Нарды
Где придумали нарды?
Нарды являются одной из древнейших настольных игр в мире, но точной даты и истории возникновения игры отсутствуют. Есть предание, в которой гласит что игра была создано в Египте. Игра во многом отличалась от современной версии, но были и схожие черты по которым и установили прародителя классических нард.
Какие навыки развивают нарды?
Настольная игра является стратегической настольной игрой и хорошо развивает устный счет и стратегическое мышление. Игра во многом зависит от случая (то есть от выпадения чисел на кубиках).
Самый дорогой набор нард в мире
Джеффри Паркер создал на заказ самые дорогие в мире нарды. Общая стоимость нард составило 390 000$. При разработке игры применялось желтое и белое золото, бриллианты, алмазы.
Увековечены
Нарды популярная и любимая игра многих, из-за этого вы можете заметить эту игру в памятниках установленных в Ереване и во Владикавказе.
Где то-то я уже видел…
Данную настольную игру вы могли заметить во многих фильмах и сериалах. И она не теряет своей актуальности на сегодняшний день. Вы могли увидеть нарды в Джейм Бонд 007: Осьминожка, сериал Универ, Сваты, Жандармы в Сан-Тропе и многие другие фильмы.
Часто задаваемые вопросы о нардах
Чем отличаются длинные нарды от коротких?
Цель игры в длинных и коротких нардах одна — провести свои шашки через доску и вывести их. Отличая их заключаются в правилах игры, первоначальном расположении и направление шашек.
Первоначальное расположение длинных и коротких нард
Первоначальное расположение длинных нард
Первоначальное расположение коротких нард
Бывает ли ничья в нардах?
Ничьих в нардах не бывает. Победителем становится, тот кто первым выбросил свои шашки за доску.
Что такое марс в длинных нардах?
Марс – расположение шашек в конце игры, когда игрок не успел довести в свой дом шашки, в то время как другой игрок выбросил все шашки за доску. Обычно при такой ситуации очки удваиваются.
Что такое домашний марс в длинных нардах?
Домашний марс — это ситуация, в которой игрок завел все свои шашки в дом, но не смог вывести ни одной, в то время как другой игрок вывел все свои шашки за доску.
Что такое кокс в длинных нардах?
Кокс – данный термин появился относительно недавно. Это редкая ситуация в игре, при которой игрок не успел убрать свои шашки из начального расположения, в то время как другой игрок вывел все свои шашки за доску.
Сколько должно быть шашек в нардах?
Количество шашек (фишек) в длинных и коротких нардах одинаковое. Всего – 30 шашек (15 белых и 15 черных фишек).
Можно ли в нардах перекрывать 6 лунок подряд?
Можно закрывать 6 лунок подряд, если ваш оппонент зашел домой (то есть прошел через закрываемые вами лунки). Если же шашка не проходила и не зашла домой, то запрещается закрывать подряд более 5 лунок.
Кто делает первый ход в нардах?
Как и в шахматах, обычно белые всегда ходят первыми. Но вы можете кинуть жребий, у кого больше выпадет на кубике.
Проходят ли чемпионаты по нардам?
Да, проводятся чемпионаты по спортивным нардам в трех направлениях: короткие нарды, длинные нарды, длинные нарды с кубом удвоения.
Что делать если выпал дубль в нардах?
Это значит что вы ходите четыре раза. Например если выпало 6:6, то ходите четыре раза по 6, если выпало 3:3, то ходите четыре раза по три и т.д.
Что делать если выпал дубль при первом ходе игры в длинных нардах?
Вы играете все также четыре раза по выпавшему числу на кубике. Исключением является 6:6. Так как при начальной расстановке в длинных нардах лунка будет закрыта вашим оппонентом. В этом случае вы имеете браво взять две шашки и сходить на «6».
Какие бывают разновидности нард
Классическим вариантом являются длинные нарды, но есть много вариантов игры, которые немного отличаются от стандартных правил.
Add-hobby.ru — портал настольных игр, в котором постарались собрать самые популярные настолки, а также новинки игровой индустрии. На странице «» представлен обзор игры, фотографии и правила. Если вас заинтересовала «», то рекомендуем ознакомиться с играми в других категориях со схожими характеристиками.
add-hobby.ru
Нарды марс правила
Нарды. Правила игры в Гипер нарды.
Начальная позиция
Гипер нарды — игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой.
Эти группы называются — дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.
Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции
Скачать игру на компьютер
Играть с реальными людьми (бесплатно)
Играть с живым человеком (на деньги)
Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор — соответственно справа.
Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом. он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 3 шашки.
Начальная расстановка шашек такова. у каждого из игроков по одной шашке в двадцать четвертом, в двадцать третьем и двадцать втором пункте (в первом, втором и третьем).
У каждого игрока имеется своя пара игральных костей и специальный стакан, который используется для того, чтобы перемешать кости.
Кубик с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32, и 64 используется, чтобы следить за текущей ставкой игры.
Цель игры
Цель игры — перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.
Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении
Движение шашек
Чтобы начать игру, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения.
Игрок, у которого выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обоих костях. После первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.
Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. При этом применяются следующие правила:
1. Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или тремя шашками противоположного цвета.
2. Числа на обеих костях составляют отдельные ходы. К примеру, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одной шашкой на три поля, а другой — на пять, либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) поля, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять полей от начального пункта) также открыт.
Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть
3. Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации как сочтет нужным.
4. Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.
Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число. Если игрок не может сделать хода, то он пропуск ает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, с колько возможно.
Как побить и зарядить шашку
Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар.
В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока — это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.
К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.
Рис 4. Если белым выпало, но одна из из шашек на баре, они должны зарядить шашку в пункт 4 в доме черных, поскольку пункт 6 занят черными
Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.
Как выбросить шашки
Когда игрок привел все свои три шашки в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски.
Игрок выбрасывает шашку следующим образом: Бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.
Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски
Рис 5. Белым выпало — они выбрасывают две шашки
В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.
Интересное видео по теме
game-onlaine.ru
Конвенции в нардах — Гамблер
Конвенции в нардах — Гамблер Как и в других играх, в нардах есть дополнительные правила (конвенции) общие для всех игр в нашем клубе. Они не отражают специфику той или иной игры, а определяют выбор партнеров, оппонентов и зрителей участвующих в игровом процессе или наблюдающих за ним.Есть также конвенции, которые используются в нардах, причем в зависимости от выбранной вами игры их набор или возможные значения могут изменяться.
-
Тип поединка: Одна партия / матч до N(обычно от 1 до 9) побед — эта конвенция дает вам возможность выбрать: будете вы играть одну партию или матч до достижения одним из игроков выбранного числа побед
-
Добавление времени: Часы Фишера/Компенсация — эта конвенция определяет способ компенсации времени, потраченного игроком на ходы, «Часы Фишера» — при каждом ходе отнимается потраченное время и добавляется время компенсации, если играть быстро, то общее время может увеличиваться.
-
Секунд: N(целое число: компенсационное время в секундах.
-
Играю: черными/белыми: выбор цвета шашек.
-
Показывать пипсы: Да/Нет — показывются ли во время игры пипсы (pips) — пункты, на сколько игрок должен передвинуть свои шашки до полного выброса.
-
Тип игры: Международные/Кавказские — эта конвенция применяется только в коротких нардах и определяет по каким правилам будет идти игра; правила сбивания шашек противника в кавказских нардах отличаются от правил в международных нардах тем, что в своем доме, после сбития шашки противника, шашку нельзя поставить на поле, где уже имеются свои шашки
-
C Марсом: Да/Нет — используются ли правила «Марс» и «Кокс».
В конце игры, если проигрывающий игрок успел снять хотя бы одну шашку с доски, он проигрывает столько очков, сколько стоит к этому моменту на кубике (одно очко, если никто из игроков не говорил удвоение). Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков. -
C удвоением: Да/Нет — применяется в только в накгаммоне, коротких и гипер нардах:
В процессе игры, игрок, который чувствует, что у него довольно большое преимущество в игре, может предложить удвоить ставки. Он может это сделать только перед началом своего хода, до того, как он бросит кости. Если игрок, которому предложили удвоить ставки, пасует, то он сдает эту партию и проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять удвоение и играть с удвоенными ставками. Игрок, который принял удвоение, становится обладателем куба, и только он может теперь заново удвоить ставки. или редабл). Если игрок сдается в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло на кону перед этим редаблом. В противном случае, куб переходит к нему, и игра продолжается дальше с еще раз удвоенным значением ставок. Ограничений на число редаблов не существует.
Дополнительные правила в нардах
-
Правило Кроуфорда. Если в последней партии ваш противник набрал на одно очко меньше, чем необходимо для победы, то вы не имеете права объявлять даве непосредственно в этой партии. В случае вашего выигрыша партии, в следующей вы уже можете удвоить ставки.
-
Правило Якоби. Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял удвоение в ходе игры. Это правило ускоряет игру, поскольку устраняет ситуации, где игрок не объявляет удвоение, поскольку стремится играть на марс.
форум нард © Гамблер 1999-2019
В нашем клубе игра на деньги не допускается
www.gambler.ru
НАРДЫ. История игры. Правила игры.
Нарды – очень древняя восточная игра. Их родина точно не определена, но известно, что в них играют уже более 5 тыс. лет. Этому существуют подлинные исторические доказательства. Одна из наиболее распространенных легенд о возникновении этой игры гласит, что некогда индусы, желая проверить сообразительность своих соседей персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту сложную игру. Однако персидский муд-рец по имени Бюзюркмехр (Важургмихра) советник персидского царя Хосрова I Ануширвана не только легко справился с этой задачей, но и предложил собственную загадку, которую индусы не смогли отгадать в течение целых 12 лет. Он придумал и послал индусам совершенно новую игру — нарды, которая в древней Персии имела символическое и даже мистическое значение. Местные астрологи при помощи нардов предсказывали человеку судьбу. Доска для игры считалась небом, все на ней было кратно шести и имело связь со счетом времени. 12 пунктов на каждой стороне доски означали 12 месяцев, деление доски на четыре части — времена года, 24 пункта — количество часов в одних сутках, 30 шашек — число лунных и безлунных ночей в месяце, а их движение по кругу — движение звезд на небе. Сумма очков на противоположных сторонах кости, равная семи, соответствовала числу известных тогда планет, от которых происходило на Земле все дурное или хорошее. Родоначальником игры в нарды считается игра, которая была найдена при раскопках в Древнем Египте в гробнице фараона Тутанхамона (XV в. до н.э.). Древние египтяне называли ее «Игра тридцати квадратов», или «Сенет». Точные правила этой игры неизвестны, однако ее главной целью было «пробиться» своими фигурами в Сенет, то есть достичь определенных позиций на доске (так же, как и в современной игре, задача — попасть шашками в свой дом и выставить их с игровой доски). В схожие с нардами игры сражались на протяжении тысячелетий во всех уголках мира. Например, римляне оставили свидетельства о существовании игры под названием Ludus Duodecim Scriptorum, которая произошла от египетского «Сенета» и имела ту же типологию. В нее играли тремя шестигранными кубиками. В I в. она была заменена вариантом с двумя рядами по 12 полей в каждом, который в дальнейшем получил название «Алеа». Вариант игры, близкий к римскому, сохранился в Исландии, где даже в наше время играют в игру, называющуюся Ad Elta Stelpur, или «Охота за девушкой». В Китай нарды попали во времена правления династии Вей и стали особенно популярными в период с 479 до 1000 гг. Из Китая игра проникла в Японию, где получила название «Сугороко», и считалась нелегальной во время правления императора Ито (690—697 гг.). В Европу нарды попали вместе с арабской оккупацией Сицилии. Первое упоминание об игре в английских письменных источниках датируется 1025 г. Вероятнее всего, игра появилась в Англии вместе с воинами, возвратившимися из Крестовых походов. В средние века нарды распространились по Европе и стали очень популярными в английских тавернах, хотя в XV в. лидерство по популярности перехватили шахматы.
Подобно другим азартным играм, нарды не слишком приветствовались официальными властями европейских стран. Однако в начале XVII в., с небольшими изменениями в правилах, которые впервые были описаны в 1743 г. англичанином Эдмондом Гойлем, нарды начали стремительно распространяться по континенту, причем под совершенно разными названиями, которые, как ни странно, в большинстве своем сохранились и до нашего времени. Так, например, в Англии нарды называются бэкгаммон, в Шотландии — просто гамон, во Франции — триктрак, или жакет, в Германии — пуфф, в Испании — таблес реалес, в Италии — таволе реале, в Израиле и арабских странах — шеш-беш. Кстати, вокруг английского названия игры, которое в наше время стало международным, до сих пор идут споры. Считается, что, вероятнее всего, оно произошло от уэльских слов бэк (маленький) и гамон (битва), или саксонских бэк (назад) и гамен (игра). Очередное возрождение игры в нарды произошло в Соединенных Штатах Америки, где в 1931 г. было изобретено так называемое правило куба, то есть удвоение ставок. Именно тогда игра окончательно приобрела современный коммерческий вид. В Штатах немаловажный вклад в развитие игры внес русский князь-эмигрант Андрей Оболонский. Именно при его участии были организованы за океаном первые турниры по нардам. Нарды распространялись по планете с огромной скоростью, сохраняя, тем не менее, в отдельных регионах свою самобытность. Так в Азии продолжали играть в варианты, восходящие к средневековым; в американской армии изобрели свою оригинальную разновидность игры под названием «ася-дуся», а Россия, как всегда, оказалась на пересечении цивилизаций. В нашу страну игра попала сразу двумя путями — из Азии пришли малоизвестные на Западе «длинные нарды», а из Европы, предположительно из Польши, европейская разновидность игры. В советское время азартные игры не приветствовались, а игрой №1 в СССР были шахматы. В условиях современной российской рыночной экономики с ее непредсказуемостью и культом денег, азартные игры начали возрождаться и набирать популярность. В конце XX в. центром «нардистской» жизни в Москве стало казино в гостинице «Космос», где проводились крупнейшие международные турниры, на которые съезжались ведущие игроки из разных стран мира, а также собирался отечественный бомонд. За что же мы так любим эту, казалось бы, простую настольную игру? Нарды — логическая игра для подлинных стратегов, причем в отличие от шахмат, диспозиция сражающихся армий может меняться иногда самым неожиданным образом благодаря комбинации, которую игроки набирают с помощью зар (костей). Никто в этой настольной игре не может быть уверен в прочности и незыблемости своего положения. Правда, ведь чем-то похоже на нашу жизнь? Тем не менее, нарды — это не рулетка: опытные игроки просчитывают возможное изменение положения на несколько шагов вперед (совсем как в бильярде). В нардах удивительным образом переплетены свобода выбора и зависимость от случая, который может либо приумножить твое состояние, либо в мгновение ока пустить его по ветру. Для пытливого ума нарды раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Человек не властен над обстоятельствами своей жизни в полной мере, но в то же время именно он сам кузнец своего счастья. Нарды учат мудрому и философскому отношению к жизни. Может поэтому лучшими игроками в нарды, как правило, являются люди зрелого возраста. А вообще, как говорится в одном анекдоте: «для тех, кто слышит это слово в первый раз, нарды — игра; для тех, кто хорошо играет — удовольствие; для играющих плохо — пустая трата времени; постоянно проигрывающих — разорение, а для жен всех вышеперечисленных категорий — один из способов похудеть от нервного истощения».
Изначально игра в нарды считалась королевским развлечением. Постепенно она стала популярна во всех слоях общества. Особый интерес к нардам наблюдался на Среднем Востоке и в средиземноморских странах. В наше время, несмотря на свой более чем солидный возраст, игра не только не утратила былой славы, но и укрепила свои позиции. Свод правил современных нард был установлен в 1743 году в Англии. Автор — Эдмонд Хойл (Edmond Hoyle). Английское название нард – произошло от двух слов, «back» и «game». Это связано с тем, что побитая шашка оппонента возвращается назад к игроку. Другая версия связывает название backgammon с галльскими словами «баес» (маленький) и «gammum» (битва), которые отдаленно напоминают по значению персидское «тахте нард». Название backgammon впервые упоминается в 1645 году. Всех предшественников современных нард объединяло отсутствие так называемого правила куба, которое было введено в Соединенных Штатах в 1931 году и стало официально признанным в Международных Правилах игры в нарды. К настоящему моменту во многих странах мира ежегодно проводится более тысячи больших и малых турниров по нардам. Уже второе десятилетие активно действует WBF — Международная федерация нард, цель которой — унификация правил этой игры во всем мире. Нарды — это древняя восточная игра, в течение тысячелетий пользующаяся популярностью. Имя изобретателя и родина этой древней игры в нарды скрыто от нас в глубине веков. Был ли это египтянин, перс, грек или быть может индиец? Никто не знает. Мы знаем лишь что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии и датируется 5000 лет до н.э, аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV в. до н.э.). Одна из легенд гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Бюзюркмехр не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Бюзюркмехр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нард тахте). В Персии, в III тысячелетии до н.э. эта игра имела символическое и мистическое значение. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры они считали небом, а движение фишек по кругу обозначало движение звезд. И вообще, в древности игра носила довольно символический характер. Все игры, от которых предположительно произошли нарды, имели сходные доски. На этой доске все было кратно шести и имело связь со счетом времени. Двенадцать пунктов на каждой стороне доски представляют 12 месяцев, деление доски на 4 части — временам года, 24 пункта представляют 24 часа в сутках, 30 шашек — числу лунных и безлунных ночей в месяце, а их движение по кругу изображало движение звезд на небе. Сумма очков на противоположных сторонах кости равная 7 — соответствовала числу известных тогда планет, от которых происходило все дурное и хорошее. Доска и шашки изготавливались обычно из камня или дерева, а кости вырезались из камней, костей или лепились из глины. Древние доски могли иметь вид, отличающийся от современного: одна из досок была найдена в городе Ур, бывшей столице Месапотамии. Каждая доска состояла из 12 клеток которые размещались в ящиках по 6, ящики же в свою очередь, объединялись по два. В разных странах эта игра называлась по-разному. У испанцев — tablero, немцев — bretspiel, греков — diagramismos, итальянцев — tavola reale, французов — trick-track, турок — tavla и backgammon — у англичан. В Месопотамии персы (современный Ирак, Иран и часть Сирии) называли эту игру «Тахте Нард» или «Тахте», что в литературном переводе означает «битву на деревянной доске». Но наиболее древнее имя игры это просто «Таблица» или «Королевская таблица» (Table, Royal Table). Табула для римлян, Тавли для греков, Тавола Реале для итальянцев, Таблас Реалес для испанцев и даже Tables для Англичан, которые могли быть в числе тех, кто играл в эту игру. Все эти игры отличались от современной игры в короткие нарды, поскольку не существовало «Правила Куба», которое было добавлено позже. Вместо фиксированных позиций на доске шашки расставлялись в соответствии с брошенными костями. В некоторых регионах Исландии люди до сих пор используют доску, похожую на римскую, и играют в игру AD ELTA STELPUR, или «Охота за девушкой». Распространение игры в Западной Европе связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов 12-го века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак (вариант игры в которую играли люди из высшего сословия). Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В эпоху Средневековья в Европе слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей.
Игра в длинные нарды.
Для игры в нарды вам понадобится игральная доска (рис. 1), кости (кубики с точками от 1 до 6; у каждого игрока своя пара или одни общие), по 15 белых и черных фишек (обычно — светлых и коричневых), дополнительно может быть использован стакан для перемешивания костей (у каждого игрока свой).
рис. 1
Удлиненные треугольники на доске — это пункты (стрелки). Доска содержит 24 пункта. Вы видете, что все пункты разделены на 4 группы по 6 штук. Нижняя правая часть — ваш дом, верхняя левая — дом противника. Помимо треугольников по краям доски существуют дворы (место для выкидывания фишек), а в центре доски есть бар (перегородка). Нумерация пунктов для каждого игрока отдельная. Первый пункт находится в его доме, 24-ый — в доме противника (см. рисунок). Все 15 шашек белых стоят на 12 линии, шашки черных — на 24-й линии. Цель игры — передвигая фишки, как можно быстрее выстроить все фишки дома и затем вывести их из игры. Кто ходит первый, игроки определяют жребием, кидая кости. Ваши фишки передвигаются против часовой стрелки, а фишки противника — по часовой стрелки (для вас). При ходе вы можете передвинуть фишку на любой незанятый пункт, соответственно выпавшим костям. Также можно передвинуть фишку на пункт, занятый вашими фишками. В таком случае она ставится наверх их ( фишки стоят в столбик вдоль пункта). Дальность хода фишек зависит от выпавших костей. Вы бросаете два кубика одновременно (если кубики упали на разные стороны поля, на левую и правую, или кубик упал на фишку, тогда кубики перекидываются). Выпавшие кости показывают возможные ходы. Число на каждом кубике обозначает отдельный ход. К примеру, выпало 4 и 2. Тогда вы можете походить 4 одной и 2 хода другой фишкой, или сразу 4 хода, а затем 2 одной и той же фишкой. Если на обоих кубиках выпали одинаковые цифры, то ваши ходы удваиваются (такая комбинация называется «куш»). Если вам выпало 5 и 5, то такими будут ваши возможные ходы: 5, 5, 5, 5. При любых выпавших костях вы должны так походить фишками, как это возможно. В ситуации, когда можно походить только какой-нибудь одной фишкой из двух так, что этот ход исключает возможность хода второй фишки, вы должны сыграть больший ход. Закрывать 6 стрелок на поле подряд нельзя до того, как противник не заведет хотя бы одну фишку в дом. Также нельзя «запирать» все фишки противника, хотя бы одна фишка должна быть впереди «заграждения». Начальное размещение фишек для игры в длинные нарды таково: все ваши фишки стоят на 24-ом пункте, а все фишки противника — на 12-ом. Пункт, на котором в начале игры стоят все ваши фишки, называется головой. С головы можно снимать не более 1-й фишки за ход. Исключение — первый ход, в который можно снять 2 фишки. Как было сказано выше, цель игры — завести все фишки в дом и ввести их из игры их (выкинуть). Выкидывать фишки можно только тогда, когда они все заведены в дом (то есть находятся на стрелках (1-6). Чтобы выкинуть фишку, надо чтобы выпал ход, равный номеру пункта, на котором эта фишка стоит. Если проще, чтобы выкинуть фишку, стоящую на третьем пункте, надо чтобы выпал ход «3». Если при выводе фишек вам выпал ход, который соответствует пустому пункту, а все фишки стоят на пунктах с номерами меньшеми, чем выпавший ход, то можно этим ходом выкинуть фишку с ближайшего пункта к данному. Игрок, который первым выведет свои фишки из дома, выигрывает. Существуют несколько вариантов выигрыша.
- Простой выигрыш (1 очко). Противник вывел на двор (скинул) хотя-бы одну фишку. За него вам дается 1 очко.
- Марс (2 очка). Противник еще не полностью завел свои фишки домой, не говоря об их скидывании.
- Домашний марс (3 очка). Редкий исход, при котором все фишки противника уже дома, но он так и не скинул ни одной.
В длинных нардах имеет смысл «растягиваться», распологая фишки так, чтобы не дать противнику хода.
История игры.
Имя изобретателя игры не известно до сих пор. Известно лишь, что люди играют в эту игру уже более 7000 лет. В нее играли в основном в королевских семьях и благородных обществах. Существует легенда о том, что что в третьем веке персидский король Ардшир потребовал от министра придумать игру, которая сочетала бы остроту борьбы шахмат и азарт. Другая (индийская) легенда гласит, что изобретателем игры является мудрец по имени Кафлан. На доске для нард все кратно шести и имеет связь со временем. 24 пункта представляют 24 часа, 30 шашек представляют 30 дней в месяце, и 12 пунктов на каждой стороне доски символизируют 12 месяцев. Доска и шашки изготавливались обычно из камня или дерева, а кости вырезались из камней, костей или лепились из глины. Самая древняя доска для игры в нарды была найдена в Малой Азии и датируется 5000 лет до н.э. Также известно, что Великие Фараоны играли в нарды, поскольку комплект для игры в нарды был найден в гробнице Тутанхамона. Наиболее древнее имя игры это просто «Таблица» или «Королевская таблица» (Table, Royal Table). В Риме игру называли Табулой, в Месопотамии — «
Нарды
Описание некоторых вариантов и правил игры в нарды
Американка
Американка это разновидность игры в нарды, которая была очень популярна в южных штатах Америки. Перед началом игры проводится жеребьевка, в ходе которой игроки определяют, кто какими шашками будет ходить. Игрок белыми расставляет по две шашки в нижней левой четверти – в 1-ю, 2-ю и 3-ю лунки, а остальные 9 выкладывает на бортик. Игрок, который играет черными расставляет все шашки в нижней правой четверти: две шашки в 9-й лунке, пять – в 10-й лунке, три – в 11-й и пять – в 12-й.
Игрок черными делает обычные ходы, а белый постепенно вводит в игру свои шашки. Но за это «неудобство» в случае победы он получит сразу три ставки. Право первого ходя принадлежит игроку, который играет белыми. Движение в игре происходит против часовой стрелки. Черные двигаются в левую верхнюю четверть, затем в левую нижнюю – в свой дом. Белым шашкам тоже нужно сделать круг на игровом поле и собраться в своем доме — в левой верхней четверти.
Битых шашек в этой игре нет, а главная цель игроков является поскорее собрать шашки в доме и выбросить их оттуда. В процессе игры можно запирать шашки противника, т.е. стараться выстроить на их пути цепочку из шести шашек.
Игрок, который первым выбросил все шашки, считается победителем. Перед началом игры оговаривается сумма одной ставки. В случае победы игрока черными шашками он получает одну ставку. Если игрок белыми успевает первым выбросить шашки, то он получает сразу три ставки.
Голландский триктрак
В этом варианте все шашки вводятся в игру с борта. Игроки поочередно бросают кости и начинают делать ходы, когда все шашки сняты с борта. Далее все идет по общим правилам.
Гюльбар
Если один игрок не может доиграть выпавший ему камень, не доигранные ходы за него делает противник. Игрок, кинувший дубль и доигравший его до конца, бросает снова. Если доиграть выпавший камень нельзя, доигрывает противник и ход переходит к противнику.
Змей
Эта разновидность триктрака. Черные шашки располагаются следующим образом: две на линии 1, одна — на линии VIII и по пять — на линиях 12 и VI, как в традиционном варианте. Белые располагаются по две на линиях I, II и III и девять по борту. Играющий белыми обязан ввести все свои шашки в игру с борта и затем ходы делаются по обычным правилам.
Исландские нарды
Шашки при игре в исландские нарды расставляются с правой стороны. Причем игроки могут кинуть жребий или договориться о том, кто будет занимать верхнюю правую четверть, а кто правую нижнюю. В этой игре от положения шашек зависит, будут ли они нападающими или убегающими. Движение в игре происходит против часовой стрелки. Те шашки, которые настигли убегающие фигуры, бьют их и занимают освободившиеся лунки. Битые шашки не выставляются на бортик, т.е. не возвращаются в игру. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не останется ни одной шашки.
До тех пор, пока шашки из верхней правой четверти не настигнут шашки противника, они будут считаться убегающими, но, сделав круг на игровом поле они настигают шашки противника и становятся нападающими. Таки образом, движение фигур происходит по кругу, до тех пор, пока одному из игроков будет нечем делать ходы.
Когда у игрока останется всего одна шашка, он при желании, независимо от тех очков, которые выпали на зарах, может передвигать ее в угол (линии 24, 19, 18, 13, 12, 7, 6, 1). Оставшиеся же очки переходят противнику, и он может передвинуть свои шашки в соответствии с теми очками, которые достались от противника.
В такой игровой ситуации, когда движение одной шашки происходит по углам доски, особое значение приобретаются очки «1» и «6», поскольку только с помощью этих очков шашки легко передвигать из одного угла в другой.
Игрок с уцелевшими шашками может пытаться побить эту последнюю шашку и стать победителем.
Матадор
Это разновидность игры в жакет. Применяются все правила жакета, пока один из игроков не выбросит на костях очки 4-3, так называемый матадор. После этого он делает ход в соответствии с этими очками, потом ход в соответствии с любым выбранным дублем (четыре по шесть, пять и т. п.), а затем снова бросает кости для внеочередного своего хода. Далее игрют по общим правилам до следующего появления матадоров.
Погоня
Исландский вариант триктрака. Расстановка шашек по шесть белых на линиях 1—6 и шесть черных — на линиях I—VI. При бросках костей учитываются только единички, шестерки и дубли.
Дубль шесть дает право на удвоение хода (четыре раза по шесть). Прочие дубли не удваиваются. После выбрасывания дубля игрок повторяет бросок, пока на костях не выпадут разные очки.
Шашки, белые и черные, передвигаются по доске против хода часовой стрелки до тех пор, пока все шашки одного из игроков не будут сбиты.
Когда на доске у одного из игроков останется последняя шашка, правила для него изменяются. Этот игрок должен завести свою шашку в ближайший угол доски (линии 1, 6, 7, 12, XII, VII, VI, I). Из этого угла шашки переставляются только при выбрасывании очков один или шесть: дубли один или шесть дают право на два хода как обычный дубль. При выбрасывании единицы шашка передвигается в ближайший угол, при выбрасывании шестерки через угол. Сбить эту шашку можно только в углу, если она не стоит при этом между шашками противника.
Русский триктрак
Все шашки, белые и черные, вводятся в игру с борта, причем вводятся в дом белых. Далее все они передвигаются в одном направлении 1-12 и XII — I в дом черных и выводятся на двор из дома черных.
Приобрсти нарды можно в интернет-магазине эксклюзивных подарков http://dorogoipodarok.ru/
dorogoipodarok.livejournal.com