7 игр для развития памяти у детей и взрослых
Мнемотехника 30 июля 2020Рейтинг: 5
Как тренировать память детям и вместе с детьми, рассказывает учитель-логопед
Наша память устроена чрезвычайно интересно. Пример: только что вы помнили, что хотели взять в этой комнате, а переступив её порог, сразу забыли. Знакомо? У детей всё то же самое. Но есть две хорошие новости. Первая: память можно и нужно тренировать. Вторая: мы расскажем, как это сделать нескучно.
Вместе с учителем-логопедом, преподавателем курса скорочтения центров SmartyKids Кристиной Игнатенко.
Модное слово «мнемотехника» появилось не так давно, а вот сами механики, позволяющие быстрее запоминать необходимый объем информации, известны и применяются не один десяток лет. И они действительно работают.
Игра 1. Рисуем слова
Выучить стихотворение или любой другой текст намного проще, если схематично его изобразить.
Попробуйте вместе, каждый на своем листе, нарисовать стихотворение, и вы удивитесь, насколько разным является восприятие одних и тех же слов.
Игра 2. Придумываем историю
Эта игровая механика отлично подходит для тренировки зрительной памяти. Выкладываем перед ребенком несколько картинок и предлагаем их запомнить, причем в правильной последовательности. Как это сделать? Придумать рассказ, в котором каждая последующая картинка связана с предыдущей, то есть первая со второй, вторая с третьей и т.д.
Предположим, у вас есть енот, бананы, коньки, кролик, скворечник, сундук, корабль и школьный портфель. Можно придумать такой рассказ: Енот купил на рынке бананы. Бананы лежали в лотке рядом с коньками. На коньках любил кататься кролик. Кролик на зиму для птиц повесил скворечник. Скворечник он нашел в сундуке, который привезли пираты на большом корабле.
Количество картинок стоит наращивать постепенно. Но дошкольник легко может запоминать порядка 12-16 изображений за раз.
Чем необычнее история, тем легче ее будет запомнить. Также это развивает воображение и увеличивает словарный запас.
Игра 3. Словарный запас
Нейропсихологи очень любят проводить такой тест. Называют семь-восемь слов, никак не связанных друг с другом, и ребёнок должен их повторить, сначала сразу, а затем спустя какое-то время.
Учить слова можно по такому же принципу, как и картинки, формируя из них историю. И тогда ни одно слово не потеряется даже спустя долгое время.
Эта игра, если практиковать ее почаще, сослужит хорошую службу, когда нужно будет учить бесконечное количество определений и правил. Ребенку будет достаточно вычленить опорные слова из предложений и запомнить их, а остальное память подтянет сама.
Как играть? Рано утром запишите список из 5-8 слов и проговорите их детям. Договоритесь, что записывать их нельзя. А вечером тот, кто вспомнит большее количество слов, получит возможность выбрать фильм для просмотра, десерт к чаю или какой-то другой мотивирующий бонус. И да, вам тоже придется участвовать в соревновании, чтобы все было по-честному.
Игра 4. Мемо
Это самая распространенная игра, известная всем возрастам. Ее еще называют «найди пары». Картинки выкладываются рубашкой вверх, и задача игроков: за наименьшее количество ходов найти все пары. Прелесть в том, что можно использовать эту механику не только в готовом виде, но и адаптируя под свои нужды.
Ребенок никак не может выучить ту или иную формулу или орфограмму? Лист А4, ножницы, ручка или фломастеры и немножко вашего терпения. Или можно найти просто нужные изображения в сети и распечатать их в нужном формате. Можно создавать бесконечное количество полезных мемори.
Зрительная память вместе с аудиальной (каждая находка проговаривается) поможет запомнить любой материал.
Не забывайте меняться ролями. Нередко дети оказываются намного успешнее в игре, чем взрослые.
Игра 5. Снежный ком
Сейчас эту игру частенько используют бизнес-тренеры, называя ее разными умными словами. Люди при знакомстве передают друг другу мячик и называют свое имя, а следующий за ним называет свое и предыдущее.
Из одной этой игры можно создать множество смешных и полезных вариаций. Можно собираться с детьми в поход и тренироваться, что взять с собой; можно отправляться на море, — тогда в следующее путешествие ребенок соберет свой чемодан намного быстрее; или в школу; а еще варить обед, запоминая рецепт того или иного блюда; отрабатывать утренний чеклист обязательных дел и вечерних ритуалов.
Постоянно ищите ключи и не находите их в положенном месте? Значит, вам эта игра тоже будет полезна.
Кстати, эту игру здорово можно использовать во время уборки детской. «Я убрала на место куклу, я убрала на место куклу и грузовик, а я убрала на место куклу, грузовик и фломастеры».
Игра 6. Чего не стало
Постоянно ищете ключи и не находите их в положенном месте? Как и пульт от телевизора, и тушь, и любимую игрушку? Значит, вам эта игра тоже будет полезна. Она развивает не только память, но и внимание.
Суть проста: выкладываем перед ребенком пять-шесть предметов и просим запомнить их и их местоположение. Ребенок отворачивается, а вы можете поменять предметы местами, что-то убрать, или, наоборот, добавить.
Не забывайте меняться ролями. Нередко дети оказываются намного успешнее в этой игре, чем взрослые.
Игра 7. Повтори узор
Эта самая медитативная игра на развитие памяти. Она требует усидчивости и внимательности. Отлично подходит для запоминания букв с дошкольниками или просто для успокоения нервов и развития памяти у тех, кто постарше, и для взрослых.
Из спичек или счетных палочек, или даже из палочек для мороженого выкладывается определенный узор или символ. Чем старше дети, тем сложнее. Узор нужно запомнить. А после – накрыть его и воссоздать.
Если добавить в эту игру еще и цвета, то мозг начинает работать на полную мощность.
игры и упражнения развивающие внимательность
Для чего необходимо развивать внимание?
Человеку, в любом возрасте, сложно сконцентрироваться из-за отвлекающих факторов: посторонний шум, суета вокруг, и даже собственные мысли.
Мир не останавливается, для того чтобы мы спокойно решили своих задачи.
И если не решать проблему с концентрацией, то возникают такие серьезные проблемы как: провалы в учебе и на работе, разлад в семейной жизни, сложности с освоением новых навыков.
Если Вы читаете это страницу, значит вопрос об улучшении внимания, стал актуальным. А если есть проблема, будем её решать.
Как повысить концентрацию внимания?
Все хорошее к чему стремиться человек, проходит через трудности. Их преодоление и повышает цену, полученных умений. Чтобы преодоление не становилось «вечным боем», достаточно придерживаться основных правил:
Правило №1: главное заставить себя начать, а потом станет легче.
Считается, что существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
- Произвольное внимание базируется на силе воли индивидуума. Это оно помогает заставить себя делать домашние дела, несмотря на такие помехи, как лень.
- Непроизвольное внимание срабатывается независимо от нашего желания, когда сила посторонних раздражителей, затмевает другие моменты. Например, мы пытаемся уснуть, но вдруг начинаем прислушиваться к скрипам и шорохам в соседней комнате.
- Послепроизвольное внимание возникает в результате сосредоточения. Преодолевая трудности во время произвольной концентрации, человек привыкает к ним, и сама деятельность начинает вызывать интерес. Именно в этом состоянии выполняется и решается большинство жизненных задач.
Правило №2: регулярность, быстро переходит в хорошую привычку.
Определите себе точное время для занятий и тренировок. Для начала хватит и нескольких минут в день.
Но обязательное условие: пропускать нельзя!
Достаточно один раз дать себе слабину, и считайте, что все придется начинать сначала. Без силы воли (произвольное внимание), на первых парах, не обойтись.
Правило №3: творческих подход, к решению проблемы — это всегда успех.
Не превращайте свои занятия в рутину. Нет ничего хуже постоянно заставлять себя заниматься скучным делом. Есть много вариантов тренировки внимания.
Выбирайте тот, что более всего подходит лично Вам.
Тренировка внимания: Осознание мира
Находясь на улице или на работе, постарайтесь сконцентрировать внимание на том, что происходит вокруг. Подмечайте для себя: где идете, что делаете, кто рядом, чем заняты окружающие, какая погода.
Не позволяйте себе уйти в прострацию и держите внимание.
Для усложнения задачи: отмечайте количество повторяющихся факторов. Например, сколько раз коллега сбежал на перекур, или сколько красных машин затормозило на светофоре.
Выполняя привычные действия, совершайте их осознано. Для начала, сосредоточьтесь на выходе из дома, проконтролируйте каждый свой шаг. Как умылись, оделись, позавтракали, вышли из дома.
Это занятие, не только поможет увеличить силу внимания, но уберет тревожные вопросы: выключил ли утюг, закрыл ли дверь.
Тренировка внимания: Новый взгляд
Попробуйте посмотреть на окружающие Вас предметы более внимательно.
Придумывайте новые свойства для того или иного предмета. Отмечайте качество и внешний вид вещей. Постарайтесь увидеть вокруг себя то, чего не замечали раньше.
Такое упражнение помогает научится переключать внимание с одной задачи на другую.
Тренировка внимания: Медитация
Как ни удивительно, но медитация очень хорошее упражнение для улучшения внимания. Включив хорошую музыку или в полной тишине, полностью расслабьтесь, примите удобную позу. Дышите плавно и свободно. Отвлекитесь от посторонних мыслей.
Переведите мысленный взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и мысленном взглядом на кончике носа.
Как только мысли переключатся на что-то другое, вернитесь в начальную точку.
Игры и упражнения для повышения внимания.
Игр для развития памяти и внимания невероятное количество, и каждый день придумываются новые. Мы приведем здесь ряд, наиболее интересных упражнений, способствующих общему развитию мозговой деятельности.
Упражнения можно выполнять всей семьей, превратив личную тренировку, в развлечение для всех домочадцев.
Для некоторых упражнений, потребуются дополнительные атрибуты, которое можно подготовить самостоятельно или заказать на нашем сайте.
упражнение повышающее внимание «Фото память»
Возраст: от 8 лет и старше.
Упражнение способствует развитию зрительной памяти и концентрации внимания.
Задание:
Внимательно посмотрите на картинку с узором. Постарайтесь «сфотографировать» в памяти все детали. После чего, откройте следующую картинку с вопросами и постарайтесь на все ответить.
Совет: На первую картинку не ограничивайте время запоминания, но со второго или третьего узора ограничьте время просмотра.
Известная и веселая разминка для ума «Цветные Слова»
Часто используется в качестве разминки на занятиях как с детьми, так и со взрослыми.
Упражнение способствует формированию связей полушарий мозга, улучшает концентрацию и внимательность. Кроме того, данное упражнение используется в профилактики болезни Альцгеймера.
Задача: Нужно произнести вслух ЦВЕТ написанного слова, а не читать слово как есть.
Мы усложнили данную игру, и предлагаем использовать несколько вариантов заданий.
Варианты:
Цветные слова- назвать цвет слова
Фигуры- назвать цвет фигуры
Назвать цвет слова, написанного в фигуре
Игра «Найди всех»
Возраст: от 5 лет и старше
Популярная игра, развивающая концентрацию внимания.
Возрастных ограничений не имеет. Но к каждому возрасту, лучше подбирать подходящие картинки. Для маленьких и стареньких выбирайте картинки с крупными объектами.
Задача: найти на картинке указанное количество объектов.
Художник: Матюгина Александра
Игра «Посчитай сколько»
Возраст: от 7 лет и старше
Упражнение учит быстрой концентрации внимания: когда за короткое время, необходимо выполнить определенную задачу.
Задание: На каждой картинке изображено множество объектов. Предметы прячутся один за другим. Игроку требуется, за определенное время, посчитать сколько тех или иных объектов изображено на картинке.
Совет: время на изучение картинки, определяйте согласно возрасту игрока: от минуты и меньше.
игра на внимательность
«Найди тень»
Возраст: от 6 лет и старше
Игра простая, проходится быстро и может служить разминкой на уроке.
Внимательное сравнение деталей рисунка, позволяет отвлечься от одного занятия и переключиться на новую задачу.
Задание: Требуется, сравнив мелкие детали рисунка, найти правильную тень основного объекта.
игра на внимательность
«Найди отличия»
Возраст: от 5 лет и старше
Задание: На картинках изображены сказочные сюжеты.
Требуется найти в каждой паре картинок по 15 отличий.
Художник: Матюгина Александра.
игра на концентрацию
внимательности
«Ниточки»
Возраст: от 4 лет и старше
Игра учит концентрировать внимание, а также может послужить отличной разминкой для глаз.
⠀ ⠀
Задача: двигаясь по ниточке, соединить все предметы.
⠀ ⠀
Рекомендация: совсем маленьким игрокам, для облегчения задачи, можно пользоваться карандашом, или вести по ниточке пальцем.
Эффективность серьезных игр для улучшения памяти у пожилых людей с когнитивными нарушениями: систематический обзор и метаанализ Адекватный доступ к здравоохранению и увеличение продолжительности жизни пожилых людей в Китае. БМС Гериатр. 2020 09 апреля; 20 (1): 129. doi: 10.1186/s12877-020-01524-9. https://bmcgeriatr.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12877-020-01524-9 .10.1186/s12877-020-01524-9 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Мальдонадо Бриегас Дж. Дж., Санчес Иглесиас А. И., Баллестер С. Г., Висенте Кастро Ф. Благополучие пожилых людей: память и старение. Фронт Псих. 2020 26 мая; 11:778. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00778. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00778. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
3. World Population Aging 2019. Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения, Организация Объединенных Наций. 2020. [30.11.2021]. https://www.un.org/en/development/desa/population/publications/pdf/ageing/WorldPopulationAgeing2019-Отчет.pdf .
4. Доклад ООН: Старение населения мира в 2020 г.: основные моменты. Объединенные Нации. 2020. 19 декабря [2021-11-30]. https://www.thehinducentre.com/incoming/article33347255.ece#:~:text=All%20regions%20will%20see%20an,16.0%20per%20cent%20in%202050 .
5. Al Mahmud A, Slikboer R, Stargatt J, Bhar S. Компьютерные когнитивные вмешательства при легких когнитивных нарушениях и деменции у пожилых людей: протокол для систематического обзора опубликованных исследований и метаанализа. Системная версия 2019 г.06 сентября; 8 (1): 231. doi: 10.1186/s13643-019-1146-x. https://systematicreviewsjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13643-019-1146-x .10.1186/s13643-019-1146-x [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Qin HY, Zhao XD, Zhu BG, Hu CP. Демографические факторы и оценки когнитивных функций, связанные с прогрессированием легких когнитивных нарушений у пожилых людей. Биомед Рез Инт. 2020 8 февраля; 2020:3054373. doi: 10.1155/2020/3054373. doi: 10.1155/2020/3054373. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5-е издание. Вашингтон, округ Колумбия, США: Американская психиатрическая ассоциация; 2013. [Google Scholar]
8. Перспективы народонаселения мира: редакция 2015 г., основные выводы и предварительные таблицы. Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения, Организация Объединенных Наций. 2015. [30 ноября 2021]. https://population.un.org/wpp/Publications/Files/Key_Findings_WPP_2015.pdf .
9. Легкие когнитивные нарушения (MCI) Ассоциация болезни Альцгеймера. 2021. [05.02.2021]. https://www.alz. org/alzheimers-dementia/what-is-dementia/related_conditions/легкое-когнитивное-нарушение .
10. Сэнфорд А.М. Легкие когнитивные нарушения. Клин Гериатр Мед. 2017 авг; 33 (3): 325–37. doi: 10.1016/j.cger.2017.02.005.S0749-0690(17)30014-9 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Jongsiriyanyong S, Limpawattana P. Легкие когнитивные нарушения в клинической практике: обзор статья. Am J Alzheimers Dis Other Demen. 2018 дек; 33 (8): 500–7. doi: 10.1177/1533317518791401. https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1533317518791401?url_ver=Z39.88-2003&rfr_id=ori:rid:crossref.org&rfr_dat=cr_pub%3dpubmed . [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
12. Словарь АПА по психологии словесной памяти. Американская психологическая ассоциация. 2020. [23 ноября 2021]. https://dictionary.apa.org/verbal-memory .
13. Невербальная память-нейропсихология-когнитивные способности. Когнифит. 2021. [30-11-2021]. https://www.cognifit.com/science/cognitive-skills/nonverbal-memory .
14. Психологический словарь АПА – Кратковременная память (STM) Американской психологической ассоциации. 2020. [23 ноября 2021]. https://dictionary.apa.org/коротковременная память .
15. Психологический словарь APA – долговременная память (LTM) Американской психологической ассоциации. 2020. [23 ноября 2021]. https://dictionary.apa.org/долгосрочная память .
16. Коуэн Н. Рабочая память лежит в основе когнитивного развития, обучения и образования. Educ Psychol Rev. 01 июня 2014 г .; 26 (2): 197–223. doi: 10.1007/s10648-013-9246-y. http://europepmc.org/abstract/MED/25346585 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Stanmore E, Stubbs B, Vancampfort D, de Bruin ED, Firth J. Влияние активных видеоигр на когнитивные функции в клинических и неклинических популяции: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Neurosci Biobehav Rev. 2017 г., июль; 78:34–43. doi: 10.1016/j.neubiorev.2017.04.011. https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S0149-7634(17)30129-Х . S0149-7634(17)30129-X [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Манера В., Бен-Садун Г., Алберс Т., Агопян Х., Ашкенази Ф., Бенуа М., Бенсамун Д., Буржуа Дж., Бредин Дж., Бремонд Ф., Криспим-Джуниор С., Дэвид Р., Де Шуттер Б., Этторе Э., Фэирчайлд Дж., Фулон П., Газзали А., Грос А., Хун С., Кнофель Ф., Олде Риккерт М., Фан Тран М.К., Политис А., Риго А.С., Сакко Г., Серре С., Тюммлер С., Велтер М.Л., Роберт П. Рекомендации по использованию серьезных игр при нейродегенеративных расстройствах: панель Delphi, 2016 г. Фронт Псих. 2017 25 июня; 8:1243. дои: 10.3389/fpsyg.2017.01243. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01243. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Муньос Дж. Э., Монтойя М. Ф., Богер Дж. Глава 7. От экзергеймов к иммерсивным системам виртуальной реальности: серьезные игры для поддержки пожилых людей. В: Choukou MA, Syed-Abdul S, редакторы. Технологии умного дома и сервисы для гериатрической реабилитации. Кембридж, Массачусетс, США: Academic Press; 2021. С. 141–204. [Google Scholar]
20. Zhao Y, Feng H, Wu X, Du Y, Yang X, Hu M, Ning H, Liao L, Chen H, Zhao Y. Эффективность экзергейминга в улучшении когнитивных и физических функций у людей с легкие когнитивные нарушения или слабоумие: систематический обзор. Серьезные игры JMIR. 2020 30 июня; 8 (2): e16841. дои: 10.2196/16841. https://games.jmir.org/2020/2/e16841/ v8i2e16841 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Bonnechère B, Omelina L, Jansen B, Van Sint Jan S. Улучшение равновесия после физиотерапевтических тренировок с использованием специально разработанных серьезных игр для детей с церебральным параличом: предварительные результаты. Реабилитация инвалида. 2017 фев; 39 (4): 403–6. doi: 10.3109/09638288.2015.1073373. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Meijer HA, Graafland M, Goslings JC, Schijven MP. Систематический обзор воздействия серьезных игр и носимой техники, используемых в реабилитации больных с травматическими повреждениями костей и мягких тканей. Arch Phys Med Rehabil. 2018 Сен;99 (9): 1890–189. doi: 10.1016/j.apmr.2017.10.018.S0003-9993(17)31345-X [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Абд-Альразак А., Аль-Джафар Э., Алажлани М., Торо С. , Alhuwail D, Ahmed A, Reagu SM, Al-Shorbaji N, Househ M. Эффективность серьезных игр для облегчения депрессии: систематический обзор и метаанализ. Серьезные игры JMIR. 2022 14 января; 10 (1): e32331. дои: 10.2196/32331. https://games.jmir.org/2022/1/e32331/ v10i1e32331 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Абд-Альразак А., Аладжлани М., Алхувейл Д., Шнайдер Дж., Аху-Захейя Л., Ахмед А., Хауш М. Эффективность серьезных игр в снижении тревоги: систематический обзор и метаанализ. Серьезные игры JMIR. 2022 14 февраля; 10 (1): e29137. дои: 10.2196/29137. https://games.jmir.org/2022/1/e29137/ v10i1e29137 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Абд-Алразак А., Аладжлани М., Альхувайл Д., Торо С., Джаннички А., Ахмед А. , Махлуф А., Хауш М. Эффективность и безопасность серьезных игр для улучшения когнитивных способностей у пожилых людей с когнитивными нарушениями: систематический обзор и метаанализ. Серьезные игры JMIR. 2022 10 марта; 10 (1): e34592. doi: 10.2196/34592. https://games.jmir.org/2022/1/e34592/ v10i1e34592 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Джонс С.М., Скоулз Л., Джонсон Д., Кацикитис М., Каррас М.С. Играть хорошо: связь между видеоиграми и процветающим психическим здоровьем. Фронт Псих. 2014 31 марта; 5:260. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00260. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00260. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Паллавичини Ф., Феррари А., Мантовани Ф. Видеоигры для благополучия: систематический обзор применения компьютерных игр для познавательных и эмоциональная подготовка взрослого населения. Фронт Псих. 2018 7 ноября; 9:2127. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02127. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02127. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Соколов А.А., Коллиньон А., Билер-Эшлиманн М. Серьезные видеоигры и виртуальная реальность для профилактики и нейрореабилитации снижения когнитивных функций из-за старения и нейродегенерация. Карр Опин Нейрол. 2020 апр; 33 (2): 239–48. doi: 10.1097/WCO.0000000000000791.00019052-202004000-00014 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Stern Y, Blumen HM, Rich LW, Richards A, Herzberg G, Gopher D. Обучение игре в космической крепости и исполнительный контроль у пожилых людей: экспериментальное вмешательство. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2011 ноябрь; 18 (6): 653–77. doi: 10.1080/13825585.2011.613450. http://europepmc.org/abstract/MED/21988726 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Bonnechère B, Langley C, Sahakian BJ. Использование коммерческих компьютеризированных когнитивных игр у пожилых людей: метаанализ. Научный представитель 2020 г. 17 сентября; 10 (1): 15276. doi: 10.1038/s41598-020-72281-3. doi: 10.1038/s41598-020-72281-3. 10.1038/s41598-020-72281-3 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Wang G, Zhao M, Yang F, Cheng LJ, Lau Y. Игровая тренировка мозга для улучшения когнитивных функций у пожилых людей, проживающих в сообществе: систематический обзор и метарегрессия. Арх Геронтол Гериатр. 2021;92:104260. doi: 10.1016/j.archger.2020.104260.S0167-4943(20)30257-0 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Lampit A, Hallock H, Valenzuela M. Компьютеризированное когнитивное обучение когнитивно здоровых пожилых людей : систематический обзор и метаанализ модификаторов эффекта. ПЛОС Мед. 2014 ноябрь;11(11):e1001756. doi: 10.1371/journal.pmed.1001756. https://dx.plos.org/10.1371/journal.pmed.1001756 .PMEDICINE-D-14-00875 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Yen HY, Chiu HL. Упражнения виртуальной реальности для улучшения когнитивных функций пожилых людей и борьбы с депрессией: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контрольных испытаний. J Am Med Dir Assoc. 2021 май;22(5):995–1002. doi: 10.1016/j.jamda.2021.03.009.S1525-8610(21)00305-4 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Hill NT, Mowszowski L, Naismith SL, Chadwick VL, Valenzuela M, Лампит А. Компьютеризированное когнитивное обучение пожилых людей с легкими когнитивными нарушениями или деменцией: систематический обзор и метаанализ. Am J Психиатрия. 01 апреля 2017 г .; 174 (4): 329–40. doi: 10.1176/appi.ajp.2016.16030360. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Abd-Alrazaq A, Alhuwail D, Ahmed A, Househ M. Эффективность серьезных игр для улучшения исполнительных функций у пожилых людей с когнитивными нарушениями: систематический обзор и метаанализ. Серьезные игры JMIR. 2022 г., 25 июля; 10(3):e36123. дои: 10.2196/36123. https://games.jmir.org/2022/3/e36123/ v10i3e36123 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Абд-Альразак А., Ахмед А., Алали Х., Алдардур А.М., Хауш М. Эффективность серьезных игр на скорость когнитивной обработки у пожилых людей с когнитивными нарушениями: систематический обзор и метаанализ. JMIR Serious Games (ожидается) 7 апреля 2022 г.;: e36754. дои: 10.2196/36754. https://games.jmir.org/2022/1/e34592/ v10i1e34592 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Абд-Альразак А.А., Алайлани М., Али Н., Денеке К., Бьюик Б.М., Хауш М. Восприятие и мнения пациентов о чат-ботах для психического здоровья: предварительный обзор. J Med Internet Res. 2021 13 января; 23 (1): e17828. дои: 10.2196/17828. https://www.jmir.org/2021/1/e17828/ v23i1e17828 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Landis JR, Koch GG. Применение иерархической статистики каппа-типа для оценки согласия большинства среди нескольких наблюдателей. Биометрия. 1977 июня; 33 (2): 363–74. [PubMed] [Google Scholar]
39. Sterne JA, Savovic J, Page MJ, Elbers RG, Blencowe NS, Boutron I, Cates CJ, Cheng H, Corbett MS, Eldridge SM, Emberson JR, Hernán MA, Hopewell S, Хробьяртссон А., Жункейра Д.Р., Юни П., Киркхэм Дж.Дж., Лассерсон Т., Ли Т., Макалинан А. , Ривз Б.С., Шепперд С., Шриер И., Стюарт Л.А., Тиллинг К., Уайт И.Р., Уайтинг П.Ф., Хиггинс Д.П. RoB 2: пересмотренный инструмент для оценки риска систематической ошибки в рандомизированных исследованиях. БМЖ. 2019 авг 28; 366: l4898. дои: 10.1136/bmj.l4898. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Fernández-Castilla B, Jamshidi L, Declercq L, Beretvas SN, Onghena P, Van den Noortgate W. Применение метааналитических (многоуровневых) моделей с множественными случайными эффектами: систематический обзор. Методы поведения Res. 2020 окт; 52 (5): 2031–52. doi: 10.3758/s13428-020-01373-9.10.3758/s13428-020-01373-9 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
анализ. Res Synth Методы. 2011 март; 2 (1): 61–76. doi: 10.1002/jrsm.35. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
42. Накагава С., Сантос Э. Методологические вопросы и достижения в области биологического метаанализа. Эвол Экол. 2012 г., 17 февраля; 26 (5): 1253–74. doi: 10.1007/s10682-012-9555-5. [CrossRef] [Google Scholar]
43. Viechtbauer W. Проведение метаанализа в R с помощью пакета metafor. Программное обеспечение J Stat. 2010 5 августа; 36 (3): 1–48. doi: 10.18637/jss.v036.i03. [CrossRef] [Google Scholar]
44. Deeks JJ, Higgins JP, Altman DG. Глава 9: Анализ данных и проведение метаанализа. В: Higgins JP, Green S, редакторы. Кокрановский справочник по систематическим обзорам вмешательств. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons; 2008. стр. 243–9.6. [Google Scholar]
45. Schunemann HJ, Oxman AD, Vist GE, Higgins JP, Deeks JJ, Glasziou P, Guyatt GH. Глава 12: Интерпретация результатов и выводы. В: Higgins JP, Green S, редакторы. Кокрановский справочник по систематическим обзорам вмешательств. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons; 2008. С. 359–87. [Google Scholar]
46. Вальдес Э.Г., О’Коннор М.Л., Эдвардс Д.Д. Эффекты когнитивной скорости обучения у пожилых людей с психометрически определенными легкими когнитивными нарушениями. Curr Alzheimer Res. 2012 ноябрь;9(9): 999–1009. doi: 10.2174/156720512803568984.CAR-EPUB-20120515-001 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Zhuang JP, Fang R, Feng X, Xu XH, Liu LH, Bai QK, Tang HD, Zhao ZG , Чен С.Д. Влияние комплексного обучения, основанного на взаимодействии человека и компьютера, на когнитивные функции пожилых людей с когнитивными нарушениями в доме престарелых. Дж. Альцгеймера Дис. 2013;36(2):245–51. doi: 10.3233/JAD-130158.N14X10H500014U24 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Хаговска М., Такач П., Звоник О. Влияние сочетания когнитивных и сбалансированных тренировок на когнитивный, постуральный и функциональный статус пожилых людей с легким когнитивным дефицитом в рандомизированном контролируемом исследовании. Eur J Phys Rehabil Med. 2016 февраль; 52 (1): 101–9. http://www.minervamedica.it/index2.t?show=R33Y2016N01A0101 .R33Y9999N00A150062 [PubMed] [Google Scholar]
49. Fiatarone Singh MA, Gates N, Saigal N, Wilson GC, Meiklejohn J, Brodaty H, Wen W, Singh N, Baune BT, Suo C, Baker MK, Foroughi N, Ван Ю, Сачдев П. С., Валенсуэла М. Исследование умственной тренировки и тренировки с отягощениями (SMART) — тренировка с отягощениями и/или когнитивная тренировка при легких когнитивных нарушениях: рандомизированное двойное слепое контролируемое исследование с двойным плацебо. J Am Med Dir Assoc. 2014 г., декабрь; 15 (12): 873–80. doi: 10.1016/j.jamda.2014.09.010.S1525-8610(14)00612-4 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Gooding AL, Choi J, Fiszdon JM, Wilkins K, Kirwin PD, van Dyck CH, Devanand D, Bell MD , Ривера Миндт М. Сравнение трех методов компьютеризированной когнитивной тренировки для пожилых людей с субклиническим снижением когнитивных функций. Нейропсихологическая реабилитация. 2016 окт; 26 (5-6): 810–21. doi: 10.1080/09602011.2015.1118389. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Liao YY, Chen IH, Hsu WC, Tseng HY, Wang RY. Влияние экзергейминга по сравнению с комбинированными упражнениями на когнитивную функцию и активацию мозга у ослабленных пожилых людей: рандомизированное контролируемое исследование. Ann Phys Rehabil Med. 2021 сен;64(5):101492. doi: 10.1016/j.rehab.2021.101492.S1877-0657(21)00010-5 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
пожилые люди с амнестически легкими когнитивными нарушениями. Рандомизированное контролируемое исследование. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2015;22(2):244–58. doi: 10.1080/13825585.2014.915918. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Пак Дж. Х., Пак Дж. Х. Дает ли компьютерное обучение, ориентированное на когнитивные функции, лучшие клинические результаты, чем неспецифическое компьютерное обучение? Простое слепое рандомизированное контролируемое исследование. Клиника реабилитации. 2018 фев; 32 (2): 213–22. дои: 10.1177/0269215517719951. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Cavallo M, Hunter EM, van der Hiele K, Angilletta C. Компьютеризированное структурированное когнитивное обучение пациентов с болезнью Альцгеймера на ранней стадии возможно и эффективно: рандомизированный контролируемое исследование. Арч Клин Нейропсихология. 2016 01 декабря; 31 (8): 868–76. doi: 10.1093/arclin/acw072.acw072 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Leung NT, Tam HM, Chu LW, Kwok TC, Chan F, Lam LC, Woo J, Lee TM. Нейропластические эффекты когнитивной тренировки на старение мозга. Нейр Пласт. 2015;2015:535618. doi: 10.1155/2015/535618. doi: 10.1155/2015/535618. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Ян Ю., Квак Ю.Т. Улучшение когнитивных функций после компьютерных когнитивных тренировок на ранней стадии деменции при болезни Альцгеймера. Дементное нейрокогнитивное расстройство. 2017 март; 16 (1): 7–11. doi: 10.12779/dnd.2017.16.1.7. http://europepmc.org/abstract/MED/30906364 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Тарнанас И., Цолакис А., Цолаки М. Оценка среды виртуальной реальности как метода когнитивной стимуляции для пациентов с MCI. В: Брукс А.Л., Брахнам С., Джейн Л.С., редакторы. Технологии инклюзивного благополучия: серьезные игры, альтернативные реальности и игровая терапия. Берлин, Германия: Springer; 2014. С. 39.–74. [Google Scholar]
58. Flak MM, Hol HR, Hernes SS, Chang L, Engvig A, Bjuland KJ, Pripp A, Madsen BO, Knapskog AB, Ulstein I, Lona T, Skranes J, Løhaugen GC. Адаптивная компьютеризированная тренировка рабочей памяти у пациентов с легкими когнитивными нарушениями. Рандомизированное двойное слепое активно-контролируемое исследование. Фронт Псих. 2019 12 апр; 10:807. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00807. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00807. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Herrera C, Chambon C, Michel BF, Paban V, Alescio-Lautier B. Положительные эффекты компьютерного когнитивного обучения у взрослых с легкие когнитивные нарушения. Нейропсихология. 2012 г., июль; 50 (8): 1871–81. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2012.04.012.S0028-3932(12)00163-7 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Савулич Г., Пирси Т., Фокс С., Саклинг Дж., Роу Дж.Б., О’Брайен Дж.Т., Саакян Б.Дж. Когнитивная тренировка с использованием новой игры для развития памяти на iPad у пациентов с амнестической легкой когнитивной недостаточностью (aMCI) Int J Neuropsychopharmacol. 01 августа 2017 г .; 20 (8): 624–33. doi: 10.1093/ijnp/pyx040. https://academic.oup.com/ijnp/article-lookup/doi/10.1093/ijnp/pyx040 .3868827 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Boller B, Jennings JM, Dieudonné B, Verny M, Ergis AM. Тренировка воспоминаний и эффекты переноса при болезни Альцгеймера: эффективность процедуры задержки повторения. Познание мозга 2012 март; 78 (2): 169–77. doi: 10.1016/j.bandc.2011.10.011.S0278-2626(11)00200-4 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Karssemeijer EG, Aaronson JA, Bossers WJ, Donders R, Olde Rikkert MG , Кесселс РП. Поиск синергии между физическими упражнениями и когнитивной стимуляцией с помощью экзергеймов у людей с деменцией: рандомизированное контролируемое исследование. Alzheimers Res Ther. 2019 Янв 05;11(1):3. doi: 10.1186/s13195-018-0454-z. https://alzres.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13195-018-0454-z .10.1186/s13195-018-0454-z [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Хайер Л., Скотт С., Аткинсон М.М., Маллен С.М., Ли А., Джонсон А., Маккензи Л.С. Когнитивная программа обучения для улучшения рабочей памяти у пожилых людей с ЛКН. Клин Геронтол. 2016;39(5):410–27. doi: 10.1080/07317115.2015.1120257. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
64. Borenstein M, Higgins JP. Метаанализ и подгруппы. Предыд. науч. 2013 апр; 14 (2): 134–43. doi: 10.1007/s11121-013-0377-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Salisbury D, Plocher T, Yu F. Эффективность одновременных аэробных упражнений и когнитивных тренировок при субъективном снижении когнитивных функций: протокол исследования для рандомизированного контролируемого исследования Exergames Study. Испытания. 2021 Янв 06;22(1):14. doi: 10.1186/s13063-020-04950-7. https://trialsjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13063-020-04950-7 .10.1186/s13063-020-04950-7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. Suo C, Singh MF, Gates N, Wen W, Sachdev P, Brodaty H, Saigal N, Wilson GC, Meiklejohn J, Singh N, Baune BT, Baker M, Foroughi N, Wang Y, Mavros Y, Lampit A, Leung I, Valenzuela MJ. Терапевтически значимые структурные и функциональные механизмы, запускаемые физическими и когнитивными упражнениями. Мол Психиатрия. 2016 ноябрь; 21 (11): 1633–42. doi: 10.1038/mp.2016.19. http://europepmc.org/abstract/MED/27001615 .mp201619 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Kye B, Han N, Kim E, Park Y, Jo S. Образовательные приложения метавселенной: возможности и ограничения. J Educ Eval Health Prof. 2021; 18:32. doi: 10.3352/jeehp.2021.18.32. doi: 10.3352/jeehp.2021.18.32.jeehp.2021.18.32 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]
68. Huang KT. Упражнение на исполнительные функции: иммерсивный когнитивный тренинг на основе виртуальной реальности для взрослых в возрасте 50 лет и старше. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2020 март; 23 (3): 143–9. doi: 10.1089/cyber.2019.0269. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Отчет о мобильной статистике, 2021-2025 гг. Группа Радикати. 2025. [30-11-2021]. https://www. radicati.com/wp/wp-content/uploads/2020/12/Mobile-Statistics-Report-2021-2025-Brochure.pdf .
Профессора создают бесплатные игры для тренировки мозга, основанные на исследованиях
Gwakkamolé, одна из новых цифровых игр
Профессора университетов из Нью-Йорка и Калифорнии спроектировали и разработали три цифровые игры, доступные в Интернете, а также в магазинах приложений для iOS и Google Play, чтобы помочь мозгу пользователей работать более эффективно. В то время как некоторые цифровые игры ложно утверждают, что улучшают когнитивные навыки, эти три игры на самом деле доказали это. Как показал ряд исследований, эти игры могут помочь пользователям улучшить память, торможение и когнитивную гибкость.
«Могут ли игры положительно влиять на игроков? Мы верим, что они могут, и разработали три игры, чтобы помочь учащимся развивать когнитивные навыки, которые исследователи определили как необходимые для успеха в повседневной жизни и исполнительных функций», — сказал Ян Л. Пласс, профессор Полетт Годдард в области цифровых медиа и обучающих наук в Нью-Йорке. Школа культурного образования и человеческого развития Steinhardt Йоркского университета и соавтор игр.
Пласс вместе со своими коллегами Брюсом Д. Гомером из Центра выпускников Городского университета Нью-Йорка и Ричардом Э. Майером из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре разработали игры в результате четырехлетнего исследовательского проекта, финансируемого Институт педагогических наук Министерства образования США. Цель исследования состояла в том, чтобы разработать целевые компьютерные игры, улучшающие когнитивные навыки, в частности исполнительные функции, такие как память и тормозной контроль. Обнаружив, что игры успешно улучшили исполнительные функции уже после двух часов игры, ученые решили сделать их доступными для широкой публики бесплатно.
«Хотя у некоторых детей есть доступ к лучшим школам и ресурсам, это не относится ко многим семьям из менее обеспеченных сообществ по всей стране. Мы надеемся, что эти игры помогут сократить разрыв, который образовался из-за отсутствия возможностей», — продолжил Пласс.
Игры и принцип их работы
Исследователи разработали три онлайн-игры: Gwakkamolé, CrushStations и All You Can ET. Каждая из этих игр для тренировки мозга поддерживает разные исполнительные функции.
«В отличие от других игр, наши приложения были разработаны с нуля командой специалистов по психологии развития, исследователей в области неврологии, специалистов по обучению и дизайнеров игр для тренировки когнитивных навыков», — говорит Гомер, профессор педагогической психологии и один из исследователей. .
All You Can ET — третья игра в наборе, выпущенном тремя учеными. Эта игра предназначена для тренировки когнитивной гибкости — умственной способности переключаться между размышлениями о двух разных концепциях и думать о нескольких концепциях одновременно. В этой игре игроки снабжают пришельцев едой и напитками, чтобы помочь им выжить. Проблема в этой игре заключается в том, что инопланетяне часто меняют свое мнение о том, хотят ли они есть или пить, в зависимости от того, сколько у них глаз и какого цвета их тела. Например, в одном раунде двуглазые оранжевые инопланетяне едят только кексы, а одноглазые зеленые инопланетяне пьют только молочные коктейли. По мере усложнения игры правила относительно того, что каждый инопланетянин предпочитает есть или пить, меняются.
Все три игры были разработаны в лаборатории CREATE Нью-Йоркского университета.
Результаты исследований
Помимо разработки игр, Пласс, Гомер и Майер опубликовали восемь исследовательских статей, в которых сообщается об эффективности этих игр.
«В ходе нескольких экспериментов мы обнаружили повторяющиеся доказательства того, что игра в наши игры в течение двух часов приводит к улучшению исполнительных функций по сравнению с контрольной группой, которая играет в другую игру», — сказал Майер. «Это один из немногих научных экспериментов, показывающих преимущества игрового обучения навыкам исполнительной функции, таким как способность переключаться с одной задачи на другую или отслеживать серию событий.