Сенсорное развитие детей в домашних условиях
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №37
Мастер- класс для родителей
«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
в рамках проведения родительского собрания
Подготовила: Нистратова
Наталья Александровна
педагог – психолог МБДОУ №37
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием сенсорные эталоны;
- познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Сенсорное развитие ребенка— это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка.
И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить Вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, ну а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
игра 1 «Песочница» на кухне.
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша.
игра 2 «Мозаика из пробок»
Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
игра 3 «Шагаем в пробках»Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.
Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы».
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…
Какое? Ну конечно!
«Мишка косолапый, по лесу идёт…»
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
4. Пальчиковая гимнастика.
Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе:
«Кыш!».
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – СОЛНЫШКО!
А солнышко, какое? – КРУГЛОЕ!
А какого оно цвета? – ЖЁЛТОЕ!
И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А здесь можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?
ЯБЛОКО! А еще?
5. игры с крупами
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не бралив рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.
Итак, давайте немного поиграем!
В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки еёвеличество Сенсорика!
Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!
Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.
Игры с музыкой в домашних условиях для детей 5- 8 лет
Игры с музыкой в домашних условиях для детей 5- 8 лет .
(старшего дошкольного возраста)
Весёлые игры и упражнения, связанные с пением, танцами, музыкальными загадками, как правило производят неизгладимое положительное впечатление на детей, воспитывая у них стремление заниматься различными видами музыкальной деятельности.
Конечно, если у взрослых есть желание помочь детям в музыкальном развитии, неплохо было бы вспомнить, какие детские песни вы сами знаете, привлечь к этому делу всех членов семьи .
Игра «Весёлый оркестр – импровизация.»
Под инструментальную музыку в аудиозаписи, взрослые и дети играют на воображаемых музыкальных инструментах руками . Например: скрипка, гармошка, гитара, дудочка, фортепиано, маракас и т.д. Кстати, на музыкальных занятиях в детском саду, мы уже использовали эти простые игровые приёмы при слушании классической или народной музыки.
Хорошо ,если вы, перед началом игры загадаете загадки про музыкальные инструменты.
У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Угадать его не сложно: Это старый наш … (рояль)
(можно показать изображение рояля)
А потом говорим : «Давай представим себе, что мы играем на рояле» (фортепиано) выставляем обе руки вперёд ладошками вниз, на уровне солнечного сплетения (руки согнуты в локтях) и перебираем пальчиками, разводя руки немного в стороны и обратно.
Деревянные подружки пляшут на его макушке.
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан) указательными пальчиками , словно палочками , (остальные пальчики зажаты в кулаке), «отбиваем» ритм мелодии на воображаемой поверхности барабана
Деревянный инструмент зазвучит в один момент,
Струна звонко подпевай-ка, заирала… (балалайка)
Растяни меха немножко и сыграй нам на… (гармошке)
Её голос басовит, всех она перекричит.
Бу-бу-бу, ба-ба-ба заиграла вдруг… (труба)
А затем можно поугадывать по движениям рук , «На каком инструменте играю… вспоминай .»
Песня – игра «Колпак».
Выучите слова песни:
КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ,
ТРЕУГОЛЬНЫЙ МОЙ КОЛПАК,
А ЕСЛИ НЕ ТРЕУГОЛЬНЫЙ,
ТО ЭТО НЕ МОЙ КОЛПАК.
Выученные слова распеваем на любой мотив, придуманный вами, либо знакомой песенки «В лесу родилась ёлочка» или другая.
Далее предлагается поочерёдно жестами заменять слова.
— «КОЛПАК» – вместо слова нужно ладонью коснуться макушки головы:
-«МОЙ» – ладонью прикоснуться к груди:
— «ТРЕУГОЛЬНЫЙ» – пальцами надо изобразить подобие треугольника.
Игра «Сам себе танцор».
Исполняем песню «Делай так»
1.ЕСЛИ ВЕСЕЛО ЖИВЁТСЯ , ДЕЛАЙ ТАК,
(два хлопка в ладоши)
ЕСЛИ ВЕСЕЛО ЖИВЁТСЯ , МЫ ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНЁМСЯ
ЕСЛИ ВЕСЕЛО ТЕБЕ, ТО ДЕЛАЙ ВСЁ.
(два хлопка, два щелчка пальцами, два хлопа по коленям, два притопа и слово «ХОРОШО»)
Примечание : вместо хлопков в ладоши можно придумать другие движения. Например: пружинка, прыжки, поочерёдное выставление ног на носок или на пятку, поскоки и т.п.
Игра «Узнай по голосу»
Ведущий отворачивается, а остальные игроки нараспев произносят фразу «угадай по голосу» , постаравшись максимально видоизменить свой голос.
Ведущий должен угадать, кто произнёс фразу. Если он даёт верный ответ, то тот, кого узнали, занимает место ведущего.
Уважаемые родители! Ранее на странице музыкального руководителя на сайте детского сада, во время карантина по пандемии вам были предложены сказки –шумелки с озвучиванием различных музыкальных инструментов для занятий дома. (развитие слухового внимания). Сегодня я предлагаю познакомиться с мини- рассказами, в ход которых включена импровизация для развития голосового аппарата .
Взрослый читает или нараспев рассказывает сюжет. Задача детей – в нужных местах исполнить свои примеры вокальных импровизаций.
Вот варианты рассказов:
а) Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться – … (в местах точек звучит детская вокальная пример – импровизация). В лесу они услышали пение кукушки – … и стук дятла – … Закапал дождик – … а потом тучки ушли, и запел соловей -…
б) Настало утро, пропел петушок – … Часы пробили шесть часов – … Стало слышно, как пастух заиграл на рожке – … Коровы начали собираться в стадо и мычать – …
в) Дети собрались идти на день рождения к другу.