История появления интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
Сегодня на телевидении появляется огромное количество проектов. Одни из них весьма зрелищные и успешны, другие тихо и неприметно канут в небытие. Но только немногим из них удается завоевать любовь и популярность на долгие годы. Именно такой является телеигра «Что? Где? Когда?», ставшая по-настоящему народной, завоевавшая поклонников по всему миру, приносящая всем радость и хорошее настроение вот уже более четырех десятков лет.
История появления игры
Основателем интеллектуальной игры был телеведущий Владимир Ворошилов. Первый выпуск игры, в котором участвовали две семейных команды, состоялся 4.09.1975 года. Игра проходила в 2 раунда. Первый раунд снимался дома в семье Ивановых, второй — в семье Кузнецовых. Каждая команда должна была дать ответы на 11 вопросов, при этом им можно было искать подсказки в домашней библиотеке, звонить друзьям, соседям. Командам выделяли время для ответов на все вопросы сразу. В поисках ответов участники выбегали из квартиры, обзванивали знакомых, сильно суетились. Семейная викторина под названием «Что? Где? Когда?» Ворошилову не понравилась. В таком формате программа вышла только один раз. В 1976 г. семейную викторину заменил телевизионный молодежный клуб с прежним названием «Что? Где? Когда?».
Новый формат игры
В игре участвуют шесть игроков, которых чуть позже назовут «знатоками». Задача игроков — в течение минуты обсудить и предоставить правильный ответ на вопросы телезрителей. Игра ведется до тех пор, пока команда «знатоков» или телезрителей не наберет шесть очков. Первыми участниками были студенты МГУ. Тогда же в передаче появился и волчок — один из ее будущих символов. Вначале он указывал не на вопрос, а на игрока, обязанного ответить на вопрос, которые вначале придумывал сам Ворошилов. Когда игра приобрела популярность, вопросы начали задавать телезрители. Первые участники играли каждый сам за себя, минут на обсуждение не давалось, ответ следовал сразу же за вопросом. Игроку, правильно ответившему на вопрос, в качестве приза вручалась книга. Счастливчику, ответившему на 7 вопросов, вручали комплект книг. Первым ведущим игры, состоявшейся в апреле 1976 г., был Александр Масляков. Правда, ему довелось провести лишь одну игру, в 1977 году его сменили голоса за кадром. Основным ведущим являлся Ворошилов, находившийся за кадром. В этом же году волчок изменил направление, теперь он показывал на вопрос телезрителя. В первой передаче волчок крутил Александр Масляков, затем к волчку допустили знатоков, позже эта обязанность перешла к распорядителю зала.
Новые правила игры
Теперь каждый вопрос обсуждался командой, состоявшей из 6 игроков. Игроки получали минуту на обсуждение. В случае неверного ответа команда покидала игровое поле. Телезритель, задавший лучший вопрос, получал приз. Призы-книги игроков теперь поступали в их общий фонд. Подарки в виде книг дарили знатокам до 1991 года, затем в качестве приза игроки стали получать деньги. Интеллектуальный клуб превратился в «интеллектуальное казино», его ведущий — в крупье. После 2001 г. знатоки не играют на деньги, зарабатывать разрешается лишь телезрителям.
Главные призы и символы игры
В 1977 г. в зале появился живой филин Фомка — символ передачи. Приз — «Знак совы» в виде подвески начали вручать лучшим игрокам с 1980 года. Ее первый счастливый обладатель — А.Бялко. Приз «Хрустальная сова» был учрежден в 1984 г. Обладателем первой «Хрустальной совы» стал Н.Латыпов. Новый приз в виде «Бриллиантовой совы» появился в 2002 году. Вес приза из серебра и хрусталя 8 кг, его украшают семь десятков рубинов. Приз получал лучший игрок команды-победительницы. В 1979 г. с легкой руки знаменитого телеведущего игроков стали называть знатоками. И хотя позже Вл.Ворошилов говорил, что название не совсем точно, ведь наравне со знаниями важны и логика, интуиция, данный термин и сегодня относится к участникам игры. В январе этого же года прозвучала первая музыкальная пауза. Легендарный «черный ящик» появился впервые в декабре 1983 года.
Много событий связаны с этой игрой. 24.10.1986 года игру впервые показали в прямом эфире. В 1987 и 1988 годах впервые состоялись международные игры с участием игроков из Советского Союза, Польши, Франции, Болгарии, США. В разных странах вышли телевизионные версии. Родилось множество подобных игр, где в непринужденной обстановке игроки блещут своим умом, интуицией, эрудицией и начитанностью. Такие игры, как «Брэйн ринг», стали со временем весьма популярными. Несмотря на «возраст» «Что? Где? Когда?» по-прежнему интригует, притягивает и волнует умы «знатоков» из разных городов и стран мира.historygames.ru
Игра Что где когда
В рамках школьной предметной недели можно организовать и провести внеурочную игру в форме Что? Где? Когда? Данная игра относится к тренинговому типу и проводиться в виде конкурса команд. Преимущество её заключается, что она интересна для школьников, не требует длительного времени для подготовки, проста в организации и не нуждается в особом реквизите.
Организационный момент:
В состязании участвуют команды2-4 из состава отдельного класса, разных классов или параллелей. Игру организует и проводит преподаватель с помощью инициативной группы учащихся, он же является ведущим.
Для подведения итогов выбирается жюри из учителей истории или подготовленных учащихся.
Время 40 минут, конкурс рассчитан на учащихся 9-11 классов.
Цели игры:
-развитие у школьников интереса к истории;
-обобщение и углубление знаний по предмету;
-развитие умения работать в группе;
-совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного времени, а так же в режиме «мозгового штурма»
Правила игры:
1. В игре принимают участие две команды: знатоки и зрители. Первая из них присутствует в зале за игровым столом, разделённым на 12 секторов, на которые кладутся 12 вопросов, среди них — секторы «Блиц», «Суперблиц».
2. Вторая команда составлена из тех людей, чьи вопросы лежат за столом (эти люди как бы вместе играют против команды знатоков).
3. Распорядитель зала в каждом раунде вращает волчок, который должен будет указать на один из вопросов.
4. Ведущий оглашает вопрос, и начинается обсуждение в течение 1 мин., по окончании которой капитан команды знатоков должен назвать одного из шести игроков команды, отвечающего на вопрос зрителя (он может ответить и сам). Знаток, как правило, озвучивает свою версию. После выслушивания ответа игрока на вопрос ведущий называет правильный ответ, и, если ответ знатоков засчитывается как правильный, они выигрывают раунд и зарабатывают очко. В случае неправильного ответа вопрос может быть разыгран в следующем туре или в игре со зрителями.
5. Игра продолжается до шести очков: команда, набравшая их, одержит победу.
www.metod-kopilka.ru
Методическая разработка на тему: Игра «ЧТО, ГДЕ, КОГДА?»
Игра «ЧТО, ГДЕ, КОГДА?»
Цели и задачи: расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса, формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой.
Правила игры: Ведущий задает вопрос. Дается 1 минута на обсуждение. Можно давать досрочный ответ. Если ответ верный, то команде присуждается 1 балл. Обсуждение прекращается. Если досрочного ответа не было, то команда дает свою версию по истечении 1 минуты. Если версий нет, то команде присваивается 0 баллов, как и в случае неверного ответа.
Вопросы приготовлены заранее. Все вопросы записаны на карточках
Столы заранее сдвигаются по два вместе и ставятся по периметру класса
Класс разбит на 4 группы с помощью цветных жетонов. В каждой группе выбирают капитана.
По истечении времени команда отвечает на вопрос, если ответ неверный, ответить имеет право та команда, которая первая подняла табличку со своим номером.
Победившая команда получает «хрустальную» сову.
Жюри – учитель (ставит оценки по степени активности детей в игре.).
Ход игры
Звучит мелодия.
Ведущая: Добрый день, уважаемые гости и знатоки.
Президент: В моих руках хрустальная сова – вечный символ мудрости и знаний всех времен и народов. В конце игры мы вручим ее самой лучшей команде интеллектуального клуба “Что? Где? Когда?”. Наша интеллектуальная игра посвящена самой великой науке – математике. «Царица всех наук» — так назвал математику великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Эту игру мы также посвящаем его математическому таланту. Он поднял русскую науку на мировой уровень. Я не только люблю математику, но и уважаю людей умных и любознательных, а значит вас, уважаемые знатоки. Я желаю вам удачи! А для вас, уважаемые гости, вместе со знатоками мы попытаемся доказать, что математика – это не только цифры, а самая удивительная наука из всех наук.
Объявляется 1 раунд (муз.)
Сектор №1.
Уважаемые знатоки! Ученица 1 класса, Аня, из города Белогорск прислала Вам письмо, в котором она просит заполнить фигурками квадрат. Раскрась клеточки соответствующим фигуркам цветом (фигуры можно переворачивать).
(раздать карточки командам с заданием)
Объявляется 2 раунд.
Сектор №2.
Внимание, черный ящик! Внутри черного ящика лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что лежит внутри черного ящика?
Ответ: кубик.
Объявляется 3 раунд.
Сектор №3.
Уважаемые знатоки! Ученик 1 класса, Андрей, из Москвы прислал Вам письмо с заданием.
(задание на презентации)
Музыкальная пауза. (Колёсики)
Объявляется 4 раунд.
Сектор №4
Уважаемые знатоки! Учитель школы № 23 Светлана Борисовна хочет проверить ваши знания, прислала нам следующие задание.
Наша игра подошла к концу. Все молодцы.
Подведение итогов. Награждение команд, самого активного игрока медалью «Лучший игрок».
nsportal.ru
Игра «Что? Где? Когда?»
Разделы: Математика, Химия
Класс:
#}Цель:
Подготовительная работа:
- Учащиеся групп, участвующих в игре получают задание сформировать команду из 8 человек (6 игроков и 2 запасных).
- Выбрать капитана команды.
- Придумать название команды, девиз, приветствие соперникам, изготовить эмблему каждому участнику игры.
- Подобрать музыкальное сопровождение и записать его на DVD диск.
- Подготовить фотографии людей, которые будут задавать вопросы игрокам, вставить их в презентацию игры.
- Продумать оформление кабинета, доски, развесить газеты, выпущенные к игре.
- Определить состав экспертной комиссии, помощников в игре.
- Приготовить призы, дипломы для команд и игроков.
План проведения игры:
- Посадка команд. (заходят в кабинет и рассаживаются за столы под музыку Ra-ta-ta)
- Вступительное слово ведущего.
- Озвучивание правил игры
- Представление команд: Капитан — «Вас приветствует команда….. Наш девиз…..
- Музыкальная пауза («Sing-sing»)
- Жеребьёвка команд. (приглашаются капитаны)
- Гонг! Начало игры. Капитан команды крутит рулетку, выбирая сектор. (музыка «Дикая лошадь»)
- Игра
- Окончание игры, подведение итогов. (музыка Ra-ta-ta)
- Награждение (музыка «Dance Macabre») .
Оборудование:
- Игровые столы для команд, игровое поле (вращающаяся стрелка и сектора)
- Табло для записи счета игры.
- Столы для ведущего и экспертной комиссии.
- Телевизор и компьютер, CD и DVD диски с записями презентации игры и музыки.
- Секундомер (часы), гонг.
- Чёрный ящик.
- Предметы для черного ящика.
- Награды для победителей.
Время проведения игры 50 минут.
Ход игры
Команды под музыку Ra-ta-ta входят в кабинет и рассаживаются за столами.
Ведущий 1: (вступительное слово) Дорогие друзья!
Науки математика и химия неисчерпаемы и многогранны. Одних покоряет их логическая стройность, других – абстрактный метод, третьи – ценят величайшую полезность. Математика - это язык плюс рассуждения, это результат точного мышления многих людей.
М.В. Ломоносов писал в своих работах: «… если математики из сопоставления выводят многие истины, то химики не могли бы вывести закономерности из проводимых опытов без знания математики».
Математика и химия взаимосвязаны, в тоже время у каждого предмета свои особенности. Их красота в индивидуальности и неповторимости. Предметы математика и химия настолько серьезные, что не стоит упускать случай, сделать их занимательными и интересными. Что мы попытаемся сегодня сделать на нашей игре. Она требует образованности и широкого кругозора, способности быстро и оригинально мыслить. В команде должно быть сотрудничество между игроками, взаимопонимание и уважение.
Интеллектуальная телевизионная игра «Что? Где? Когда?» была создана в 1975 году
телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала популярной.
Тема нашей игры
«От математики и химии серьезной – к химии и математике занимательной».
Ведущий 2: Познакомимся с правилами игры:
- Игра начинается с жеребьевки. Команда первой и правильно ответившая на вопрос начинает игру.
- Капитан команды начинает игру, выбирая вопрос с помощью игрового поля.
- Игровое поле имеет 6 секторов (общие вопросы, мультимедийные, блиц-вопросы, вопросы с предметом, вопросы из черного ящика.
- Верный ответ дает команде 1 очко, если команда не отвечает на вопрос, то она теряет право хода и вопрос переходит к другой команде.
- В игре участвует не менее 11 вопросов. Команда, первой набравшая 10 очков выигрывает.
- Лучшему игроку каждой команды вручается «Диплом победителя». Команде победительнице – «Диплом победителя» и главный приз игры.
Ведущий 1: Мы представляем участников игры:
— организаторы и руководители игры…..
— спонсоры нашей игры…….
— экспертная группа……..
— наши помощники: фотокорреспонденты…., счетная группа….., распорядители
времени…., ди-джей…
Ведущий 2: Предлагаем командам поприветствовать друг друга.
«Вас приветствует команда…… Наш девиз….
(Музыка «Sing-sing»)
Проводим жеребьевку команд. Приглашаются капитаны к столу ведущего.
(даны мини ребусы)
ГОНГ! Начинаем игру! По результатам жеребьевки игру начинает команда……
(музыка «Дикая лошадь») Капитан, к игровому столу! (крутит рулетку, выбирая сектор)
Ведущий 1:
1 раунд: С вами играет директор училища Ф.И.О. (фотография появляется на экране монитора)
— Уважаемые участники игры! Через минуту напишите ответ, состоящий из шести
символов. Внимание вопрос: «Что я знаю о кругах?» (Приложение 1)
Вопрос второй команде:
— Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллиан». Он был обнаружен в 1905 году около г. Претории в Южной Африке. Масса «Кулиана» составляла 3106 каратов или 621г, и стоил он 9 млн. фунтов стерлингов.
Уважаемые знатоки! Какая существует связь между алмазами и грифелем простого карандаша?
2 раунд: ГОНГ! Капитан, к игровому столу! (муз. «Дикая лошадь»)
С вами играет зам. Директора по учебно-воспитательной работе Ф.И.О. (фото)
Внимание вопрос:
-Вообразим, что земной шар обтянут по экватору обручем и что подомным же образом обтянут и апельсин по его большому кругу Далее вообразим, что окружность каждого обруча удлинили на один метр. Тогда, разумеется, обручи отстанут от поверхности тел, которые они раньше стягивали, и образуют зазор. Скажите, пожалуйста, в каком случае этот зазор будет больше, у земного шаре или апельсина?
Вопрос второй команде:
— Что изображено на рисунке? Пояснения. (слайд № 6, приложение 1)
3 раунд: ГОНГ! Капитан, к игровому столу!
С вами играет зам. Директора по воспитательной работе Ф.И.О. (фото)
Внимание вопрос:
— Уважаемые игроки! Предлагаю вам за одну минуту найти хотя бы одно решение уравнения 31х +30у +28z =365 в натуральных числах. Желаю успеха!
Вопрос второй команде:
— Какая существует связь между крабами и классом органических веществ — «Углеводами»?
4 раунд: ГОНГ! Капитан, к игровому столу!
С вами играет……
Внимание вопрос:
— На картине «Устный счет» русского художника Богданова – Бельского ученики заняты устным решением трудного примера. Вот этот пример
(102 +112 + 122 +132+142): 395. уважаемые участники игры предлагаю вам устно решить его за одну минуту.
Вопрос второй команде:
— Какой вид изомерии изображен? (анимация, слайд № 10, приложение 1)
5 раунд: ГОНГ! Капитан к игровому столу!
С вами играет…..
— Уважаемые участники игры «Что? Где? Когда?». Предлагаю вам за одну минуту сравнить две дроби. Вот эти дроби:
Желаю успеха.
Вопрос второй команде:
— Определите вид изомерии и назовите вещества:
6 раунд: ГОНГ! Капитан к игровому столу!
С вами играет преподаватель математики Ф.И.О. (фото)
— Ученый Диофант жил в 3 веке н.э. Известные факты его биографии исчерпываются стихотворением — загадкой. Перед вами надпись на его надгробии. Вам предстоит ответить на вопрос «Сколько лет жил Диофант?». Желаю успеха. Путник! Здесь прах погребен Диофанта, и числа поведать могут, сколь долог был век его жизни. Шестую часть его жизни представляло счастливое детство. Двенадцатая часть его жизни прошла – пухом покрылся тогда подбородок. Седьмую часть – в бездетном браке провел Диофант. Прошло пятилетье. Он был осчастливлен рождением прекрасного сына. Половину лишь жизни счастливой и светлой прожил он по сравненью с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, пережив года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, скольких лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант.
Вопрос второй команде:
— Анаграмма
Буквы лежат на столе перед вами. |
7 раунд: ГОНГ! Капитан к игровому столу!
С вами играет преподаватель химии Ф.И.О. (фото)
— «Математика спрашивают: Есть ли крылья у слона?»
«Есть — отвечает математик, но они …»
Уважаемые участники игры закончите этот анекдот двумя словами.
Вопрос второй команде:
— Модель какого углеводорода показана? (анимация, слайд №16 ,приложение 1)
8 раунд: ГОНГ! Капитан к игровому столу!
С вами играет …..
— В книге «Алиса в стране чудес», один из математиков неправильно разделил кусок пирога между собой и козликом. Что же досталось математику, а что козлику?
Вопрос второй команде:
-Есть образное выражение «свинцовые тучи». Однако, в некоторых городах с обилием автомобильного транспорта, выражение «свинцовые тучи», приобрело прямой смысл.
Ответьте на вопрос: «Какое соединение повинно в образовании свинцовых туч?»
Окончание игры: Подведение итогов. (Гонг!)
Предоставляется слово счетной группе. Со счетом ….. выиграла команда…
Предоставляется слово экспертной группе: (муз. «Dance Macabre»)
По итогам нашей игры победителем является команда ……… Ей вручается Диплом «Победитель игры «Что? Где? Когда?» и главный приз игры.
Дипломом «Участник игры «Что? Где? Когда?» награждается команда …….
Диплом «Лучший игрок игры «Что? Где? Когда?» награждаются ………(по одному от каждой команды)
Участники игры награждаются памятными подарками (вручение)
Приложение 1: Презентация «Игра Что? Где? Когда?»
Ответы на вопросы.
Используемая литература:
А) по химии-
- «Внеклассная работа по химии» — Т.М. Енякова. ДРОФА. Москва.2005
- «Тематические игры по химии»- А.Д.Шукайло. СФЕРА. Москва.2003
- «Внеклассная работа по химии.8-11»- под редакцией Э.Г. Злотникова. ВЛАДОС. Москва.2004
- «Дидактические игры при обучении химии» — Г.И. Штремплер. ДРОФА. Москва.2005
- Материалы сайтa www.chemistry.ssu.samara.ru/
Б) по математике-
- «Занимательная геометрия» — Я.И. Перельман. Просвещение. Москва.1999г.
- «Час занимательной математики»- Л.Я. Фальке. Народное образование. Москва.2005г.
- «Математическая олимпиада для школьников 1998г» Журнал «Математика в школе»
- «За страницами учебника алгебры»- Л.Ф.Пичурин. Просвещение. Москва.1990г.
Музыкальное сопровождение взято с сайта www.tvigra.ru
11.02.2008
urok.1sept.ru
История создания телепередачи «Что? Где? Когда?»: vakin — LiveJournal
Через год исполняется 40 лет с момента создания легендарной передачи. Эта интеллектуальная телеигра сделала известными многих жителей России и стран СНГ. Придумали её Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко.
4 сентября 1975 года официально считается Днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день впервые вышла в эфир «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». В передаче приняли участие две команды — семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.
П. И. Чайковский (Пиковая дама) – Ария: «Что наша жизнь? Игра!» (Герман)
Передача снималась частями — сначала в гостях у одной семьи, а потом — у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа.
В 1976 игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба». Правда, первый выпуск игры вёл не Владимир Ворошилов, а Александр Масляков, ожививший позже проект КВН.
Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили, не существовало минутного ограничения, каждый играл сам за себя, а не в команде.
В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ. В 1976 году в игре появился волчок. Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. В 70-е и 80-е годы призами в игре были книги. Призы-книги представляла Тамара Владимировна Вишнякова — член Президиума Всесоюзного общества книголюбов. Ответил на вопрос — получи приз — книгу. Ответил на семь вопросов — получи главный приз — комплект книг.
Richard Strauss – Also sprach Zarathustra (Начало игры)
Первые вопросы были придуманы самим В. Ворошиловым и редакторской группой программы, поскольку «команды телезрителей» ещё не существовало, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от телезрителей.
Известно, что ежедневно приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы.
Ответы игроков оценивали члены почетного жюри — академик АМН СССР О.В.Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О.Гольданский, писатель Д.С.Данин. 24 декабря 1977 года игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса.
В 1977 в игре появился первый её символ Филин Фомка. Более 20 лет оператором-постановщиком передачи являлся Александр Фукс
В том же году ведение передачи переносится за кадр. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова.
Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль — озвучивали письма телезрителей. Невероятные факты об известных вещах.
James Last – Ra-ta-ta (Чёрный ящик)
Кто вел передачу «по ту сторону экрана» для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось «прозвище» «Инкогнито из Останкино». Имя ведущего игры впервые прозвучит 23 апреля 1980 года, когда эфир закончится словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов».
Диксиленд Альберта Мелконова – Дикая Лошадь (Волчёк)
В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока. В игре появляется минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
В 1977 году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.
Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин «знаток». Теперь это слово стало привычным для описания участников игры, а клуб называется «клубом знатоков».
24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» прозвучала первая музыкальная пауза.
На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.
В 1982 году окончательно определилась форма игры. Введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным — задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж. Полей.является «фирменная» фраза ведущего: «Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд».
С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
30 декабря 2000 года Владимир Яковлевич Ворошилов провел свою последнюю игру. 10 марта 2001 года Владимир Яковлевич ушел из жизни. Летняя серия игр 2001 года была посвящена его памяти.
Программа «Что? Где? Когда?» не раз награждалась телевизионной премией «ТЭФИ»: в 1997 г. в номинации «Развлекательная программа»; в 2001 г. в номинации «Телевизионная игра», а её автор и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награждён призом «За личный вклад в развитие отечественного телевидения», приз «Лучший оператор», также посмертно, был вручен Александру Фуксу.
Источник — 1001material.ru
vakin.livejournal.com
Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?
Интеллектуальная игра по химии «Что? Где? Когда?»
Описание работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ» для 8-9 классов.
Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ»
Цель: повышение устойчивого познавательного интереса учащихся к химии и развитие их творческих способностей.
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах. Расширить знания о биологическом значении металлов, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности , ответственность за выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.
Подготовка к игре:
Реквизиты: игровой стол, разделенный на сектора, волчок, секундомер, гонг, черный ящик, алюминиевая ложка, бумага, поваренная соль.
Эпиграф
Металлы отверзают недро земное к плодородию; металлы служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего; металлы облегчают купечество удобною к сему монетою… И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может.
М.В. Ломоносов
Правила игры: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» проводится в рамках предметной недели по химии . Из 8–9-х классов выдвигается лучшие ученики — команда 6 человек. На обдумывание каждого вопроса дается две минуты. За каждый правильный ответ команда получает соответствующее очко на который показала стрелка игрового барабана, Если правильного ответа нет, отвечает кто-нибудь из зрителей и получает соответствующее очко . Если ответа нет со стороны зрителей , то вопрос снимается . На игровом столе 15 вопросов, 16-й сектор – музыкальная пауза. В блиц–вопросе и супер- блице на обдумывание дается по 30 секунд на каждый вопрос. Играет вопрос, на который показала стрелка волчка.
Условия награждения
1)Если выигрывает команда знатоков по общим баллам, то получает грамоту каждый
2)Если выигрывает из зрителей опять же по общим баллам, то получает грамоту тот у кого большее количество очков
3)наградить призом самого лучшего игрока в игре со зрителями, которая проводится в промежутке
4)наградить призами команду знатоков
Проведение игры. Уважаемые коллеги! Учащиеся! Я приветствую вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре! Против Вас сегодня играет учитель химии. Ознакомление с правилами игры. И так, игра начинается. Гонг.
Содержание игры:
I. Вопросы
Ведущий:
1. Многие народы приписывают этому металлу целебные свойства. Непальцы, например, считают его священным металлом, который способствует сосредоточению мыслей, улучшает пищеварение и лечит желудочно-кишечные заболевания (больным дают пить воду из стакана, в котором лежат несколько монет из данного металла). Один из самых больших и красивых непальских храмов носит название в честь данного металла. Он встречается в природе как в соединениях, так и в самородном виде. Этот металл встречается в природе в самородном виде чаще, чем золото, серебро и железо .
Внимание вопрос, назовите металл? (Ответ: Медь).
2. Внимание мультимедийный вопрос
В древности у некоторых народов данный металл ценился дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из него, причем нередко в золотой оправе. В Древнем Риме изготавливали даже обручальные кольца. Дошедшие до нас документы рассказывают, что один из египетских фараонов обратился к царю хеттов с просьбой прислать ему данный металл в обмен на любое количество золота. В египетских гробницах наряду с другими ценностями было найдено ожерелье, в котором бусы из этого металла чередовались с золотыми. .
Внимание вопрос, назовите металл? (Ответ: Железо).
3. В переводе с испанского буквально означает «серебришко». Такое пренебрежительное название дали конкистадоры. Дело в том, что будучи исключительно тугоплавкой, не поддавалась переплавке и ценилась вдвое ниже, чем серебро. Сейчас на мировых биржах она дороже серебра примерно в 100 раз.
Внимание вопрос, назовите металл? (Ответ: Платина По причине исключительной тугоплавкости металла, платина долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже серебра. И только к концу 18 века этот драгоценный металл стал олицетворять собой надёжность и неизменность. В 1780 году французский король Людовик XVI назвал платину единственным металлом, достойным королей. Сам Людовик XVI обладал богатейшей коллекцией платиновых украшений).
4. Музыкальный номер
5. Металл обладающий любопытнейшей способностью стерилизовать воду. Причем требуется буквально крошечное количество – десять частей на миллиард. Сей удивительный факт был известен еще с древнейших времен: так, в V веке до н. э. Геродот писал о персидском царе Кире, который постоянно возил с собой личный запас воды, взятой из особого источника, вскипяченной и запечатанной в сосуды из этого металла.
И римляне, и греки не раз отмечали, что еда и питье, помещенные в посуду из этого металла , сохраняются намного дольше. Сильные бактерицидные качества его использовались за множество веков до того, как были обнаружены сами бактерии. Этим можно объяснить, почему на дне древних колодцев часто находят монеты из этого металла. .
Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О серебре Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.)
6. Внимание! Блиц – вопрос.(30сек)
1.Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту. Атомы этого металла входят в состав гемоглобина.
Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О железе)
2.Металл, вызывающий лихорадку.
Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Золото)
3.Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».
Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Серебро)
7. Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл.
Внимание вопрос, какой это металл? (Ответ: Свинец. «Древний Рим отравился свинцом», — к такому выводу пришли некоторые американские и канадские ученые-токсикологи. По их мнению, использование свинцовой посуды (бутылей, бокалов, чаш) и косметических красок, содержащих соединения свинца, приводило к хроническому отравлению и вымиранию римской знати. Известно, что многие императоры, правившие Римом в первые столетия нашей эры, т.е. в последний период существования империи, страдали теми или иными психическими заболеваниями. Средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий в меньшей степени подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его, как известно, были сделаны из свинца )
8. Витамин А, находящийся в печени, действует только в присутствии этого элемента . Если его нет , то сколько бы мы ни принимали витамина А, мы не сможем восполнить его недостаток, так как витамин в этом случае не может высвободиться из печени, а кровь не в состоянии дать его коже, больным тканям или, скажем, глазам (при ксерофтальмии — «куриной слепоте»). Так что лечение многих болезней следует начинать, по мнению науки, с назначения больным с содержанием этого элемента. Особенно при анемии, язве желудка, опухоли предстательной железы, различных кожных заболеваниях, а также при ожогах.
Кроме всего прочего он по праву считается элементом красоты. В Древнем Китае (около 1500 г до н. э.) женщины втирали в кожу лица жемчуг, который очень богат этим микроэлементом. Такая косметическая процедура придавала коже здоровый вид и неповторимый блеск. Это не удивительно, ведь он улучшает вид и цвет кожи, принимает активное участие в переработке жирных кислот, влияя тем самым на процессы регенерации. Измельченный жемчуг использовался для изготовления косметики — теней, пудры, помады. Невероятно, но многие китаянки по сегодняшний день едят порошок из жемчуга или пользуются косметикой с его экстрактом
Внимание вопрос, какой это металл? (Ответ: Цинк)
9. Инки называли этот металл «Слезы Солнца». Считалось, что этот металл – подарок людям от Бога Солнца. Тогда украшения из этого металла носили чисто эстетическое и религиозное значение, финансовой силы они не имели. В древнем Египте его считали кожей/плотью Богов. В частности, Бога Солнца Ра. По этой причине данный металл был доступен только фараонам, членам их семьи и священнослужителям. Камеры, в которых располагали саркофаг царя, называли «дом ….» Греки считали, что этот металл – плотное сочетание воды и солнечного света.
Внимание вопрос, какой это металл? (Ответ: Золото)
10.Внимание! Черный ящик.
В России с 1818 г. по 1881 г. существовал налог на хлорид этого металла. После его отмены стоимость его в течение нескольких лет снизилась втрое, а потребление увеличилось в несколько раз
В средние века цена его была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы
До XIX века в России существовал обычай «угощения водяного». Его задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, не рвал сетей, обеспечивал хороший улов и спасал утопающих. Угощением служила лошадь — ее голову натирали медом и данным соединением , вывозили на середину реки и сбрасывали в воду
Внимание, вопрос, о соединении, какого металла идет речь? Что в черном ящике? (Ответ: Хлорид натрия или пищевая соль.
11. Известно, что некоторые цыганки для запугивания своих жертв используют белый порошок, который дают подержать в кулаке человеку. Через несколько минут этот порошок становиться голубым, что должно убедить клиента, что на нем порча.
Внимание вопрос, о соли какого металла идет речь? (Ответ: Медь. Это простая химическая реакция превращения безводного сульфата меди в гидрат. Безводный сульфат меди-белый порошок, который от влаги на руках становиться гидратом голубого цвета. И никакой порчи!)
12. Внимание! Черный ящик.
Первым изделием, сделанным из этого металла, была погремушка, изготовленная для французского императора Наполеона III в 50-х годах 19 столетия. Кроме того, Наполеон очень часто даровал своим самым почетным гостям ножи и вилки, сделанные из этого металла. В те времена он был столь редок, что его цена превышала цену золота.
В 1860-е годы каждая парижская модница непременно должна была иметь в своем наряде хотя бы одно украшение из этого металла, ценившегося выше серебра и золота.
Внимание, вопрос, что за металл находится в черном ящике? (Ответ: Алюминий, алюминиевая ложка)
13. Понижает кровяное давление, способен снижать стресс и значительно улучшает сон. также очень важен в метаболизме жиров, поэтому люди сильно ошибаются, когда утверждают, что молоко способствует ожирению ведет к уменьшению отложения жиров и лучшему использованию питательных веществ, содержащихся в крови. постоянная нехватка может вызвать остеопороз. У молодежи последствием станет недостаточный прирост костной ткани, а у взрослых нехватка может привести к значительному уменьшению уже имеющейся костной массы.
Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Кальций)
14. Опыты, проведенные венгерскими учеными на животных, показали, что недостаток этого элемента в организме повышает предрасположенность к инфарктам. Одним собакам давали пищу, богатую солями этого элемента, другим — бедную. К концу эксперимента те собаки, в рационе которых было его мало, «заработали» инфаркт миокарда.
Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Магний)
15.Выражение «сумасшедший как шляпный мастер» объясняется тем, что шляпные мастера постоянно подвергались воздействию соединений этого металла , использовавшихся при изготовлении фетровых шляп, и впоследствии часто сходили с ума
Древние врачеватели при завороте кишок больному вливали в желудок некоторое количество этого металла (200-250 граммов). Считалось, что она благодаря большому весу и подвижности должна была пропутешествовать по хитросплетениям кишок и расправить своей тяжестью их перекрутившиеся части
Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О ртути)
16. Внимание суперблиц (один участник)
1. Он идет на сковородки, да узорные решетки, он совсем-совсем неловок, невоспитан и нековок… Он ломается, как лед и тяжел, как бегемот. Но не врун и не болтун работяга наш — …
2. Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть, мне ставят памятник за это и знают: имя мое — …
3. Из глины я обыкновенной, но я на редкость современный. Я не боюсь электротока, бесстрашно в воздухе лечу; служу на кухне я без срока — мне все задачи по плечу. Горжусь своим я именем: зовусь я …
Ответы : Чугун, медь, алюминий
Дополнительный вопрос Какое вещество и почему стало причиной гибели одной из арктических экспедиций?
Внимание вопрос, О каком веществе идет речь и что это за экспедиция? (Ответ: Олово, так как им были запаяны емкости с горючим. При температуре ниже ~14°С белое олово, обладающее физическими свойствами металлов, переходит в другую аллотропную модификацию, представляющую собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой» оно и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции. Экспедиция английского полярного исследователя Роберта Скотта к Южному полюсу)
Игра со зрителями во время обдумывания знатоками ответа над вопросами
1.Газ, без которого человечество «загнется».(кислород)
2. Основа горячительных напитков.(спирт)
3.Мы его выдыхаем (углекислый газ)
4.Его куют, пока горячо и не отходя от кассы (железо)
5.Приправа, которую просят не сыпать на раны (соль)
2)1.Из него делают кастрюли (алюминий)
2.Применяется в кондитерской промышленности (пищевая сода
3.Белим стены (известковое молоко)
4.Металл, попадающий в банковские подвалы (золото)
3) 1.Оказывается, из нее и сухим можно выйти (вода)
2.Химический элемент, в таблице Д.И.Менделеева что в переводе с латинского языка означает — «сияющий свет».(золото)
4) Центральная часть атома (ядро)
Какой газ является самым легким? (водород)
Какая формула у негашеной извести?( CaO)
Почему срез яблока постепенно начинает желтеть? (происходит процесс окисления содержащегося в яблоке железа)
5) Как называется неделимая частица? (атом)
В какой воде меньше содержание примесей: дождевой, морской, минеральной?(дождевой)
Какой элемент используется при отбеливании белья? (хлор)
Какой химический элемент преобладает в составе каменного угля? (Углерод)
6) Металл, вызывающий лихорадку. (Золото)
Самый распространённый элемент в земной коре.(Кислород)
Какой камень искали алхимики? (Философский)
Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды». (Серебро)
7) Самое распространённое вещество на земле. (Вода)
Самый распространённый химический элемент во Вселенной.(Водород)
Самый лёгкий газ. (Водород)
При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана?(Из чугуна)
8) Из какого сплава отлиты знаменитые царь – колокол и царь – пушка в Московском Кремле? (Из бронзы)
С какой планетой связывали наши предки железо? (С Марсом)
С каким металлом наши предки связывали Солнце? (С золотом)
Какой газ используется в производстве газированной воды и при тушении пожаров. (Углекислый газ)
9) Какой главный металл электротехники? (медь).
Какой металл человек обработал первым? (медь).
10) Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идёт жёлтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царём металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)
11) Я не менее красива, чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровыю пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь)
12) В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото.Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны.Кто я? (Железо)
13) В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)
14) Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации.Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев – аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор)
15) Если отбросить первую букву в названии химического элемента, то он превращается в напиток; если изменить первую – в другой химический элемент; а если изменить третью букву – в церковь. Назовите эти элементы, напиток и церковь. Бром-ром-хром-храм
II .Музыкальная пауза
Во время музыкальной паузы зрители участвуют в тайном голосовании на номинацию «Лучший игрок ».
III. Награждение победителя
IV.Подведение итогов игры
Учитель: Благодарю всех за работу! Надеюсь, полученные знания пригодятся вам в дальнейшей учебе и в повседневной жизни.
Спасибо за внимание!
«Атбасар ауданының білім бөлімінің жалпы білім беретін кешкі
(ауысымдық) орта мектебі» ММ
ГУ «Вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа
отдела образования Атбасарского района»
Интеллектуальная игра
по химии
«Что? Где? Когда?»
Подготовил:
Илеусизова А.
Атбасар 2016год
videouroki.net
Сценарий познавательной игры «Что Где Когда»
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Целью этой игры является активизация познавательной деятельности ребенка. В процессе игры у ребят также формируются чувства партнерства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения переносить полученные знания в нестандартные условия.
В игре участвуют любое число команд, но минимум две. Состав команды может колебаться от 6 до 20 человек. Каждая команда должна выбрать себе капитана и придумать себе название. Игра проводится в актовом зале или другом большом помещении, на стенах которого развешены плакаты с названием игры. На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счета игры.
Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему.
По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и перед тем, как он сообщает правильный ответ, он может зачитать, не называя при этом команды, которая сдала этот листок, “оригинальные ответы”.
Далее ведущий произносит правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся на табло. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. При этом в скобках записывается рейтинг вопроса — число команд, которые не ответили на вопрос.
Далее игра продолжается и задается следующий вопрос. В перерывах между вопросами можно включать музыку (продолжительностью около 5 секунд каждая). После того как ведущий прочитает половину вопросов, для того чтобы команды немного отдохнули, можно включить какой-нибудь музыкальный номер (музыкальная пауза).
После музыкальной паузы игра возобновляется.
Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков) награждается медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры «Что? Где? Когда?», а также памятными призами.
Если две команды набрали одинаковое число баллов, то для выявления победителя смотрится сумма рейтинга всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила в игре. Проигравшие команды получает поощрительные призы. При большом числе участвующих команд возможно выделение мест (с первого по третье). Также возможен особый приз команде за самую оригинальную версию ответа.
Теперь самое главное вопросы для игры:
1. Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя хотя бы одного из них?
(Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка).
2. В старину в Сибири был такой обычай — каждый пуд добытого металла отмечался выстрелом из пушки. Какой металл обладал такой почестью.
(Золото).
3. В одном из российских городов организована служба спасения, идентичная американской службе спасения 911. В эту службу вошли пожарные, милиция и скорая помощь. Какой номер телефона у российской службы?
(1-2-3).
4. Хищник семейства псовых, жвачное полорогое животное, растение семейства крестоцветных. С 18 века известна логическая задача с участием этой троицы. Сформулируйте эту задачу.
(Задача о том, как перевезти через реку волка, козу и капусту, если лодка выдерживает не более одного из них).
5. Определение из словаря Владимира Ивановича Даля: “Сказочное лицо вроде вечного жида” Кто же это?
(Кощей Бессмертный).
6. Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная. Как вы думаете, какая деталь этих башен Московского кремля является общей для них и ни на одной из других башен не встречается?
(Рубиновые звезды).
7. Изобретенный в III веке нашей эры в Китае прибор по имени “чи-нан” заменил мореходам птиц. Что это был за прибор?
(Компас).
8. В 312 году в Риме вместо старой серебряной монеты была выпущена новая, золотая — “солидус”. Далее от названия этой монеты произошло название итальянского “сольдо”. А от последнего возникло название военного человека. Что это за название?
(Солдат).
9. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой. Какого цвета в данном списке не хватает?
(Фиолетовый).
10. Вы, несомненно, любите остросюжетные произведения. Вот сюжет одного из них: Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. как зовут героиню произведения?
(Муха-Цокотуха).
11. Конструкция из пяти букв “Х” и четырех букв “О” по английски называется “тик-так-тоу”. Как она называется по русски?
(Крестики-нолики).
12. До войны во многих кинотеатрах СССР с успехом шли фильмы Чарли-Чаплина. Кто озвучивал роли Чаплина?
(Никто. Эти фильмы немые).
13. Детей обычно приносит аист, или их находят в капусте. А кого можно найти в апельсинах?
(Чебурашку).
14. Фильм “Подвиг Геракла” 1956 года, имел такой успех, что миллионы мальчишек стали по утрам делать… Что?
(Зарядку).
15. В 1991 году они погубили в Америке 67 детей и ранили около 160 тысяч. Социологи подсчитали, что каждая шестая из них таит в себе опасность для ребенка. Но практически все родители пренебрегают этим предупреждением. Что это за опасности?
(Игрушки).
16. В древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие?
(Бумага).
17. В конце июля в Гааге прошел слет. Все его участники называли себя Николаями. Один из вопросов слета был о трудностях проникновения в дом через печные трубы. Как бы назвал себя представитель России на этом слете?
(Дед Мороз).
18. В романе английского писателя Томаса Хардли рассказывается, что когда одна девушка из бедной семьи собиралась в гости, мать завешивала окно ее комнаты снаружи черным плащом. Для чего она это делала?
(Так окно можно использовать как зеркало).
19. В Непал из Индии в 1965 году через три горных цепи на бамбуковых носилках несли королевскую покупку, для которой специально было построено 1,5 км асфальтовой дороги вокруг дворца. Что это была за покупка?
(Автомобиль).
20. Одного звали Филипп, второго Рудольф. Дважды они пытались ограбить некую квартиру, причем во второй раз вещи они крали по привычке, а целью их был человек, кстати, помешавший им совершить обе кражи. Назовите этого человека.
(Карлсон).
21. Один из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой — когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся и сейчас довольно часто. О чем идет речь?
(Спички).
22. Валентину пикулю приходило много писем. Иногда он говорил жене: “А вот это письмо я читать не буду, поскольку в нем написана гадость”. Что интересно, практически всегда, этот прогноз оказывался точным. А как писатель угадывал содержание письма, не вскрывая конверта?
(Это письмо было без обратного адреса (анонимное)).
23. Праздник Ивана Купалы на Руси всегда отмечался с весельем и ночным гуляньем. Одно из развлечений было прыгание через костер. Однако иногда Купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Какого?
(Крапива).
infourok.ru