Сборник дидактических игр по разделу «Количество и счет»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Сборник дидактических игр по разделу
«Количество и счет»
Зерноград
2017 г.
Составитель: Миглеева Анна, студентка 4 «В» группы специальности «Дошкольное образование».
Руководитель: О.А. Глобина, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК»
Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и в соответствии с рабочей программой МДК 03.04 «Теория и методика математического развития детей» предназначен как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов специальности «Дошкольное образование» в учебном процессе Зерноградского педагогического колледжа , а также для воспитателей, методистов ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
Данный сборник включает ряд последовательных дидактических игр, который способствует правильной организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников по математическому развитию, способствует правильной организации и проведения занятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 4
1. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в младшей группе ДОО ……..……………………………………………………………… 5
2. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в средней группе ДОО ……………………………………………………………………10
3. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в старшей группе ДОО ……..……………………………………………………………… 12
4. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в подготовительной группе ДОО ……..…………………………………………14
5. Литература ………………………………………………………………….18
Введение
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности ( в области математики ).
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в младшей группе ДОО
«Много — мало».
Оборудование и материалы: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.
Содержание: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!»
В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много.
Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше.
«Ягодки на ладошке».
Цель: учить сложению, вычитанию; прямому и обратному счету; выделению единичного объекта из множества.
Материалы и оборудование: листа бумаги, 2-3 разноцветных фломастера, цветной картон, ножницы, мисочка или ведерко.
Содержание: Вырежьте с ребенком 5-6 картонных ягод (круги диаметром 2-3 см) красного или синего цвета. Разложите их на полу и предложите малышу походить по «лесу» и собрать ягоды. Возьмите с собой «кузовочек». Им может стать ведерко, мисочка или корзинка.
Спойте песенку «По малинку в сад пойдем…» или любую другую песню про ягодки. Ищите ягодки и, поднимая по одной, складывайте в свой «кузовок». «Вот сколько ягодок нашли!».
Детям очень нравится эта математическая игра, поэтому вы можете предложить своему малышу снова разложить ягодки и снова собрать их. После игры соберите ягодки в «кузовок» и уберите до следующего раза.
Когда вы решите снова поиграть в эту игру, скажите малышу: «Давай собирать ягодки прямо в ладошки». Разложите ягодки и, собирая, кладите прямо себе в руку: «Одна, еще одна! Две! У мамы две ягодки!» А теперь кладите ягодки в ладошку малышу: «Одна, еще одна, еще одна! Вот сколько! Три! А у Дани три ягодки!» Уберите со своей ладони одну ягодку: «А теперь, сколько у мамы ягодок? Одна!» Уберите еще одну и спросите: «А теперь сколько?» И покажите малышу пустую ладошку: «Нет ягодок! Ноль!» Затем можно посчитать ягодки малыша.
Варианты игры: Сядьте за стол и положите перед собой чистый лист бумаги. Посадите ребенка к себе на колени. Положите на лист бумаги свою ладонь, чуть разведите пальцы и обведите руку ярким фломастером. Уберите руку с листа и удивитесь: «Ой, получилась мамина ладошка!» Если малыш не сопротивляется, обведите и его ладошку. На одном листе бумаги получилось две ладошки — большая и маленькая! Теперь повторите игру с ягодками, накладывая ягодки на нарисованные ладошки. Можно раскладывать ягоды не одного, а двух цветов — красные и синие.
С бумажными ладошками очень легко поиграть в сложение и вычитание. Положите на ладошку одну ягодку (любого цвета). Скажите: «Вот одна ягодка. Давай положим еще одну. Сколько стало? Правильно: две!» Можно показать на пустую ладошку рядом и сказать: «А тут нет ягод. Давай положим одну? Клади одну ягодку! Теперь сосчитаем, сколько получилось: на маминой ладошке две ягодки, а на Ваниной — одна! Сколько всего? Одна, две, три ягодки!»
Таким образом, в данной математической игре для детей, вы можете пересчитывать, складывать, вычитать ягоды одного или двух цветов на одной и двух ладошках одновременно. Не стоит брать большое количество ягод. Для освоения операций сложения, вычитания, сравнения и пересчета вполне достаточно пяти ягод.
«Мишка собирает ягоды».
Цель: Учить детей счету; сравнению количеств; понятиям «больше — меньше», «много — мало».
Материалы и оборудование: Ягоды из картона одинакового размера, но разного цвета, 3 различные емкости (мешочки, тарелки, корзинки), игрушечный мишка.
Содержание: Разложите на ковре ягоды. Ходите каждый со своей корзинкой или мешочком, пойте и собирайте ягоды: По малинку в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Мы малинку наберем, наберем, наберем. Солнышко во дворе, а в саду тропинка. Сладкая ты моя, ягодка малинка. Потом сравните, у кого ягод больше. Посчитайте их.
Варианты игры: Включите в игру любителя ягод и любимца детей — мишку. Пусть он собирает ягоды, разговаривая с малышом. Скажите ребенку, что мишка очень умный и умеет считать. Спросите у мишки, где ягод больше, а где меньше и почему, а потом пересчитайте его лапой ягоды, говоря за него: «Здесь пять ягод! Много!» Пусть и малыш поиграет за мишку. Мишка может собирать ягодки разного цвета, например зеленые (1 ягода) и красные (4 ягоды).
Данные математические игры для детей позволят с интересом освоить ребенку базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа.
«Счетные палочки».
Цель: учить детей счёту, познакомить с геометрическими фигурами, понятием симметрии.
Оборудование и материалы: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).
Содержание: Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).
«Яблоки созрели».
Цель: Учить детей счету.
Оборудование и материалы: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.
Содержание: Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.
Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.
Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.
Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.
«Помоги собрать урожай».
Цель: Развивать навыки классифицирования.
Оборудование и материалы: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.
Содержание: Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.
Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в средней группе ДОО
Дидактическая игра. «Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Оборудование: мяч.
Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку
Дидактическая игра: «Много-мало»
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?
Дидактическая игра: «Отгадай число»
Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.
Дидактическая игра: «Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Оборудование: счетные палочки.
Содержание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
Дидактическая игра: «Читаем и считаем»
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.
Оборудование. счетные палочки.
Содержание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в старшей группе ДОО
Дидактическая игра: «Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
Дидактическая игра: «Хватит ли?»
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
Дидактическая игра: «На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.
Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию — на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней — 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.
Дидактическая игра: «Посчитай птичек»
Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.
Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.
Дидактическая игра: «Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счете на слух.
Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в подготовительной группе ДОО
«Посчитай»
Цель: показать образование чисел.
Ход игры. Воспитатель выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы предметов. Задает вопросы: Поровну ли предметов? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что предметов поровну. Воспитатель добавляет еще один предмет и спрашивает: «Сколько стало предметов? Как получилось …? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких предметов получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше … или …? Какое меньше? Как сделать, чтобы предметов стало поровну? Убирает 1 предмет и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число …». Снова добавляет по 1 предмету в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать .
«Найди свое место»
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, между.
Ход игры. Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.
«Какое число рядом»
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Ход игры. Дети становятся в круг, в центре его — водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал. Карточки с цифрами от 1 до 10.
Ход игры. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
«Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счете на слух.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед. Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. По количеству звуков дети выставляют такое же число предметов.
Усложнение: считать звуки с закрытыми глазами.
«Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»
Цель: упражнять в счете на слух.
Ход игры: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.
Задание 1. Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь( 3-4 задания).
Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).
«Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с пуговицами от 1 до 10.
Ход игры. Ведущий раздает детям по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. (считать пуговицы можно только за спиной).
«Что изменилось»
Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.
Ход игры: Предложите детям запомнить предметы. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет предметы местами. Открыв глаза, ребёнок должен рассказать что изменилось. Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 1, а 2 или 4 предмета, менять местами все предметы.
«Положи столько же»
Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.
Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 , 4 , 6 , но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол такое же количество предметов (кругов, треугольников, квадратов). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой. В этой игре дети учатся контролировать чужие действия.
«Отгадай моё число»
Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.
Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.
«Радуга»
Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»
Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.
Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету).
Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.
«Угадай, пропущенное число»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), флажки.
Ход игры. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
«Сколько?»
Цель: развитие мышления.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
-Сколько хвостов у двух ослов?
-Сколько ушей у трех мышей?
-Сколько пальчиков у одного мальчика?
-Сколько лап у пяти котят?
-Сколько рогов у пяти коров? и т. д.
«Сложи, отними»
Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.
Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.
«Назови соседей»
Цель: учить называть числа «соседей».
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое число до 10 и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет «соседей» числа . Возвращает мяч воспитателю.
«Считай — не ошибись! »
Цель: упражнять в прямом и обратном счете.
Ход игры: В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает ребенку мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.
Литература
kopilkaurokov.ru
Подвижные игры, связанные со счётом: janemouse — LiveJournal
На занятиях с дошкольниками мы, конечно, время от времени сидим,строим из кубиков,
рисуем,
складываем картинки из палочек или из мозаики.
Но примерно половину урока мы бегаем.
Маленькие дети не только не могут «высидеть» час урока, потому что для них это неправильно и неудобно.
Многие из них лучше думают на ходу, на бегу, на скаку.
У меня есть знакомые дети, которые реально недоумевают, как это взрослые могут думать — сидя на месте! Для них очевидно, что думать можно только тогда, когда ты находишься в движении.
Во что же мы играем?
Мы часто играем со счётными кубиками, счётными палочками, счётными бусинами.
Но ещё чаще мы считаем друг друга,
руки, ноги…
С младшими мы часто играем в «побежали-стоп!»
Все бегут по кругу, а потом я говорю, к примеру,
СТОП-1
И дети должны не просто остановиться, а встать на одну ногу.
Кто-то тормозит быстро, кто-то ещё мчится
Старшим проще остановиться, а малышам на одной ноге стоять сложно
А иногда я говорю «СТОП-3» — и тогда надо догадаться, как сделать три точки касания.
Можно добавить руку,
а можно поставить 2 руки и одну ногу.
СТОП-4 даже проще!
А вот придумать СТОП-5 или СТОП-6 бывает интересно.
Голова пригодится!
посидели немного на ковре, складывая картинки из мозаики или из кубиков — и снова пора подвигаться.
Другая игра с беготнёй:
носились-носились — и по два сцепились!
А иногда мы сцепляемся по 3 или по 4.
Увидеть, что в какой-то группе уже слишком много народу, бывает сложно для младших )
А ещё учимся не списывать друг у друга.
Например, играем так:
я показываю какое-то число на пальцах,
девочки должны показать число на один меньше моего,
а мальчики — на один больше
Игра на внимание:
я показываю то нос, то ухо, то спину, и называю эти части тела.
Иногда я называю и показываю нос,
а иногда называю нос, а показываю на щёки.
Дети должны показывать то, что я говорю,
и не сбиваться, если я показываю неправильно.
Дети хохочут, игра их очень радует.
Потом кто-то из них просится водить,
и… оказывается, что они не могут запутать,
а показывают и называют всё время правильно.
Ещё играем в «гав-кар-хрю»,
надо запомнить условие — и потом его повторить с движениями.
Скажем, гав-гав-хрю-кар-кар:
два раза топнуть ногой, один раз показать «хрю» и дважды махнуть руками.
Все эти игры помогают не только научиться всё считать,
но и принимать новые правила игры,
и запоминать условия наших задач.
Часть этих игр у меня описана в книжке «Пирог с математикой»,
а часть придумались недавно,
надо будет дописать и выпустить новую версию, наверное.
janemouse.livejournal.com
Картотека (старшая группа) на тему: Дидактические игры – Игры на закрепления количества и счета
Дидактические игры – Игры на закрепления количества и счета
«ПРЯТКИ»
Назвать цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей назвать пропущенные числа. (Усвоение числового ряда, развитие внимания).
«ПОКАЖИ СТОЛЬКО ЖЕ»
Цель: упражнять детей в счете.
Материал: карточки с изображением предметов от 1 до 10.
Ход игры.
Показать карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал воспитатель.
«КТО БЫСРЕЕ НАЙДЁТ»
Цель: упражнять детей в счёте на расстоянии.
Предложить детям найти группы игрушек, мебели, вещей. (По 8,10 и т. д.). Можно заранее поставить группами игрушки, геометрические фигуры.
«СДЕЛАЙ СТОЛЬКО ЖЕ»
Воспитатель показывает цифру и просит детей сделать столько же раз какое — либо движение (приседание, поднять руки вверх и т . д.). Затем дети должны объяснить сколько раз они приседали и почему.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: Упражнять детей в счете, развивать память и внимание.
Предложить детям пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Воспитатель меняет местами предметы или игрушки, дети поворачиваются и должны объяснить, что изменилось.
«У КОГО СТОЛЬКО ЖЕ КРУЖКОВ» ИЛИ «ПОКАЖИ ЦИФРУ»
Цель: упражнять в счете звуков с закрытыми глазами; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемых предметов и звуков.
Материал: 2 палочки; числовые фигуры или цифры по 4 карточки на каждого с разным количеством кружков или цифр (4, 5,6,8).
Воспитатель предлагает достать фигуры (цифры) из конверта и положить их в ряд перед собой, затем объясняет задание: «Я буду стучать палочкой о палочку, а вы будите считать звуки с закрытыми глазами. Те, у кого есть карточки, на которых столько же кружков (цифр), сколько раз я постучала, поднимут их.
Сначала сосчитайте и запомните, сколько кружков на карточках или какая цифра. А теперь закройте глаза и слушайте.
« ПОСЧИТАЙ ЯБЛОКИ»
Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых — разное количество конфет или яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит, цифра ,обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.
«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»
Дети играют парами. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок в паре закрывает глаза, другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим.
Игра продолжается.
«МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ».
Правила игры: Выбирается медведь, все остальные пчёлы. Определяется место, где у пчёл домик- черта, за которой, медведь имеет право их ловить. По сигналу ведущего пчёлы подходят к медведю и спрашивают: «Медведь, что ты ешь?» Медведь отвечает: «малину», «рыбу», «шишки»… Но как только медведь скажет: «Мёд!»- он бросается на пчёл и начинает их ловить. Те, спасаясь бегут в домик. Кого медведь поймал, того отводит к себе в берлогу. После трёх выходов выбирают нового водящего — медведя. Кто за время игры поймал больше пчёл, чем другие, объявляется победителем.
«СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ»
В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, что бы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
nsportal.ru
Методическая разработка по математике (средняя группа) на тему: Дидактические игры для обучения детей порядковому счету. (средней группе)
Дидактические игры для обучения детей порядковому счету.
Благодаря дидактическим играм ребенок поймет, что такое счет и зачем он нужен. А, кроме того, ему не нужно будет потом напрягать память, т.к. цифры он уже знает. Процесс счета должен войти в привычку.
Игры можно проводить на занятии и в свободное от занятий время, со всеми детьми и с небольшими подгруппами.
Ведь, чтобы счет вошел в привычку, ребенок должен считать часто. Приведенные игры нужны, чтобы с одной стороны, избегать монотонности, а с другой – научить его считать разными способами.
Большинство игр связано с движением. Включение этих игр в занятие внесет разнообразие, снизит утомляемость детей.
В результате он начнет считать все, что его окружает. Поощряйте это его стремление. Ежедневные упражнения в счете готовят ум к вычислениям.
Разработкой дидактической игры и дидактического материала занималась Ф.Н. Блехер, она разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.
В работе по обучению детей счету она предлагает использовать некоторые настольные игры по счету «Мы считаем», «Динь-динь», «Кому сколько?». Вместо отдельных предметов дети в дальнейшем могут получить нанизанные бусы (или шарики). Ребенок приносит проволочку с таким количеством бус, сколько показывает числовая карточка. Собранные вместе предметы (нанизанные бусы) нагляднее, чем разрозненные, указывают на то, что счетом определяется группа.
При изучении порядкового счета Ф.Н. Блехер предлагает использовать игру «Скажи, который ушел». На стол ставятся одинаковые игрушки куколки или оловянные солдатики, животные, птицы и т.п. на одинаковом расстоянии одна от другой. Дети расставляют их в «линеечку» и пересчитывают. Кто-либо из детей закрывает глаза или отворачивается. В это время убирается одна игрушка из ряда. По- пустому месту дети должны определить, «который ушел — второй, третий, пятый и т. д» Начинают игру с трех игрушек, постепенно доводя до 10. Если игра усложняется, то убирается не один предмет, а два. Например 2-й и 4-й и т. п.
Дидактические игры и дидактический материал, который предложила Ф.Н. Блехер мы используем до сих пор на занятиях по обучению счету в детском саду.
Дидактические игры по обучению детей порядковому счету.
«Матрешки»
Цель. Упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки (красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.) — от пяти до десяти штук.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешка, и выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах.
Правила игры. Водящий не должен подсматривать, как меняются местами матрешки. Водящему нельзя подсказывать. Если водящий правильно заметит, как поменялись местами матрешки, то одну из них он назначает водящей, а сам становится матрешкой.
«Встань на свое место»
Цель. Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от двух до десяти.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Ведущий (воспитатель) раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и ведущий проверяет, правильно ли они заняли свои места.
Дети меняются карточками. Игра продолжается.
Правила игры. Пуговицы считать только за спиной. Число пуговиц на карточке является порядковым номером ребенка. Если кто-то считает, что его порядковый номер тот, который уже занят, то он становится сзади ребенка, стоящего на этом месте. Тому, кто занял не свое место, предлагают три раза подпрыгнуть, или проскакать четыре шага на одной ноге, или хлопнуть в ладоши пять раз.
Вариант игры. На стулья можно поставить такие же карточки, что и у детей. Играющие должны найти карточку, на которой столько же пуговиц, сколько они сосчитали на ощупь.
«Не ошибись».
Цель. Упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Материал. На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на десять квадратов; десять маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружками от одного до десяти.
Содержание игры. Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-либо число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий порядковый номер квадрата.
Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке.
В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку: от одного до десяти.
Правила игры. Класть карточку можно лишь после того, как ведущий назовет число. Выигрывает тот, кто правильно расположит все карточки по порядку. Победителей приветствуют аплодисментами.
Вариант игры. Вместо называния чисел, ведущий может ударять в бубен.
«Кто следует за тобой».
Цель: развитие памяти, мышления; умения определить прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном ряду; умение ориентироваться в пространстве.
Материал: Карточки – рисунки для каждого ребенка, план групповой комнаты (или игровой площадки на улице).
Содержание: 1 –игра «Кто следует за тобой».
- Жили-были числа. Стояли они друг за другом. Каждый знал, кто за кем следует, кто кому предшествует. Но однажды они разбежались.
Детям предлагается навести порядок, пользуясь стрелками. Стрелка направлена от меньшего числа к большему. Это означает, что число, от которого идет стрелка, меньше того числа, к которому она направлена. Заполнить схему ребенку помогают вопросы:
О чем говорит эта стрелка?
На кого она показывает?
Кому и что она говорит?
Дети обсуждают порядок следования чисел.
Воспитатель делает вывод:
— Числа поняли, что живут они по интересному правилу. Они идут друг за другом так, что каждое следующее больше предыдущего на один, а каждое предыдущее меньше последующего тоже на один.
В постоянстве этого правила дети убеждаются с помощью рисунка, где используются цифры. (Если занятие на улице, то можно рисовать на асфальте или чертить на земле).
Далее занятие усложняется: числа соединяются так, чтобы стрелка была направлена от большого числа к меньшему (б).
«Сосчитай правильно».
Цель. Упражнение в порядковом счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами — от двух до десяти.
Содержание. Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли!»— дети передают карточки друг другу слева направо. По сигналу: «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем, ведущий называет числа: «2, З и т. д.», а дети, в руках у которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой. Игра продолжается.
«Сколько?» (игра со стихами)
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять в счете.
Материал: четверостишия, в содержании которых присутствуют числа.
Содержание: воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы, слышите, как весело
Он песенку запел?
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Две лодочки по озеру
Широкому плывут;
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камешкам
Подковы их стучат.
Воспитатель спрашивает детей: Сколько было жаворонков на нивушке? Сколько зайцев спряталось от охотника? Сколько лодочек плыло по озеру? Сколько скакало лошадей? Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:
— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то «жаворонка» летящего, «лодочку», «лошадей». Причем «жаворонки» летят по одному, «зайцы» объединяются по трое в одну группу и поскачете как зайчики в лес и т.д.
Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.
Правила игры: Объединяются в пары, в тройки и т.д. только после соответствующих слов стихотворения. Дети имитируют движения зайца, жаворонка, лошадей, гребцов.
«Живая неделя».
Цель: Закрепить порядковый счет, название дней недели.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 17.
Содержание: 7 детей строятся у доски и пересчитываются по порядку.
1-й ребенок делает шаг вперед и говорит:
«Я – первый день недели – понедельник».
Какой день недели следующий?
«Я — второй день недели – вторник».
Какой день недели следующий? И т.д.
Дети задают вопросы дням недели: «Когда будет выходной?»
Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания по формированию счетной деятельности. Ребенок, сам того не подозревая учится количественному и порядковому счету, учится считать в возрастающем и убывающем порядке, уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, знать предыдущее и последующее числа.
nsportal.ru
Консультация на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений по разделу «Количество и счёт»..
Семинар-практикум для педагогов.
Тема: «Игры и игровые упражнения в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений по разделу «Количество и счёт».
Цель: Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями, направленными на развитие элементарных математических представлений, по разделу «Количество и счёт».
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Приобретение элементарных математических представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по разделу «Количество и счёт»:
1. Счёт предметов до 10:
— счёт в прямом порядке;
— счёт в обратном порядке;
— счёт от одного заданного числа до другого;
— счёт предметов на слух, по осязанию, счёт движений;
— присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»
— порядковый счёт.
— называние пропущенного числа, соседних чисел.
2. Знакомство с цифрами:
— читать (называть) числа до10; (1год обучения – от 1 до 5; 2 год – до 10)
— записывать числа до10; (2 год обучения)
— соотнесение цифры, числа и количества.
3. Состав чисел.
Обучение дошкольников носит наглядно-действенный характер. Это значит, что все математические понятия дети усваивают в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания, упражнения по конструированию и моделированию.
Большое внимание уделяется поддерживанию интереса к выполнению практических действий, организации и контролю деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.
Любая деятельность начинается с формирования интереса, потребности в математической деятельности, стимулирования познавательной активности
Работа начинается с установления эмоционального контакта, налаживания сотрудничества с детьми. Каждое занятие может начинаться с элемента сюрприза. Использование в работе игровых эмоционально окрашенных ситуаций, включение в них сюжетных игрушек — будут способствовать преодолению равнодушия детей к деятельности, негативизма, формированию у них эмоционального отношения к материалу. Игрушка используется для стимуляции активности и сосредоточенности детей на выполнении задания. Эмоциональное решение игровых задач (поиграть с персонажем, помочь ему, научить), использование необычных игровых ситуаций, в ходе которых педагог стремится обеспечить выполнение детьми познавательных действий, дает возможность пробуждать интерес к занятиям, накапливать и расширять их жизненный опыт.
Примерные игровые упражнения: «Наведи порядок», «Поможем белочке», «Чудесный мешочек» и т.д.
Использование меж предметных связей. Лексическая тема, над которой мы работаем на занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи» объединяет сюжетом формирование элементарных математических представлений, конструирование и другие виды деятельности. Например, по лексической теме «Фрукты» на занятиях по РЭМП дети выполняют математические действия на предметах: яблоках, грушах, лимонах. Таким образом, обеспечивается повторяемость в обучении детей, что позволяет выработать у них достаточно прочные знания и умения.
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование навыка счёта:
— «Лесенка» — счёт в обратном порядке;
— «Дудочка», «Глазки спят, а ушки слушают» — счёт предметов на слух;
— «Чудесный мешочек», «Считай, не ошибись» — счёт предметов по осязанию;
— «На приём к доктору», «Числовые линейки» — порядковый счёт;
— «Да – Нет»; «Числовые линейки», — называние пропущенного числа, соседних чисел.
(ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое основано на теории решения изобретательских задач. Игра «Да – Нет» — метод «дихотомии» — мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение, как можно большего количества, неактуальной в данный момент информации. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. Дихотомия – сужение поля поиска.)
Алгоритм сужения поля поиска в числовом ряду:
— Педагог представляет числовой ряд, в котором загадано какое-либо число.
— Вводится основное правило игры: не допускается перечисление чисел данного ряда.
— Играющие задают вопросы по поиску этого числа в ряду.
— Педагогом принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины обозначенного числового ряда).
— Выигрывает тот, кто выйдет на загаданное число, задав наименьшее количество вопросов.
Игра «Да – нет» с числами.
Игровое действие: угадать число в ряду от 0 до 10 (загадано число 3).
Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину числового ряда. Вопросы, на которые педагог отвечает «Да»:
— Это меньше пяти?
— Это больше двух?
— Это меньше четырёх?
— Это три?
Число отгадано после четырёх вопросов.
«Освоение числового ряда от 0 до 10».
Цель: — Обучение детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до 10.
— Обучение выявлению среднего числа с последующим отсечением половинного множества.
— Овладение словами, определяющими место данного числа.
— Обогащение речи словами «до», «после», «между», «перед».
Условия: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
Средства: демонстрационная и раздаточные ленты.
Педагогом загадано число 7.
Примеры вопросов детей:
— Это пять (выделение середины)? – Нет.
— Это до пяти? – Нет (на бумажной ленте закрывается та часть, которая не участвует в поиске, это цифры от 0 до 4).
— Это восемь? – Нет.
— Это после восьми? – Нет (бумажная лента закрывается таким образом, чтобы остались видны цифры 5, 6, 7).
— Это до шести? – Нет (остаются цифры 6 и 7).
Детям позволяется угадать, это 6 или 7.
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование знаний о цифрах и числах:
1. — «Хлопни в ладоши» — развитие умения слышать и выделять заданное слово (формирование умений работать с информацией: внимательно прослушать текст, выделить главное, запомнить, донести информацию до слушателя – развитие навыков жизненной компетентности)
Развитие слухового восприятия: — Хлопни в ладоши, когда услышишь слово «три».
«Не сидит без дела Тройка,
Затевает тройка стройку.
Тройка главный командир,
И прораб, и бригадир!
Три веселых комара
Тащат краски три ведра,
Пилят доски три грача,
Волк несет три кирпича.
С молотками три котенка,
Гвозди носят три утенка.
Три крота траншею роют,
Три медведя крышу кроют.
Три козы сложили печку,
Красят окна три овечки.
Каждый зверь пришел, помог:
Получился теремок!»
— Кого из диких животных услышали в стихотворении? (крот, медведь, волк). Каких диких животных можете ещё назвать?
2. Изучаем цифры:
— «Найди цифру»:
Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую цифру среди других цифр.
— «Узнай цифру»:
Ребенок закрывает газа. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему цифру. Ребенок называет, какую цифру «написал» взрослый на его руке.
— «Выложи цифру»:
Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему цифру из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц и т.д.
— «Смастери цифру»:
Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему цифру из пластилина, проволоки.
— « Обведи цифру»
Педагог предлагает обвести цифру из бархатной бумаги или образец написания буквы.
— «Опиши цифру»:
Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая цифра и как они расположены.
— «Письмо цифры в воздухе;
— «Чудесный мешочек»;
Педагог предлагает определить цифру на ощупь.
— «На что похожа цифра»
Педагог предлагает на картинке найти спрятавшуюся цифру или подобрать образы для цифры, для лучшего запоминания. В этом случае активно «работают» тактильные и зрительные представления детей. Наиболее известный пример — стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».
«Вот один, иль единица,
Очень тонкая как спица».
(Из истории — числовые знаки, применявшиеся в иероглифическом письме, имели вид рисунков. Некоторые из них сохраняли внешнее сходство с конкретными предметами. Такая характерная особенность числовых знаков используется для первоначального знакомства детей со знаками.)
3. Соотнесение цифры, числа и количества:
— « Картинке свою цифру»;
— «У кого столько же»;
— «Цифре свой дом».
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование у детей знаний о составе числа:
— «Разложи книги в 2 стопки»;
— «Раздай грибы 2 белочкам»;
— «Разложи конфеты в 2 вазы»;
— «Разложи яблоки на 2 тарелки»;
— «Домик»; «Засели домик»;
— «Поезд — рассади пассажиров в 2 вагона»;
— «Разложи овощи в 2 корзины»;
— «Расставь цветы в 2 вазы»;
— «Добавь до заданного числа».
Включение на занятиях специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Это удерживает интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Результат вашего внимания к развитию математических способностей детей не заставит вас долго ждать. Желаю Вам успехов, терпения и творческого поиска в развитии юных математиков.
nsportal.ru