Картотека (старшая группа) на тему: Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры можно условно разделить на несколько стадий.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки.
На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.
На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий.
Все д/и можно разделить на три основных вида: игры с предметами; настольно-печатные и словесные игры.
Остановимся на словесных играх. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки, сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях др.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:
- Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Где был Петя», «Да-нет» и др.
- Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильное умозаключение: «Похож не похож», «Кто больше заметит небылиц» и т.д.
- Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одинаковыми словами» и др.
- Игры, которые развивают внимание, сообразительность, мышление, выдержку: «Испорченный телефон», «Летает – не летает» и др.
Игры на развитие логического мышления
1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.
«Разложи предметы»
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
«Летает – не летает»
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
Игру можно проводить на прогулке.
«Съедобное – не съедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».
«Будь внимательным»
Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию.
«Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Игра «Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.
По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?».
3. Игры на формирование количественных представлений.
Загадки:
- На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?).
- Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел –
Два под березкой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
- Карандаш один у Миши
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей.
- Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок, и грустен он.
Но подошел к нему сынок,
И больше он не одинок. (Сколько теперь слонов?).
- Под кустами у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?
- Два щенка – боловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся,
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
- Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки
- У домика утром
Два зайца сидели.
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
4. Игры на формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости.
Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»
Ход игры:
Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?
Рассказы – загадки.
«Что было ночью?»
«В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».
«Дождливая погода»
«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».
«Не покатались»
«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».
Продолжи предложения:
- Мы включили свет, потому что … .
- Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
- Дети надели теплую одежду, потому что … .
- Щенок громко залаял ,потому что … .
- Алеша выглянул в окно и увидел … .
- Таня проснулась утром и … .
Логические задания в стихах
Правила игры: прочитать стихотворение ребенку не до конца, а до места, где требуется разрешить сложную ситуацию. Пусть он предложит свой вариант решения.
Р.Сеф
Сахар
Белый сахар-рафинад,
Крепкий сахар-рафинад
Хвастался:
— Я очень твердый,
— Я алмазу – друг и брат.
Но однажды вечерком
(Что могло случиться с сахаром вечерком?)
Встретился он с кипятком
И растаял твердый сахар
В жидком чае с молоком.
О том, почему все заплакали
Сняли тоненький сюртук,
Сняли рыжую рубашку,
Сняли желтую рубашку,
А стянув еще рубашку,
Все заплакали вокруг.
(Почему все заплакали?)
Вот как мы вчера на кухне
Раздевали сладкий лук.
А.Тихоненко
Горе
— У меня большое горе:
Мне не виснуть на заборе,
На траве нельзя лежать,
В чехарду нельзя играть,
И нельзя гонять мне мяч!
Хоть девчонкой стань и плачь!
— А откуда эти муки?
(Почему мальчику нельзя заняться любимыми делами?)
Я сегодня в новых брюках!
В качестве игр можно использовать любые загадки.
Также для развития логического мышления я использую игры сделанные из дерева: «Сложи квадрат», «Головоломки», «Уни- кубы», «Палочки Кюизенера», «Рамки вкладыши Монтессори» и магнитный 3D конструктор.
nsportal.ru
Картотека (средняя группа) по теме: Игры на развитие мышления для дошкольников
Игры на развитие мышления для дошкольников
«Собери большую семью»
Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать
большие семьи»
«Найди маму малышу»
Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
«Назови одним словом»
Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
«Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
«Найди лишнее слово»
Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.
«Скажи мне наоборот»
Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
«Угадай»
Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
«Домашние и дикие животные»
Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
nsportal.ru
Материал по теме: Картотека игр для развития мышления дошкольников
Задания на обозначение предметов
1. «Придумай сам»- учить детей видеть в различных предметах возможные заместители (2 младшая, средняя, старшая группы)
2. «Зверюшки на дорожках»- учить детей пользоваться заместителями — уметь соотносить картинки с определенными значками (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы)
3. «Загадки и отгадки» — учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической (для всех возрастов)
4. « Солнышко и дождик »- учить детей обозначать один предмет с помощью другого (домиком может быть стульчик, угол комнаты, отделенный натянутой веревкой, расчерченные мелом круги) – (для всех возрастов)
5. «Через ручеек»- учить детей по-разному обозначать предметы в игровой ситуации» (2 младшая группа)
6,7. « Наседка и цыплята», « Лохматый пес» — учить детей по — разному обозначать предметы в игре (2 младшая группа). 8.«Мышеловка» — показать детям, что при помощи действия можно обозначить предмет (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
9.«Зайцы и волк»- учить сопоставлять план с пространством групповой комнаты (средняя группа).
Задания на анализ строения предмета:
10.«Сложи картинку», «Танграм» — учить детей анализировать элементарную контурную схему (для всех возрастов ).
11. «Нарисуй картинку палочками»- учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины (2 младшая, средняя, старшая группы)
- «Пирамидки» — учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения
( старшая, подготовительная к школе группы).
13. «Звезды на небе»- учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить с символикой некоторых созвездий (старшая , подготовительная к школе группы).
14. «Веселые человечки»- Учить детей анализировать элементарную схему (старшая, подготовительная группы).
Задания на выделение пространственных отношений:
15.«Поезд» — учить соотносить план комнаты с реальной комнатой (2 младшая группа).
16.«Кукла Маша купила мебель» —
Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана (2 младшая, средняя, старшая группа).
17. «Куда спрятался жучок?»- учить детей свободно пользоваться планом (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
18. «Найди игрушку» — учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате (старшая, подготовительная к школе группы).
19. «Секреты»- учить детей ориентироваться пол плану на участке детского сада (старшая, подготовительная к школе группы)
Задания на создание новых образов
20. «Какая игрушка?»- развивать воображение детей, учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям (для всех возрастов). 21. «Что это такое?»,22. «На что это похоже?»- учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов
(для всех возрастов).
23. «Волшебные картинки», «Перевертыши» — учить детей создавать образы на основе схематичного изображения (средняя, старшая группы).
Задания на использование логических отношений:
24. «Кто веселее?»- учить детей располагать предметы в заданной последовательности (старшая, подготовительная к школе).
25. «Угадай, как нас зовут?»- учить расшифровывать слова предложенным способом (символическое замещение). Выделять в слове первый звук (подготовительная к школе группа).
Действие замещения
Действие замещения
Замещение речи графической формой
Действие игрового замещения
Действие замещения
Действие игрового замещения.
Действие игрового замещения.
Действие построения и применения модели.
Моделирующее перцептивное действие.
Действие построения модели.
Действие по моделированию пространственных отношений.
Действие по моделированию пространственных отношений.
Действие по моделированию пространственных отношений.
Применение пространственной модели.
Применение пространственной модели.
Применение пространственных моделей.
Применение пространственной модели.
Овладение применение и построением пространственных отношений.
Моделирование пространственных отношений.
Моделирование пространственных отношений.
Моделирование пространственных отношений.
Моделирование логических отношений.
Моделирование звукового состава слова.
nsportal.ru
Консультация для родителей «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников»
Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.
Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.
Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное. Познание
происходит с помощью манипулирования
предметами, игрушками.
Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.
Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.
Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.
Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.
Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.
Игра «Закончи слово»
Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.
«Отгадай, что я хочу сказать»
Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.
Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».
Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите определить слово, которое является «лишним».
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- Платье, свитер, рубашка, шапка.
- Береза, дуб, земляника, сосна.
- Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
- Хлеб, молоко, творог, сметана.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ласточка, ворона, курица, сорока.
Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие зверей.
- Назови слова, обозначающие овощи.
- Назови слова, обозначающие фрукты.
- Назови слова, обозначающие транспорт.
- Назови слова, относящиеся к спорту.
- Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Варианты заданий вы можете подбирать по своему
усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно
назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и
исправить ее.
Игра «Как это можно использовать»
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты
тоже говори, но только наоборот. Например:
большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий
Игра «Бывает – не бывает»
Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете
ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том
случае, если названная ситуация бывает, а если
нет, то ловить мяч не нужно.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья
Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.
Игра «Кто кем будет»
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.
Игра «Что внутри?»
Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
Например:
дом – стол;
корабль – матросы;
шкаф – свитер;
холодильник – кефир;
тумбочка – книжка
кастрюля – суп;
дупло – белка;
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры;
больница – врачи,
магазин – покупатели.
Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».
Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.
Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
Вечером, в спокойной домашней остановке
проведите игру «Придумай название». Для
нее необходимо подготовить несколько небольших
детских стихотворений. Прочитайте ребенку
стихотворение, не называя заголовка. Предложите
ему самому придумать каждому стихотворению
какое-то название. Эта игра научит ребенка
обобщать и выделять главную мысль в
стихотворении. Часто дети придумывают даже более
удачные названия, чем авторские.
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного
возраста обладает поистине огромными
возможностями развития и способностями
познавать. В нем заложен инстинкт познания и
исследования мира. Помогите ребенку развить и
реализовать свои возможности. Не жалейте
затраченного времени. Оно многократно окупится.
Ваш ребенок переступит порог школы с
уверенностью, учение будет для него не тяжелой
обязанностью, а реальность и у вас не будет
оснований расстраиваться по поводу
успеваемости.
Памятка
Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время
занятий. Если ребенку весело учиться, он учится
лучше. Интерес делает детей по-настоящему
творческими личностями и дает им возможность
испытывать удовлетворение от интеллектуальных
занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных
способностей ребенка определяется временем и
практикой. Если какое-то упражнение не
получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему
позднее или предложите ребенку более легкий
вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу
недостаточных успехов и недостаточного
продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания,
превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не
заставляйте ребенка делать упражнение, если он
устал, расстроен. Предоставьте ребенку
возможность иногда заниматься тем делом, которое
ему нравится.
6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите
слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его
терпение, настойчивость. Никогда не
подчеркивайте его слабости в сравнении с другими
детьми. Формируйте у него уверенность в своих
силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком
как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте
удовольствие от процесса общения. Помните, что у
вас появилась прекрасная возможность
подружиться с ребенком.
Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
urok.1sept.ru
Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников
Консультация для родителей «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников»
Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.
Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.
Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.
Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.
Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.
Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.
Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.
Игра «Закончи слово»
Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.
«Отгадай, что я хочу сказать»
Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.
Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».
Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите определить слово, которое является «лишним».
Яблоко, слива, огурец, груша.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, рубашка, шапка.
Береза, дуб, земляника, сосна.
Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
Хлеб, молоко, творог, сметана.
Час, минута, лето, секунда.
Ласточка, ворона, курица, сорока.
Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
Назови слова, обозначающие домашних животных.
Назови слова, обозначающие зверей.
Назови слова, обозначающие овощи.
Назови слова, обозначающие фрукты.
Назови слова, обозначающие транспорт.
Назови слова, относящиеся к спорту.
Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.
Игра «Как это можно использовать»
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий
Игра «Бывает – не бывает»
Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.
Игра «Кто кем будет»
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.
Игра «Что внутри?»
Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
Например:
дом – стол;
шкаф – свитер;
холодильник – кефир;
тумбочка – книжка
кастрюля – суп;
дупло – белка;
улей – пчелы;
Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».
Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.
Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем
авторские. Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости
kopilkaurokov.ru