Как легко научить ребенка 4-6 лет читать — лучшие методики и упражнения
Подготовим к школе без слёз и стресса
Начать учиться
Ориентироваться в чужом городе по вывескам с названиями улиц. В сотый раз пробежать глазами строчки билета в утро перед экзаменом. Изучить написанное мелким шрифтом в договоре и не дать себя обмануть. Когда-нибудь ваш ребенок сможет делать все это, даже не задумываясь, как у него получается. Но пока он или она учится читать свои первые слова, без вашей помощи не обойтись.
Как понять, что пора
На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:
«Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Да, научат. Но помните: первый год в школе — самый насыщенный за все 11 лет обучения. За какие-то 4–5 месяцев в 1 классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, писать, а в остальное время изучает основы русского языка. Поэтому будет здорово, если до школы у него будет навык чтения. Это снизит нагрузку на ребенка.
«Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию. Вместо этого можно начать развивать интерес к чтению через яркие и увлекательные книги. Хорошим вариантом также будут игры, в которых задействованы буквы.
Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.
Пора учиться читать, если…
Если речевое развитие дошкольника протекает без грубых нарушений. Разберемся, какие критерии помогут узнать, готов ли ребенок учиться чтению:
Понимание обращенной речи. Малыш должен понимать предложения, фразы, отдельные слова, которыми окружающие к нему обращаются.
Словарный запас. Чем больше слов знает ребенок, тем лучше он поймет прочитанное. Это также поможет ему общаться со взрослыми и другими детьми.
Грамматику. Навык правильно строить предложения, подбирать и изменять слова важен для детей, которые учатся читать.
Произношение. Чтобы обучение шло эффективно, ребенок должен знать, как произносить слова без грубых ошибок.
Помните: в дошкольном возрасте у ребенка могут быть мелкие недочеты в грамматике и произношении — это нормально. Со временем эти нарушения исправятся, и считать их помехой чтению не стоит. Но если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Как облегчить обучение чтению для дошкольника
Больше хвалить и никогда не ругать
Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, соединять звуки, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.
Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет будущего ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.
Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.
Заниматься понемногу, но регулярно
Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.
А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.
Читать книги вслух
В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.
Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.
Мнение эксперта
По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.
Обсуждать прочитанное
Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли будущему ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.
Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:
Кто тебе понравился из героев?
Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
Что бы ты сделал на месте героя?
Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
Что больше всего запомнилось из прочитанного?
Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?
Идти от простого к сложному
От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под будущего ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.
Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита.
Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.
Важно подбирать вопросы индивидуально, исходя из возраста ребенка. С детьми помладше обсуждайте всё совместно, задавайте простые вопросы, направляйте их внимание на некоторые факты. Сложность вопросов должна расти пропорционально возрасту ребенка. Чем он старше, тем труднее должны быть задачи, а вопросы уже могут затрагивать «рефлексию» своих чувств и опыта.
Методики обучения дошкольников чтению
Складовое чтение
Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.
Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.
Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-
Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.
Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.
Слоговое чтение
Эту методику, по некоторым данным, разработали еще римляне. Позже Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед, создала на ее основе букварь. В нем она выстроила свою систему, в которой последовательно звуки и буквы вводятся в речь.
Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.
На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — прописи, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.
Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения
Эта методика зародилась в СССР и до сих пор считается основной в школах и детских садах России. Разработала ее советская учительница и методистка по русскому языку Воскресенская Александра Ильинична.
Как и Н.С. Жукова, Воскресенская предложила свой порядок, по которому дети должны изучать буквы и звуки. Принцип такой последовательности был в том, чтобы ребенок сначала выучил буквы, которые можно сложить в простые слоги, и далее двигался вперед по уровню сложности. В итоге дети изучают слоги в таком порядке:
Слоги из двух букв (включая одну согласную): ам, ма, ра и т. д. и простых слова из них: ра-ма, ма-ша, Па-ша и т.д.
Слоги из трех букв с гласной в центре: мак, лат и т.д.
Сочетание первых двух этапов в слова: са-лат, зем-ля и т.д.
Слова из трех слогов и шести букв: аз-бу-ка, ве-се-ло и т.д.
Слова из двух слогов и шести букв: воп-рос, чай-ник и т.д.
Слова со стечением гласных в начале и в конце слова: стул, март и т.д.
Так дети одновременно готовятся к более сложным слогам на каждом этапе и закрепляют то, что изучили ранее.
Упражнения для обучения чтению
Обучение чтению, как правило, проходит в несколько этапов. Сначала ребенок слушает звук, зрительно запоминает буквы. Помочь в этом помогут разные игры, где нужно искать буквы, придумывать слова и т.д. Когда этот этап позади, можно переходить к слогам и играм на их проработку. И только после этого можно будет приступать к словам, а далее — к предложениям и текстам.
Упражнения на запоминание букв
Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.
Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.
Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.
Упражнения на гласные и согласные
Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.
Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.
Упражнения на составление слов
Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.
Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.
Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.
Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Вета Иванченко
Редактор Skysmart
К следующей статье
Правильная подготовка ребенка к школе
Приходите на бесплатный вводный урок, чтобы начать готовиться к школе
На вводном уроке с методистом
Определим уровень и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
методики и игры для обучения чтению
Обучение дошкольника чтению – непростой и длительный процесс, который требует от родителей терпения и изрядной доли креативности. Некоторые дети не проявляют интереса в обучении этому навыку. Поэтому чтобы увлечь ребёнка, часто появляется необходимость прибегать к различным вариантам занятий. С чего лучше начать и как грамотно организовать процесс?
Аудио-версия статьи «КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА 5-7 ЛЕТ ЧИТАТЬ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА 5-7 ЛЕТ ЧИТАТЬ
Содержание
С чего начать
- Учим звуки
- Учимся читать слоги
- Складываем слоги в слова
- Читаем предложения
Методики обучения чтению
- Методика Надежды Жуковой
- Методика Гленна Домана
- Методика Николая Зайцева
- Кубики Чаплыгина
- Слоговые таблицы
- Обучение чтению по Монтессори
Игры для обучения чтению детей 6-7 лет
- Учим буквы
- Учим слоги
- Учимся читать слова
Советы для мам
Прежде чем начать обучать ребёнка чтению, важно определить уровень его интеллектуального развития, обратить внимание на эмоциональную и психическую зрелость. По этим критерием можно понять, насколько дошкольник готов к освоению грамоты. Ведь задача родителей не только научить читать, но и добиться того, чтобы малыш понимал смысл прочитанного. Перед началом занятий убедитесь, что:
- словарный запас ребёнка соответствует нормам по возрасту;
- он умеет грамотно составлять предложения, оформлять свои мысли при разговоре;
- у малыша нет явных проблем с воспроизведением звуков;
- будущий первоклассник хорошо ориентируется в пространстве, знает понятия «право-лево», «верх-низ».
Когда ребёнок будет готов, можно приступать к обучению. Важно, чтобы занятия были регулярными. При этом длительность урока на первых порах не должна превышать 10-15 минут. Постепенно это время может увеличиться до получаса. Чтобы будущему первокласснику было интересно, старайтесь давать задания в игровой форме и ни в коем случае не заставляйте непоседу заниматься, если он не в настроении.
С чего начать
Учим звуки
Начинать изучать звуки рекомендуется с гласных: о, а, у, ы. Сначала покажите ребёнку написанную букву. Произнесите долгий звук, например: «а-а-а-а». Предложите малышу повторить за вами. Вместе вспомните слова, которые начинаются с этого звука.
Потренируйтесь в написании буквы. Обратите внимание ребёнка на то, что звуки – это то, что мы слышим и говорим, а буквы – пишем и видим. Поищите знакомую букву в словах, пусть малыш покажет её пальчиком. Подскажите, что эти звуки можно спеть, и они называются гласными.
Затем приступайте к изучению твёрдых согласных: л, м, н, р. Заранее расскажите малышу, что из-за того, что согласных букв достаточно много, они решили жить в разных городах: в «городе звонких согласных» и «городе глухих согласных». При изучении каждого нового звука обращайте внимание, к какой группе он относится.
Показывая ребёнку буквы, чётко произносите соответствующие звуки. Например, не «эл», а «л», не «мэ», а «м». Этот момент очень важен, иначе в дальнейшем при соединении звуков в слоги у малыша возникнут большие трудности. Вместо «мама» дошкольник начнёт читать «мэамэа», и переучить ребёнка будет непросто. После знакомства с твёрдыми звонкими согласными можно переходить на изучение глухих и шипящих звуков.
Каждое следующее занятие лучше начинать с повторения предыдущего. В конце урока обязательно закрепляйте пройденный материал.
Учимся читать слоги
После изучения части несложных звуков, можно начинать осваивать слоги. Предложите ребёнку поиграть в машиниста и нарисуйте дорожку от одной буквы к другой. Например, «м» очень хочет встретиться с «а». Чтобы звуки поскорей увиделись, паровозику нужно ехать очень быстро, поэтому читать нужно слитно, а не раздельно.
Обратите внимание малыша на то, что согласные с разными гласными читаются неодинаково. Например, НО-НА-НУ-НЫ-НЭ произносятся твёрдо, а НЕ-НЯ-НЮ-НИ-НЁ – мягко. Для более лёгкого запоминания пропойте слоги в виде песенок и сравните их. Можно сказать, что первую мелодию спел большой слон, а вторую – маленький слонёнок. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов вместе с ребёнком. Любые ошибки исправляйте сразу.
Прежде чем приступать к чтению слов, сформируйте у малыша чёткое понимание того, как звуки соединяются в слоги. Начинайте с несложных сочетаний, таких как ло, на, ру, сэ, постепенно усложняя задание и переходя к слогам, которые начинаются с гласных, например, ел, ом, ун, ар.
Складываем слоги в слова
Как только чтение слогов доведено до автоматизма, пробуйте соединять их в слова. Начните с тех, у которых слоги повторяются: «ма-ма», «па-па», «ля-ля». Затем соединяйте различные слоги: «ра-ма», «мы-ло», «но-га». Можно начать читать слова, состоящие из трёх букв. Подбирайте те, что начинаются с простого слога и заканчиваются одной буквой: «ко-т», «ме-л», «но-с», «ле-с» и т.д.
Важно, чтобы на этапе прочтения слова, ребёнок понимал, что оно обозначает. Чтобы слово приобретало для малыша смысл, а не было просто набором букв, после прочтения спросите у ребёнка, что обозначает это слово. Если он не знает, то нужно найти картинку, фотографию или видео и показать ему. Где найти? В картинках или видео Яндекса/Гугла.
Читаем предложения
Когда ребёнок научится читать и понимать смысл слов, переходите к прочтению простых коротких предложений. На этом этапе пора познакомить малыша со знаками препинания. По ним юный читатель будет ориентироваться, где кончается предложение. Основная сложность в том, чтобы ребёнок не забывал предыдущие прочитанные слова.
Поэтому начните с коротких фраз, например, «Маша спит», «Папа идёт на работу». Запомните, вдумчивое и осознанное чтение по слогам важнее, чем беглое и необдуманное.
Методики обучения чтению
Есть десятки методик, которые помогают дошкольника обучить чтению. Выделим несколько наиболее популярных и обозначим их достоинства и недостатки. Чтобы найти «свой» подход, попробуйте разные варианты. Но независимо от того, на какой именно методике вы остановитесь, помните, что обучение не должно проходить в виде строгих уроков. Превратите упражнения в занимательную игру, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для малыша станет в удовольствие, а не в наказание.
Методика Надежды Жуковой
Надежда Сергеевна Жукова – автор пособий по изучению языка и формированию речи. Она же создатель «Букваря», с помощью которого многие мамы обучают своих детей чтению.
По этой методике учились читать и мы с Мишей. Обучение идёт по принципу, как было в советских букварях. От изучения звуков, к складыванию слогов, далее слов, потом предложений.
Знакомство ребёнка происходит с гласными звуками, такими как О, А, У, Ы.
Тут же малыш пробует соединить их в слоги, например, АУ, УА. После усвоения гласных букв автор предлагает перейти к изучению согласных, сначала звонких, а затем глухих и шипящих.
Надежда Жукова не рекомендует учить буквы в алфавитном порядке, та последовательность, которой следует придерживаться, дана в «Букваре». Важное примечание: знакомимся со звуком, а не с буквой, например, «Т», а не «ТЭ», «К» вместо «КЭ».
Складывать знакомые буквы в слоги на страницах пособия помогает маленький человечек, который быстро перебегает от одного звука к другому. Задача ребёнка – провести пальцем по линии и «притянуть» обе буквы. Для удобства все слова поделены на слоги. Так малышу проще начать читать.
В пособии также имеются дополнительные информативные вставки, где даны советы и указания для родителей. Они подсказывают, на чём лучше остановиться подробнее, как объяснить и над чем поработать, если обучение идёт недостаточно эффективно.
Достоинство методики в том, что малыш без труда слышит звуки в словах, может их произнести. Но она подходит детям с 5-6 лет, младшим ребятам для успешного освоения программы требуется определённый уровень знаний.
Методика Гленна Домана
Основа методики Гленна Домана – изучение слова целиком. Система поделена на пять этапов. Сперва малыш учит отдельные слова, которые даны на специальных карточках с соответствующими изображениями. На первом этапе автор предлагает 15 слов, наиболее близких малышу. Например, фрукты, игрушки, имена близких людей. Когда дошкольник их запомнит, даются слова из другой группы.
Как только этот этап будет успешно усвоен, ребёнок переходит к следующему, основа которого запоминание словосочетаний. К старым словам прибавляется описание, например, «красное яблоко», «высокая пирамидка», «воздушный шар».
На третьем этапе уделяется внимание прочтению простых предложений. Нужно заготовить пять фраз и показывать их ребёнку несколько раз в день. Так на протяжении 4-5 дней. Затем два предложения заменяются новыми.
Четвёртый этап – изучение распространённых предложений. Например, было «медведь спит», а стало «медведь крепко спит».
На заключительном этапе малыш знакомится с книгой. В ней должно быть от 50 до 100 изученных слов. На одной странице – одно предложение крупным шрифтом.
Методика Гленна Домана помогает ребёнку запомнить большое количество слов, пополнить словарный запас. Но здесь есть и недостатки: в школе дети не могут справиться с делением слова на слоги, т.к. они воспринимают его только целиком. Также методика не очень удобна из-за того, что нужно иметь много карточек.
Методика Николая Зайцева
Большую популярность получила методика раннего развития по Зайцеву. В учебно-игровые материалы входят таблицы, счётные палочки и кубики, с помощью которых малыши учатся читать. Суть методики: «не учиться, а играть!». Всё обучение построено на игровой деятельности. Автор предложил разделять слова не на слоги, а на склады. Это так называемые пары гласных и согласных, объединение согласных с твёрдым или мягким знаком, а также одна буква.
У каждого вида кубика свой размер, цвет и звучание. Так малыш сможет запоминать не только сами буквы и склады, но и их характеристики. Например, на железных кубиках изображены звонкие сочетания букв, на деревянных – глухие, большие кубики обозначают твёрдые гласные, а маленькие – мягкие.
Плюс методики в том, что она по ней могут заниматься ребята любого возраста, а в основе учебного материала лежит игра. Ребёнок сможет овладеть необходимыми навыками легко и ненавязчиво.
Однако, несмотря на простоту и удобство обучения, у кубиков Зайцева есть недостатки. Часто дошкольники неправильно понимают фонетический (по звукам) и морфологический (не могут выделить корень) состав слова, что создаёт определённые проблемы в школьном обучении. Кроме этого, система Зайцева основана на складах, в то время как школьные программы ориентированы на чтение по слогам. Склады и слоги часто отличаются. Например, слово «дуб» имеет два склада «ду» и «б», а если поделить слово на слоги, то он будет только один «дуб». Переучиться под требования учителей не так просто.
Подробнее о принципах методики Николая Зайцева, её преимуществах и недостатках можно прочесть в нашей предыдущей статье: Кубики Зайцева. Методика обучения чтению, игры и упражнения.
Кубики Чаплыгина
Евгений Васильевич Чаплыгин – российский педагог, тренер, отец троих детей, создатель кубиков «Читаю легко».
Динамические кубики Чаплыгина помогают непринуждённо и быстро научить детей читать. В комплекте 10 одинарных и 10 двойных, которые соединены специальными платформами. Чёрным цветом выделены согласные звуки, красным – гласные. К материалу прилагаются «Шпаргалка» для родителей с готовым вариантом организации занятий.
Здесь, так же как и в методике Николая Зайцева используется складовый способ обучения чтению. Автор убеждён, что именно таким образом ребёнку легче учиться. Ведь когда малыш начинает гулить, лепетать, говорить, он использует склады.
Перед началом работы стоит познакомить ребёнка с материалом: дать потрогать, покрутить и понюхать кубики. Затем можно приступить к изучению складов. Чтобы поменять одну пару букв на другую, нужно покрутить кубик вокруг оси. При занятии с материалом малыш использует все каналы восприятия: он видит кубики, крутит их, составляет слова, говорит и слышит. Так материал усваивается легче.
При этом методика Евгения Чаплыгина не копирует кубики Зайцева. Главное отличие в упрощении. Здесь автор не использует разделение звуков на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Все часто используемые склады педагог разместил на тридцати кубиках, в то время как у Зайцева их больше шестидесяти.
Кубики Чаплыгина изготовлены из дерева, а не из картона. Они продаются в готовом виде, что упрощает подготовку к занятиям. Однако цена у такого пособия выше.
К достоинствам можно отнести то, что малышу не требуется заучивать буквы, он достаточно быстро понимает, как образуются сочетания и без труда запоминает их во время игровой деятельности. Автор методики указывает на скорый результат занятий. Чтобы освоить принципы чтения, достаточно трёх дней, при условии, если ребёнок уже знал буквы.
Недостаток опять же в складовой системе. При обучении в школе ребёнку придётся переучиваться видеть в словах слоги. Методика исключает проработку букв, вследствие чего дети могут «съедать» окончания в словах.
Слоговые таблицы
Для отработки техники чтения хорошо подходят слоговые таблицы. Как по ним заниматься? Сначала слоги читает взрослый и не спеша проводит по дугам. Малыш внимательно слушает и следит за движением указки. Таблицы можно читать как слева направо, так и сверху вниз.
После знакомства со слогами ребёнок включается в процесс. Он читает таблицу совместно со взрослым. Следите, чтобы малыш проводил пальцем по дугам. После чего дайте дошкольнику продемонстрировать самостоятельное чтение.
Затем потренируйтесь читать с ударением. Отметьте в таблице простым карандашом ударные слоги. Покажите ребёнку, как их нужно читать, потом пусть малыш попробует сделать это сам. В следующий раз измените ударения и снова прочитайте слоги.
Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение по слогам, усложните задание. Предложите дошкольнику закрыть глаза, прочитайте любой слог и попросите его представить его, затем пусть покажет пальчиком то место, где вы читали.
Этот тренировочный материал достаточно эффективен, однако, для малыша это наименее интересная методика из всех предложенных. Поэтому придётся проявить максимум фантазии, чтобы заинтересовать ребёнка. Можно, например, придумать историю про инопланетянина. Он оставил послание в виде русских слогов. Чтоб их расшифровать, нужно прочитать, что написано. Пусть «наны» будет «здравствуйте», а «дады» «прощайте» и т.д.
Обучение чтению по Монтессори
Суть методики Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Автор предлагает детям учиться самостоятельно, без наставлений взрослых, специальных книг и уроков. Всё построено по принципу обучающей среды.
Задача родителей – вовремя подхватить интерес ребёнка к чтению и создать вокруг него зону русского языка.
Это могут быть:
- карточки с подписанными изображениями – для обогащения словарного запаса;
- мелкие предметы, чтобы развивать фонематический слух;
- трафареты, инструменты для обводок и штриховок – помогут малышу подготовить руку к письму;
- наборы для ознакомления с прописными буквами: шероховатый алфавит, сделанный из бархатной бумаги и ёмкость с насыпанной мукой, чтобы выводить буквы;
- вырезанные из цветного картона буквы, из которых малыш будет составлять слова, гласные – красные, согласные – голубые.
Педагог рекомендует начинать обучение с письма, только затем приступать к чтению. По наблюдениям Марии Монтессори детям легче изобразить букву и познакомиться с ней, чем воспринять абстрактный образ в книге. В первую очередь это должны быть прописные буквы, т.к. малышам проще выводить округлые движения.
В методике Монтессори нет места утомительным упражнениям. В основе лежит игра и яркие материалы. Ребёнок получает возможность самостоятельно заниматься с предметами. Взрослые только наблюдают и при необходимости подсказывают. Большинство монтессори-материалов не только обучают чтению, но и тренируют пальчики – развивают мелкую моторику.
Однако методика Марии Монтессори больше ориентирована на занятия в группе. Создать необходимую среду в домашних условиях может быть проблематично: нужна подготовка и дорогостоящие материалы.
Игры для обучения чтению детей 6-7 лет
Изучив разные методики по обучению чтению, видим, что большинство специалистов сходятся в одном: лучший способ приобщить малыша к чтению – это игра. Ведь занятия проходят легче и эффективнее, когда они интересны ребёнку. Чтобы сделать уроки увлекательными и занимательными, а также закрепить пройденный материал, предлагаем подборку игр для дошкольников.
Учим буквы
«Помоги найти предметы»
Положите перед ребёнком лист с изображением разных предметов. Его задача – найти и отметить те картинки, которые начинаются на заданную букву.
«Фантазёр»
Для того чтобы малыш без труда запоминал буквы, полезно соотносить их с реальными предметами. Напишите букву и предложите ребёнку пофантазировать, на что она похожа.
Можно вместе дорисовать то, чего не хватает, или пусть кроха сам попробует дополнить рисунок. На что, например, могут быть похожи некоторые буквы? «А» напоминает лестницу, ствол дерева с дуплом или крышу дома, из «В» легко сделать очки, «Ж» превращается в жука, «О» становится солнышком или пирогом, а из «Ф» получится человечек с руками в бок.
«Собери букву»
Распечатайте или напишите одну букву на листе. Она должна быть крупной и яркой. Разрежьте лист на несколько частей. Можно в виде квадратиков, треугольников или полосок. Задача малыша – собрать пазл.
«Волшебный мешочек»
Для этой игры можно использовать буквы из наборов или вырезать их самостоятельно из картона. Положите материал в непрозрачный пакет или мешочек. Предложите ребёнку доставать по одной букве и отгадывать её на ощупь не подглядывая. Если малыш ошибётся, исправьте его, а букву положите обратно. В следующий раз он уже ответит верно.
Когда ребёнок начнёт без труда называть все буквы, усложните игру. Сначала можно придумывать слова, которые начинаются с заданной буквы или оканчиваются на неё. Затем в мешочек можно добавить другие мелкие предметы, например, монеты, пуговки, скрепки. Так можно будет дольше поддерживать интерес малыша.
«Мемори»
Для игры приготовьте карточки. Можно самостоятельно распечатать набор букв на листах, обязательно в двойном экземпляре. Разложите их перед малышом так, чтобы он не видел, где какая буква спрятана.
Предложите ребёнку перевернуть любую карточку и назвать букву. Затем он должен будет перевернуть лист обратно и попробовать найти её пару среди других. Его задача – открывать карточки по одной, проверять, что на них написано, запоминать и переворачивать обратно. Как только нужная буква найдётся, малыш забирает оба листа, и игра продолжается. Так до тех пор, пока все пары не будут найдены.
Учим слоги
Игры-ходилки
Поиграйте с ребёнком во всеми любимые бродилки. Кто вперёд пройдёт по слогам и достигнет финиша? Во время игры просите малыша называть тот слог, на который он встанет.
Слоговое домино
Отработать и хорошо запомнить произношение слогов поможет самое обычное домино. Только вместо точек, цифр или картинок выстраивать цепочку нужно будет при помощи сочетаний букв. Малыш сможет закрепить навыки деления слов так, как этого требуют в школе, а именно по слогам.
Магазин
Откройте у себя дома магазин. Выставьте «на продажу» игрушки: робота, машинку, куклу и т.д. В роли покупателя – ребёнок. Продавец – это вы. В качестве денег – бумажки со слогами. Вещь можно купить за соответствующий первый слог слова.
Меняйтесь ролями. Теперь вы становитесь покупателем. Когда будете «приобретать» игрушки, нарочно «платите» не той купюрой. В таком случае продавец не должен будет вам отдавать товар, объяснив причину.
Чтобы игра оставалась интересной, меняйте профиль магазина. Сегодня вы торгуете игрушками, завтра одеждой, послезавтра посудой. Можно использовать не только те вещи, которые есть у вас дома, но и карточки с изображениями. Примечание: в качестве денег можно использовать не только слоги, но и буквы или, наоборот, целые слова.
Учимся читать слова
Собери слова из букв
Многие ребята любят решать загадки и разгадывать ребусы. Одна из таких игр направлена на составление слов из букв. В качестве помощника картинки. Назови, что изображено и расставь буквы в нужном порядке.
Пазлы «Составь слово»
Для обучения ребёнка чтению в игровой форме можно использовать специальные пазлы. Они состоят из двух частей: наверху изображение, внизу – буква, слог или целое слово. Когда малыш соединит кусочки картинки, то сможет прочесть получившееся слово или предложение.
«Почтальон»
Предложите непоседе сыграть роль почтальона. На бумажках-конвертах указано, кому они должны быть доставлены. Его задача – разнести письма адресатам. Это могут быть игрушки или члены семьи.
«Забавные окошки»
Эта игра наверняка понравится вашему ребёнку, т.к. в ней присутствуют сюрпризные моменты. Материалы можно без труда приготовить самостоятельно. Понадобятся два листа бумаги. На первом наклейте или распечатайте картинки с животными, на втором – сделайте прорези под них так, чтобы каждый «житель» смог выглядывать в своё окошко.
На «створках» напишите, кто, как говорит или как называется зверь. Например, там, где живёт собачка, подпишите «гав» или «собака». Вместе с малышом прочтите надпись, после чего откройте окошко. Так ребёнок сможет соотносить слова и предметы.
Советы для мам
Как избежать ошибок при обучении ребёнка чтению? Несколько практических рекомендаций для родителей дошкольника:
- не стоит в качестве пособия использовать азбуку. Зазубривая алфавит, малыш автоматически начинает соотносить букву с конкретной картинкой. Так, «Б» – это барабан, а «Ф» – филин. В результате при чтении слов ребёнок пытается мыслить образами и ассоциациями. Читая слово «ДОМ», ребёнок начинает вспоминать картинки «дятел – огурец – мороженое». К тому же учить нужно не буквы, а звуки, иначе «дэ», «о», «мэ» никак не сложатся в «дом»;
- читайте книги вместе с ребёнком. Дети во многом копируют поведение взрослых. Если они видят, что родители с удовольствием читают, то им самим тоже непременно захочется научиться. Покажите ребёнку, что чтение – дверь к знаниям и новым открытиям. Заинтересованный малыш будет учиться с радостью. Поэтому важно, чтобы в семье была культура чтения;
- не давите на ребёнка. «Тебе 6 лет уже исполнилось, а ты даже буквы толком не знаешь! Как же ты в школе учиться будешь?». Подобные запугивания точно не вызовут никакого желания обучаться, напротив, интерес угаснет окончательно;
- с ребятами 5-6 лет рекомендуется заниматься не более получаса, достаточно будет и 15-20 минут. Если замечаете, что малыш часто отвлекается, стал рассеянным, не хочет выполнять задания, урок стоит прекратить.
К современным детям требования всё жёстче. Желательно, чтобы первоклассник владел базой, знал буквы и умел соединять их в слоги, читал и писал. Как погрузить дошкольника в мир слов? Главная задача родителей – заинтересовать ребёнка, дать ему понять, что читать – это не скучно, а интересно и познавательно. Создавайте игровые ситуации, используйте интересные для непоседы методики. Тогда вы без труда сможете подготовить будущего школьника к новому этапу в жизни.
Игры для чтения для дошкольников онлайн
Дошкольники – самые веселые и увлеченные ученики! Всегда готов к вызову, ищет способы развлечься и постоянно пытается сделать нас счастливыми.
Учеба иногда может быть сложной для дошкольников, особенно при развитии таких навыков, как чтение, письмо и правописание. Хотя процесс сам по себе может не вызывать беспокойства, дети могут потерять мотивацию и интерес, когда все становится предсказуемым и монотонным.
Вот почему игры в чтение для детсадовцев всегда пользуются успехом. Они учат, вдохновляют и помогают детям наслаждаться путешествием от начала до конца.
Узнайте больше о множестве увлекательных практических занятий и обучающих онлайн-ресурсах SplashLearn, которые могут вырастить ваших маленьких книжных червей.
Инновационные подходы к чтению в детских садахОбучение чтению — это непрерывный процесс. В конце концов, мы все еще учимся, не так ли? Чтобы ваши детсадовцы начали правильно, у нас есть одни из лучших игр для чтения для детсадовцев и трюки, которые вы можете попробовать:
- Чашки для чтения: Дошкольники обычно усваивают двух- и трехбуквенные слова. Возьмите несколько бумажных стаканчиков и напишите двухбуквенные окончания слов (например, «ad», «in», «up», «ot», «ed»).
Теперь возьмите одноразовые ложки. Запишите слова из трех букв, такие как плавник, горшок, красный, щенок и плохой. Вы можете составить целый список, связанный со словообразованиями на чашках. Попросите ребенка взять ложку, прочитать буквы и положить ложку в нужную чашку.
Помните, что на этом этапе ребенок может распознавать только буквы и учиться сопоставлять их, но это хорошее начало. Когда каждое слово будет определено, потратьте некоторое время на чтение слова и произнесение его вслух. При повторении дети научатся читать эти слова, как только увидят их. Миссия выполнена!
- Беговые уголки: Это потрясающая игра для детей с безграничной энергией. Это также отличный способ вызвать у них аппетит и заставить их истощить себя. Столько достижений за одну маленькую игру!
Чтобы играть в эту игру, разместите несколько слов в произвольном порядке по комнатам. Используйте стены, вашу мебель, что угодно. Убедитесь, что это простые слова из двух или трех букв, с которыми ваш ребенок знаком. Теперь произнесите слово и медленно сосчитайте до десяти. Пока вы не достигли десяти, ваш ребенок должен найти слово, побежать и принести его вам. Для начала вам может понадобиться окликнуть и показать слово вашему ребенку. Поэтому держите под рукой дополнительный набор карт.
- Цветы слова: Слова часто существуют группами. Посмотрите на этот — шляпа, погладить, коврик, кот, крыса, жир. Это лишь некоторые из названных нами. Сделайте цветы с темой (в данном случае «у») в центре и напишите различные слова на лепестках. Это облегчит детям понимание звуковых групп и тем.
- Сетка для картинок: Картинки прекрасно работают с детьми. Именно поэтому у нас есть книжки с картинками и красочные иллюстрации к ним. Вы тоже можете заставить картинки работать на вас. Сделайте большую сетку со словами, которые ребенок учится читать. Теперь нарисуйте простые, красочные изображения слов. Используйте указку, чтобы указать слово, и попросите ребенка прочитать его. После прочтения они могут найти картинку и закрыть ею слово. Картинка также может быть отличной подсказкой для тех, кто пытается определить написанное слово. Вы заметите, что задача становится легче по мере того, как ребенок практикуется.
Чтение включает в себя несколько этапов. Интересно, что это может произойти несколькими способами. Вы заметили эти закономерности в своем читателе?
- Чтение в глаза: Некоторые дети предпочитают смотреть на слова и формировать их зрительные образы. Вот так они читают. Они их не озвучивают. Это визуальные читатели.
- Чтение по звуку: Фонетические звуки и их сочетания составляют основу этих ридеров. Сосредоточение внимания на звуках букв и их многократное чтение — вот как они хорошо учатся.
- Чтение в сочетании: Это идеальный способ чтения. Мы используем звуки для фонетических слов и визуальное чтение для зрительных слов.
Теперь, когда мы знаем наших читателей, нам нужно выполнить определенные шаги:
- Начинать постепенно. Вводите буквы, медленно создавайте двухбуквенные слова и, наконец, трехбуквенные слова. Вы можете заметить, что вашему ребенку комфортно только с определенными словами, и это нормально. Им осталось учиться всю жизнь.
- Повторяйте как можно чаще. Вам придется делать это медленно. Хотя мы используем самые простые слова, это самый сложный этап, потому что ваш ребенок осваивает совершенно новый навык.
- Пересмотреть концепции. Дети могут забыть, когда они не на связи. Даже после того, как вы добились определенного прогресса, вернитесь к ранее изученным буквам и звукам, чтобы дети оставались на связи.
Во время обучения дети испытывают множество эмоций — они могут начать с колебания, волнения или даже страха. По ходу дела они могут испытывать интерес, вызов, страх, тревогу или даже энтузиазм. То, как ребенок воспринимает чтение, по сути, является результатом того, как родитель или учитель подходят ко всему процессу. Вот некоторые вещи, которые мы настоятельно рекомендуем:
- Будьте очень терпеливы
- Мотивируйте своего ребенка, прав он или нет
- Дайте им обратную связь, чтобы они знали, как у них дела
- Сделать их соучастниками в процессе. Обсудите следующую букву или звук, чтобы они почувствовали, что имеют право голоса
- Учитесь вместе с ними
Вы можете научить своего ребенка читать, используя всего несколько инструментов и несколько инновационных игр для чтения для дошкольников. Благодаря обучающим онлайн-играм и ресурсам SplashLearn вы можете сделать чтение любимым занятием вашего ребенка.
Универсальное решение для всех потребностей в обучении.
Дайте вашему ребенку страсть и уверенность, чтобы безбоязненно учиться чему-либо самостоятельно
Родители, зарегистрируйтесь бесплатно
Учителя, используйте бесплатно
4413+
4567+
Игры для раннего чтения
Одно из занятий, которое я больше всего люблю делать с моими мальчиками, а также читать им, — это играть с ними в игры. Дети лучше всего учатся, когда им весело, и поэтому я всегда ищу игры, которые интересны и увлекательны, но в то же время помогают немного учиться.
Игры для раннего чтения помогают тренировать такие навыки, как распознавание слов с листа и фонетику, а также помогают пополнить словарный запас. Все это бесценные навыки для начинающих читателей. Игра в такие игры — отличный способ дополнить другие способы помощи начинающим читателям, такие как выбор подходящих книг для чтения и чтение им вслух.
Иногда мы придумываем собственные игры для раннего чтения, а иногда нам нравится играть в коммерчески доступные игры. Ниже вы найдете одни из лучших игр для раннего чтения, которые можно купить за деньги!
Это игры, в которые мы любим играть снова и снова. Мы всегда держим их под рукой, независимо от того, загромождают ли они кухонный стол или, в случае портативных игр, таких как Appletters или PAIRSinPEARS, запихивают их в мою сумку. Если мы обнаружим, что у нас есть несколько свободных минут на ожидание приготовления ужина или отложенного визита к врачу, мы выкопаем их и начнем играть.
Представленные здесь игры для раннего чтения идеально подходят для детей младше 3, 4 или 5 лет, но в них также интересно играть и детям постарше. В первую очередь перечислены самые простые игры, подходящие для самых маленьких в этом возрастном диапазоне. Вы можете найти больше наших любимых игр для детей в возрасте от шести лет и старше здесь.
Отличный способ заставить братьев и сестер играть вместе — ввести более сложные правила для старших братьев и сестер, чтобы дать младшим больше шансов на победу. Я указал, в какие из игр ниже можно хорошо играть с разным возрастом.
Надеюсь, вам и вашим детям понравится играть в эти игры для раннего чтения так же, как и нам!
Видеть и писать Как играть
В этой игре для раннего чтения ваш ребенок собирает головоломку с деревянными буквами, чтобы составить слово. На каждой стороне каждой доски есть изображение слова и вырезка каждой из букв, необходимых для составления слова. Есть 8 двусторонних досок, так что ваш ребенок может составить 16 трех- и четырехбуквенных слов с 72 красочными деревянными буквами.
|
|
PAIRSinPEARS Как играть
Эта ранняя игра для чтения, созданная теми же людьми, которые придумали Bananagrams, состоит из четырех наборов букв алфавита от A до Z. Для тех, кто уже начал читать, для начинающих и для более продвинутых читателей предлагается ряд различных упражнений. В игре PAIRSinPEARS игроки соревнуются, чтобы составить сетки из двух пересекающихся слов, причем победителем становится тот, кто первым составит определенное количество сеток. Начните с размещения всех плиток лицевой стороной вниз, а затем разделите их поровну между игроками. Затем все переворачивают свои плитки и пытаются составить сетки из слов, каждое из которых состоит из 3 или более букв. Первый, кто закончит, выигрывает игру.
|
|
Глупые предложения Как играть
Соберите кусочки головоломки, чтобы составить множество глупых предложений. Структура предложения обеспечивается тем, как кусочки головоломки соединяются друг с другом. Таким образом, хотя предложения могут быть глупыми, они будут иметь смысл с существительными, глаголами и прилагательными в нужном месте.
|
|
Zingo Bingo
Как играть
Сдвиньте дозатор фишек (или «Zinger») спереди назад, и фишки выпадут в зону отображения. На каждой плитке есть слово и иллюстрация этого слова. Каждый игрок пытается сопоставить плитки с одним из девяти квадратов на своей карте. Крикните, чтобы получить плитку, и поместите ее на соответствующую клетку. Одна и та же плитка может понадобиться более чем одному игроку, так что вам нужно быть быстрым! Победитель первым соберет все девять плиток для своей карты. Есть 72 различных плитки со словами, такими как «сердце», «воздушный змей», «часы» и «нога».
|
|
Если вам нравится эта игра для раннего чтения, почему бы не попробовать Zingo Sight Words. В эту игру играют так же, как в Zingo Bingo, но с использованием таких слов, как «мой», «есть», «пошел», «сказал». и «приходи», а не существительные. Графика на плитках намекает на значение слов до того, как игроки их узнают.
POP for Sight Words Как играть
Возьмите кусочек попкорна из коробки и прочитайте вслух напечатанное на нем слово. Если вы прочитали это правильно, попкорн останется у вас, но если вы вытащите один из кусочков ПОП, все ваши слова вернутся в коробку. Игрок с наибольшим количеством карточек попкорна в конце побеждает. Есть 92 карты слов прицела и 8 карт POP.
|
|
Если вашим детям нравится эта игра для раннего чтения, тренируйте больше слов с листа с помощью POP for Sight Words 2. В нее играют точно так же, как и в оригинальную игру, но в ней представлен новый набор из 92 слов для зрения.
POP для семейств Word Как играть
Вращайте счетчик, чтобы решить, нужно ли составить 1, 2 или 3 слова. Затем возьмите из коробки кусочек попкорна и составьте слова с окончанием, показанным на карточке. Например, если вы крутите 2 и выбираете карту «-ipe», вы должны составить 2 слова, оканчивающиеся на «-ipe», например, «салфетка» и «труба». Если вы можете составить нужное количество слов, вы получите кусочек попкорна. Если вы выберете POP-карту, все ваши фишки вернутся в коробку. Игрок с наибольшим количеством кусочков попкорна в конце побеждает.
|
|
Апплеты Как играть
Также от производителей очень успешных Bananagrams, Appletters — это игра, предназначенная для молодых игроков. Цель состоит в том, чтобы сделать «словесного червя», по очереди присоединяя слова к голове или хвосту «червя» (существующая цепочка букв). Начните с размещения всех плиток лицевой стороной вниз в центре — это «сердцевина». Во-первых, каждый игрок берет набор плиток из «ядра», например, 15 плиток для двух игроков. Первый игрок составляет первое слово и кладет его в середину стола. В последующие ходы игроки составляют новые слова, следя за тем, чтобы первая или последняя буква каждого нового слова присоединялась к первой или последней букве «червя». Если они не могут составить слово, они должны взять три плитки из «ядра».
|