как развить внимательность, память и логику у школьника
12 лет – это возраст, когда способности к обучению у ребёнка находятся практически на самом высоком уровне. Именно поэтому родители не должны останавливаться на достигнутом: ваша задача, развивать ребёнка интеллектуально и дальше. Как это сделать – читайте далее.
Как развить внимание у ребёнка
Как развить внимательность у ребёнка 12 лет? Для этого можно выполнять специальные упражнения, тренирующие данный навык. В комплекс занятий на внимательность у детей 12 лет входят следующие упражнения:
- «Не сбивайся». Упражнение развивает концентрацию внимания и учит правильно его распределять. Пусть ребёнок считает вслух, например, от 1 до 31, но при этом не включает в счёт числа с цифрой 3. Вместо них он должен говорить «не собьюсь».
- «Наблюдательность». Данное упражнение помогает развить зрительную память. Ребёнку нужно по памяти описать подробности пути в школу, двор возле дома, свою комнату или класс. В общем, любое место, в котором ему приходится бывать. Описание делается устно.
- «Муха». Данное упражнение также направлено на развитие концентрации внимания. Проводится оно в игровой форме.
Для его выполнения необходимо взять доску и расчертить на ней поле с клетками 3х3. Также понадобится кусочек пластилина. Он и будет играть роль мухи. Теперь поставьте доску вертикально, и пусть ребёнок перемещает муху по клеткам в соответствии с командами, которые вы будете ему подавать. Например: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Исходное положение мухи – клетка в центре доски.
О том, как развить внимательность у школьника — написано в специализированной литературе по развитию ребенка и популярной психологии.
Как улучшить память ребёнку 12 лет
Как развить память у ребёнка 12 лет? Для этого нужно сделать упор на нескольких аспектах.
Если у ребёнка 12 лет плохая память, он должен много читать. Не давайте детям сидеть подолгу за компьютером, лучше заинтересуйте их хорошей книгой, покажите примером, что чтение должно стать для ребёнка неотъемлемой частью жизни.
Эффективно тренируют память развитие новых умений и навыков. Если ребёнок освоит новый вид спорта или начнёт играть на каких-либо музыкальных инструментах, это поможет ему справиться с проблемой плохой памяти. Ещё один вариант того, как улучшить память и внимание у школьника – давать сыну или дочери учить наизусть стихи и отрывки из прозаических произведений. Также обязательно увеличивайте словарный запас ребёнка. Сделать это можно с помощью настольных игр, наподобие «Эрудита».
Помимо прочего, хорошо на развитие памяти влияет запоминание чисел. Пусть ваш ребёнок попробует запомнить даты рождения всех родственников – это станет отличным способом для тренировки его памяти.
Как развить логику у ребёнка 12 лет
Чтобы развить у ребёнка логику, нужно чаще проводить с ним интеллектуальные диспуты, обсуждать различные книги, фильмы. Пусть ребёнок делает выводы по поводу просмотренного или прочитанного сюжета и его героев, это также тренирует логику.
Общайтесь со своими детьми на равных, выстраивайте с ними доверительные отношения, обсуждайте проблемы общества, обращайтесь за советом. Всё это поможет в развитии интеллектуальных способностей вашего чада и даст ему хороший стимул для дальнейшего роста: так он почувствует себя взрослым и самостоятельным. Теги по теме: развитиедети 7-12
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
Игры и упражнения для развития памяти у подростков — Студопедия.Нет
·
Л.Ф. Тихомирова
Развитие интеллектуальных способностей школьника
Популярное пособие для родителей и педагогов
Ярославль
«Академия развития»
1996
Стр. 207 — 209
ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ
Лезер Ф. предложил несколько упражнений для тренировки памяти. (Тренировка памяти. М., 1979).
Логически не связанный текст.
Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер, и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в процентах.
1) украинец | 11) масло |
2) экономика | 12) бумага |
3) каша | 13) сладости |
4) татуировка | 14) логика |
5) нейрон | 15) социализм |
6) любовь | 16) глагол |
7) ножницы | 17) прорыв |
8) совесть | 18) дезертир |
9) глина | 19) свеча |
10) словарь | 20) вишня |
Числа.
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера.
1. 43 | 11. 37 |
2. 57 | 12. 38 |
3. 12 | 13. 86 |
4. 33 | 14. 56 |
5. 81 | 15. 47 |
6. 72 | 16. 6 |
7. 15 | 17. 78 |
8. 44 | 18. 61 |
9. 96 | 19. 83 |
10. 7 | 20. 73 |
Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.
Лица с именами и фамилиями.
Бывает очень неприятно, когда забываешь, как зовут знакомого, или вообще не можешь вспомнить, знакомы ли вы. Так нередко случается, когда знакомство не было связано с какими-либо эмоциями.
Чтобы запомнить лицо, внимательно рассмотрите его, отмечая характерные особенности. Мысленно повторите несколько раз имя и отчество человека. Свяжите с ними зрительный образ.
Возьмите 10 незнакомых фотографий с именами и фамилиями (их можно вырезать из газет, журналов). На запоминание дается полминуты. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен опознать их. Эффективность запоминания получите, умножив число правильных ответов на 10.
Логически связанный текст.
Запомните 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно прочесть упражнение и через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке. Умножьте число правильных ответов на 10 и получите процент эффективности запоминания.
Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем ее (4), если она не преобразуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или, быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и cделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу? Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов, обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я бы мог обратиться за этим к себе самому (8), если бы меня надлежащим образом воспитали. Нет, не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке. И если можно быть учеными чужою ученостью (9), то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).
(Мишель де Монтень)
Среднюю продуктивность запоминания вы получите, если сложите проценты всех четырех упражнений и поделите на 4.
91—100% — отличная память;
71—90% — очень хорошая память;
51—70% — хорошая память;
31—50% — удовлетворительная память;
11—30% — плохая память;
0—10% — очень плохая память.
Стр. 213 — 219
Игра «Запомним слова»
Участники делятся на пары.
Условия игры: каждый из партнеров берет листок бумаги и пишет 20 любых слов. Пока подростки пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени — 1 минута.
После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самым слова.
Число слов, которые воспроизведены, фиксируется.
Ведущий должен определить, кто занял 1-е, 2-е и 3-е место.
Игра «Предметы»
Участники игры разбиваются на 2 команды.
Из каждой команды выбирают по водящему.
Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил.
Ведущий оценивает результаты ответов водящих.
В роли водящего должен выступить каждый член команды.
Игра «Запоминаем, рисуя»
Участники сидят за столами.
Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.
Игра «Кто больше запомнит?»
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д.
Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.
Игру можно начинать несколько раз.
Игра «Слова»
Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов — названий предметов, относящихся к одной группе.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Причем, первый называет слово, второй повторяет названное слово и приводит свое и т. д. Например, тема: фрукты. Первый называет «яблоко». Второй повторяет «яблоко» и называет «апельсин». Третий участник повторяет «яблоко» и «апельсин» и называет «груша» и т. д.
Тот из подростков, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры.
Побеждает тот, что останется последним.
Игра «С одной буквы»
Эта игра развивает память подростков.
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы.
Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.
Игра «Города»
Эта игра развивает память подростков, а также их мышление.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например, Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву «А». Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на «Р» и т. д.
Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города, или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто останется последним.
Игра «Украшаем слова»
Эта игра развивает память и мышление подростков.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя.
Побеждает тот, кто остается последним.
Игра «Добрые слова»
Эта игра предназначена для развития памяти и коммуникативных качеств подростка.
Участники игры сидят в кругу.
Условия ИГРЫ: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 сек., повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.
Игра «Картина»
Эта игра может быть использована для развития памяти подростков.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: первый участник называет какое-либо существительное, например, «сквер». Второй повторяет слово «сквер» и продолжает рисовать картину, называет слово, например, «дерево». Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое, которое позволяет дольше рисовать картину.
Кто не сможет восстановить в памяти все названные до него детали картины, выбывает.
studopedia.net
Доклад «Игры на развитие памяти и внимания школьников»
Игры на развитие памяти и внимания школьников.
Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги школы утверждают, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание. Поэтому надо помочь ученику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием.
Из доступных в домашних и школьных условиях игр для развития памяти и повышения концентрации внимания у детей можно отметить пазлы, таблицы Шульте, Судоку, Какуро, цифровые и буквенные комбинации с запоминанием или одним пропущенным числом (буквой) и многое другое.
Чтобы правильно обучить ребенка навыку управления произвольным вниманием, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада. Наибольшей популярностью таблицы Шульте пользуются в 2 областях:
Тест для определения объема внимания (используется для диагностики уровня внимания у младших школьников и не только). Для диагностики переключаемости внимания (динамического внимания) используются красно-черные таблицы Шульте-Горбова. Успешное прохождение теста по таблицам Горбова-Шульте является обязательным условием допуска к управлению электропоездом для машиниста и помощника машиниста.
Эффективное упражнение для развития периферического зрения — важнейший этап освоения техники быстрого чтения. Регулярные тренировки по таблицам Шульте расширяют охват зрения, то есть в поле видимости попадает значительно большее пространство с информацией, в нашем случае — это текст. Благодаря увеличению поля зрительного охвата и развитию скорости параллельного узнавания символов значительно увеличивается и скорость чтения.
Но наша задача на сегодня, не диагностика сформированности внимания ученика, а развитие его памяти и внимания, ведь хорошая память и внимание важны, поскольку являются залогом успешной деятельности любого рода. И в этом нам помогут различные игровые действия, которые призваны разнообразить одинаковые задачи трудовых будней. Развлекательность и состязательность в данном отношении будут актуальны и полезны, так как повышают интерес и устранят усталость и перенапряжение. Кроме того, память неразрывно связана с вниманием, а предложенные ниже упражнения и игры требуют максимальной сосредоточенности и концентрации, поэтому станут хорошим подспорьем в развитии учеников.
Среди развивающих игр на внимание и память можно выделить несколько категории:
запоминание слов и цифровых комбинаций;
визуальные игры на нахождение картинок, ассоциаций, аналогий и противоположностей;
тренировка периферийного зрения;
упражнения на развитие пространственной памяти и концентрации внимания;
арифметические вычисления и задачки;
игры на переключение внимания;
логические задачи.
Рассмотрим некоторые из них.
Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений. И для взрослых, и особенно для детей базовой ценностью тренировок с таблицами Шульте является развитие внимания.
Для детей таблицы Шульте — это отличное упражнение для:
развития умения концентрировать внимание;
развития кратковременной зрительной памяти;
расширения узкого охвата зрения;
улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации.
Для взрослых основной мотивацией использования таблиц Шульте является освоение техники быстрого чтения.
Для достижения необходимого эффекта, нужно заниматься с таблицами Шульте при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.
Важно понимать, что именно вы тренируете – свои зрительные навыки. Поэтому главное не скорость «прорешивания» таблицы, а правильное выполнение упражнения. Поначалу при выполнении упражнения у учеников могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей они будут находить числа все быстрее и быстрее. И в результате при регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения.
Что представляет собой таблицы Шульте?
Матрицы Шульте — квадраты с размещенными по ячейкам числами в хаотичном порядке, чаще всего используемые для развития внимания, концентрации и расширения периферического восприятия.
По размеру и уровню сложности таблицы Шульте условно разделяют:
простые таблицы Шульте — 3х3, 4х4;
средний уровень — 5х5;
сложный — 6х6, 7х7 и т.д.
Классический вариант — черно-белый (черные числа на белом фоне). Более сложными считаются цветные таблицы Шульте (чередование цветного фона чисел или цветная запись чисел на белом фоне), которые еще лучше тренируют концентрацию и избирательность внимания.
Работа с разноцветными таблицами в настоящее время является очень актуальной. И связано это с тем, что большой объем информации мы получаем из сети интернет. А веб-сайты, на которых мы читаем интересующую нас информацию содержат не только текст, но и иллюстрации, баннеры, рекламу. И человек должен уметь быстро ориентироваться в информации и не отвлекаться на не нужные и несущественные элементы.
Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.
Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.
Как использовать таблицы в работе с детьми?Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см. Если это школьнику незнаком с методикой, для первого занятия нужно заготовить таблицы лишь из 9 или 16 клеток.
В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается (обычно до 10х10), так как чем их больше, тем сложнее задание.
Таблицы в качестве тренажеров памяти и вниманияУчитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.
Упражнение «Покажи и назови по порядку»
Ученик находит и называет числа по порядку. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а потом в обратном (по убыванию).
Упражнение «Чет-нечет»
Ученик показывает и называет четные числа по возрастанию, а потом – нечетные.
Упражнение «Красный-черный»
Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в красном цвете (например, от 1 до 25), другой — в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа по порядку, потом все черные.
Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, — обратный.
Упражнение «Найди пары»
Ещё один вариант, находить и называть пары одинаковых чисел по порядку и определить число, которому нет пары.
Например, для упражнения таблица делается в двухцветном варианте (можно использовать разные комбинации цветов), размером 5 на 5, то есть 25 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в одном цвете числа до 13, другой — до 12.
Упражнение «Найди недостающее»
Ученик находит числа по возрастанию и называет число, которое отсутствует и число, которое повторяется дважды.
Помимо цифровой версии таблиц Шульте существует также буквенные вариант, прохождение которого осуществляется в алфавитном порядке.
Отличным упражнением для тренировки памяти, периферического зрения и развития внимания являются задания, в которых необходимо на скорость нахождение чисел по порядку возрастания (в порядке убывания) или буквы по алфавиту.
Упражнение «Покажи и назови по порядку»
Ученики находят и называют числа по порядку, которые хаотично расположены и отличаются по стилю написания. Можно это упражнение использовать в соревновательное контексте (на быстроту отыскания).
Упражнение «Покажи и назови по алфавиту»
Ученик находит и называет буквы по алфавиту.
Упражнение «Найди потеряшку»
Ученик находит и называет буквы по алфавиту и определяет букву, которая отсутствует в предложенном наборе.
Ответ: В данном наборе отсутствует буква Ц.
Судоку.
Более подходящий вариант для эффективного развития и тренировки мозга является логическая игра судоку. А для детей эта игра ещё и очень полезна только потому, что она развивает образное мышление, логику, внимание и память.
Судоку (sudoku)– популярнейшая головоломка современности, хотя её история уходит корнями вглубь веков. В переводе с японского она означает цифра, стоящая отдельно («су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно»). Иногда судоку называют магическим квадратом, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка.
Правила игры заключаются в том, чтобы заполнить игровое поле, которое представляет собой квадрат размером 9×9 клеток, в свою очередь поделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры находятся некоторое количество чисел (от 1 до 9), называемые подсказками. От первоначального количества заполненных клеток зависит уровень сложности решения судоку. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась один раз без повторений.
Для детей младшего возраста существуют адаптированные варианты, которые также позволят усвоить формы и цвета, в которых игровое поле состоит из четырёх квадратов, размером 4х4 клетки и четырьмя различными фигурами (это могут быть квадрат, круг, треугольник и звезда). Родители могут создать их сами, так как они довольно просты в изготовлении, и использовать при этом произвольные фигуры и различную цветовую гамму.
Чтобы разобраться, как решать судоку, лучше вооружиться ручкой и бумагой. Такой подход позволит натренировать голову, в отличие от использования электронных алгоритмов с наличием подсказок.
Какуро.
Более сложным вариантом и подходящим для тренировки мозга, но и обладающей большей эффективностью для его развития являются математические кроссворды, к которым и относится японская логическая игра какуро. Название её происходит от японского сокращения kasan kurosu (перекрёстное сложение). На Западе эта головоломка известна также под названием cross sums — пересекающиеся суммы. Игры-головоломки какуро в какой-то степени являются гибридом судоку и цифровых кроссвордов.
Как и в упомянутых играх, игровое поле какуро представляет собой набор клеток, которые нужно заполнить по определенным правилам. Как и в судоку, клетки заполняются цифрами от 1 до 9. Как и в кроссворде, клетки «читаются» по горизонтали или вертикали.
Набор идущих подряд по горизонтали или вертикали клеток образует блок. Сумма цифр, входящих в каждый такой блок, записывается в клетке-подсказке. Такая клетка-подсказка для горизонтального блока находится слева от него, а для вертикального — сверху.
Какуро может иметь самые различные геометрические формы, и далеко не всегда они бывают симметричными.
Иногда клетка-подсказка содержит не одну, а две цифры, разделяемые наклонной чертой. Одна из них (первая) относится к вертикальному блоку, а другая (вторая) – к горизонтальному: т.е., в левом столбце этого примера сумма цифр составляет число 5, а в верхней строке – 4. |
Еще одно важное правило – в одном блоке не могут находиться одинаковые цифры! Т.е., если сумма блока составляет число 8, то в ее составе не может быть цифры 4, если блок состоит из двух цифр (но только не из трех, т.к. возможна комбинация 4+3+1), а также цифры 2, если блок состоит из четырех цифр (но не из двух или трех). Это правило необходимо учитывать при решении головоломок.
Хотя какуро и является математической игрой, оно является также и игрой логической. Для того чтобы определить цифры, входящие в игровое поле, необходимо не только знать математику (состав числа), но и находить или исключать необходимую цифру путем логических рассуждений. Как правило, сначала, путем логических рассуждений, определяется одна из цифр блока, а уже потом, с помощью знания состава числа, находятся и остальные цифры. Таким образом, эта игра особенно полезна детям: для развития логических и математических способностей.
Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют детей. Их можно использовать практически на любом предмете и на любом этапе урока, как для активизации знаний, так и на этапе закрепления. Родителям и педагогам можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.
Используемые ресурсы:
http://www.skorochteni.ru/application/table-schulte/
http://myintelligentkids.com/kak-ispolzovat-tablicy-shulte-dlya-razvitiya-vnimaniya-mladshix-shkolnikov
https://go.mail.ru/search_images?fr=ffvbm1.0.0.51&sbmt=1503562570090&gp=820951&q=%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B+%D1%88%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5#urlhash=1794456026710908210
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83
http://womanadvice.ru/igry-na-vnimanie-i-pamyat
http://womansk.net/semja/sudoku-dlja-detei-razvivaem-logiku-izuchaem-formy-i-cveta-sudoku-v-perevode-s-japonskogo-oznachaet-cifra-stojaschaja-otdelno-su-cifra.html
http://www.logozavr.ru/1639/
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Как развивать память у подростков: игры и рекомендации
Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.
Поговорим сегодня о том, как развивать память у подростков? Как преодолеть проблемы пубертатного периода и превратить сплошные минусы в безусловные плюсы?
Это всего лишь подросток
Вы помните себя в 14 лет? Хулиганистые песни под гитару, вконец расстроенную и с порванной струной, во все горло, а рядом старый обшарпанный магнитофончик, не умолкающий ни на секунду?
Кто-то вспомнит свой первый мопед или мотоцикл, кто-то – коллекцию бейсболок футбольных команд, а кто-то – первую затяжку папиросы «Беломор», насмешливо протянутой рукою старшего товарища: «Куришь? – Курю!»
В подростковом возрасте все подчинено одной-единственной цели – свято блюсти свою независимость. И пусть суждения о мире еще неопытно-зеленые, окрашенные в призрачно-мечтательные тона из детских потрепанных книжек. Зато – какое наслаждение – ощущать себя взрослым и умным!
Взрыв деятельности мозга
По выводам психологов, в возрасте, который начинается, как правило, в 12 лет, совершается самый мощный скачок в развитии памяти. Причем упор идет на логическую память произвольного характера.
Логическая память опирается в первую очередь на осмысливание материала, установку связей между ключевыми понятиями.
Заканчивается этот рост памяти в 16 лет. К этому времени подросток уже может запоминать довольно большие объемы информации, подолгу удерживать внимание на одном и том же объекте. Мышление тинейджера становится цепким и последовательным, он может сам делать выводы, используя уже имеющиеся знания.
Если все так хорошо – почему же так часто приходится слышать жалобы подростков на слабую память?
На фоне растущей логической памяти ослабевает память механическая – так утверждают специалисты.
Механическая память – это когда зубришь первую строчку, к ней добавляешь вторую, потом третью…Еще круче – читаешь текст раз десять, а то и двадцать, и ждешь, пока он сам запомнится.
А ведь в школах делают упор именно на этот вид запоминания. Получается, что детей заставляют заучивать километры монотонного текста по географии, истории, биологии…что там еще? При этом, не обучая рациональным приемам работы с памятью? Парадокс? Конечно!! Еще какой.
На крыльях мнемотехники
Самое время познакомить нашего взрослеющего, и в то же время ребенка, с альтернативными методами запоминания, например, методом создания ассоциаций. Можете прочитать про него в статье «Мнемотехника в упражнениях».
В юношеском возрасте обычно присутствуют:
- Непреодолимая тяга ко всему необычному, фантастическому;
- Подростковый максимализм, достигший своего пика;
- Желание все сделать в мгновение ока, везде успеть, перед товарищами выпендриться.
Мнемотехника, в основе которой лежит ассоциативное мышление, отвечает всем этим запросам. Создание образов может так увлечь подростка, что он уже сам начнет выбирать объекты для запоминания и подбирать ассоциации к ним.
Идеальный метод подготовки к экзаменам: и мозг не устает, и воображение тренируется, и память продуктивно работает.
Памятка по развитию памяти
Как улучшить память подростка? Приведенные ниже советы помогут вам в решении этой непростой и вместе с тем важной задачи:
- Резкое ухудшение памяти подростка – серьезный повод задуматься о здоровье вашего ребенка. Возможно, требуется посещение врача. Другая причина – переутомление, недостаток сна и отдыха. Пересмотрите режим дня;
- Выученное наизусть стихотворение или отрывок из прозы – замечательное упражнение для памяти. Алгоритм смотрите в статье «Как быстро и легко выучить текст».
- Обучайте подростка эффективным приемам работы с текстом: составление плана и конспектирование. Полезно следующее упражнение. Взять любую статью из научного журнала, не слишком сложную. Школьник читает один или два абзаца – записывает коротко, одним предложением, суть. Читает далее. Через день вернитесь к записям. Сможет ли ваш ребенок вспомнить то, что читал?
- Игра на музыкальных инструментах хорошо развивает память. Можно заняться изучением танцевальных движений и комбинаций – сейчас много молодежных направлений: брейк, хип-хоп, джаз-фанк и другие.
- Почаще нагружайте деятельностью левую руку. Благодаря этому включается в работу то полушарие мозга, которое отвечает за память.
Ну, и конечно, обязательно уделяйте внимание специальным упражнениям для тренировки памяти, которые можете найти в этой статье моего блога.
Приведу, пожалуй, еще парочку интересных заданий на развитие памяти подростков.
Упражнение №1: Квазислов
Перед занимающимся выкладывается лист бумаги с написанной абракадаброй букв (длина не больше 25). Нужно постараться запомнить этот набор и воспроизвести через пару часов или через день.
КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН
Запоминаем таким образом. Делим всю цепочку на отдельные звенья, удобные для присвоения им образов. Например, КОМОЛИСТ, можно ассоциировать с вопросом: «Кому лист?» или создать картинку-образ со словами КОМ и ВОКАЛИСТ.
Далее сочетание РЕНО – это, понятно, машина. ШИВЕРТ запоминаем, как аналогию выражения «шиворот-навыворот». В конце – ОН (провести аналогию с ООН) или запомнить ТОН (рисуем себе «камертон»).
Теперь все образы выстраиваем в одну линию. Возможно, это будет смотреться таким образом: КОМ снега летит на голову ВОКАЛИСТА, сидящего на крыше РЕНО – и вдруг автомобиль выворачивается шиворот-навыворот, то есть исполняет ШИВЕРТ, увидев на обочине громадного мужчину в форме ООН.
Упражнение №2: Анализ данных
Дано задание развивает аналитическое мышление подростка, что особенно актуальноо в старших классах.
Берем текст, достаточно короткий, но содержащий в себе длинные предложения. Скажем, такого плана:
«Японские специалисты, обслуживающие компьютеры, давно заметили, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управления на транспорте и в производстве»
Школьник рисует на бумаге схему, отображающую суть и все смысловые единицы текста: ЧТО, ЗАЧЕМ, КУДА, В КОТОРОМ и т.д. Все это делается в виде рисунков, символов, комиксов – как угодно, только чтобы подробно. Взаимосвязи прорисовывает стрелочками.
Задача: с опорой на схему рассказать содержание текста со всеми мелкими деталями спустя 2 часа.
Рекомендую
Сегодня мы затронули самые важные стороны темы развитие памяти подростков. Я думаю, возможность помочь своему ребенку есть у каждого родителя. Я рекомендую также сервис Викиум.
Хорошо сбалансированная подборка онлайн-тренажеров на нем способствует быстрому и эффективному развитию памяти и внимания.
Методы рационального запоминания, а также соответствующие упражнения найдете в интенсив-курсе Станислава Матвеева «Суперпамять» – великолепная методика, где все описано достаточно понятно и интересно.
Это все. Желаю плодотворной работы.
О результатах тренировок пишите в комментариях, не забывайте подписываться на новости блога. Поделитесь впечатлениями с друзьями.
До скорых встреч! Ваш Юрий Окунев.
my-day.pro
игры, задания и упражнения для тренировки внимания и памяти у детей
Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.
Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать
Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.
Выбирайте игры и задания по возрасту
детям 4-5 лет | 6-8 лет | 9-10 лет
Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет
Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.
Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания
Перед началом игры установите правила:
— нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
— нельзя один и тот же цвет называть дважды.
А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».
Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания
Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.
Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.
Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания
Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.
Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания
logiclike.com
Методическая разработка на тему: Игры на развитие памяти
Знание учениками особенностей своей памяти поможет им не только преодолеть недостатки, но и найти индивидуальный стиль запоминания.
Задача учителя – помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его памяти.
Развитие памяти через установку на запоминание.
Игра «запомни команды».
Ц е л ь: научиться запоминать команды с одного раза ( с постепенным увеличением количества команд от 3 до 7).
Ход игры.
1). Взрослый даёт ребёнку задание запомнить несколько команд и называть их. Например: «Полей цветы, положи на место ножницы, найди мяч».
2). Ребёнок повторяет команды вслух и выполняет их по порядку.
3). Родители оценивают выполненное задание: за каждую запомненную и выполненную команду учреждается то или иное количество очков.
4). Игра продолжается. В новом задании количество команд увеличивается.
Развитие избирательности запоминания.
Задания.
П р и м е ч а н и е. Каждый раз ребёнок получает не более одного из перечисленных ниже заданий.
- Запомни на сегодняшний день.
- что нового узнал в школе? (В кружке? Из книги? От товарищей?)
- что было хорошего? (плохого?)
- кого из знакомых встретил?
- Какие полезные действия (дела) совершил?
- Запомни в телепередаче, или в фильме, или в мультфильме:
- последовательность событий.
- Имена героев.
- Смешные эпизоды.
- Непонятные моменты.
- Запомни во время прогулки в парке:
- какие растения видел?
- Какими видами спорта занимались люди?
- Запомни при посещении магазина:
- названия отделов.
- Какие виды хлебных изделий были в булочной?
- Запомни за каникулы:
- чему новому ты научился?
- Какие явления природы наблюдал?
- Географию своих поездок.
- Какие достопримечательности видел?
- Игра «Запомни только названия цветов» (или животных, или игрушек, или средств передвижения и т.п.)
У каждого игрока – лист бумаги и ручка. Ведущий сообщает, названия каких предметов должны стать объектами для запоминания, и произносит ряд слов. Например: телевизор, автобус, хлеб, мак, самолёт и т.д. Участники игры должны прослушать слова от начала до конца, запомнить только те из них, которые установлены по условию игры, затем записать их в любом порядке.
За каждое запомненное слово засчитывается одно очко. Слов предназначенных для запоминания, может быть 6-10.
Развитие объема запоминаемого материала.
- Игра «Повтори-ка».
Играющие садятся, образуя круг. Один из играющих называет какое-либо животное, допустим лису. Следующий повторяет слово лиса и добавляет название другого животного: медведь. Третий говорит: лиса, медведь – и добавляет слово тигр. Каждый играющий игрок, перечислив всех названных ранее животных, говорит ещё одно слово. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит руководитель), он выбывает из игры. Список зверей всё растёт, запомнить его всё труднее. Побеждает тот, у кого лучше память.
При повторении игры можно подбирать слова на другие темы.
- Игра «Посмотри и запомни».
Игра проводится во время прогулки. Ребёнку предлагается за 5-10 минут запомнить в деталях всё, что он видит перед собой. Например, если это дом, то сколько в нём этажей, окон, дверей, балконов, есть ли антенна и т.д. если в поле зрения находится уголок парка, то какие там деревья, какова их высота, толщина стволов и т.д.
По истечении времени участника игры поворачивают в противоположную сторону и просят перечислить запомненное. Руководитель может задавать вопросы. Например: «Какого цвета скамейка для отдыха?»
За каждый правильный ответ засчитывается одно очко.
- Игра «Скажи шестое».
Играют несколько человек. Один из играющих – водящий. Он обращается к кому-либо с предложением: «Скажи шестое» – и быстро называет подряд пять растений (или зверей, птиц, рыб, насекомых и т.д.). Тот, к кому водящий обращался, должен немедленно назвать шестое слово на ту же тему. Повторять сказанное водящим нельзя.
Если ответ последует вовремя, то отвечавший водит, если нет, водящий остается прежний.
Игра «Слова».
Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.
Инструкция ребёнку: запиши как можно больше слов относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) познание мира, 4) музыка, 5) книга, 6) искусство, 7) осень, 8) зима, 9) весна, 10) лето, 11) этика и другие.
На каждую тему даётся пять минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, предлагая для работы школьникам по два – три слова.
Воспроизведение рассказа.
Инструкция: вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем, в течение трёх минут запишите основное содержание.
Плохой сторож.
У одной хозяйки мыши съели в погребе сало, тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало и мясо и ещё выпила молоко.
Галка и голуби.
Галка услышала о том, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили. Но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже её прогнали.
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоя кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галка не могла её достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода поднялась выше и её стало можно пить.
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к охотнику и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Упражнения для развития логической или смысловой памяти.
Учащимся читается три слова, объединённых по смыслу, при этом обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога. Учитель читает вслух шесть строк по три слова в каждой. Затем предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки, ребёнок должен дописать второе и третье слово каждой строки.
А) весна – солнце – ручей
Река – рыболов – уха
Праздник – песни – веселье
Мост – река – вода
Пчела – улей – мёд
Дуб – жёлудь – свинья.
Б) ученик – школа – стадион
Доклад – обсуждение – решение
Чтение – глаза книга
Сад – земля – растение
Игра – правила – игроки
Песня – музыка – слова
В) спорт – стадион – состязание
Лес – дерево – кустарник
Город – улица – здание
Война – сражение – солдаты
Больница – врач – больной
Озеро- берег – вода.
Игра «Кто больше запомнит»
Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое своё. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два слова и произносит своё. И так далее. Победитель тот, кто воспроизведёт большее количество слов.
Игра «Запоминаем рисуя»
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого слова считает до трёх. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.
Игра «Цвета»
Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета. Тот, кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
Игра «Форма предметов»
Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одинаковой формы. Тот из участников игры. Кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов. Обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.
« Чей предмет»
Участники разбиваются на 2 команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил и в какой последовательности были разложены предметы. Ответы оцениваются водящим. В роли водящих должен выступить каждый.
«Зрительная память»
Участники разбиваются на 2 команды. Один из участников будет изображать свой собственный портрет. Все участники игры рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий просит всех игроков отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет. Затем из каждой команды к портрету должны подходить игроки по одному, чтобы исправить изменения. Какая команда поправит больше изменений, та и выиграет.
«Пересказ по кругу»
Ведущий читает текст .Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее- по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.
« Запоминаем текст»
Участники игры делятся на две команды. Ведущий читает текст. Все участники игры внимательно слушают, затем каждый на листке бумаги записывает то, что запомнил. Члены каждой команды обмениваются информацией, восстанавливают текст по памяти. Затем все участники обсуждают воспроизведенные тексты, сравнивают результаты.
« Учим текст наизусть»
Участники игры разбиваются на 2 команды. Каждому участнику игры раздается распечатанный текст. Предлагается всем прочесть его, чтобы потом рассказать наизусть. На работу с текстом дается 1 минута. Каждой команде нужно выделить желание посоревноваться. Сначала выходит игрок первой команды, начинает рассказывать текст наизусть до первой ошибки. Команда ведущего: стоп. Затем начинает рассказывать текст игрок второй команды, опять таки до первой ошибки и т. д. Таким образом определяется игрок, который расскажет больше других или воспроизведет весь текст. Он и будет победителем.
Текст и имя существительное
Ведущий читает текст, объясняет что надо, как можно лучше запомнить его. Пересказ будет происходить коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из участников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей, и вместо большого и подробного рассказа должен назвать имя существительное, которое в полной мере соответствует этому маленькому кусочку. Причём каждый последующий участник игры повторяет существительное, названное другим игроком и добавляет своё. Эта игра не только развивает память, но и учит школьников выделять главное в тексте, учебном материале, т.е. организовывать мышление и запоминание.
Игра «Песни»
Основная цель игры вспомнить как можно больше песен. Первый участник поёт куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет второй песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поёт куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д. Тот кто в течении одной минуты не может подобрать песню выбывает из игры.
Двигательная память.
Игроки разбиваются на две команды. Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд и жюри. Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора противника как можно точнее. Жюри оценивает двигательную память, определяет команду победителя, а затем игрока, обладающего лучшей двигательной памятью.
Советы по тренировке памяти
1. Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.
2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.
3. Постарайся избавиться от лени. Лень злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес.
Занимательные задания, игры.
Тема: Имя существительное.
- Подберите как можно больше имён существительных из двух букв. ( Ус, ад, ил, уж, ёж, ас …)
- Подберите как можно больше имён существительных из трёх букв. (Кит, кот, год, рот, кол, вол, ёрш …)
- Игра для развития объема запоминаемого материала: » Добавь и запомни».
Первый ученик называет любое имя существительное, допустим машина . следующий повторяет: машина и добавляет второе имя существительное, например велосипед. Третий ученик запоминает два предыдущих слова, присоединяет своё и произносит: машина, велосипед, компьютер.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.
Победителем считается тот, кто запомнит большее количество слов.
- Игра на скорость воспроизведения: » 12 ответов на одну букву» (например, на букву к).
Играют в паре или одновременно весь класс отвечает письменно. На запись каждого ответа отводится полминуты.
ОТВЕТЫ
1) Мужское имя. Константин
2) Женское имя. Клавдия
3) Название рыбы Карась
4) Название домашнего животного. Корова
5) Название дикого животного. Кабан
6) Фамилия писателя. Куприн
7) Отчество человека. Кузьмич
8) Название деревни. Киселёвка
9) Название цветка. Колокольчик
10) Кличка собаки. Каштанка
11) Название города. Киев
12) Название учебной вещи. Карандаш
- Запишите имена существительные, которые связаны с этим предметом (вывешивается иллюстрация любого предмета: комнаты, медведя, машины и т.д.).
У с л о в и я: а). Записать имена существительные в системе;
б). Разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Выигрывает тот, кто за определённый промежуток времени запишет больше имён существительных. (Например, с комнатой связаны следующие имена существительные: телевизор, диван, картина и т.д.)
Систему для записи можно выбрать любую. К примеру, сначала перечислить основные предметы, которые составляют комнату: стены, потолок, пол, дверь, окно и т.д. Затем перейти к подробному перечислению предметов, относящихся к стене, полу и т.д.: стена — кирпич, цемент, обои, клей, плинтус, прямоугольник и т.п.; пол — паркет, лак, ковер и т.д. Далее можно описать обстановку комнаты, начиная с крупных предметов и кончая мелкими: шкаф, кровать, кресло, стол и т.д.
Тема. Имя прилагательное.
- Подберите как можно больше дополнительных признаков.
О б р а з е ц. Хороший рассказ (поучительный, весёлый, интересный, содержательный).
Хороший человек (…, …, …).
Хороший коллектив (…, …, …).
Хороший день (…, …, …).
Хороший сын (…, …, …).
Хороший пёс (…, …, …).
О т в е т ы.
Хороший человек (добрый, чуткий, надёжный, порядочный, отзывчивый, верный, обязательный, честный, правдивый).
Хороший коллектив (дружный, заботливый, внимательный).
Хороший день (солнечный, погожий, славный, чудесный, трудовой, замечательный, памятный).
Хороший сын (внимательный, заботливый, послушный, трудолюбивый, воспитанный, любящий).
Хороший пёс (верный, умный, послушный, спокойный, дружелюбный, чистоплотный).
- Подберите достаточное количество признаков, по которым можно было бы безошибочно угадать предмет.
Например: мышка маленькая, серая, пугливая.;
волк …, …, …;
медведь …, …, …;
ученик …, …, ….
О т в е т ы: волк серый, зубастый, голодный;
медведь бурый, косолапый, неуклюжий;
ученик старательный, вежливый, послушный.
- Вместо точек вставьте в загадку подходящие признаки:
(Маленькие) … зверьки,
(Серенькие) … шубки,
(Черненькие) … глазки,
(остренькие) … зубки.
(Мышки.)
Ножка … (деревянная),
Рубашка … (шоколадная),
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.
(Эскимо.)
(Белые) … горошки
на (зелёной) … ножке.
(Ландыш.)
Птица … (длиннохвостая),
Птица … (говорливая),
Самая … (болтливая).
(Сорока.)
- Игра-соревнование «Сколько признаков найдёшь?»
Вывешивается иллюстрация любого предмета, например совы. Надо записать как можно больше признаков этого предмета.
У с л о в и я: а) записать в системе;
б) разрешается пользоваться орфографическим словарём.
- Игра «Угадай предмет».
Играют в паре. У каждого игрока — циферблат со стрелкой. Циферблат разделён на 12 частей, и в каждой части записано имя прилагательное. Содержание записи на циферблате соответствует одному из вариантов.
Вариант 1 Вариант 2
Горячий белый
Капризный дешевый
Лесной большой
Воздушный подвижный
Домашний красивый
Известный лёгкий
Русский умный
Водяной симпатичный
Неуклюжий полосатый
Звонкий длинный
Золотой съедобный
Глубокий хвостатый
Игроки закрывают глаза и наугад переводят стрелки. Случайно выбранные признаки — тема для угадывания предмета. Например, на одном из циферблатов — слово водяной, на другом — большой. Надо вспомнить и записать как можно больше предметов по двум признакам: «водяной» и «большой». Тут подойдут имена существительные паук, корень, червь, стебель, цветок и т.д. допускается изменение рода и числа имен прилагательных: большая водяная крыса; большое водяное колесо; большие водяные часы.
Каждый правильно названный предмет — 1 очко.
Подводятся итоги первого кона игры. Затем стрелки переставляются — и игра продолжается.
П р и м е ч а н и е. В игре может участвовать одновременно весь класс. Тогда выбором имён прилагательных управляют два ученика — только они переводят стрелки. Избранные признаки учитель записывает на доске, и соревнование начинается.
На выполнение задания отводится определённый промежуток времени. Затем тетради собираются, а после проверки объявляется победитель.
- З а д а н и я, и г р ы, к о н к у р с ы, которые способствуют длительному удержанию материала в сознании, а значит, и запоминанию надолго.
- Игра «Пять слов на одну букву».
Учитель записывает на доске слово, одну букву в котором (орфограмму) подчёркивает. Ребята должны придумать и записать 5 слов, которые начинаются с этой буквы. Выигрывает тот, кто выполнит работу быстро и без орфографических ошибок.
Например: далёкий богатый прилежный
Ананас орёл ива
Апельсин оса иволга
Абрикос осёл игра
Арбуз огонь ирис
Арахис олово иголка
- Конкурс «Кто лучше?».
Ребятам даётся задание придумать, как запомнить на всю жизнь написание орфограммы в словах: богатый, внимательный, волшебный, восток, картофель, квадрат, костюм, математика, обезьяна, пассажир, рисунок, север.
Например, богатый — пишу, как Бог; или так: богатый человек имеет много монет, круглых, как буква о.
(На одном уроке дается не более двух-трёх слов.)
- Игра-соревнование «Кто больше?».
Образуйте имена прилагательные от словарных слов:
Вариант 1 — с безударной гласной о.
Вариант 2 — с безударной гласной а.
Тема. Глагол.
- Игра «Дежурная буква». (проверяется готовность к воспроизведению).
Запишите как можно больше глаголов на букву к (буква выбирается по усмотрению учителя).
- Подберите как можно больше глаголов, которые могли бы «дружить» с существительным собака (или берёза и др.).
У с л о в и я: а) записать в системе;
б) разрешается пользоваться орфографическим словарем.
- Вспомните и запишите глаголы по алфавиту: на каждую букву по одному глаголу.
Н а п р и м е р: алеть, белеть, висеть и т.д.
- Подберите и запишите рифму к глаголам: играть, вести, беречь, читать.
О т в е т ы:
Играть — отдать, страдать, рыдать, кидать, пугать, …;
Вести — грести, нести, перенести, плести, …;
Беречь — стеречь, лечь, …;
Читать — писать, чесать, плясать, летать, пытать, купать, копать, ….
- Запишите как можно больше глаголов с частицей не.
П р и м е р н ы е т е м ы: «Советы малышам».
«Советы первоклассникам».
«За обеденным столом».
«Соблюдай правила дорожного движения»
«Чтобы не было пожара»
- Запишите как можно больше глаголов на данную тему:
«Утренние дела».
«Иду в школу».
«На уроке».
«Как я делаю уроки».
«Я гуляю».
«Помогаю маме».
«Перед сном».
«Какие полезные действия я совершаю за день».
«Какие вредные действия я знаю».
- Задание «Помоги своей памяти».
Придумайте, как лучше запомнить в слове подчёркнутую букву.
Например, в слове клевать «живет» слово лев.
Материал для упражнений по развитию памяти
на движения.
«Доброе Утро!»
- Пальчики правой руки «пробуждают» ото сна правый глаз.
- То же левой руки.
- Потягивание правой, затем левой рукой
- Правая рука имитирует чистку зубов: вправо – влево – вправо.
- Левая делает три движения «с расчёской» от лба на затылок: посредине головы, справа, слева.
«Полёт осеннего листочка»
Исходное положение: правая рука на уровне груди, её ладонь опущена таким образом, что растопыренные пальцы напоминают лист клёна.
- «Лист» покачивается на ветке трижды: вправо-влево-вправо.
- «Листик» оторвался от ветки, скользнул вниз и застыл на мгновение.
- «Лист» описывает два круговых движения, опускаясь по спирали.
- «Путешественник» «приземлился» на парте.
Подобным образом составляются упражнения на различные темы: например, «Падают снежинки», «Мне весело», «Помоги маме», «Дед мороз под окном», «Добро пожаловать» (жесты гостеприимства) и др.
Ребята с удовольствием сами придумывают упражнения на запоминание движений и выступают на физкультминутках в роли ведущих.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Аксенова А.К. Дидактические игры.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.
3. Ермолаева — Томина Л.Б. Рабочая программа развивающего обучения.
4. Красило А.И. Энциклопедия практического познания.
5. Минскин Е. М. От игры к знаниям.
6. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.
7. Шмаков С.А. Уроки детского досуга.
nsportal.ru
Как развить память и внимание у ребенка 5-12 лет
Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.
Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:
- Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
- Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
- Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
- Ребенок невнимателен.
- Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
- Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.
Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.
Этапы формирования и виды памяти
Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:
- запоминания информации;
- сохранения в памяти;
- воспроизведения.
Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.
Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание — это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.
Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.
Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:
- Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
- Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
- Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
- образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
- словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
- эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
- двигательная – запоминает движение и действия.
Особенности развития памяти у детей
Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.
Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.
Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.
Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:
- Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
- Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
- Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.
Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет
В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.
Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.
«Игра в ассоциации»
Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.
«Поход на рынок»
Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.
«Что это?»
Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.
Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет
Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.
Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.
«Зоопарк»
Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.
«Запоминаем и рисуем»
Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.
«И я»
В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:
— Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.
-И я.
-По пути он нашел кошку и взял ее с собой.
-И я.
— Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).
«Самый наблюдательный»
Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.
«Веселая прогулка»
Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.
Развитие памяти в 10–12 лет
В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.
Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.
Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.
yourspeech.ru