Игры на развитие мышления, памяти, речи
Уважаемые родители!
Семья и детский сад делают многое для того, чтобы ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины. Составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки. Для решения этой проблемы и выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти. Здесь можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала.
Нужно учить не механически запоминать слова и фразы, а представлять себе определённую картинку, каким — либо образом связывать объекты. Например:
Игровой прием «Мультфильм».
Давайте попробуем запомнить слова в определённом порядке. Получится ли у вас: ЛИМОН, КАРАНДАШ, ДОРОГА, МАШИНА, ЖИРАФ, ФОТОАППАРАТ, СЛОН, БАНАН, ВЕДРО, ГАЗЕТА, ПТИЦА, ВОДА. Справиться с этим заданием можно, если связать эти слова каким- либо сюжетом. Например: представьте, что у нас есть большой жёлтый, кислый лимон, мы берём карандаш и протыкаем его, внутри карандаша длинная дорога, по которой едет машина, в машине стоит жираф, у него на шее висит фотоаппарат, он сфотографировал слона, слон ест банан, шкурку он бросил в ведро, затем он бросил в ведро газету, на которой была нарисована птица, которая пьёт воду. Ребёнок представляет себе такой «мультфильм», и он легко запоминает слова в определённом порядке. Стоит напомнить ему только слово «лимон», и он без труда назовёт нужные слова.
Вашему вниманию хочу предложить игровые видео ролики для детей, которые направлены на развитие логического мышления, памяти и речевой активности.
1. «Захватывающая математика».
Здесь ребята узнают, что фигуры различаются не только цветом и формой, но и количеством углов. Научатся самостоятельно подбирать каждому углу соответствующую цифру.
2. «Азбука для малышей». Данное видео поможет запомнить детям, не как называются, а как звучат буквы русского алфавита, что, в свою очередь поможет при дальнейшем обучении чтению (складыванию букв в слоги). Стимулирует ассоциативное восприятие и запоминание, основанное на ярком звуковом и зрительном образе. Можно при повторном просмотре выключить звук и попросить ребенка озвучить буквы.
3.
«Играем вместе». Видео содержит увлекательные игры и задания для детей на развитие логического мышления, концентрацию внимания, памяти.
4. «Угадай чья тень?» В этом видео детей ждет увлекательное путешествие в лес, где они познакомятся с животными, смогут с ними поиграть и даже отгадать загадки, под какой тенью прячется каждое животное.
5. «Развивалочка». Здесь ребят ждут увлекательные игры на развитие речи, логического мышления. Дети смогут ответить на разные вопросы (из каких фруктов сварено варенье, в чем можно сварить суп), смогут составить красивую мозаику, навести порядок в комнате, перетягивая с помощью мышки разные предметы в нужную коробку.
6.
«Четвертый лишний!
Это видео — обучение детей классификации, как познавательному действию. Предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того чтобы отнести единичное к общему, ребёнок должен проделать сложную мыслительную работу.
С уважением к вам, Доценко Е.Н.
Развитие мышления через игру
29.08.2018
Статью подготовила детский психолог АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Маргарита Станиславовна Трунова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.
Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, осваивать новую информацию или взаимодействовать с другими людьми, ребенку необходимо уметь устанавливать сходства и различия между предметами, явлениями, а также классифицировать их, прослеживать причинно-следственную связь между событиями.
Всё, даже простейшие наглядно-действенные задачи, предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми. Однако двигательные нарушения у ребенка с ДЦП не дают ему возможности полноценно освоить всё многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с ДЦП лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена, следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно.
Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается.
Зачастую наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при использовании менее нарушенные функции (например, речь).
И поэтому в психическом развитии ребенка можно отметить «ножницы»: ребенок дает разумные объяснения, связанные с окружающей действительностью, событиями, явлениями, бытом, описывает все этапы выполнения каких-либо действий, но при этом он никогда их не выполнял и выполнить не может. Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других более сложных форм мыслительной деятельности.
Наглядно-образное мышление обычно формируется на основе наглядно-действенного мышления и чувственного опыта (ощущения и восприятие). При ДЦП оба этих компонента значительно нарушены в своем развитии, поэтому данный вид мышления формируется позже нормативных сроков и имеет ряд специфических особенностей.
Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения. Этот этап у детей с ДЦП существенно страдает, ведь он зависит как от тяжести речевого поражения, отсутствия практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении, так и от ограниченности грамотного раннего коррекционно-развивающего воздействия.
Долгое время основная связь с предметом остается лишь зрительной, что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления. Наглядная ситуация, внешние несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста. И поэтому становление и целенаправленное развитие речи на этом этапе способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно-обобщенный, что, в свою очередь, приводит к развитию понятийного и словесно-логического мышления.
По данным Е. М. Мастюковой, при некоторых клинических формах ДЦП процесс становления речи и мышления имеет свои особенности. Так, при гиперкинетической форме чувственное обобщение достигает своего наибольшего развития. Для многих детей с церебральными параличами даже до становления активной речи характерен обобщенный тип восприятия, а с развитием речи происходит дальнейшее развитие словесного обобщения, понятийного мышления. Большая эмоциональность этих детей, стремление к контакту способствуют тому, что речь уже на самых ранних этапах своего формирования становится средством связи и познания окружающего мира, в силу чего наиболее полное развитие абстрактного мышления происходит чаще при этой клинической форме ДЦП.
При двойной гемиплегии и спастической диплегии чаще отмечается нарушение гностических зрительных функций, таких как нарушение восприятия объемных величин и пространственных взаимоотношений, что приводит к недостаточному развитию чувственного обобщения. Психические особенности (повышенная пугливость, инертность) тормозят речевое обобщение, и речь не становится достаточно развитым средством познания, что приводит к задержке развития понятийного и абстрактного мышления.
Своеобразно становление речи и мышления и при атонически-астатической форме ДЦП. Речь остается отражением конкретной связи слова с предметом, обобщенный тип восприятия не развивается. Речь не становится средством связи и познания окружающего мира, что отражается в мышлении и поведении детей, которые остаются часто «вне» ситуации, вне коллектива, не устанавливают связей с окружающими. Внимание их крайне неустойчиво, деятельность неорганизованна, мышление сугубо конкретное.
Исследование Е.М. Мастюковой указывает на особенности становления речи и мышления у детей с ДЦП, а также на тесную связь и взаимовлияние речи и мышления в процессе развития как нормального, так и аномального ребенка.
Для развития правильного мышления у детей, свойственного их нормальному этапу развития, можно применять следующие интерактивные игры.
Комплекс игр
УЧИМСЯ ОТКРЫВАТЬ КОРОБКУ
Положите игрушку в коробку и закройте крышкой. Спросите малыша: «Что там?», потряхивая коробкой и прислушиваясь к звукам. Дайте малышу открыть коробку. Научите его один за одним выкладывать разные предметы из коробки (выкладывайте их по порядку на пол, на диван или на стол перед малышом ). Покажите пустую коробку – «нет ничего». Закройте ее, потрясите коробку, звука не будет. Скажите: «Нет ничего в коробке! Пустая коробка!».
Поиграйте с игрушками, которые Вы достали из коробки. Например, из разноцветных кубиков постройте поезд (ставьте кубики один рядом с другим).
ИГРАЕМ С РЫБКАМИ
В таз опустите игрушки (например, рыбки). Дайте малышу сачок (рекомендуемая длина ручки сачка 40-50 см, диаметр сачка 10-15 см).
ИГРА С МАТРЕШКАМИ
Вам понадобится многоместная матрешка, из которой для игры возьмем две матрешки (остальные пусть постоят на полке и подождут, пока ребенок чуть подрастет). Первая — самая маленькая матрешка, вторая — матрешка большая. Внимание: разница в размере матрешек должна быть 3 см и более! Вставьте маленькую матрешку в большую и закройте большую матрешку. Мы готовы. Можно заниматься с малышом.
Игра 1. Покажите малышу, как раскрыть матрешку, как вынуть из нее матрешку-малышку. Затем снова вложите маленькую матрешку внутрь большой. Сопровождайте все свои действия словами – называйте, что вы делаете, называйте размер – «это маленькая матрешка», «это большая матрешка».
Пусть он достанет сам маленькую матрешку, поиграет с ней. Сюжет игры легко придумать самим. Матрешка может покататься на машине, поплясать, поиграть в прятки с малышом и т.п..После игры пусть малыш спрячет матрешку — вложит ее в большую.
Возьмите руки малыша в свои руки и помогите ему закрыть матрешку (действуйте рукой малыша).
Игра 2. Покажите малышу маленькую и большую матрешку и инсценировку с ними. Например, матрешки пошли гулять, матрешки прячутся от ребенка под платочек, ребенок «угощает» матрешек печеньем, ребенок пляшет с матрешками. Просите ребенка в игре показать, где маленькая матрешка, а где большая. Слова «маленькая» и «большая» выделяйте голосом.
Дальше дайте малышу поиграть самому с матрешками.
ИГРА С ПИРАМИДКОЙ
Упражнение 1. Вам понадобится пирамидка с одним размером колец (4-5 колечек на стержне).
Если малыш не знаком с пирамидкой, то лучше начать заниматься с пирамидкой с одним размером колец.
Дайте малышу возможность обследовать колечки пирамидки: проведите его ладошкой по кругу – вот какое колечко кругленькое! Покажите, как колечко катается. Положите колечко от пирамидки на стол. Оказывается, колечко может не только кататься, но и лежать! Дайте колечко в руки малышу для игры – покажите как брать колечко кончиками пальцев.
Пусть малыш сначала научится нанизывать кольца на стержень. Покажите ему, как это делается. Сначала покажите, как нанизать первое колечко. И предложите малышу повторить это действие. Если он не сможет его повторить, возьмите его ручку в свою и наденьте колечко на стержень. Продолжайте нанизывать колечки. «Колечко, еще колечко, еще колечко…».
Возьмите руку малыша в свою руку и проведите его ручкой по готовой пирамидке — какая ровная получается пирамидка, гладкая!
Очень оживляет эту игру звуковое сопровождение. Когда колечко нанизано и падает на опору стержня пирамидки, говорите: «Тук! Упало». Даже совсем маленькому малышу можно называть цвета колечек: «красное колечко», «синее колечко».
Упражнение 2. Вам понадобится пирамидка с двумя размерами колец (2 кольца маленьких и 2 кольца больших). В этом упражнении малыш познакомится с величиной предметов.
Покажите кольца пирамидки малышу, назовите: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Наденьте сначала большие кольца, затем маленькие и проведите ручкой ребенка по пирамидке. Она стала неровная. Пусть малыш попробует сделать такую пирамидку с Вашей помощью.
Упражнение 3. Пирамидка из трех колец разного цвета. Помогите малышу собрать пирамидку, сопровождая действия речью: «Молодец! Взял колечко пальчиками, надел колечко. А еще одно колечко? Все колечки надел? Где еще колечко? Вот оно!». Помните, что малышу нужно постоянное одобрение и поддержка.
Игра «Ниже-выше»
Возьмите самую большую и самую маленькую детскую игрушку. Поставьте их перед ребенком, объясните ему, чем они отличаются, какая игрушка выше, а какая – ниже. Покажите, как можно сравнивать величину и высоту предметов.
Игра «Сортировка»
Разложите перед малышом игрушки и разные предметы. Далее вы можете вместе с ребенком складывать их, сортируя, например, по размеру, материалу, из которых они изготовлены или по цвету. С помощью этой игры малыш также будет приучаться к аккуратности.
Игра «Определи лишнего»
Разложите перед ребёнком картинки в три ряда, по четыре в каждом. Три картинки из каждого ряда имеют общую основу, а четвёртая не совпадает по теме. Например, это могут быть картинки с ягодой, фруктами, овощами и деревом. Первые три означают съедобные продукты, а четвёртая — несъедобный предмет живой природы. Задача ребёнка – определить, в чём сходства и различия всех картинок в одном ряду, какие картинки можно объединить, а какие — нельзя. Кроме того, ребёнка можно попросить вспомнить, для чего нужны предметы, изображённые на рисунке.
Примечание: если ребёнок не может справиться с поставленной задачей, взрослый наводящими вопросами должен помочь ему понять суть заданий и выполнить их.
После того как ребёнок освоит суть игры, задачи с остальными картинками он будет решать сам. А для того чтобы в большей степени заинтересовать ребёнка, можно предложить ему самому разложить картинки в произвольном порядке, а затем — по тематике. Те картинки, которые не относятся к тематике, он должен отложить в сторону и потом рассказать, для чего нужны предметы, изображённые на них.
В игре «Раздели на группы» вы можете использовать разные фигуры. Ребенок должен найти и выделить эти фигуры – треугольники, ромбы, круги или квадраты, независимо от их размера или цвета.
Список литературы:
1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой
10 увлекательных занятий по критическому мышлению для дошкольников
Опубликовано Последнее обновление:
Некоторые дети любят головоломки и любят решать задачи.
Существуют различные способы укрепления навыков критического мышления в раннем возрасте. Вот 10 заданий по критическому мышлению для дошкольников и малышей старшего возраста, которые помогут маленьким детям стать критически мыслящими. Это простые действия, которые вы можете попробовать сегодня.
Игры критического мышления
Что можно сделать с кругом?
В эту веселую и творческую игру можно играть дома, в машине, в самолете или в зале ожидания. Это интересный способ узнать, что существует более одного способа решения проблемы и более одного правильного ответа. Нарисуйте круг на доске или на листе бумаги и попросите ребенка превратить его во что-то другое. Превратят ли они его в цветок, солнце или он станет телом животного? Нет правильного ответа.
Скопируй меня
Игра «Скопируй меня» — отличный способ развить пространственное мышление. Используйте различные предметы домашнего обихода, чтобы создать дизайн, а затем пусть ваш ребенок скопирует его, используя дублирующийся набор материалов! На этой картинке я настроил дизайн слева, а материалы справа были для моего сына.
После того, как вы сделали это снова и снова. Попросите ребенка предложить вам купить дизайн и скопировать его. Создание дизайна и проверка вашего ответа развивают эти навыки по-другому.
Возможные материалы:
- мелки
- столовое серебро
- зубочистки
- ватные палочки
- блоков
- палочки для творчества
- помпоны
- формочки для печенья
- магнитные буквы
Чего не хватает? Часть 1
Эту деятельность по критическому мышлению можно выполнять даже на ходу. Все, что вам нужно, это бумага и карандаш или доска для сухого стирания. Нарисуйте картину чего-нибудь и оставьте детали. Спросите ребенка: «Чего не хватает?».
Попробуйте:
- буквы
- номера
- собака
- кот
- лицо
- человек
- автомобиль
- поезд
- имя ребенка
- птица
- цветок
Чего не хватает? Часть 2
Эта задача проще, чем «Что пропало — часть 1».
Повторно используйте старый журнал или рекламу, чтобы создать это задание по критическому мышлению. Вырежьте разные картинки и отрежьте часть картинки. Предложите ребенку собрать его обратно.
Пазлы с наклейками
Наклейки из пенопласта и бумага — это материалы, которые вам понадобятся, чтобы подготовить почву для этого упражнения на критическое мышление. Расположите наклейки в виде определенного рисунка слева и предложите ребенку воссоздать его справа. Я наклеил наклейки на бумагу в соответствии с рисунком слева, а мой сын просто наклеил наклейки на бумагу в правильном порядке справа. Таким образом, мы могли бы повторно использовать эту активность. Я храню его в сумке и бросаю в сумочку для ресторана или зала ожидания.
Квадраты в форме
Как квадраты могут вписаться в эти фигуры? Я сделал это упражнение, расположив деревянные квадратные блоки на странице, а затем обведя их снаружи. Некоторые из них выполнить сложнее, чем другие.
Если у вас нет деревянных блоков, как показано на рисунке, попробуйте использовать лего.
Истории с наклейками
Креативное мышление укрепляется, когда дети старшего возраста создают свою собственную историю с помощью наклеек. Разместите наклейки на странице, а затем добавьте детали мелками или фломастерами. Когда ваш ребенок закончит с рисунком, предложите ему рассказать вам историю о том, что происходит на картинке. Вы можете записать рассказ или просто прослушать его.
Скульптуры из пенопласта
Открытая игра — лучший способ развивать критическое мышление! Что сделает ваш ребенок из кусочков пенопласта и зубочисток? Вы также можете заменить зефир или кусочки лапши для бассейна пенополистиролом.
Пазлы с формочками для печенья
Детям младшего возраста понравится эта простая головоломка из формочек для печенья или других предметов. Обведите форму для печенья или определенную форму и предложите ребенку сопоставить их.
Загадочная сумка
Загадочная сумка — это так весело и заставляет их думать! Положите в сумку какие-нибудь забавные предметы (помпон, перо, пластмассовые животные). Используя дедуктивное мышление, ваш ребенок угадает, что это за объект, ДО ТОГО, как он его увидит.
Настольные и карточные игры
Хорошей новостью является то, что настольные и карточные игры отлично подходят для развития навыков критического мышления и включают в себя важные навыки обучения тому, как действовать по очереди и как справиться с проигрышем.
- Крестики-нолики
- Уно
- Соедините четыре
Веселый совет
Проведение простого эксперимента или размышление о том, как все устроено, также являются естественными способами укрепить критическое мышление. «Как все работает сейчас» Дэвида Маколея — отличная книга, которая заставит вашего ребенка задуматься и задать вопросы о том, как все устроено.
«Не коробка» Антуанетты Портис — это забавная книжка с картинками, которая иллюстрирует, как мыслить нестандартно (буквально).
Эти игры с критическим мышлением — одни из наших любимых. В целом, конечная цель состоит в том, чтобы ваш ребенок проявлял любопытство, задавал собственные вопросы, устанавливал логические связи и находил творческие решения. Чем больше у вашего ребенка навыков логики и рассуждений, тем лучше он будет учиться в своей жизни.
5 Занятия для вашего ребенка, которые развивают критическое мышление
Критическое мышление является одним из самых важных жизненных навыков. Это не только формирует сильный характер, но и делает человека мудрым, скромным и успешным. Тем не менее, большинство школ не могут развивать способности критического мышления из-за стандартизированной программы. Тем не менее, как родитель, вы можете воспитать своих детей критически мыслить с помощью некоторых занятий, которые вы можете делать дома.
Вот несколько примеров занятий, к которым вы и ваши дети можете приступить прямо сейчас!
1.
Творчество. Поощряйте ребенка выражать свои мысли с помощью художественных средств — это отличный способ развивать навыки критического мышления. Когда дети рисуют картинки или сочиняют музыку, чтобы выразить то, что они могут не уметь делать словами, это требует определенной степени навыков критического мышления.
Развитие художественных навыков и развитие творческих способностей является незаменимым занятием для детей, направленным на развитие навыков критического мышления. Это отнюдь не простая задача. Это один из многих факторов, объясняющих, почему искусство высоко ценилось на протяжении всей истории.
2. Решайте головоломки вместе.Доказано, что головоломки являются отличным занятием для детей, позволяющим развивать их нейроны. Будь то «Монополия», крестики-нолики, «Соедини 4», пазлы, змеи и лестницы и многие другие, ваш ребенок будет активно развивать свои навыки критического мышления, играя в эти игры.
С помощью головоломок и головоломок ваш ребенок постепенно научится формулировать стратегии, понимать основы теории игр и постепенно развивать эти навыки до тех пор, пока это не станет его второй натурой.
Когда дело доходит до головоломок, ваше присутствие также невероятно важно. Эти головоломки могут показаться сложными и неприятными, если вы позволите своему ребенку играть в одиночку, но когда вы играете вместе, это может стать веселым и замечательным опытом общения.
3. Научите их строить гипотезы.Вы можете активно учить своего ребенка придумывать собственные идеи и теории, когда проводите с ним время. Например, если вы читаете им рассказ, вы можете остановиться на полпути и начать расспрашивать их о таких вещах, как, например, что они думают о персонажах, что, по их мнению, произойдет позже и почему они так думают. Спросите их, как, по их мнению, закончится история.
Импровизированные и открытые вопросы, такие как эти, дают вашему ребенку возможность мыслить логически и нестандартно. Иногда их творческие ответы могут даже удивить вас! Поощряйте их, задавайте им открытые вопросы и дайте им достаточно времени, чтобы придумать отличный ответ.
Вы даже можете использовать ситуации из реальной жизни, чтобы задавать подобные вопросы. Например, если вы вместе ужинаете, вы можете спросить их, как, по их мнению, была приготовлена эта лапша и каков процесс. Или, если вы застряли в пробке, вы можете спросить их, есть ли у них какой-либо совет о том, как бы они решили проблемы с пробками, если бы они были премьер-министром.
4. Играйте со строительными блоками.Конструкторы и конструкторы LEGO — отличные игрушки для развития критического мышления. Бесконечные возможности позволяют вашему ребенку дать волю своему воображению. Создавая вместе с ними различные вещи, вы также побуждаете их использовать больше своих умственных способностей для воплощения своих идей в жизнь. От динозавров и зданий до космических кораблей и моделей домов, когда ваш ребенок воплощает свои фантазии в жизнь, он активно активирует эти нейроны на протяжении всего процесса.
Вы также можете добиться отличных результатов, играя с ними в Minecraft.
По сути, это виртуальный мир, сделанный из строительных блоков. Вы и ваш ребенок получите отличный опыт общения, который будет веселым и познавательным. Если вам не нравится Minecraft, такие программы, как Engineering For Kids, поощряют творчество и критическое мышление в своих лагерях, занятиях и мероприятиях STEM.
Поднимите реальную проблему, такую как мировой голод или глобальное потепление, чтобы притвориться, что играете, и попросите их придумать решения. Например, если бы они были президентом Соединенных Штатов Америки, как бы они решили эти вопросы? Такие игры позволяют детям узнавать об их окружении и осознавать свое окружение, а также критически думать о проблемах и о том, как их обойти.
Эти игры также позволяют вашим детям понять реальные проблемы, с которыми сталкиваются люди в мире. Благодаря вашей поддержке вы даже можете мотивировать их не только серьезно размышлять об этих проблемах, но и активно думать о решениях, которые могут оказать невероятно благотворное влияние на их будущую карьеру и идеологию.
