Нарды — История вещей
Эта игра сегодня является достаточно популярной как в сети интернет, так и в оффлайне. О чем идет речь? Конечно, о нардах! Эта игра имеет древневосточные корни. Правила игры в нарды достаточно просты. Суть в том, что участвуют два игрока, каждый из которых по очереди делает ход после того, как кинет кости. Цифры, выпавшие на кубиках, в данном случае означают количество ходов. Главная цель – сделать полный круг своими фигурами или шашками и первым поместить их в «дом».
История происхождения игры в нарды насчитывает около 5 тысячелетий. Однако, по мнению историков, ей гораздо больше времени. Самую первую доску для нардов обнаружили в Иране, и изготовлена она была в третьем тысячелетии до нашей эры. Аналогичную игру нашли в гробнице Фараона. Хотя нарды и имеют восточные корни, современный способ игры, который мы знаем сегодня, нашли в Европе в XVIII веке.
Есть два основных варианта игры: длинные нарды и короткие нарды.
Первоначально правила игры в длинные нарды появились на Востоке. Потом они стали известны в европейских странах, но претерпели некоторые изменения и стали называться короткими нардами.
Сегодня уже существуют специальные клубы любителей и профессионалов игры, проводятся соревнования и международные турниры по нардам. Наибольшей популярностью данное развлечение пользуется в странах Средней Азии, Востока и России.
Теперь расскажем немного о правилах игры в нарды. Нужна специальная доска на 24 игровых поля, шашки по 15 штук черного и белого цвета, а также два игральных кубика (зары). Кто-то делает все элементы игры вручную, но зачастую набор просто покупают в магазине. Термин «дом» в игре используется для обозначения отсеков по краям доски, где располагаются шашки, прошедшие полный круг.
Хотя правила и несложные, запомнятся они лишь через несколько партий. Самое главное – нужно знать, в каком направлении ходить. Первым ход делает тот игрок, у которого выпало большее количество очков при броске игральных костей. Потом ходы выполняются по очереди. В игре выбрасывают 2 кости, в соответствии с которыми нужно выполнить один ход одной шашкой или же два хода двумя. Например, если на зарах выпали числа 1 и 2, то играющий делает 1 и 2 хода разными фишками, или одной три хода. Если на костях выпадают одинаковые числа (дубль), то они удваиваются. Если зары выпадают так, что ни один из ходов сделать нельзя, то ход пропускается. Если можно сходить по числу одной кости, то игрок не вправе отказаться, второй ход не делается, поскольку невозможен.
Играющий может складывать шашки в отсек, когда все они размещены в доме. Какая из фишек перекладывается в этот отсек, решается с помощью выпавших на костяшках чисел. Оставшиеся из шашек, которые расположены у края дома перемещаются вне зависимости от выпавшего количества очков.
Побить фишку соперника можно, если выпал соответствующий ход, а на пункте находится только одна его шашка. Если кроме одной фишки есть другие, то ход считается недоступным. Перемещать шашки по полю можно как на незанятые пункты, так и на те места, где расположены собственные фишки.
В нарды можно играть по общепринятым правилам или же по собственным. Ничья в партии не предусмотрена. Игру заканчивают до конца без права сдаться.
Суровая игра в нарды
В Севастополе прошел первый «пилотный» турнир по спортивным нардам. Президент Федерации нард Крыма рассказал об особенностях игры, раскрыл секреты мухлежа и способы традиционного наказания мошенников.
Бытует мнение, что это игра таксистов и работников рынков, но сами нардисты утверждают, что среди них большинство успешных, склонных к стратегическому мышлению людей.
Нарды ровесники шахмат, и во многих странах мира (в том числе и в России) они уже получили статус интеллектуального вида спорта. В Украине популярность этой игры только начинает набирать обороты. В 2004 году была создана Федерации нард Крыма, возглавляет которую Сергей Олейников, многократный победитель международных чемпионатов.
«В Ялте мы проводим два крупных турнира в год: зимой и летом, собирается около 60-80 человек на каждый. Крупные мероприятия проходили в Луганске, Симферополе, Киеве, Житомире, Харькове, Кременчуге», — говорит С.Олейников. По его мнению, даже самый сильный стратегический игрок может проиграть везучему новичку. Именно поэтому за одним столом часто оказываются люди совершенно разного уровня, достатка, пола, возраста и вероисповедания.
«У каждого игрока своя тактика и стратегия. Когда играешь с одним и тем же партнером, то со временем приспосабливаешься к его стилю. На турнире ты играешь с незнакомыми людьми. Вот тут и выясняется, на что в действительности способен, — поделился впечатлениями Александр Ерохин, один из организаторов севастопольского турнира. — Интереснее и труднее всего играть с женщинами. Они передвигают фишки не рационально, а по настроению и, как ни странно, часто выигрывают».
Обычные и спортивные нарды не слишком отличаются. Играют до пяти очков на выбывание. Но если в обычных нардах понятия «ничья» не существует, то в спортивных преимуществ первого хода нет.
То есть тот, кто вначале ходил вторым, может сделать последний бросок, даже если противник первым завел все фишки в «дом».Играют в нарды в основном на деньги. Ставки могут доходить до нескольких тысяч долларов. Да и сами принадлежности для игры очень дорогие. «Я видел доски, инкрустированные драгоценными камнями, и золотые кубики», — говорит С.Олейников. Именно потому, что нарды — игра не из дешевых, в ней частенько ловят на мошенничестве. Самые распространенные виды обмана — кубики с двумя пятерками или со стесанными углами. Ловкие руки могут выбросить нужную комбинацию на любых «костях» или незаметно для противника переставить сразу две фишки вместо одной. Самые изощренные шарлатаны «вшивают» в доски металлические планки и втирают в кубики магнитную пыль. Чтобы получить нужную комбинацию, необходимо бросить кости в определенную часть доски.
«Чтобы неповадно было, пойманным на мухлеже сильно прищемляют пальцы доской. В древности за это вообще руки отрубали», — говорит один из игроков турнира.
В Севастополе турнир по нардам проходил в трактире «Блиндаж», но первый блин оказался комом. В соревновании приняли участие всего пять игроков. Тем не менее призовой фонд в 5000 грн был честно поделен среди четверки лучших. Первое место досталось нардисту из Ялты. Летом, предположительно в августе, в Севастополе планируется проведение крупного турнира по нардам с приглашением игроков со всей Украины и из России. Возможно, приедут гости из арабских стран, ведь именно там зародилась это игра.
Удача против мастерства в нардах — KATGAMMON
Много было сказано и написано о удаче против мастерства в нардах, и я слышал много разных мнений, но я хочу дать вам не только свое, но и то, что самое из топа игроки в игре я говорил верить.
Нарды — это игра на ловкость, и чем больше у вас навыков, тем больше у вас шансов на победу. Это снова и снова подтверждается турнирами и результатами матчей. Но доказано только в долгосрочной перспективе.
В краткосрочной перспективе почти каждый может победить кого угодно, если ему повезет, а когда у вас есть кости, у вас есть удача. Я видел, как новички побеждали экспертов в одиночных играх. Я даже видел это в матчах с 3 и 5 очками. Но шансы новичка победить эксперта в матче с 11 очками значительно меньше 10 к 1. Но, как мы все знаем, даже при 10 к 1 каждые десять раз новичку может повезти и он выиграет.
Есть много способов изменить правила, чтобы уменьшить фактор удачи и сделать нарды ближе, скажем, к шахматам, где единственная удача — это удача ничьей. И многие, в том числе и я, рекомендовали некоторые изменения в правилах и формате игры, чтобы уменьшить фактор удачи в крупных турнирах. ( Правило Симборга , которое говорит, что вы не можете получить очко в первом броске, использовалось на многих турнирах.)
Но есть две основные причины мы не уменьшаем или даже не пытаемся устранить фактор удачи :
- Самое интересное в игре — это непредсказуемость кубиков и фактор удачи. Вероятность того, что кто-то выкинет джокер , , например, удвоение 6 на последнем броске, чтобы выиграть или спасти окорока, или 1-6 из бара, чтобы попасть и выиграть матч, является большой частью того, что делает игру весело и захватывающе. Уберите это, и вы потеряете много игроков.
- Если бы не было фактора удачи, а лучший игрок всегда выигрывал (или почти всегда выигрывал), лучшим игрокам было бы очень трудно получить игру за деньги. И количество игроков в турнирах сократится почти до нуля, потому что шанс на победу будет только у самых лучших.
Итак, мораль такова: если вам нравится играть в нарды, вы должны смириться с тем, что часто вы будете проигрывать игры, матчи, турниры и даже деньги игрокам, которые не так опытны, как вы. Вы просто должны принять долгосрочную перспективу.
Взгляните на картинку ниже. Я играл в Gammon Empire под псевдонимом Dice Dancer и играл очень милого человека, который, очевидно, не так хорош, как я. Поскольку каждый матч, который я играю, я провожу через Snowie, чтобы посмотреть, как я играл, и посмотреть на любые сложные позиции, я также могу увидеть, как я играл по сравнению с моими оппонентами.
В приведенном ниже матче с 3 очками я играл на уровне мирового класса, а это означает, что в этом конкретном матче я играл на уровне, на котором был бы рад сыграть любой из лучших игроков в мире.
Мой противник, однако, играл на среднем уровне — чуть выше уровня новичка. И, по словам Сноуи, учитывая наш уровень игры, я должен побеждать этого человека в 93 процентах случаев. Это означает, что в 7 случаях из 100 я проиграю игроку такого калибра, если буду играть на уровне World Class (что я часто и делаю). Но я проиграл. И это стоило мне денег (20 долларов).
Я знаю многих людей, которые расстраиваются, но не меня. Я знаю, что мне еще предстоит сыграть с этим игроком еще много раз, потому что он выиграл этот матч, и я знаю, что если бы не удача и он бы никогда не выиграл, после нескольких поражений мы бы никогда больше не увидели его играющим за 20 долларов. .
Вот такой настрой должен быть у всех нас, если вы собираетесь соревноваться в игре в нарды!
Статья: Фил Симборг
Правила и процедуры турнира США
1,0 Платежи
1.1 Интерпретация. Правила и процедуры турнира не могут и не должны регулировать все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время матча.
Никакой свод правил не должен лишать Директора его свободы суждения или препятствовать ему в поиске решения, продиктованного справедливостью и совместимого с обстоятельствами конкретного дела.1.2 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ. Если не указано иное, применяются общепринятые правила игры в нарды.
1.3 ПЕРСОНАЛ. Турнир представляет знающий и незаинтересованный Директор или Директора, рекомендованные Комитетом Турнира.
1.4 ЗАПИСИ. Все заявки подлежат утверждению Турниром. Причины исключения указывать не нужно. Если существует более одного турнирного дивизиона, участнику может быть запрещено играть в более низком дивизионе.
1.5 СПИД. Во время матча игроки не должны использовать письменные, механические или электронные средства, кроме как для ведения счета.
1.6 СВЯЗЬ. Официальный язык турнира — английский. Во время матча между игроками и/или зрителями не разрешается говорить на любом другом языке. Игроки не могут пользоваться мобильными телефонами или другими электронными средствами связи, кроме разрешенных перерывов.
1.7 ЗРИТЕЛИ. Зрители должны соблюдать тишину во время наблюдения за матчем. Зрители не имеют права обращать внимание на какие-либо оплошности или комментировать игру. Зрители, заметившие несоответствия или нарушения во время матча, должны обсудить их наедине с Директором. Игрок может попросить Директора запретить одному или нескольким зрителям смотреть его матч.
2.0 ПРАВИЛА
2.1 МЕСТО. Матчи должны проводиться в специально отведенных для проведения Турнира зонах.
2.2 ВРЕМЯ. Матчи должны начинаться точно в назначенное время. Каждый игрок может взять один 5-минутный перерыв (между геймами) в матче, длина которого не превышает 13 очков. Судья может разрешить дополнительный перерыв в более длительных или особенно важных матчах.
2.3 ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ. Опоздавший игрок, если только его не извинит Директор, должен быть оштрафован очками, присуждаемыми сопернику. Первое штрафное очко начисляется через 15 минут после назначенного времени старта и в дальнейшем начисляется из расчета 1 очко за каждые 5 минут опоздания. Когда начисленные штрафные очки превышают половину количества, необходимого для победы в матче, отсутствующий игрок проигрывает штрафом. Во избежание штрафных санкций игрок должен получить согласие Директора при выходе с площадки Турнира более чем на 10 минут.
2.4 ЗАМЕДЛЕННАЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. Ожидается, что игроки будут играть в разумном темпе. Судья может потребовать, чтобы часы отсчитывали медленные матчи.
2.5 МОНИТОРЫ. По собственной инициативе или по просьбе игрока Судья может назначить наблюдателя для наблюдения за матчем и защиты от нарушений во время игры.
3.0 ПОДГОТОВКА
3.1 ОБОРУДОВАНИЕ. Любой игрок может потребовать, чтобы оба использовали, если они доступны и одобрены судьей: (a) точные кости (по сравнению с любыми другими) и/или (b) чашки для костей с кромкой (поверх кромки). Перегородка может быть использована по соглашению обоих игроков или по требованию Судьи.
3.2 ПРЕДПОЧТЕНИЯ. До начала матча доска для игры в нарды, направление игры, цвет шашки и местонахождение места могут быть определены путем броска костей.
3.3 ИЗМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ. Директор может заменить оборудование в любое время. В противном случае изначально выбранное оборудование должно использоваться постоянно. Любой игрок может потребовать смешивания четырех изначально выбранных кубиков до начала любой игры. Чтобы смешать кости, требовательный игрок встряхивает четыре кости вместе в одной чашке и выкатывает их. Противник выбирает кубик, затем ролик, затем противник, причем ролик берет последний кубик.
4.0 ХОД ИГРЫ/НЕПРАВИЛЬНОСТИ
4.1 СЛУЧАЙНЫЕ БРОСКИ. Кости — это строго средство получения случайных чисел; любое другое использование нарушает правила и дух игры в нарды. Правильный бросок состоит в том, чтобы энергично встряхнуть кости в чашке для игральных костей, а затем одновременно подбросить их на заметной высоте над игровой поверхностью, позволяя им свободно подпрыгивать и катиться. Обе кости должны покинуть чашку до того, как одна из костей коснется доски; в противном случае они должны быть переброшены. Между ходами кости должны оставаться в чашке для костей, при этом чашка должна быть на виду. В качестве альтернативы игроки могут правильно бросать кубики, одновременно бросая оба кубика через перегородку.
4.2 ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ БРОСКИ. Оба кубика должны лежать ровно на игровой поверхности справа от планки; в противном случае они «взведены» и должны быть переброшены. В случае спора игрок, который перебрасывает до получения подтверждения от своего противника о том, что кости взведены, окажется в невыгодном положении.
4.3 ПЕРЕМЕЩЕНИЕ. Игрок должен двигать шашки однозначно, используя только одну руку. Шашки должны быть повторно введены из бара, прежде чем перемещать любую другую шашку. Игрок не должен касаться шашек или костей во время хода соперника.
4.4 ОБРАЩЕНИЕ С ПРОВЕРКОЙ. Шашки, в которые попали, должны оставаться на баре до повторного входа. Сорванные шашки не должны находиться на всей игровой поверхности до конца игры. Игрок с шашкой, незаконно удаленной из игры, может по-прежнему играть в гаммон или нарды.
4.5 ПОДЪЕМ КУБИКОВ. Игрок завершает свой ход, подняв один или оба своих кубика. Он может перемещать кости на игровой поверхности, чтобы облегчить перемещение шашек, но в случае спора он будет в невыгодном положении, если не уведомит об этом соперника.
4.6 ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Противник игрока, сделавшего преждевременный бросок, должен завершить свой ход, а затем либо оставить преждевременный бросок в силе, либо потребовать повторного броска. Противник игрока, преждевременно удваивающего, должен завершить свой ход и затем пасовать или брать.
4.7 ОШИБКА НАСТРОЙКИ. Неправильное исходное положение должно быть исправлено до пятого броска игры. После этого существующая установка становится официальной. Игроки, у которых в игре меньше 15 шашек, по-прежнему могут играть в гаммон или нарды.
4.8 НЕЗАКОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ. Игрок может оправдать незаконную игру своего противника, бросив кости или перевернув кубик. В противном случае он должен потребовать от противника переиграть весь бросок на законных основаниях.
4.9 ЗАВЕРШЕНИЕ. Каждая игра должна быть доведена до конца, если только она не завершилась передачей дабла или редабла или уступкой бесконтактной позиции в качестве одиночной игры, проигрыша в гаммон или нарды. Ни матчи, ни игры не могут быть отменены, переиграны или рассчитаны. Игроки несут ответственность за соблюдение объявленной продолжительности матча. Игрок, первым достигший установленной длины матча, становится победителем.
4.10 ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ. Результат матча сообщается официальному лицу Турнира победителем. Судья должен проверить и занести результат в жеребьевочный лист. Директор может исправить ошибочно опубликованный результат и должен сделать это своевременно и справедливо для всех.
5.0 ПОДСЧЕТ/УДВОЕНИЕ ОЧКОВ
5.1 ПОДСЧЕТ. Каждый игрок должен вести текущий счет матча и сравнивать его со счетом своего противника в начале каждой игры. В случае спора о подсчете очков игрок, не ведущий письменный журнал счета, будет в невыгодном положении.
5.2 НАСТРОЙКА КУБА. Оба игрока должны позаботиться о том, чтобы каждая игра (кроме игры Кроуфорд) начиналась с куба с центром в 1 (или «64»). В случае возникновения спора текущая позиция и уровень куба будут влиять на решение Судьи.
5.3 ПРАВИЛА КУБИКА Гаммоны и нарды засчитываются всегда, независимо от того, был перевернут куб или нет
5.4 ОБРАБОТКА КУБИКА Игрок может удвоить, когда наступает его очередь, только до броска кубиков, но не после броска взведенных кубиков. удвоить, игрок перемещает кубик к своему противнику с более высоким значением лицевой стороной вверх, говоря «удвоить» или слова на этот счет. доску на видном месте с новым значением лицевой стороной вверх. Чтобы отклонить дубль, противник говорит «пас» или соответствующие слова, записывает счет и сбрасывает доску. С кубиком нельзя обращаться капризно; словесные или физические действия могут интерпретируются как действия куба.
5.5 ПРАВИЛО КРОУФОРДА. Когда любой из игроков набирает одно очко до победы, следующая игра («Игра Кроуфорд») должна быть сыграна до конца со значением куба 1. Кубик должен быть удален с доски во время игры Кроуфорд.
5.6 МЕРТВЫЙ КУБ. Когда уровень куба достаточно высок, чтобы гарантировать, что матч завершится текущей игрой, эта игра должна быть сыграна до конца на текущем уровне куба.
6.0 СПОРЫ
6.1 СПОРЫ. При возникновении спора все игроки должны оставить кости, шашки, куб и счет без изменений, пока вызывается Директор. Нарушения игроками в этой области являются наиболее серьезными и создают презумпцию в пользу соперника.
6.2 ПОКАЗАНИЯ. Любой игрок может спорить о фактах или правилах. Зрители могут давать показания только по требованию Директора.
6.3 АПЕЛЛЯЦИИ. Игрок может подать апелляцию на решение Судьи, но он должен сделать это незамедлительно, пока еще может быть получено своевременное возмещение. Для разрешения апелляции Директор созывает комитет из трех знающих и незаинтересованных игроков в нарды. Комитет заслушивает соответствующие показания и аргументы и может отменить решение Директора только единогласным решением.