Почему приложения для прокачки мозга вам не помогут
Онлайн-сервисы и тренажёры для ума под Andriod и iOS развлекают пользователей и приносят миллионы долларов разработчикам. Маркетологи уверяют, что использование игр для тренировки мозга поможет улучшить память, ускорить реакции, увеличить объём внимания и повысить креативность. Но так ли это и что же на самом деле можно развить, выполняя задания на сайте или в смартфоне — в блоге онлайн-школы «Фоксфорд».
Невероятно, но факт: тренажёры для мозга улучшают способность выполнять задания на сайте и решать игровые задачи на смартфоне. И всё? Ну почти. Электростимуляторы для похудения, изучение иностранного языка во сне и приложения для ума — явления одного порядка. Природная лень одних постоянно вдохновляет других на подобные бизнес-идеи. Выручка компаний-разработчиков растёт с каждым годом, а популярность программ выражается в десятках миллионов скачиваний.
Наука VS индустрия
Производители сервисов и приложений для развития мозга всегда старались научно обосновать эффективность своих компьютерных программ. В конце концов учёным пришлось выступить с заявлением, чтобы прояснить ситуацию. В октябре 2014-го на сайте Стэнфордского университета появилось обращение к общественности: «Мы возражаем против утверждения, что игры для мозга предлагают потребителям научно обоснованный способ уменьшить или обратить снижение когнитивных функций».
Заявление подписали 69 ведущих специалистов в области психологии и неврологии. Пару месяцев спустя 100 других исследователей опубликовали ответное заявление, в котором частично соглашались с представителями Стэнфорда, при этом приводили 132 доказательства того «что компьютеризированный когнитивный тренинг может улучшить познавательные способности».
Оппоненты заявили, что 83 из 132 работ основаны на исследовании пожилых или людей, страдающих шизофренией, поэтому результаты этих специфических экспериментов нельзя распространить на других людей. Остальные полсотни работ не выдерживают строгой научной критики. В некоторых экспериментах, например, нет контрольных групп испытуемых.
Спор вызвал интерес в среде исследователей, и в октябре 2016 года Дэниэл Симонс опубликовал результаты аналитической работы группы экспертов. Команда учёных на протяжении двух лет внимательно изучала 374 исследования, на которые ссылаются ведущие компании-разработчики тренажёров для мозга.
Аналитики не обнаружили никаких убедительных признаков того, что улучшение навыков работы с приложением или онлайн-сервисом переходит на общие умственные способности человека и проявляется в повседневной жизни
«Навыки, которые вы тренируете, улучшаются, но они не переносятся и не обобщаются, — говорит Д. Симонс, — если же допустить, что какие-то эффекты переходят в реальный мир, остаётся неясным, стоит ли этот призрачный результат затраченных сил, времени и средств».
Не секрет, что создатели коммерческих приложений для мозга финансируют исследования их эффективности, вызывая недоверие к результатам подобных экспериментов. Дороти Бишоп, невролог Оксфордского университета: «Запуская коммерческий продукт до получения надёжных доказательств его эффективности, вы рискуете столкнуться с непреодолимыми трудностями получения таких доказательств в дальнейшем».
Причины неэффективности цифровых тренажёров для мозга
Почему соблазнительная идея улучшить свои умственные способности посредством видеоигр не подтверждается на практике?
Дело в том, что цифровые программы когнитивного тренинга задействуют в основном визуальное восприятие, гораздо реже слуховое и никогда не используют все ваши чувства. Проблему мультисенсорной тренировки мозга изучал нейробиолог доктор Луренс Кац. Он ввёл понятие «нейробики», то есть аэробики для мозга, и в 1998 году составил пособие из 83 упражнений, которые позволят сохранить умственную активность.
Предложенные упражнения задействуют несколько каналов восприятия информации. Например, он рекомендует чистить зубы неведущей рукой (левой для правшей и наоборот). С доктором Л.Кацем согласен президент программы нейропластической тренировки, которая реализуется в морской пехоте США: «Мы „аналоговые“, то есть не цифровые существа, и чем больше чувств мы задействуем в умственной деятельности, тем быстрее и сильнее формируются нейронные связи в мозге».
Большая часть компьютерных программ рекомендует посвящать упражнениям для мозга 20 минут в день. Это 120 часов в год или три полные рабочие недели
Вы можете потратить это время более эффективно, если хотите действительно развить способности, а не развлечься.
Вот, что действительно сделает вас более продуктивными: физические упражнения и медитация, игра на музыкальных инструментах и хобби, связанные с ручным трудом, а ещё изучение иностранного языка и игра в шахматы. Фитнес и творчество улучшат вашу память, повысят концентрацию и поднимут настроение.
Если же говорить о современных информационно-коммуникационных технологиях, то перед вами огромный выбор по-настоящему развивающих онлайн-сервисов и приложений для людей любого возраста. Маленьким детям подойдут интерактивные познавательные каналы и приложения, школьники могут улучшить учебную ситуацию с помощью онлайн-курсов по предметам, а взрослым, помимо всего прочего, доступны индивидуальный коучинг по скайпу, вебинары и видеокурсы. Однако стать лучшей версией себя, не вставая с дивана, всё-таки не получится, оставайтесь на связи с реальным миром и меньше проводите время онлайн.
игры и упражнения для тренировки зрительной, слуховой памяти
Содержание статьи
- Виды памяти
- У детей различных возрастов
- От года до 2 лет
- 2–4 года
- 5–6 лет
- Игры для 3–4 лет
- Для развития слуховой памяти
- Для зрительной памяти
- Игры для 5–6 лет
- Как развить память у ребенка?
Любой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, именно поэтому с детских лет окружает его заботой и вниманием. И очень важно уделять особое внимание развитию памяти у детей дошкольного возраста. К счастью, есть огромное количество различных игр, упражнений, которые помогут в легкой ненавязчивой форме достичь поставленной цели. Главный секрет успеха – систематичность занятий. Не стоит думать, что память улучшится за один раз. Надо настраивать себя и ребенка на регулярные тренировки.
Виды памяти
Чтобы понимать, что именно надо тренировать, следует коротко осветить теоретический аспект.
Исследователь Блонский П.П. выделил такие виды памяти:
- моторная;
- эмоциональная;
- образная;
- словесная.
Причем сам процесс развития памяти у малыша происходит именно в такой последовательности.
Кроме того, выделяют и такие виды:
- Краткосрочная. Запоминание важной информации на непродолжительное время. Например, мы увидели номер телефона, запомнили его, позвонили. А после – вспомнить уже не сможем, поскольку информация была «стерта».
- Долговременная. Откладывание данных на длительный срок. Причем это не обязательно именно информативный материал – отложиться могут воспоминания и впечатления, формируя жизненный опыт.
Память можно классифицировать на основании использования того или иного анализатора. Существуют такие ее виды:
- зрительная;
- слуховая;
- тактильная;
- эмоциональная;
- вербально-логическая.
Нередко в процессе запоминания участвует сразу несколько типов, но, как правило, у человека доминирует один.
У детей различных возрастов
Рассмотрим особенности развития памяти у малышей в зависимости от возраста. Новорожденные обладают моторной памятью, основой которой являются условные двигательные рефлексы. Проще говоря, ребенок запоминает свои основные действия и может требовать пищу каким-то определенным движением.
С5 месяцев начинается активное развитие эмоциональной памяти – кроха узнает маму, папу, радуется при их появлении. К 12 месяцам он уже запомнил достаточно большое количество предметов и может показывать на них головой по просьбе взрослого.
От года до 2 лет
Ребенок в этом возрасте должен выполнить главную задачу – научиться ходить. Границы его внешнего мира расширяются. Он узнает и запоминает много новой информации об окружающей действительности, ее объектах и реалиях. На первый план выходит формирование образной памяти, появляются первые осознанные воспоминания.
2–4 года
Происходит активное развитие речи, воспоминания обретают все большую четкость.
Особенности периода таковы:
- формирование долгосрочной памяти;
- запоминается прежде всего то, что затронуло эмоциональную сферу крохи;
- память непроизвольная, ребенок не стремится что-либо заучить;
- двигательная память позволяет улучшать физические умения и навыки – малыш учится прыгать, лазать;
- за один раз малыш способен запомнить не более 3 слов.
Словесная память объединена со смысловой, что делает возможным составление небольшого сюжетного рассказа.
5–6 лет
Продолжает развиваться наглядно-образная память. Ребенок лучше запоминает то, что вызвало в нем эмоциональный отклик, в то время как абстракции откладываются очень слабо и неохотно.
К концу дошкольного периода начинает формироваться произвольная память, то есть сознательное запоминание с целью последующего применения или воспроизведения. Ребенок учит стихи, песни, алфавит.
Сами воспоминания становятся более длительными, малыш может вспомнить события, произошедшие несколько недель назад, и рассказать о них.
Игры для 3–4 лет
Развить память у самых маленьких помогут веселые игры, погрузившись в которые, ребенок даже не заметит, что занимается важным делом. Приведем несколько примеров.
Для развития слуховой памяти
Детям непременно понравится играть в «Магазин». Кроме того, это забава поможет улучшить кратковременную слуховую память. Сначала нужно придумать и оборудовать магазин, в котором будет продаваться что-то, имеющееся дома. Это могут быть продукты питания, игрушки, одежда. Главное – чтобы малышу было интересно. Также допустимо использовать и предметные карточки.
Суть игры:
- Мама просит ребенка сходить за покупками.
- Товары, которые нужно купить, она озвучивает. Задача малыша – запомнить. Для начала список должен быть небольшим, включать 2–3 наименования, постепенно число увеличивается.
- Ребенок идет в «магазин», где мама уже преобразилась в продавца, и совершает покупки.
Если малыш не может запомнить, нужно подсказать ему, намекнуть на ассоциации. Например, если это молоко, можно попросить вспомнить, на чем мама варит кашу или что папа любит пить.
Еще один вариант – «Я скажу, а ты повтори». Взрослый перечисляет несколько слов, на первых этапах желательно одной смысловой группы – к примеру, растения. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести их. Постепенно число слов увеличивается, они подбираются в произвольном порядке, никак не связаны друг с другом.
Для зрительной памяти
Самая простая игра-тренировка «Восстанови ряд». Суть ее такова: мама расставляет на столе 3–4 игрушки в определенной последовательности, просит ребенка внимательно посмотреть на ряд, постараться его запомнить, после чего – отвернуться.
Далее следует переместить игрушки, сообщив малышу, что был ураган, нарушивший порядок. Задача ребенка – вспомнить и восстановить последовательность.
Варианты игры:
- Не менять местами, а убирать игрушки – ребенок должен назвать отсутствующую и показать ее место.
- Добавить предмет – малышу предстоит найти лишнее.
Постепенно количество игрушек следует увеличивать, перемещения делать все более масштабными.
Еще одна интересная игра для 3–4 лет, направленная на улучшение зрительной памяти, – «Повтори узор». Малыши очень любят рисовать, что и будем использовать.
Порядок действий таков:
- Мама рисует на листе простейший узор, например линию.
- Ребенок рассматривает ее в течение пары минут.
- Затем картинка убирается.
- Задача малыша – по памяти воспроизвести рисунок.
Постепенно задания становятся все более сложными, вместо узоров можно рисовать домики, цветы, растения, машинки, дополнять иллюстрацию мелкими деталями, прося ребенка воспроизвести как можно более точно.
Не заскучать поможет и «Запомни карточки». Мама подбирает материал одной тематики, например, овощи. И выкладывает карточки в определенной последовательности. Ребенок старается запомнить ее, а после того как картинки будут убраны – назвать все, что было на них изображено. Сначала карточек не должно быть очень много, 3–5 вполне достаточно. Постепенно число увеличивают, а время на запоминание, напротив, уменьшают.
Эта же игра научит малыша одному хитрому способу запоминаний – при помощи сочинения связного рассказа. Например, если это овощи, то можно придумать сказку, в которой грозный Лук держал в страхе своих поданных, мадам Капусту и мисс Морковь.
Следующая забава – «Пуговичный узор». Для нее потребуется несколько разноцветных пуговиц (их с успехом можно заменить какими-либо мелкими предметами, к примеру, нарезанными на квадраты кусочками цветной бумаги либо деталями от конструктора и мозаики). Вместе с ними можно использовать и счетные палочки, тогда последовательность получится более сложной.
Порядок действий:
- Мама выкладывает простой узор. Например, 2 синие пуговицы, 1 красная, 3 желтые.
- Ребенок некоторое время смотрит на узор.
- После этого пуговицы перемешиваются, а кроха должен постараться восстановить последовательность.
Вариант игры – не убирать узор, а вносить в него какие-то изменения, прося малыша выявить, что же произошло.
Если у ребенка не получается, он не может вспомнить, следует помочь ему, поскольку в противном случае он быстро утратит интерес, да и веру в свои силы.
Игры для 5–6 лет
Тренировать у ребенка память помогут такие игры:
- Запомни цифры. Мама показывает крохе несколько карточек с написанными числами, ребенок старается их запомнить. Потом воспроизводит на листе бумаги, стараясь соблюсти и порядок демонстрирования. Для начала следует использовать не более 2–3 цифр.
- Найди различия. Сначала нужно подобрать 2 картинки, практически полностью идентичные, но различающиеся в паре деталей. Ребенку показывают одну из них в течение определенного времени. Затем демонстрируют другую, первую убирают. Задача проста – найти, чем изображение отличается от первоначального. Упражнение тренирует и память, и внимательность.
- Повтори движения. Мама показывает крохе несколько (4–5) несложных движений, следующих одно за другим.
Например: поднимает левую руку, подпрыгивает, опускает руку, делает мах правой ногой, приседает. Ребенок должен повторить.
- Марионетка. Ребенок закрывает глаза. Мама проводит его по определенному маршруту, к примеру, 2 шага влево, 3 вперед. После чего кроха открывает глаза и повторяет перемещения.
- Восстанови пары. Несколько предметов раскладывают попарно, малыш старается запомнить их распределение, а затем – восстановить его.
Чтобы развивать зрительную память, вовсе не обязательно выделять специальное время. Тренировки легко проводить в любом удобном месте. Например, мама может показать крохе книжку в красивой обложке, дать время запомнить, а после – попросить описать, что было на картинке. Или задавать вопросы типа:
- Была ли лисичка на картинке?
- Какого цвета была шубка у зайки?
- Кто присутствовал на обложке?
Чтобы малышу не стало скучно, можно обыграть ситуацию, сделать вид, что сама мама забыла, что именно было нарисовано. Или же попросить кроху ответить на вопросы, чтобы помочь сказочному персонажу.
Если детей несколько, можно предложить им интересную забаву «Сыщики»: один из них становится «преступником», задача других – разоблачить его. Порядок действий:
- «Преступник» встает напротив «сыщиков».
- Взрослый пару минут рассказывает вводную часть, поясняет суть игры. Дети все это время смотрят на «бандита», стараясь запомнить как можно больше деталей его внешнего вида.
- После этого «бандит» уходит в другую комнату и что-то меняет в своем облике (маскируется).
- Далее выходит, задача сыщиков – увидеть, какие перемены произошли.
Если они смогут ответить на вопрос, то преступник считается пойманным, он меняется местами с одним из сыщиков. Если же нет – бандиту удалось скрыться от правосудия.
Вариант игры – «Опиши соседа». Сначала два ребенка смотрят друг на друга, потом отворачиваются и начинают по очереди называть признаки внешнего вида друг друга, например, синие джинсы, рубашка в клетку, юбка в цветок.
«Я знаю» – еще одна забава, любимая детьми, для нее потребуется мяч. Его отбивают от пола или стены и произносят: «Я – знаю – 5 – имен – девочек». После чего нужно, продолжая отбивать, перечислить эти имена. Аналогичным образом можно вспомнить 5 рек, морей, цветов, животных, птиц и так далее.
«Запомни пары слов». Сначала взрослый произносит несколько раз слова парами, например: «яблоко» и «грызть», «скакалка» и «прыгать». Пар не стоит составлять слишком много, для первых тренировок вполне достаточно 5–6 сочетаний. После того, как слова прозвучали, взрослый произносит одно слово из двойки, малыш должен вспомнить второе и назвать его.
Для одновременной тренировки слуховой и зрительной памяти можно сыграть в игру «Мы знаем все». Суть проста:
- Взрослый называет любой предмет, хорошо знакомый крохе. Например, яблоко.
- Задача ребенка – вспомнить этот предмет, представить его, а затем – назвать как можно больше всевозможных характеристик, включая форму, размер, цвет, вкус.
- Следующий шаг – нарисовать яблоко по памяти.
Постепенно называемые предметы следует усложнять.
Как развить память у ребенка?
Основным видом деятельности малышей является игра, поэтому и такое важное дело, как развитие памяти, должно проходить в рамках развлекательного процесса. Недопустимо заставлять ребенка заниматься, это навсегда убьет у него интерес к получению новых знаний. А использование современных игровых технологий позволит добиться отличного результата и весело провести время.
Тренировать память ребенка необходимо регулярно, систематически, предлагая крохе различные задания, чтобы уроки не надоели ему.
Специалисты рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:
- Чтобы ребенок лучше запомнил что-либо, следует задействовать как можно больше типов памяти.
Например, если нужно будет пересказать какой-то простой рассказ, для запоминания следует его прослушать, посмотреть картинки, нарисовать, проиграть.
- Добиваться правильного ответа любой ценой нельзя, малыш не должен уставать. Также недопустимо ругать ребенка, нервничать, злиться, если он не понимает задания. Пользу такие уроки не принесут. Лучше заниматься почаще, но понемногу.
- Разнообразие упражнений – гарантия того, что ребенок не утомится.
- Для продуктивной работы мозга необходим свежий воздух, поэтому часть занятий по развитию памяти можно проводить на улице.
Развитие памяти имеет огромное значение в процессе воспитания ребенка. Не стоит недооценивать важность подобных упражнений и игр, поскольку они создадут благоприятную почву для последующих успехов в учебной деятельности. Если упустить момент, то ребенок начнет испытывать трудности с выполнением задач, поскольку не сможет запомнить алгоритм действий, будет производить впечатление невнимательного и даже недостаточно развитого.
Все о BrianGymmer, затраты, преимущества, наука.
BrainGymmer — это онлайн-программа для тренировки мозга, которая предлагает игры для мозга, тесты для мозга и головоломки для тренировки мозга. BrainGymmer был разработан совместно с нейробиологами. Тысячи людей по всему миру каждый день используют BrainGymmer, чтобы тренировать свой мозг с помощью наших веселых и сложных упражнений.
Преимущества BrainGymmer
Тренировки с BrainGymmer стимулируют ваш мозг набираться сил и оставаться сильнее. Поскольку уровень сложности наших игр для мозга адаптируется к вашей игровой производительности, наши игры для мозга продолжают бросать вызов вашему мозгу.
Если ваш мозг работает лучше, вы будете лучше справляться с повседневными делами, такими как работа или учеба.
Различные исследования показывают, что здоровый, активный и регулярно нагруженный мозг делает вас здоровее и успешнее. Кроме того, здоровый и активный мозг защищает вас от первых принципов потери памяти, деменции, болезни Альцгеймера и других психических заболеваний.
Пользователи нашей платформы говорят нам, что они чувствуют себя более внимательными, менее забывчивыми и более сосредоточенными, независимо от их возраста.
Что вы тренируете с помощью BrainGymmer
Превращая научно обоснованные упражнения в игры, мы делаем тренировку мозга увлекательной и увлекательной. Благодаря увлекательному игровому процессу вы даже не заметите, что тренируетесь. Всего десять минут тренировки мозга в день уже улучшают когнитивные навыки, которые вы используете каждый день. Как ваша концентрация, память, внимание, скорость мышления, языковые навыки и математические навыки.
Какова стоимость?
После регистрации вы можете бесплатно использовать наши игры для мозга, тесты и упражнения. Однако у вас не будет доступа ко всей нашей программе тренировки мозга с бесплатной учетной записью.
Хотите разнообразить свои тренировки? Мы рекомендуем вам перейти на BrainGymmer Pro. С BrainGymmer Pro вы получите полный доступ ко всем играм для мозга и другим упражнениям для тренировки мозга.
Раздел Pro веб-сайта BrainGymmer предлагает вам следующие преимущества:
Доступ к более чем 30 играм для мозга;
Доступ к более чем 25 тестам мозга;
Обучение без рекламы;
Ежемесячно новые упражнения и тесты;
Мы отслеживаем для вас отчеты о проделанной работе;
И неограниченное использование BrainGymmer Pro.
Нажмите здесь, чтобы перейти на BrainGymmer Pro и воспользоваться всеми преимуществами нашей программы тренировки мозга.
Индекс пригодности мозга (BFI)
Ваш счет будет сохраняться при каждой сыгранной мозговой игре. Эта оценка основана на двух основных факторах, влияющих на ваши когнитивные способности: скорость реакции и точность. Индекс пригодности мозга (BFI) — это совокупная оценка, которая сравнивает вашу оценку с оценками других пользователей BrainGymmer. Вы можете сравнить это с показателем IQ. Ваш BFI измеряет, насколько хорошо вы работаете по сравнению с другими пользователями BrainGymmer в различных когнитивных областях. Вы можете сделать сравнение, нажав «Сравнить себя» на панели инструментов.
Кто использует BrainGymmer?
BrainGymmer был разработан, чтобы сделать тренировку мозга для молодых людей и взрослых увлекательной и увлекательной. В наши игры играют тысячи людей по всему миру. Большинство наших пользователей тренируются с BrainGymmer, чтобы оставаться в хорошей умственной форме, потому что они хотят бросить вызов и потому что им нравятся наши игры для мозга.
Есть также много пожилых людей и взрослых, которые занимаются гимнастикой для мозга с помощью наших интеллектуальных игр, чтобы тренировать свой мозг. Каждый может играть в наши мозговые игры, потому что они адаптируются к вашей собственной производительности. В результате наши игры подходят для психически здоровых людей, которые ищут способ оставаться в хорошей психической форме, а также в качестве упражнения для пациентов с черепно-мозговой травмой, которые играют в наши игры на своем уровне.
BrainGymmer также используется различными фондами, специализирующимися на поддержке людей с черепно-мозговой травмой. Эти люди, которые, например, перенесли инсульт, несчастный случай или опухоль головного мозга, обычно не могут просто вернуться на работу или в школу. Эти люди регулярно используют BrainGymmer в качестве метода упражнений. BFI помогает надзорным органам получить представление о прогрессе своих клиентов.
Мы в BrainGymmer гордимся тем, что наши игры помогают выздоравливать этим клиентам или, по крайней мере, помогают уменьшить последствия черепно-мозговой травмы. Если вы участвуете в такой организации и хотите использовать BrainGymmer для своих клиентов, свяжитесь с нами напрямую.
О разработчиках
BrainGymmer — это продукт компании Dezzel Media, основанной в Нидерландах в 2010 году с целью создания игровых инструментов для улучшения психического здоровья.
Как мы все знаем, растущая стоимость здравоохранения в сочетании со старением населения создает спрос на новые способы улучшения нашего физического и психического здоровья.
Подсчитано, что 25% населения земного шара столкнется с каким-либо психическим заболеванием или проблемой в жизни, причем слабоумие станет значительной частью этого.
Основой нашей работы является нейронаука, поэтому мы работаем вместе с уважаемыми университетами в этой области, чтобы постоянно улучшать и подтверждать нашу работу.
Команда BrainGymmer продолжает разрабатывать новые игры и улучшать существующие. Здесь нам нужен ваш вклад. У вас есть идея, как сделать наши игры более увлекательными и сложными для вас? Пожалуйста, дайте нам свой отзыв. Это можно сделать сразу после игры, нажав на «Отзыв». Но вы также можете отправить электронное письмо по адресу [email protected].
BrainGymmer для исследований
В последние годы мы создали специальные функции в BrainGymmer для поддержки научных исследований. В настоящее время BrainGymmer используется для исследований Амстердамским университетом, Медицинским центром VU, Калгарийским университетом, Маастрихтским университетом, Лейденским университетом, Гаагским университетом и Sophia Revalidation.
BrainGymmer в настоящее время используется для исследования:
• Эффекты когнитивной тренировки у детей с неврожденной травмой головного мозга;
• Когнитивные тренировочные эффекты шизофрении;
• Эффекты когнитивной тренировки после инсульта
Большим преимуществом использования BrainGymmer в научных исследованиях является то, что участникам нравится играть в наши мыслительные игры.
Итак, они готовы потратить время и закончить исследования. Это эффективный и простой способ для исследователей собирать данные.
Мы поддерживали различные научные исследования, создавая экспериментальные и контролируемые условия.
Когда вы готовитесь к исследованию и вам нужна платформа для когнитивного обучения, BrainGymmer — правильный выбор для вас!
Свяжитесь с нами, чтобы узнать, как мы можем поддержать ваши исследования с помощью BrainGymmer. Отправьте электронное письмо по адресу [email protected] или позвоните нам по телефону +31 36 711 61 58
Значение когнитивных навыков и их функционирование
Автор: Jasper10, март 2020 г.
Думать, учиться, запоминать и обращать внимание — это все стало возможным благодаря познанию. Умственные процессы познания и все задействованные навыки позволяют нашему мозгу делать то, что он делает. Без этих процессов и навыков вы бы не смогли вспомнить то счастливое детское воспоминание, не смогли бы ездить на работу и даже не смогли бы прочитать этот текст! Но как это работает? И как улучшить свои когнитивные способности? В этой статье мы объясним все, что вам нужно знать о когнитивных навыках.
Что такое познание?
Когнитивные функции — это психические процессы сбора и обработки информации для выполнения задачи. Это помогает нам использовать новые знания и принимать решения на основе ранее приобретенных знаний.
Проще говоря, это включает в себя все, что происходит в вашем мозгу, когда вы выполняете задачу. Это может быть так же просто, как ходьба, или так же сложно, как решение математического уравнения. Функционирование вашего познания основано на его предыдущем опыте, мы вернемся к этому в разделе «Как я могу улучшить свои когнитивные способности?» далее в этой статье.
Когнитивные способности обычно называют интеллектом. Насколько вы умны, также определяется определенными факторами. Вот некоторые из этих факторов:
- Понимание
- Самосознание
- Обучение
- Эмоциональное знание и признание
- Планирование
- Рассуждение
- Решение проблем
- Творчество
Мы определяем интеллект как способность решать проблемы, адаптироваться к ситуациям и учиться на собственном опыте. Факторы, которые используются для определения того, насколько вы умны, можно подразделить на различные когнитивные навыки.
Что такое когнитивные навыки?
В когнитивные процессы вовлечены различные когнитивные навыки. Когнитивные навыки — это основные навыки, которые ваш мозг использует, чтобы думать, учиться, запоминать, рассуждать и концентрировать внимание. Эти когнитивные навыки играют огромную роль в выполнении как больших и сложных задач, так и более мелких и простых задач, таких как чтение. Хотя их часто объясняют как отдельные предметы, они всегда взаимосвязаны. Во время некоторых когнитивных процессов когнитивные навыки могут даже накладываться друг на друга. Например, когда вы учитесь по книге, вам нужно как внимание, чтобы оставаться сосредоточенным, так и память, чтобы помнить, что вы только что прочитали. Без любого из них вы бы вообще не смогли читать или просто забыли бы то, что прочитали.
К основным когнитивным навыкам относятся:
Память
Ваша память играет роль во всех когнитивных процессах. Это позволяет вам запоминать все виды информации, такие как воспоминания, общеизвестные сведения и т. д. Ваша память способна хранить эту информацию от нескольких секунд до всей жизни.
Подумайте о жизни без вашей памяти, без способности помнить. Вы не сможете вспомнить окружающих вас людей, вы не вспомните свои детские воспоминания и даже не будете знать, как ходить, говорить, есть и т. д.
Когнитивные нарушения могут быть вызваны психическими заболеваниями, такими как деменция. Люди, страдающие деменцией, постепенно теряют способность запоминать новые вещи или даже вспоминать старые воспоминания.
Внимание
Внимание — это способность выбирать релевантные раздражители и фокусироваться на них. Это процесс отбора как внешних раздражителей, таких как звук, запах, ощущения и т. д., так и внутренних раздражителей, таких как ваши мысли. Сосредоточение помогает игнорировать ненужные раздражители при выполнении повседневных задач. Чтобы привести наглядный пример, подумайте о ситуации, когда вы читаете книгу в автобусе. Без внимания это было бы невозможно. Вам не только будет не хватать концентрации, чтобы действительно читать, но и ваш мозг попытается обработать все стимулы одновременно. Например, разговоры людей, звук автобуса, различные запахи или даже свет солнца. Людям с проблемами внимания, такими как СДВГ, особенно сложно сосредоточиться.
Восприятие
Ваше восприятие – это процесс захвата, обработки и осмысления стимулов, получаемых вашими органами чувств. Это включает зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. То, как вы воспринимаете эту информацию, зависит от того, как вы интерпретируете различные стимулы.
Как вы, вероятно, представляете, без вашего восприятия вам не обойтись. Без восприятия вы не сможете интерпретировать различные стимулы. Без зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса невозможно ничего сделать. Однако часто видно, что люди, у которых отсутствует одно чувство, например слепые, развивают более сильное восприятие своих других чувств, чтобы компенсировать это. Людям, которые страдают от нарушений органов чувств, таких как шум в ушах, труднее воспринимать информацию от других органов чувств, поскольку они отвлекаются на неправильное восприятие одного органа чувств.
Логическое мышление
Логическое мышление — это процесс последовательных рассуждений, направленных на заключение. Во время этого процесса вы используете рациональную и систематическую серию шагов, чтобы прийти к заключению. Структурирование, заключение отношений между фактами и рассуждениями являются важным аспектом логического мышления.
Возьмем отношения между фактами в качестве примера важности логического мышления. В прошлый раз, когда шел дождь и вы вышли без зонта, вы промокли. Итак, выйдя под дождь без зонта (факт 1), вы промокнете (факт 2). Этот очевидный пример — один из многих моментов, когда вы используете логическое мышление, даже не осознавая этого. Способность формировать логические связи между информацией, которая явно не связана, также является тем, что отличает наш способ мышления от бинарных систем, таких как компьютеры.
Скорость мышления
Скорость мышления или скорость обработки — это скорость, с которой вы можете усваивать новую информацию, оценивать информацию и формулировать ответ на эту информацию. Проще говоря, это время между получением и реакцией на стимул.
Быстрая скорость мышления может быть действительно полезной и облегчить жизнь. Возьмем, к примеру, очередь в магазине. Вы стоите в очереди с продуктами в корзине. Но вы вдруг не уверены, достаточно ли у вас наличных денег, чтобы заплатить за продукты. Если вы достаточно быстры, вы можете рассчитать стоимость продуктов, еще стоя в очереди.
Когнитивный процесс и связанные с ним навыки
Как уже упоминалось, психический процесс, который мы называем когнитивным функционированием, принимает решения на основе ранее приобретенных знаний. Вы не сможете делать или знать что-то, чему вы не научились раньше. При этом приобретаются знания, а предыдущий опыт обучения сохраняется в памяти. Когда кто-то, кого вы не знаете, представляет себя, вы узнаете его или ее имя. Это имя будет сохранено в памяти до тех пор, пока вы не забудете его позже.
В течение дня вы получаете всевозможные стимулы через органы чувств. Вы используете свое внимание, чтобы сосредоточиться на релевантных стимулах, игнорируя при этом нерелевантные стимулы. Все эти стимулы проходят через вашу память в ту часть вашего мозга, которая отвечает за логическое мышление и скорость вашего мышления. Возможно, вы уже получали точно такие же стимулы ранее, и ваш мозг сохранил их в памяти. Или ваш мозг может установить связь между новыми стимулами и чем-то, что уже хранится в памяти. Это может повлиять на вашу реакцию на эти раздражители.
Например, однажды вы поранились, споткнувшись ногой об угол стола. В следующий раз, когда вы будете проходить мимо того же стола, есть шанс, что вы вспомните, как споткнулись о него. Из-за этого вашей следующей реакцией на этот стол будет обойти его немного шире.
Изображение ниже визуализирует процесс, который мы только что объяснили. Это еще раз показывает, что когнитивные навыки, которые вы используете во время общего когнитивного функционирования, могут взаимодействовать или даже перекрывать друг друга.
Пример когнитивных навыков на практике
Давайте вернемся к предыдущему примеру, где мы споткнулись, и разберем его на этапы, которые происходят в когнитивном процессе. Сначала ваши органы чувств получают всю информацию об окружающем, которая принадлежит вашему восприятию . Чтобы предотвратить перегрузку информацией, ваш мозг отфильтровывает все нерелевантные стимулы и сосредотачивается на том, что важно.
Затем настало время воспоминаний , потому что, если вы не хотите снова пострадать, вам нужно вспомнить, как вы причиняли себе боль в прошлый раз. Предыдущий момент, когда вы поранились за этим столом, хранится в вашей памяти.
Комбинация отфильтрованных стимулов, полученных вашими органами чувств, и воспоминаний о том, как вы в прошлый раз проходили мимо этого стола, перейдет к фазе принятия решения. Думая достаточно быстро и логично, ваш мозг посылает сообщение о том, что на этот раз вам нужно сделать что-то другое. В результате держитесь на немного большем расстоянии от стола, когда проходите мимо него.
Уровень когнитивных навыков
Уровень каждого из ваших когнитивных навыков может варьироваться. В зависимости от того, в какой степени практикуется навык, методы обучения, способы запоминания вещей и то, как вы интерпретируете стимулы, влияют на уровень каждого навыка.
Допустим, один человек работал в сфере общественного питания, требуя быстрой реакции, которая относительно проста. Этот человек будет в основном развит в скорости мышления. Однако у архитектора будет более развито логическое мышление, поскольку этот человек, как правило, будет работать с более сложными ситуациями, которые требуют меньше времени.
Развитие познавательных способностей начинается в раннем детстве. Хотя большая часть развития когнитивных навыков происходит в раннем детстве, это развитие продолжается большую часть вашей жизни. Это можно объяснить тем, что детям все еще нужно многому научиться, потому что вы не сможете знать или делать то, чему еще не научились. В то время как у взрослых было гораздо больше опыта, в результате которого их мозг адаптировался и, таким образом, достиг определенного уровня когнитивных навыков.
В то же время многие факторы могут негативно влиять на когнитивное функционирование вашего мозга на протяжении всей жизни.
Что вызывает снижение когнитивных функций?
На уровень ваших когнитивных способностей может влиять множество факторов как положительно, так и отрицательно. Хотя вы можете не контролировать все эти факторы, есть некоторые факторы, на которые вы можете оказать положительное влияние. Некоторые примеры причин снижения когнитивных функций:
- Старение
- Травма головы
- Психические заболевания, такие как деменция
- Дефицит витаминов и других основных питательных веществ
- Психическое заболевание
- Злоупотребление алкоголем или наркотиками
Степень воздействия приведенных выше примеров на снижение когнитивных функций очень специфична для каждой отдельной ситуации. Некоторые люди испытывают снижение когнитивных функций по мере взросления, в то время как другие люди по-прежнему будут испытывать ту же силу своих когнитивных навыков, что и в свои 20 лет.
Как я могу улучшить свои когнитивные способности?
Уровни когнитивных способностей различаются у разных людей, это результат адаптации мозга к раздражителям, которые он получает в течение жизни, и к внешним факторам, как упоминалось выше. Многие исследования показали, что мозг способен меняться на протяжении всей жизни, выращивая новые клетки и создавая новые связи. Эти изменения называются нейропластичностью и могут улучшить когнитивные функции. Вы можете сравнить это с тем, как мы способны тренировать свои мышцы. Хотя часть того, как работает ваше тело, зависит от генетики, марафон, скорее всего, произойдет после нескольких недель тренировок. Тренировка вашего мозга очень похожа: когда вы его правильно стимулируете, он привыкает к тому, что определенные навыки используются чаще, и тем самым развивает их дальше.