Игры – эксперименты для младших дошкольников
Савельева М.С., воспитатель
Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Игры-эксперименты помогают ребенку познавать свойства предметов, веществ, знакомят с природными явлениями.
Пейте куклы вкусный сок
Цель: выявить свойство воды и красок, способность воды растворять краски изменять цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
— Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (и вы закройте глазки).
— Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (покажите пальчиком, где какая).
— Как красиво! – восхитилась мама.
Воспитатель:
— Ребята, давайте приготовим с вами разноцветный сок для кукол.
— Если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?
(красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя — в ежевичный)
— А сейчас накроем на стол и угостим кукол напитками.
Тает льдинка
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: лёд, пластиковые тарелочки, прозрачные стаканчики с теплой и холодной водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку-сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Воспитатель: — Положим кусочек льда на тарелочку и посмотрим, что же произойдет.
— Откуда появилась вода?
— Правильно, лед начал таять и превратился в воду.
Воспитатель:
— Ребята, а теперь давайте проверим, в какой воде лед быстрее растает.
Перед детьми по два стаканчика. Воспитатель наливает в один стакан теплую подкрашенную воду, в другой холодную воду. Дети опускают в воду кусочки льда и наблюдают как быстро он тает.
Воспитатель: — В какой воде лед растаял быстрее? Правильно, в теплой, значит, от тепла лед тает.
Считалочка-купалочка
Цель: познакомить со свойствами воды – льётся, движется.
Материал: ванночка с водой,
Ход игры — эксперимента
Художественное слово
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу»)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Воспитатель предлагает детям поиграть с водой, обращает их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.
Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что вода двигается, её можно собрать различными предметами – губкой, грушей.
Материал: поролоновая губка, резиновая груша, ванночка с водой, емкости для воды, салфетки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось — ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий — никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! — думала водичка. — А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Воспитатель:
— Ребята, давайте, и мы попробуем переместить воду.
Воспитатель предлагает ребенку опустить в тазик с водой поролоновую губку.
Воспитатель:
— Куда делась вода? (впиталась в губку)
Затем воспитатель предлагает ребенку отжать губку в другой тазик.
— Вода снова появилась.
Воспитатель:
— А теперь попробуем переместить воду с помощью резиновой груши.
Дети набирают воду в резиновую грушу и выливают в пустую емкость.
Почему кораблики не плывут
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры — эксперимента
Художественное слово
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» — сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Воспитатель предлагает детям опустить кораблики в ванночку с водой.
— Ребята, плывут кораблики?
— Почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли?
(предложения детей)
— Где «взять» ветер?
Дети дуют на кораблики, создают ветер.
Игры-эксперименты как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
Китайская народная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Данное высказывание раскрывает суть экспериментальной деятельности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Игры-эксперименты помогают ребенку познавать свойства предметов, веществ, знакомят с природными явлениями.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, которая проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок расширяет свои представление об окружающем мире. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребёнок ставит определённые цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника.
В группах младшего дошкольного возраста игры-эксперименты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Эксперименты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть организованной деятельности. Также экспериментальной деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Игры-эксперименты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с двумя-тремя детьми. Проводить эксперименты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого эксперимента снижается.
Игра-эксперимент «Пейте, куклы, вкусный сок!»
Цель: выявить свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход игры-эксперимента:
Предложить детям приготовить для кукол разноцветный сок, постараться привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накрыть на стол, расставить стаканы, усадить кукол, угостить напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя — в ежевичный.
Игры-эксперименты со светом
Игра 1. «Солнечный зайчик»
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Материал: маленькие зеркала, солнечный свет.
Ход игры-эксперимента:
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймать с помощью зеркальца лучик и постараться обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.
Игра 2. «Тень»
Цель: познакомить детей со свойством солнечного света.
Ход игры-эксперимента: Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.
Игра-эксперимент «Тает льдинка»
Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово. Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Положить кусочек льда на ложку и подогреть его над пламенем свечи: «Посмотрите, вот лёд. Давайте его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налить горячую воду (её можно подкрасить), опустить кусочек льда и понаблюдать, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Игра-эксперимент «Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово.
— Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой
— Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налить в ванночку воды и дать малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросить несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложить малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Игра-эксперимент «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что вода двигается, её можно собрать различными предметами – губкой, грушей.
Материал: поролоновая губка, резиновая груша, ванночка с водой, емкости для воды, салфетки.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово. Налили водичку в ванночку и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из ванночки вылезти, да не получилось — ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в ванночке тихий — никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?», взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! — думала водичка. — А сидела бы я в своей ванночке и этой красоты не увидела бы!»
Игра-эксперимент «Считалочка-купалочка»
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово.
Варим кашу для малышек, (крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу»)
Тесто делаем для пышек, (месим воду, как тесто)
Сладким чаем угощаем, (набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну)
Ну, а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а также она переливается, льётся.
Игра-эксперимент «Пенный замок»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово.
У нас из пены на глазах
Замок вырастет сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налить немного средства для мытья посуды, добавить воды и размешать. Взять широкую коктейльную трубочку, опустить в миску и дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
Игра-эксперимент «Сказка о камешке»
Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово. На берегу озера лежал маленький камешек.
Взять несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполнить ванну или тазик водой. Дать ребёнку один из предметов и попросить опустить в воду. При этом говорить ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».
Игра-эксперимент «Почему кораблики не плывут»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» — сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложить детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросить плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
Игры-эксперименты с бумагой
Игра 1. «Рвем бумагу»
Содержание и оборудование: Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию.
Игра 2. «Бумажные комочки»
Содержание и оборудование: познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
Игра 3. «Бумажные полоски»
Содержание и оборудование: Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
|
| |||||||||||||||||||||||||||
0065 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
Games and Game Theory Science Fair Projects and Experiments
Middle / High School — Grades 7-12
P =Project    E =Experiment
Исследовательские математические игры [ Р ]
Шоколадные Игры [ Р ]
Новые шоколадные игры Варианты игры Ним; Максимизация чашки, сделанной из квадратного листа бумаги [ Р ]
Использование физики в видеоиграх [ Э ]
Создайте видеоигру с помощью GameMaker и поэкспериментируйте с тем, как размер и расположение хитбокса влияют на игровой счет.

Создание дружественной к океану видеоигры о рыбалке [ Э ]
Определить лучший алгоритм для стратегических игр. [ Э ]
Изучить основы теории комбинаторных игр на примере игры Ним. [ Р ] [ Р ]
Повторяющаяся дилемма заключенного [ Э ]
Влияние стартового положения игрока в игре «Риск» [ Э ]
Использование игры Connect-Four для изучения искусственного интеллекта [ Э ]
Математика открыта или изобретена? [ Э ]
Изучите игру Иосифа Флавия и другие комбинаторные игры. [ Р ]
Разработка алгоритма сборки кубика Рубика [ Е ]
Узнайте, как делать узоры из кубика Рубика. [ Э ]
Шаблоны решения судоку [ Э ]
Проверьте, является ли выигрыш в бинго случайным. [ Э ]
Какой алгоритм является наиболее эффективным в решении звезды Александра? [ Э ]
Написание решателя кубика Рубика с помощью Mathematica [ Э ]
Напишите программу JavaScript Sudoku Corrector и проверьте, насколько быстро она работает в Mozilla Firefox, Internet Explorer, ПК и ноутбуках.

Используйте коэффициенты и другие различные математические формулы, чтобы попытаться найти закономерность в предложениях Банкира в игровом шоу «Сделка или нет», и, если закономерность будет найдена, могу ли я использовать ее, чтобы попытаться определить, знает ли Банкир, что внутри корпуса? [ Э ]
Разработайте алгоритм сборки кубика Рубика, используя три набора ходов, каждый из которых выполняет определенную функцию. [ Э ] [ Э ]
Какой самый быстрый способ собрать кубик Рубика? [ Е ] [ Э ]
Лучшая недвижимость для покупки в игре «Монополия» [ Э ] [ Э ]
Посмотрите, помогает ли теория игр, изобретенная Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном, повысить ваши шансы, когда вы участвуете в азартной игре, по сравнению с использованием более традиционных факторов, таких как удача, догадки или подсчет карт. [ Э ] [ Э ]
Определите, выберет ли игрок в соревновании с нулевой суммой двух игроков кажущуюся более мощной стратегию или выберет менее очевидную стратегию, рекомендованную теорией игр, в попытке перехитрить противника.
