Развитие внимания у детей 5-6 лет
Внимание неразрывно связано с психическим развитием ребенка. Именно оно во многом определяет способность малыша к образовательной и игровой деятельности. При этом специалисты выделяют произвольно и непроизвольное внимание.
Произвольное внимание хорошо знакомо любому родителю, именно оно помогает взрослым людям концентрироваться на поставленных задачах. Дети 5-6 лет не способны к такому восприятию окружающего мира, поэтому их главным инструментом становится непроизвольное внимание.
Все это приводит к тому, что ребенок попросту не способен управлять своим вниманием. Его увлекают различные внешние впечатления и раздражители, что очень часто воспринимается как рассеянность. Но важно понимать, что это закономерный этап в развитии внимания у детей.
Что ребенок должен уметь в возрасте 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет ребенок только начинает овладевать умением концентрировать внимание и успех этого процесса во многом зависит от окружающих.
- Увлеченный делом или предметом ребенок должен уметь концентрироваться на нем от 1 до 1,5 часов. Малопривлекательная деятельность заставляет внимание ребенка переключаться быстрее.
- Дети могут держать в поле своего внимания не менее 3-х предметов.
- Повышается способность подмечать детали и мелкие особенности окружающего мира.
Читайте также: Игры для подготовки к школе
Для того чтобы проверить уровень внимания малыша проведите небольшой тест:
- Разложите на столе перед ребенком не менее 10 предметов.
- Накройте их непрозрачной тканью или листом бумаги.
- Затем уберите ткань и попросите ребенка запомнить предметы, находящиеся перед ним. Для выполнения этого задания достаточно 3-х секунд.
- Затем снова закройте предметы тканью и попросите малыша назвать все, что он запомнил.
Чем больше предметов назовет ребенок, тем выше его способность концентрировать внимание.
Игры помогающие развить внимание
Как и в более раннем возрасте дети лучше всего воспринимают обучение через игры. Они помогают легко заинтересовать ребенка и удержать его внимание без принуждения и дополнительных усилий.
Игра «Исключение» содействует развитию внимания ребенка и повторению уже освоенной информации.
- Выберите основную категорию слов. Пусть это будут животные.
- Начните перечислять знакомых малышу зверей, не меняя тона, назовите растение.
- Ребенок должен отреагировать на это хлопнув в ладоши или слегка подпрыгнув.
Играть в «Исключение» можно в любом удобном месте. А постоянная смена категорий позволит заинтересовать ребенка и поможет закрепить уже полученные знания.
Игра «Что изменилось?» подойдет как для домашнего развлечения, так и детского праздника. В нее могут играть сразу 5 человек.
- Дайте ребенку рассмотреть предмет или собственный внешний облик. Для этого будет достаточно 1 минуты.
- Затем малыш должен отвернуться или выйти из комнаты. В это время наблюдаемый предмет или объект, должен преобразиться. Можно поменять что-то в своей одежде, отсоединить деталь у игрушки и пр.
- Задача ребенка сказать, что же изменилось.
Эта игра развивает не только внимательность и способность концентрироваться на предмете, но и способствует тренировке восприятия большого объема объектов и деталей за 1 раз.
Игра «Найди отличие»
– это прекрасный тренажер для тренировки внимания и концентрации. В зависимости от сложности картинки вы можете поддерживать интерес ребенка, не давая ему скучать.- Сначала дайте малышу самостоятельно отыскать отличия.
- Помогайте наводящими вопросами и советами. «А что там, у собачки?» или «Как ты думаешь домики одинаковые?».
- При желании он может отмечать найденные отличия на рисунке.
- Практикуйте чувство направления, помогая ребенку словами вправо, влево и т.д.
Эта игра универсальна и доступна как в бумажном, так и электронном виде. Приложения на планшете обеспечат большим выбором изображений, однако старайтесь отдавать предпочтение журналам с картинками.
Выбирая картинки с любимыми персонажами из мультиков, вы вовлечете ребенка и в сочинение историй, основанных на картинке, что поможет развить фантазию.
Читайте также: Обучение детей беглому чтению или как от букв перейти к смыслу
Игра «Корректор» подойдет для усидчивых деток.
- Нарисуйте от руки или подготовьте картинку с рядом геометрических фигур разного цвета или цифр, написанных разными фломастерами и т.д.
- Покажите ее ребенку, пусть он внимательно рассмотрит фигуры, назовет их цвета и формы.
- Затем дайте задание, например, все красные круги должны быть зачеркнуты, а синие прямоугольники обведены в кружок.
Давайте за 1 раз не более 3-х задач. Такие упражнения помогут в тренировке усидчивости, внимания и письма.
Приведенные игры развивают как непроизвольное, так и произвольное внимание. Но если вы хотите более выраженных результатов, то задумайтесь о посещении специалиста логопеда. Он не только поможет справиться ребенку с произношением, но и профессионально оценит его умения.
Если особого внимания будет заслуживать концентрации внимания, то не лишними будут задания связанные с работой по образцу. Это могут быть крупные объекты или узоры, неплохим учебным материалом станут дошкольные прописи. Цель такого занятия – научить ребенка узнавать компоненты предложенной картинки, главное, чтобы ключевые детали повторялись.
Недостаточный объем внимания – еще одна частая проблема. Тогда будут полезны занятия, развивающие именно этот аспект. Например, простая забава:
- Встаньте перед ребенком, задорно подпрыгните и хлопните в ладоши 3 раза.
- Это значит, что ребенок должен нарисовать 3 квадрата.
- Повторите прыжки, увеличив или уменьшив количество.
Меняйтесь ролями, давая ребенку немного активности и не сбивая интереса к процессу.
- Главное помните, что во время развития внимания у детей 5-6 лет, вы должны быть активным участником процесса. Никакой отстраненности, только веселье и демонстрация заинтересованности в его результатах.
- Не пытайтесь призывать ребенка к дисциплине, избегайте примеров и сравнений с другими детьми. Эти инструменты воздействия не принесут желаемого результата, а лишь подорвут веру ребенка в собственные силы. Эффективнее будет поддерживать его путем наводящих вопросов и спокойных повторений.
- Старайтесь поддержать интерес, не выбирайте слишком легких или тяжелых заданий. Специалист поможет подобрать занятия, которые будут немного превосходить умения ребенка, что обеспечит ему стимул к развитию и не даст скучать.
И помните, что детям, получающим достаточное внимание, легче справляться с трудностями.
Дата публикации: 10.08.2021. Последнее изменение: 04.08.2022.
Игры на развитие внимания и задания для детей от 4 до 7 лет в ДОУ, проба гальперин
Обучение в дошкольном возрасте имеет большое значение для освоения школьных предметов. Специальные игры для развития внимания, памяти, речи позволяют сформировать базу для письма и чтения.
Картотека игр на развитие внимания
Прежде чем начать развивать определенную высшую психическую функцию, нужно провести диагностику. Для этого можно использовать специальные методики. Для детей дошкольного возраста используют картинный материал.
Игры могут проводить родители в домашних условиях
В диагностике учитывается объем внимания, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение. Малышу предлагают найти отличия на картинках или сходство, найти пары предметов. Дополнительно проверяется способность замечать изменения.
Для определения уровня внимания предлагают найти на картинке круги, прямоугольники, треугольники. В старшем дошкольном возрасте можно применять «Корректурную пробу», но только при условии, что ребенок знает буквы.
Важно! В процесс диагностики учитывают не только правильность выполнения заданий, но и то, как ведет себя ребенок.
Для школьников используют пробу на внимание Гальперина. Она содержит два небольших текста. Задача: исправить все ошибки за небольшой промежуток времени.
После диагностики можно составить представление об уровне развития детского внимания. Только после этого можно подбирать задания и игры для коррекции.
Необходимо выбрать материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Дома родители могут использовать игрушки или другие предметы.
Игры и задания для групповой работы детей 5-6 лет
В детском саду тоже активно занимаются развитием малышей. Занятия проводятся как индивидуально, так и с группами. Подобное разнообразие форм работы позволяет сделать обучение эффективным.
В дошкольном возрасте любые уроки проводят только в игровой форме
Задания на развитие внимания для детей 5-6 лет проводятся в течение 20 минут. Желательно менять виды деятельности, чтобы малыши не успели соскучиться. Игры лучше хранить в специальной картотеке — это позволит сэкономить время на нахождение.
Что слышно?
Взрослый просит прислушаться к тому, что происходит за дверью и потом назвать это. Например, как едут машины или играют другие дети. Подобная игра учит сосредотачиваться.
Будь внимателен
Задача детей: внимательно прослушать инструкцию. На определенном слове нужно сделать определенное движение. Например, «лошадка» — стучать ногой по полу, «зайчик» — прыжки на одном месте и т. п. Постепенно можно увеличивать количество действий.
Важно! Начинать нужно с трех-четырех действий и по началу дети будут путаться — это нормально.
Подобная деятельность позволяет развивать не только внимание, но и мышление.
Слушай хлопки
Взрослый дает детям инструкция: один хлопок — поза «аиста» (стоять на одной ноге, раскинув руки), два — поза «лягушки» (на корточках), три — возобновляется ходьба. Малыши идут по кругу и считают хлопки. Подобная игра хорошо развивает внимательность.
Запомни порядок
Дети выстраиваются в произвольном порядке. Один дошкольник становится ведущим. Он должен запомнить в какой последовательности стоят его сверстники, после чего выходит из комнаты. Малыши меняются и ведущему нужно правильно восстановить последовательность.
Игры на развитие внимания проводят каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо часто менять виды деятельности, чтобы дети не скучали.
Игры и задания для детей 6-7 лет
На шестой год жизни ребенок готов к усвоению письма и чтения. Поэтому постепенно можно начинать подготовку в этом направлении. Для этого используют специальные упражнения.
Игры на внимание для детей 6-7 лет немного сложнее тех, что предлагаются в средней группе. Например, дошкольников просят посчитать в обратном порядке и сопровождать каждую цифру простыми физическими движениями.
Сочетание разных видов деятельности повышает эффективность обучения
Для тренировки внимания используют специальные листы с заданиями — для удобства делают распечатку для каждого ребенка. Можно посчитать глазами количество геометрических фигур, важно, чтобы ребенок в этот момент не помогал себе пальцем.
Упражнения подбирают индивидуальные особенности развития детей. Если они хорошо освоили счет, то берут задания с цифрами.
Важно! Усложнение должно вестись постепенно. Если какой-то тип заданий не получается, то его на время откладывают.
Игры на развитие внимания в средней группе проводят без использования буквенного и цифрового материала. В силу возраста малыши еще не знают, как нужно читать и писать.
Все меняется с переходом в старшую и подготовительную группы. В этот период детям уже дают упражнения, которые содержат цифры и буквы. Например, малышей просят найти на картинке шары с одинаковыми числами.
Учимся концентрировать внимание
В младшей школе ребенку потребуется не только усидчивость, но и способность следить за ходом урока. От внимательности и памяти зависит усвоение информации.
В качестве игры предлагают простые шифровки, которые просто составляются. Для этого необходимо взять 10 букв и цифры до 10. В итоге 1 буква будет обозначаться 1 цифрой.
Дети получают карточки с указанием, какая цифра какую букву обозначает. Например, 1 — б, 2 — о, 3 — а, 4 — с и т. п. На карточке оставляют шифр — 304, ребенок сопоставляет с ключом и получает слово «бас».
В младших классах можно использовать игру «Корректор». Детям дают распечатанный текст и говорят какую букву вычеркивать. На выполнение отводится ограниченное количество времени.
Для развития зрительного внимания подойдут задания «найди отличия», «сравни», лабиринты и т.п. Весь материал подбирают в соответствии с возрастом.
5 лучших упражнений для школьников
Каждый день нужно на некоторое время концентрироваться на происходящем вокруг. Анализировать звуки, шум вокруг и подмечать мельчайшие детали. Делать это можно в течение пяти минут. Подобное упражнение позволяет научиться замечать особенности окружающей среды.
Любые повседневные дела нужно выполнять осознанно. Такая концентрация позволит приучиться к постоянной внимательности. Даже моя посуду или вытирая пол ребенок должен быть сосредоточен.
Важно! Развитию высших психических функции нужно уделять время каждый день. Так постепенно получится их улучшить.
Школьнику полезно вырабатывать навык видеть все детали предмета. Достаточно взять одну любую вещь и попытаться назвать семь ее основных качеств.
Для выработки устойчивости внимания используют простое упражнение. На белом листе бумаги рисуют прямую линию. Как только ребенок отвлекся, он должен провести линию вверх.
В школе некоторые учителя используют презентации для работы. Не все ученики могут легко их воспринимать. Для выработки концентрации нужно научить школьника абстрагироваться от внешних раздражителей. В этом поможет медитация.
На уроках физкультуры тоже можно заниматься развитием внимания. Для этого используют эстафеты, игры, которые направлены на запоминание последовательности движений — достаточно пяти или шести вариантов.
Физическая активность благотворно влияет на работу головного мозга
Многие задания можно самостоятельно распечатать и использовать в домашних условиях. В магазинах продаются специальные рабочие тетради, где есть подборка тематических заданий.
Подготовка к школе: учимся сосредотачиваться
Последний год в детском саду очень важен для развития ребенка. В этот период закладывается база для формирования письма, чтения и математических способностей.
Дошкольника нужно постепенно приучать к урокам. В силу возраста ему будет сложно сидеть на одном месте определенное количество времени. Поэтому нужно сразу вырабатывать этот навык.
Важно! Во время занятия ничто не должно отвлекать ребенка: просьбы родителей, включенный телевизор и т. п.
Прослушивание классической музыки и чтение книг позволяют вырабатывать привычку сосредотачиваться. Есть еще одно полезное упражнение: для него понадобятся простые часы. Нужно в течение одной минуты смотреть только на секундную стрелку и наблюдать только за ней.
Развитие внимания, памяти, мышления занимает ключевое место в дошкольном возрасте. Для этого используют специальные игры и упражнения, которые помогают улучшать работу головного мозга.
Вехи внимания | Возрасты и этапы развития | SLT для детей
Вехи внимания
Развитие внимания у детей:
0-1 год — Мимолетное внимание
- Внимание переключается с одного на другое.
- Внимание непроизвольно и захватывается стимулами.
- Например. внимание переключается с одного объекта/человека на другой и легко отвлекается на новое событие, происходящее, например. громкий шум.
1-2 года — Жесткое внимание
- Может заниматься конкретным заданием по собственному выбору ребенка.
- Внимание непроизвольно.
- Игнорирует внешние раздражители, чтобы сосредоточиться.
- Например. может концентрироваться на блоках, но игнорирует вмешательство взрослых, как вербальное, так и визуальное.
2-3 года — однонаправленное внимание
- Ребенок по-прежнему не может обращать внимание на другие стимулы, сосредотачиваясь на какой-либо деятельности.
- С помощью взрослого может переключить все свое внимание на взрослого.
- Управление вниманием ребенка лежит на взрослом.
- Например. если ребенок играет в игру, взрослый может переключить внимание ребенка, например, сказав «посмотри на это», ребенок ответит, а затем вернется к своей игре.
«Во время терапии мы используем забавную игру, чтобы помочь развить внимание детей и навыки принятия решений».
3-4 года — Концентрация внимания
- Ребенок начинает контролировать свое внимание.
- Ребенок по-прежнему может сосредоточиться только на одном занятии за раз.
- Уделяет полное внимание конкретной деятельности, включая зрительную и слуховую.
- Может фокусировать и перефокусировать свое внимание самостоятельно.
- Например. ребенок может играть в игру, остановится, когда взрослый заговорит, полностью сосредоточится на взрослом, а затем продолжит свою игру.
4-5 лет — Двунаправленное внимание
- Ребенок может сосредоточиться на действии, но также может слушать то, что ему говорят, не прерывая своей деятельности и не глядя на говорящего.
- Может сосредоточиться на одном аспекте сложной ситуации.
«Салиха использует конструкторы для работы над способностью ребенка переключаться между деятельностью и взрослой».
5-6 лет — Интегрированное внимание
- Двухканальное внимание хорошо укоренилось, и ребенок может применять его в разных ситуациях и с разными людьми.
- Внимание хорошо установлено и поддерживается.
- Ребенок может отгородиться от нежелательной и не относящейся к делу информации и сосредоточиться только на необходимых функциях.
Речевая клиника
Мы можем помочь детям с любыми речевыми, языковыми или коммуникативными трудностями и расстройствами, чтобы помочь детям максимально реализовать свой потенциал.
Беспокоитесь о развитии вашего ребенка?
Если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться к нам, чтобы поговорить с одним из наших увлеченных логопедов.
Подробнее…Поговорите с нами
Если вам нужна дополнительная информация о какой-либо из предлагаемых нами услуг или вы хотите записаться на прием, не стесняйтесь обращаться к нам, и один из наших сотрудников будет рад помочь. . Электронная почта [email protected] или позвоните по телефону 0330 088 2298 .
Имя:
Адрес электронной почты:
Дата рождения ребенка:
Ваше местоположение:
Сообщение:
Проблемы с этим животным? Попробуйте новый!- Вехи внимания
- Ребенок 5-12 лет
- Раннее развитие 0-12 месяцев
- Ранний младенческий и детский возраст 12 месяцев 3 года
- Еда и питье 0-2 года
- Младенчество 3-5 лет
- Фонологические вехи
- Подросток 13-18 лет
Все наши логопеды зарегистрированы в RCSLT и HCPC.
Внимание и концентрация — Kid Sense Развитие ребенка
Что такое внимание?
Внимание — это способность привлекать и поддерживать надлежащее внимание к задаче. На это могут влиять мотивация, самооценка, сенсорная интеграция, практика, языковые трудности и любой существующий диагноз.
Запишитесь на обследование для вашего ребенка
Почему внимание важно?
Эффективное внимание — это то, что позволяет нам отсеивать нерелевантную стимуляцию, чтобы сосредоточиться на информации, важной в данный момент. Это также означает, что мы способны удерживать внимание, которое затем позволяет нам заниматься задачей достаточно долго, чтобы неоднократно практиковать ее. Повторная практика имеет решающее значение для развития навыков. Внимание также позволяет нам обращать внимание на важные детали (например, в языке: «сделай это, затем… то, прежде чем почистить зубы»).
Какие строительные блоки необходимы для развития внимания?
- Сенсорная обработка
- Исполнительное функционирование
- Саморегулирование
- Рецептивный (понимающий) язык
- Трудности обработки слуха
- Нарушение слуха
- Выученная беспомощность
- Ограниченная мотивация
- Окружающая среда
Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с вниманием?
Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, он может:
- Не выполнять задание, когда его требуют/попросят сделать это.
- Отсутствуют детали в инструкциях.
- Неоднократно совершает одни и те же ошибки (из-за того, что не учится на прошлом внимании).
- Невозможно прослушать всю представленную информацию.
- Им физически трудно либо успокоиться (поскольку они слишком физически активны), либо «проснуться», поскольку они кажутся сонными и вялыми.
- Начинает задание, но затем отвлекается на что-то другое, а затем «забывает» выполнить то, о чем его просили.
Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка проблемы с концентрацией внимания?
Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, у него также могут возникнуть трудности с:
- Обучением новым навыкам.
- Успешное социальное взаимодействие.
- Обучение и расширение репертуара игровых навыков.
- Неспособность следовать инструкциям.
- Рецептивный (понимающий) язык.
- Слуховая обработка (точное понимание вербальной информации)
- Слушание.
Что можно сделать, чтобы улучшить внимание?
- Повторите инструкции: Когда вы дали ребенку инструкцию, предложите ему повторить ее вам, чтобы убедиться, что ребенок усвоил/понял то, что ожидается.
- Терапия сенсорной интеграции: Для решения проблем с вниманием, которые носят сенсорный характер.
- Контакт с глазами: Подойдите ближе к ребенку, чтобы он мог слышать вас и видеть ваше лицо; опуститесь на их уровень.
- Простой язык: Используйте ясный, конкретный язык при отправке запросов и, при необходимости, покажите им, что вы от них хотите.
- Уменьшение фонового шума и отвлекающих факторов: Чтобы помочь ребенку удерживать внимание достаточно долго, чтобы усвоить информацию, необходимую для выполнения задания.
- Развитие рецептивной речи: Улучшите рецептивную речь вашего ребенка (т.
е. понимание языка), чтобы он лучше понимал ожидания и информацию и, следовательно, лучше реагировал на информацию.
- Программа Alert (Engine) для содействия саморегуляции с помощью сенсорных и когнитивных стратегий, помогающих улучшить внимание и концентрацию.
- Программа M.O.R.E использует физические (моторные) компоненты, оральную организацию, респираторные потребности и зрительный контакт, чтобы помочь с сенсорной регуляцией, чтобы помочь улучшить внимание.
- Протокол Уилбаргера (проприоцептивная техника глубокого давления) — это терапевтическая программа, предназначенная для снижения сенсорной или тактильной защиты и помощи в сенсорной регуляции и, следовательно, в повышении внимания.
Какие действия могут помочь улучшить внимание?
- Сенсорная диета мероприятия, такие как:
- Полоса препятствий для физических упражнений, таких как:
- Ходячая тачка
- Выгул животных
- Батут
- Езда на велосипеде и самокате
- Качели (вперед-назад, из стороны в сторону, поворотные)
- Грубая игра / раздавливание или сдавливание подушками или мячами
- Ношение тяжелого рюкзака
- Утяжеленные предметы (мешок с пшеницей на коленях сидя или тяжелое одеяло для сна)
- Жевательные игрушки
- Программа Engine (Alert) представляет собой использование хорошо продуманных, индивидуально подобранных и сознательно спланированных сенсомоторных (физических) действий, помогающих достичь саморегуляции и лучшего внимания.
- Дискретные навыки: Действия, которые имеют определенную начальную и конечную точки, такие как головоломки, строительные задачи, лабиринты и точка за точкой.
- Узконаправленные задачи: Деятельность, которая очень специфична и требует особого внимания, например, деятельность по сортировке, организации и категоризации (например, карточные игры, такие как Uno , Snap или Blink) .
- Наглядные расписания позволяют ребенку увидеть и понять, что будет дальше. Расписания также помогают людям организовать себя, планировать заранее и, таким образом, более эффективно обращать внимание, поскольку они знают, что конец близок.
- Таймеры (в идеале визуальные) помогают с переходами, поскольку они сообщают ребенку, как долго и когда ему нужно будет выполнять какое-либо действие. Таймеры позволяют заранее предупредить ребенка о предстоящем задании или требовании.
- Счетчики разговоров/вопросов: Для определенного периода времени, когда ребенок занят какой-либо деятельностью, внедрите структуру, которая дает ребенку ограниченное количество вопросов или утверждений, которые он может задать/сделать. Дайте им (например) 5 «говорящих» фишек. Каждый раз, когда ребенок задает вопрос/делает утверждение, взрослый берет у него жетон. Когда у ребенка больше нет жетонов, взрослые не реагируют, и ребенок учится удерживать вопросы или утверждения и учится 9.0292 когда спросить.
- Обработка слуха: Постепенно увеличивайте количество отвлекающих факторов, пока ваш ребенок выполняет задание. Начните с выполнения задания в тишине, затем включите «белый шум» (например, помехи на радио), затем классическую музыку, затем коммерческое радио и, наконец, разговор между другими людьми в комнате.
- Программа прослушивания: Помогает развить навыки внимания ребенка, обучая его тому, как следить за деятельностью, слушая специально созданную «терапевтическую» классическую музыку.
Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю у своего ребенка трудности с вниманием?
Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с проблемами внимания, важно для того, чтобы:
- Обеспечить, чтобы ребенок мог заниматься/выполнять учебные задания достаточно долго, чтобы он научился мастерству.
- Развивайте навыки социального взаимодействия, поведения и игры.
- Помогите еще больше развить рецептивные и выразительные языковые навыки.
- Переход в школу может быть затруднен, если они не могут следовать инструкциям в образовательной среде (например, инструкции в классе, требования к академическим заданиям).
Если не лечить, к чему могут привести трудности с вниманием?
Когда у детей возникают трудности с вниманием, у них также могут возникнуть трудности с:
- Тревога и стресс в различных ситуациях, которые приводят к трудностям в реализации академического потенциала ребенка.