Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
Разделы: Работа с дошкольниками
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.
Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.
Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, — но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.
Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и , казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.
Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:
- терпение;
- умение играть и верить в игру;
- умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
- умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
- творчество.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений.
“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).
Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»
Сравнение двух или более предметов.
- Чем похожи эти слова:
- кошка, книга, крыша;
- число, весло, кресло;
- Назовите общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- стола и стула;
- ели и сосны;
- голубя и дятла;
- ромашки и гвоздики.
- Чем отличается:
- ручка от карандаша;
- рассказ от стихотворения;
- сани от телеги;
- осень от весны;
- дерево от кустарника;
- лиственное дерево от хвойного дерева.
Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
удочка | цветок | ключ | топор | отвертка |
ваза | дрова | замок | рыба |
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо — ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер — ?
белка – дупло, медведь — ?
день – обед, вечер — ?
охотник – ружье, рыбак — ?
слово – буква, дом — ?
лес – деревья, поле — ?
палец – кольцо, ухо — ?
море – капля, толпа — ?
цветок – бутон, листок — ?
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
- покупать –
- открывать –
- помнить –
- встречать –
- толстый –
- мелкий –
- полный –
- знаменитый –
- голодный –
- брать —
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз —
Логические задачи:
- Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
- На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
- Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
- Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
- На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
- Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
- Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
по рисунку
- по изложенному в стихотворении:
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
- ваза хрустальная, а стакан легкий;
- зебра полосатая, а леопард злой;
- холодильник белый, а ковер мягкий;
- огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.
“Отвечай быстро”. Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.
Вопросы по таблице:
- Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
- Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
- Кого больше зверей или насекомых?
- На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
- Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
- Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Литература:
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры, тесты. – Волгоград: Братья Гринины, 1998.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
17.02.2005
urok.1sept.ru
Картотека на тему: Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаем лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам.
ГРИБЫ — ЯГОДЫ
Словесная игра «Назови и объясни».
Взяли мы с утра корзинки
И пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой
Маленький грибок. Какой? (Подосиновик)
А у Пети с Васей
Руки словно в масле.
Отгадайте, малыши,
Какой гриб они нашли? (Масленок)
Самый яркий и красивый
И полезный для зверей.
Не клади его в корзину:
Он опасен для людей! (Мухомор)
Вопросы. Что это за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?
Словесная игра «Объяснялки»:
Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор (земляника, черника).
Логические задачи. На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три) Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек — маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки) Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки) Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». — «Нет, это красная». — «А почему она белая?». — «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
ОВОЩИ — ФРУКТЫ
Логические задачи. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее:
груша или персик? (Груша) На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты) На столе — четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре) В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один мандарин остался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке).
Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты». У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.
Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?». У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и тд.).
Небылицы. Дети находят несуразицы в тексте.
Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор
И увидел, как на грядке
Овощи играли в прятки.
Длинный красный огурец
Под листочек свой залез,
А зеленая морковка
В борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко-низко.
Только Машенька пришла,
Сразу овощи нашла.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Селдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник
УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА
У меня на грядке
Крокодил растет!!!
А в Москве-реке
Огурец живет!
Я боюсь, ребятки,
Что за этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москве-реке
Всех лягушек съел!
А в Москве-реке
Клюнет на крючок…
(Как вам это нравится?)
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет все в порядке?!
ДЕРЕВЬЯ
Логические задачи.
а груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.)
На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут?)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Игра «Посади дерево». Играют двое. У каждого игрока по десять деревьев (у одного — елочки, у другого — березки). Игровое поле — доска 16х16 клеток.
Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача — образовать цепочку из трех деревьев. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.
Словесная игра «Чересчур». Дети должны ответить на вопросы воспитателя.
Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот..) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть)
Хорошо, когда в лесу много сугробов, Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает — будет много воды. Деревъя смогут впитывать влагу и быстро расти)
А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть)
А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут замерзнуть и погибнуть)
Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему придется вступить в борьбу? (С ветром).
Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-государство.
Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран — ревет, завывает. А деревья по краю леса сгибаются до земли стволами. Веточками цепляются друг за друга — непроходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает — устает. Никак ему пальчиками-сквознячками снежок в лесу не ухватить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.
Логические задачи.
Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели)
Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся)
От чего плавают утки? (От берега)
На одном берегу цыплята, на другом — утята. Посередине островок Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать)
По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья)
Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре)
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять свиней.
Сколько птиц? Ответь скорей!
(Пять)
Небылицы.
Взлетела сорока высоко,
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки живут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассветом,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!
МЕБЕЛЬ
Логические задачи. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)
Небылицы.
ПУТАНИЦА
Это стул — на нем лежат.
Это стол — на нем сидят.
Вот кровать — на ней едят.
В шифоньере гости спят.
В холодильнике платья висят,
А на диване продукты лежат.
Словесная игра «Концовки». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.
Если стол выше стула, значит, стул… (ниже стола). Если диван шире кресла, значит, кресло… Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол… Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер… Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор… Если диван мягче кресла, значит, кресло… Если книжный шкаф дороже кровати, значит, кровать… Если холодильник выше плиты, значит, плита…
Игра «Переставим мебель». Игровое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая -свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при перестановке на каждой части находилось не более одного предмета.
ПОСУДА, ПИЩА
Хитрые вопросы. Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп)
По чему повар ходит в белом халате? (По полу)
Что никогда не поместится в любую кастрюлю? (Ее собственная крышка)
Чего больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды)
Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
Словесная игра «Родственники». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.
Сахарный песок — родственник Песка, потому что…. Река — родственница Песка, потому что… Ветер — родственник Песка, потому что…. Стекло — родственник Песка, потому что…. Дорога -родственница Песка, потому что…. Небылицы.
ПОВАР-НЕУМЕХА
Повар сварил из картошки компот, От него у детей разболелся живот. Повар сварил очень сладкие щи, В щах апельсины и сливы ищи. На блюдо сложил мясные конфеты, Детей угостил шоколадной котлетой.
ОДЕЖДА — ОБУВЬ
Логические задачи. Однажды Степан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, пришей пока пуговицы к этой куртке». Сколько пуговиц сможет пришить бабушка? (Ни одной) Мальчик вышел гулять в разных ботинках: один — черный, а другой — желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые?». Помогите мальчику.
КАКАЯ ОДЕЖДА?
Летом, в жаркие часы,
Только майка да трусы.
А зимою нам нужны
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка… свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья! (Сандалии — летняя обувь)
ПОЧТА
Словесная игра «Цепочка ассоциаций».
Первый игрок говорит любое слово, например «письмо»; следующий, услышав это слово, говорит «бумага»;
третий игрок, услышав слово «бумага», представляет газету (или журнал) и говорит это слово и т.д.
Игра-беседа «Чудо».
Мне во сне приснилось чудо:
На почте я купил верблюда.
А газеты поутру
Принесла мне кенгуру
И письмо в коробке,
Верьте — не верьте,
Ну, а фрукты принесли
В голубом конверте!
Вопросы. Может ли такое произойти на самом деле? Что продают на почте?
Кто приносит газеты? Может ли письмо быть в коробке? Что можно отправить в коробке?
Дидактическая игра «Посылки»,
Воспитатель показывает коробку, в которую заранее положил игрушку или картинку с изображением какого-либо предмета, например юлы. Обращается одному из играющих: «Представь, что тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». Ребенок отвечает, например: «Съем с маслом». Тогда воспитатель достает из коробки игрушка (или картинку). |
Далее воспитатель, меняя картинки» в коробке, обращается поочередно к другим игрокам до тех пор, пока один из них не даст подходящего по смыслу ответа. Он и становится ведущим. Чем неожиданнее ответы, тем веселее получается игра.
nsportal.ru
Материал (старшая группа) по теме: Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника
«Думайте и додумывайтесь»
Д.Карнеги
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:
«Найди лишнее слово».
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
· Старый, дряхлый, маленький, ветхий
· Храбрый, злой, смелый, отважный
· Яблоко, слива, огурец, груша
· Молоко, творог, сметана, хлеб
· Час, минута, лето, секунда
· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
· Платье, свитер, шапка, рубашка
· Книга, телевизор, радио, магнитофон
· Мыло, метла, зубная паста, шампунь
· Береза, дуб, сосна, земляника
Игра «4-лишний»
-развитие обобщения
Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;
Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;
Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
Синичка – индюк –гусь –петух;
Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
Сом – щука – жук – окунь;
Куртка – полотенце – платье – костюм.
«Найди лишнюю картинку».
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.
-Упражнения на развитие гибкости ума.
«Назови слова…»
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
· Назови, слова, обозначающие домашних животных
· Назови, слова, обозначающие диких животных
· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
· Назови, слова, обозначающие водный транспорт
· Назови, слова, обозначающие овощи
· Назови, слова, обозначающие фрукты
· Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
Упражнение «Назови, одним словом».
— Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Процедура:
1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:
а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
б) Стол, диван, кресло, стул -…
в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
д) Январь, март, май, август -…
2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:
а) Ботинки, туфли – это…
б) Прятки, жмурки – это…
в) Зима, осень — это…
г) Пальто, куртка – это…
д) Иванов, Петров, Сидоров – это…
Игра «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты:
· Рисовать
· Писать
· Использовать, как палочку,
· Указка
· Градусник для куклы и т.д.
Игра «Говори правильно»
Выучите с ребенком стихотворение.
Скажу я слово «ВЫСОКО»
А ты ответишь — …(НИЗКО)
Скажу я слово «ДАЛЕКО»
А ты ответишь — …(БЛИЗКО)
Скажу тебе я слово «ТРУС»
Ответишь ты — …(ХРАБРЕЦ)
Теперь «НАЧАЛО», я скажу,
Ну, отвечай — … (КОНЕЦ)
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:
· Веселый – грустный
· Быстрый – медленный
· Красивый – безобразный
· Пустой – полный
· Худой – толстый
· Умный – глупый
· Тяжелый – легкий
· Твердый – мягкий
· Шершавый – гладкий
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:
Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)
Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)
Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)
Упражнение на развитие словесно-логического мышления:
«Определи понятия»
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.
-Упражнения на развитие мыслительной операции:
«Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
1. муха и бабочка
2. дом и избушка
3. стол и стулья
4. книга и тетрадь
5. вода и молоко
6. топор и молоток
7. город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:
«Закончи слово»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», — так вы начинаете игру.
Предлагаются слоги:
· по… | · до… |
· на… | · че… |
· за… | · пры… |
· ми… | · ку… |
· му… | · зо… |
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
nsportal.ru