дороге – подробная экскурсия. Внезапно отключается автопилот — опасный маневр.
Около года над созданием выставки трудились более тысячи человек. Все стенды разрабатывали до мелочей. На четырех тысячах квадратных метров расположились 15 тематических залов. Для москвичей подготовлено отдельная интерактивная площадка. Сразу на четырех экранах – информация об актуальных для горожан темах. Это, конечно же, пробки, озеленение пространства, спортивные площадки и программа, которая волнует многих — реновация жилья.
«Есть зал, посвященный образованию, зал, посвященный питанию и сельскому хозяйству, урбанистике, медицине. Это попытка посмотреть в будущее и увидеть, что будет твориться со страной в ближайшие 10-20-30 лет», – говорит организатор выставки Иван Есин.
Интересно будет не только взрослым, но и детям. На одной из площадок расположился передвижной технопарк «Кванториум». Здесь ждут юных изобретателей. Их научат получать энергию с помощью самодельных солнечных панелей и ветрогенераторов, расскажут про работу инженера космической станции, а также помогут собрать своего первого робота.
www.1tv.ru
Москва-2026 — Мослента
В последние годы было много претензий к транспортной инфраструктуре Москвы. Пожалуй, только ленивый не говорил, что Москва задыхается в пробках. У меня права на управление автомобилем с 1958 года. Я до сих пор сам езжу за рулем и никак не нарадуюсь появлению новых дорог, новых развязок.
Когда-то я ездил по кольцевой автодороге — там в одном направлении была полоса и в другом направлении одна полоса. И в народе эту дорогу звали – дорогой смерти. Когда на МКАДе построили 5 рядов — думал, зачем такая роскошь, а оказывается сейчас и этого мало. Пробки, к сожалению, и на МКАДе бывают. Сегодня проехался по своему родному по Ярославскому шоссе — это же одно удовольствие. Есть параллельные улицы, удобные эстакады, до Королева доехал за считанные минуты, а раньше эта дорога занимала пару часов в часы пик.
Конечно, строительство вызывает временные трудности, которые некоторым не нравится. Но мне 85 лет и все эти 85 лет я жил в эпоху временных трудностей. Русские люди к ним уже привыкли. Главное, чтобы эти трудности оборачивались в будущем чем-то толковым. А я в этом я точно уже не сомневаюсь.
Когда-то, ещё во время войны, я приехал в Москву на один день. Тогда мне все говорили о главной достопримечательности Москвы — «лестнице-чудеснице». Я знал только, что эта лестница находится в метро, но на какую станцию метро не спущусь — «лестницы-чудесницы» нет. Потом мне подсказали, на какой станции она есть, специально туда поехал и покатался вволю. А сейчас вся Москва вызывает восхищение, не только метро.
Мне очень нравится, как преобразилась Москва за это лето, и я уверен, на этом власти не остановятся.
Крупнейшие города мира станут районами друг друга
Глеб Витков, руководитель проектно-учебной лаборатории урбанистики НИУ ВШЭ, управляющий партнер компании «Новая земля»
Москва — довольно необычный мегаполис. Не обращая внимания на количественное и качественное усложнение множества процессов его развития, Москва пытается всё контролировать, преимущественно в ручном режиме, вместо создания условий для естественного развития и регулирования. Чего только стоит отсутствие пространственной стратегии и Правил землепользования и застройки — документа, который позволил бы планировать, публично обсуждать и договариваться о совместном развитии города и параметрах эффективности.
moslenta.ru
Москва будущего. Прогноз на 2050 год
В преддверии 870-летия столицы России на сайте Лаборатории Касперского появился очень интересный прогноз, касающийся Москвы будущего. В рамках проекта «Земля 2050» эксперты попытались предположить, какие социальные, культурные и технологические изменения произойдут в Москве в ближайшие 30 лет.
Москва будущего. Прогноз на 2050 год
Если верить одному из прогнозов, к середине XXI века глобальное потепление сформирует в Москве новый климатический фон. Средняя температура московского лета вырастет на градус, а вот количество жарких дней — в три раза. Исходя из этого, неизбежно увеличится потребление энергии на вентиляцию и кондиционирование. Технологическим решением для выхода из ситуации могут стать «климатические купола». Температура и влажность внутри каждого купола будет регулироваться отдельно, и везде будет свой собственный микроклимат.
Согласно другому прогнозу, к 2040 году Москва, наконец, избавится от пробок, что станет возможным благодаря распространению беспилотных автомобилей, а к 2050 году и наземных парковок, что позволит расширить проезжие части. При этом распространение автономного транспорта таит в себе и немало опасностей. Например, уязвимости в инфраструктуре «умного города».
Москва будущего. Прогноз на 2050 год
В данный момент в рамках проекта «Земля 2050» на сайте представлено около 200 прогнозов, при этом каждый желающий может поделиться своими идеями о том, как будет выглядеть будущее. Помимо экспертов лаборатории Касперского, в обсуждении проекта приняли участие и ведущие футурологи. Лично ознакомиться с «землей будущего» или предоставить свое видение вы можете прямо сейчас на сайте проекта.
Источник: hi-news.ru
near-future.ru
Москва будущего из 1914 года.
Не знаю, как вам, а мне всегда было интересно, каким представляли себе завтрашний день люди из прошлого. Я уже рассказывал про забавный диафильм «В 2017 году» и про Письмо из СССР для 2017 года, а во время моей недавней поездки в Москву друзья рассказали мне про весьма интересный набор футурологических открыток, изданных аж в 1914 году.
Чаще всего эту серию открыток называют просто «Эйнем» — именно по заказу этой кондитерской фабрики (нынешний «Красный Октябрь») и были выпущены эти открытки. Лично мне очень понравилось, что серия носит такой нейтрально-технологический характер — в отличии от советского диафильма, напичканного идеологическими штучками вроде «империалистов с далекого острова» и безумными терраформинговыми прожектами. А еще очень жаль, что в истории не сохранилось имя автора и художника серии открыток.
Итак, под катом — рассказ о том, какой видели Москву будущего в 1914 году.
02. Серию открыток представляет небольшое предисловие, которое лично мне очень понравилось. Автор говорит о том, что нечего оглядываться на прошлое — нужно думать и говорить о будущем. Хороший совет, весьма актуальный и в нынешних пост-советских странах, где толком говорить и думать о будущем не научились до сих пор.
«Оглядываться с сожалением на прекрасное прошлое — задача не только трудная и неприятная. Как бы прекрасно не было прошлое, раз оно прошло, говорить о нем нечего. Предоставляя мудрым историкам описывать и изучать минувшие времена, мы, составители представляемого краткого альбома, имели в виду заглянуть, по мере наших сил и пестроты красочной фантазии, в более или менее отдаленное будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки-Москвы.»
03. Центральный вокзал.
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.»Красивый рисунок, правда всё же заметны архитктурные технологии не XXII века, а 1914 года) Что интересно, Центральный вокзал, который должен был объединить функционал нескольких существующих московских вокзалов, действительно предполагалось построить в начале XX века, план не был реализован из-за начала Мировой войны и революции.
04. Москворецкий мост.
«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…»Кремль в Москве действительно всё так же стоит, правда сейчас он имеет красный, а не белый цвет, традиция красить Кремль в белый прошла с началом советской власти. Воздушная дорога на открытке напоминает монорельс — который появился в Москве в начале XXI века и проходит в районе ВДНХ и Останкинского телецентра.
05. Лубянская площадь.
«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.»Очертания современной Лубянской площади в Москве очень похожи на те, что обозначены на открытке. Ещё очень интересно то, что здание «Детского мира», крторое было построено только в 1957 году, весьма напоминает то, что изображено на его месте на этой открытке. Угадали авторы и со станцией метро, которая появится на этом месте в 1935 году (правда, станция будет закрытого, а не открытого типа).
06. Река Москва.
«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.»В настоящее время по Москве-реке действительно можно совершить беспересадочное путешествие в Турцию, Финляндию, Швециюи и Эстонию, правда авиацией сейчас это сделать намного проще, да и крупные суда в акваторию Москва-реки всё-таки не попадают, а заканчивают свой путь на Химкинском водохранилище у Северного речного вокзала.
07. Петровский парк
«Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.»Наверное, моя самая любимая картинка серии. Очень красивый вид, который вполне подошел бы и современному парку, правда лавочек хотелось бы побольше, да и автомобили здесь явно лишние) А еще обратите внимание на галантные манеры людей, прогуливающихся в парке. Глядя на эту картинку, не хочется думать о том, что всего через 4 года, в 1918 году в Петровском парке московская ЧК провела публичный показательный расстрел 80 заложников из представительства чиновников бывшей России…
08. Красная площадь.
«Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.»Тут авторы не слишком угадали с транспортом — в настоящее время Красная площадь пешеходная. Зато нарисовали бетонный параллелепипед, на месте которого в 1964 году построят гостиницу «Россия» (в настоящий момент гостиница снесена).
09. Петербургское шоссе.
«Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.»Очень классные аэросани) Первые справа — фирмы «Роллс-Ройс». Правда, ездить на таких было бы довольно опасно — тянущий винт не защищен никаким кожухом и опасен для пешеходов и других экипажей. Тенденция в целом угадана верно — в будущем не будет никаких лошадей, только техника.
10. Театральная площадь
«Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток.»Мотивы с супер-современными способами тушения пожаров весьма часто встречаются в футурологических картинках XIX-начала XX веков — в те годы, когда было развито печное отопление, а электропроводка была крайне примитивной и ненадежной, это была весьма актуальная проблема. В наше же время пожар — это скорее экстраординарная редкость.
Кстати, пожарная авиация в Москве действительно появилась уже в 1930-е годы — сперва легкие самолеты, а позже и пожарные вертолёты.
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный…»Всего через несколько месяцев после выхода открыток «Эйнем» начнется Мировая война, а через три года произойдёт Октябрьский переворот, но это уже совсем другая история.
Ну, как вам Москва будущего? Что скажете?
Добавляйтесь в друзья в ЖЖ).
я в фейсбуке
я вконтакте
я в твиттере
________________________________________
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:
maxim-nm.livejournal.com