Гонки на верблюдах или Полцарства за верблюда / Мировые Достопримечательности / Мировые достопримечательности. Фото достопримечательностей, идеи для путешествий. Туристический журнал.
Верблюд. Корабль пустыни. Чинно и степенно «плывущий» среди бескрайних песков… Или несущийся со всех ног со скоростью 65 км в час? Это в зависимости от того, где вам доведется увидеть верблюда. Если в ОАЭ в период с конца октября и до середины апреля – то, скорее всего, второе. Ведь именно в это время каждую неделю там проводят знаменитые гонки на верблюдах.
Скачки на верблюдах – это традиционное развлечение жителей ОАЭ, азартное и волнительное событие. Забеги для «кораблей пустыни» устраивают как в настоящем профессиональном спорте. Настоящая легкая атлетика для верблюдов! «Мальчики» и «девочки» бегут отдельно. Верблюдицы, кстати, бегают быстрее.
Есть разделение и по возрастным категориям. От этого зависит длина дистанции. Для молодежи 2-3 лет – 4-километровый спринт, а для верблюдов постарше – забег на 6 км.
Верблюды способны развивать поразительную скорость: на коротких дистанциях — до 65 км/ч, а на длинных — 40 км/ч (причем с такой скоростью они могут бежать целый час)!
После гонки, как и положено настоящим спортсменам-профессионалам, все участники скачек проходят допинг-контроль.
Даже обычный отдых в ОАЭ занятие недешевое, а уж беговые верблюды здесь – удовольствие очень дорогое. А с хорошей родословной и послужным списком побед – баснословно дорогое! Цена за такого верблюда может доходить до 1 миллиона долларов! Да и не мудрено. Кроме того, что быть хозяином верблюда-победителя очень престижно, так это еще и очень выгодно. Судите сами: призовой фонд в соревнованиях мирового уровня на Кубок президента ОАЭ — $1 000 000.
Нередко победители получают в качестве награды дорогие автомобили или золотые сабли. Так что многие владельцы дромадеров наотрез отказываются продавать животных – зачем же лишаться курицы, несущей золотые яйца?
Кстати, хозяева верблюдов сами в скачках не участвуют. Они только сопровождают своих питомцев на внедорожниках, мчась параллельно беговым дорожкам, подбадривая своих скакунов и отдавая указания жокеями. Жокеи же, как правило, молодые парни. До 2002 года это были и совсем маленькие мальчики, которых, зачастую, покупали в бедных странах и практически морили голодом перед скачками, чтобы они не набрали вес. В 2002 году был введен запрет на участие в гонках детей младше 15 лет, предусматривающий весьма строгое наказание за его нарушение.
А в последнее время жокеев потихоньку вытесняют… роботы. Робот-жокей весит всего лишь 2-3 кг и управляется дистанционно.
Вот так древние традиции соединились с новейшими технологическими разработками.
Источник: turj.ru
turj.ru
Верблюжьи бега в Дубае — как посетить бесплатно гонки на верблюдах
Вы, наверное, слышали что одним из самых популярных видов спорта в Объединенных Арабских Эмиратах являются гонки на верблюдах. Этот вид спорта считается исключительно традиционным и его наряду с соколиной охотой очень любят шейхи. Верблюжьи бега в Дубае собирают зрителей со всех эмиратов. В этой статье я хочу рассказать, как мы посещали верблюжьи гонки, и как это может сделать любой желающий турист, причём абсолютно бесплатно.
Как доехать до Dubai Camel Racing самостоятельно
В Дубае есть специально приспособленная для верблюжьих гонок трасса. Находится она в получасе езды от города — в пустыне. Добраться до нее можно тремя способами.
На автомобиле из Дубаи выехать на юго-восток по трассе Е66 Dubai — Al Ain Road. На карте необходимо искать Dubai Camel Racing Club // GPS-координаты: 24.968613, 55.490898. Лучшим ориентиром будет Al Marmoum Heritage Village.
Аренда автомобиля в Дубае составляет от 145 дирхам в сутки, забронировать его можно через Интернет на сайте RentalCars. При нас на автомобиле приехали только две молодых пары немцев, больше из иностранцев никого не было. Экскурсии с туристами сюда не возят, такие места я и люблю 🙂
Такси до верблюжьих бегов обойдется минимум в 160 дирхам (80 дирхам в каждую сторону). Так как таксистов здесь не словить, то приходится договариваться, чтобы водитель ждал пассажиров, которых привез. Естественно, за это необходимо доплачивать. Таким образом, стоимость поездки на такси встанет в среднем в 200 дирхам. Тут все еще зависит из какого района города вы поедете и от вашего умения торговаться.
Автобус будет самым дешевым способом доехать до Dubai Camel Racing Club, потому мы выбрали именно его. Чтобы добраться до ипподрома из центра Дубаи, нам понадобилось около полутора часов, включая ожидание транспорта на остановках.
Вот пошаговая инструкция как до добраться на верблюжьи бега в Дубае самостоятельно:
Шаг 1. Сначала необходимо доехать до станции метро Oud Metha, что находится на зеленой ветке. Выйти из нее нужно через выход Exit 1, ведущий к Taxi and bus/Oud Metha Steet (South).
Шаг 2. Сразу от выхода из метро направо будет автобусная остановка Oud Metha Metro Bus Stop. Здесь необходимо сесть автобус №66 или №67. Я не ожидала, что эти автобусы могут ходить редко, потому стояли на остановке мы почти полчаса. Но для тех, кто соберется ехать по этому же маршруту, я сфотографировала расписание этих автобусов.
Как видите, с воскресенья по среду расписание одно, а в выходные (в ОАЭ — с четверга по субботу) и праздничные дни — иное. Учитывая, что гонки на верблюдах проходят именно в выходные дни, то необходимо смотреть Thursday, Friday и Saturday.
Также для того, чтобы узнавать расписание автобусов, я рекомендую скачать очень полезное приложение
Wojhati в Плеймаркете или AppStore.
Это официальное приложение министерства общественного транспорта в Дубае. В меню этого приложения нужно выбрать Departures (Отправления) и указать откуда и когда (дату своей поездки) должен отправиться автобус. В результате будет показано расписание всех маршрутов, отправляющихся с нужной остановки на конкретную дату. Эта информация даже актуальней, нежели распечатки на остановках, т.к. обновляется постоянно онлайн. Для подключения к приложению необходим Интернет, но я смотрела расписание заранее по вай-фаю в отеле.
Шаг 3. Оба указанных автобуса — №66 и №67 идут до остановки Jazira Poultry Farm. Лучше предупредить водителя сразу, что необходимо выйти именно там, показав ему название остановки, т.к. желающих выходить на этом отшибе нет. Автобус банально проносится мимо.
Высадившись на остановке, впереди сразу заметны статуи верблюдов и надпись Dubai Camel Racing. Мишутка с этими изваяниями, конечно, попозировал =)
Стоимость проезда в одну сторону составляет 7,5 дирхам. Соответственно, в обе стороны — 15 дирхам на одного человека. Оплата производится по серебряной транспортной карте, которая прикладывается при входе и выходе из автобуса. Внимание! При посадке на автобус минимальный остаток на карте должен составлять 20 дирхам, иначе на обратной дороге она будет не валидна, а пополнить ее в этой пустынной пустыне негде.
Можно воспользоваться и нашим способом — доехать обратно в Дубаи автостопом 😉 Об этом ниже в нашем отзыве.
Верблюжьи бега в Дубае — фото и отзыв
Если честно, учитывая как далеко мы ехали, я очень переживала, что верблюжьи гонки или перенесут или просто-напросто нет забега в 14:00. Потому из окна автобуса выглядывала толкутся ли верблюды около беговой трассы, которую видно уже с дороги. Никаких верблюдов я не увидела, потому начала волноваться, что приехали мы напрасно. Но как оказалось, переживала я зря. Сразу при входе в главные ворота мы увидели как ведут друг за дружкой верблюдов. Юху!
Вновь пришедшие верблюды размещались со своими «вожатыми» на песчаном пятачке, ожидая скорой гонки.
Вокруг толпились погонщики, шейхи, просто какие-то смотрители, охранники и прочий народ.
Миша был в шоке от этой разномастной толпы, вцеплялся в мою штанину и боялся подходить к верблюдам. Ну, собственно, в какой-то мере страх его был обоснованным. Плевок в лицо никто ведь не хочет получить)) У этого верблюда явно случился казус 🙂
Зато впечатлений ребенку на всю жизнь, это все-таки не зоопарк, а реалии пустыни. Собственно, за этим я его и повезла сюда, потому что хотелось передать истинный дух Арабии, а не только показать железобетонный мегаполис, несмотря на всю его красоту.
По старой традиции говорится гонки на верблюдах, хотя на самих верблюдах верхом в наши дни уже никто не ездит. В прежние времена на горбу действительно сидел наездник. Чтобы верблюд бежал быстрее, погонщик должен был весить как можно меньше, соответственно, для таких целей на спину усаживали молодых мальчиков, а если быть точной — возраста около 9-10 лет. Спорт этот весьма рисковый, и в процессе гонки дети часто падали и убивались насмерть. Сегодня мальчики тоже крутятся среди верблюдов, но разве что пугают тех «горбатых», кто пришел к финишу последним.
Можно, конечно, предположить, что арабы в какой-то момент осознали весь драматизм этого действа, но скорее всего за то, что сейчас в седле сидят не маленькие погонщики, благодарить стоит лишь технический прогресс. Потому как в наши дни на горб каждому верблюду устанавливается специальное устройство с антенной, которое вроде как должно заставить парнокопытное бежать. Вот эти штуковины лежат наготове.
Я не могла понять как они работают. Единственный вариант, который приходил в голову это то, что устройство дает небольшой разряд тока, потому как штука явно электронная, с наличием антенны для приёма команд. Естественно, я докопалась до арабов, и вот этот вот мужчина объяснил мне все подробно.
Оказывается к каждой такой штуковине приделана вичка (а не антенна как мне казалось), которая погоняет верблюда, дабы он бежал со всех ног. Прямо скажем, хлещет эта вичка по спине бегуну со всей электронной мощью, на слух мне показалось, что ударяет минимум 2-3 раза в секунду. Так что бедняги-животные несутся более чем резво.
После того как мы вдоволь насмотрелись на лежачих, стоячих, сидячих и прочих верблюдов, с украшениями на шее, модно выстриганных, слюнявых и нет, мы отправились к самому старту, где уже толпилось несколько верблюдов в ожидании начала гонок.
Наблюдательный пункт мы заняли на очень удобном мостике, который расположился прямо над головами верблюдов.
Вид оттуда открывался и в противоположную сторону — на всю площадку, где мы только что рассекали среди стада.
Мне вообще понравилось, что даже из мест совсем не предназначенных для любопытных туристов никто не выгоняет, наоборот говорят: входи-входи, мол.
Возвращаясь на мостик. Не успела я опомниться, как был дан старт и верблюды рванули со всех ног по песчанной трассе.
А рядом с полосой для гонок расположены асфальтированные дороги, по которым едут автомобили с шейхами, преследуя верблюдов по всему пути. Именно из автомобилей верблюды управляются словно роботы.
Надо сказать, что гонка занимает от 7 до 15 минут, всё зависит от трассы, по которой верблюды бегут. В каждом забеге участвует 15-20 верблюдов, а желающих больше сотни, так что есть на что посмотреть) Между забегами смотрители топчутся в ожидании следующей партии животных.
Возле финиша есть трибуна с сидячими местами для наблюдения верблюжьих бегов.
К сожалению, всей трассы с этих мест не видно, зрителям доступен только обзор финиша и то как-то издалека, потому сидеть там мне показалось довольно скучно. Лучше уж смотреть с мостика или где-нибудь вдоль трассы встать.
Дорога назад в Дубаи оказалась тем еще квестом. Я предполагала, что раз движение автобусов по данному направлению редкое, то добираться мы будем скорее всего автостопом, который очень развит в Арабских Эмиратах. Раньше я просто как-то стеснялась тормозить такие крутые тачки, но тут выбора не было.
Но мне даже не пришлось тормозить машину, т.к. улыбчивая девушка в чёрном притормозила свой белый Land Cruiser рядом с нами. Конечно, она направлялась в Дубаи, ведь трасса ведёт именно туда, и конечно, она предложила нас подвезти, а мы ну никак не могли отказаться от такого предложения — жара, пустыня, трасса и я одна с ребенком. Так что мы добрались быстро и бесплатно до города, подружились с прекрасной арабкой по имени Аиша, и обещали приехать к ней в гости, чтобы переночевать в ее доме в пустыне. Но это уже другая история, о которой я обязательно расскажу в следующих своих статей.
Когда проводятся гонки на верблюдах в Арабских Эмиратах
Гонки верблюдов в Дубае проводятся с ноября по февраль каждую неделю — в четверг, пятницу и субботу. В каждый из этих трех дней проходит по два забега — первый в 6 утра и второй в 14 часов дня.
Вход для зрителей абсолютно бесплатный, никаких билетных касс или закрытых ворот даже не предусмотрено.
В зимние месяцы в Арабских Эмиратах очень комфортная солнечная погода, потому даже дневные забеги совершенно легко переносятся. Зато в 6 утра холодно (ночная температура зимой в ОАЭ в среднем 12-15 градусов). Да и подъехать к этому времени возможно разве что только на личном автомобиле, т.к. общественный транспорт еще не ходит, а таксисты если и найдутся, обязательно назовут цену втридорога за раннюю поездку. Потому я рекомендую ехать именно к 14:00.
Посетить такое уникальное мероприятие, как скачки на верблюдах, будучи в Дубаи стоит обязательно. Это одно из самых колоритных и самобытных мест в Арабских Эмиратах, наполненное духом пустыни и целым пластом истории со времен Персии.
altermama.ru
Гонки верблюдов в Египте на Синайском полуострове
Что такое верблюжьи бега в Египте и как туда попасть
Два бедуинских племени, Музейна и Тарабин устраивают каждый год гонки верблюдов в Египте. Сами тренируют верблюдов и наездников, сами организуют гонки. Мероприятие это не закрытое, но при этом попасть туда могут далеко не все. Чаще бедуины берут «своих» — локалов, тех, кто здесь постоянно живет.
Туристы на гонках верблюдов тоже попадаются, но по отелям такие «экскурсии» не предлагают, и потому приехавшие на верблюжьи гонки туристы – это те, кто либо знаком с локалами, либо смог завязать отношения с бедуинами и узнать об этом мероприятии.
Весь расклад выглядит так: приезжают все накануне, кто-то даже за день, чтобы потусить в синайской пустыне подольше, ночуют, естественно, в пустыне же, потом сами гонки – в 8 утра примерно старт, верблюды бегут где-то минут 30-40, дистанция 25-30 км, для гонок выбрана ровная долина, которая называется Вади Залага. Точное расстояние до сантиметра не важно, в долине рисуют линию старта, а на другом конце — линию финиша, и важно лишь, кто придет первым..
Зрители гонок едут за верблюдами на джипах, то обгоняя, то отставая, в зависимости от машины, дороги и цели – с какой стороны им интереснее наблюдать верблюдов. Впрочем, основное большинство зрителей старается более или менее держаться рядом с верблюдами во время гонок, а перед финишем пытается обогнать и увидеть сам финиш из первых рядов.
Дальше – награждение победителей и тусовки по этому поводу, как правило, с обедами, кальянами и прочей радостью.
Ехать туда часа полтора по асфальтированной дороге, а потом еще часа 2 по пересеченной местности, т.е. по пустыне – песку и камням разной степени утрамбованности. Тряска, конечно местами просто отменная (так что страдающие укачиванием – запасайтесь леденцами или таблетками). Но выжить реально
Происходит это мероприятие в январе, в горах в это время – особенно холодно, температура иногда опускается до нуля и даже местами идет снег. А ночевка, меж тем, происходит в палатке, которую и палаткой-то назвать можно с натяжкой. Впрочем, вводные закончились и теперь все от первого лица и в красках
Лагерь в пустыне Синайского полуострова перед гонками верблюдов
Когда я увидел расставленный у скал шатер, с позволения сказать, я даже не понял – плакать или смеяться. Я поражаюсь умению бедуинов что-то делать буквально из ничего. Рассмотрели бы вы этот шедевр кочевой жизни вблизи – уверяю вас, узнали бы о мире многое.
Например, что палатку можно сделать методом заплаток из распоротых мешков из-под сахара, кусков целлофана, плетеных ковриков, мотка веревки и нескольких коряг, служащих опорами этой конструкции. И можно даже вполне умно сообразить вход-выход, который при необходимости закрывается, а в открытом виде создает дополнительную защиту от ветра и прикрывает второй костер, разведенный у входа.
Первый костер – в самой палатке. Что интересно, никакого дымохода в потолке нет. На стадии разведения этого костра рядом дышать невозможно – вся палатка переполняется дымом. Но потом, когда пламя устаканивается, непонятно, куда девается весь дым: в палатке внезапно становится можно дышать, и сидеть у костра вполне комфортно.
Дальше на пол просто накидывается много ковриков, сверху – некоторое количество одеял. Посередине – пресловутый костер, вокруг него рассаживаются бедуины и мы. Вот и все удобства. При этом заплаточный способ изготовления палатки подразумевает дыры в ней практически со всех сторон. В какой-то мере, конечно, она закрывает от ветра, но вот именно что в какой-то мере.
Доставляют и удобства на улице. Вы себе только представьте: какой в пустыне сортир? Правильно, никакой. Пара чахлых кустиков, которые вряд ли прикроют всерьез, и скалы, на которые не всегда залезешь. Ну и вообще – это круто: лезть на скалу, чтоб сходить там в туалет
Единственный в моей жизни случай, когда отправление естественных потребностей можно было приравнять к подвигу Нет, можно еще вспомнить случаи в зимнем лесу, но это было давно и неправда.
И кстати о снеге. По дороге к Вади Зелега мы видели снег. Вечер обещал быть томным. Бедуины при этом радостно пытались ловить снежинки ртом и восторгались таким редким явлением в их пустыне. Шоб я так жил, как говорится, – снегу радоваться! А нам-то было не до смеха, мы-то знаем, что такое снег….
В общем, как и предполагалось, к вечеру, приехав на стоянку, где уже разбили лагерь, мы изрядно задубели. И были поставлены перед альтернативой: или сидеть в палатке, в тепле, но рискуя задохнуться, или дрожать от холода на улице, но дышать свежим воздухом. Мы пытались чередовать
К моменту, когда дым как-то выветрился, на втором костре уже готовилась еда, и, в общем нечто горячее, принятое внутрь, помогло как-то согреться и перестать строить мрачные предположения на тему как быстро мы замерзнем ночью и до какой степени.
Еда, кстати сказать, была довольно вкусной. Бедуины нередко одарены кулинарными талантами (или как минимум хорошо набили руку в этом деле), обязательно пекут в костре, на углях, хлеб, и часто используют его вместо ложки практически с любым блюдом, зачерпывая куском хлеба пищу, а потом съедая и «ложку».
Утомляет только обилие в бедуинской пище куркумы, которую я не очень жалую, но в целом еда, запеченная в костре или сваренная на нем, меня всегда прельщала больше обычной, приготовленной на плите. То ли сказывается особенный запах костра и «подкопченость» пищи, то ли атмосфера.
В общем, смирившись с палаткой, больше напоминавшей бомжатник, и утолив голод курицей с овощами и бедуинскими лепешками, мы перешли к более занятной части: наблюдениям за бедуинами. И тут меня ожидало немало интересных открытий.
Мужское общество у бедуинов в Египте
Признаюсь, перспектива провести 2 дня в компании некоего количества людей почти без шансов остаться одному – казалась мне довольно трудной. Я вообще не очень люблю шумные компании, толпу, постоянный и тесный контакт с кем-то, в общем, у меня было ощущение, что мне стоит приготовиться к принесению собственного комфорта в жертву желанию посмотреть на гонки верблюдов в Египте и побыть в пустыне.
С бедуинами мы до того общались, но чаще это общение было более индивидуальным – в горы ходили, как правило, с одним проводником, больше и не нужно, знакомы с парой водителей, возивших нас в разные части пустыни… В общем, не припоминается что-то столпотворения бедуинов в нашей жизни
А тут реально вокруг палатки сновали человек 5-6 помимо нашего основного проводника, да еще периодически кто-то подъезжал здороваться-общаться, присаживался к костру и чувствовал себя как дома.
А теперь – самое удивительное: это не напрягало. Вообще. Я до сих пор задаю себе вопрос – как это? И понимаю, что ни в России, ни в других странах (по разным причинам) я не чувствовал себя в компании людей настолько комфортно.
Бедуины каким-то образом очень хорошо чувствуют границы людей. Сидишь у костра, не хочешь говорить – к тебе никто и не будет приставать. Просто так ни о чем – не будут спрашивать, если от тебя не нужно что-то совершенно конкретное.
Мне показалось, что право побыть в себе самом – святое для них. И между собой они общаются ровно также. Если они видят, что человек занят собой, с ним только поздороваются. Если он не хочет продолжать разговор, то 2-3 формальные фразы, свидетельство почтения – и от желающего побыть в себе моментально отстают. Вот нам бы такую культуру, ей-богу. При том, что это – дети гор, дикий народ(с)
Однако, на родине посидеть, например, в очереди без назойливых расспросов не всегда удается. И даже на тематических сборищах, когда, вроде бы, собрались люди, объединенные общими задачами, увлечениями и т.д., обладающие примерно одним уровнем культуры – все равно у многих нередко не закрывается рот. Ощущение такое, что даже если нет интересной темы для разговора – надо все равно обязательно сотрясать воздух все равно чем, лишь бы сбежать от перспективы остаться наедине с собой. Пустоты, что ли, внутренней, так страшно?
Я все думаю – связано ли это с тем, что в местном обществе любителей гонок верблюдов были одни мужчины? Женщин на такие мероприятия бедуины не берут. Возможно, они считают, что именно женщины стали бы сотрясать воздух без умолку?
Я далеко не разделяю подобных взглядов относительно женщин, однако, не могу не признать, что именно девушки, туристки из России, приехавшие с нами, тихо возмущались по поводу того, что «им недостаточно внимания», их недостаточно развлекают, с ними мало говорят и т.д. Мы им пытались объяснить, что это – не туристическое мероприятие, что тут все натурально так, как у них между собой всегда, и что никто постоянно развлекать приезжих не подписывался.
Но вот почему-то нам, локалам, было вполне органично, что нас не трогают зря, не обращают лишний раз внимания, дают возможность побыть с собой, подумать о своем, а вот девушкам, прибывшим из Москвы не так давно, и вписавшимся в эту группу только благодаря внезапному знакомству с местным проводником, – им было почему-то не очень комфортно в таких границах.
В общем, не знаю, свойственно ли всем мужчинам мира молчание в большей степени, чем женщинам, но факт оставался фактом: именно мужчины в этом сообществе обладают этим удивительным уважением к твоим границам и умеют комфортно молчать, не создавая при этом в воздухе звенящего напряжения. Что у них там внутри — однозначно сказать трудно, но как минимум они не привыкли от этого убегать.
Обратил я внимание и на то, какова возрастная иерархия в общении. Старшие, сидя у костра, говорят больше. Мужчины средних лет тоже говорят, но иногда слушают стариков. Молодые задают вопросы чаще, чем высказываются сами, хотя высказываться им никто не мешает. Подростки сидят у костра и просто слушают, вопросы задают редко. Высказывания подростков, как я понял, не очень поощряются, зато к их вопросам относятся очень внимательно.
Один старый бедуин, просидев у нашего костра примерно с час (видимо, пришел проведатьродственников, каковыми ему приходилась часть наших проводников), о чем-то увлеченно рассказывал. Все слушали его с большим интересом, даже вопросы редко задавали. И вот это состояние всеобщего расслабленного внимания и интереса уловилось нами на раз, даже при полном непонимании арабского.
Еще там был интересный персонаж – в палатку один раз вошел мужик, одетый совершенно по-европейски, но говорящий свободно по-арабски. Потом оказалось, что он – венгр, давно уже тусит с бедуинами, построил тут где-то дом, живет тут месяцами, шарится по пустыне, составляет какие-то карты местности, в общем, он нашел себя на Синае определенно.
Я смотрел на него и завидовал. Чувствовалось, что он влюблен в эти места, что они для него – свои. И я подумал о том, что мне очень хотелось бы найти такое место, где была бы близка не только природа, но и люди в полной мере, культура, язык, обычаи. И это было бы далеко от цивилизации, примерно как и здесь.
Синай – определенно место силы для меня. И я много что черпаю из местной культуры, но чувствую, что полностью вписаться в нее не могу. Ислам мне не близок, и столь жесткое разделение гендерных ролей – тоже, и не скажу, что сильно увлекает язык.
Но каждому из нас, представителю собственного пола, порой хочется актуализировать свою принадлежность к этому полу, обновить информацию о собственной идентичности. Тем более, в нашем оторванном от природы городском сообществе с инициацией откровенно плохо.
Свою я получал с огромным трудом, находя мужские сообщества среди преподавателей, в монастыре, собирая все это из кусочков и не понимая потом, как все это вписать в принципиальную бесполость городской жизни… И только на природе я отчетливо понимал, особенно находясь в паре, как включаются и начинают активно работать наши отличные друг от друга энергии….
Здесь я хорошо прожил собственный праздник Анимуса. Почувствовал силу мужской энергии, еще раз перезапустил в себе ее источник. Как будто обновил членский билет И с бедуинами в этом смысле никто еще не смог сравниться – они, пожалуй, за все последние годы дали мне этих ощущений больше всего.
Гонки верблюдов в Египте
Ночь, конечно, отоварила в лучшем виде. Экстрим – он и есть экстрим. Пара ковриков, постеленных на голую холодную землю в условной палатке, сверху одеяло, спальник и еще одно тонкое одеяло. Для ночевки в пустыне с температурой примерно +5 градусов – это, конечно, совсем спартанские условия.
Мы, конечно, подмерзли, но поспать какое-то время все-такиудалось. Что интересно, я даже относительно выспался, хотя задрались мы по команде нашего проводника в 6 утра – в 8 должен был быть старт гонок.
Мы вылезли из палатки, собрались, наскоро поели и выдвинулись разрозненной командой в сторону старта. Мы выбрали ехать в закрытом джипе, часть – выбрала поездку в открытом кузове. Собственно, в джипе тоже можно открыть окна, но там больше вариантов, за что держаться, и еще – стекла можно прикрыть, если нужно почистить стекла объектива. Да, об этом я думал в первую очередь, так как приехать без хороших фото – было бы просто позором и отчаянием
И я таки не ошибся. Несколько раз объектив мне заносило песком по самое нехочу, и впервые за последние 2 месяца без зеркалки я порадовался, что в руках у меня – всего лишь компактная камера. Потому что зеркалку с большим объективом на таких колдобинах одной рукой удержать было бы нереально. А второй рукой еще надо было удержать себя самого, высовывающегося из окна джипа, в общем, час прошел в таких вот акробатических упражнениях.
Сами гонки захватывают своей атмосферой. Сколько точно было верблюдов – сказать никто не мог, потому что на старт было заявлено одно число (больше 30), но вроде, не все пришли на старт по каким-то причинам. Силясь вспомнить арабские цифры, мы решили, что 31-й верблюд – это самое большое число, которое мы видели среди участвующих верблюдов.
Номера были написаны у них на шеях красной краской. Наездниками были мальчики от 5 до 10 примерно лет, видимо, взрослый мужчина сильно сократил бы скорость верблюда, а верблюды не сказать что сильно быстроходны, так что, пытаясь максимально поднять их ходовые качества, их не нагружали большим весом.
За верблюдами, то отставая, то опережая, рвануло огромное число машин. Все – полноприводные внедорожники, были и дорогие модели, но в основном – довольно старые машины, большинство – тойоты (и я еще раз убедился, что наш последний выбор для путешествий в виде Toyota-rav4 был правильным: реально неубиваемые машины!)
Машину неоднократно колбасило на грани заносов, и мне было жутко интересно, как с этим будет разруливаться наш водитель, но, привычный к такому специфическому бездорожью, он только слегка сбавлял скорость, выруливал из потенциального заноса и давил на газ дальше.
И вот, финиш. Верблюды неслись из последних сил, изо рта у них комьями вырывалась пена, у кого-то из верблюдов были в кровь растерты упряжью шея и бока, в общем, их было даже как-то жалко. Все 4 первых верблюда были из племени Музейна, Тарабин проиграли всухую, причем, как говорят знатоки, уже в который раз.
Не знаю, насколько сильно расстроились Тарабины, но после награждения победителей, все бедуины мирно расселись там же в долине группами, чтобы отдохнуть, перекусить, а некоторые для праздничного обеда отъехали чуть подальше в пустыню.
Наш проводники были представителями племени Музейна, и потому их радость, можно сказать, была предельной. Видимо, поэтому, найдя в пустыне ровную площадку в виду красивой долины, они угостили нас особенно вкусным обедом
А потом, перекусив и побродив вокруг очередных скал и каньонов, мы тронулись в обратный путь. Небо весь день гонок было ясным, в отличие от предыдущего дня, хмурого, мрачного, с редкими просветами яркого солнца, которое все равно утопало в облаках. И мы окончательно разделись и согрелись после холодной ночи.
Выехав позже на асфальтовую дорогу, ведущую обратно в Дахаб, к нашей обычной жизни, я вдруг пожалел о том, что не могу провести в пустыне еще больше времени.Еще тише. Еще глубже. Еще пронзительнее. Значит, мне еще есть, что здесь делать.
Читайте также рассказ о гонках на верблюдах 2016 года
nesvitsky.com
Гонки на верблюдах в Египте. Год спустя
В этот раз все было не так, как было в прошлый раз. Это «не так» имело разные оттенки, но вот прямо до смешного – все, что в тот раз было недостаточно комфортно или недостаточно интересно, стало удобно и зажигательно, а все, что было захватывающим в тот раз, стало неудобным и не особо приятным
Но по порядку. Историю о том, что такое гонки верблюдов на Синайском полуострове в Египте, вы можете прочесть отдельно, сейчас на этом не буду останавливаться. Расскажу именно о том, что изменилось и какие были впечатления по этому поводу.
О верблюдах и людях
В этот раз, видимо, измученные долгим периодом вообще всякого отсутствия туристов в стране, местные решили «поднять» туристическую тему относительно гонок верблюдов с изрядным усилием и упованием. И вместо одной машины с представителями бледнолицых мы получили еще 3 (прописью: три!) А в каждую машину вмещается 7-8 человек….
Где взяли местные бедуины такое количество и локалов, и туристов – вопрос отдельный, но если стараться, думаю, все можно. И они старались. Понятно, что деньги нужны, понятно, что мероприятие вполне того стоит, гонки на верблюдах — особая тема пустыни, экзотика и все такое. Но атмосферу это убило напрочь.
Бедуины, помогавшие нашему основному проводнику, сторонились этой тусовки, точнее, они не вносили в нее ничего своего. Кто помогал – концентрировался на нуждах туристов или на их развлечении, но в этом бедламе увидеть настоящую культуру общения самих бедуинов и поговорить с ними спокойно, как это было в прошлый раз – можно было даже не мечтать.
Все стало быстро превращаться в обычное туристическое мероприятие «а-ля рюс» – кто-то из русских, естественно, принес крепкого алкоголя и понеслась…. Бедуины, в общем-то, позволили случиться этому бедламу, поучаствовав в нем слегка народными пениями под барабан, а наши запели песни «Чайфа» под гитару, причем женскими, в основном, голосами и с распевами, для «Чайфа» уж совсем не характерными.
Если не вдаваться в слова, то на уровне восприятия получилась смесь из «как здорово, что все мы здесь» и «ой, мороз-мороз». Кроме смеха от странности сочетаний и тоски от загаженной тишины пустыни это ничего больше не вызывало.
Однако, навыки выживания в пустыне, закрепленные в нашем последнем походе, а также своевременно арендованная отдельная палатка существенно спасли вечер. Для начала, еще до заката, мы набрали дров себе, отдельно, не желая никого особо напрягать своим желанием уединиться.
Палатку поставили сколь возможно дальше от бедлама, хотя долетало, конечно, но уже не так громко. Костер разожгли отдельный. И весь вечер, по сути, просидели в основном одни, стараясь сфокусироваться на звуках и ощущениях пустыни, а не на том, что долетало из бедлама….
Но вот, что удивительно, как раз палатка, одежда, то, как в итоге была организована наша конкретно ночевка – тут все было вполне удобно. В отличие от того раза, где мы ночью страдали от холода и отсутствия адекватного privacy, которое хотя бы ночью таки необходимо.
Нам, можно сказать, было тепло, сухо и комфортно, и вечер мы провели вполне достойно, заранее оценив обстановку и приняв меры по удалению себя на почтительное расстояние и свернув все возможное общение с согражданами.
Да и место для лагеря было выбрано удачнее, чем в тот раз, а потому на закате мы могли более свободно прогуляться по пустыне, посмотреть закат, полюбоваться скалами, которые в этом конкретном месте весьма живописны.
А что касается других «отдыхавших»…. То я не буду никого осуждать. Люди отдыхают, как умеют. Да, мне по-прежнему, еще со времен Карелии, не понятно — зачем ехать на природу и тащить туда все «прелести» города, зачем глушить свои ощущения алкоголем и уничтожать уникальные звуки природы и (тем более!) тишину своими голосами. Все то же самое — выпивку, музыку, нетрезвое пение — можно получить, не выходя из дома. Природа — она как-то, на мой взгляд, другое предполагает. Но другие люди — это другие. И мы лишь можем решить, по пути нам с ними, или нет. С этими нам точно было не по пути.
Гонки на верблюдах: старт и финиш
Утро выдалось вполне теплое и безветренное, видимость обещала быть неплохой, однако, машин не стало больше, и если в прошлый раз мы ехали вдвоем в кузове джипа (остальные несколько локалов и туристов тогда успешно «размазались» по другим машинам бедуинов), то сейчас те же 7 человек набились в джип как сельди в банку.
В руках у меня была зеркалка, в отличие от прошлого раза (тогда зеркалка сломалась, и пришлось фотографировать подводным компактом). По идее, радоваться надо было. Но радость от наличия зеркалки сильно омрачалась тем, что в машине, в которую набились 7 человек, не повернешься нормально к окну и не сможешь занимать разные положения в машине. Соответственно, обзор и возможности строить кадры сильно уменьшались.
А одного нытика, который стал требовать еще и окно закрыть (и зачем он туда приехал тогда?) я чуть не послал далеко и непечатно. В итоге у меня хватило культуры просто сказать, что окно я не закрою, так как приехал сюда, в том числе, и ради фото. И если у товарища есть другие варианты решения вопроса с фото – я готов его выслушать. Но понятно, что вариантов не было
Дальше я изворачивался как мог. Хотя и случилось несколько удачных кадров, все равно ощущение связанных рук у меня было по полной программе. Прошлые гонки на верблюдах позволили мне прыгать между окнами и снимать с разных ракурсов, здесь же ракурс был вообще один, и многое зависело от того, каким боком повернется к верблюдам наша машина.
К финишу нас все-таки доставили пораньше, и была возможность хоть несколько гонщиков с верблюдами снять крупным планом, но сама дорога в основном не дала той возможной массы интересных снимков, которые могли бы быть.
Про «не так» интересно еще и то, что впервые за несколько лет гонки на верблюдах выиграл представитель племени Тарабин. До того все время выигрывала Музейна. Впрочем, мальчик-Тарабин хоть и пришел первым, остальные 2 призовых места заняли все-таки гонщики из Музейны. Но победитель – он, как ни крути, один, и в этот раз действительно все было иначе.
Иначе было и то, что позавтракав в том же лагере, мы двинули быстро в сторону Дахаба, хотя в прошлый раз мы остановились для обеда в ущелье, и довольно долго гуляли там и сидели, продолжая общение друг с другом и бедуинами. А в этот раз всех просто быстро собрали и повезли обратно. Задолбали бедуинов бледнолицые гости, не иначе….
Сами гонки на верблюдах, я бы сказал, были по-прежнему захватывающими. Однако, сдавившие меня со всех сторон люди, способны были сильно притупить любые яркие ощущения. И вот эта атмосфера бега и соревнования, захваченность процессом – она прошла как-то смазанно и практически мимо.
«Не возвращайтесь в места, в которых вы были счастливы»
Такую фразу мне как-то довелось услышать. Я тогда не согласился – ведь хоть и нельзя войти в одну реку дважды, можно войти в новую реку, но примерно на том же месте. И не факт, что там не будет новых удивительных ощущений.
Вспомнил эту фразу здесь, на гонках. Несмотря на трэш с холодом, несмотря на отсутствие отдельной палатки, мы в прошлый раз были счастливы. Чем? – наверное, открытием. И действительно, есть места, в которых счастье настигает тебя именно потому, что ты видишь что-то новое, переживаешь что-то неизведанное, знакомишься с ранее не знакомым и интересным.
А есть места, куда ты можешь возвращаться хоть 100 раз, а меж тем, не будет ощущения того, что все напрочь потускнело, «и вот тогда трава была зеленее» и т.д. Я помню, как переживал такой кризис с Карелией, думая, что никогда уже толком не вернусь, и даже не потому что нечего открывать, а потому что….
Об этих переживаниях можно почитать в рассказе про остров Сперанского.
И, тем не менее, мы вернулись потом еще несколько раз, и возвращались в места, где были счастливы, и, хотя счастье было уже другим, оно – было.
Я уверен, что так будет с Дахабом и пустыней вообще. Что если я вернусь – я снова буду счастлив. А вот гонки на верблюдах….
Может быть, это и есть тот случай. Когда больше не нужно возвращаться. Когда вот это рассеяние нужной атмосферы сообщает тебе о том, что, возможно, все самое важное ты уже получил, все нужное – увидел, все существенное – осмыслил.
И, тем не менее, мне все еще кажется, что фото могли бы быть намного интереснее. Но так ли это было бы в реальности – возможно, мы никогда и не узнаем.
К сожалению, а может быть — к счастью, не каждое место и не каждое событие нужно и можно «выпить до дна». И, вероятно, в этом тоже немало смысла: ведь выпитое до дна становится скучным, пресным, обыденным и больше не может быть открытием, приключением и вдохновением. Поэтому, наверное, все именно так, как и должно было быть.
nesvitsky.com
|
funer.ru
Настольные игры. Camel Up. На верблюжьем горбу.
Пустыня… Бескрайнее море песка под палящим солнцем с жаркими бризами раскалённого воздуха. Лишь безумец отважится на путешествие вглубь безжизненной территории, пейзаж которой состоит лишь из разрозненных колючек. Тем не менее, местные жители привыкли к этим нечеловеческим условиям и даже организуют гонки на верблюдах, вызывающие фурор у многочисленных приезжих со всех концов света. Сегодня на Розовом диване – чудопирамидная настольная игра «Camel Up»
Состязания проходят вблизи местных достопримечательностей – великих пирамид, в тени которых полуистлевшие мумии фараонов прячутся от солнечных лучей, наблюдая за безумствами ныне здравствующих погонщиков «кораблей пустыни». Двугорбые участники забега, поднимая клубы песка, летят к финишной черте, не разбирая дороги – нет ничего более неуправляемого, чем пребывающий в своих мыслях верблюд.
И, конечно же, столь непредсказуемые соревнования привлекают поклонников острых ощущений, готовых испытать судьбу и поставить звонкую монету на результаты этого феерического действа. Да что я вам это рассказываю – убедитесь сами!
В коробке стандартного размера вы найдёте комплект для проведения настоящих гонок на верблюдах, состоящий из россыпи картонных тайлов и жетонов, стопки карт, элементов пирамиды, верблюдов и кубиков, а также информационного буклета. Горячий воздух пустыни, наполняющий ёмкость, вызывает видения – среди облаков парят гордые верблюды…
Собственно, вот они – насквозь деревянные, совпадающие по цвету с шестигранниками, на сторонах которых разместились цифры от единицы до трёх.
Выполненные из плотного картона, тайлы ставок позволят заработать немного фунтов. Каждому кораблю пустыни соответствует три карточки с различной величиной ставки, более подробно о них я расскажу далее.
Пять тайлов пирамиды позволят выполнить необъяснимые и безумные (как и всё, что здесь происходит) действия – поставить пирамиду с ног на голову, заработав за это монетку. Вернее будет сказать – с основания на вершину, хорошенько встряхнув полуразвалившуюся постройку.
На пути участников забега могут повстречаться оазисы, полные живительной влаги, либо пересохшие русла рек, не несущие ничего хорошего избравшим этот путь погонщикам. Тайлы пустыни двусторонние, различаются лишь портретом персонажа в правом нижнем углу.
Ах, да, персонажи. В этом жарком хаосе может принять участие до восьми игроков, каждый из которых представлен своим героем – будете ли вы принцем, путешественником, восточной красавицей или разбойником – решать вам.
Комплекты у всех участников гонки одинаковые и состоят из пяти карт верблюдов. Никаких дополнительных способностей у персонажей нет (хорошее подспорье для дополнений).
Все тайлы пустыни и карты ставок соответствуют какому-то герою, чей портрет изображён справа внизу (тайлы), по центру вверху (карты), и гордо взирающему на вас с рубашек карт.
Деньги, используемые в игре, изготовлены на монетном дворе известного падишаха, чьё имя известно всем (сто лет ему процветания), с гордым профилем его лучшего скакуна. Банкноты и монеты пополнят счета счастливчиков, а жетон первого игрока даст его обладателю временную фору.
Соревнования, по традиции, проходят вокруг пирамиды известнейшего фараона (тысячу лет ему покоя), собранной весьма оригинальным способом из картонных модулей. Резинки, вложенные в коробку, предназначены не для перевязывания денежных знаков, а служат возвратным механизмом в системе доступа к недрам постройки.
Нажимаете верхнюю планку по направлению стрелки – заслонка сдвигается, отпускаете – возвращается на место. Сквозь образовавшееся отверстие может «просочиться» только один шестигранник.
Карта местности, запечатлённая на прямоугольной картонке. Слева – оживлённая площадка с шатрами, палатками букмекеров и трибунами, справа – арена (простите, беговая дорожка), на которой развернутся события этой обжигающей душу гонки.
На жарком старте
О, счастливейший из людей!
Обрати свой взор на шатры, в которых бьют копытом двугорбые скакуны. Независимо от числа участников забега количество верблюдов остаётся неизменным. За шатрами, совпадая по цвету, находятся палатки ставок со стопками тайлов, рассортированных от меньшего значения к большему. Чуть дальше – шесть жетонов пирамид, слева и справа от которых находятся локации ставок на первого и последнего участника забега. Финансы составляют общий банк.
Игроки получают тайл пустыни и набор из пяти карт ставок, отмеченных одним и тем же персонажем. Отныне он – это вы, богатейший гость данного праздника безумия. Хотя богатым вас назвать трудно – стартовый капитал составляет всего три монеты, которые для победы необходимо многократно приумножить.
О, мудрейшие!
Верблюды общие, а цель игроков состоит в том, чтобы определить лидера и аутсайдера. Вы можете менять свои предпочтения непосредственно во время гонки. Перед стартом самый чёрный участник забега бросает все кубики и выставляет верблюдов на позиции, согласно выпавшим цифрам. При совпадении одна фигурка водружается на другую.
После этого шестигранники опускаются в пирамиду, которая занимает своё место в центре кольца трассы.
Начиная с первого игрока, далее по часовой стрелке, участники соревнований выполняют по одному действию на свой выбор. Это продолжается до тех пор, пока в пирамиде не иссякнут кубики, затем следует промежуточное подведение итогов. Гоночное безумие заканчивается, когда один из верблюдов пересечёт финишную черту.
Итак, игрок может сделать ставку на лидера, взяв себе тайл соответствующего цвета. На промежуточном подсчёте очков все, кто имеет в запасе такие картонки, либо получают монеты (если верблюд находится на первой или второй позиции), либо теряют один фунт, если на любой другой.
Например: Мустафа получит 5 монет, если зелёный верблюд будет первым, одну – если вторым, и потеряет один франк, если бегун займёт с третьего по пятое место.
Обратите внимание, о проницательнейшие, что подсчёт денег происходит на каждом промежуточном этапе, а также после окончании гонки. Подведя итоги, соперники возвращают тайлы ставок обратно на игровое поле, а картонки пустыни забирают в личный запас. Кстати, Верблюд, находящийся на вершине пирамиды, считается ближе к финишной черте, нежели его нижний собрат по горбу.
Положив жетон пустыни на трассу, игрок либо образует оазис, либо «долину смерти». Когда верблюд останавливается на данной локации, хозяин тайла получает монету, а фигурка бегуна либо продвигается вперёд на одну клетку, либо отходит назад на аналогичное число делений. Обратите внимание, о рассудительнейшие, что между тайлами пустыни всегда должен быть промежуток. Перевернуть картонку (или переложить её на новое место не занятое верблюдами) можно за одно действие.
О, нетерпеливейшие читатели, передвигаются фишки с помощью кубиков – возьмите тайл, встряхните пирамиду, переверните её основанием вверх и сдвиньте заслонку. Из ёмкости выпадет ровно один шестигранник.
Его цвет укажет раскраску верблюда, который ринется вперёд на количество клеток, равное результату броска. Все фишки, сидящие на горбу у мчащегося галопом счастливчика, также перемещаются вперёд вместе со своим собратом. Тайл пирамиды оставьте себе – при промежуточном подсчёте он принесёт одну монету.
Выпавшие кубики располагаются в шатрах. Ранее я отметил, о всёпомнящие, что как только все пять кубиков будут использованы, происходит промежуточный подсчёт денег.
Помимо промежуточных финишей, можно делать ставки как на лидера, так и на аутсайдера. Карты располагаются стопкой рубашкой вверх, а при окончании игры переворачиваются картинкой вверх (таким образом, нижняя карта становится первой). В случае верной ставки, игрок получает количество монет в зависимости от расположения карты в стопке.
Первая верная ставка приносит 8 монет, следующая – 5 и далее в сторону уменьшения. В случае ошибки игрок теряет одну монету. Учтите, о богатейшие, что ниже «нуля» благосостояние игрока не может опускаться.
Как только один из кораблей пустыни перебежит финишную отметку, гонки заканчиваются, и происходит итоговый подсчёт очков (ставки на промежуточное и окончательное положение фишки). Самый богатый игрок получает купон на 50% скидку захоронения в пирамиде и побеждает в гонке.
Горб к горбу
О, позитивнейшие мои!
Это безумно хаотичная и феноменально эмоциональная игра для всех возрастов, которую вы можете разложить как в кругу семьи, так и на любой вечеринке. Верблюды несутся вскачь, не разбирая пути, лидер постоянно меняется, а в течение получаса вы можете как разбогатеть, заработать пару сотен фунтов, так и остаться ни с чем, удивлённо рассматривая песок где-то посреди пустыни. «Ничего нельзя гарантировать!» – такой фразой я охарактеризовал бы игровой процесс.
Качество компонентов и полиграфия не вызывают никаких нареканий. Скорее всего, всё изготовлено за рубежом, но поручиться за это я не могу. Тем не менее, картон ровный, краски яркие, смещения печати нет – от импортного издания не отличить.
«Где-то я это уже видел», воскликнет умудрённый игровым опытом читатель. Безусловно, перед вами гремучий коктейль из «Черепашьих бегов» и «Мафии леммингов» в антураже пустыни с завораживающей взгляды картонной пирамидой. Весёлая, безумная, азартная и динамичная «настолка», в которую мы сыграли уже больше пяти партий. Очередной хит для поездок в гости или вечерних посиделок с друзьями, когда хочется повеселиться и получить заряд позитивных эмоций.У настольной версии есть электронное воплощение:
Игра предоставлена для обзора магазином «Hobby Games«, продавцы которого проконсультируют и помогут в выборе интересующего вас товара.2fishki.ru
Гонки на верблюдах на планете Татуин
В далекой-далекой галактике, на планете Татуин… Так начинается легендарный фильм «Звездные войны». Смотря его, мы даже не подозреваем, что видим не другие миры и галактики, а собственную Землю! Монтаж, компьютерная графика? Вовсе нет — эту планету реально посетить. Но куда лететь, где этот пустынный край, где нашли Люка Скайвокера? Древние арабы именовали такие земли «ас-сахра», что в переводе означает «пустынная местность или пустынный край». Вот откуда получила свое название Сахара — величайшая пустыня на земле. Там-то и следует искать планету Татуин. А лететь нужно в Тунис
В нашем представлении Сахара — сплошной песок. Но это не так. Лишь пятая ее часть покрыта песчаными барханами. Образующиеся между ними впадины превратились в караванные пути, а оазисы — в места стоянок и отдыха. Вот и нашей стоянкой стал тунисский город Тозер, расположенный вдоль северного берега соленого озера Шотт-эль-Джерид. В сорока минутах езды от него находится та самая знаменитая местность, известная по фильму. Называется она Унгежмен — «шея верблюда». Именно здесь Джордж Лукас снимал эпизод, где жил Люк Скайвокер из «Звездных войн». Посреди пустыни построили настоящий галактический город Татуин. …Перед нами он появился неожиданно, как будто вырос из песка! А в отблесках заката он был великолепен. Название Унгежмен вовсе не случайно. Это настоящая планета верблюдов — они здесь повсюду.
Именно поэтому на следующий день мы отправились в город Дуз. Это типичное тунисское поселение, со всех сторон окруженное песчаными дюнами. В нем находятся символические ворота в пустыню Сахару, за которыми царит лишь мир песка. Ежегодно в городе Дузе проводится фестиваль Сахары (International Sahara Festival), в этот раз он запланирован на 25-26 декабря 2009 года. Праздник знаменит различными национальными представлениями, выставками картин, собачьими бегами, верблюжьим баскетболом, соревнованиями песен и танцев, национальной кухней. Но главной изюминкой фестиваля являются гонки на верблюдах! Да-да, именно на верблюдах. Помните гонки на звездолетах в Татуине? Так вот — здесь подобные соревнования тоже реальность, причем участвуют в них специальные быстроногие белые верблюды породы мегари. Участники и их беговые верблюды приезжают из стран Северной Африки: Египта, Ливии, Алжира, Марокко. И даже из Франции. Дистанция забега — 42 километра. Зрители, рассевшись на трибунах, напряженно ожидают старта. Конкуренты присматриваются к соперникам и их гоночным животным, оценивая свои шансы. Некоторые погонщики оживленно беседуют друг с другом, делясь новостями. Многие из них знакомы и давно не виделись. Волнующий момент: раздается сигнал готовности… начинается суматоха. Садясь на верблюда, погонщик хватает свое животное за нос. Старт — не самое важное, главное — успешный финиш. Все выстраиваются в одну большую армаду. Выстрел из старинного ружья оповещает о начале соревнований. И все понеслись, если это можно так назвать. Нет, верблюды очень даже проворные, но уж, конечно, не такие, как лошади или собаки, — до них им еще далеко! Животные и погонщики скрываются в пустыне, а мы в клубах песка и пыли смотрим им вслед. Здесь нет стадиона или ипподрома — только трибуны, а дальше — бескрайние просторы пустыни. Теперь будут тянуться долгие часы ожидания финиша, ведь 42 километра для верблюдов бегом — это не шутка.
Зато у меня будет время рассказать об одногорбом верблюде — дромадере, уникальном животном. В пятидесятиградусную жару оно неделями может обходиться без воды и пищи, теряя при этом лишь одну пятую своего веса. Предки верблюдов протилопусы жили в Америке 35 миллионов лет назад. Пять миллионов лет назад они перешли по перешейку, соединяющему два материка, в Азию. Три-пять тысяч лет назад драмадеры были одомашнены. Арабы называют верблюдов «даром Аллаха». Согласно Корану верблюд — это воплощение силы и мудрости создателя. И действительно, как бы люди в пустыне обходились без них? Ведь помимо того, что верблюды дают молоко и мясо, они способны перевозить до 250 кг груза по пустыне. При этом в сильную жару температура животного поднимается до 42-х градусов, а в холодные ночи опускается до 30, причем, без всякого вреда для его здоровья. Шерсть защищает верблюдов от жары и холода, горб позволяет прожить без воды и еды три недели. Губы приспособлены жевать даже колючки, а желудок — переваривать металл и пластмассу. Мозоли на коленях и копытах дают возможность передвигаться и лежать на раскаленном песке. Но самое главное — и это, несомненно, вызовет ваше удивление — тот факт, что верблюд не является исконно африканским животным и попал на просторы Сахары и Северной Африки, судя по всему, не раньше VI в. до н. э.
Наше долгое ожидание скрашивали выступления разнообразных фольклорных коллективов: национальные пляски под дудки, барабаны и песни. И, конечно же, забавы, катания на верблюдах по дюнам и обед в шатрах в пустыне. Естественно, набивая едой желудки, мы прошляпили финиш гонки! Но праздник на этом не закончился — в честь окончания гонок состоялось красочное представление. Чего здесь только не было? Играли в баскетбол и поло на верблюдах. Воинственные ферзи (с арабского — воины) состязались в верховой езде и акробатических трюках на лошадях. Уставшие погонщики с интересом наблюдали за происходящим. В рамках фестиваля состоялись и бега борзых. Слюги — местная разновидность борзой — лишь на вид тощая и жалкая, зато на деле она способна развивать неимоверную скорость.
Кульминацией праздника стала массовая и весьма впечатляющая атака берберской кавалерии. Под выстрелы ружей и воинственный клич она понеслась, как вихрь в пустыне. Всадников переполняла гордость за свою страну, свой народ и культуру. Как тут не вспомнить слова знаменитого тунисского поэта Абу-эль-касем-Шебби «если народ не захочет подняться к вершинам, то всегда будет жить в ямах»?
Текст и фото ЕВГЕНИЙ Рафаловский
www.otpusk.com