Хнефатафл: шахматы последних варваров Европы: nastolki — LiveJournal
?Рун Вульфссон (rhunwolf) wrote in nastolki,
- Игры
- История
- Cancel
Русское название: Хнефатафл, Тавлеи Зарубежное название: Hnefatafl Тип: коробочные абстрактные | Число игроков (и оптимальное): 2 (2) Сложность освоения: низкая Время подготовки: до 5 минут Время партии: до 30 минут |
…С севера, юга, запада, востока, отовсюду, куда ни глянь, наступают враги. Конунг со своими людьми окружен со всех сторон. Встреть он любой из окруживших его четырех отрядов в чистом поле, один на один, сомнений в том, кто выйдет из битвы победителем, не оставалось бы ни малейших. У конунга было численное преимущество. Кроме того, воин без главы, каким бы славным викингом он не был, никогда не выиграет битву у воина, направляемого мудрым полководцем. Такую встречу в чистом поле даже битвой назвать было бы нельзя, это была бы настоящая бойня.
Однако в данный момент численное и тактическое преимущество было на стороне объединенного противника. Сумеет ли конунг воспользоваться моральным преимуществом и пробить брешь в окружении? Ведь в нападающих согласия полного нет, потому как идут без руководителя, а все, что ему нужно сделать для победы — прорваться между двумя из нападающих отрядов. Если все тщательно взвесить, то шансы на победу у обоих сторон примерно равны. А что милее сердцу викинга, чем победа в честной битве?
Хнефатафл — древняя игра скандинавских народов, была в свое время очень и очень популярна, получила широкое признание у соседей скандинавов — германцев и кельтов. Однако позже, когда во всей Европе ширилась и росла популярность шахмат, была благополучна оставлена и забыта. Правил никто тогда записать не додумался. Через какое-то время спохватились, но было уже поздно — правил никто не помнил. Так и осталась бы эта игра для нас таинственным и непонятным священнодействием, если бы не шведский исследователь Линней, открывший в 18м веке для нас эту игру заново. Как выяснилось, потомки скандинавов, жители Лапландии, были не в курсе, что их любимая игра уже давно забыта и заброшена и продолжали себе преспокойно играть в нее.
В отличие от шахмат, шашек и прочих подобных им игр, игроки начинают отнюдь не в одинаковых положениях и цели в игре у них тоже разные. Белые располагаются в середине. Их задача — уберечь и вывести с поля боя короля, доведя его до любой из угловых клеток. Задача черных — любой ценой не дать королю уйти, взяв его в плен. Перемещаются отважные викинги по полю не иначе как бегом — фигурки вы перемещаете по горизонтали и вертикали на любое расстояние, пока они не упрутся в кого-нибудь или что-нибудь.
Правила, по которым фигуры нападают и захватывают друг друга, напоминают реальную ситуацию на поле боя. Для того чтобы убить кого-то, достаточно окружить его фигурку двумя своими с двух противоположных сторон. Поскольку не жилец тот викинг, которому придется сражаться с врагом у себя за спиной и с врагом у себя под носом одновременно! Чтобы победить короля (ибо он не простой смертный, его так просто не возьмешь), врагу нужно окружить его аж с четырех сторон.
Правда, относительно этого пункта существуют разногласия. Вариантов игры существует множество, в каждом по-своему трактуется тот или иной нюанс. Однако по хнефатафлу проводится мировой чемпионат (да-да, все настолько серьезно) и наиболее усредненный и распространенный вариант все-таки имеется.
Кстати, раз уж речь зашла о разных версиях игры. В усредненном ее варианте места случайности нет. Как в шахматах или шашках. Игра полностью зависит от вашего математического расчета и умения угадать намерения противника. Но для любителей существует ирландская версия игры с кубиками. Игроки кидают их для того, чтобы выяснить, на сколько клеточек пойдет их викинг (тут игровой процесс напоминает нарды). Другой вариант ещё более захватывающий – кубик кидается на чет или нечет, и таким образом определяется, будет ли игрок вообще двигать кого-то в свой ход.
Еще один забавный вариант игры, саксонский. Подразумевается, что игра имитирует морское сражение.
Набор фишек достаточно однообразен, а значит, игра предоставляет простор для фантазии и творчества. Традиционно, фишки, стоящие в начале игры посередине – белые, а их противники – черные. Одна из белых фишек должна отличаться от других размером или формой. Или и тем и другим. Однако поклонники хендмейда абсолютно вольны в выборе цвета, формы, материала. Причем не только для фишек, но и для игрового поля.
Удобно это и в том случае, если вам не хочется тратиться на игру. Ее можно «сделать», расчертив поле на простом листе бумаги (традиционный вариант – 11*11 клеточек) и взяв 24 черных и 12 белых фишек от шашек и еще одну белую фигурку для короля. Если вам хочется получить от игры еще и эстетическое удовольствие – все в ваших руках! Полимерная глина, дерево, камушки, стекляшки из аквариума – все пойдет для фишек.
Правила, как вы успели убедиться, несложные. А если и возникнут какие-то вопросы, на которые не в состоянии ответить интернет – ничего страшного. Помните, мы до сих пор не знаем точно, как играли в эту игру в эпоху ее расцвета. Может быть, именно вы, экспериментируя, найдете наиболее верное решение.
Серьезным аргументом в пользу «поиграть» является возраст и происхождение игры, ведь в нее играли древние викинги.
Из предполагаемых минусов игры – считается, что за белых играть чуть легче, чем за черных. Но если вы согласитесь с тем, что игра не сбалансирована, вариантов исправить это множество. Выбирайте понравившийся. Есть варианты усложнения для белых (к примеру, чтобы убить короля, может быть достаточным окружить его с двух сторон вместо четырех, или он может быть «безоружным», то есть, не может захватывать вражеские фишки).
Эта игра для тех, кому поднадоели шахматы-шашки, но логические игры нравятся. И еще — для любителей делать игровые элементы своими руками. А также поклонников скандинавской культуры. Если вы не принадлежите ни к одной из этих категорий людей, но настольными играми увлекаетесь, сыграть в нее все равно стоит. Как стоит прочитать, к примеру, «Трех Мушкетеров» или «Муму». Просто из уважения к классике. Игра, выдержавшая такое испытание временем, заслуживает быть сыгранной хотя бы раз.
Другие раскладки поля: http://www.celtica.narod.ru/hnef/default.html
Стратегия игры: http://tafl.cyningstan.com/page/30/general-strategy-for-the-attackers
Tags: автор: Евгения Шереметьева, аудитория:все, вживание:поощряется, взаимодействие:конфликт, жанр:абстрактная, игроков:2, настрой:спортивный, партия:10-30мин, подготовка:1-5мин, подготовка:5-9мин, рубрика:история, рубрика:обзор, сложно?просто!, случайно?логика, спец: сделай сам, тип игры: коробочная
Subscribe
«Фотосинтез» и что с ним можно сотворить
Добрый вечер! Предлагаю общественности поговорить о «Фотосинтезе» — невероятно красивой игре, где вам предстоит за солнечный свет выращивать свои…
«Обскурио»: если бы в Хогварсе играли в «Диксит»
Добрый вечер! Сегодня снова речь пойдёт о магах, но на этот раз игра кооперативная. .. правда, с предателем =) Коробка Вводная:…
Seasons
Давненько я ничего не писал о настольных играх. Последнее время только и делаю, что «строчу» заметки про собственный проект,…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
«Фотосинтез» и что с ним можно сотворить
Добрый вечер! Предлагаю общественности поговорить о «Фотосинтезе» — невероятно красивой игре, где вам предстоит за солнечный свет выращивать свои…
«Обскурио»: если бы в Хогварсе играли в «Диксит»
Добрый вечер! Сегодня снова речь пойдёт о магах, но на этот раз игра кооперативная… правда, с предателем =) Коробка Вводная:…
Seasons
Давненько я ничего не писал о настольных играх. Последнее время только и делаю, что «строчу» заметки про собственный проект,…
История шашек, ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.
В истории шашечных игр есть не один загадочный период, когда с ними творилось не пойми что. Римская империя рухнула, наступили тёмные века. Европа в это время играла совсем в другую, по нынешним меркам очень странную игру.
Бич средневековья, пираты-викинги, которые в своих набегах и странствиях плавали вдоль берегов всей Европы, северной оконечности Африки, заплывали на славянский север и в Великий Новгород, и даже ненароком открыли Америку, тащили отовсюду не только золото, меха, рабов и благовония, но и всевозможные забавы разных народов: кости, Мельницу, Табулу, шатрандж… Но главное место в этой причудливой пиратской игротеке занимает семейство несимметричных шашечных игр, нигде более не встречающееся и ныне известное как Хнефатафл (Hnefatafl).
Долгое время историкам и археологам ничего об этих играх не было известно, но это оказалось следствием недоразумения: все найденные до того разрозненные игровые фигуры, детали досок и рисунки той эпохи автоматически записывались ими в древние шахматные наборы. Когда туман развеялся, находки посыпались как из рога изобилия. История шахматной экспансии была в корне пересмотрена и отброшена на несколько веков: оказалось, что всё это время над Европой витал призрак совершенно другой игры (точнее, игровой семьи), о которой историки до этого имели очень смутное представление.
«Камнем», стронувшим лавину, стала находка так называемого Гокштадтского корабля (норв. Gokstadskipet) – драккара IX века, обнаруженного в 1880 году в могильном кургане ярла Олафа Геирштат-Альфа на берегу норвежского Сандефьорда. В погребальной каюте был обнаружен фрагмент игральной доски, с одной стороны размеченной для игры в Мельницу, а с другой – для неизвестной шашечной игры 13х13 клеток. Вокруг неё до сих пор ведутся споры. Я к ней тоже ещё вернусь, но своё дело этот обломок в любом случае сделал.
Что касается фишек, то их в находках особенно много. Фишки делались из рога, кости, стекла, дерева, янтаря, камней и других материалов, и большинство из них прекрасно сохранились.
С досками дела обстояли хуже.
Хорошо сохранившуюся половину игральной доски нашли при раскопках средневекового города Тронхейм в Норвегии: её датируют 1100 годом. Что особенно ценно – на ней сохранились фрагменты разметки. Расстановка в подобных играх была довольно непростой, поэтому на доске нередко выделяли места начальной расстановки фигур – это тоже помогло учёным постепенно восстановить весь потребный набор для игры.
При раскопках на ферме в Toftanes Eysturoy на Фарерских островах тоже была найдена половинка дубового блюда X века, размеченного под поле 13×13 с выделенным центральным полем.
Очень интересная находка была сделана при раскопках поселения Вимос на острове Фюн. На этом обломке доски, который датируют железным веком (если не Римской эпохой), 17 клеток, при этом край его явно обломан. По всей вероятности, эта была доска 19х19 для игры, известной ныне как «Alea Evangelii»:
Ещё одна, чрезвычайно интересная находка была сделана в Коппергейте, в Йорке: на этом куске доски сохранились 16 клеток и 3 столбца разметки. Неясно, то ли это поле 15×15 с оторванной окантовкой, то ли фрагмент более крупной доски для «Alea Evangelli», то ли третий, совершенно неизвестный вариант игры.
Доска и фишки были найдены в 1983 году при раскопках воинского захоронения середины X века, в варяжском Старигарде (она хранится в Археологическом музее Ольденбурга). В могиле лежали меч и игральная доска.
Первую попытку реконструировать Хнефатафл предпринял американский лингвист Уиллард Фиске в 1905 году. В своей книге «Шахматы в Исландии» он собрал обширный материал, но в итоге признал, что проблема неразрешима.
Правила удалось восстановить благодаря другому счастливому случаю. В 1732 году прославленный, а тогда ещё молодой, тридцатилетний шведский натуралист Карл фон Линней, поехал с экспедицией в практически не исследованную тогда Лапландию. Изучая жизнь и быт последних номадов северной Европы, он обнаружил в числе прочего, что лопари играют в некую игру с фигурками на выделанной оленьей шкуре, вышитой клетками. Линней зарисовал игровое поле и фигуры, записал правила и, в общем, забыл о ней.
Лишь через много лет британский историк и исследователь настольных игр Гарольд Мюррей сопоставил его записи с археологическими находками в Сандефьорде – и грянул гром. Именно Мюррей выдвинул гипотезу (впоследствии подтвердившуюся), что загадочный лапландский «Таблут» оказался единственной выжившей игрой из всего скандинавского семейства шашек Тафл.
Хнефатафл (правильнее всё-таки – «хнефатаБл») был известен скандинавам уже в III веке н.э. Викинги завезли его в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Киевскую Русь, и забыли о нём только на рубеже X-XI веков, с распространением в Скандинавии шахмат. Он неоднократно упоминался в сагах и сказаниях, сильно озадачивая толкователей. Репутация Хнефатафла в скандинавском обществе была сравнима с шахматной: уметь играть в него было почётно. В «Саге о Фритьофе» упоминается, как женщины играют в Хнефатафл, а герой Саги об Оркнейцах «Lausavísur» – ярл Рёгнвальдр Кали Кольссон говорил о себе:
Могу я в Тафл играть
Девять умений я знаю
Забываю нечасто руны
Ведаю книги и счёт
Умею скользить я на лыжах
Гребу и стреляю неплохо
Из искусств мне ведомы оба:
На арфе игра и поэзии слово.
На Руси эту игру с вероятностью 90% знали как те самые «Тавлеи богатырские» (или «Тавлеи немецкие»), о которых упоминается в былинах и об игровой принадлежности коих долгое время спорили историки. Фишки для Хнефатафла находили в Киеве и Чернигове, на Псковщине и в Новгороде, в общем, на всём пути «из варяг в греки». Одни исследователи считали, что это были шашки, другие подозревали Табулу, третьи отдавали предпочтение шахматам и Новгородским «Таврелям», а Байрактаров считает, что это было Го.
Игры семейства Тафл всегда были несимметричными: на центральном квадрате поля («троне») помещался «Король», окружённый гвардией телохранителей, а по краям доски, с четырёх сторон – отряды противника (в соотношении 2:1+Король), цель которых – захватить Короля. Играющий за белых должен наоборот – любой ценой спасти Короля, доведя его до угловой клетки (в вариантах с большими полями достаточно довести фишку Короля до края доски).
Всюду, где селились викинги, появлялся и Хнефатафл. Доски отличались размерами, бывали разночтения в правилах. Игры этого семейства оказались очень вариативными и сильно изменялись под действием местных условий, обычаев и верований. Иногда фишки ставились на перекрестья линий, иногда на клетки, иногда – в отверстия, количество полей на доске могло меняться, но всегда было нечётным (7х7, 9х9 и т.д. вплоть до 19х19), «трон» был совершенно недоступен, или его можно было проходить, начальная расстановка тоже различалась, но в главном правила совпадали.
* Точная начальная расстановка известна только для лапландской и саксонской версий (Таблут и «Alea Evangelii»). Все прочие, предложенные историками для досок других размеров, лишь предположительны и основаны на исландских, ирландских и валлийских литературных источниках.
* Игроки ходят по очереди. Первый ход делает атакующая сторона. Большинство исследователей сходятся в том, что в ранних вариантах Тафла игроки использовали кубики, бросок которых определял количество ходов и, может быть, саму возможность хода, но со временем поняли, что в Хнефатафл как игру логическую интереснее играть без костей.
* Все фигуры двигаются ортогонально, по вертикали или горизонтали на любое количество свободных клеток по типу шахматной ладьи (на малом поле – только на одну соседнюю клетку). Если есть возможность ходить, игрок обязан сделать ход. Фигуры не могут перепрыгивать друг через друга и вставать на центральную и угловые «крепости»: их занимать может только фигура Короля. При этом, сойдя с «трона», Король больше не может на него возвратиться.
* Рубка производится путём захвата фишки в клещи двумя фишками противника. По диагонали фишки не ходят и не зажимают. Допустим захват одним ходом двух и даже трёх фишек соперника. Также взятие можно проводить, зажимая вражескую фигуру меж своей фигурой и пустым «троном». «Трон» всегда враждебен к нападающим, но к защитникам – только, когда он пустой. Захват не обязателен. Срубленные фишки уходят с доски навсегда.
* Зажатие фишки противника между своей фишкой и угловой «крепостью» зависит от правил конкретной игры: в Таблуте так можно атаковать даже Короля, в валлийском Таблборде и норвежском Хнефатафле подобный захват короля запрещён, но можно атаковать простые фишки, в ирландском Брандубе – разрешён любой захват при любой атаке.
* Хотя взятие и осуществляется зажимом фишки с боков, проход фишки меж двумя стоящими фишками противника безопасен. На малых досках фишки могут проходить сквозь «трон», на больших это может делать только Король.
* Фишка Короля может быть срублена, только будучи зажатой с четырёх сторон (по уточнённой версии правил, в Таблуте – с двух; четыре фишки требуются, только если Король на «троне»). Король может быть пойман с помощью «трона» (окружённый с трёх сторон фигурами противника, и с 4-й – «троном»).
* Чёрные выигрывают, когда берут в плен Короля. Если Король окружён, но королевские фишки следующим ходом могут прорвать окружение, Король ещё не считается захваченным.
* Белые выигрывают, когда Король достигает любой угловой «крепости» (в варианте с большим полем – до края доски). Простые фишки не имеют права заходить в «крепость», иначе играющий чёрными может четырьмя ходами заблокировать их и выиграть. К тому же, «крепость» может использоваться в качестве стены для зажатия фишки, поэтому для полной блокады требуется 4 фишки (всего 16). Теоретически, конечно, белые могут построить отдельную цитадель, закрыв Короля от атак и повторяя ходы внутри неё, но такое построение означает проигрыш, поскольку в ней нет выхода.
ТАБЛУТ (9х9)
Лапландский Таблут (Tablut, Tablot, Dablot), который, словно целакант в глубинах океана, пережил в тундре нашествие шахмат, игрался на доске 9х9. Вся используемая сегодня в игре терминология отсылает нас к «Iter Lapponicum» Линнея. «Dablot» – глагол, означающий на саамском буквально «играть в доску», а словом «dablo» лопари зовут настольные игры с доской. Слово древнее и явно заимствовано лапландцами у скандинавов ещё в железном веке.
Центральную, «тронную» клетку саамы называли «konakis». Восемь телохранителей звались «шведами», а нападающие – «московитами». По правилам Мюррея, если для Короля открылся прямой путь к угловой клетке, игрок объявлял «райкки» или «райхи» (raicki, raichi) – шах, а если путь был свободен в двух направлениях, объявлялся «туйкку» или «туйха» (tuicku, tuicha) – мат. Король выигрывал, достигая любого из внешних полей. Аналогичным образом и чёрные объявляют «райкки», если окружают Короля с трёх сторон, и «туйкку», если окружение удаётся.
Однако попытки играть в Таблут или другой Хнефатафл по правилам Мюррея показали, что игра является чрезвычайно несбалансированной: математический анализ выявил, что при правильной тактике и безошибочной игре «шведы» почти всегда выигрывают. Сюжетно всё это очень напоминает историческую битву под Полтавой, откуда шведский король Карл XII, как мы помним, еле ногу унёс, но нас интересует играбельность, а не исторические параллели.
Труды Линнея переводились на английский эпизодически и крайне небрежно (Линней вёл записи на латыни, с аббревиатурами и сокращениями, делал ошибки, вдобавок, сам не говорил на саамском и вынужден был вникать в тонкости игры интуитивно). К сожалению, Мюррей взял за основу именно такой, искажённый и неточный перевод Смита (на английском эта книга вышла только в 1811 году). Часть правил, касающаяся особенностей захвата Короля, в нём вообще была опущена.
Чтобы сбалансировать игру, историки предложили ослабить Короля, сделав его «безоружным», чтобы он не мог участвовать в захвате. С одной стороны, фигурку Короля и правда называют «безоружной» в исландской «Саге о Хервёр и Хейдреке». С другой стороны, я с трудом представляю ярла викингов, который отказывается драться и просто трусливо бежит. Сага вообще источник слишком неоднозначный, чтобы им можно было пользоваться как руководством. В частности, оригинальный текст гласит:
«Тогда Гестумблинди сказал:
Что это за невесты,
что со своим господином
безоружным бьются;
более коричневые защищают
весь день,
а более красивые наступают?
Конунг Хейдрек,
думай над загадкой.
— Хороша твоя загадка, Гестумблинди, отгадана она. Это Хнефатафл; более тёмные защищают короля, а белые нападают».
Легко заметить, что в данном контексте слово «безоружный» означает скорее – «игрушечный», «ненастоящий». В любом случае игра с «безоружным» Королём даёт новый, тоже слишком сильный перекос – теперь уже в сторону нападающих.
Датский археологический журнал «Skalk» в 2006 году разрешил эту загадку, опубликовав и новый перевод трудов Линнея, и новые же правила Таблута. Дисбаланс возник прежде всего из-за неверного предположения, что Король должен быть захвачен непременно с четырёх сторон. По существу же оказалось, что для захвата Короля (с некоторыми оговорками) достаточно двух фишек, а не четырёх.
Прочие уточнения таковы:
* Четыре фишки необходимы для захвата Короля, только если он сидит на «троне».
* Три фишки и «трон» позволяют захватить Короля, прижав его «к стенке» (Король, сошедши с «трона», вернуться обратно уже не может).
* Начальные позиции «московитов» в Таблуте также являются запретными – на них не могут становиться фишки противника, (в том числе Король). Сами фишки «московитов» могут свободно передвигаться внутри них, но покинув их, не могут вернуться. На «трон» и «цитадели московитов» нельзя не только ставить фишки, но даже проходить сквозь них.
* Фишка-защитник, стоящая рядом с Королём, может быть захвачена нападающими в комбинированную ловушку: если фишку с двух сторон ограничили «московиты» (не зажали, а просто стоят рядом), с четвёртой стоит Король, и следующим ходом «московиты» окружают фишку с трёх сторон, она снимается с доски. Король при этом не страдает.
* Линней нигде не указывает, кто делает первый ход. Долгое время считалось, что первыми ходят «шведы», т.е. убегающая сторона, но оказалось, это не так. Путаница возникла из-за недоразумения: в сагах действительно сказано, что белые ходят первыми, но в них же упомянуто, что белыми всегда играли нападающие. Таким образом, первый ход (что в принципе логично) делает агрессор.
* Если ходы повторяются трижды, то объявляется ничья.
Если ставить фигуры не в клетки, а на пересечения линий, то в Таблут прекрасно можно играть на обычной шахматной доске, правда, это требует некоторого привыкания.
Название «Москва» фигурирует в хрониках с 1147 года, а важным центром Москва становится в начале XIV века. Эпоха викингов в Швеции закончилась около 1060 года, со смертью короля Иманда – последнего из древнего рода Упсале. Вот в этот промежуток времени, Таблут, возможно, и попал к лапландцам: он вполне может быть средневековым шведским вариантом Тафла, отзвуком новой стратегии шведов на Балтике, когда они строили крепости на границе с Россией. Лопари сохранили оригинальные названия фишек, значит, они почти не внесли изменений в игру, так как узнали её именно от шведов.
Считается, что Линней застал последних лопарей, играющих в Таблут, но в 1884 году – почти 150 лет спустя после его экспедиции, в Стокгольме вышла книга о саамских легендах и традициях, где есть описание гуляний на Масленицу: «Ежели карт не хватает на всех, может случиться так, что некоторые сядут играть в своего рода шахматы, где фигуры именуются «русские» и «шведы», и пытаются одолеть друг друга. Здесь случаются нешуточные поединки и запросто можно видеть игроков, которые настолько увлеклись, что не могут видеть или слышать что-нибудь ещё».
Жаль, что этот дотошный хронист не удосужился расспросить игроков о правилах загадочной игры, в которую целый народ играл всего каких-то два поколения назад.
Бывают случаи, когда два поколения – это слишком много.
Очень жаль.
ХНЕФАТАФЛ (13х13)
Классический, «большой» норманнский Хнефатафл игрался на доске 13х13, в основном, по тем же правилам, что и лапландский Таблут (в норманнском варианте 11х11 расстановка отличалась от валлийской), за исключением того, что на больших досках белые могли выиграть, поставив короля не только в угловую клетку, но и на любую клетку угловых линий.
По поводу начальной расстановки существуют разногласия. Кто-то копирует лапландскую схему, кто-то — валлийскую. Интересна также схема с добавленными фишками (32:16+Король). Она, пожалуй, выглядит наиболее правдободобной (для первых двух доска великовата).
Королевская фишка во всех разновидностях выделяется размерами. В Хнефатафле она зовётся «Хнефи». Происхождение этого названия неясно (на староанглийском фишка-предводитель называлась Cyningstan – букв. «Каменный Король»). Хоть слово «hnefi» («кулак») есть в норвежском языке, название скорее восходит к древнескандинавскому «hnefa» (родственное нем. «Knebel») – «затычка», «колышек».
В «Саге о Греттире» средневекового барда Монако конца XIII века встречается ещё одно название – «Halatafl», относящееся то ли к норманнским шашкам, то ли к игре «Лиса и гуси». Слово «хала» переводится с древнескандинавского как «каблук» (совр. английское «heel» и норвежское «hæl»), а также «шпора» или «хвост». В данном случае «каблук» – заострённая нижняя часть фишки, чтобы можно было втыкать её в отверстие на доске. Если принять во внимание, что термин «tafl» является производным от латинской «табула» и означает «доска», то в итоге получается «Доска с затычками», «Доска с колышками». Достаточно взглянуть на доску из Баллиндерри, чтобы понять, о чём идёт речь.
Иногда встречается ещё одно название «Tanntafl» – «Доска с зубами». Обычно это интерпретируют так, что доски были инкрустированы костью, «зубом» моржа, но можно предположить, что оно означает любую дырчатую доску с колышками, торчащими, словно зубы.
Подобная конструкция была рациональной. В сагах часто упоминаются ссоры, даже драки и убийства игроков из-за опрокинутой доски и рассыпанных фишек. На рунном камне со сценами из саги о Сигурде из церкви при Окельбо (Швеция) есть изображение людей, которые играют в неизвестную игру, установивши доску на коленях (к сожалению, в 1904 году этот камень был уничтожен пожаром).
Викинги делали доски с отверстиями в центре каждой клетки или на перекрестьях, куда вставлялись фишки-колышки: получался удобный портативный столик, на котором можно спокойно играть даже в морском походе, на качающейся палубе, а бортики позволяют метать кости прямо на поле без опасения сбить фишки.
Здесь, конечно, нет никаких «московитов» и «шведов», а есть ярл в крепости, осаждённой викингами (вероятно, подразумевается десант). Вождь должен прорваться к одному из четырёх угловых квадратов, которые символизируют либо другую крепость, безопасную, либо ожидающую ладью.
* «Трон» в Хнефатафле абсолютно недоступен, то есть, фишки не имеют права ни становиться туда, ни проходить его насквозь. Это относится и к Королю.
* Кроме Короля, никто не может войти в угловую «крепость».
* В некоторых вариантах правил для выигрыша Королю достаточно дойти до любого края доски, достигать угловой «крепости» не обязательно.
ALEA EVANGELII («Алеа Евангелии») (19х19)
Однако самой грандиозной разновидностью Хнефатафла был Саксонский вариант на доске, почти тождественной японской гошной – 19х19; он известен как «Alea Evangelii». Оригинальное название этой игры утеряно (наиболее вероятно саксонское Throwboard), а «Incipit alea evangelii quam Dubinsi…» – это фраза из манускрипта 925 года н.э. Колледжа Тела Христова при Оксфордском Университете, который содержит описание и схемы этой игры.
Надо напомнить, что слово «alea» на латыни вообще означало любую азартную игру, а выражение «evangelii» здесь преподносилось в христианском контексте: игра аллегорически символизировала гармонию четырёх Евангелий: число полей (18×18) соответствует сумме четырёх Евангелий, четырёх евангелистов и десяти канонов, 72 фишки соответствовали 72 упоминаниям в Новом Завете о четырёх евангелистах, а Король (Primarius Vir) символизировал единство Троицы. Писатель Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» упоминает именно эту игру: «После ужина снова появлялись в большом количестве прекрасные деревянные евангелия, то есть шашечные доски […]».
Похоже, что это была вообще единственная оригинальная настольная игра в Уэссексе. И доска, и три известных варианта начальной расстановки в «Алеа Евангелии» серьёзно отличаются от тогдашней общепринятой: атакующие отряды перегруппированы так, чтобы главные силы окружали ставку Короля, а четыре засадных группы прикрывают подступы к углам доски. Фишки ставились не в клетки, а на перекрестья, и доска обычно тоже была размечена для удобства (сегодня, чтобы привести игру к единой системе, такие доски часто делают по шахматному образцу).
Некоторые комментаторы считают, что размещение фишек в этой игре имитирует морское сражение, где Королевскую ладью защищают 24 белых корабля, атакуемые 48 чёрными. Есть ещё предположение, что сам шахматный термин «ладья» был позаимствован из Хнефатафла, где все фишки двигались подобным способом (на Востоке шахматная ладья именовалась «рок» – «колесница»).
Различия, однако, столь разительны, что учёные так и не пришли к единому выводу: то ли «Алеа Евангелии» была вершиной эволюции семейства, «лебединой песней» Хнефатафла, то ли всё наоборот, и перед нами базовая версия игры. Большинство историков склоняются к тому, что игра на протяжении веков претерпевала изменения в сторону прогрессивного упрощения, что и привело в конечном счёте к появлению всех прочих разновидностей малого Тафла. Однако в таком случае совершенно непонятно, где, когда и у кого норманнские завоеватели могли заимствовать такую изначальную систему. Байрактаров, например, считает, что это было Го.
Я склонен думать, что «Игра Евангелистов» – поздний вариант, поучительный опыт моделирования настольной игры на основе религиозных догматов, а с игровой точки зрения – доведение идеи до абсурда. Такой мастодонт мог быть экспериментом сильных игроков, которые пытались выровнять баланс или (что вернее) привести идею в соответствие с церковными канонами. Подобная «священная нумерология» была в то время очень популярна, возможно, из этих же соображений фишки в манускрипте нарисованы не в клетках, а на перекрёстках – как бы «распяты» на крестах. Концептуально всё красиво и аргументировано, но на деле доска 19х19 чересчур велика для простенькой тактической задачи: такое количество фишек требует от игрока серьёзных навыков стратегии, необходимых, чтобы рассмотреть все возможные варианты, из-за чего партия волей-неволей затянется. Даже сейчас не много найдётся охотников сыграть в эту игру, и большинство устанет ещё на стадии расстановки фишек.
У Хнефатафла есть занятная особенность. Исследования показали, что неопытный игрок, играя за Короля, как правило, переигрывает другого начинающего, играющего в нападении, и в точности наоборот – эксперт, играя за Короля, чаще проигрывает эксперту с атакующими фигурами. Поскольку, так или иначе, положение играющих сторон неравное, хорошим тоном считается играть две партии подряд, обменявшись фигурами. При этом количество съеденных фишек подсчитывается. Победителем при счёте 1:1 считается тот, кто съел больше фишек противника.
К сожалению, до наших дней проблему дисбаланса Тафла так и не удалось разрешить до конца. Если победу Короля способно обеспечить достижение им края доски, то в опытных руках всегда будет выигрывать Король, а если ставить целью достижение именно угла – будут побеждать нападающие. Возможно, выровнять баланс помогут нынешние поправки, а именно: возможность взятия Короля двумя, а не четырьмя фигурами, первый ход со стороны агрессора, обязательное достижение Королём не просто края доски, а именно угловой «цитадели» для выигрыша, и запрещение фишкам вступать на их начальные позиции по сторонам доски. Возможно. Но для проверки надо играть. Правила взятия Короля при помощи угловых «крепостей» (и края доски) тоже нуждаются в уточнении.
[Продолжение следует]
© Дмитрий Скирюк
Предыстория шашек: Мельница.
История шашек ч.1: Петтейя, Сиджа.
История шашек ч.2: Латрункули.
История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.
История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, игра из Галлехуса.
История шашек ч.6: Алькуерк.
История шашек ч.7: «Военные» игры Индии и Америки.
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.
История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.
История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.
История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.
*
Как играть в Хнефатафл. Вся заслуга принадлежит Фетлару… | Мэтт Оутс | Boardom
Hnefatafl, удивительно богатая настольная игра, созданная викингамиВсе заслуги должны принадлежать Fetlar Hnefatafl Panel за стандартизацию и балансировку правил.
Прежде всего, давайте разберемся, как это произносится. « нефф-а-тафл ». Не так сложно, как вы думали, верно? Надеюсь, я смогу убедить вас, что геймплей тоже не сложен.
Hnefatafl, иногда называемый Tafl, представляет собой уникальное сочетание охотничьих игр , таких как Fox and Hounds, и военных игр , таких как Chess. В охотничьих играх есть один игрок, цель которого — переместить свою фигуру из одного места в другое, в то время как другой игрок пытается их остановить. Поскольку у жертвы есть только одна фигура, эти игры часто трудно сбалансировать, они упрощены и ведут к острому игровому процессу. Военные игры ведутся между игроками с равными армиями, что, естественно, приводит к более захватывающему и сбалансированному игровому процессу. Давая жертве армию, как в Тафле, возникает новый класс настольных игр в отличие от любой популярной игры, в которую играют сегодня .
Заинтригованы? Я точно был. Теперь давайте объясним игровой процесс. Эта статья должна быть максимально краткой, поэтому сообщите нам, если вы считаете, что какие-либо разделы сбивают с толку или не нужны.
У атакующих 24 воина. У защитников 1 король и 12 воинов.Нападающие начинают с 24 воинов, а защитники начинают с 12 воинов и 1 короля. 5 квадратов убежища — это темные квадраты, которые представляют собой четыре угла и центральный квадрат.
Атакующие выигрывают , захватив короля.
Защитники выигрывают , переводя короля в один из четырех углов.
Игра ничья , если игрок не может сделать ход . Игра также может быть сыграна, если позиция повторяется 3 раза . Позиция определяется расположением всех фигур, а также чей сейчас ход.
Атакующие ходят первыми. Оба игрока ходят по очереди, пока игра не закончится.
: У выбранного воина атакующего есть 8 доступных ходов.Каждая фигура перемещается по горизонтали и по вертикали , но не может перепрыгивать через другие фигуры или на них. Как показано на рисунке, у атакующего есть 8 доступных ходов. Примечание. Квадраты убежища могут быть заняты только королем .
Захват короля
Король взят, когда все 4 соседние клетки заняты атакующим . Король также может быть захвачен, если он находится на центральной площади убежища.
Захват воинов
2 атакующих воина захватывают защищающегося воинаВсе остальные фигуры захватываются, когда они зажаты горизонтально или вертикально фигурами противника после хода.
Квадраты убежища также можно использовать для захвата воинов, за одним исключением, указанным ниже. Центральный квадрат убежища не враждебен защитникам, если он занят королем.- Захваты не обязательны.
- Король может быть захвачен, если он находится на центральной площади убежища.
- Короля нельзя схватить на краю доски, потому что его нельзя окружить со всех 4-х сторон.
Если вы хотите сыграть в Тафл, мы приглашаем вас сыграть с нами в Boardom. Вы также можете бросить мне прямой вызов. Не волнуйтесь, мы определенно еще не слишком хороши в этом.
Ваш ход,
Мэтт
Шахматы викингов: полное руководство по Хнефатафлу
Эта статья может содержать партнерские ссылки. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.
Викинги известны как могучие воины-мореплаватели, которые совершали набеги и колонизировали огромный кусок Европы. Эти свирепые скандинавы повлияли на большую часть европейской истории благодаря своим масштабным экспедициям. Но знаете ли вы, что в шахматы викингов на самом деле играли еще 1400 лет назад?
Честно говоря, вопрос о том, играли ли викинги в шахматы, не совсем однозначен, поскольку версия, в которую играли скандинавы древности, немного отличается от шахмат, которые вы, возможно, знаете сегодня. Но есть и некоторые сходства — и вы даже можете играть в нее сами!
Продолжайте читать, чтобы узнать все, что нужно знать об этой древней игре, созданной викингами.
Содержание
Как называется Шахматы викингов ?Шахматы викингов называются Хнефатафл, иногда сокращаются до Тафл. Считавшаяся одной из преобладающих стратегических игр как скандинавских, так и кельтских народов в то время, Hnefatafl буквально переводится как «кулачный стол» от древнескандинавских слов hnef, что означает «кулак», и tafl, что означает «стол».
Итак, если кто-то когда-либо использует сокращенную версию имени и спрашивает вас, не хотите ли вы сыграть в тафл, они буквально просят вас сыграть «настольный».
Как сказать Шахматы викингов ?Нет записей, на которых говорят викинги, поэтому мы не можем быть уверены, как они произносили слово «шахматы викингов» на своем языке. Однако при взгляде на современные скандинавские языки, скорее всего, есть сходство, и поэтому предполагается, что вы произносите хнефатафл как «нех-фух-таа-фл».
Интересно, что исландский считается самым близким современным языком к древнескандинавскому. В исландском «f» произносится больше как «p», поэтому есть все шансы, что викинги произносили это слово именно так.
В любом случае, Hnefatafl может показаться странным словом, но произношение этого имени должно быть легким для большинства носителей английского языка, если мы не используем для этого исландский метод. Это потому, что, в конце концов, имя произносится почти так же, как выглядит, за исключением того, что буква «Х» не произносится. Просто, верно?
Как вы играете Шахматы викингов ?Правила Шахматы викингов никогда официально не записывались скандинавским народом, игравшим в них, поэтому мы не можем точно знать, как в эту игру играли на пике ее популярности. Поскольку остались только игровые фишки и фрагменты досок, современным игрокам в игре пришлось создавать свои собственные правила, основанные на том, что мы знаем из подобных игр.
Мы до сих пор не знаем, использовались ли кости во время игры, но в некоторых скандинавских сагах они упоминаются. Тем не менее, историки и игроки в Хнефатафль не уверены, где в игру могли бы вступить кости, и по этому поводу есть небольшие разногласия. По этой причине кости не являются частью современной версии Хнефатафла.
Рисунок двух людей, играющих в Хнефатафл, на шведском руническом камне. Источник: Berig (CC BY-SA 3.0)Хотя древняя версия этой игры утеряна в истории, современный геймплей проще, чем может показаться многим начинающим игрокам. Стратегические игры, которые выглядят сложными, легко отталкивают, потому что все правила кажутся слишком сложными. Но шахматы викингов не так сложны, как вы думаете. Эта игра представляет собой смесь двух стилей игры — игры в стиле охоты и игры в стиле войны.
В военные игрыобычно играют два игрока с армиями одинакового размера, что приводит к хорошо сбалансированному и естественному стилю игры. С другой стороны, в охотничьи игры играют, когда один игрок пытается переместить свою фигуру из одного начала в другое место, в то время как противоположный игрок пытается положить этому конец. В таких играх может быть сложно сбалансировать, поскольку у «жертвы» есть только одна фигура.
Hnefatafl — это охотничья игра, которая дает «жертве» армию, что приводит к интересному повороту в современной современной шахматной игре. Обратите внимание, что сегодня существует несколько вариантов этой игры благодаря тому, что викинги не записывали официальных правил. Но мы собираемся пройтись по наиболее общепринятым правилам шахмат викингов.
Итак, как именно вы в нее играете? Давайте посмотрим, либо прочитав правила ниже, либо просмотрев это видео, которое хорошо объясняет это.
youtube.com/embed/rwO3AN__kAw?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»> Как начать игру Шахматы викингов ?Игра начинается с двух игроков, каждый из которых решает, кто хочет играть за нападающих, а кто за защитников. Как только это решено, атакующие начинают с 24 фигурами воинов, а защитники — с 12 фигурами воинов и одним королем.
Нападающие равномерно размещают свои фигуры на каждой из четырех сторон игрового поля – по 6 фигур с каждой стороны, 5 фигур в центре первого ряда каждой стороны и оставшаяся фигура в центре соседнего ряда.
Фигуры защиты располагаются в центре доски в форме ромба, а король защищен в центре своих воинов. Четыре угловых поля доски и центральное поле, с которого начинает игру король, называются убежищами.
Обратите внимание, что эти клетки-убежища могут быть заняты только королем.
Война была важной частью многих других аспектов культуры викингов. Например, взгляните на: Существовала ли краска для лица викингов? (Историческая правда)
Чем заканчивается игра Шахматы викингов ?Завершить игру в Хнефатафль обычно довольно просто. Атакующий игрок побеждает, захватив короля защитника. Защищающийся игрок выигрывает, переводя своего короля на одну из четырех убежищ в углах доски.
В некоторых случаях игра может закончиться вничью. Это происходит, если игрок не может двигаться в свой ход. Игра также может закончиться вничью, если позиция повторяется три раза.
Что такое должность, спросите вы? Это определяется как расположение всех фигур на доске в сочетании с ходом игрока. Итак, если вы и ваш противник продолжаете повторять одни и те же ходы вперед и назад и больше ничего не можете сделать, вы можете объявить, что это ничья, чтобы закончить игру.
Как ходят фигуры?Атакующий игрок получает право первого хода, а до конца игры игроки ходят по очереди.
Каждая фигура, включая короля, может двигаться вертикально или горизонтально. Ни одна фигура не может перепрыгивать через другие фигуры.
экспонатов Хнефатафл в Шведском музее национальных древностей. Источник: Бериг (CC BY-SA 3.0) Как берутся фигуры?Это будет зависеть от типа захватываемой фигуры. Захватить короля можно, заняв атакующим воином все 4 соседние клетки вокруг него. Как только вы окружите его, он ваш!
Когда дело доходит до воинов, вы можете захватить вражеские фигуры, соединив их вертикально или горизонтально со своими фигурами после своего хода.
Так что, естественно, гораздо проще захватить воинов, чем короля.
Исключения и пояснения к игре Шахматы викинговХнефатафл — довольно простая игра, но есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание, прежде чем вы начнете играть в свою первую партию.
Во-первых, вы можете использовать клетки-убежища для захвата воинов, если они не заняты королем.
Во-вторых, король все еще может быть захвачен, если он находится на центральной клетке убежища, но он никогда не может быть захвачен на краю доски, так как невозможно окружить его со всех четырех сторон своими воинами.
Наконец, вы не можете захватить свои фигуры. Но если ход позволяет, вы можете взять более одной фигуры, принадлежащей вашему противнику, одновременно.
Что такое шахматы викингов ?A Шахматы викингов 9Набор 0012 состоит из размеченного сеткой игрового поля, состоящего из 11 квадратов во всех направлениях с квадратом-убежищем в центре и в каждом углу доски. Также будет более темный набор игровых фигур, которые являются нападающими, и более светлый набор фигур, которые являются защитниками.
Игральные фигуры могут иметь несколько различных дизайнов, но во всех случаях они будут двух цветов. Вы также можете найти другие варианты шахматных наборов Viking, некоторые доски имеют 13 квадратов в поперечнике.
Откуда взялись Шахматы викингов ?Шахматы викингов, или Хнефатафл, появились в Скандинавии, откуда родом викинги. Историки считают, что викинги основали игру на основе римской игры под названием Ludus Latrunculorum, которая сама была основана на греческой игре под названием Petteia.
Историки нашли множество досок, фрагментов и литературы, связанных с Хнефатафлом, по всей Северной Европе.
По этой причине мы знаем, что викинги смогли распространить свою версию шахмат и несколько их разновидностей на огромной части Европы, включая Гренландию, Францию, Германию, Украину и Британские острова. Они смогли распространить его так далеко и широко благодаря как торговле, так и вторжению (что также является точной причиной, по которой предполагалось, что, вероятно, существовали Черные викинги).
Викинги изобрели шахматы?Хотя викинги изобрели много похожих на шахматы игр, таких как Хнефатафль, они не изобрели шахматную игру, в которую сегодня широко играют во всем мире. Игры Viking Tafl были изобретены викингами, но они были вдохновлены более старыми играми, с которыми норвежцы познакомились римлянами.
Считается, что ранние формы шахмат появились в Индии примерно в 6 веке. Затем он продолжал развиваться, распространяясь по всему миру, особенно после арабского вторжения в Персию, а затем в южную Европу. Похоже, что текущую версию игры можно найти примерно в 1500 году.
Когда викинги играли в шахматы?Шахматы викингов стали популярными примерно в конце 8 века н.э., но их можно проследить еще в 4 веке н.э. Игры в стиле тафл были популярны на протяжении всей эпохи викингов и на протяжении всего средневековья.
Шахматы викингов как игра на свежем воздухе
Некоторые люди называют игру Кубб шахматами викингов. Игра на открытом воздухе, она сильно отличается от Хнефатафл, и хотя многие утверждают, что это игра про викингов, на самом деле нет никаких доказательств этого. Цель игры состоит в том, чтобы опрокинуть деревянные блоки, бросая в них деревянные палки, что в целом похоже на подковы.
Независимо от того, достойны ли они звания «шахматы викингов», в Кубб по-прежнему очень широко играют в Скандинавии. На самом деле вы часто найдете группы людей, играющих в парки по всему региону, когда погода достаточно хороша, чтобы быть на улице.
Это очень просто и очень весело. Посмотрите видео ниже, чтобы узнать, как играть в эту игру.
В какие еще игры играли викинги?В то время как шахматы викингов являются самой известной игрой викингов, скандинавы наслаждались широким разнообразием игр как в помещении, так и на открытом воздухе, в том числе:
- Табл. Это еще одна игра в стиле тафл, на которой современные игры хнефафафл основывают многие свои правила.
- Нитавл. Это древняя игра, которая восходит к Древнему Египту. Викинги любили играть в эту игру, которая к 14 веку стала очень популярной во многих частях Европы.
- Кубб. Как упоминалось выше, их также иногда называют шахматами викингов, и это игра, происходящая на открытом воздухе на прямоугольном поле. Две команды по очереди бросали дубинки в деревянные блоки, называемые Куббс, на другой стороне поля, принадлежащего другой команде.
- Игры в кости. Мы не знаем названий ни одной из игр в кости, в которые играли викинги. Но в сагах кости упоминаются несколько раз. Итак, мы знаем, что викинги любили играть в кости.
- Азартные игры. Во многих сагах времен викингов упоминается превращение традиционных настольных игр и игр в кости в игры со ставками.
- Шатрандж. Эта игра также называется чатуранга. Это была ранняя форма шахмат, в которые мы играем сегодня. Эта игра попала в Скандинавию из Индии благодаря торговым контактам викингов в Константинополе.
- Питьевые игры. Викинги наслаждались алкоголем! Они играли в алкогольные игры, объединяясь в пары, и с каждой рюмкой участники сочиняли и декламировали стихотворение, в котором хвастались своей репутацией (например, насколько они храбры и мужественны). Стихотворение также должно было насмехаться над их противниками, говоря им, насколько они трусливы и немужественны. Цель этой игры состояла в том, чтобы поддерживать или улучшать ваши словесные навыки, поскольку соревнование продолжалось, и вы и ваш партнер напивались все больше с каждым стихотворением. Думайте об этом как о средневековой пьяной рэп-баттле!
- Хнутукаст. В этой игре игроки бросали друг в друга кости, оставшиеся от еды, с намерением нанести травму. Об этой игре говорят только в легендарных сагах, поэтому мы не знаем об игровом процессе намного больше, чем это.
- Спортивные игры. Спорт был очень важен для викингов и представлял собой общественные мероприятия, которые часто длились несколько дней во время пиров, религиозных праздников и собраний. Примерами спортивных игр, в которые играли викинги, являются игры с мячом, борьба, соревнования по поднятию тяжестей, плавание, конные бои, игры со скребками и игры с бросанием шкур. Викинги были довольно жестоки даже в игровом процессе — в этих играх нередко приводили к травмам или даже смерти.
- Катание на коньках. Зимой викинги использовали коньки не только для передвижения, но и для развлечения. Свои коньки они делали из костей голени лошади или коровы, которые привязывали к ступням кожаными шнурками.
Шахматы, в которые мы играем сегодня, сильно отличаются от шахмат викингов , и скандинавы древности не играли в современные шахматы.