развиваем двигательную, образную и эмоциональную память
Ребёнок часто отвлекается, переключает своё внимание с одного предмета на другой, не может запомнить предложенную ему информацию. Действительно ли малыш такой невнимательный или ему просто неинтересно на занятиях? На что стоит обратить внимание родителям, и как развить произвольную память ребёнка.
Аудио-версия статьи «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Содержание
Игры и упражнения для развития двигательной памяти
Игры и упражнения для развития образной памяти
- Зрительная память
- Слуховая память
- Обонятельная и осязательная память
- Вкусовая память
Игры и упражнения для развития эмоциональной памяти
Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти
Память у ребёнка 6-7 лет развивается очень интенсивно. Дошкольники могут запоминать внушительный объём информации. При этом часто это бывает услышанная реклама, имена любимых персонажей или марки автомобилей, а вот материал, который преподают на уроках, даётся с трудом. Почему так происходит? Всё дело в произвольном и непроизвольном внимании. Всё, что вызывает интерес, запоминается само собой, без особого труда. А то, что требует воспитатель или учитель, основывается на произвольном запоминании. Этот навык необходимо тренировать.
В зависимости от того, как мы воспринимаем информацию, память можно поделить на несколько видов: моторную, образную, эмоциональную и вербальную. В свою очередь, образная память подразделяется на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Развивать каждый из видов памяти лучше всего в игровой форме. Предлагаем вам десятки интересных заданий, которые помогут улучшить память ребёнка 6-7 лет.
Игры и упражнения для развития двигательной памяти
Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. С помощью неё формируются такие умения и навыки, как ходьба, письмо, езда на велосипеде, печатание на клавиатуре, плавание и т.д. Двигательная память работает с самого раннего возраста, когда малыш начинает ползать, вставать, ходить, кушать ложкой, пить из кружки.
Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.
«Слушай и исполняй». Родитель придумывает несколько движений и называет их ребёнку не показывая. Задача малыша – понять, о чём идёт речь, и воспроизвести действия в нужной последовательности. Например: подбеги к столу, попрыгай на одной ноге, подбрось мяч и сделай хлопок, присядь, ляг на спину.
«Повторяй за мной». Ведущий встаёт в центр и начинает показывать комплекс движений под музыку. Ребёнок повторяет за ним. Как только один круг упражнений будет пройден, музыка ускоряется. Нужно продемонстрировать всё тоже, но быстрее.
Увеличиваем скорость до тех пор, пока малыш не начнёт путаться. Чем больше количество движений в комплексе, тем сложнее.
«Лабиринт». Ребёнок становится в любом месте комнаты – это будет «отправная точка». Взрослый диктует ему маршрут: 2 шага вправо, 1 вперёд, 3 назад, 2 влево и т.д. Малыш запоминает указания и двигается в соответствии с ними. В зависимости от того, как ребёнок будет справляться с заданием, можно увеличивать маршрут, дополняя его новыми деталями: прыжками, приседаниями, хлопками.
«Крокодил». Популярная игра для больших компаний. Ребёнок загадывает любое животное. Затем выходит в центр и пробует с помощью жестов и движений описать того, кого загадал. Участники начинают по очереди угадывать загаданное животное. Тот, кто ответит верно, становится на место ведущего. Игра продолжается. Можно усложнить правила, отведя на угадывание определённое количество времени, например, 5 минут.
«Птицы – цветы – деревья». Дайте малышу задание: когда прозвучит название цветка, нужно присесть, если услышал про птицу – взмахни руками, названо любое из деревьев – сделай руки в бок.
Пример для игры: ворона, роза, тополь, колокольчик, синичка, липа, филин, астра, ромашка, воробей, ива, одуванчик, ёлка, цапля, лилия, берёза, василёк.
Игры и упражнения для развития образной памяти
Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно.
Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.
Зрительная память
Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений. Он особенно хорошо развит, к примеру, у художников. Для детей-визуалов отлично подходят всевозможные наглядные пособия. Чтобы развить зрительную память, предлагаем несколько заданий.
«Найди отличия». Одна из самых распространённых игр – поиск отличий на картинках. На двух схожих изображениях есть несколько различных деталей, которые сразу и не заметишь.
Чтобы справиться с заданием, нужно быть внимательным и сосредоточенным. Выбирайте картинки с любимыми героями ребёнка или интересными ситуациями. Дошкольнику 6 лет вполне под силу отыскать порядка 10 непохожих друг на друга элементов. Когда малыш начнёт без труда справляться с заданием, предложите ему картинки с множеством мелких деталей. Можно устроить поиск отличий на время. Подборку заданий можно скачать у нас на сайте по ссылке ниже.
Скачать 10 картинок«Чего не хватает?». Покажите малышу рисунок с недостающими элементами, например, дом без окна, автомобиль без колеса или кошку без хвоста. Уберите картинку и предложите ребёнку назвать, какие детали забыл изобразить художник.
«10 картинок». Положите перед ребёнком 10-15 карточек, на которых изображены хорошо знакомые ему предметы. Дайте время всё внимательно рассмотреть. Затем спрячьте карточки, подождите полминуты и попросите малыша вспомнить, что он видел. Так можно проверить работу кратковременной памяти. Если ребёнок назовёт 6-7 предметов, то это хороший результат. Затем дайте посмотреть те картинки, которые остались забыты.
Спустя 10 минут, а потом ещё через час попросите снова назвать карточки. На этот раз начнёт работать долговременная память. Хорошо, если ребёнок вспомнит 7-8 предметов из 10.
«Расставь точки». Подготовьте два квадрата. На одном расставьте несколько точек и покажите ребёнку в течение нескольких секунд. Первый квадрат закройте. Задача ребёнка – расположить точки в том же порядке на втором пустом квадрате.
Слуховая память
Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется. Чтобы развить этот вид памяти, предлагаем несколько простых игр.
«Игра в слова». Назовите ребёнку несколько слов и попросите запомнить их. Например: весна, ворона, вечер, вода, ворота, вишня. Предложите воспроизвести слова в том же порядке. Есть ли у них что-то общее? Напиши букву «В».
«Читаем и спрашиваем». Выберите любой рассказ или сказку, интересную ребёнку. Прочтите один абзац или страницу, затем остановитесь и спросите у малыша: «что произошло в истории?», «как зовут главного героя?», «куда отправилась девочка?». Пусть ребёнок попробует рассказать своими словами, о чём вы только что прочитали.
Возможно, сначала малышу будет сложно, помогите ему справиться с заданием и продолжите чтение. Не нужно останавливаться на каждой странице, устраивайте подобные тренировки время от времени. Так ребёнок не утомится и не потеряет интерес к совместному чтению.
«Рассказываем сказку». Все участники игры садятся в круг. Первый человек начинает придумывать историю, произносит 1-2 фразы. После чего ход переходит к следующему по часовой стрелке, тот продолжает рассказ, добавляя свои предложения. Игра длится до тех пор, пока сказка не завершится логически.
«Запретное слово». Такая игра отлично развивает внимательность малыша, его сообразительность. Заранее определите, какое слово будет запретным, например, при ответе нельзя говорить «Нет». Родители задают вопросы, часто с подвохом: «Брюки носят на голове?», «А корова любит конфеты?», «Когда ты ложишься спать, на улице светло?». Задача ребёнка – отвечать «не носят», «не любит», «темно».
Если же малыш собьётся и скажет «Нет», он проиграет. Многим мамам и папам знакомы подобные забавы с детства, к примеру «Да и нет не говорите, чёрное с белым не берите». Пришло время поиграть в них со своими детьми.
«10 цифр». Продиктуйте ребёнку цифры от 1 до 10 в любой последовательности. Задача малыша – постараться запомнить порядок и повторить за вами.
Обонятельная и осязательная память
Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.
«Узнай предмет». Соберите в непрозрачный пакет 10 разных вещей. Это может быть карандаш, губка, пуговица, ключи, игрушка, носок. Ребёнок закрывает глаза и начинает по очереди вытягивать предметы из мешочка. Его задача – без подсказок догадаться, что у него в руках. Когда все предметы будут угаданы, попросите перечислить всё, что было в мешке, в той последовательности, в которой ребёнок доставал вещи.
«Запахи и звуки». Предложите ребёнку представить, что на улице дождливо. Какие образы у него в голове возникают? Попросите рассказать, что он видит. Помнит ли он, как шумит дождь?
А что происходит с природой, когда начинает выглядывать солнышко? Какие запахи чувствует малыш? Можно ли их с чем-то сравнить?
«Что растёт в лесу?». Вам понадобятся ёмкости, в которых будут «храниться» разные лесные ароматы. Например, еловая веточка, сирень, смола. Если природный материал взять проблематично, то для игры вполне можно использовать ароматическую соль. Предложите ребёнку закрыть глаза и мысленно пройтись по лесу. На него нельзя посмотреть, но можно ощутить запахи. Дайте понюхать каждую баночку и определить, какое растение так пахнет.
«Запомни фигуру». Разложите перед ребёнком несколько разных геометрических форм, например, куб, шар, звезду, цилиндр и т.д. Малыш должен с завязанными глазами ощупать их, назвать, что за фигура перед ним и запомнить порядок, в котором они лежат. После чего дошкольник открывает глаза, находит нужные формы и выстраивает их в той же последовательности.
«Тёплый – холодный, сухой – мокрый». Приготовьте несколько предметов, которые будут отличаться качеством: температурой, рельефом, мягкостью. Это может быть кусочек льда, грелка, влажная тряпочка, кусочек сухой ткани, мягкая игрушка, камень и т.д.
Пусть ребёнок потрогает каждый предмет и расскажет, что он собой представляет. Затем закройте ему глаза и предложите потрогать те же вещи, описав их по ощущениям. Например, я взял мокрую и прохладную губку.
Вкусовая память
Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов. Для тренировки вкусовой памяти предлагаем следующие игры.
«Вкус фруктов». Попросите малыша представить лимон. Пусть попробует вспомнить, как он пахнет и какой у него вкус. Какие ощущения возникают, если вообразить, что лимон лежит в руке? Предложите нарисовать фрукт.
После чего попросите таким же образом представить апельсин. Чем отличаются фрукты, а чем похожи?
«Я бы съел…». Все участники игры усаживаются в круг. Каждый задумывает что-нибудь съедобное. Затем игроки по очереди описывают этот продукт. Задача остальных – понять, о чём идёт речь.
«У меня на язычке…». Подготовьте фрукты и овощи. Затем завяжите ребёнку глаза, положите ему на язык небольшой кусочек апельсина, банана или морковки. Малыш должен понять, что же у него во рту.
Игры и упражнения для развития эмоциональной памяти
Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг.
Например, когда малыш обжигается об утюг или его кусает собака, то в будущем эти впечатления, как правило, ограничивают его любопытство. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам. Обращайте внимание малыша на незнакомые запахи, звуки, цвета, ощущения.
«Эмоции персонажей». Для занятия подготовьте несколько картинок с разными эмоциями. Скачать карточки с эмоциями можно у нас на сайте по ссылке ниже.
Разложите их перед ребёнком. Начните читать рассказ. Малыш должен внимательно слушать, в тот момент, когда кто-то из персонажей огорчится или, наоборот, обрадуется, ребёнку нужно поднять соответствующую картинку. Следите за тем, чтобы поднятая карточка верно отражала эмоциональное состояние героя.
Для усложнения игры можно попросить ребёнка самому выдумать историю, в которой персонажи будут испытывать эмоции, показанные на картинках.
«Снежки». Предложите ребёнку вспомнить игру в снежки. Пусть он представит снег, как он хрустит под ногами, блестит на солнышке. Вообразите, что вы делаете шарики из снега и играете. Что малыш чувствует при этом?
«Важное событие». Сядьте рядом с ребёнком и вместе вспомните события прошлого дня. Что вчера было? Что запомнилось больше всего и почему? Какое у тебя было настроение? Затем подготовьте несколько семейных фотографий, которые были сделаны неделю, месяц или полгода назад. Это может быть поездка за город, в гости к бабушке, поход в кино, прогулка по парку и т.д. Спросите, что это за события? Что понравилось, а что огорчило ребёнка?
Важно выбирать те происшествия, которые оставили яркий след. Ведь именно сильные эмоции запоминаются лучше всего. Малыш, рассматривая фотографии, снова будет мысленно переживать испытанные в прошлом чувства.
«Плохое и хорошее». Подберите изображения, которые вызывают положительные и отрицательные чувства. Например, сладости или картинка с мальчиком, который разбил коленку. Затем по очереди показывайте их ребёнку. Малыш должен рассказать о своих эмоциях при виде этих карточек. Когда речь будет заходить об отрицательных чувствах, поинтересуйтесь, как бы ваш ребёнок помог тому, кто нарисован на картинке. Затем предложите ребёнку вспомнить собственные положительные и отрицательные чувства, которые он испытывал в последнее время.
Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти
Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.
«Послушай и запомни». Придумайте пять пар слов. В каждой паре слова должны быть связаны логически. Например: море – корабль, туча – дождь, медведь – мёд, краски – альбом, автомобиль – путешествие.
После чего называйте по одному слову из каждой пары, ребёнок должен вспомнить второе слово. Затем поменяйтесь ролями. Чтобы усложнить задание, увеличивайте количество пар.
«Сравни». Придумайте два близких по смыслу предмета, например, цветы – трава, комар – бабочка, кошка – леопард. Попросите дошкольника рассказать, что у них общего, и чем отличаются. Ребёнок в 6-7 лет способен выделять и называть главные признаки предметов.
«Пары картинок». Возьмите 5-6 пар карточек и разложите их перед ребёнком. В каждой паре картинки связаны друг с другом по смыслу. Так, изображение дерева находится рядом с рисунком леса, а резиновые сапоги в паре с зонтом. Пусть малыш в течение 1-2 минут внимательно рассмотрит все карточки и запомнит их. Затем спрячьте один ряд картинок и попросите ребёнка назвать недостающую пару.
«Рисуем стихотворение». Прочтите ребёнку небольшое стихотворение. После чего попросите его изобразить с помощью красок на листке бумаги то, о чём там говорилось. В завершение выучите стихотворение.
«Четвёртый лишний». Перед ребёнком разложено четыре изображения. Три из них объединены по общему признаку, четвёртое отличается. Малышу нужно понять, что в ряду лишнее и почему. Выбор для ребят старшего дошкольного возраста должен соответствовать их знаниям и не быть слишком очевидным.
Например, на карточках изображены четыре животных: зебра, жираф, носорог, корова. Лишней здесь будет корова, потому что это домашнее животное. Другие – животные Африки.
Встречаются и неоднозначные варианты ответов. Если ребёнок может логически объяснить, почему он выбрал тот или иной предмет, это тоже будет правильно.
Скачать 6 карточек«Пересказ истории». Выберите одну небольшую историю, состоящую из 5-6 предложений. Прочтите её ребёнку и попросите пересказать. Пример рассказа:
«Жили-были ребята. Купила им бабушка лошадку-каталку. Захотели дети на ней катать зайку и мишку. Здорово играли. Неожиданно лошадка не стала качаться. Посмотрели ребята, а у неё ножка обломилась. Позвали малыши дедушку Колю, и он отремонтировал лошадку».
Чтобы будущий первоклассник без труда справлялся с потоком новой информации на уроках, нужно развивать его память и внимание. Важный показатель – умение сосредотачиваться на конкретном занятии. Хорошо усваивается то, что понятно и интересно, поэтому взрослому нужно следить за тем, чтобы ребёнком исполнялись любые задания. Ставьте перед ним задачи, которые требуют сосредоточенности и внимания, хвалите, когда у малыша всё получается. Старайтесь тренировать память в игре, а не на скучных упражнениях.
Использование специализированных игр и упражнений для развития воображения у детей 6 – 7 лет
Автор: Кольберг Елена Александровна, воспитатель ГБДОУ детского сада №72 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга В последнее время в нашем обществе все более остро
встает вопрос о воспитании творческой личности. ![]() ![]() Игра «Узнай предмет» Для развития ребенка очень важна тактильная память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что эта за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции: узнавание и запоминание. Игра “Делай как я“ Игра развивает двигательную память. На первом этапе взрослый
становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его
телом — поднимает его руки, разводит их в стороны и т.п., а потом просит
малыша повторить эти же движения. Теперь можно перейти непосредственно к описанию игр и упражнений, направленных на развитие воображения у детей 6 — 7 лет. Игра » Следы» Можно предложить ребенку понаблюдать за тем, какие следы оставляет кошка, собачка, птичка. Пусть ребенок нарисует эти следы или следы известных ему животных. А после этого пофантазируйте какие следы оставляют Баба — Яга, или Водяной и т. д. Игра » Танцы» После прочтения сказки » Мойдодыр » предложите детям изобразить как, пританцовывая, возвращались в дом самовар, чашки, тарелки. Или после прочтения сказки » Муха-Цокотуха » предложите станцевать, как на балу у Мухи танцевали кузнечики, стрекозы и т. п. Можно использовать и другие произведения. Игра » Письмо» Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в
письмах. Упражнение № 1. Предложите детям несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд — горб, гора, пустыня… Упражнение № 2. Взрослый может попросить ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у него со следующими словами: · зима ( снег, санки, лыжи, холод и т.п.) · время · бедность · жара · терпение · обед · нежность · счастье Игра » Пантомима» Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками
какой-либо предмет ( поезд, машина, чайник ) или какое-либо действие (
умывание, плавание и т. Игра » Сколько ты знаешь?» 1. Ребенок должен назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может: лететь, свистеть. Например, лететь может птица, самолет, ракета, парашют и т.д. 2. Ребенок должен придумать, что делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома. Назвать все способы. Например, можно посмотреть в окно, на термометр; можно послушать прогноз погоды по радио, по телевизору и т.д. 3. Спросить у ребенка как можно сообщить новость другому человеку. Пусть перечислит как можно больше способов. Например, можно передать словами, с помощью жестов и т.д. Упражнение » Дополни фигуру» Детям предлагается 5 кругов или 5 квадратов. К каждому из них
они должны что-то пририсовать, чтобы получилось 5 законченных рисунков. Упражнение » Гуляем по парку» Участники упражнения делятся на «скульптуров» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку и т.д. Скульптура замирает. И все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями. Упражнение «Укрась слово» Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача, за одну минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово. Творческое
воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную
переработку полученных представлений, дополнение одних образов другими,-
это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. Лично мне очень импонирует педагог и психолог Е.А.Алябьева, которая предлагает для развития творческого воображения следующие игры: 1. Игры — путешествия Они включают в себя разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи и поют песни. Дети при этом не утомляются, т.к. деятельность их разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Игры — путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, т.к. допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. 2. Этюды Они дают взрослым представление как можно вербально наполнить
разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие —
нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое
вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей. 3. Мини — этюды Чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты и доступны. 4. Игры — беседы Они спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребята перевоплощаются в живое или не живое существо, в образе которого поможет решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать. 5. Игры — импровизации Можно использовать на всех видах занятий, включая музыкальные,
физкультурные и хореографические. Вхождению в образ помогает музыка,
которую подбирают в соответствии с характером воображаемого объекта,
действия. Нельзя не сказать о том, что роль педагога невероятно высока в развитии воображения у дошкольников. На протяжении первых семи лет жизни, ребенок проходит огромный путь развития. Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности. Такая познавательная функция как воображение, активно
используется детьми 6 -7 лет. Ребенок может сам сочинить сказку,
придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию.
Воображение имеет очень большое значение не только для учебной
деятельности, но и для воспитания творческой личности. В развитии этой
психической функции сложно переоценить помощь педагога. Ведь несмотря на
кажущуюся самостоятельность, ребенок не способен сам полностью
организовать свою деятельность, оценить то, что получилось в результате. Поэтому взрослый обязательно должен объяснить суть каждого задания, поощрять нестандартные и интересные решения. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен, терпелив к ответам ребенка, сумел принять и спокойно такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся недостаточными, глупыми и невероятными. Главное условие успешности работы — это умение и желание ведущего играть с детьми. Обычно занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей. С дошкольниками 6 — 7 лет занятия можно проводить 25 — 30 минут. Но для того, чтобы работа с детьми по развитию воображения была действительно эффективной одних занятий в группе мало. Можно и нужно использовать другие варианты работы. Например: — Работа с родителями. Педагог должен пропагандировать игры,как средство развития детей. Надо
просвещать родителей о методах и способах развития детей. — Распространение профессионально — педагогического опыта по развитию воображения в педагогической среде. Для такого вида работы подойдут педагогические советы и семинары. Воспитатель может разрабатывать свои методические пособия по заданной теме, а также писать статьи. Еще необходимо сказать о том, что воспитатель для ребенка – это чаще всего человек, с которого хочется брать пример, образец нравственности, доброты и понимания. Поэтому от того какие личностные качества преобладают у педагога, во многом зависит результат обучения детей и взаимодействие с родителями. И чтобы не быть голословной, хочу привести в пример собственную работу с детьми по развитию воображения. Работа проводилась с детьми подготовительной группы. Цель: определить уровень развития, воображения в процессе сюжетно — ролевой игры. Инструкция: Предложить детям, поиграть в какую-нибудь игру. Дать возможность им самим выбрать сюжет и договориться между собой. В игру не вмешиваться, все действия фиксировать. В результате своего наблюдения я обнаружила, что 4 человека показали очень низкий уровень развития воображения, т.к. их игра была самая примитивная, без какой — либо выдумки. Потом я сделала анализ продуктов изобразительной деятельности детей (рисунков по замыслу). Цель: выявить уровень развития воображения в процессе рисования. Инструкция: Предложить детям нарисовать то, что им хочется. При анализе рисунков детей, опять же 4 человека показали самый низкий уровень развития воображения. Они не смогли ничего придумать сами и попросили воспитателя помочь. И, наконец, я сделала анализ уровня эстетически — развивающей среды. Показатели: 1. Наличие в группе тематических зон 2. Разнообразие игрушек 3. Цветовая гамма помещений, где находятся дети 4. Оформление помещений 5. Природный фактор 6. Освещение 7. Внешний вид сотрудников Проанализировав эстетически — развивающую среду, я пришла к
выводу, что уровень организации эстетической среды достаточно высокий. С теми детьми, которые показали низкий уровень развития воображения, я провела индивидуальную работу. В работе с каждым из 4-х детей я использовала следующие игры и упражнения: · » Нарисуй фигуру « · » Узнай предмет « · » Сделай как я « · » Художники « · » Письмо « · » Рисунок « · » Дорисуй кружок » ( описание см. выше ) ·
» Новый календарь» Предложить ребенку немного пофантазировать и
придумать вместо всем известных названий месяцев, свои названия каждому
месяцу, исходя из того, что в этот месяц происходит и в какие игры в
это время можно играть на улице. Все эти игры и упражнения я использовала, придерживаясь разработанного мной плана работы с каждым ребенком. Работа велась в течение 1 месяца. На всем протяжении работы с детьми у них был хороший эмоциональный настрой. Каждое занятие они ждали с нетерпением, т.к. знали, что обязательно будет что-то новое и интересное. Те игры и упражнения, которые особенно понравились детям мы повторяли несколько раз. Надо заметить, что эффективность от таких игр-занятий велика. Если сравнить первые занятия и последние, то можно заметить разницу. К концу наших занятий дети стали немного раскрепощенней, не боялись творить, фантазировать и придумывать что-то новое. Более того у них появилось желание продолжать наши занятия дольше. Как вы помните, прежде чем начать занятия, я изучила уровень
воображения у каждого ребенка и при анализе продуктов изобразительной
деятельности выявила, что у 4-х детей уровень был очень низкий. В результате диагностики мной не было выявлено ни одного ребенка с низким уровнем воображения, а у тех детей, у которых показатели были средними,изменились в лучшую сторону. Исходя из полученных данных итоговой диагностики детей, можно сделать следующий вывод: специализированные игры и упражнения по развитию воображения действительно способствуют развитию этого психического процесса. Также можно улучшить результат работы с детьми по развитию воображения, если: 1. Игры и упражнения по развитию воображения будут разнообразными. 2. Будут соответствовать возрасту детей. 3. Будет высока профессиональная компетентность педагогов в вопросах образования. |
20 лучших игр на развитие памяти для детей, развивающих когнитивные навыки
Дети постоянно учатся и расширяют свой кругозор. Одним из наиболее важных аспектов раннего детства является развитие сильной памяти. Игры на развитие памяти для детей — это идеальный инструмент, который родители могут использовать для улучшения памяти своего ребенка, а также весело провести время с ним.
Хорошая память необходима для успешной учебы и решения повседневных задач. Вот список из 20 лучших игр для развития памяти вашего ребенка!
20 забавных игр на развитие памяти для детей
Неудивительно, что игры на развитие памяти так популярны среди детей — это увлекательный способ обучения! Лучшие игры для развития памяти для детей помогут улучшить их память, а также позволят провести время с семьей.
1. Математика и игры для чтения SplashLearn SplashLearn предлагает разнообразные веселые онлайн-игры для развития памяти для детей (и тысячи других обучающих игр). Эти игры помогают детям научиться распознавать закономерности и запоминать последовательности. Они также являются отличным способом улучшить зрительно-моторную координацию.
С помощью SplashLearn дети могут тренировать свои навыки памяти, одновременно изучая математические понятия. Игры интерактивны и увлекательны, что делает их идеальным ресурсом для улучшения памяти.
Возраст: 3-11 лет
Цена: Вы можете начать с 7-дневной бесплатной пробной версии! После этого выберите план, который подходит вашему ребенку (от 4,99 долларов в месяц).
SplashLearn пробуждает любознательность на протяжении всей жизни благодаря своей обучающей программе PreK-5, основанной на играх, которую полюбили более 40 миллионов детей. С более чем 4000 веселых игр и занятий, это идеальный баланс между обучением и игрой для вашего малыша.
Попробуйте бесплатно
2. Игра с картами памяти Это классическая игра на память, которая существует уже несколько поколений. Цель игры состоит в том, чтобы найти пары совпадающих карт. Вы переворачиваете две карты каждый ход и пытаетесь вспомнить, где они находятся. Если они совпадают, вы удаляете их с доски. Если нет, вы переворачиваете их и пытаетесь запомнить их местонахождение в следующий раз.
Детям нравится эта игра, потому что она проста для понимания и в нее может играть любое количество игроков. Также здорово помочь вашему ребенку развить навыки памяти и концентрации.
Необходимые вещи: Колода игральных карт
Возраст: 6+
Цена: Бесплатно. Наверняка у вас дома есть все необходимое!
3. Что на подносе?Нейропсихолог, также известная как задача Кима, разработала эту игру на запоминание, чтобы помочь оценить кратковременную память у детей. В нее можно играть с двумя или более игроками; вам нужен только поднос, несколько мелких предметов и таймер.
Чтобы поиграть, положите предметы на поднос и дайте ребенку хорошенько их рассмотреть. Как только они будут готовы, накройте поднос тканью и уберите его из поля зрения. Попросите их перечислить столько предметов, сколько они смогут вспомнить. Цель состоит в том, чтобы увидеть, сколько предметов они могут вспомнить через короткое время.
Эта игра на развитие памяти отлично подходит для детей всех возрастов. Вы можете усложнить ее, увеличив количество предметов или установив ограничение по времени.
Необходимые вещи: Поднос, мелкие предметы, таймер
Возраст: 3+
Цена: Бесплатно, у вас наверняка есть все необходимое дома!
Похожие чтения: Веселые бесплатные игры для детей, чтобы играть онлайн4. Изображение БИНГО
Это забавная версия классической игры Бинго. Вам понадобится набор карт Бинго (их можно купить или сделать самостоятельно) и несколько небольших призов для игры. На каждой карточке должен быть свой набор изображений.
Один игрок выбирает картинку и называет ее, чтобы начать игру. Например, «Я вижу кошку». Затем все игроки будут искать эту картинку на своей карточке и отмечать ее, если она у них есть. Выигрывает тот, кто первым соберет пять фишек подряд (по горизонтали, вертикали или диагонали).
Эта игра отлично подходит для детей, которые только учатся играть в БИНГО. Картинки облегчают им определение чисел, а также это интересный способ помочь им улучшить свои навыки памяти.
Возрастной диапазон: 3+
Цена: $10,99
5. Час пикЭта игра, помогающая детям решать проблемы, развивает их навыки работы и пробки. Игроки должны вывести свои автомобили из тупика, перемещая другие транспортные средства. Хотя вы можете играть в игру с одним игроком, веселее играть вдвоем или более.
Это одна из лучших игр на развитие памяти для детей, потому что она требует, чтобы они думали наперед и планировали свои действия. Это также отличный способ научить их решать проблемы в веселой и интерактивной форме.
Возраст: 8+
Цена: 21,99 $
6. Игра «Волшебный кубок»Эта игра представляет собой новую версию классической игры-оболочки. Все, что вам нужно, это небольшая чашка и три небольших предмета, которые могут поместиться под ней. Объектами могут быть что угодно, например пуговицы, монеты или конфеты.
Чтобы начать игру, один игрок выбирает предмет и прячет его под одной из чашек, чтобы начать игру. Затем они перепутают чашки и попросят другого игрока угадать, в какой чашке спрятан предмет. Цель состоит в том, чтобы запомнить, где находится предмет после того, как чашки были перепутаны.
Возраст: 3+
Цена: Бесплатно. Наверняка у вас дома есть все необходимое!
7. Саймон Эта классическая игра — отличный способ помочь вашему ребенку сосредоточиться и запомнить инструкции. Чтобы играть, вам нужно будет следовать схеме, которую Саймон делает с помощью четырех цветных огней. По ходу игры узоры усложняются, поэтому вашему ребенку придется сконцентрироваться, чтобы победить.
Доступны различные версии Саймона, поэтому вы можете выбрать ту, которая соответствует возрасту и способностям вашего ребенка.
Age Range: 5+
Price: $20.96
Related Reading: Best Brain Teasers for Kids to Enhance Focus & Memory8. Bananagrams
If you вы ищете игру, которая является одновременно образовательной и веселой, Bananagrams — отличный выбор. Эта динамичная игра в слова идеально подходит для детей от 7 лет и старше, в нее могут играть от двух до восьми игроков.
Банан, набитый плитками с буквами. Первый игрок выбирает плитку и пишет слово. Затем следующий игрок должен написать слово, используя одну из букв слова первого игрока, и так далее. Если игрок не может написать слово, он вытаскивает букву из банана и добавляет ее к своим словам. Цель игры — стать первым игроком, который использует все свои плитки с буквами.
Возраст: 7+
Цена: $12,99
Похожие чтения: Лучшие развивающие игры для детей по предметам и классам9. Поезд на память
Ни один список игр на развитие памяти для детей не будет полным без старой доброй игры «Поезд на память»! В эту классическую словесную игру можно играть с любым количеством игроков, что делает ее идеальной для больших и малых групп.
Поезд памяти — это игра на словесное сопоставление, которая лучше всего подходит для детей в возрасте от четырех лет и старше. Чтобы играть, один человек начинает с того, что произносит предложение, затем следующий повторяет его и добавляет свое. Цель состоит в том, чтобы запомнить как можно больше предложений.
Например, первый человек может сказать: «У меня есть собака». Затем второй человек повторял: «У меня есть собака, и я люблю играть с ней». Третий человек повторял: «У меня есть собака, и я люблю играть с мячом». И так далее.
Возраст: 4+
Цена: Бесплатно, все, что вам нужно, это друзья
10. Мраморная дорожкаВы можете легко создать дома своими руками из переработанного мрамора. Эта игра на развитие памяти отлично подходит для детей всех возрастов, в нее можно играть индивидуально или в команде.
Чтобы играть, каждый игрок или команда должны катить свои шарики по взлетно-посадочной дорожке в чашку соответствующего цвета в конце. Побеждает та команда, которая первой поместит все свои шарики в правильные стаканчики!
Возрастной диапазон: 4+
Цена: $19,99
11. I SpyI Spy
Одна из самых популярных игр на память, «I Spy rides». Для игры один игрок выбирает объект и говорит: «Я смотрю своим маленьким глазом…», после чего следует описание объекта. Затем остальные игроки пытаются угадать, что это такое. Вы можете играть в эту игру с предметами внутри или снаружи дома и во время путешествия в машине.
Вы также можете усложнить игру, добавив ограничение по времени, например 30 секунд, или дав несколько подсказок.
Возраст: 4+
12. Игра в рифмы Эта игра на развитие памяти идеально подходит для детей, которые любят петь и рифмовать. Выберите категорию, такую как животные, еда или транспорт, чтобы играть. По очереди произносите слово из категории, а затем пусть ваш ребенок скажет слово, которое рифмуется с ним. Например, если вы скажете «кошка», ваш ребенок может сказать «шляпа». Цель состоит в том, чтобы увидеть, сколько слов подряд вы можете зарифмовать. В эту игру также можно играть с бессмысленными словами, что может быть особенно сложным и веселым для детей.
Возрастной диапазон: 3+
13. Барабанные ритмыКогда ваш ребенок немного подрастет, он сможет научиться держать ритм. Эта игра памяти поможет им сделать именно это! Все, что вам нужно, это барабан или что-нибудь, что может издавать звук при ударе. Вы можете придумывать собственные биты или использовать известные песни.
По очереди сочиняйте ритм и смотрите, сможет ли другой человек запомнить и воспроизвести его. По мере улучшения состояния вашего ребенка вы можете добавлять более сложные ритмы.
Возраст: 4+
14. Словесная лестница Эта игра похожа на классическую игру Телефон, но со словами вместо фраз. Чтобы играть, выберите категорию, такую как животные, еда или транспорт. Первый игрок говорит слово из категории, а следующий игрок должен сказать слово, начинающееся с последней буквы первого слова. Например, если первый игрок говорит «кошка», второй игрок может сказать «тигр». Цель состоит в том, чтобы увидеть, как долго вы сможете поддерживать цепочку, не повторяя ни одного слова.
Возраст: 5+
15. Нарисуй слово у меня на спинеЭта игра на развитие памяти идеально подходит для детей, которые любят рисовать. Для игры один игрок пальцем пишет слово на спине другого игрока. Цель состоит в том, чтобы угадывающий угадал слово, не видя его. Вы можете усложнить игру, добавив ограничение по времени.
Возраст: 6+
16. Тетрис Танграм ПазлЭта игра на развитие памяти представляет собой новую версию классической головоломки Tangram. Для игры вам понадобится головоломка TetrisTangram Jigsaw Puzzle и таймер. Цель состоит в том, чтобы завершить головоломку как можно быстрее. Вы также можете добавить второй слой к головоломке, перевернув ее и попытавшись решить вверх ногами!
Эта игра на память помогает решать проблемы, развивать критическое мышление и творческие способности. Это также отличный способ улучшить зрительно-моторную координацию.
Возраст: 5+
Цена: $ 9,99
Связанное чтение: Лучшие головоломки для детей всех возрастов17. Spot the Разница
A. всех возрастов. Концепция проста — две картинки рядом, с небольшими различиями между ними. Сможет ли ваш ребенок найти их все? Эта игра отлично развивает память, внимание к деталям и концентрацию.
Возраст: 3+
Цена: $8,99 (для связанной книги «Найди отличия»)
18. Числовая строка В эту игру памяти играют с группой людей. Один человек начинает с того, что называет любое число от 1 до 9. Затем следующий человек говорит следующее число в последовательности и так далее. Если кто-то в группе ошибется или забудет номер, он выбывает! Побеждает последний оставшийся в игре человек.
Если ваши дети начинают учить свои числа, это отличный способ помочь им запомнить их. Игра также помогает с концентрацией и вниманием.
Возраст: 4+
19. Кубики историй РориКубики историй Рори — это игра на развитие памяти, в которую могут играть как дети, так и взрослые. Цель состоит в том, чтобы разработать историю, используя девять иллюстрированных кубиков. Каждая сторона куба имеет свое изображение, например, звезду, луну или дерево. Чтобы играть, бросайте кубики, а затем используйте их, чтобы рассказать историю. Побеждает игрок с самой креативной историей!
Эта игра отлично подходит для развития воображения, творчества и рассказывания историй.
Возраст: 6+
Цена: 9,99 $
20. Round Robin Эта игра-рассказ идеально подходит для групп из семи и более человек. Для начала один человек начинает с рассказа истории. Примерно через минуту человек слева от него продолжает рассказ с того места, на котором остановился первый человек. Так продолжается по кругу, пока все не сделают свой ход.
Дети любят слушать глупые, жуткие или просто нелепые истории. Суть в том, чтобы история развивалась так, чтобы все оставались вовлеченными.
Возраст: 7+
Каковы преимущества игр на запоминание?
Игры на развитие памяти имеют множество преимуществ как для детей, так и для взрослых. Игры на развитие памяти могут помочь достичь:
1. Повышение концентрации вниманияС помощью игр на развитие памяти дети учатся концентрироваться и концентрировать внимание на более длительные периоды времени. Это потому, что им нужно сконцентрироваться, чтобы вспомнить детали игры.
2. Улучшение памяти Конечно, игры на развитие памяти помогают улучшить память! Играя в игры на память, дети учатся лучше запоминать информацию. Это может быть полезно в школе, при сдаче тестов или в повседневной жизни.
Игры на развитие памяти часто требуют от детей творческого мышления для решения головоломок. Это помогает им развивать навыки решения проблем, которые они могут использовать в других сферах своей жизни.
4. Развитие творческих способностейНекоторые игры на развитие памяти, например, Кубики историй Рори, поощряют детей к творчеству и использованию своего воображения. Это отличный способ развить навыки творческого мышления.
Связанные чтения: Лучшие занятия для развития творчества у детей
В каком возрасте дети могут начинать играть в игры на развитие памяти?
Игры на развитие памяти подходят для детей всех возрастов. Однако вы можете настроить уровень сложности, чтобы сделать игру более сложной или легкой, в зависимости от возраста и способностей ребенка. Вот несколько советов по выбору игр на развитие памяти для детей:
- Для детей младшего возраста (3–5 лет) попробуйте короткие и простые игры на развитие памяти с крупными картинками.
- Для детей старшего возраста (6–12 лет) попробуйте более сложные игры на развитие памяти с картинками меньшего размера или большим количеством карточек.
- Для детей всех возрастов попробуйте различные варианты классических игр на развитие памяти, таких как Memory Match или «Найди отличия».
Давайте отточим эти навыки памяти!
Вот оно! Двадцать бесплатных игр для развития памяти для детей, которые помогут улучшить их память, развлекаясь. Игры — отличный способ отточить когнитивные навыки, критическое мышление и креативность. А еще лучше то, что дети всех возрастов могут наслаждаться ими. Так что будьте готовы проверить и развить эти навыки памяти!
Связанное чтение: Математические головоломки для детей, чтобы улучшить когнитивные способности
Часто задаваемые вопросы (FAQs)
Как часто нужно играть в игры памяти?
Единого правила нет, но регулярные игры в игры на развитие памяти помогут сохранить остроту ума. Старайтесь проводить несколько сеансов каждую неделю, если это возможно.
Как сделать игры на развитие памяти более сложными?
Если вы обнаружите, что игры на развитие памяти становятся слишком простыми, есть несколько способов сделать их более сложными. Один из вариантов — увеличить количество элементов, которые вам нужно запомнить. Другой способ — добавить ограничение по времени, заставляющее вас быстрее вспоминать информацию.
Что делать, если у моего ребенка проблемы с играми на память?
Если у вашего ребенка проблемы с памятью, попробуйте разделить задачу на более мелкие части. Например, если они пытаются запомнить список элементов, попросите их сосредоточиться на одном элементе за раз. Вы также можете попробовать использовать наглядные пособия, такие как картинки или карточки. Наконец, поблагодарите своего ребенка за его усилия, даже если он не преуспевает в каждой игре.
С какого возраста можно играть в игры на развитие памяти?
Люди всех возрастов могут наслаждаться играми на развитие памяти. Однако детям до шести лет может понадобиться помощь взрослых, чтобы понять правила и выполнить задания.
10 игр для развития памяти для детей
Этот пост может содержать партнерские ссылки.
Автор: Мелисса Тейлор
Помогите детям развить и улучшить память, концентрацию, память и зрительно-пространственные навыки, играя в веселые интерактивные игры для развития памяти!
Пока дети играют в эти игры на сопоставление и запоминание, помогите детям с кратковременной памятью, которая важна каждый день. Нам всем приходится держать информацию в голове, будь то забывание принести в школу коробку для завтрака или вспоминание того, что вы собирались ответить, когда учитель задает вопрос.
Чем дольше мы сможем развивать рабочую память ребенка, тем лучше. Эти игры помогают им практиковаться в расширении этих банков памяти!
Примечание. Я не рекомендую онлайн-игры для развития памяти для детей, если они не старше. Чем больше вы можете сделать физически, лично, ака. офлайн, тем лучше. Бесплатные онлайн-видеоигры дают детям больше экранного времени и не имеют тактильных, визуальных и слуховых сенсорных компонентов, которые важны для обучения. У вас больше шансов что-то запомнить, если вы задействуете больше органов чувств.
Не забывайте, что счет и алфавит — одни из первых способов тренировки памяти. При достаточном количестве повторений и музыкальной составляющей алфавита дети запоминают порядок букв. При достаточном повторении и практике дети выучат числа в порядке от одного до 100!
10 игр на память для детей
1. Я отправляюсь в путешествие Игра на память
Эта игра на развитие памяти отлично подходит для автомобильных поездок, ожидания еды в ресторане или назначенной встречи. Первый игрок говорит: «Я собираюсь в путешествие и возьму с собой _______________ (вставьте сюда предмет, например, яблоко)». Второй игрок говорит: «Я собираюсь в путешествие и возьму с собой ____________ (первый предмет от первого игрока) и ______________ (вставьте сюда его предмет). Дети постарше могут усложнить задачу, идя в алфавитном порядке. Продолжайте играть, пока кто-нибудь не напортачит!
Сделать это еще сложнее, если первый игрок скажет три вещи, которые они приносят, а остальная группа должна будет подумать, что у них общего. Например, бананы, киви и груши будут фруктами. Или noddle, pudle, и Bottle — это вещи с двойными согласными в них.
2. Чего не хватает?
Достаньте десять предметов из рюкзака или сумочки. Пусть ваши дети смотрят на все в течение примерно 10 секунд, пытаясь вспомнить, что там есть. Затем попросите детей закрыть глаза, пока вы убираете 3 предмета. А теперь спросите у детей, чего не хватает!
3. Команда зоопарка
3+
Переверните две карты и попытайтесь составить пару. Если вы не сделаете пару, запомните, где находится каждое животное, чтобы вы могли найти его позже. Между прочим, любая игра типа «Концентрация», подобная этой, является ОТЛИЧНОЙ игрой для развития памяти, которую дети всегда любят!
4. Игра на память о божьей коровке
от 4 лет
Поднимите коренастых божьих коровок по две, чтобы найти пару! Это не только восхитительно, но и отлично подходит для развития мелкой моторики, памяти и зрительного восприятия.
5. Kitty Bitty
для детей от 4 лет
Милая кошачья версия традиционной игры на развитие памяти для дошкольников и младших школьников, которая помогает дошкольникам тренировать навыки памяти и сопоставления цветов. Все игровые фигуры деревянные и красочные, что очень нравится мне и моим детям.
6. Pairzi
для детей от 6 лет
Играйте в пять разных игр, получайте удовольствие и развивайте когнитивную гибкость, скорость, рабочую память и многое другое. Pairzi, созданная игрой Tenzi, представляет собой динамичную игру в карты и кости с милыми тварями.
7. Pengoloo
от 4 лет
Развивайте память, изучайте цвета, развлекайтесь и развивайте социальные навыки с пингвинами и крашеными яйцами. Бросьте два кубика, затем поднимите двух пингвинов, чтобы найти цветные яйца, соответствующие кубику. В конечном счете, это и память, и совпадение!
8. Двойник!
от 8 лет
Думай быстро и найди одинаковые пары, а затем хватай спички. Но не ведитесь на подобные шаблоны — их могут украсть, если появится третье совпадение.
9. Оборотная сторона
для детей от 8 лет
Сопоставьте цветные блоки с огнями, используя память и скорость! Это не только полезно для мозга, но мне нравится, что оно отлично подходит для индивидуальной игры или для нескольких игроков.
10. Игра на память BrainBolt
от 7 лет
Насколько интересна эта игра с подсветкой от Educational Insights? Это бросает вам вызов запомнить последовательность световых сигналов и посмотреть, как долго вы сможете запомнить ее правильно! (Для одного или двух игроков.