Презентация на тему: «Цветные палочки»
Слайд 1
Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей у детей дошкольного возрастаСлайд 2
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками Для детей 3-9 лет Бельгийский педагог и математик Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.
Слайд 3
Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений. В состав комплекта входят: белая — число 1 — 25 штук, розовая — число 2 — 20 штук, голубая – число 3 — 16 штук, красная – число 4 — 12 штук, жёлтая – число 5 — 10 штук, фиолетовая – число 6 — 9 штук, чёрная – число 7 — 8 штук, бордовая – число 8 — 7 штук, синяя – число 9 — 5 штук, оранжевая – число 10 — 4 штук
Слайд 4
Эти палочки представляют следующие классы чисел: — Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками. — Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового (2), красного (4), бордового (8 ) цветов. — Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9). Это палочки голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов. — Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10). Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета. — Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета. Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см), с ними легче манипулировать в процессе игры. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес у детей , развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.
Слайд 5
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА: 1) Палочки-один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. 2) Многие математические представления ( число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д. ) ребенок получает, играя. 3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. 4) Благодаря палочкам, развивается логическое мышление . 5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. 6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе . 7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции . 8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться. 9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи. 10) Этот материал может быть использован в диагностических целях .
Слайд 6
Этапы обучения в ДОУ На первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий…
Слайд 7
Основные дидактические задачи Способы реализации с помощью палочек Кюизенера (возможные варианты мотивации) Сенсорное восприятие цвета и размера Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров. Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек. Различные коврики по схемам. Кодирование схем в игре, н-р: «Найди сокровище», в театральной деятельности, н-р по сказке: «Теремок»
Слайд 8
Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,
Слайд 9
Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок. Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу. Придуманный сюжет — как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п. Поезд из 3-х вагонов: розового , жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде? Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам.
Слайд 10
Игровые упражнения с палочками Кюизенера : 1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. 2 . «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. 3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать. 4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа. 5 . «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой. 6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10. 7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. 8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины. 9 . «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. 10 . «Больше — меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. 11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами. 12 . «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.
Слайд 11
От простого к сложному Лесенка
Слайд 13
Заяц Жираф
Слайд 14
Медведь Страус
Слайд 15
Грузовик Самовар
Слайд 16
Верблюд Домик с крылечком
Слайд 17
Елена прекрасная Цветок
Слайд 18
Ожидаемый результат Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.
nsportal.ru
схемы и рекомендации по использованию
Содержание статьи
Продумывая, какие дидактически пособия использовать для развития ребенка, многие родители останавливают выбор на палочках Кюизенера. Разнообразные схемы игры которых помогают подготовить малыша к изучению математики. Применять их можно для детей различных возрастов, выбирая подходящие задания.
Цель и задачи методики
Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:
- обучение числам в процессе игры;
- развитие представлений о счете и цвете;
- формирование устойчивого интереса к математике как науке;
- развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
- объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.
Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).
Описание набора
Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:
- в наиболее простом варианте их всего 116.
- «классический» набор включает в себя 241 палочку.
Чтобы иметь возможность предложить малышу огромное количество игр, следует выбрать набор с большим числом брусочков.
История методики
Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.
Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.
Лучший возраст
На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.
Правила работы
Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.
- Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
- Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
- Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
- Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
- Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.
Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.
Плюсы тренировки
Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:
- помогает развивать мелкую моторику.
- способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
- стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
- учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.
Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.
Лучшие упражнения
Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.
Составление лестницы
Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.
Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.
Построение дома
Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.
Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить.
Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.
Кроватка для мышат
Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.
Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.
Составление квадрата
Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.
Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:
- сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
- постепенно переходит к собственному творчеству.
Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.
Состав восьмерки
Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.
- Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
- Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.
После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.
Горизонтально и вертикально
Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.
После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.
Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.
razvivashka.online
Палочки Кюизенера описание методики: учимся считать играя
Рада приветствовать вас, дорогие читатели!
Раннее развитие все больше и больше набирает обороты. И многие родители стараются как можно больше узнать информации о различных системах и методиках, которые помогут им в этом и правильно делают. Ведь, как известно, клетки мозга человека до 3 лет формируется уже на 70 %, и раннее развитие непременно должно присутствовать в жизни ребенка.
Итак, волшебные палочки Кюизенера описание методики, что за диковина такая, как при их помощи развиваться и что развивать?
Об авторе
Начнем издалека, Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.
Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.
Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения, благодаря которым ребенок в ходе игры сначала под присмотром и помощью взрослого, а затем и самостоятельной работы постигает абстрактное понятие числа, его формирование из других чисел. Так ребенок начинает учиться считать.
На английском языке палочки называются по-разному, в России же распространено название, как «цветные счетные палочки Кюизенера».
Суть методики
Идея одновременно проста и интересна. Детки прекрасно с палочками играют и параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой.
По мере внедрения и использования палочек их цвета были немного изменены. Но смысл от этого не изменился.
Принципы методики:
- Помочь ребенку освоить территориальные понятия пространства такие как: больше — меньше, выше — ниже, право — лево, между.
- Учимся делить целое на составные части.
- Развиваем воображение, самостоятельность, визуальную и слуховую память, стимулируем речь.
- Учимся анализировать, делать выводы, сравнивать.
- Учимся простые математическим действиям: сложение, вычитание, подходим к делению и умножению, дробям.
Палочки Кюизенера — что это такое?
Цветные счетные палочки используются как дидактический материал для обучения детишек основам математики. Палочки имеют разную длину: от 1 см до 10 см и разный цвет. Могут быть изготовлены из дерева или пластмассы.
белый квадрат — число 1
розовая палочка — число 2
голубая – число 3
жёлтая – число 5
фиолетовая – число 6
чёрная – число 7
бордовая – число 8
синяя – число 9
оранжевая – число 10
Палочки имеют свои определенные цвета и не случайно. В наборах разных производителей цвета могут иметь разные цветовые оттенки, но смысл не изменится.
Например, вся красная группа (семья) кратна двум, все зеленые палочки кратны трем, желтые кратны пяти. Маленький белый кубик — это целое число, так как по длине может укладываться в любую другую палочку. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.
Плюсы и минусы методики
Регулярное занятие по палочкам Кюизинера поможет вашему малышу раньше других карапузиков развить творческо — интеллектуальную жилку. Поможет малышу лучше концентрироваться и сосредотачиваться, быть более внимательным.
На занятиях задействована мелкая моторика и воображение, конструктивное мышление. Ваш малыш будет понимать и ориентироваться в основных математических понятиях, будет легко решать простые примеры на сложение и вычитание.
Самостоятельной методикой ее конечно же сложно назвать, так как включает в себя не комплексное развитие, а одностороннее -математический уклон.
Но является отличным дополнением и прекрасным полезным, интересным времяпровождением для ребенка. и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может быть самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.
Возрастные особенности
Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет, хотя на коробке указано: от трех лет. Вы наверное замечали, что на подобного рода играх всегда указывается возраст от трех лет, так как набор включает в себя мелкие детали.
На мой взгляд можно использовать от года. Хотя, смотрите по своему малышу: кого-то заинтересует, кого-то нет, но если купили и не понравилось ребенку, ничего страшного — полежит немного и все равно пригодится.
Для годовалых малышей, конечно же, это игровой материал. Не рекомендуется давать мелкие детали, либо пристально наблюдать за игрой, так как в этом возрасте детки все хотят попробовать на вкус.
Можно использовать соску, чтобы малыш не тащил палочки в рот. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, строим простые фигурки, можно по схемам или просто, все зависит от заинтересованности малыша.
Затем к трем годам уже свободно можно работать по схемам и брошюрам с заданиями, изучать цвета и строить из них геометрические фигуры и другие постройки.
Какие наиболее популярные пособия с упражнениями можно встретить
- «Кростики» (альбом со схемами) для детей 4-5 лет.
- «На златом крыльце сидели» для подготовки детишек к школе.
- «Волшебные дорожки» для самых маленьких деток 2-3 года.
- «Дом с колокольчиком» для деток 4-5 лет.
- «Веселые цветные числа» (игровые развивающие математические ситуации для детей 3-4 лет)
Как работать с палочками?
- Начальный этап: знакомство с палками. Сенсорное развитие: можно раскладывать их в различные коробочки или чашки по цветам или размеру. Найди такую же палочку, как у мамы.
- Второй этап — работа по схемам (выкладывание палочек на изображение), сначала с мамой потом самостоятельно. Выкладываем свое изображение: фантазируем — домики, деревья, машинки, паровозики и пр.
- Третий этап — изучаем количественный состав, сколько палочек таких может уместиться в этой палочке, строим лесенки, какая палочка длиннее, какая короче. Найти самую короткую или самую длинную, измерить длину палочки другими палочками, найди столько же палочек, как у мамы.
Ну вот пожалуй пока все. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.
Пишите в комментариях, как играете с палочками с вашими детками.
Пока, пока!
С уважением, Юлия Полонская
Методическая разработка (старшая группа) по теме: Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №25
Петродворцового района города Санкт-Петербурга
Технология
«Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Выполнила: воспитатель
ГБ ДОУ №25
Хорина Н.П
Санкт – Петербург
2012
Ознакомление с дидактическим пособием «Цветные палочки» Кюизенера.
В современной педагогике широко развиваются технологии использования известных российских и зарубежных дидактических средств, таких как игры Б. Никитина, блоки Дьениша, цветные палочки Кюизенера и др.
Дидактические игры занимают важное место в умственном воспитании детей дошкольного возраста. Обязательным элементом дидактических игр является познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют. Решая умственную задачу, дети упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов и явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра, как свойственная ребенку деятельность, позволяет упражняться в решении умственных задач без особого напряжения. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных средств и пособий, одним из которых являются цветные палочки Кюизенера.
Д. Кюизенер — бельгийский математик, разработавший уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек.
Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.
Классический набор содержит 241 палочку, сделанную из дерева, с поперечным сечением 1 см2. В наборе содержатся палочки 10-ти цветов и имеют длину от 1см до 10см.
Состав классического набора «Цветные счетные палочки».
Класс | Цвет | Длина в сантиметрах | Количество |
белых | белый | 1 | 50 |
красных | красный вишневый коричневый | 2 8 4 | 50 12 25 |
синих | зелёный синий голубой | 3 6 9 | 33 16 11 |
жёлтых | жёлтый оранжевый | 5 10 | 20 10 |
чёрных | чёрный | 7 | 14 |
Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число. В Санкт-Петербурге ООО «Корвет» выпускает комплект палочек выполненных из пластмассы и содержит 116 палочек 10-ти цветов.
Класс | Цвет | Длина в сантиметрах | Количество |
белых | белый | 1 | 25 |
красных | розовый красный бордовый | 2 4 8 | 20 12 7 |
синих |
голубой фиолетовый синий | 3 6 9 | 16 9 5 |
жёлтых | жёлтый оранжевый | 5 10 | 10 4 |
чёрных | чёрный | 7 | 8 |
Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 — все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых — 5, чёрных — 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.
Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе 2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или липучку, то их можно использовать как демонстрационный материал.
Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.
Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной области «Познание».
- Сенсорное развитие.
В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Примерные задания:
— Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.
-Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.
-Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые — справа.
_Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.
_Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…
- Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.
Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Примерные задания:
-Выложи из любых палочек мебель для куколки.
-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.
-Выложи коврик для собачки из любых палочек.
-Выложи из палочек любых животных.
3. Формирование элементарных математических представлений.
Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше — меньше», «больше — меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т.д.)
Примерные задания:
-Белая палочка обозначает число 1.Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т.д.).
-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.
-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).
-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).
-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т.д.).
-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т.д.
-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол — красную, в левый нижний угол — розовую, в правый нижний — фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.
- Предметный мир.
Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
- Развитие речи.
Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:
- в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.
- В построении предложно-падежных конструкций.
- В употреблении порядковых и количественных числительных.
- В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.
На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.
nsportal.ru
Палочки Кюизенера — что это такое? Набор цветных счетных палочек для детей
Джордж Кюизенер работал в бельгийской школе учителем начальных классов. Его изобретением был дидактический материал, который развивал у детей математические способности. Его учебное пособие в 1952 году появилось в виде книги «Числа и цвета».
Каждый современный родитель желает, чтобы ребенок уже с раннего возраста умел считать и писать. Существует огромное количество игр и приспособлений, которые помогают детям активно развиваться. Одним из таких средств является палочки Кюизенера. Что это такое — подскажет наша статья.
Характеристики счетных материалов
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные параллелепипеды, которые изготавливаются из дерева или пластика. Они могут быть длиной от 1 до 10 сантиметров. Их длина показывает значение чисел. Самый короткий счетный материал соответствует единице, палочка в 2 раза длиннее — двойке и так далее.
Палитра близких оттенков объединяет палочки в классы, или семейства. Розовый материал обозначает 2, красный – 4, а бордовый – 8. Все эти палочки можно объединить по признаку кратности 2. Так как этих изделий всего 10, то получается 5 классов, или семейств.
Набор из 116 палочек является самым простым. В его состав входят:
- 25 белых;
- 20 розовых;
- 16 голубых,
- 12 красных;
- 10 желтых;
- 9 фиолетовых;
- 8 черных;
- 7 бордовых;
- 5 синих;
- 4 оранжевых палочки.
Возрастная категория детей, занимающихся на этих палочках — от 1 до 7 лет.
Игры с палочками Кюизенера можно проводить с детьми от года и старше. Они могут спокойно заменить конструктор или мозаику ребятишкам.
В самом начале ребенок может просто взять их в руки и рассмотреть. Такой осмотр помогает детям развить мелкую моторику пальцев и зрительное восприятие. Можно, попеременно показывая палочки, делать следующие комментарии:
- палочка белого цвета короткая;
- палочка красного цвета длинная и т.д.
Ребенку можно объяснить про палочки Кюизенера (что это такое) через сказку. Построить забор из палочек одинакового цвета, используя сказку «Три поросенка», рассказать, что забор белого цвета у одного поросенка маленький, у другого — красный заборчик, побольше, а у третьего — коричневый, самый длинный и высокий.
Обучение счету
Благодаря этим предметам учимся считать с детьми. На начальном этапе можно также использовать сказочных персонажей, которые помогут ребенку научиться азам счета. Существует целый список занятий, которые развивают у детей счетные навыки:
- Выкладывание палочек по цвету и длине.
- Первоначально сами подвиньте к себе определенное количество счетного материала и попросите ребенка повторить за вами эти действия.
- Предметы разложите в ряд разных цветов и попросите запомнить детей, какие палочки есть, затем пусть он отвернется, и уберите одну. Когда ребенок повернется, он должен ответить, какой нет.
- Можно перемешать счетный материал и попросить ваше чадо разложить их по цветовому признаку, называя при этом каждый цвет.
- При помощи самой длинной палочки попросите ребенка измерить длину: стула, кровати или стола.
- Соберите из них фигуру и дайте задание сделать такую же.
- Можно попросить детей с закрытыми глазами найти палочки одинаковой длины.
- Узнать, сможет ли ваш малыш сказать, на сколько один предмет длиннее другого.
- Дайте ему задание выбрать из стопки палочек короткую и самую длинную.
Благодаря этим заданиям малыш научится считать в пределах десяти.
Хранение данных предметов
Палочки Кюизенера обычно хранят в специальной коробочке или пакете. Самым выгодным вариантом будет коробочка с отсеками, в которые можно положить каждый предмет отдельно. Можно превратить сбор счетный изделий в игру, когда родители просят ребенка положить аккуратно каждую палочку в свой домик.
Ознакомление детей с комплектом счетных предметов
Мы уже узнали про палочки Кюизенера. Что это такое — можно отлично понять из совместных занятий с вашим ребенком. Первоначальным подготовительным этапом является группировка предметов по цветовым признакам и построение различных сооружений. Чтобы помочь ребенку выделить все свойства в сравнении, педагог или родитель должен предложить детям следующее:
- найти и показать одинаковые предметы по цвету или длине;
- выбрать все синие, красные или белые палочки;
- выбрать по одному предмету определенных цветов;
- рассказать о цвете каждой палочки, присутствующей на столе;
- раскрасить шарик в тот же цвет, что и палочка.
Эти задания помогают выявить всю цветовую гамму, которую различает ваше чадо. Если ребенок не может запомнить какой-либо оттенок, можно показать различные предметы, которые его окружают, и говорить при этом названия цветов. Также при обучении детей размерам нужно обязательно говорить, какая палочка по длине (короткая или длинная). Такое обучение будет легко даваться малышам.
Построение лестницы
Лестницы различных размеров строят дети. Занятия с палочками Кюизенера сопровождаются рассматриванием их и изучением особенностей данных предметов. Такое конструирование помогает им определить, что предметы одного тона имеют одну и ту же длину, и наоборот. Лестница учит детей освоить последовательную зависимость длины материалов.
Разнообразим занятия
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера являются лучшими помощниками в обучении детей счетным манипуляциям. Данные блоки изготовлены в виде различных фигур. Они имеют разноцветную окраску. С их помощью малыши приобретают начальные знания по геометрии. Детская моторика очень хорошо развивается благодаря занятиям с этими блоками.
Наборы данных блоков состоят из 48 геометрических фигур:
- имеется круг, квадрат, прямоугольник и треугольник;
- три цвета: красный, желтый и синий;
- фигуры большие и маленькие;
- толстые фигуры и тонкие.
В этом наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Количественные представления у малышей
Палочки Кюизенера являются отличными помощниками для обучения детей понятиям соотношения цвета и числа и наоборот. Необходимо закрепить название числа и цвета у ребенка. Можно предложить малышу найти палочку определенного размера и спросить, какого она цвета. Многие педагоги предлагают ребятам выложить числовую лесенку. В зависимости от возраста ребенка упражнения усложняют. Дети могут строить из этих предметов различные ковры. Дают задание построить ковер из палочек разных цветов или размеров, выполнить какой-нибудь узор и т.д.
Когда ребята уже хорошо знают цвета и числа палочек, которые они обозначают, можно построить с ними числовую лесенку. Когда ребята освоят построение такой лесенки, можно поупражняться в порядковом и количественном счете, они начинают называть смежные числа.
Когда мы с детьми учимся считать, они понимают, что каждое число больше предыдущего на 1. Проверить это можно, переставляя палочку под номером один выше или ниже ступеньки числовой лесенки.
Огромный ассортимент заданий можно придумать для этих палочек. Не только составление разных фигур и строительство лесенок, но и целые конструкторские системы можно составить из них.
В наше время для изготовления таких наборов используют инновационные материалы, которые не вредят детям и их родителям. Палочки Кюизенера: что это такое — надеемся, вы узнали, прочитав эту статью. Цены на них достаточно доступны для любых слоев населения. Дети обожают заниматься с ними долго, узнавая много полезных вещей, которые пригодятся им в будущем.
fb.ru
Консультация на тему: Консультация «Цветные счётные палочки Кюизенера»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №56 «СЕВЕРЯНОЧКА» |
Консультация для родителей |
Выполнила:
воспитатель
Горенюк
Алёна
Александровна
Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. | ||
А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт |
Цветные счётные палочки Кюизенера |
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мыщлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
Первый этап
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма
На первом этапе детям можно предложить следующие упражнения.
Перечисли цвета всех палочек на столе. Покажи не красную палочку, не желтую и т. д. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; синей, оранжевой и серой; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета? Возьми красную и желтую палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху — короткая палочка. |
Какая из палочек длиннее (короче): красная или коричневая, оранжевая или синяя, желтая или зеленая? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняв концы с одной стороны, проверь свой ответ. Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее коричневой, короче желтой и т. д. Назови и покажи все палочки длиннее (короче) … (называется цвет любой палочки). Сделай лестницу из красной, зеленой и коричневой палочек. Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам. Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево. Составь одну палочку из желтой и синей так, чтобы желтая была справа (из оранжевой и зеленой так, чтобы оранжевая была левее зеленой; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине; | |||||||
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. Итак, на втором этапе детям можно предложить следующие упражнения:
|
Таким образом,с помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше — меньше», «больше — меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.
nsportal.ru
Цветные счетные палочки Кюизенера — набор палочек для счета с продуманным цветом и длиной
Счетные палочки известны с древнейших времен, они были средствами счета в странах Древнего Востока – Китае, Японии, Вьетнаме. Эти брусочки из дерева или пластика до сих пор используются для обучения детей счету и в различных методиках раннего развития. Палочки, придуманные бельгийским педагогом Джорджем Кюизенером, имеют разную длину и окраску, так что с их помощью дети в игровой обстановке легче усваивают различные математические понятия.
Счетные палочки кюизенера.
Описание набора Кюизенера.
Счетные палочки Кюизенера – это продуманный набор, в нем нет ничего случайного. Прежде всего, длина палочек соответствует конкретному числу: кубик со стороной 1 см – это единица, параллелепипед длиной 2 см – двойка и так далее до 10-сантиметровой десятки. Понятно, что складывая разные палочки в длину, можно отлично освоить сложение чисел.
Кроме этого, каждая палочка имеет свой цвет:
- 1 – белый;
- 2 – розовый;
- 3 – голубой;
- 4 – красный;
- 5 – желтый;
- 6 – фиолетовый;
- 7 – черный;
- 8 – бордовый;
- 9 – синий;
- 10 – оранжевый.
При этом цвета не случайны, а определяются правилами кратности. Так, розовые, красные, а также бордового цвета блоки, входящие в «красную группу», соответствуют числам «2», «4» и «8», общее между которыми то, что они кратны двум.
Цифры, которые делятся на три – «3», «6» и «9», представляют собой «синюю группу» и имеют голубую, фиолетовую и синюю окраску. Цифры, кратные пяти – «5» и «10», образуют «желтую группу», они окрашены в желтый и оранжевый цвета.
Особое место в комплекте палочек занимает белая «единичка» и окрашенная в черный цвет «семерка». Первая из них может подойти к любой из групп, а вторая не входит ни в одну из них.
Палочки Кюизенера.
Как использовать цветные счетные палочки Кюизенера.
То, как использовать палочки Кюизенера, во многом зависит от возраста детей, которые ими занимаются.
- Самые маленькие, от полутора до двух лет, используют их в качестве мозаики или яркого пестрого конструктора, складывая из них различные сооружения и фигурки. Одновременно они начинают выполнять простейшие задачи – отбирать блоки, окрашенные в один цвет, или блоки, одинаковые по длине.
- Для детей чуть постарше можно уже сравнивать палочки между собой по длине, учиться оперировать понятиями, какие из палочек больше, а какие – меньше, равны они между собой или не равны.
- Сопоставление палочек по длине приводит ребенка к понятию сложения и вычитания. Он наглядно видит, что две розовые двойки имеют такую же суммарную длину, как четверка красного цвета, а из двух троек голубого цвета можно получить такую же в сумме длину, какую имеет фиолетовая шестерка. Таким образом усваиваются понятия не только сложения с вычитанием, но даже и умножения с делением, а также даются элементарные понятия, что такое дробь.
Из палочек складываются буквы и цифры, простые геометрические фигуры, как из простого дидактического материала. Таким образом, цветные палочки Кюизенера являются универсальным средством, подходящим детям разных возрастов вплоть до первых классов начальной школы.
Цветные палочки Кюизенера.
Начальный этап обучения счету.
Если самым маленьким с палочками Кюизенера можно просто играть, используя сказочную тематику, например, рассказывая сказку про трех поросят, можно построить заборчик белый, самый маленький, для одного поросенка, для другого – красный, повыше, а для третьего – самый высокий, например, коричневый.
Для того, чтобы использовать для обучения счету палочки Кюизенера, описание методики найти легко. Вот несколько приемов работы с ними:
- Предложить ребенку, чтобы он на столе выложил палочки, отсортировав их по длине или по цвету.
- Взять себе определенное количество палочек, предлагая ребенку взять себе такое же точно количество, повторяя за вами действия.
- Выложить на столе в один ряд палочки, окрашенные в разные цвета, и предложить малышу запомнить, какие именно палочки выложены. Попросить его отвернуться, после чего уберите одну из палочек. Повернувшись, ребенок попробует угадать, какой из палочек не стало.
- Перемешайте палочки между собой и попросите малыша разобрать их по окраске, при этом каждый цвет называя вслух.
- Предложите ребенку воспользоваться самой длинной из палочек, чтобы измерить ею длину или высоту стола, стула или кровати.
- Сложите какую-либо фигуру из палочек и предложите собрать точно такую же.
- Устройте игру – предложите ребенку закрыть глаза и подбирать палочки, имеющие одинаковую длину.
- Проверьте, по силам ли вашему малышу оценить, на сколько именно одна из палочек длиннее другой.
- Предложите вашему малышу выбрать из кучи палочек самую длинную и самую короткую.
- Попробуйте составить из десяти палочек простую лесенку от самой маленькой белой до самой большой, оранжевой. Походите пальчиками по всем ступенькам, одновременно вслух считая от единицы до десяти и обратно.
- Построив лестницу, некоторые из палочек пропустите, пусть ребенок попробует заполнить пробелы недостающими палочками.
- Предложите малышу определить, какая палочка более короткая, а какая – более длинная. Проверьте его оценку, приложив палочки одну к другой.
- Попросите, чтобы ребенка выбрал из кучи палочек самую длинную из них и наиболее короткую.
- Разложив палочки на две кучки с разным количеством палочек в них, предложите определить, в какой из этих кучек палочек больше.
- Поиграйте в поезд, представив вагончики палочками разного размера, начиная с самой короткой из них и завершая наиболее длинной. Разберите с ребенком, какого цвета каждого номера вагоны поезда, какой вагон находится, к примеру, справа от синего или слева от окрашенного в желтый цвет. Какие из всех вагонов поезда длиннее вагончика желтого цвета и т.д.
- Предложите ребенку отобрать пары палочек, одинаковых между собой, и отметьте, что они одинаковы по всем признакам – по размеру, по цвету и по числу, на них написанному.
- Попробуйте сложить из нескольких разных палочек составную такой же длины, как палочка оранжевого цвета.
- Предложите посчитать, сколько палочек, окрашенных в белый цвет, дадут ту же длину, что синяя палочка.
- Из какого набора палочек можно сложить число пять различными вариантами.
- Сложив квадрат из четырех белых палочек, вы сможете познакомить ребенка с понятиями долей и дробей, предложив ему показать четверть, две четвертые и сравнить эти доли между собой.
Цветные счетные палочки Кюизенера.
Подобных игр-занятий разработано множество, их можно найти в соответствующих пособиях, которые есть в продаже, или их можно найти в Интернете. Палочки Кюизенера при этом можно вырезать из бумаги, получив плоский вариант этой игры. Если эти плоские палочки наклеить на магнитную основу, можно будет играть с ними на поверхности холодильника или используя магнитную доску.
Изучение математических терминов.
Занимаясь с палочками Кюизенера, маленькие дети усваивают свои первые математические термины и формируют основу математической речи, которая не только дает возможность оперировать понятиями математики, но и прививают такие компоненты общей речевой культуры, как адекватность выражения мыслей, точность языка, логичность и четкость речи. Речь математическая неразрывно связана с развитием памяти, внимания и мышления ребенка.
Используя для занятий с детьми цветные счетные палочки Кюизенера, можно усвоить такие группы терминов математического характера:
- Названия чисел.
- Названия действий арифметики, их составляющих и результатов.
- Слова, которыми определяются величины – сантиметр, метр, понятие длины отрезка.
- Определения геометрических фигур – квадрат, треугольник, угол.
- Слова, обозначающие величину предметов, – маленький и большой, короткий, длинный, тонкий, толстый, высокий, низкий, средний, одинаковый и т.д.
- Определения относительных размеров различных предметов – меньше и больше, короче и длиннее, уже и шире, самый большой.
- Слова, которые обозначают уменьшение или увеличение числа на некоторое количество единиц – несколько, столько же, столько же без, столько же и еще.
- Определения пространственных отношений предметов, их местоположения – двигается вправо или влево, расположен справа или слева, сверху, снизу, положить вперед или назад, посередине, рядом, разложить вокруг и т.д.
Купить палочки Кюизенера.
Общее развитие ребенка.
Кроме развития математической речи, применение на практике палочек Кюизенера обеспечивает разностороннее развитие ребенка, поскольку позволяет тренировать:
- Понятие цвета и закрепление знаний о том, какого цвета предмет.
- Развитие психики ребенка – совершенствование воображения, тренировка памяти, логического мышления.
- Ориентирование ребенка в пространстве.
- Творческое мышление ребенка.
- Глазомер.
- Мелкую моторику пальцев рук.
Одновременно с игрой палочками дети отрабатывают задания речевого характера:
- Тренируются произносить предложения, формируют навыки произношения разной структуры слов.
- Называют части предметов.
- Учатся использовать числительные количественные и порядковые, отрабатывают лексику и грамматику.
- Доводят до автоматизма звуки речи.
Иногда ребенок может даже более интересно, чем взрослый, сложить тот или иной предмет из разноцветных палочек. Работать с этими наборами доставляет удовольствие всем – и детям, и взрослым. Они дают простор фантазии, учат экспериментировать, увеличивают опыт и способствуют всестороннему развитию детей. Игры с палочками Кюизенера обогащают словарный запас ребенка, отрабатывают речь, учат четко произносить звуки, развивают математические представления, что крайне важно для правильного развития детей.
Палочки Кюизенера игры.
Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина
www.mstrana.ru