Игра как развивающая деятельность (концепция К.Э. Фабри)
- Главная ->
- Зоопсихология ->
- Вопросы к экзамену
О ювенильном (или игровом) периоде развития поведения можно говорить только относительно детенышей высших животных, у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности. Поэтому только о таких животных и пойдет здесь речь. У других животных — а их подавляющее большинство — индивидуальное развитие поведения ограничивается процессами созревания врожденных форм поведения, облигатного и факультативного научения, равно как элементарными формами исследовательского поведения.
Игры животных давно привлекают внимание исследователей, но тем не менее они до сих пор еще плохо изучены.
Сформулированные в разное время взгляды по этому вопросу в основном можно объединить вокруг двух концепций, впервые выдвинутых еще в прошлом веке, с одной стороны, Г.Спенсером, а с другой — К.Гроосом.
Основной недостаток трактовки игры у животных как реализации «избыточной энергии» заключается, как отмечал С.Л. Рубинштейн, в отрыве этой формы активности от ее содержания, в ее неспособности объяснить конкретные функции игры в жизни животных.
Вместе с тем этологическая концепция о «действиях вхолостую» проливает некоторый свет на возможные элементы эндогенной мотивации игрового поведения животных.Во втором случае мы имеем дело с «чисто функциональной» трактовкой игровой деятельности как упражнения в особо важных сферах жизнедеятельности. Вслед за Гроосом игру рассматривал как «практику для взрослого поведения» и К.Ллойд-Морган. Он подчеркивал, что игра позволяет молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе игры возможно совершенствование наследственных форм поведения еще до того как недостатки поведения роковым образом «предстанут перед судом естественного отбора».
Ясно, что полноценная теория игр животных должна включить в себя синтез положительных моментов концепции обоих этих направлений. Тем не менее до настоящего времени одни исследователи решительно отрицают функциональное значение игр молодых животных для формирования взрослого поведения, другие, наоборот, видят в последнем все значение игр.

Так, известный голландский зоопсихолог Ф.Бойтендайк, выступая против концепции Грооса, утверждал, что игра важна только непосредственно для играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для его будущего. Инстинктивные формы поведения, по Бойтендайку, созревают независимо от упражнений; там же, где наблюдается упражнение в каких-то действиях, это не игра. Критику концепции Бойтендайка дал Д.Б.Эльконин, указав, в частности, на то, что Бойтендайк недооценил ориентировочно-исследовательскую функцию игры.
Значение игры для формирования взрослого поведения животных отрицается также и некоторыми другими зоопсихологами. Ряд ученых оставляют вопрос об упражняющей функции игры открытым (например, П.Марлер и В.Гамильтон), другие видят в игре некую «пара-активность» (А.Броунли), неспецифическую «мнимую деятельность» (М.
Мейер-Хольцапфель), «самоподкрепляющуюся активность» (Д.Морис), «образцы» взрослого поведения (К.Лойзос) и т.д. Мейер-Хольцапфель называет одним из критериев игрового поведения «пробование», основанное на любопытстве. Существенно также, что игра имеет место лишь тогда, когда не выполняются подлинные инстинктивные действия. Темброк также отстаивает «автономность» игровой активности и считает возможным дать лишь негативное определение игр как поведенческих актов, функцию которых, как он пишет, нельзя непосредственно уяснить ни из действия, ни из их результатов.
Вместе с тем и для игрового поведения существуют поисковые (подготовительные) фазы и собственные ключевые раздражители, как это имеет место при типичном инстинктивном поведении. Игра часто направлена на «биологически нейтральные объекты», которые в остальное время не привлекают внимания животного. В отличие от сходных инстинктивных действий (например, борьбы или ловли добычи) игровые действия выполняются многократно и неутомимо. В итоге Темброк считает игры своеобразными инстинктивными действиями с самостоятельными мотивационными механизмами.Иного мнения придерживается швейцарский ученый Г.Хедигер. Подчеркивая факультативный характер игры, он указывает на то, что в отличие от всех инстинктивных действий для выполнения игровых действий не существует специальных эффекторных образований, не существует никаких особых «органов игры». При этом он ссылается и на работы другого швейцарского ученого-физиолога В.Р.Хесса, который установил, что в мозгу кошки нет «центра игры», в то время как для всех инстинктивных действий такие центры можно обнаружить путем введения микроэлектродов.
Возвращаясь к вопросу о функциональном значении игры, необходимо отметить, что в настоящее время большинство исследователей все же считают, что игра служит подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения, причем как в сенсорной, так и в моторной сфере. В последнем случае информация, поступающая реафферентно непосредственно от эффекторных систем, обеспечивает их «налаживание», выработку оптимального «режима действий».
В этой связи уместно упомянуть о предположении, высказанном Элькониным, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает все необходимые для ориентации в сложных и изменчивых условиях афферентно-двигательные системы. Как ювенильное упражнение рассматривает игру также Торп. По Торпу, игра служит для приобретения животными навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение Торп придает при этом манипулированию предметами.
Что касается прямых экспериментальных доказательств значения игры для формирования взрослого поведения, то такие доказательства были получены рядом исследователей. Еще в 20-х годах было, например, установлено, что сексуальные игры молодых шимпанзе являются необходимым условием способности к спариванию у взрослых особей (исследования Г. Бингхэма). В дальнейшем этот факт получил многократное подтверждение. ФА.Бич, а также известный исследователь поведения обезьян Г.В.Ниссен высказали даже утверждение, что у обезьян половое поведение зависит преимущественно от научения, но не от инстинктивных начал.

Экспериментально удалось доказать, что и самцы норок научаются выполнять действия, относящиеся к репродукционному поведению путем сексуальных игр. Особенно это относится к ухаживанию и подготовке к спариванию. Само спаривание формируется у них из вполне врожденных движений и игрового опыта, накопленного молодыми самцами в ходе общения с половозрелыми самками.
Большой интерес представляют данные, полученные Ниссеном совместно с К.Л.Чау и Дж.Семмесом. Эти экспериментаторы лишили детеныша шимпанзе возможности играть с предметами, не ограничивая при этом движения рук, в частности кистей и пальцев. Впоследствии возможности употребления рук, а также координация их движений оказались весьма несовершенными. Обезьяна резко отстала от своих нормальных сверстников по способности к хватанию и ощупыванию, не была способна локализовать тактильные раздражения поверхности тела с помощью руки (или она это делала крайне неточно), и вообще все движения рук были чрезвычайно неуклюжи.
Характерно, что в отличие от других обезьян она не умела цепляться за ухаживающего за ней служителя, не протягивала к нему руки. Полностью отсутствовало даже столь характерное для обезьян обыскивание — важная форма их общения.Многообразие толкований игр молодых животных обусловлено в большой степени тем, что игровая активность животных представляет собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в своей совокупности составляющих содержание поведения молодого животного на этапе онтогенеза, непосредственно предшествующем половой зрелости. Поэтому Фабри предложил концепцию, согласно которой игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. При таком понимании игры как развивающейся деятельности достигается синтетический подход к проблеме игровой активности животных, объединяющий все отмеченные выше моменты, и вместе с тем становится очевидным, что игровая активность наполняет основное содержание процесса развития поведения в ювенильном периоде.

По этой причине невозможно согласиться с упомянутыми выше взглядами на игру как на «пара-активность», «мнимую деятельность» или «образец» взрослого поведения. Такие толкования нельзя оправдать и ссылками на несовершенство, неполноту или неполноценность игровых действий, на отсутствие соответственного биологического эффекта, ибо все это как раз и указывает на то, что мы имеем здесь дело с процессами развития поведенческих актов или, что то же самое, с действиями, которые еще не достигли своего полного развития. Игра — это не «образец» взрослого поведения, а само это поведение в процессе своего становления.
Сказанное, разумеется, не означает, что формирование поведения взрослого животного совершается только путем игры или что игра идет на смену другим, более ранним компонентам онтогенеза поведения.
Наоборот, и у высших животных, детеныши которых активно играют, в ювенильном периоде сохраняются и продолжают действовать описанные в предыдущей главе факторы раннего онтогенеза, но в ювенильном периоде они часто сливаются — обычно в трансформированном виде — с игровым поведением. Одновременно, конечно, совершенствуется поведение детенышей и в «неигровых» ситуациях, как это имело место на доигровом этапе онтогенеза.Важно также подчеркнуть, что, как будет еще показано, в ходе игры развиваются и совершенствуются не целиком взрослые поведенческие акты, а составляющие их сенсомоторные компоненты. Вообще же игровая активность, осуществляясь на врожденной, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения. Соотношение этих компонентов может быть различным в разных конкретных случаях. Но в целом можно сказать, что в игровой активности завершается длительный и чрезвычайно сложный процесс формирования элементов поведения, берущий свое начало от эмбриональных координации и ведущий через постнатальное созревание врожденных двигательных координации и накопление раннего опыта к формированию и совершенствованию двигательных координации высшего уровня.
Этот последний этап развития двигательной активности и представлен игрой.Наряду с этим игра выполняет весьма важную познавательную роль, особенно благодаря присущим ей компонентам факультативного научения и исследовательского поведения. Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причем в ряде случаев этот опыт может накапливаться «впрок», «на всякий случай» и найти применение значительно позже в экстренных жизненных ситуациях.
Бильярдная фабрика Игра Россия
12 футов фабрика Игра >Смотреть все модели
180 000 руб
Престиж
бильярдный стол
12 футов
ЛДСП
Русская пирамида
Фабрика Игра
Аксессуары по сниженным ценам
Добавить к заказу
220 000 руб
Классик
бильярдный стол
12 футов
Русская пирамида
камень
ясень/дуб/бук
Аксессуары по оптовым ценам.
Добавить к заказу
263 000 руб
Аполлон
12 футов
Ardesia 25-30/45 мм
дуб/бук/сосна
Русская пирамида
Москва
Добавить к заказу
11 футов фабрика Игра >Смотреть все модели
310 000 руб
Барселона
11 футов
Ardesia 45 мм
дуб/бук/сосна
Русская пирамида
Москва
-20% Возвращаем Ваши деньги.
Добавить к заказу
310 000 руб
Рим (Rome)
бильярдный стол
11 футов
камень 45мм
бук/дуб/ясень
Русская пирамида
Производство Россия
Бесплатная доставка,
сборка, комплект аксессуаров.
Добавить к заказу
330 000 руб
Милан
11 футов
Ardesia 45 мм
дуб/бук/сосна
Русская пирамида
Москва
|
20% Возвращаем Ваши деньги. |
Добавить к заказу
10 футов фабрика Игра >Смотреть все модели
90 000 руб
Престиж
бильярдный стол
10 футов
ЛДСП
Русская пирамида
Производство Россия
Добавить к заказу
190 000 руб
Классик
бильярдный стол
10 футов
Русская пирамида
камень
ясень/дуб/бук
Аксессуары по оптовым ценам.
Добавить к заказу
190 000 руб
Уэльс
бильярдный стол
10 футов
Ardesia 25мм
ясень/дуб/бук
Русская пирамида
Сборка, доставка и
аксессуары в подарок
Добавить к заказу
9 футов фабрика Игра >Смотреть все модели
75 000 руб
Престиж
бильярдный стол
9 футов
ЛДСП
Русская пирамида
Производство Россия
Добавить к заказу
95 000 руб
Престиж
бильярдный стол
9 футов
ЛДСП
Пул
Производство Россия
Добавить к заказу
110 000 руб
Престиж
бильярдный стол
9 футов
Камень
Пул
Производство Россия
Добавить к заказу
8 футов фабрика Игра >Смотреть все модели
86 000 руб
Престиж
бильярдный стол
8 футов
ЛДСП
Пул
Производство Россия
Добавить к заказу
86 000 руб
Престиж
бильярдный стол
8 футов
ЛДСП
Русская пирамида
Производство Россия
Добавить к заказу
130 000 руб
Классик
бильярдный стол
8 футов
Пул
камень
ясень/дуб/бук
Аксессуары по оптовым ценам.
Добавить к заказу
7 футов фабрика Игра >Смотреть все модели
70 200 руб
Престиж
бильярдный стол
7 футов
ЛДСП
Пул
Производство Россия
Добавить к заказу
70 200 руб
Престиж
бильярдный стол
7 футов
ЛДСП
Русская пирамида
Производство Россия
Позвоните и получите скидку
Добавить к заказу
115 000 руб
Престиж
бильярдный стол
7 футов
Камень
Пул
Производство Россия
Добавить к заказу
Бильярды фабрики Игра одни из самых надежных и качественных бильярдных столов на Российском рынке.
Европейское качество.
На всю продукцию предоставляется заводская гарантия.
Фабрика игр 2 | ClickWiki
| Обложка | |
| Разработчик | Clickteam |
|---|---|
| Статус | Поддерживается |
| Первоначальная версия | Сборка 239 04/2016 |
| Последняя версия | Сборка 258.2 04/2013 |
| Платформы | |
| Языки | Английский Французский Японский |
| Ссылки | Фабрика игр 2 Подфорум |
| Предшественник | Фабрика игр |
| Преемник | Clickteam Fusion 2. |
The Games Factory 2 , или как его обычно называют TGF2 — это «бюджетная» версия Multimedia Fusion 2 разработан для домашних пользователей, желающих создавать приложения и игры. без необходимости изучать код. Он продолжает исходную торговую марку The Games Factory. а также визуально использует тот же интерфейс, что и MMF2, и использует формат MFA. Торговая марка больше не используется, и теперь ей предшествует Clickteam Fusion 2.5.
Эта версия Multimedia Fusion 2 гораздо более ограничена и упрощена. Был также специальный выпуск, предназначенный для создания Flash-игр для веб-сайта Newgrounds.
Содержимое
- Интерфейс
- Ограничения
- Демо
- Издание Ньюграундс
- Галерея
Интерфейс
В этой версии используется тот же интерфейс, что и в Multimedia Fusion 2, включая:
- Редактор раскадровки — для изменения кадров и переходов между ними.

- Редактор фреймов — для изменения объектов, расширений и внешнего вида фрейма.
- Редактор событий — для определения логики программы с помощью действий, условий и событий.
- Панели инструментов — настраиваемый прикрепляемый интерфейс по всей программе.
Ограничения
Из-за низкой цены продукт имеет множество урезанных функций.
- Не поддерживает альфа-каналы.
- Расширения не могут быть добавлены к продукту.
- Имеет ограниченный набор функций.
- Он поддерживает только один дополнительный экспортер: Flash Exporter (имеет встроенную поддержку Windows, Java и Vitalize!).
- Приложения, созданные продуктом, имеют принудительную конечную заставку.
Demo
См. страницу Multimedia Fusion 2 (Demo) для получения информации о TGF2/MMF2 Demo.
Newgrounds Edition
Бесплатная версия The Games Factory 2 была выпущена исключительно для
Веб-сайт Newgrounds, позволяющий создателям создавать свои
собственные Flash-игры для Newgrounds с ограничениями.
Творения, экспортированные программой
могут быть загружены только на веб-сайт Newgrounds и не работают как обычная флэш-память.
файлы для использования на любом веб-сайте.
После закрытия окна «Просрочено» программа может продолжать работать в обычном режиме.
Галерея
Фабрика игр 2
Фабрика игр 2< Вернуться к полному списку 2D-движков и редакторов
| Сценарии | Отладка |
|---|
Скачать исходный код мини-игры
Резюме
The Games Factory 2 (Newgrounds Edition) очень похожа на Construct 2 (не совсем случайно), поэтому большая часть переноса была простым копированием. Некоторые небольшие сложности возникли из-за отсутствия подсобытий и хэш-таблиц, а также из-за необходимости использовать специальный объект Layer
для прокрутки. Construct 2 новее, полнее и активнее обновляется, но The Games Factory 2 не имеет ограничений по сложности игры (наверное)..jpg)
Плюсы
- Редактор карт включает операции выравнивания
- Встроенный раннер и отладчик, аналогичный GameMaker
- Подобно Game Maker и Game Editor, игра работает плавно при сравнительно низком использовании ЦП
- Встроенный бегун живет в своем собственном процессе, поэтому он может аварийно завершать работу или завершаться, не затрагивая редактор.
- Быстрое создание и уничтожение актеров
Минусы
- Аналогично Construct 2, только группы событий, без функций
- В редакторе событий отсутствуют некоторые функции по сравнению с Construct 2:
- Нет дополнительных событий
- Нет других блоков
- Нет Для каждого условия
- Меньше сочетаний клавиш
- Нет типа данных хеш-таблицы
- Изменяемые значения с плавающей запятой усекаются до целых при запуске кадра, поэтому их необходимо повторно инициализировать с помощью системы событий во время выполнения.

Подсказки
- Глобальный лист событий имеет доступ ко всем изменяемым значениям активных объектов по их настраиваемым именам, таким как
. Поведение отдельных объектов имеет доступ к Изменяемым значениям других объектов только по общим именам, таким какинтервал
.Изменяемое значение A - Помните, что Условия создают отфильтрованный список объектов. Соответствующее действие запускается один раз для каждого из выбранных объектов.
- Точно так же будьте осторожны, чтобы не запутаться в Условиях поведения. Условия всегда
global
, даже если они живут в Behaviors. Это означает, что каждое условие может выполняться не более 90 235 раз по 90 236 за одно обновление, независимо от того, где оно находится. Особенно запутанным случаем является запуск быстрых циклов >Начать циклв условии, которое выбирает несколько объектов. Это, вероятно, никогда не имеет смысла, потому чтоВ циклеУсловие будет выполнять итерацию цикла только один раз, независимо от того, сколько раз вы его запускаете.

5

