Игра как способ подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе | Дошкольное образование
Автор: Дружинкина Альбина Николаевна
Организация: МДОУ «Детский сад № 99 комбинированного вида»
Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск
Вся наша жизнь – игра… Игра начинается с момента рождения человека. Лишь только малыш появляется, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоанализа, и создание своего «Я», и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.
Игровая деятельность – основная для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Учебный процесс осуществляется исключительно с семи лет. Следовательно, для того, чтобы научить ребенка чему-то новому, необходимо учить его в игре.
Игра для ребенка – это не только удовольствие или радость, это мир, в котором он живет, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Посредством игры, возможно развить память, внимание, воображение, мышление – психические функции, обязательные для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
Многочисленное изучение показало, что игра выступает в качестве эффективного средства умственного развития ребенка, оказывает влияние на формирование речи ребенка, воображения, суждений и умозаключений.
«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, — пишет Б. В. Никитин. — Чтобы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представленьям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
А. П. Усова подчеркивает преимущество игры в единой подготовке ребенка к школе, полагая: во-первых, что игра – одна из областей воспитания детей до школы, рекомендует рассматривать ее как форму воспитания, как средство для решения конкретных воспитательных задач; во-вторых, игра, разрешая в основном образовательные задачи, является одновременно то содержанием, то методом, то формой образовательной работы с маленькими детьми; в-третьих, обучение в форме игр организованно на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его желании входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, требуемым игровой ситуацией; в-четвертых, наилучшие игры составлены по принципу самообучения, а именно так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.
Подготовка к школе – процесс разнообразный. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только прямо перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на дополнительных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Выделяются разные виды готовности к школе.
Психологическая готовность заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны выработаться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому обучению в школе проводят медики по определенным критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
Эмоционально-волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Понимающие родители в период работы по дому, квартиру превращают в палубу корабля, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания.
Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо «взрослого» задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности.
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Тем не менее, умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения.
Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст «почемучек».К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка – чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, октябренком, пионером; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение «всего необходимого». Однако просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно – для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.
Для 7-летнего ребенка школа – это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он – первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из аспектов подготовки к школе – психологический.
Нужно понаблюдать за ребенком впервые месяцы его школьной жизни. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу. А если ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной болью, то стоит подумать о щадящем режиме обучения, например, на дому.
Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Так что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Только в игре развиваются индивидуальные черты ребенка, именно с помощью игры он учится общительности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Вместе с тем, ребенок, игравший в детстве в различные игры, значительно уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность, а также умение соблюдать конкретные правила.
Подготовка ребенка к школе – это сложный процесс, но веселые игры помогут сделать его гораздо легким и приятным. Поэтому стремитесь зачастую играть с дошкольником, и на свои первые в жизни уроки он пойдет с удовольствием!
Таким образом, соблюдение режима, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.
Литература:
1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1995. – 176 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 237 с.
3. Жукова, О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / О. Жукова. – М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.
4. Коноваленко, С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения / С. В. Коноваленко. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 148 с.
5. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей / Р. М. Миронова. – Минск: Народная асвета, 1989.
6. Михайлова, Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 2 / Л. С. Михайлова. –Волгоград: Учитель, 2003. – 177 с.
7. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. – М., 1981.
Приложения:
- file0.doc.. 50,0 КБ
Игры для подготовки к школе
Подготовка к школе – непростое и очень увлекательное время, которое требует сил и внимания, как от детей, так и от их родителей. Именно поэтому многие дети посещают репетиторов или специальные развивающие, подготовительные кружки, но не все можно отдать на волю учителей.
Играя с ребенком и готовя его к школе дома, вы демонстрируете всю важность этого события и улучшаете связь, что в дальнейшем поможет при выполнении домашних заданий и других школьных обязанностей. Вопрос лишь в том, как организовать эти занятия и во что собственно стоит играть?
Если вы хотите добиться максимума и обеспечить ребенка всеми необходимыми знаниями в удобном для него ритме, то обратитесь за консультацией к профессиональному логопеду. Специалист сможет оценить способности малыша и даст рекомендации, которые помогут раскрыть его потенциал к обучению.
Читайте также: Страх и стресс перед школой
Настольные игры
Старайтесь играть с ребенком в игры с осязаемыми предметами. Конечно, сегодня есть много отличных игр на телефоне или планшете, которые помогают выучить буквы, усвоить счет и попрактиковаться в логике. Однако во всех этих приложениях есть несколько существенных недостатков:
- Они не развивают устную речь ребенка, ведь ему не нужно разговаривать с телефоном. Безусловно, есть задания, где надо повторять названия или определенные фразы в тему занятия, однако это не заменит «живого» разговора.
- Отсутствует тактильный контакт и развитие мелкой моторики. Одно дело пару раз тапнуть по экрану, и совсем другая нагрузка при работе с бумажными карточками, палочками или карандашами.
- Нет ощущения командной работы и взаимодействия с взрослыми. По сути, ребенок предоставлен сам себе, а это не способствует формированию и взрослению личности, ведь помимо знаний, ребенку требуются навыки общения и взаимодействия.
Интересной альтернативой станут готовые наборы настольных игр для дошколят, которые помогут освоить буквы и цифры, увлекут чтением по слогам и научат простому арифметическому счету детей постарше. А можно пойти дальше и создать игры самостоятельно, используя любимые игрушки и знакомые предметы.
В конечном итоге подготовка должна привить ребенку желание узнавать новое, а формат игры усовершенствовать навыки и закреплять их повторение ежедневно.
Мелкая моторика
Сегодня этому аспекту развития следует особенно уделить внимание. Ведь многие аспекты жизни, становятся цифровыми или дистанционными, а это не дает в полной мере познавать мир и развить мелкую моторику.
Почему она так важна?
- Мелкая моторика отвечает за умение ребенка совершать даже самые простейшие движения, в числе которых застегивание пуговиц или шнуровка ботинок. В старшем возрасте хорошо развитая моторика даст о себе знать, а вот для школы она необходима при постановке почерка. Чем лучше развиты пальцы, тем легче ребенок освоит письмо.
- Доказана прямая связь при развитии мелкой моторики и речевого центра. Эти отделы головного мозга расположены рядом и влияют на формирование друг друга.
Во что можно поиграть?
Скульптор – самая простая и понятная игра для любого возраста. В зависимости от настроения и интересов можно лепить животных, цветы или целые композиции с домами и деревьями. Главное не ставить строгих рамок и мотивировать ребенка на творческие эксперименты. Так улучшится не только мелкая моторика, но и фантазия.
Если вам как родителю лепка дается тяжело, то причину этого во многом стоит искать в недостаточном развитии мелкой моторики в детстве. Самым эффективным подходом тогда станет не личный пример, а элемент соревнования. Просто откройте любой урок лепки (исходя из способностей ребенка) и постарайтесь вместе повторить увиденное.
Лепить можно как из пластилина, так и соленого теста. Последний способ особенно хорош тем, что позволяет запечь готовую фигурку. В итоге, к ней можно вернуться и раскрасить красками, что станет еще одним способом развития творческого потенциала.
Лабиринты и змейки – еще один способ увлечения ребенка и улучшение моторики. За основу можно взять готовую загадку «лабиринт», где из нескольких путей нужно найти один правильный. Но вместо карандаша или пальца предложите ему катить маленький мячик, пытаясь удержаться на линии.
Читайте также: Развитие памяти у детей 5-6 лет: игры для тренировки памяти
Второй вариант этой игры будет включать в себя большой лист бумаги (например, ватман) и мячики разного размера. Начертите на ватмане плавные, зигзагообразные, извилистые и с петлями линии. Для красочности можно представить их в виде змеек и предложить ребенку прокатить мяч по каждой линии. При этом уменьшая размер мяча, вы сможете усложнять задачу и поддерживать детский азарт.
Развитие внимания
От зрительного внимания во многом зависит успех и уже взрослого человека, поэтому нельзя пренебрегать его развитием в детстве. Ведь возможность концентрировать взгляд на одной точке, помогает в чтении и любых занятиях, требующих сосредоточенности. Добавьте к этому тренировку слухового внимания, и вы научите малыша не только слушать, но и слышать.
Запомни и покажи. Эта игра уже должна быть знакома ребенку. Суть сводится к тому, что на столе выкладываются различные предметы, хорошо, если среди них будут похожие между собой элементы. Итак, ведущий выкладывает последовательность, а ребенок должен запомнить ее и отвернуться. Вы тем временем меняете расстановку или убираете 1-2 предмета со стола. Задача участника рассказать, что же изменилось на столе. Для большей вовлеченности можно меняться ролями.
Корректор. Простая игра, которая поможет натренировать внимание. Подойдет для детей, которые уже знают некоторые буквы или цифры. Торжественно вручите малышу прозрачный выделитель и лист печатного текста, затем загадайте букву. Задача ребенка – выделить все повторения буквы на листе. Удобным тренажером для такого задания могут стать филворды, там будет собрано множество различных букв, достаточно крупного размера.
Лови – не лови. В отличие от предыдущих вариантов это подвижная игра, поэтому она прекрасно разбавит спокойные занятия за столом. Суть игры довольно проста: вы как ведущий кидаете мяч ребенку, а его дальнейшие действия должны определяться условиями.
- Если при броске вы говорите «лови», то мяч должен быть пойман.
- Молчаливый бросок означает, что к мячику нельзя прикасаться.
Можно усложнить задачу и периодически выкрикивать «не лови» или любые другие слова. Это заставит ребенка лучше концентрироваться и быстрее анализировать ситуацию.
Помимо этого не лишним будет уделить время пространственным представлениям, усидчивости и разыгрыванию будущих занятий.
Такие игры помогут ребенку лучше подготовиться к школе и повысят его продуктивность. А взаимодействие с взрослыми укрепит связь, подарит ощущение любви и заботы.
Разобраться с тем, какие именно игры и упражнения нужны вашему ребенку помогут наши логопеды. Они оценят уже имеющийся уровень подготовки и помогут разработать план дальнейших действий с учетом всех особенностей вашего малыша. Подготовка к школе должна приносить радость и стать веселой игрой.
Дата публикации: 30.08.2021. Последнее изменение: 03.08.2022.
Подготовка к школе с помощью Pre-K Games
- Среда обучения
- Статьи
Бет Веррелл
Подготовка ребенка к детскому саду может быть увлекательной, но также может быть сложной. В конце концов, наверное, прошло уже два-три десятка лет с тех пор, как вы сами были детсадовцем, и даже тогда многое изменилось за это время. На самом деле, мы, как родители, делаем попытку в темноте, пытаясь подготовить ребенка, когда мы сами не уверены, что он будет делать.
Пусть вас не пугает неопределенность. Можно многое сделать, чтобы подготовить детей к первому году обучения в начальной школе, и ни для чего из этого не требуется педагогического образования или образования в раннем детстве. С правильными занятиями и небольшим количеством качественного времени с вашим малышом вы можете подготовить его ко всему, что учитель может бросить ему.
Формирование математических навыков
В детском саду, в зависимости от того, к какому школьному округу вы относитесь, ваш ребенок, скорее всего, освоит основы счета, сложения и вычитания. В основном учителя стремятся помочь учащимся связать фактическое значение с числом (например, они хотят, чтобы учащийся сразу понял, сколько пять, когда увидит цифру 5).
Чтобы помочь вашему ребенку подготовиться к этому, вы можете предложить ему потренироваться связывать письменный символ или произнесенное слово с реальным значением. Это довольно многословный способ сказать: «Попросите его попрактиковаться в счете с вещами, которые он может держать в руках». Вот несколько советов, как это сделать:
Подсчет уборки
Попросите ребенка убраться вместе с вами после игры и потренируйтесь считать, чтобы увидеть, сколько предметов он может подобрать. Соревнуйтесь, кто больше наберет (конечно, позволив ей победить). После того, как она совершит обратный отсчет, попробуйте задать простые вопросы на сложение или вычитание, например: «Сколько осталось отложить?» и «Сколько сейчас в ведре?» Если повезет, такая практика будет иметь дополнительный бонус, мотивируя вашего ребенка охотно убирать после игры.
Игра в су-шефа
Попробуйте готовить вместе с ребенком, попросите его считать ингредиенты, мерки и взбивать. Попросите его накрыть на стол, подсчитав, сколько тарелок, чашек и столовых приборов нужно семье. Хотя его участие во время приготовления еды, скорее всего, замедлит процесс, это даст ему возможность попрактиковаться, и в результате он, вероятно, будет более взволнован во время еды.
Избавьтесь от шевелений
Некоторые игры и физические упражнения хорошо подходят для тренировки счета. В такие игры, как прятки, встроен счет, в то время как такие действия, как прыжки со скакалкой, прыжки, растяжки, отжимания и т. д., дают ребенку возможность ассоциировать счет со счетом. Подобные упражнения также способствуют развитию крупной моторики, о чем мы поговорим позже.
Формирование языковых навыков
Хотя ваш будущий воспитанник уже научился говорить и ясно общаться (по большей части), он еще не совсем овладел языком. Во-первых, ее словарный запас все еще довольно ограничен. Во-вторых, скорее всего, она еще не читает сама. Помните, что на этом этапе большую часть того, что она знает о языке, она догадалась интуитивно, собирая вещи воедино, слушая вас. Ей еще многое предстоит узнать о механике.
Многое из этого обучения произойдет, когда она начнет читать самостоятельно и когда это чтение будет происходить чаще. Вот почему делать все возможное, чтобы подготовить ее к базовому чтению, которое она будет делать в детском саду, будет так полезно.
Создание алфавитного справочника
Классы детского сада, как правило, начинают изучение языка с работы над алфавитом. В конце концов, трудно научиться читать, если не знаешь, что означают все эти маленькие символы. Вы можете помочь подготовить своего ребенка к этому первому шагу, составив вместе букварь.
Как вы это сделаете, зависит от вас. Вы можете нарисовать контур буквы на странице и попросить ребенка раскрасить его. Или вы можете написать букву пунктирными линиями и позволить ему обвести букву. Проявите творческий подход, вовлеките ребенка в процесс и окажите небольшую помощь там, где это необходимо. Затем, когда каждая буква будет готова, скрепите или свяжите книгу вместе и покажите ее как произведение искусства.
Эту книгу можно использовать для повторения букв и обучения вашего ребенка тому, как они выглядят, когда они написаны, что позволит ему начать ассоциировать звуки с письменными символами.
Читайте книгу вместе
Одна из самых простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку лучше понимать язык, — это регулярно читать с ним. Этот проверенный временем подход к активному воспитанию дает много преимуществ. Это время сближения для вас и вашего ребенка. Это помогает ей успокоиться и подготовиться ко сну вечером. Это знакомит ее с мыслями и идеями других людей и помогает ей узнать о вещах, как обычных, так и экзотических. И, если все сделано правильно, это может помочь детям научиться читать.
Попробуйте указать на общеупотребительные слова (часто называемые учителями «словами-прицелами»), которые вы можете помочь своему ребенку запомнить и сразу же распознать. Как только она начнет осваивать такие слова, указывайте на них, когда читаете, и дайте ей прочитать это слово за вас. Со временем это поможет увеличить ее словарный запас и может значительно увеличить скорость чтения.
Чтобы получить бонусные баллы, обсуждайте книгу с ребенком во время чтения, а когда книга будет готова, посмотрите, сможет ли он рассказать вам историю, поскольку эти шаги способствуют более глубокому мышлению и улучшают понимание прочитанного.
Играть в «Я шпионю с буквами»
«Я шпионю» может быть очень универсальной игрой, как вы увидите ниже, и при небольшом творчестве она может служить множеству различных целей. Здесь это может помочь вашему ребенку распознавать буквы в вещах, которые он видит. В любом случае дети довольно часто делают это самостоятельно, но ваш малыш, вероятно, будет еще больше гордиться тем, что он найдет, когда вы будете активно участвовать.
Подскажите своему юному ученику, дав ему письмо, на которое он будет обращать внимание, когда вы читаете, едете или делаете что-либо, что предоставляет широкие возможности для чтения. Наблюдайте, как его глаза загораются, когда он бросает вызов, и хвалите его, когда он добивается успеха. Когда он научится складывать эти буквы вместе, вы можете обнаружить, что это со временем приведет к произнесению слов и полноценному чтению.
Формирование научных навыков
На данном этапе не так важно погрузить вашего малыша в факты и информацию, а важнее дать ему повод волноваться о законах, управляющих окружающим миром. Помочь ей увидеть научные принципы в действии, скорее всего, вызовет у нее интерес и заставит ее задавать вопросы о том, почему все работает именно так, а не иначе.
Можно провести несколько простых экспериментов, чтобы проиллюстрировать принципы, с которыми дети взаимодействуют регулярно, но не замечают этого. Вот некоторые из них:
- Продемонстрируйте круговорот воды — используйте кипящую кастрюлю с водой или горячий душ для получения пара, а затем поместите рядом холодный предмет (например, стакан с водой или банку холодной газировки на прилавок рядом с плитой), чтобы вызвать конденсацию.
- Продемонстрируйте статическое электричество — потрите надутый шарик о свою голову (или голову ребенка), чтобы создать статический заряд, затем посмотрите, к чему прилипнет шарик, или попробуйте снять статический заряд с чего-нибудь металлического.
- Демонстрация остаточных изображений — используйте флипбук, чтобы проиллюстрировать принцип остаточных изображений; это тот же принцип, который используется в фильмах для превращения статических изображений в «кинофильмы».
Когда ничего не помогает, выйдите на улицу и поохотьтесь на жуков, лягушек, птиц и других существ, которых ваш ребенок сможет идентифицировать и наблюдать. Когда вы найдете несколько интересных экземпляров, поищите дополнительную информацию об этом существе в Интернете, чтобы узнать, какие забавные вещи вы можете узнать вместе.
Развитие моторных навыков
Моторные навыки делятся на две категории: крупная моторика (движение тела в целом) и мелкая моторика (использование рук для выполнения деликатных задач). Вот пример для иллюстрации: когда ребенок учится ходить, у него развиваются навыки крупной моторики. По мере того, как он учится брать мармеладки, сжимая их, а не хватая их всей рукой, он развивает мелкую моторику.
Даже в возрасте пяти или шести лет ваш ребенок все еще развивает крупную и мелкую моторику. Он будет практиковаться в использовании обоих в школе, поэтому занятия, которые помогут ему развить ловкость и научиться контролировать свое тело, будут полезны независимо от того, какой вид деятельности вы выберете. Ниже приведены некоторые идеи.
Развитие крупной моторики путем:
- Обучение кувыркам.
- Проведение скачек и игра в пятнашки.
- Игра в мяч.
- Совместный танец.
- Придумывает причудливое секретное рукопожатие.
Развивать мелкую моторику с помощью:
- Создание коллажа путем вырезания фигур безопасными ножницами; помочь, обрисовывая в общих чертах формы для вашего ребенка, чтобы вырезать.
- Практика завязывания и развязывания узлов.
- Практика написания имени ребенка.
- Практика письма на языке жестов.
- Совместная компьютерная или видеоигра.
Поскольку большинству детей нравится быть активными на этом этапе, они будут заинтересованы в большинстве этих занятий, поэтому, скорее всего, у вас будет желающий участник, когда вы будете внедрять этот вид обучения.
Развитие социальных навыков
У детей старшего возраста, единственных детей и детей, которые намного младше своих братьев и сестер, социальные навыки не всегда легко развить до школы. Тем не менее, вы можете кое-что сделать, чтобы подготовить их к здоровому общению с другими детьми.
Попробуйте познакомить своего ребенка с другими детьми его возраста. Если у нее уже есть собственные друзья, пригласите их на игровые свидания. Когда возникают конфликты, научите ее здоровым методам ведения переговоров в таких ситуациях и тому, как избегать недружелюбного поведения.
Настольные и карточные игры также могут многому научить вашего ребенка. Играя в структурированные игры, ваш ребенок может научиться действовать по очереди, следовать инструкциям, тому, как быть хорошим спортсменом, как не расстраиваться при проигрыше и как не злорадствовать при выигрыше.
Кроме того, когда ваш ребенок готовится к школе, важно, чтобы он знал, как пережить разлуку со своими основными опекунами. Дайте ей немного практики, позволив ей играть в доме друга, оставив ее с няней на свидание или оставив ее играть на дне рождения друга или родственника (если это уместно).
Наконец, помните, что вы являетесь для ребенка основным примером того, как взаимодействовать с другими людьми. Покажите хороший пример того поведения, которое вы хотите видеть, и ваш ребенок, скорее всего, последует вашему примеру.
Развитие когнитивных навыков
Не все знают об этом, но IQ не высечен на камне. Хотя ваш ребенок может работать над повышением когнитивных способностей в любом возрасте, раннее детство особенно важно для развития высокого IQ. Это делает дошкольный сад прекрасным временем для стимуляции высших функций мозга у вашего ребенка, и это можно сделать с помощью некоторых удивительно простых действий. Вот некоторые из них:
Поиграйте с ребенком в сортировку; дайте ему инструкции сортировать по сходству, например, по размеру, форме, цвету и т. д. Хороший пример — убирать столовое серебро, как и сортировать коробку с игрушками. Вы также можете устроить охоту за мусором для своего ребенка, хотя, если оставлять подсказки для конкретных предметов кажется сложным, дайте ему инструкции собирать вещи определенных размеров, форм или цветов.
Чтобы сделать что-то более сложное, попробуйте поиграть в вариации «Я шпион», взаимодействуя с различными органами чувств вашего ребенка:
- Аудиоверсия — попросите его слушать и определять определенные звуки.
- Тактильная версия — пусть он закроет глаза и попытается угадать предмет, который вы кладете ему в руку.
- Попробуйте вариант — используйте что-то, что имеет несколько вкусов (напитки, конфеты, фруктовое мороженое и т. д.), и попросите его попробовать это на вкус, попросив определить, какой вкус какой.
- Обонятельная версия — используйте ароматические свечи или другие продукты с различными запахами, и пусть он угадает, что это за запах.
Стимулирование органов чувств вашего ребенка и его способности думать и обрабатывать идеи или инструкции поможет ему подготовиться к обучению и мышлению, которые он будет выполнять в школе.
Развитие творческих способностей
Даже Микеланджело и Шекспир с чего-то начинали. Каким бы ни был уровень мастерства или творчества вашего ребенка, поощрение его творческих способностей будет интересным и полезным. Вот несколько идей:
- Рисуйте пальчиками вместе с ребенком.
- Поощряйте ролевые игры и участвуйте в ее воображаемом мире всякий раз, когда вы можете.
- Ролевая игра с ребенком; то есть дайте ей роль (доктор, тигр, супергерой, монстр) и дайте ей представить, как будет действовать этот человек или существо.
- Используйте краски, мелки, карандаши или фломастеры для создания шедевров, достойных Музея современного искусства (или хотя бы холодильника).
- Используя изображение в качестве руководства, «соревнуйтесь» со своим ребенком, чтобы увидеть, кто сможет воссоздать его лучше всего.
И, наконец, вы можете попробовать поиграть с ребенком в «сказки на скрипку». Сделайте это, помогая ему придумать историю, а затем по очереди решайте, что произойдет. Это часто разбивается на строки предложения за предложением, чередуя рассказчика с каждым предложением. Это может быть даже веселым семейным мероприятием, в котором участвует столько членов, сколько они захотят.
Обучение происходит само по себе, но многое можно сделать для его ускорения и развития, особенно дома. Чем лучше ребенок образован в том, как учиться и понимать вещи, тем более самостоятельным он или она будет при выполнении школьных заданий. Так что используйте некоторые из этих занятий, чтобы подготовить своего будущего ученика и привить любовь к учебе на всю жизнь.
Чтобы получить дополнительную информацию о том, чему вы можете научить своего ребенка, узнать, что вы можете ожидать от него в школе, или ознакомиться с образцами учебных программ для государственной онлайн-школы, посетите веб-сайт Connections Academy сегодня. Чтобы узнать больше об онлайн-школе, посетите веб-сайт онлайн-академии Pearson.
- Учебная деятельность
- Начальная школа
Задания и мероприятия по подготовке к дошкольному обучению
Родители | Учителя | |
---|---|---|
Социальное взаимодействие | Игровые даты: Создавайте для ребенка возможности для общения с другими детьми того же возраста посредством игровых встреч и игровых групп. Настольные игры: Играйте с детьми в настольные игры, чтобы научить их очередности, обмену, ожиданию и умению справляться, когда они не выигрывают. | Небольшие группы: Поощряйте небольшие группы детей к совместной игре. Наглядные материалы: Используйте наглядные материалы, чтобы помочь детям понять порядок очередности. Приветствия: В начале каждого занятия поощряйте детей говорить «привет» и отвечать на вопрос «Как дела?» и в конце каждого сеанса говорить «до свидания». |
Играть | Стили игры: Предоставьте ребенку возможность исследовать различные стили игры (например, игра с воображением, конструктивная игра, символическая игра). Ролевая игра: Каждый день уделяйте 20–30 минут общению и игре с ребенком. Во время этих возможностей моделируйте язык, который будет подходящим для использования в определенных ситуациях реальной жизни (например, если вы играете с игрушечной кухней, расскажите о том, что вы делаете, когда готовите еду). | Игровые станции: Установите игровые станции, обучающие различным стилям игры (например, конструктор: поезда, кубики, пазлы, замки из песка, пластилин; творческий : кухня, переодевания, дороги). |
Язык | Книги: Читайте ребенку каждый день, чтобы познакомить его с различными понятиями языка. Расскажите о картинках и словах в рассказах и о том, что эти слова означают. Свяжите события, происходящие в рассказе, с их опытом. Словарный запас: При чтении книг попросите ребенка указывать/называть разные картинки, чтобы расширить словарный запас. Прогулки: Отправляясь на прогулку, укажите на предметы и назовите их. Ежедневные действия: При выполнении повседневных действий, таких как приготовление ванны, накрытие на стол, приготовление ужина или одевание, смоделируйте язык, который ребенок может использовать/понимать в этих ситуациях (например, приготовление ванны: «Поверните краны. Вставьте вилку. Вставьте пузыри. Разденьтесь. Идите в ванну»). Следующие инструкции: Во время повседневных занятий поощряйте ребенка следовать инструкциям из 2-3 шагов (например, «Возьми шляпу, а затем иди и садись в машину»). Произнесите его имя перед тем, как дать указание, чтобы привлечь его внимание, и постарайтесь установить зрительный контакт. Попросите их повторить инструкцию, чтобы убедиться, что они поняли, что от них ожидается. Игры: Играйте в такие игры, как Simon Says, чтобы научиться слушать инструкции. Погода: Поговорите о погоде и о том, как она ощущается/выглядит/пахнет. Счет: Побуждайте ребенка считать самыми разными способами. Разговор за ужином: За обеденным столом по очереди говорите о том, что вы делали в течение дня. Цвета и формы: Расскажите о разных цветах и формах. Концептов: Расскажите о разных понятиях, таких как большой/маленький; на в Под; спереди/сзади/рядом; длинный/короткий; короткий/высокий. Концептуальные книги: Читайте книги, в которых рассказывается о разных концепциях (например, «Где зеленая овца?»). Модель: Когда ребенок использует неточную грамматику или структуру предложения, смоделируйте ему правильный способ сказать это (например, ребенок: «Она счастлива!» Родитель: «Да, она счастлива. Интересно, почему она счастлива ?»). | Время рассказа: Найдите время и задайте вопросы по рассказу. Детские стишки: Пой детские стишки. Охота за мусором: Отправляйтесь на охоту за мусором, чтобы следовать инструкциям, расширять словарный запас и работать в команде. Полоса препятствий: Проходи полосу препятствий, чтобы обучать различным понятиям (большой/маленький, на/внутри/под, впереди/сзади/рядом, длинный/короткий, низкий/высокий). Следующие инструкции: В течение дня давайте 2-3 пошаговые инструкции (например, «Возьмите шляпы и выстройтесь в очередь у двери»). Концептов: Обучайте цветовым понятиям, обозначая разные группы заданий разным цветом или номером. Календари: Каждый день рассказ о дне недели, месяце года, погоде, какой день был вчера и день, который будет завтра. Моделирование: Когда ребенок использует неверную грамматику или структуру предложения, смоделируйте ему правильный способ сказать это (например, ребенок: «Она счастлива!» Учитель: «Да, она счастлива. Интересно, почему она счастлива ?»). Блокноты: Сделайте альбомы для вырезок, чтобы работать над категоризацией (например, сортировать фотографии по разным категориям, таким как животные, еда, транспорт, одежда). |
Эмоциональное развитие | Чувства: Поговорите о чувствах с ребенком. Определение эмоций: Вербализация, когда вы видите определенные эмоции у разных людей. Выражение лица: Прокомментируйте выражения лица при чтении книг и расскажите о том, что человек может чувствовать и почему. Объясните эмоции: Расскажите о способах выражения различных эмоций (например, «Вы смеетесь, потому что счастливы; вы плачете, потому что вам грустно»). Спойте песни , в которых говорится об эмоциях (например, «Если ты счастлив, и ты это знаешь» или «Как ты себя чувствуешь сегодня?»). | Ролевая игра разных эмоций. Картинки с эмоциями: Покажите картинки с разными эмоциями и расскажите о них. Объясните эмоции: Когда ребенок испытывает определенные чувства, поговорите с ним об их эмоциях (например, если ребенок плачет, покажите ему: «Тебе грустно, потому что у тебя болит колено» ИЛИ «Ты плачешь, потому что ты грустный»). Спойте песни об эмоциях (например, «Если ты счастлив, и ты это знаешь» или «Как ты себя чувствуешь сегодня?»). Книги: Обсудите эмоции персонажей книги. |
Грамотность | Читайте ребенку каждый день. Показывайте слова в книге, пока вы их читаете. Пока читайте рассказ, указывайте на картинки в книге. Переворачивание страниц: Поощряйте ребенка переворачивать страницы книги, но только после того, как он закончит обращать внимание на детали на странице. Модель для чтения ребенком книги спереди назад. Самостоятельный выбор: Предложите ребенку выбрать книгу для чтения во время рассказа. Пойте песенки и потешки. Алфавит: Выучите песенку с алфавитом. Книги с рифмами: Читайте книги, в которых есть рифмующиеся слова (например, книги доктора Сьюза). Игры: Играйте в такие игры, как «Я шпионю», чтобы помочь детям думать о вещах, которые начинаются с определенного звука (например, «Я вижу своим глазком что-то, что начинается с t»). | Время рассказа: Ежедневно уделяйте время рассказу. «Переворачивающий страницу»: Каждый раз назначайте другого ребенка «переворачивающим страницу» и разрешайте ему переворачивать страницу только после обсуждения всех деталей. Время вопросов: Во время чтения рассказа задайте детям вопросы по рассказу: (например, что случилось?, что, по вашему мнению, может произойти дальше? что произойдет, если?). Показывайте на слова на странице, пока вы их читаете. Алфавит: Выучите песенку с алфавитом. Этикетка места для каждого ребенка, чтобы повесить свою сумку или сесть на пол во время коврика со своим именем. Письмо недели: Составьте письмо недели и предложите детям подумать о словах, начинающихся с этого звука, или использовать действия, которые начинаются с этого звука. |
Точный мотор | Вырезание и склеивание: Из картона (его легче держать) вырезать геометрические фигуры и делать картинки. Рисунок: Предоставление модели для копирования или рисования одной фигуры за раз для копирования ребенком. № Цвет: Раскрашивайте маленькие фигуры, чтобы улучшить контроль над карандашом и улучшить навыки владения карандашом. Лабиринты: Это интересный способ научиться рисовать карандашом, а также развить зрительное восприятие. | Ремесло: Поощряйте вырезание, склеивание и склеивание различных кусочков материала вместе для создания вещей. Хранение: Используйте пакеты с застежкой-молнией или контейнеры с завинчивающейся крышкой для хранения игрушек, чтобы дети тренировались, используя свои навыки мелкой моторики, пытаясь достать игрушки. Play doh: Раскатывание, разминание, зажимание и лепка из пластилина для укрепления пальцев. |
Физические навыки | Ходьба на тачке Соревнования для укрепления верхней части тела. |