Когда можно закрывать 6 фишек в нардах. Бывает ли ничья в нардах? Тактика игры в нарды
Изучаем правила игры в нарды
October 31, 2012
Нарды – это игра, в которой участвуют 2 человека. Для нее необходимо иметь специальную доску, разделенную на две части, шашки и кубики (кости). Цель игры заключается в том, чтобы пройти шашками круг по доске.
Для этого бросают кости, на которых выпадают очки, и в зависимости от выпавших очков передвигают шашки по игровому полю.
Люди играют в нарды уже около 5 000 лет. Эта игра очень давно к нам пришла с Востока, и в различные времена популярность этого вида проведения досуга постоянно изменялась, переживая то взлеты, то спады.
В средние века нарды были очень популярны и назывались трик-трак.
Правила игры в нарды (длинные) остались практически неизменными, а вот правила игры в короткие нарды Эдмонд Хойл установил в 1743 году. Сегодня они пользуются большой популярностью у россиян и жителей стран СНГ, любят эту игру и в Иране, Сирии, Турции и Израиле. Регулярно между любителями этой игры проводятся всевозможные турниры и соревнования.
Правила игры в нарды определены следующими предметами:
прямоугольная доска с 24 пунктами по 12 с каждой стороны.
Пункт представляет собой треугольник с основанием на стороне;
домом называются 6 пунктов подряд, расположенные в одном из углов доски;
доска разделяется пополам вертикальной линией, которая называется баром;
каждый игрок владеет 15 шашками одного цвета;
в игре пользуются одной парой игральных костей (заров).
Правила для игры в нарды (длинные и короткие):
каждый игрок ходит по очереди;
шашки ходят по кругу, и у каждого игрока свое направление их движения;
вначале разыгрывается право первого хода с помощью броска костей. Начинает тот, у кого выпавшее число больше. При равном выпавшем счете кости перекидываются;
каждый ход начинается с броска костей на одну свободную сторону бара. Если кости попали за пределы бара или на шашку, или встали неровно, надо произвести повторный бросок;одной шашкой можно сделать от одного до четырех ходов;
если выпавшие на костях очки не позволяют сделать ход на свою шашку или пустую ячейку, ход пропадает;
в случае невозможности использования количества очков обеих костей обязательно использование большего количества очков одной кости;
когда все шашки находятся в «доме», то следующими ходами они выводятся из «дома».
Правила игры в нарды определяется начальным расположением шашек на доске. Тот, кто вывел первым шашки из «дома», становится победителем. Вариант «ничья» в нардах полностью исключен. Победитель всегда определяется в финале.
За выигрыш победитель может получить до 4-х очков.
Правила игры в длинные нарды в основном состоят из вышеперечисленных пунктов. Кроме того, нельзя ставить свою шашку на шашку другого игрока; можно передвигать любое количество шашек; очки на костях не суммируются; если на костях нет допустимых ходов, то ход пропускается, поскольку не допускается выстраивать непроходимый заслон.
Кроме этого, правила игры в длинные нарды заключаются в том, что игроки должны двигать шашки в одном направлении друг за другом против часовой стрелки. Игра происходит по ранее определенной ставке, которую дают за выигранные очки.
Ситуация, когда игрок не успевает снять свои шашки, в то время, как второй игрок уже сделал это, называется «марс». В таком случае ставка удваивается.
Правила игры в короткие нарды имеют следующие отличия:
шашки двигаются навстречу друг другу;
в коротких нардах можно выбивать шашки другого игрока;
позиция, с которой начинается игра, более сложная;
«дом» игрока занимают 6 и 1 позиции и «двор» игрока – 12 и 7, а у его противника – 19 и 24, 13 и 18.
Правила игры в короткие нарды также заключаются в том, что шашки располагаются таким образом: игрок имеет по 2 шашки в пункте 24, 5 – в пункте 13, 3 – в 8-ом и 5 шашек в пункте номер 6. У противника шашки располагаются наоборот. Возможно, и вам понравится это увлекательное развлечение, тем более, что правила игры в нарды простые.
Нарды шесть-один — разновидность игры в нарды, не требующая от игроков особых навыков и стратегического мышления. Даёт возможность расширить возрастные рамки от 3 до 90 лет.
Правила игры
Игрок, выигравший розыгрыш, получает право 1 хода и кидает два кубика. При выпадании на кубике чисел 6 или 1 игрок имеет право скинуть фишку в «дом». При выпадении каких-либо других чисел на кубиках игрок совершает передвижение фишки на соответствующее число. Если фишка уже снята с «шапки» то при выпадении чисел 6 или 1 игрок не может скинуть фишку в «дом». Игра заканчивается как только все фишки одного игрока переходят в «дом».
Начальная позиция
Двое играющих расставляют по 15 нард — каждый на своей части доски вдоль левой стороны.
Розыгрыш первого хода
Игроки кидают по одному кубику (зара). Право первого хода достаётся тому, у кого выпало большее количество очков. Если числа совпали, кидают ещё раз.
Как можно быстрее передвинуть все свои фишки на последнюю позицию, расположенную напротив.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Шесть-один» в других словарях:
ШЕСТЬ — числ. пять с одним, семь без одного, полдюжины. Три коровушки есть, отелятся, будет шесть. Лапти растеряли, по дворами искали: было шесть, нашли семь. Плюнь, дунь, свисни, скажи: 6 ю 6, 36 (испыт. пьяного). Шесть недель покойник умывается, шесть… … Толковый словарь Даля
Шесть мёртвых болгар — Жанры industrial, noise, power electronic, experimental, dark ambient, IDM, neofolk Годы 1995 … Википедия
Шесть потерянных часов (фильм) — Шесть потерянных часов Six heures à perdre Жанр драматическая комедия … Википедия
Шесть Наполеонов — The Adventure of the Six Napoleons Жанр … Википедия
Шесть (фильм — Шесть (фильм, 2004) Шесть Six: The Mark Unleashed Жанр … Википедия
Шесть потерянных часов — Six heures à perdre … Википедия
Шесть (фильм, 2004) — Шесть Six: The Mark Unleashed Жанр … Википедия
Шесть ног, две головы и один хвост. — (вершник). См. ЧЕЛОВЕК … В.И. Даль. Пословицы русского народа
один — один/одна/одно/одни числ., употр. наиб. часто Морфология: сколько? один дом, одна рука, одно слово, (нет) скольких? одного дома/слова, одной руки, скольким? одному дому/слову, одной руке, (вижу) сколько? один дом, одну руку, одно слово, (вижу)… … Толковый словарь Дмитриева
Шесть секретных учений — Цзян Цзыя, портрет из энциклопедии 1607 года. Шесть секретных учений (кит. трад. 六韜, упр. 六韬, пиньинь … Википедия
Ситуация в нарды
Увлеченный
Будь счастлив!
Цитата (Cobal @ 24.11.2012)
Правило звучит так: В процессе игры действует одно ограничение: игрок не может занять 6 полей подряд, т. е. перекрыть путь противнику, до тех пор, пока тот не заведет в свой дом хотя-бы одну фишку.
Нельзя создавать ряд из 6 и более своих шашек подряд, если за заграждением не стоит хотя бы одна из шашек противника
http://backgammon.gambler.ru/rules1.php:
«Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой. Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя.
Цитата (Cobal @ 24.11.2012)
Не так. Закрыть 6 нельзя ни снизу ни сверху, т.к. у противника нет ни одной фишки в доме.
Правило звучит так: В процессе игры действует одно ограничение: игрок не может занять 6 полей подряд, т. е. перекрыть путь противнику, до тех пор, пока тот не заведет в свой дом хотя-бы одну фишку. Снизу ТОЧНО можно —если перед тем, как он закрыл 6 поле подряд, одна из фишек соперника прошла далее.
Цитата
Нельзя создавать ряд из 6 и более своих шашек подряд, если за заграждением не стоит хотя бы одна из шашек противника
Сверху ПОКА нельзя, потому что ни одна из фишек соперника не вошла в свой дом.
Ом Мани Падме Хум
Цитата (Cobal @ 25.11.2012)
Вообще первый раз слышу о разделении поля на верх и низ
Спорить не буду, т.к. похоже данное правило толкуется в разных местах по-разному, но, как человек сыгравший не одну сотню партий в длинные нарды, одно могу сказать точно: если перекрывать 6 полей подряд до завода соперником в дом хотя бы одной фишки, то «преждевременное окончание игры» будет случаться гораздо чаще. Так что советую играть по правилам, которые я озвучил выше
А вообще вот есть тред, где мнения так же разделились http://www.fpclub.ru/ipb_test/index.php?viewtopic=451
верх и низ —это я так выразился по отношению к верху и низу скрина, чтобы понятнее было в данной теме.
какие точно существуют правила на международных чемпионатах —я не знаю.
перекрывать 6 полей соперника подряд(до завода соперником в дом хотя бы одной фишки) — как это сделано на нижней части рисунка имеет самый непосредственный смысл— а именно —поставить сопернику «МАРС» — то есть ситуация при которой один из игроков зако
Ничьи быть не может – в каких видах спорта?
«Разошлись миром», «поделили очки», «победила дружба» – эти и другие фразы можно услышать от спортивных комментаторов, если встреча соперников в том или ином виде спорта заканчивается ничейным результатом. Но такое бывает далеко не всегда.
Если брать неигровые дисциплины (тем паче если они к тому же и некомандные), здесь вообще редко можно наблюдать равенство противоборствующих сторон. В легкой атлетике, к примеру, есть множество разных видов программы, и в каждой из них вероятность возникновения случаев одинакового итогового результата достаточно мала.
В беге все равно существует фотофиниш (на всякий случай), после которого медали одного и того же достоинства нескольким спортсменам раздают практически раз в вечность. Еще реже может случиться повторение результата двух спортсменов (про «и более» вовсе умолчим) с точностью до сантиметра в метательных дисциплинах. Да и в прыжках равенство бывает в самых исключительных случаях, когда результат одинаковый, да еще и дополнительные показатели идентичны.
Вообще каждый вид спорта, включенный в программу Олимпийских игр, будь то зимние или летние, максимально продуман до мелочей, чтобы практически свести на нет шанс на завоевание двумя атлетами одинаковых наград. В стрельбе в случае равенства баллов всегда объявляется «перестрелка», в плавании все решает секундомер и опять же фотофиниш, в технических дисциплинах, оцениваемых судьями, также практически исключен элемент совпадения.
Приходится спортсменам биться не на жизнь и в современном баскетболе. Регламент турниров в нынешней формации всегда требует назначения дополнительного времени в случае ничейного результата, даже если соревнования еще не достигли этапа на выбывание.
Из экзотических видов «спорта», где зрители лишены возможности стать свидетелями ничьи, можно отметить еще бильярд, дартс и гольф. В первом и втором из названных видов изначально предусматривается нечетное число игровых отрезков (партий, сетов и т.д.), а в гольфе лидеры все равно будут оспаривать пальму первенства на дополнительных ударах, так что победитель должен быть только один.
Наконец, теннис – еще один классический представитель когорты видов, где мирного исхода ну никак не получится. Все в правилах против этого: и нечетное число максимально возможных сетов (от 3 до 5), и тай-бреки, и даже «супертайбреки», когда сет играется дальше даже после 6-6 до преимущества одного из игроков в 2 гейма. Вот это битва так битва!
Люди часто интересуются, а бывает ли ничья в теннисе, боксе, хоккее, в игре дурак и нардах.
Нарды — Википедия
На́рды (от пехл. nēw-ardaxšīr — буквально: храбрый Ардашир[1]), другие распространённые названия: трик-трак (фр. trictrac), бэкгэммон (англ. backgammon), тавла (тур. tavla; греч. τάβλι от др.-греч. «τάβλα, τάβλη»; (лат. «tabula») — «игральная доска»), шеш-беш, коша — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды.
История нард
Партия в табула, сыгранная византийским императором Зеноном в 480 году и записанная Агафием Миринейским в 530 году из-за очень неудачного броска Зенона (играющего красными в направлении от I до XXIV): 2, 5 и 6, в результате которого он вынужден был открыть восемь шашек[2].Древние Египтяне играли в игру сенет, которая принадлежит к семейству «гоночных игр», где ходы контролируются игральными костями, ещё в 3500 до н. э.[3] Царская игра из Ура[en] — ещё один пример такой игры, в которую играли в древней Месопотамии. Недавние находки в Шахри-Сухте в Иране показали, что еще одна похожая игра (включающая две кости и 60 фишек) существовала около 3000 до н. э.
Римская игра табула[en] (ср.-греч. τάβλη) была идентична современным нардам. Она была описана в эпиграмме византийского императора Зенона (476—481 н. э.)[2]. Доска для этой игры была такая же, как для нард: она содержала 24 пункта, по 12 на каждой стороне, игроки двигали свои фишки навстречу друг другу, и использовались кости в виде кубиков, как и в наше время[2]. Так же, как и в современных нардах, целью игры было первым вывести свои 15 шашек[2][5]. Правила взятия, освобождения и вывода шашек были такими же, как сейчас. Основные отличия состояли в том, что использовалось три кубика вместо двух, в начале игры шашки находились за доской (шашки входили на доску по тем же правилам, что и вывод пленников), и не было правила для дубля (которое было введено в 1920-х годах)[6][7]. В греческом языке для обозначения нард до сих пор используется слово τάβλη[8].
Стол для игры в Ludus duodecim scriptorum в музее города ЭфесПрямым предшественником игры табула считается более ранняя древнеримская игра Ludus duodecim scriptorum[en] (с лат. — «игра двенадцати знаков»)[5]. В этой игре было три ряда по 12 пунктов в каждом, по которым двигались фишки. Ходы определялись броском трех костей[9]. Эта игра упоминается в «Науке любви» Овидия, написанной между 1 годом до н.э. и 8 годом н.э.
Бузург-Михр показывает нарды индийскому раджеОдна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индийцы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр[en][10] (Бузург-Михр[11]) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать за 40 дней. Бузург-Михр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).
В Европе новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название, видимо, произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нардов уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (англ. Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард, и проходят международные турниры[12]. Одним из самых известных чемпионатов по нардам является чемпионат Азербайджана — Gizil Zar — Золотые зары. Победителю вручаются зары (игральные кости) из золота.
Распространение
Нарды популярны в России (особенно в республиках Северного Кавказа), Закавказье (Азербайджан, Армения, Грузия), Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) и на Ближнем Востоке (Иран, Сирия, Турция, Израиль).
Инвентарь
Доска для нард- Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в другой.
- Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
- С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
- Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нардов, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
- Каждый игрок имеет набор шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек).
- Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей — у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Правила игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры две — длинные и короткие нарды. Общими (за некоторыми исключениями) для всех вариантов являются следующие правила:
- Игроки ходят по очереди.
- Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки двигаются по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
- Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.
- Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторен.
- За один ход делается до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4, потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль, паш, куча куш, кошка), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).
- В каждом варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.
- Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
- Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.
- Начальное расположение шашек зависит от используемого варианта правил.
- Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.
- В некоторых правилах более ценной считается победа с более значительным преимуществом. Используется до трёх типов «более значительной» победы:
- Марс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент вывел все за доску, очки удваиваются.
- Домашний марс — самая редкая ситуация, при которой проигравший успел все свои шашки завести в дом, но ни одной не вывел, в то время как оппонент вывел все свои. Иногда именуется коксом.
- Кокс — ситуация, при которой проигравший не успел сместить одну или несколько своих шашек из начального положения, в то время как оппонент вывел все свои за доску (термин, появившийся недавно и не всегда используемый, особенно в коротких нардах).
- Победитель получает за выигрыш от одного до трёх очков, либо по договорённости.
- Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нардов могут отличаться.
- При игре на интерес (деньги и т.д.) существует два основных варианта:
- ставка за игру
- ставка за каждую шашку, оставшуюся в доме, когда соперник уже «выкинул» свои «за борт» (появилось недавно).
Игра на ставку
Игра на ставку может вестись по любым правилам. В простейшем случае оговаривается ставка за одну игру. Кроме того, могут применяться специальные правила увеличения ставок:
- За обычную победу проигравший платит одну ставку, за «марс» — удвоенную ставку, за «домашний марс» — тройную ставку, за «кокс» — по договоренности, если вообще используется.
- Увеличение ставок по требованию игроков. В этом случае любой игрок может перед своим ходом предложить поднять ставку. Противник должен либо согласиться и играть дальше, либо отказаться и признать себя побеждённым. Если один игрок поднял ставку, то право следующего подъёма переходит ко второму игроку. Обычной практикой является удвоение ставок, но по договорённости может применяться и увеличение ставки в арифметической прогрессии (1, 2, 3…). Для удобства в игре с поднятием ставок используется куб удвоения. Когда игрок поднимает ставку, он берёт куб удвоения и ставит нужной гранью, показывающей коэффициент увеличения ставки, кверху. Его противник при этом должен либо принять удвоение ставки, либо сдаться, заплатив оговоренную вначале игры ставку.
Названия комбинаций
Существует специальная система для названия комбинаций выпавших на костях очков. Эта система распространена с небольшими вариациями в Восточной Европе и Западной Азии. В России используется следующий вариант этой системы:
|
|
|
|
|
Система получилась из смеси двух языков: персидского и турецкого. Так, например, дорт — «четыре» по-турецки, а чар — «четыре» по-персидски[13].
Дополнительные факты
См. также
Литература
- Амелин Ю. Н., Амелин М. Ю. Всё о нардах. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 128 с. — (Домашняя энциклопедия). — 10 000 экз. — ISBN 5-222-01488-6.
- Лесной Д. Игорный дом : Энциклопедия / Ред. Е. Витковский. — Москва—Вильнюс: Полина, Рома, 1994. — 637, [3] с. — ISBN 9986-01-028-4, ISBN 9986-629-00-4.
- Магриль П., Магриль Р. Нарды. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 966-8644-59-X.
- Фадеев И. Ю. Нарды — игра тысячелетий : Самоучитель. Правила. Сборник игр. Словарь : Краткая версия. — Пермь: [б. и.], 2011. — 246 с.
- Храмов С.Ю. Давайте поиграем в нарды!. — Чебоксары: Новое время, часть 1 -2014; часть 2-2016. — 124+ с. — (Давайте поиграем). — ISBN 978-5-4246-0255-9, ISBN 978-5-9909241-4-7.
- Чеботарев Р. Длинные нарды. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2010. — 256 с. — 5000 экз. — ISBN 978-966-415-008-5. Архивировано 27 сентября 2010 года.
- Шехов В. Г. Нарды: От новичка до чемпиона: пособие-самоучитель. — Изд. 2-е, испр. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 256 с. — (Все обо всем). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-13546-4.
Примечания
- ↑ Ардашир — первый сасанидский царь 3 в. н. э., в годы правления которого была изобретена эта игра (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.)
- ↑ 1 2 3 4 Austin, Roland G (1934). «Zeno’s Game of τάβλη». The Journal of Hellenic Studies 54 (2): 202–205. DOI:10.2307/626864.
- ↑ Hayes, William C. «Egyptian Tomb Reliefs of the Old Kingdom», The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series 4:7. March 1946. pp 170—178.
- ↑ «Iran’s Burnt City Throws up World’s Oldest Backgammon.» Архивная копия от 22 марта 2009 на Wayback Machine Persian Journal. December 4, 2004. Retrieved on August 5, 2006.
- ↑ 1 2 Austin, Roland G. (February 1935). «Roman Board Games. II». Greece & Rome 4 (11): 76–82. DOI:10.1017/s0017383500003119.
- ↑ Robert Charles Bell, Board and table games from many civilizations, Courier Dover Publications, 1979, ISBN 0-486-23855-5, pp. 33-35.
- ↑ Jacoby, Oswald. The Backgammon Book / Oswald Jacoby, Crawford. — New York : Viking Press, 1970. — P. 51. — ISBN 0-670-14409-6.
- ↑ Koukoules, Phaidon. Vyzantinon Vios kai Politismos. — Collection de l’institut français d’Athènes, 1948. — Vol. 1. — P. 200–204.
- ↑ Austin, Roland G. «Roman Board Games. I», Greece & Rome 4:10, October 1934. pp. 24-34.
- ↑ Шахматы : энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 449. — 624 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3.
- ↑ Чатранг-Намаг // Перевод с пехлеви и комментарии А. А. Амбарцумяна
- ↑ Чемпионат мира по нардам 2006 г.
- ↑ И. А. Держанский, И. Б. Иткин. Задача 4-5 // Лингвистика для всех: лет. лингвист. шк. 2005 и 2006 / Ред.-сост. Е. В. Муравенко, О. Ю. Шеманаева. — М: МЦНМО, 2008. — С. 341-342, 352-356. — 440 с. — ISBN 9785940573791.
- ↑ Памятник «Игрок в нарды»
- ↑ Установка памятника «Игрок в нарды». Фоторепортаж монтажа памятника на ул. Геворга Кочара
Ссылки
Стратегия игры в длинные нарды
Цель игры в длинные нарды — завести в дом и выбросить свои шашки раньше соперника. Так как в длинных нардах нельзя сбивать шашки, можно предположить, что победа достанется тому игроку, который будет выбрасывать большие числа на зарах и быстрее доберется к своему дому. Однако, даже в отсутствие удачных бросков, вы сможете обеспечить себе преимущество в игре, используя в своей стратегии приемы, заставляющие соперника терять очки.
В длинных нардах существует всего два источника потери очков: когда нет возможности сделать перемещения, выпавшие на кубиках и при выбросе шашек из дома.
Поэтому удачная стратегия игры в длинные нарды сочетает в себе три ключевых шага:
- создать позицию для потери очков соперника
- не пропускать свои ходы
- правильно завести свои шашки в дом
В самом начале игры (в дебюте) борьба ведется за тактические цели – места в своей и чужой базах. В середине игры, вам стоит изменить стратегию: перестроиться на максимально удобный захват пунктов в своем доме и перекрытие возможностей соперника в его доме. Перед каждым своим ходом анализируйте, будет ли он полезен для вашей текущей ситуации на борде. Стратегическое и тактическое превосходство необходимо завоевать с самых первых ходов игры.
Стратегия и тактика игры в длинные нарды в дебюте (начале партии)
Стратегия и тактика игры в длинные нарды в дебюте (начале партии)
- постарайтесь занять как можно больше пунктов на игровом поле. Эта стратегия известна как принцип “на одном пункте – одна шашка”
- увеличивайте количество своих шашек в поле по старому правилу: одной шашкой вы идете вперед, а вторую вы снимаете с “головы” (с вашей изначальной позиции). Этот тактический прием позволяет быстро ввести в игру все шашки, чтобы занять наиболее выгодные позиции.
- захватывайте стратегически важные пункты – угловые пункты всех четвертей, кроме пункта 1, захват которого нецелесообразен без захвата пунктов 6 и 7
- постарайтесь не дать сопернику захватить три и более пункта подряд у своей головы создавая вам блокаду, соответст
Как побеждать в нардах? Топ-5 советов от мастеров «СимфоПарка»
На «Большом симфоническом парке» омичи сразились в нарды с музыкантами Омской филармонии. Делимся небольшими хитростями этой забавы и советами опытных игроков.
Сегодня, 17 августа, в Омске проходит «Симфпарк». В программе популярного среди омичей музыкального мероприятия прошёл необычный турнир. Любой желающий мог сразиться в нарды с артистами Омской филармонии. Для многих из них это любимая игра, изучения хитростей которой они посвятили не один год. Музыканты Омского академического симфонического оркестра в перерывах между репетициями с удовольствием «режутся» в нарды. Традиции с пользой для ума проводить свободное время в оркестре насчитывают много лет. Поэтому на «Симфопарке» была создана локация по одновременной игре в нарды с гостями фестиваля.
Сначала любители древней восточной игры сразились друг с другом для разминки.
После альтист Омского государственного академического оркестра Марк Беркович сыграл несколько партий с посетителями «Симфопарка». Он рассказал, что музыканты коллектива играют в домино, шашки, но преимущество остается за нардами.
Игра эта несложная, научиться играть в неё можно быстро. Мастерство здесь, конечно, играет свою роль, но иногда даже опытному игроку «камни» могут не выдавать нужное количество очков, и он проиграет новичку, — говорит Беркович.
Марк Беркович (справа)
Корреспондент «Омск Здесь» тоже попробовал свои силы в этой игре. Партия была выиграна музыкантом, который в ходе игры был очень деликатен, подсказывал сопернику возможные варианты ходов, объяснял, почему нужно поставить шашку именно таким образом.
— Можно тренироваться в нарды на телефоне или компьютере. В электронной игре сориентироваться легче, потому что возможные ходы подсвечиваются. Но все-таки я рекомендую играть с живым человеком, желательно с тем, кто опытнее, тогда быстрее наработается мастерство, — говорит Марк Беркович.
Суть игры — перегнать по игровым лункам 15 шашек из своего угла поля (дома) по кругу и вывести их из игры быстрее соперника. Количество шагов — прыжков по лункам — зависит от того, сколько очков выпадет после броска двух кубиков (зариков). Может показаться, что итог игры зависит от количества очков выпавших на кубиках. Вроде, чем больше очков, тем быстрее выведешь фишки с поля. Но это не совсем так.
Секреты успеха игры несложны, представляем вам пять советов, следуя которым успех на выигрыш в нарды увеличится.
- Каждый ход нужно хорошо обдумать, итог игры напрямую зависит от первых ходов, когда становятся ясны позиции обоих игроков. После этого несложно прикинуть, как перекрыть противнику дальнейшее движение по полю. Ходите одной шашкой от своего дома, вторую берёте из следующей лунки и, передвигаясь неспешно, двигайтесь к голове противника.
- Стратегий в игре может быть всего две — прорываться вперёд любыми путями, либо обороняться до последнего. Если зары чаще выдают большое количество очков — 5 или 6, следует по максимуму двигаться вперёд. Если очков выпадает мало — защищайтесь.
- Невозможно предугадать все комбинации. Но важно не давать противнику набирать очки, при этом самому не сдавать позиций и продвигаться вперёд. Создавайте позиции, в которых соперник не сможет ходить и будет вынужден пропускать ходы.
- Если игра складывается в вашу пользу, будьте внимательны, не спешите с ходами и заранее продумывайте комбинации, при которых вы будете и двигаться к цели, и препятствовать движению противника. Постарайтесь просчитать возможные перемещения, ведь чтобы попасть в нужную лунку, нужно встать за 5-6 ходов от неё. Чаще всего кубики в сумме и выдают такое количество ходов. Этот же расчёт используйте и при закрытии лунок противнику.
- Ещё один метод — построение забора из 4-6 стоящих подряд фишек. Такой забор создаёт дефицит ходов противнику, и тот вынужден пропускать ходы.
Фото: Илья Петров
Получить нарды Pro — Microsoft Store ru-QA
Этот сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализированного контента и рекламы. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с этим использованием. Выучить больше Перейти к основному содержанию MicrosoftДомой
ДомойДомой
- Домой
- Программное обеспечение и приложения
- Игры
- Больше
- Все Microsoft
Получить нарды Pro — Microsoft Store en-AM
Этот сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализированного контента и рекламы. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с этим использованием. Выучить больше Перейти к основному содержанию MicrosoftДомой
ДомойДомой
- Домой
- Программное обеспечение и приложения
- Игры
- Больше
- Все Microsoft
Получить нарды Pro — Microsoft Store en-ID
Этот сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализированного контента и рекламы. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с этим использованием. Выучить больше Перейти к основному содержанию MicrosoftДомой
ДомойДомой
- Домой
- Программное обеспечение и приложения
- Игры
- Больше
- Все Microsoft
Получить нарды Pro — Microsoft Store ru-SG
Этот сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализированного контента и рекламы. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с этим использованием. Выучить больше Перейти к основному содержанию MicrosoftДомой
ДомойДомой
- Домой
- Устройства
- Программное обеспечение
- Игры и развлечения