Игры на развитие памяти для детей 5-7 лет
Игры и упражнения на развитие памяти у детей 5-7 лет
Как развить память у ребенка?
Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра с парами слов. Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, например, стул, стол, кошка, собака, вилка, тарелка. Теперь следует прочитать эти слова малышу 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. Таким образом, тренируется кратковременная память, а для развития долговременной памяти выполните то же упражнение спустя полчаса.
Как развить тактильную память ребенка?
Завяжите глаза малышу, кладите в его руки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.
Также рекомендуем развивать зрительную память детей.
Для упражнения необходимо склеить 2 башни из коробков. В одной башне будет 3 коробка, а в другой — 4. Сначала положите пуговицу в один из коробков, а задача ребенка — назвать, в какой башне и в каком отделении находится пуговица. Далее можно будет использовать 2 пуговицы в разных башнях.
Чтобы развить память и внимание, хорошо работать с картинками «найди отличия».
Концентрируйтесь на деталях, шагая по улице, пытайтесь как можно быстрее находить вещи по определенному признаку, например, окна с голубыми занавесками.
Игра «Слушаем и рисуем»
Цель: развить слуховую память и внимание.
Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра — вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка —
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.
***
Цель: развить слуховую память и внимание.
Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше, а третий — совсем крохотный. Руки первого и второго — снежные комки, а у третьего — из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
Игра «Прогулка в картинках»
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.
Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил. На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.
Игра «Разрезанные картинки»
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
— увеличив количество игрушек;
— ничего не убирая, только менять игрушки местами.
Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.
Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Где спрятана игрушка?»
Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- ни будь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
-убрать коробки на более длительное время;
-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;
-заменить игрушки.
Игра «Опиши игрушку!»
Цель: развить непроизвольную образную память.
Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.
Игры на развитие смысловой памяти
Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Дети должны припомнить и назвать вторые слова, которые запомнили.
ШУМ — ВОДА, МОСТ — РЕКА, ЛЕС — МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ — ВЫСТРЕЛ, ЧАС — ВРЕМЯ, СТОЛ — ОБЕД, РУБЛЬ — КОПЕЙКА, ДУБ — ЖЕЛУДЬ, РОЙ — ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ -ДОСКА.
(Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно)
Упражнения на развитие внимания и памяти
3 5 4 7 8
Ребенку дается задание: посмотри на эти цифры и постарайся запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд. Далее взрослый закрывает цифры, а ребенок должен ответить на вопросы:
* какое число находится справа от четверки?
* Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?
* Какие числа составят в сумме семь?
* Какое число получится при сложении первых трех чисел?
Упражнение для развития слуховой памяти.
Предлагаются ряды из трех слов. После этого взрослый называет первое слово в каждом ряду, а ребенок произносит два остальных:
* ПРЯЖА — НИТКА — СВИТЕР;
* СИРЕНЬ — ВАЗА — ЦВЕТЫ;
* РЕЛЬСЫ — ШПАЛЫ — ПОЕЗД;
* МУКА — ТЕСТО — БУЛКА;
* ОКНО — КРЫША — ДОМ;
* МАЛЫШ — ВЗРОСЛЫЙ — СТАРИК;
* ДЕТИ — МАМА — ПАПА.
Игры на развитие слуховой памяти.
Взрослый читает вслух один раз следующие пары слов, которые ребенку
предстоит запомнить:
БУЛКА — МУКА
СЕСТРА — БРАТ
СВИТЕР — НИТКА
ПАПА — СЫН
ВАГОН — РЕЛЬСЫ
Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова.
Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его
повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру:
6 2
2 8 3
3 7 1 4
6 3 9 1 5
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9 2
Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок.
Далее предложите ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором — слуховую) В третьей серии попробуйте научить ребенка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребенок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребенка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например, какое — то число совпадает с возрастом ребенка, какое — то — с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд. Продолжите подобную тренировку, но пусть ребенок сам пытается найти какие – либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд. Тот же самый прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребенка использовать свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
Упражнение на развитие ассоциативной память.
Придумайте к словам определения, не забывая, что русский язык — самый богатый язык в мире. Он дает возможность точно и красиво описать любое явление. Например, утро может быть ранним, туманным, свежим, солнечным, ненастным, долгожданным… Помните, что ни одно определение у вас не должно повторяться.
КУКЛА —
МАМА —
РЕКА —
ДЕРЕВО —
ДРУГ —
КОНВЕРТ —
ИГРУШКА —
СУП —
СТОЛ —
ДОМ —
ПИСЬМО —НЕБО —
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Нужно в каждой строчке произнести первые буквы слов.
— СЫН, ОБЛАКО, КОШКА — получается закодированное слово СОК.
— МАМА, ИСКРА, РОДИНА
— КРАСКА, РОМАШКА, ЕДА, МОРЕ
— ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН
— СОН, ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМА
ИГРА «Я — фотоаппарат»
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развить у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.
Игра на развитие памяти:
«Я положил в мешок…»
В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок.
Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет фразу и добавляет что — то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же) В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти
«Каскад слов»
Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами — 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
1. Огонь
2. Дом, молоко
3.Конь, гриб, игла
4.Петух, солнце, асфальт, тетрадь
5. Крыша, пень, вода, свеча, школа
6.Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
7.Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед
9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки
10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.
То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.
Упражнение на развитие зрительной памяти
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую – либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
Игра «Кто больше запомнит?»
Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
Игра в «Магазин»
Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
Игра «Нарисуй фигуру».
Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
Игра «Кто знает больше»
Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
Упражнения на развитие двигательной памяти «Делай, как я».
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Упражнение на развитие слуховой памяти «Чудесные слова».
Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка, собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.
Для развития долговременного запоминания нужно попросить ребенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса. Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.
Игры для развития различных видов памяти
Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с
высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.
Игра «Узнай предмет».
Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения).
Развивающая игра «Пуговица»
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. .
Игра в слова
Вариант 1.
ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Повтори!
ЗАДАНИЕ 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…)
ЗАДАНИЕ 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
Вариант 2: Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.
Вариант 3:
Трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.
Задания те же:
— воспроизведи все — слова;
— раздели на группы по одному общему признаку;
— запомни и воспроизведи.
Примечание. Проанализируем игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6—7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка.
Упражнение «От слова к рассказу».
Вариант 1:
Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их объединить. Придумай рассказ с помощью этих слов: поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весна, ведро.
ЗАДАНИЯ:
— расскажи рассказ;
— перечисли все слова, которые я просил запомнить.
Вариант 2:
Слова: дружба, весна, цветы, крокодил, вода, песни, деньги, горе, болезнь, январь.
Задания те же.
Вариант 3:
Слова: собрание, вечер, ягоды, столб, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос.
Задания те же.
Упражнение »Гуляем по зоопарку»
Попросите ребёнка закрыть глаза и представить, что вы находитесь в зоопарке. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
Итак, лось, баран, тигр, крокодил…
Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает. Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам.
В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.
Игра «Найди предмет»
В эту игру особенно хорошо играть на прогулке, но можно, таким образом, и
скрасить время вынужденного ожидания: например, в очереди к врачу.
Задача – найти вокруг и назвать предметы какого-нибудь определенного цвета или формы. Например, круглые: колеса у машин, глаза у кошки, камешки на дороге… Можно внести элемент соревновательности – договориться назвать определенное число таких предметов. Или произносить их по очереди. Выигрывает тот, кто назовет свой предмет последним.
Игра «Забывчивый художник»
Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа… дом без окон… собака без хвоста. Остается только просить помощи у ребенка, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует то, чего не хватает. Со временем забывчивость у художника будет «прогрессировать» и он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить. Дети могут выступать в этой игре в качестве художника, и уже задачей взрослого будет угадать: «А чего же не хватает?».
Игра «Непривычный предмет»
Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения. Разместим его на видном месте. Спросим ребенка, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Если размеры предмета это позволяют – попросим отнести его на положенное место. Можно усложнить игру. Предметы будем использовать уже менее заметные и разместим в укромных местах. Это может стать традиционной утренней забавой для ребенка – проснувшись, найти «гостей» в своей комнате. Родителям только останется вечером или до пробуждения ребенка помочь этим пришельцам проникнуть в детскую.
Игра «Перепутались»
«Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний — котенок».
Ведущий выстраивает 5-6 игрушек в очередь друг за другом. «Потом зазвонил колокольчик — это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира».
Игра «Сложи узор».
Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите ребенка посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.
Игра «Цепочка действий»
Попросите ребенка выполнить определенный набор действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку. Запомни и повтори
Взрослый произносит несколько чисел и просит ребенка повторить. Ряд чисел постепенно удлиняется. То же упражнение можно проводить с цветами, названиями животных, дней недели, месяцев и т. д.
Игра «Снежный ком»
-Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. – Я налью воду и положу мясо.
– Я налью воду, положу мясо и картошку. И т.д.
— Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я в чемодан положу халат и тапочки. – Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т.д.
— У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть
новая красивая машина. И т.д.
Похожую игру можно проделать и с игрушками. На столе разложить несколько игрушек. Дать ребенку запомнить их расположение. Затем пусть он отвернется, а вы в это время уберете одну из них, или поменяете местами какие-нибудь две. Повернувшись, ребенок должен воспроизвести первоначальное положение, или сказать, какого предмета не хватает.
Игры на развитие памяти и внимания для детей 6-7 лет
Память у детей на седьмом году жизни развивается интенсивно. Дошкольники способны запоминать внушительный объём информации. Но чаще всего их внимание привлекает что-то яркое и интересное, к примеру, рекламный ролик, сцена в мультфильме или новый автомобиль. При этом стихотворение, заданное в садике, или математическое правило запоминается с трудом. В чём тут дело и как тренировать память и внимание, читайте в статье Академии любознательности «Игры на развитие памяти и внимания для детей 6-7 лет». Для развития памяти и внимания ребенка в игровой форме поможет квест по поиску подарка: https://academy-of-curiosity. ru/product-category/product/
Память бывает произвольная и непроизвольная. Когда человек запоминает то, что интересно, работает непроизвольная память. Это происходит без труда. Когда же нужно сосредоточиться, например, на задании учителя, начинает включаться память произвольная. Её необходимо тренировать. Эффективнее всего развивать навык через игру. В зависимости от вида памяти расскажем, как её тренировать.
Упражнения для развития моторной памяти. По-другому этот вид памяти называют двигательным. Он отвечает за то, чтобы человек запоминал и мог повторять движения. На основе моторной памяти ребёнок учится ползать, ходить, кататься на самокате или велосипеде, танцевать и так далее. Как можно её тренировать?
Игра «Попробуй повтори». Смысл упражнения в том, чтобы повторять движения за взрослым. Игру лучше проводить под музыку. Ведущий придумывает несколько движений, показывает их ребёнку, а он повторяет. Со временем темп можно ускорять, добавлять новые элементы.
Игра «Слушай внимательно». Упражнение похоже на предыдущее, только на этот раз взрослый не показывает движения, а только называет, что нужно делать. Например: подпрыгни на правой ноге, покружись вокруг себя в левую сторону один раз, затем добеги до стола и обратно.
Игра «Крокодил». Ведущий загадывает животное и говорит его участнику так, чтобы никто не слышал. Участник выходит и начинает его изображать. Остальные игроки должны догадаться, кого он показывает. Для описания можно использовать только жесты, мимику и движения, говорить нельзя.
Упражнения для развития образной памяти. Это большой раздел, так как он включает в себя пять подвидов: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и тактильную памяти. Приведём в пример несколько игр.
«Найди отличия». Это упражнение отлично подходит для развития зрительной памяти и внимания. Даны две одинаковые картинки, но с некоторыми отличиями, которые и предлагается найти ребёнку. Отличий может быть 3, 5, 10 или больше. Зависит от возраста дошкольника и его навыков. Для детей 6-7 лет подходят изображения, на которых нужно найти до 10 отличий. Игру можно проводить на время.
«Придумываем историю». Игра на тренировку слуховой памяти. Участники садятся в круг и начинают придумывать историю. Первый игрок придумывает одну-две фразы, затем передаёт ход второму, он повторяет первые предложения и добавляет свои. И так по кругу. Игра заканчивается тогда, когда история подойдёт к логическому завершению.
«Изучаем запахи». Для упражнения подготовьте несколько мешочков или баночек с ароматами. В них можно положить природный материал, например, веточку ели, сирень или приобрести специальную ароматическую соль. Подойдут также фрукты и овощи: банан, мандарин, дыня. Завяжите ребёнку глаза и по очереди подносите баночки к носу. Предложите ему определить по запаху, что там находится.
Упражнения для развития эмоциональной памяти. С помощью эмоциональной памяти мы воспроизводим чувства и эмоции, которые испытывали в прошлом при занятии конкретным делом. Например, когда ребёнку за шиворот попадает снег, позже он вспоминает свои ощущения.
Игра «Эмоции персонажей». Понадобятся карточки с разными эмоциями человека: радость, злость, страх, удивление, спокойствие, грусть. Положите карточки на столе перед ребёнком, начинайте читать историю. Как только в ней появляется какая-то эмоция, малыш должен среагировать и поднять соответствующую карточку. Взрослый проверяет, верно ли ребёнок определил состояние персонажа.
Больше упражнений на развитие памяти и внимания смотрите на сайте Академии любознательности. Там же вы можете скачать карточки для игр и прочесть рекомендации по занятиям с детьми.
Задания на память и внимание можно проводить отдельно или в составе детского квеста по поиску подарка https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/kvest-po-poisku-podarka-dlya-detej/. Дети любят приключения и испытания, пройдя которые они получают долгожданную награду. Сделайте квест своими руками https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/kvest-dlya-detej-svoimi-rukami/, руководствуясь советами от Академии любознательности. В статье рассказываем, какие задания подходят для игры, сколько карточек оптимально делать и каковы особенности проведения квеста в разных условиях, ведь формат квест-игры подходит для проведения дома и на даче, на детской площадке и в лагере. Ребята с удовольствием разгадывают ребусы, проходят лабиринты и расшифровывают послания. Задачи становятся в радость. Учитесь и играйте вместе с Академией любознательности!
Идеи игрушек: Блог обучающих игрушек
Когда мы думаем об играх на память, мы, вероятно, представляем себе классические карточные игры на концентрацию, в которых простые картинки переворачиваются вверх ногами, и игроки должны искать два совпадения. Будучи детским трудотерапевтом, я задумался о других типах игр на запоминание, которые я мог бы ввести, чтобы тренировать зрительную память детей, и провел небольшое исследование. Вот 8 новых уникальных игр для развития памяти, которые, я думаю, понравятся вам и вашим детям.
Обратите внимание: я являюсь участником партнерской программы Amazon Services и включил «партнерские ссылки» для всех игрушек. Это означает, что когда вы нажимаете на предоставленные изображения или ссылки и совершаете покупку, я получаю небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Вы можете прочитать больше о программе Amazon Associates Program здесь.1) Память Ice Pops
Memory Ice Pops добавит забавный новый поворот в оригинальную игру памяти. Независимо от того, любят ли ваши дети играть в память или нет, добавление желаемого предмета, например, мороженого, заставит их играть, а игра приравнивается к обучению.
2) Найди отличия
«Найди отличия» может быть игрой на визуальное восприятие для одного игрока или игрой на память для двух игроков. Чтобы играть: найдите 6 отличий между двумя картами, а затем посмотрите, сколько из них вы можете вспомнить, не глядя.
3) BrainBox ART
Что может быть лучше, чем знакомиться с художниками и их картинами и узнавать о них с помощью веселой игры на запоминание искусства?! Идея состоит в том, чтобы изучить каждую карточку в течение 10 секунд, а затем посмотреть, сколько деталей вы сможете вспомнить о каждой из них. В это можно играть с одним или двумя игроками.
4) Я шпионю за памятью
I Spy Memory Game усложняет простое сопоставление изображений во время игры в память, поскольку дети также должны распознавать изображения на разных фонах и в разных положениях. Эта игра не только развивает зрительную память, но и направлена на зрительное различение и постоянство формы.
5) Старе Младший
Stare Junior предлагает игрокам смотреть на карту в течение 30 секунд и запоминать как можно больше деталей. По истечении 30 секунд игроки бросают кубики и отвечают на номер вопроса (на обратной стороне карточки), который показывает кубик. Если они верны, они перемещаются на столько клеток по игровому полю. Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.
6) Любознательные динозавры
Если ваши дети — фанаты динозавров (как и многие из них), эта игра на развитие памяти для вас. Помимо игры на память, Qurious Dinos также содержит инструкции для нескольких различных вариантов игры, таких как поиск совпадений на двух карточках и создание слов. Дети будут в восторге от поиска и запоминания имен и фактов о динозаврах во время игры.
7) Игра «Собери интерьер»
Я случайно нашел игру на память Интерьеры на Амазоне и подумал, что это отличная (и уникальная) идея. Если вы или ваши дети любите дизайн интерьера, вы получите массу удовольствия, играя в эту игру, анализируя и сопоставляя красиво иллюстрированные интерьеры. Сопоставление этих картинок потребует большей концентрации и внимания к деталям, чем обычные игры на память. Так хорошо!
8) Игра на память пропавших носков
Искать пропавшие носки в этой игре намного круче, чем в реальной жизни. Кроме того, вы получаете дополнительный бонус в виде фактического их обнаружения. Люблю красивые узоры и рисунки на всех носках! 🙂
50 развивающих навыков для детей всех возрастов!
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Подробнее см. в нашей политике раскрытия информации.
Возможно, вы раньше не слышали об исполнительных функциях, но, возможно, вы были бы рады узнать о них. В конце концов, в жизни родителей мало что так разочаровывает, как наблюдение за трудностями своего ребенка. Практически в каждой семье в Америке есть дети, борющиеся с исполнительной дисфункцией.
Для тех, кто не знает, исполнительная дисфункция — это неврологический симптом, характерный для миллионов людей с целым рядом расстройств, состояний и заболеваний. Те, у кого диагностирован аутизм, СДВГ, черепно-мозговые травмы, депрессия, трудности с обучением и даже болезнь Альцгеймера, могут иметь нарушения исполнительных функций. Если вы не уверены, есть ли у вашего ребенка трудности с исполнительными функциями, сравните их с нашим контрольным списком исполнительных функций.
Чтобы усложнить ситуацию, исполнительную дисфункцию можно разделить на несколько категорий. Эксперты не всегда согласны с тем, сколько! Для целей этой статьи я рассмотрю шесть наиболее часто обсуждаемых проблемных областей: организация, тайм-менеджмент, планирование и решение проблем, внимание, рабочая память и торможение. Все это места, которые родители детей с исполнительной дисфункцией хотели бы помочь своему ребенку улучшить.
К счастью, проблемы с исполнительной функцией не являются смертным приговором и не обречены оставаться проблемами навсегда. С коучингом, практикой и положительным подкреплением дети, которые борются с исполнительной дисфункцией, могут улучшиться — иногда на дрожжах. Исполнительные функциональные действия — это то, как вы это делаете. Некоторые действия являются ежедневными привычками или практиками. Другие помогают начать разговор, а некоторые — забавные игры, о которых ваш ребенок даже не догадывается, что они предназначены для того, чтобы помочь ему стать лучше!
Как пользоваться Masterlist
Я создал этот справочник, чтобы его можно было широко применить к детям от 12 до 12 лет, у которых проблемы с исполнительными функциями. (Однако вы увидите, что я уделяю намного больше внимания исполнительной деятельности для детей младшего возраста.) Однако я не разбил список на возрастные категории, поскольку дети развиваются с разной скоростью. Вы, как родитель, сможете почувствовать, что принесет вашему ребенку больше пользы от игры в классики или шахматы.
Для начала давайте поговорим о нескольких общих принципах, которым вы должны следовать, пытаясь улучшить любой аспект исполнительной функции вашего ребенка:
Чаще практикуйтесь
Чем чаще кто-то знакомится с новыми навыками или материалами, тем быстрее он начинает интегрировать их в свой репертуар. Однако, если вы будете ждать слишком долго между раундами, дети могут потерять достигнутый прогресс или забыть, как это делать. Что может потребовать полного повторного обучения. Несколько раз в неделю для большинства детей лучше всего заниматься по этому основному списку, но количество занятий может варьироваться.
Постоянно повышайте уровень сложности
Например, если вы пытаетесь улучшить чью-то рабочую память, заставляя их разыгрывать по 20 вопросов каждый день в течение месяца, вы, скорее всего, расстроите, разозлите или откровенно разозлите их, а не поможете. Когда вы заметите, что ваш ребенок начинает осваивать одно занятие, переключите его и предложите что-то более сложное. Это особенно верно для детей с СДВГ, поскольку их мозг может очень быстро устать без новой стимуляции.
Включите физическую активность, если это возможно
Виды физической активности, направленные на формирование характера или внимательность, например, традиционные боевые искусства или йога, имеют наибольшую эффективность в улучшении исполнительных функций, основанную на фактических данных. Тем не менее, есть много других исследований, подтверждающих преимущества упражнений и движения в целом для исполнительной дисфункции. Что-то лучше, чем ничего!
И, наконец, я бы также посоветовал вам освежить в памяти любые исполнительные навыки, которых вам не хватает. Обычно нашим детям гораздо легче обращаться к нам за примерами того, как нужно жить. Их функционирование, скорее всего, улучшится, если ваши навыки будут в приличной форме. Вы даже можете играть в эти игры или заниматься совместными занятиями с ребенком. Объясните, что вы хотите, чтобы вы оба улучшили свои навыки. Смирение и честность могут иметь большое значение для большинства детей, и это может повысить их готовность подыгрывать, если они узнают, что вы боретесь так же, как и они.
Итак, без лишних слов, вот мастер-лист исполнительных функций!
Организационная исполнительная деятельность
- Домашние дела, включающие сортировку и классификацию, такие как раскладывание посуды, сопоставление и складывание белья, хранение продуктов и т. д. 8s и т.д.)
- Создайте коллекцию для хобби. Камни, марки, монеты, карты покемонов и т. д. Поддаются сортировке и пересортировке по разным категориям
- Визуальные опорные диаграммы
- Составление ежедневных (или еженедельных) планов
- Контрольные списки, написанные от руки или в электронном виде, в которых элементы ежедневно вычеркиваются после завершения
- Графические органайзеры, помогающие упорядочивать мысли, связывать идеи и отмечать отношения между концепциями.
Тайм-менеджмент Исполнительная деятельность
- Составление планов на неделю, месяц и даже год может помочь детям визуализировать абстрактные понятия, такие как время
- Используйте вещи, которые звенят! Это включает в себя таймеры, телефонные приложения, будильники, часы и т. д.
- Рассказывайте истории, распечатанные или придуманные вами, снова и снова, которые подчеркивают последовательность. Например: сначала проснуться, затем почистить зубы, затем позавтракать и т. д.
- Вывешенные расписания, особенно с привлекательными изображениями или цветами
- Ежедневные доски: пусть дети пишут месяц, день, день недели и год . Включите предстоящие события и события из недавнего прошлого. Дети постарше могут добавить ежедневные занятия.
- Игры на оценку времени: сколько времени потребуется, чтобы доехать до бабушки? Сколько времени проходит между запиранием входной двери и бегом к знаку «стоп»?
- Обучение игре на музыкальном инструменте
Планирование и решение задач Исполнительная деятельность
- Боевые искусства (особенно традиционные вариации с элементами формирования характера)
- Кубик Рубика
- Головоломки и логические задачи
- Стратегические настольные игры 9009 (шашки, Морской бой, шахматы, Поселенцы Катана или Билет на поездку)
- Составление планов на неделю, месяц или даже год. Может помочь детям предвидеть конфликты интересов или изменения в распорядке дня, побуждает их планировать заранее и решать проблемы.
- Geocaching and/or orienteering
- Scavenger hunts derived from a series of clues
Attention Executive Functioning Activities
- Yoga
- Martial Arts
- Dance
- Concentration card game
- Red light, green light
- Игры со скакалкой и сложные варианты (двойной голландский, китайский скакалка)
- Прятки, а также версии с приглушенным освещением, такие как Flashlight Tag или Manhunt
- Лазертаг, пейнтбол и охота для детей старшего возраста
- Обучение игре на музыкальном инструменте
- Чтение книги, такие как «Я шпион»
- «Кубик Рубика»
- Игры, требующие от вас следить за одним или несколькими объектами, такие как «У кого есть кнопка» или «Счастливая уточка»
Рабочая память Исполнительная деятельность
- Карточные игры, такие как Go Fish
- Поющие раунды или вокальные партии
- 20 вопросов, я шпион или другие игры на угадывание Ticket to Ride)
- Cogmed — это компьютерная стратегия, которая, как клинически доказано, улучшает рабочую память
- Игры с хлопками в ладоши, такие как Miss Mary Mack, Моряк вышел в море, Double Double и т. д.
Ингибирование исполнительной деятельности
- Саймон говорит
- Заморозить танец/Заморозить метку
- Мать, может, я
- Музыкальные стулья
- Боевые искусства (особенно с традиционной направленностью)
- Шлепанья, ложки и другие карточные игры, требующие быстрой реакции
- 0 очередность, как Candy Land, Jenga и боулинг
- Пение песен, в которых все чаще удаляются такие слова, как «Моя шляпа, у нее три угла»
Дополнительная литература по этой теме:
- Помогите моему ребенку сосредоточиться естественным образом: 5 проверенных и верных стратегий для дома
- 25+ учебных приспособлений для детей с СДВГ
- Мероприятия по сохранению психического здоровья для детей с тревогой
- Домашнее обучение и СДВГ: настройтесь на успех
Hillary Swetz 90
Хиллари — бывшая учительница, которая стала мошенницей и стала писателем-фрилансером. Когда она не предлагает поддержку и советы семьям, обучающимся на дому, она занимается своим садом, семьей и кошкой.