Развитие мышления детей 2-3 лет
Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления в своем крохе большая часть родителей придает огромное значение.
Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, занимаясь с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом.
До 3-4-х лет мышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка — изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними.
То есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально «думает руками»).
Во время своих, казалось бы, несложных действий с предметами малыш сталкивается с множеством проблем и учится их решать. Мячик закатился под кровать, а обратно почему-то не выкатывается?! Как его достать? А деревянные блоки от конструктора никак «не хотят» прятаться в пластмассовом ведерке. А что получится, если их развернуть другим боком? Так методом проб и ошибок идёт развитие практического мышления.
Маленькие дети думают только о том, что они делают именно сейчас и не задумываются о том, что было раньше или будет потом. Малыши могут планировать лишь ближайшие шаги.
Далее, ближе к трём-четырем годам, появляется наглядно-образное мышление. Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем воображении. Так он может играть и без игрушек: сделать вид, будто ест из воображаемой тарелки воображаемой ложкой или представить палочку – самолетом. В этом возрасте малыш легко представляет себе то, о чем взрослый рассказывает ему в сказке, идет ли речь о реалиях из существующего мира (козленочек, старик со старухой, домик) или о вымышленных персонажах или предметах (Змей Горыныч, ковер-самолет, говорящий волк).
И наконец, ближе к школе, развитие мышления переходит на следующую ступень, оно становится словесно-логическим. Постепенно ребенок от конкретных образов переходит к более общим (абстрактным) понятиям и рассуждениям. Ребенок 7 – 8 лет способен отвлечься от конкретного образа и выделить основные понятия.
Овладение родной речью (понимание и говорение) теснейшим образом связано с развитием мышления ребенка. Малыш 2—3 лет может понять не только то, что находит прочную опору в его личном практическом опыте, но и в состоянии представить себе то, что описывается знакомыми ему словами и никогда не имело места в его непосредственном опыте. (Малыши этого возраста уже способны слушать и понимать сказки с простым сюжетом). Однако, понимание словесных указаний, описаний, объяснений, даваемых взрослыми, дается ребенку с некоторым трудом.
Развивать мышление ребенка раннего возраста следует на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности.
Общие рекомендации для развития мышления детей 2-3 лет
• Развитие ребенка эффективно только на фоне непринужденной и комфортной психоэмоциональной обстановки.
• Создайте ребенку дома развивающую среду, которая позволит свободно, разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
• Игры должны приносить малышу радость, тогда у ребенка будет сохраняться интерес к познанию окружающей действительности. Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре!
• Все задания должны быть наглядными и носить характер увлекательной игры. Не забывайте старое правило: от простого — к сложному, от хорошо знакомого — к новому.
• Малыш познает мир через деятельность – предлагайте ему помогать вам в бытовых делах: мыть посуду, вытирать пыль, развешивать бельё, подметать. Обращайте его внимание на различные процессы, причинно-следственные связи и свойства предметов: повесили мокрое белье, а теперь оно высохло, от мокрых ботинок остались следы на полу, сухой песок хорошо сыплется, а мокрый – плохо.
• Для понимания свойств и взаимосвязи вещей, малышу полезно возиться с крупами, лоскутками, песком, водой, палочками, снегом.
• Если ребенок не справляется с заданием, выполните его вместе или переключите внимание малыша на более простое задание. Придёт время, и ребенок обязательно осилит всё, с чем он не мог справиться на этом этапе!
• Для развития мышления предлагайте ребенку делать аппликации, складывать пазлы и мозаику, делать постройки из конструктора, рисовать, лепить, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.
• Для оптимальной работы мозга важно поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Поэтому кормить малыша надо понемногу, но часто.
• Для мозга и его кровоснабжения необходимы полезные вещества и витамины, которые содержатся в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах, орехах, сыре, рыбе, бобовых, гречневой крупе.
• Активная работа мозга требует, чтобы поступающая в мозг кровь содержала необходимое количество кислорода, не забывайте проветривать комнату, где играет или занимается ребенок, и побольше гуляйте с ним на свежем воздухе.
• Для кровоснабжения мозга важны физические упражнения. Обязательно чередуйте пассивные и активные занятия.
Показатели развития мышления у детей в возрасте 2 – 3 лет
2 года – 2 года 6 месяцев
• Группирует предметы по цвету, форме или размеру.
• Происходит переломный период в развитии речи:
— появляются вопросы: “Где?”, “Почему?”, “Куда?”;
— словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.
• Экспериментирует в игре, не боится действовать путем проб и ошибок, понимает ошибки.
2 года 6 месяцев – 3 года
• Собирает картинку из двух – четырех частей.
• Появляются вопросы: “Зачем?”, “Когда?”
• Проявляет самостоятельность в выполнении дидактических заданий.
• Имея перед глазами образец, может выложить подобную несложную фигуру из счетных палочек.
• Укладывает в нужные ячейки фигуры-вкладыши на доске «Сегена».
• Повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.
• Ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели.
• При помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую.
• Собирает пирамидку с учетом размера колец.
Автор: Дарья Колдина
Игры и упражнения на развитие мышления
Назад
Игры и упражнения на развитие мышления и основных мыслительных операций
Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»
Возраст: дошкольный.
Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.
Игра способствует развитию навыков сопоставления, воображения, речи, памяти.
Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.
Общие слова
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
— Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.
— Назови слова, относящиеся к спорту.
— Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
Можно поиграть наоборот: взрослый называет или показывает на картинке слова, принадлежащие к одной категории (посуда, мебель, одежда, здания и т. д.), ребёнок должен назвать всё это общим словом.
Что общего?
Для этой игры необходим набор карточек или картинок. Взрослый и ребёнок по очереди кладут на стол по карточке и находят, что есть общего у нарисованного на только что положенной карточке и на уже лежащей.
Классификация
Дополнительно: набор картинок
Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Ассоциации
Игроки по очереди произносят слова, пришедшие на ум, в ответ на слово произнесенное другим игроком. Играть надо быстро, в случае если ассоциация не понятна, желательно объяснять ее или добиваться объяснения.
Что лишнее?
Дополнительно: карточки с изображениями предметов
Выложить перед ребенком три карточки, относящиеся к одной смысловой группе, а четвертую из другой группы (транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т. п.). Ребенок должен выделить лишнюю карточку.
Чем старше ребенок, тем ближе по смыслу категории. Например, фрукты и овощ, 3 машины и самолет; шапка, шарф, варежки и сапоги; 3 диких животных и 1 домашнее.
При отсутствии карточек, можно нарисовать их самому. Так же можно использовать слова (для детей старшего дошкольного возраста).
Угадай-ка
Игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Дополнительно: предметные картинки
Сначала пусть ведущим будет ребенок, он выбирает какую-нибудь картинку и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на картинке, задавая вопросы. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» или «нет».
Например, если спрятана карточка с изображением какой-то птицы: — Это зверь? — Нет. — Птица? — Да. — Большая? — Нет. — Городская? — Да. — Воробей? — Да.
Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества картинок (например, десяти).
Ничего страшного, если ребёнок сразу не уяснит правила игры и что-то сделает неверно – повторите несколько раз и у него всё получится. В качестве примера могут сыграть родители друг с другом.
Что нарисовано?
Для игры понадобятся картинки. Ребёнок берёт картинку и, не показывая остальным, рассказывает про то, что на ней нарисовано, не называя самого слова. Его задача – как можно быстрее объяснить, что же изображено на его картинке. В первый раз ведущим с картинкой должен быть взрослый, чтобы ребёнок на примере понял правила упражнения. Потом в роли ведущего ребёнок и взрослый могут быть по очереди. Интереснее эта игра станет, если играть в неё более, чем вдвоём, особенно с другими детьми.
Эта игра развивает не только мышление, но и внимание, т.к. ребёнку приходится следить за тем, чтобы при описании нечаянно не произнести ответ.
Скачать — 33 Кб.
Адрес: 653036 Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Баргузинская, 128.
Телефон: (3846)61-74-17
E-mail: [email protected]
Критическое мышление для детей
Критическое мышление — это важный навык, который ваш ребенок будет развивать на протяжении всей жизни. Можно развивать критическое мышление с раннего возраста, вовлекая ребенка в веселые занятия. Если вы ищете уход за малышами, дошкольное учреждение, детский сад или что-то еще, учебная программа Crème de la Crème поможет вашему ребенку развить этот важный навык. Вот некоторые занятия, которые вы также можете попробовать со своим ребенком дома.
Какие виды деятельности по критическому мышлению подходят для малышей?С самого раннего возраста вы можете развивать критическое мышление в веселых играх и занятиях. Некоторые занятия, которые вы можете начать со своими малышами прямо сейчас, включают:
Создание искусстваДети любят рисовать, играть с красками и многое другое. Поощряйте вашего ребенка выражать мысли художественным способом, чтобы развивать навыки критического мышления, когда они очень маленькие. Дети могут рисовать картинки и сочинять песни, чтобы выражать мысли и идеи, которые они на самом деле не знают, как выразить словами, и для этого требуется некоторое критическое мышление. В целом творчество и художественная деятельность помогают детям оттачивать свои навыки критического мышления, даже если они в данный момент не знают, что мыслят критически.
Решение головоломокГоловоломки могут заставить клетки мозга детей активироваться. Независимо от вашей любимой игры-головоломки, когда вы вместе решаете такие задачи, как крестики-нолики, головоломки и другие, ваш ребенок активно развивает навыки критического мышления. Головоломки и головоломки позволяют детям формировать стратегии и понимать, как работает игра, пока это не станет их второй натурой. Имейте в виду, что головоломки лучше всего решать вместе, когда ваш ребенок очень маленький, так как дети иногда могут чувствовать себя подавленными в одиночестве.
Конструкторы и игрушки, такие как Duplos и Lego, не зря стали классикой. Эти игрушки не только развлекают детей, но и развивают их критическое мышление. Конструкторы предлагают бесконечные возможности для детей, чтобы задействовать свое воображение. Вы будете поощрять своего ребенка использовать свое мышление для воплощения идей в жизнь, будь то создание домов, зданий, космических кораблей или животных.
Какие виды деятельности по критическому мышлению подходят дошкольникам?Дети дошкольного возраста могут продолжать развивать свои навыки критического мышления с помощью веселых и увлекательных занятий. Некоторые виды деятельности по критическому мышлению, которые хорошо подходят для дошкольников, включают:
Игры в угадайкуВы можете предложить ребенку угадать предмет, используя подсказки, которые заставят его критически мыслить.
Например, спрячьте игрушку или другой небольшой предмет, а затем попросите ребенка угадать, что вы держите в руках. Когда они попытаются определить, что вы держите в руках, предложите подсказки, например: «Это не желтое; он зеленый» или «у него нет колес; у него есть мех». Таким образом, дети могут угадывать, основываясь на фактах, которые они узнают, критически размышляя, чтобы сузить свои варианты и в конечном итоге выяснить, что вы держите в руках. Прогнозирование результатовПрогнозирование того, что произойдет, на основе информации — отличный способ попрактиковаться в критическом мышлении. Для дошкольников можно превратить занятие в веселую игру. Возьмите две игрушки вашего ребенка, например две куклы, мягкие игрушки или машинки, и начните устраивать шоу, разыгрывая сценарии. Попросите ребенка на каждой фазе сюжета предсказать исход действий ваших «персонажей». Вы также можете спросить ребенка, считает ли ваш ребенок то, что «персонаж» сделает дальше, хорошей или плохой идеей, и почему он так думает.
Формирование мнения — важный шаг для дошкольников, поскольку они развивают навыки критического мышления. Поскольку дети, как правило, имеют твердое мнение о еде, вы можете использовать еду как инструмент, чтобы попрактиковаться в обдумывании мнений. Возьмите продукты, которые, как вы знаете, ваш малыш любит (или ненавидит), а затем спросите его, нравится ли ему еда, которую вы ему показываете. Затем спросите их, почему или почему нет. Принесите другое похожее блюдо, которое ваш ребенок еще не пробовал, и попросите его предсказать, понравится ему новое блюдо или нет, и почему он так думает.
Поиск различий и сходствСделайте игру, указывая на то, чем вещи отличаются и чем они похожи, даже заставляя ребенка находить предметы, которые одновременно и разные, и похожие. Например, вы можете показать им, что чашки и миски похожи, потому что вы используете их, когда едите, и обе содержат жидкости, но они также отличаются, потому что чашки используются для молока, а миски — для супа. Разговоры о сходствах и различиях заставят вашего ребенка критически мыслить.
Какие виды деятельности по критическому мышлению подходят для дошкольников?У вашего ребенка есть множество способов продолжать практиковать и оттачивать свои способности критического мышления по мере роста и развития. Вот некоторые идеи для дошкольников:
Игра в сортировочные игрыСортировка и классификация имеют значение для логических рассуждений. Эти навыки помогают детям замечать сходства и различия между группами и структурами. Вы можете перейти на новый уровень в игре по названию сходств и различий, попросив ребенка рассортировать предметы, животных или другие предметы по категориям, таким как форма, размер или цвет. По мере того, как дети будут углублять свое понимание, вы можете перейти к более сложной сортировке, например к сортировке животных на основе их среды обитания или того, что они едят. Эти игры доставляют удовольствие и помогают детям развивать навыки планирования, решения проблем и распознавания закономерностей.
Притворяясь детективамиВозьмите своего ребенка на поиски сокровищ, чтобы найти спрятанный предмет, притворяясь, что вы детективы, усердно работающие. Или вы можете разработать несколько простых «кейсов», чтобы читать их вместе с ребенком и выделять важные детали, различая мнения и факты. Эти занятия позволяют вашему ребенку синтезировать данные, которые он получает из различных источников, развивая навыки наблюдения и дедуктивное мышление.
Описание герояСпросите ребенка, что он думает, когда слышит слово герой. Они могут описать человека (или предмет), который приходит им на ум, а затем сделать еще один шаг, объяснив, почему, по их мнению, этот герой важен в их жизни. Затем заставьте ребенка думать, спросив, как кто-то может стать героем.
Готовы заставить вашего ребенка мыслить критически?Здесь, в Crème de la Crème, мы знаем ценность критического мышления. Наша учебная программа включает веселые и увлекательные занятия для развития навыков критического мышления вашего ребенка по мере его обучения и роста. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы запланировать тур по вашему местному учебному центру Crème de la Crème и узнать больше.
Изображение Matthias Kutil лицензировано Unsplash License
Критическое мышление для детского сада
Игры на сортировку
В случае логического мышления навыки сортировки и классификации имеют особое значение. Поскольку это помогает ребенку наблюдать сходства и различия между различными группами и структурами тела. Попросите детей рассортировать различные предметы, животных и другие предметы по цвету, размеру, форме и геометрии. Группировка животных на основе их пищевых привычек, среды обитания, механизма воспроизводства повышает их обучаемость. Такие веселые игры помогают развивать навыки решения проблем, навыки планирования и распознавания образов.
Фронтальная кора ребенка активизируется во время свободной игры и отвечает за навыки решения задач. Во время игры мозг ребенка создает нейротрансмиттерные соединения, которые помогают в росте и стимулируют критическое мышление.
Решайте головоломки и головоломкиДругим видом деятельности, который лучше всего подходит для способности решать проблемы, является совместное решение головоломок и головоломок. Это занятие помогает ребенку учиться у других и планировать собственную стратегию. Вовлекайте своих детей в это занятие, так как это хороший инструмент для развития навыков критического мышления. Самостоятельное решение головоломок может разочаровать детей, поэтому лучше, если вы присоединитесь к ним в таких веселых и обучающих занятиях.
Читать книги или фильмыДети любят смотреть свои любимые передачи и фильмы и читать свои любимые рассказы или книги. Вы можете превратить их любимое занятие в процесс обучения, задав вопрос, упомянутый ниже, в конце любого шоу или книги.
- Что вам в этом понравилось?
- Что вам в этом не понравилось?
- Есть ли в этой истории мораль?
- Поможет ли вам эта история/урок в повседневной жизни?
- Имело ли смысл путешествие персонажей, вовлеченных в историю?
- Был ли финал удовлетворительным?
Это аналитическое упражнение помогает им критически относиться к тому, что они потребляют. Вы, как родитель, также можете поделиться своим мнением и подходом к этой конкретной истории. Таким образом, они получат информацию от вас, и это поможет детям думать и наблюдать за вещами с другой точки зрения.
Игра «Детектив»
Еще одним развлечением для детей может стать простая охота за сокровищами, предназначенная для поиска любого спрятанного предмета. Это захватывающее и увлекательное занятие лучше всего подходит для тренировки критического мышления вашего ребенка. Вы также можете разработать несколько уголовных дел, в которых ваш ребенок должен внимательно читать, чтобы определить важные доказательства и отличить мнение от факта. Благодаря этому они смогут синтезировать данные из различных источников для выяснения, кто из подозреваемых виновен, а кто невиновен. Это поможет развить навыки наблюдения, понимания прочитанного и дедуктивного мышления у вашего ребенка.
Факты и мненияНапишите на доске или на бумаге различные утверждения, которые являются либо мнением, либо фактом. Разделите детей на группы и попросите их отметить утверждение буквой F, если это факт, и объяснить свой ответ. В случае мнения отметьте его буквой О и объясните, почему оно не может быть доказано. Также задайте им следующие вопросы, чтобы облегчить им задачу.
- Подтверждается ли это утверждение проверенными данными или предположениями?
- Имеет ли утверждение предвзятость?
- Надежны ли факты?
- Есть ли вводящая в заблуждение информация?
Это упражнение посвящено разнице между мнением и фактом.
Творите с кубикамиС помощью кубиков можно развивать логические навыки. Эта деятельность лучше всего подходит для социального и эмоционального роста. Дети учатся действовать по-разному, строя новые дружеские отношения, увеличивая концентрацию внимания, помогая другим и формируя самооценку с помощью блокирующих действий. Эта деятельность дает детям смысл их воображения. Когда вы поощряете своих детей перепрофилировать старые блоки в продвинутые игры, тогда их нейроны активизируются в мозгу.
Inspire ThinkingПоощряйте их задавать как можно больше вопросов о любом событии или истории. Затем помогите им прийти к ответу самостоятельно, а не давать ответ. Попросите их подумать над ответом, как бы глупо они ни ответили. Но как только они смогут дать объяснение, попросите их обосновать свое объяснение. В этом они найдут свои недостатки и подкорректируют свое мнение. Такой процесс поможет им улучшить критическое мышление.
Здания из спичекЕще одно занятие — строить строения из спичек. Предоставьте им различные материалы, такие как скотч, пластилин, клей и зефир, чтобы соединить края конструкции, которую они делают. Такие занятия хороши для обучения навыкам планирования и решения проблем и открывают разум для различных вариантов. Минус этой критической мыслительной деятельности для дошкольников заключается в том, что она требует много материала и может оставить некоторый беспорядок.
Круг возможностейЭто упражнение на критическое мышление помогает понять себя и окружающий мир.