Тренинг «Знакомство для студентов» |
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии |
Занятие с элементами тренинга «Знакомство» (адаптация студентов-первокурсников к ВУЗу)Тренинговая работа является одной из наиболее эффективных форм работы со студентами. Групповая форма тренинга позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные ситуации с учетом индивидуального уровня развития коммуникативной деятельности и уровня социально-психологической адаптации. Основной или стержневой целью СПТ является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры.
Занятие «Знакомство» из цикла социально-психологических тренингов разработано Р.Р. Кутькиной и Т.Е. Косаревской на основе работ В.Ю. Большакова (1996), А.С. Прутченкова (1996), К. Фопеля (1999) и апробировано в рамках работы Психологической службы УО «ВГУ им. П.М.Машерова» (2001-2005). Контингент: студенты академической группы 1 курса (возможно участие куратора группы).Цель занятия: оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. Основные задачи: — знакомство с группой; — осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении; — отработка навыков эффективного взаимодействия; — возможность проявления себя в группе и получение обратной связи; — приобретение навыков совместной деятельности; — определение статусно-ролевой позиции в группе; — создание позитивного микроклимата; — установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку. Занятие рекомендуется проводить в определенной последовательности: 1. Введение
2. Разминка
Введение Рекомендации ведущему. Правила группы В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила. Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область рассуждений Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Персонификация высказываний.Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» — на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» — на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня». Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить. Правило «Стоп».Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений. Упражнение «Снежный ком» Упражнение «Доверие». Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом… А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие?.. Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти (2-3 мин.) Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве. (1 мин.) Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Понаблюдайте за остальными.» Обсуждение.
Упражнения третий части занятия взаимосвязаны, вытекают одно из другого. Для выполнения упражнения участники садятся в круг. Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе. По окончании рассказа группа задает уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной. Упражнение «А еще я…» «А сейчас каждый из вас может сказать насколько «визитка» совпадает с вашим собственным представлением о себе, с чем вы согласны, а что вам не соответствует. «Визитку» можно дополнить, начиная фразу словами: «А еще я…». Рекомендации ведущему. При выполнении данного цикла упражнений необходимо поддерживать в группе позитивный эмоциональный фон, интерес участников друг к другу. Упражнение «Рисунок вдвоем»
Упражнение «Факс»
Упражнение «Образ группы» Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную группу, то есть такую, в которой они могли бы учиться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены группы. Данная процедура (рефлексия) может выполняться и в виде анкетирования. Анкета «Откровенно говоря…»
самочувствие — …
Источник: Т. Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с. |
Игры на знакомство
На первом же игровом блоке детям необходимо познакомиться друг с другом, а вам – с ними. Это происходит также в процессе игры. Начинать нужно просто с первичного узнавания и запоминания имен, а затем развивать знакомство до выяснения подробностей о жизни, хобби, интересах и т.д. Желательно, чтобы в процессе первого игрового блока у детей возникло как можно больше ассоциативных связей между именами и теми или иными поступками/действиями/качествами/фактами друг о друге. Это поможет познакомиться. Но учтите, что перед играми на знакомство, необходимо провести парочку игр на тактильный контакт.
ВАЖНО ПОМНИТЬ: Все игры должны проводиться с максимальной эмоционалкой от вас! Важнейшая задача на первом этапе – зарядить детей своей энергетикой, раскачать их. От этого во многом будет зависеть успех вас и вашего отряда.
Ураган
Комментарий: Еще одна игра, которую нужно проводить одной из самых первых, чтобы дети поразглядывали друг друга, присмотрелись. Чем больше людей – тем интереснее и веселее ее проводить.
Возраст: любой
Участники встают в круг. Ведущий командует «поменяйтесь местами те, кто…» и придумывает, кто должен поменяться. Например, «кого зовут Дима», «у кого красная рубашка», «у кого есть младший брат» и т.д. Те, кого назвали, должны быстро поменяться местами с такими же участниками в кругу. А по команде «ураган» местами меняются вообще все!
Дополнение: не забыть напомнить про технику безопасности, чтобы не посталкивались лбами.
Рассказать о себе в трех словах
Комментарий: Достаточно простое упражнение, которое подходит для первичного знакомства.
Возраст: младшие, средние дети.
Каждый сидящий в кругу называет свое имя и 3 любых слова, которые, как ему кажется, его наиболее полно характеризуют. Крайне желательно, если стоит условие не повторять уже сказанные слова – тогда детям придется думать, включать фантазию и находить интересные слова, которые потом могут с ними ассоциироваться.
Поздороваться за руку с максимальным количеством людей
Комментарий: Еще одно упражнение, которое можно проводить в начале знакомства. Здесь идет объединение тактилки и запоминания имен.
Возраст: любой
Каждый должен за определенное время (1 минута, например) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку и обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?» Выявляются несколько лучших –им можно подарить заранее приготовленные символические призы.
Звери
Комментарий: одна из вариаций игр на первичное знакомство.
Возраст: любой
Один из участников выходит в центр круга и жестами показывает животное. Первая буква названия животного должна совпадать с первой буквой имени. Цель стоящих в кругу – угадать животное, а затем и имя стоящего в центре. Играем до тех пор, пока каждый ребенок не покажет свое имя.
Снежный ком
Комментарий: классическая игра на знакомство.
Возраст: любой
Ребята встают в круг. Начать игру должен вожатый, назвав своё имя, например «Борис». Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и своё, например «Борис, Саша». Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Все в кругу. Это – самая простая версия, ее использовать не желательно.
Игру лучше разнообразить. Например, называть имя и качество человека, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например «Привет, я Женя, я жаркая». Второй человек повторяет все про первого и называет себя: имя и качество и т.д., например «Женя, жаркая, Андрей (я) – активный». И так далее по кругу. В конце вожатый повторяет все.
Кроме качества можно добавить еще свой жест (движение) на каждого человека, которое также все должны повторить.
Дополнение: вожатому крайне важно самому запомнить все имена.
Кто есть кто
Комментарий: игра на первичное знакомство + на узнавание фактов друг о друге
Возраст: лучше средний или старший
Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За 5 минут после сигнала ведущего игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имя, кто кем хочет стать. Полученные данные каждый записывает на свой листочек. Выигрывает тот, кто успел больше всех узнать и записать. Иногда дается таблица, по которой нужно опросить как можно больше участников. Там могут быть различные утверждения. Например: любит мороженое, есть 2 брата, обожает животных, любит учиться, умеет танцевать, сочиняет стихи, часто бывал(а) в лагерях, слушает попсу, любит мандарины и т.д. Обязательно узнать у каждого отвечавшего фамилию и имя. Выявляются 2 победителя: кто быстрее всех расспросил и кто качественнее (приготовить подарки).
Правда или ложь
Комментарий: игра на углубление знакомства и узнавание нового о детях.
Возраст: любой
Участники встают в круг, по очереди представляются, а потом говорят о себе три факта, два из которых – правда, а один – ложь. Остальные должны догадаться, что именно является ложью. Ведущий устраивает голосование, где все голосуют за вариант 1, вариант 2, вариант 3 (например, по поднятой руке или числу выставленных пальцев). После этого, ребенок объявляет, что было ложью.
Дополнительно: Вожатому необходимо внимательно следить за микроклиматом в группе, акцентировать внимание на игровом моменте и исключая эмоциональные комментарии особо активных и критичных участников («Да ты все врешь», «Не заливай», «Сам думай» и пр.)
Одеяло
Комментарий: игра на закрепление знакомства.
Возраст: любой
Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу.
Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал – забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая » перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.
Дополнительно: одеяло можно заменить на любой предмет, который «заслоняет» две команды (например, они могут стоять за дверь или за стеной).
Бумеранг
Комментарий: игра на закрепление знакомства.
Возраст: любой
Участники встают в кругу. У вожатого в руках мяч. Он говорит “от Саши к Ане” и кидает мяч Ане (или любой другой предмет, который можно кидать и ловить) любому человеку в кругу. Тот ловит, называет имя кидавшего и перекидывает дальше. Следующий повторяет и так далее, пока вожатый не остановит игру. Все делается как можно быстрее. Чтобы усложнить игру, можно спустя какое-то время начать кидать сразу 2 мяча.
Дуэль имен
Комментарий: игра на закрепление знакомства.
Возраст: любой
Участники выстраиваются в круг. В центре водящий – ковбой. Складывает руки «пистолетом» и в определенный неожиданный момент «выстреливает» в любого человека в кругу со звуком «бдыщь». Тот человек должен сесть, а люди, которые стоят слева и справа от него должны кто быстрее назвать имя друг друга и тоже «застрелить». Кто быстрее назвали имя правильно – побеждает, а кого «застрелили» садится и сидит до конца игры. Тот, кого «застрелил» вожатый – встает и играет дальше. Побеждает тот, кто останется стоять последним.
Я никогда не
Комментарий: игра на углубление знакомства и узнавание нового о детях.
Возраст: любой
Участники встают в круг. Первый игрок говорит: «Я никогда не…». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например: «я никогда не прыгал с парашюта». Все игроки, которые прыгали с парашютом, должны загнуть палец. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.
Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто загнул меньше всего пальцев.
Минута славы
Комментарий: игра на углубление знакомства и узнавание нового о детях.
Возраст: любой
Участники делятся по парам, желательно «мальчик-девочка». Им дается определенное время (допустим, 5 минут), чтобы каждый рассказал другому как можно больше ИНТЕРЕСНЫХ фактов о себе. Чем интереснее и запоминающееся – тем лучше. И каждый должен запомнить факты о своем напарнике. Через 5 минут все собираются в кругу, вожатый вызывает пары. Один человек из пары садиться на стул, другой встает сзади него и начинает ОТ ЕГО ИМЕНИ рассказывать факты о нем. Допустим, есть пара Маша и Коля. Маша садиться на стул, Коля встает сзади, кладет Маше РУКИ НА ПЛЕЧИ и начинает «Здравствуйте, меня зовут Машенька. У меня есть золотая рыбка по имени Самсон» и т.д. По итогам игры каждая пара должна сделать представления друг друга.
Эстафета имен
Комментарий: игра на закрепление знакомства.
Возраст: любой
Перед состязанием игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок делает шаг вперед и четко произносит свое имя и фамилию.
1 этап: игроки команды по очереди подбегают к своему листу ватмана и пишут свою фамилию, возвращаясь обратно, кричат свое имя. Так до тех пор, пока все игроки не запишутся.
2 этап: команды должны обменяться листами ватмана. Подбегая к листу ватмана, нужно против соответствующей фамилии противника написать его имя. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.
Художники
Комментарий: игра на закрепление знакомства.
Возраст: любой
Берется лист ватмана. Дети встают в линию перед листом. Выходит вожатый и рисует на листе что-то (фигура, изображение, не важно), которое, по его мнению, ассоциируется с первым человеком, стоящим в линии. И потом объясняет, почему он нарисовал именно это. Например, «я нарисовал слона, потому что у Васи на портфеле болтается плюшевый слон со здоровенными ушами». Далее выходит первый участник и также рисует ассоциацию с тем, кто стоит за ним и объясняет. Чем ярче и интереснее рисунок и рассказ – тем лучше. Все рисуется на одном ватмане.
Запомни внешность
Комментарий: игра на закрепление знакомства.
Возраст: любой
Выбирается пара игроков. Вожатый говорит, что у них есть 10 секунд, чтобы изучить внешность друг друга. Затем они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника, называя его имя. Например, «сколько пуговиц у Кати на кофте?» – «какого цвета у Сережи шнурки на ботинках?» и т.д. Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3 неправильных ответа.
Битва полов
Отряд разбивается на мальчиков и девочек, которые становятся друг напротив друга. Их задача заключается чтобы, выбить участников из соседней команды. Делают они это следующим образом. Вначале девочки, хором называют имя одного из мальчиков. Если есть мальчики с таким именем, они выходят из игры. Дальше наступает черед мальчиков, которые проделывают туже операцию. И так пока в одной из команд не останется не одного человека.
Ассоциации Играющие выбирают кого — либо из присутствующих. Водящий должен угадать его. Для этого он задает вопросы: «Предположим, задуманный вами человек будет мебелью. Какой предмет он вам напоминает?» Анализируя ответы играющих, водящий пытается узнать, кто загадан. Интересен вариант, когда загадан сам водящий. Ассоциации дают как по внешности человека, так и по его характеру. Эта игра проводится на самом позднем этапе.
Общество преподавания психологии
Гарт Нойфельд, Факультет психологии, Колледж Каскадия
Прежде всего
После 15 лет обучения у меня есть некоторые мысли о ледоколе5