Игры на развитие памяти у детей 5-6 лет
Игры на развитие памяти у детей
5-6 лет
УЗНАЙ ПРЕДМЕТ
Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Малышу завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Малышам постарше раздаются мешочки уже с предметами внутри.
ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА
Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.
КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ
Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.
10 ЦИФР
Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.
Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5
РАССКАЗЫВАЕМ СКАЗКУ
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.
ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА
Цель: развитие слуховой механической памяти.
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
ЗАПАХИ И ЗВУКИ
Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.
— Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
ВКУС И ЗАПАХ
Цель: развитие обонятельной памяти.
Задание № 1: Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2: нарисуй лимон.
Задание № 3: представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни как пахнет апельсин.
Какого цвета апельсин?
Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.
СКАЖИ
Цель: развитие эмоциональной памяти.
Мысленно поиграем в снежки.
Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
ЭКРАН
Цель: развитие зрительной памяти.
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
ВИДЕОСКОП
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл.
ОПИШИ ПРЕДМЕТ
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
1. Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
2. Выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)
ЗАПОМНИ КАРТИНКИ
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими
КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ
Цель: развитие слухового запоминания
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
ОБЕЗЬЯНКИ
Цель: развитие зрительной памяти
Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
ИГРА В СЛОВА
Цель: развитие слуховой памяти
Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.
Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.
ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.
infourok.ru
Картотека дидактических игр направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста
Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти у детей дошкольного возраста:
«Каскад слов»
Задание: послушать и затем воспроизвести ряд слов.
1) доска;
2) окно, дым;
3) урна, кувшин, карандаш;
4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;
5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
«Запомни картинки»
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.
Дети рассматривают пять картинок и запоминают, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а дети должны вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.
Детям предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.
У ребят сегодня Рая отобрала самолет,
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход…
А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.
Поиграем в кошки — мышки: чур я — мышка, чур я — кот…»
Все так весело играют и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад…
Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,
У нее игрушек — воз, а играть невесело!
(Е. Серов)
Вопросы:
Какие игрушки Рая отобрала у ребят?
Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?
Почему другим ребятам весело?
В какую игру стали играть дети?
В какие игры можно играть вместе?
«Снежный ком»
Первый участник игры называет какой-нибудь предмет. Следующий участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов.
«Запомни и нарисуй»
Вариант 1
Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.
Вариант 2
Детям зачитываются 6-10 слов. Задача детей запомнить слова, а затем зарисовать.
Вариант 3
Детям читают рассказ и предлагают нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.
Упражнение «Весёлые таблицы».
Детям предъявляется таблица из 4 клеток с изображением в них различных предметов и предлагается запомнить эти предметы. Затем таблица убирается и предъявляется таблица из 9 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Задача детей назвать эти изображения. Затем предлагается рассмотреть и запомнить 9 изображений. Далее таблица убирается, а вместо неё предлагается таблица из 16 клеток. Задача детей назвать 9 изображений.
«Послушай внимательно и повтори »
Психолог произносит предложение. Дети должны его повторить.
Начинать нужно с предложения из 3-4 слов и постепенно увеличивать.
Перед началом игры необходимо дать установку: «Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить».
«Посмотри на картинку, а запомни слово»
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а чтобы вам было легче запомнить, — буду показывать карточку с рисунком, которая поможет запомнить названное мною слово».
ТАРЕЛКА – СУП
ПОЧТА – ПИСЬМО
ЗИМА – СНЕГ
МУКА – БУЛКА
КАРАНДАШ – БУМАГА
ДОРОГА – МАШИНА
МУЛЬТФИЛЬМ – ТЕЛЕВИЗОР
БУКВЫ – КНИГА
САПОГ – НОГА
РЫБА – ВОДА
Затем детям предъявляются картинки, а они вспоминают слово.
«Пересказ»
Детям читают рассказ.
Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Затем предлагают ответить на вопросы.
Вопросы к рассказу:
1. Что подарила мама детям?
2. Как играли детям?
3. Почему они перестали играть?
4. Кого позвали дети и зачем?
Рассказ читается ещё раз. Далее предлагают пересказать прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий.
«Опосредованная память»
Нужно подобрать 6-10 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (15- 20). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, — выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово».
Затем детям предлагают назвать предложенные для запоминания слова .
«Выполни движение»
Детям предъявляется трёхступенчатая инструкция и предлагается её выполнить.
1. поставь руки на пояс
2. сделай два наклона вперёд
3. выпрямись, опустив руки вниз
«Запомни парочки»
Детям зачитываются пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово.
праздник – подарок; дом – окно;
лимонад – прохлада; будка – собака;
стол – пирог; блины – сковородка;
шапка – шарф; печь – дрова;
ваза – цветок; пылесос – уборка;
пчела – мед; город – улица.
Упражнение «Пиктограммы»
Инструкция детям:
« Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово».
Слова для запоминания: зима, дом, река, смех, школа, мама.
«Запомни стихи по картинкам»
Читается стихотворение.
Затем дети отвечают на вопросы:
О каком времени года это стихотворение?
Что говорится об осени (что она делала)?
Что осень подарила рябине?
Что осень подарила осине?
Что осень подарила тополям?
Что осень подарила людям, то есть нам?
Затем стих читается ещё раз с одновременным показом картинок-пиктограмм.
Затем дети вместе с педагогом повторяют стих построчно с опорой на картинки. Затем дети индивидуально рассказывают стих с опорой на картинки.
«ПОДАРКИ ОСЕНИ»
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Приложение 1.
Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания.
Картинки «Найди отличие»
Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.
Задача детей найти, чем отличаются картинки друг от друга.
«Не пропусти животное (растение, профессию)»
Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.
В другой раз можно предложить, чтобы дети вставали каждый раз, когда услышат слово, обозначающее растение. Затем возможно объединение первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.
Вариант1
стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
Вариаат2
МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ, СОЛНЦЕ, МЫШЬ, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…
Вариант 3
ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, МИМОЗА…
Вариант4.
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…
«Летает — не летает»
Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, летающий объект.
ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД, ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА, КОРОВА, КОМАР, КОШКА, ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА
«Съедобное – несъедобное»
Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.
Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак, йогурт.
«Да и нет, не говорить»
Задача детей отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».
Вариант 1:
Ты сегодня завтракал?
Тебе нравится твоя прическа?
Ты сегодня не опоздал в детский сад?
Сколько тебе лет?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Тебе нравится смотреть мультфильмы?
Ты любишь гулять?
Ты любишь играть?
Снег идет летом?
Солнце светит ночью?
Суп едят вилкой?
Цыплята умеют плавать?
Снегирь- это перелётная птица?
Скворечник – это домик для насекомых?
Ёлка зелёная?
Вариант2:
Берлога медведя на ветке?
Яблоки созревают зимой?
Листья желтеют осенью?
Воробей это птица?
У машины 4 колеса?
Лиса живет в логове?
Понедельник- это часть суток?
Стихи поют?
Пирамидка – это школьная принадлежность?
Ты любишь читать?
Луна квадратная?
В неделе 5 дней?
Стол – это электроприбор?
Апельсин синий?
Снег тает весной?
Ёж впадает в спячку?
«Топ-хлоп».
Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.
Задача детей хлопать, если выражение верное, или топать, если выражение не правильное.
Примеры:
Летом всегда идет снег.
Картошку едят сырую.
Ворона — перелетная птица.
«Бывает – не бывает»
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Ситуации можно предложить разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летает по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.
«Чего не стало?»
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд рассмотреть и запомнить предметы; затем предметы закрываются ширмой и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов. Задача детей назвать каких предметов не стало.
«Птица — не птица».
Задача детей внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, хлопнуть в ладоши
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке
Игра «Птица, рыба, зверь» (вариант: «Цветок, дерево, гриб», «Посуда, мебель, одежда »)
Ведущий указывает по очереди на каждого участника игры со словами «птица, рыба, зверь». Затем он останавливается на ком-то из игроков. Игрок должен назвать объект (видовое понятие), относящийся к названному ведущим обобщающему слову.
Упражнение «Разложи палочки также»
Детям даётся образец с узором из счётных палочек. Задача детей выложить узор по образцу. ( как вариант по памяти)
Упражнение «Цифровая таблица».
Детям показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в произвольном порядке. Задача детей как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.
17
4
8
2
9
6
5
3
Пояснительная записка.
Направленность программы: социально – педагогическая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна. В программу занятий включены игровые проблемные ситуации, логические задачи, помогающие ребенку научиться сравнивать и сопоставлять, устанавливать сходства и отличия. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать свою собственную позицию и принимать чужую.
Актуальность определяется запросом со стороны детей и их родителей на раннее интеллектуальное развитие дошкольников, так как умственное развитие – одно из важнейших направлений в формировании психики детей дошкольного возраста. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, развитие познавательных способностей ребенка: мышления, внимания, памяти, воображения способствует лучшей обучаемости в школе.
Используемые на занятиях проблемные ситуации, помогают ребенку научиться сравнивать и сопоставлять, устанавливать сходства и отличия. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать свою собственную позицию и принимать чужую
1.3. Цель: развитие познавательных способностей детей через использование моделей и систем, решение проблемных ситуаций, решения конструктивных и логических задач.
Задачи:
Сформировать мотивацию учебной деятельности, ориентированную на активизацию познавательных интересов.
Развить наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
Развить основные психические процессы: память, внимание, мышление;
Обучить детей приемам запоминания;
Развить восприятие и представление детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
Удовлетворить потребность ребенка в познавательной деятельности;
Обучить элементарным математическим представлениям в объёме программы старшей возрастной группы.
Развить речь, ввести в активную речь математические термины, активно использовать знания и умения, полученные на занятиях.
Воспитать чувство взаимопомощи.
1.4. Отличительные особенности программы.
В отличие от существующих программ «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» Н.А. Араповой-Пискаревой, «Формирование математических представлений» Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, «В кругу друзей математики» Т.И. Ерофеева, «Математические ступеньки» Е.Л. Колесникова, программа «В стране Сообразили» включает тренинговые упражнения, разработанные с учетом особенностей умственного развития детей дошкольного возраста.
Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике.
Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, а следовательно, и осознанного восприятия изучаемого математического материала.
Все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов. Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний. Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, со счётным материалом т.д. Игровые виды деятельности: имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения. Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Обучение осуществляется с детьми разновозрастными, с разным уровнем развития, имеющие разную социальную принадлежность, пол и национальность. При наборе в объединение преимущество отдается детям 5 и 6 летнего возраста, но в группу могут быть приняты дети возраста 4,8 – 4,11 лет на основании тестирования и по психофизическим особенностям ребенка.
1.6. Срок реализации – 1 год.
1.7. Формы и режим занятий:
Занятия проводятся с группой детей численностью 10 человек и по подгруппам.
Режим занятий:
группа –1 час в неделю, 36 ч
infourok.ru
Игры для развития памяти детей 5-6 лет
Развитие памяти у ребенка 5 лет происходит очень интенсивно. В этом возрасте дошкольники способны воспринимать большой объем информации. При этом нередко слова учителя о том, что у ребенка плохая память, вызывают у родителей недоумение, ведь их малыш великолепно воспроизводит увиденную рекламу, имена героев любимых компьютерных игр, марки автомобилей и т. д. Все дело в том, что в рамках школьной программы в большинстве случаев требуется произвольное запоминание, в то время как в обычной жизни — непроизвольное. В памяти малыша гораздо легче откладывается информация, которая основывается на том, что ему интересно.
Запоминать не то, что хочется, а то, что требуется, дошкольники начинают примерно к 4 годам. Наиболее благоприятные условия для тренировки произвольной памяти у детей 5 лет создаются в развивающей игре. Так, к примеру, количество слов, которое запомнит малыш, выступая в роли покупателя, отправленного в супермаркет за определенными товарами, будет больше объема понятий, которые он запомнит по просьбе родителей.
В зависимости от преобладающих ощущений данная от природы память бывает разной: зрительной, слуховой, двигательной. Улучшать и оттачивать эти способности мы рекомендуем в комплексе. На сайте «Разумейкин» представлено множество интересных заданий на развитие памяти у детей 5 лет. При разработке упражнений наши специалисты учли особенности восприятия информации у малышей конкретного возраста.
Развивающие игры для детей 6 лет, которые вы найдете в соответствующем разделе, способствуют развитию всех видов памяти, а не только данных дошкольнику от природы. Ведь процесс запоминания постоянно меняется. Для каждого упражнения на развитие памяти у детей 5 лет мы подготовили тематические картинки и озвученный текст. При этом дошкольнику не понадобится обращаться за помощью к родителям. Представленные на нашем сайте задания для развития памяти ребенок 6 лет вполне сможет выполнить самостоятельно. А за достигнутые результаты ему будет присвоена заслуженная награда.
Как улучшить развитие памяти у ребенка 5—6 лет в домашних условиях?
Рассмотрим несколько несложных упражнений, которые можно выполнить вместе с дошкольником. Предложите малышу запомнить 5 изображений животных или растений, а затем попросите его узнать их среди 15 аналогичных. Такое же упражнение на развитие памяти у ребенка 6 лет, как с картинками, можно повторить со звуками и словами, чтобы улучшить навык запоминания на слух.
После того как дошкольник научится успешно справляться с этим заданием, можно переходить к более сложным игровым задачам. Проработать навык избирательности памяти поможет следующее упражнение: разложите 5 игрушек в ряд, а затем предложите ребенку отвернуться и быстро поменяйте часть из них местами. Малыш должен восстановить порядок, который успел запомнить.
Составление истории по картинкам, которые никак не связаны между собой, — одно из любимых детских занятий. Разложите их на столе, спрятав изображения. Взяв первую картинку, ребенок должен начать составлять рассказ. Затем он открывает второе изображение и продолжает повествование и т. д. По прошествии некоторого времени можно попросить дошкольника вспомнить, в каком порядке располагались картинки.
Надеемся, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций помогут в улучшении памяти вашего ребенка.
www.razumeykin.ru
Сборник игр для детей ДО «Игры для развития памяти»
Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:
Игра «Рассказываем сказку».
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
Возраст: 5 лет и старше
1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.
Упражнение на развитие двигательной памяти
Цель: развитие двигательной памяти, координации движений.
Возраст: 4 лет и старше
Вспомни, как прыгает щенок за косточкой? Покажи.
Как ходит корова? Покажи.
Как бодается бык? Покажи.
Как кошка лежит на солнышке?
Как бегает по рельсам трамвай?
Как ты поднимаешься по лестнице?
Как тормозит машина у светофора?
Как милиционер своей палочкой останавливает машину?
Как бабушка поправляет очки?
Упражнение «Запоминаем слова»
Цель: развитие слуховой механической памяти
Возраст: с 4 лет и старше
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Упражнение «10 цифр»
Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.
Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5
Игра «Гуляем по лесу».
Цель: развитие зрительной памяти;
Возраст: с 5 лет.
Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка.
Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь
Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
Игра «Запахи и звуки»
Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.
Возраст: с 5 лет.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Вкус и запах»
Цель: развитие обонятельной памяти.
Возраст: с 5 лет.
Задание № 1: Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2: нарисуй лимон.
Задание № 3: представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.
Игра «Снежки »
Цель: развитие эмоциональной памяти.
Возраст: с 4 лет.
Мысленно поиграем в снежки.
Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
Игра «Загадки»
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 5 лет.
Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.
Внимание! Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы (заяц)
Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.
Задание №2: Вспомни и повтори загадку?
Игра «Экран».
Цель: развитие зрительной памяти.
Возраст: с 4лет.
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
Игра «Видеоскоп».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Возраст: с 5 лет.
Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то, что кто-то забыл.
Игра «Опиши предмет»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Возраст: с 5 лет.
1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)
Игра «Запомни картинки»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Возраст: с 4 лет.
Для этой игры надо заранее заготовить 10 — 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими
Игра, «Какой игрушки не хватает? »
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Возраст: с 3 лет
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Пересказ по кругу»
Цель: развитие слухового запоминания
Возраст: с 5 лет.
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
Игра «Обезьянка»
Цель: развитие зрительной памяти
Возраст: с 3лет.
Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Игра в слова
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 5 лет.
Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.
Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.
Игра «Запоминаем вместе».
Цель: развитие слуховой памяти.
Возраст: с 4 лет.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.
Игра «Вспомни пару».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.
1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.
2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.
Игра «Пары картинок».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Варианты рассказов для запоминания.
Цель: развитие слуховой памяти.
Возраст: с 4 лет.
№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.
№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту — ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.
Игра «Слушай и исполняй»
Цель: развитие двигательной памяти.
Возраст: с 4 лет.
Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Игра «День рождение куклы».
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.
Возраст: с 3 лет.
Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.
Игра «Пара слов».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.
Упражнение «Осень».
Цель: развитие смыслового запоминания
Возраст: с 5 лет.
Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.
Миновало лето
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.
После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.
Игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 4 лет.
Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.
www.metod-kopilka.ru
Картотека (старшая группа) на тему: Игры на развитие психических процессов (для детей 5 — 6 лет)
Игры на развитие психических процессов
(для детей 5 – 6 лет)
Внимание устойчиво (может сосредоточенно работать 15 минут), повышен его объем – 5-7 объектов, но необходимо содействовать способности детей устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, развивать наблюдательность. Для этого вы можете поиграть с ребенком в игры:
«Подбери крышечки»
«Сравни картинки»
«Расставь знаки»
«Найди выделенный фрагмент»
«Лабиринты»
«Найди все предметы»
«Срисуй по клеточкам»
«Найди, что забыл нарисовать художник?»
Игры на развитие памяти.
Приемы, помогающие запоминанию
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной.
Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений.
В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.
Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале в различных жизненных ситуациях.
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
ШКАФЧИКИ
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
ЧТО ИСЧЕЗЛО?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
ХУДОЖНИК
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
ВСПОМНИ И ПОКАЖИ
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ
— Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз — очень хорошо.
— Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
ЛИТЕРАТУРА
Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб.,2001.
Упражнения, направленные на развитие мышления
Очень важно так же развивать мышление:
учить детей группировать предметы по их функциональному назначению в речевом плане, можно с помощью игр — «Назови одним словом», «раздели на группы»
«Лишний предмет» — (Какое слово (картинка) в каждом ряду лишнее? Объясни почему.)
— Щука, карась, окунь, рак.
— Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
— Стол, стул, телевизор, шкаф.
— Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.
— Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.
учить действовать по образцу, анализировать пространство –
«Составь по схеме рисунок»
учить устанавливать причинно-следственные связи, с помощью игры «Что сначала, что потом?»
Упражнение «На что это похоже»?
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
Упражнение. Задание типа «Заполни пробел».
Дополнительные задания на развитие визуализации и наглядно-образного мышления вы можете найти в разделе «Диагностика развития мышления».
После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.
«Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
«Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».
«Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника».
«Составить два разных квадрата из 7 палочек».
Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.
«В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника».
«В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».
«Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».
«Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк».
«Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону».
«Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?»
Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Продолжи узор».
Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:
«Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».
Упражнение «Найди закономерность».
а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности».
б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.
Инструкция: «Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок».
Подобные задания можно придумать самостоятельно.
Упражнение №10. «Светофор».
«Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков».
Упражнение «Классификация».
Это упражнение направлено на формирование умения классифицировать по определенному признаку. Отличие заключается в том, что при выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.
Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?»
Набор фигур.
Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.
Упражнение «Путешествия животных».
Главная цель этого упражнения заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение.
В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат.
Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу.
«Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик — со звездочкой, этот — с грибочком, этот — со стрелочкой и т.д.
Зная, как называются квадратики, мы можем сказать какие из них стоят рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?»
После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.
«Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой белочка может прыгнуть в клетку с колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты думаешь, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?»
Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи:
«В пустую клетку мы заполняем тот рисунок, что и на клетке, через которую прыгает белочка». Например, чтобы из клетки со звездочкой она могла попасть в клетку с окошечком, белка должна прыгнуть сначала в клетку со стрелкой, смотрящей вправо, ее мы и рисуем в пустом квадрате. Но белочка могла прыгнуть и по-другому: сначала в клетку с деревцем, а затем в клетку с окошечком, тогда в пустой клетке необходимо нарисовать деревце.
Далее взрослый предлагает ребенку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.
Варианты заданий.
Варианты заданий можно придумать самостоятельно, наметив первый и конечный пункт путешествия, при котором возможно соблюдение правила. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.
Упражнение «Путешествия животных» с использованием данного игрового поля может быть изменено различными способами. Для другого занятия взрослый предлагает игру с другим животным (это и зайчик, и кузнечик, и неук и т.д.) и по другому правилу, например:
1. Жук может двигаться только наискосок.
2. Зайчик может прыгать только прямо.
3. Кузнечик может прыгать только прямо и только через одну клеточку.
4. Стрекоза может летать только в несоседний домик и т.д.
(Напоминаем, что количество клеток на игровом поле может быть увеличено.)
nsportal.ru
Игры на внимание и память для детей 4-6 лет
Игры,
развивающие внимание
Лабиринт.
Цель: развитие внимания, мышления, терпения, аккуратности.
Оборудование: упругая веревка длиной около 3 м, разрезанная на 3 части, 3 приза (конфеты или наклейки, на усмотрение взрослого), стол, достаточно просторный для того, чтобы разложить веревку. Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: к одному из концов веревки взрослый прикрепляет приз, другой конец веревки остается свободным, с него начнется игра. Все 3 части веревки, образуя петли, переплетая между собой в некоторых местах, укладывают на столе. Вызванный участник игры пальчиком или указкой прокладывая себе путь, пытается как можно быстрее добраться до приза. В случае удачи он получает приз. И далее игру продолжает другой участник. Примечание: иногда желание получить приз так велико, что ребенок выбирает не правильную «дорогу», а самую короткую. В этом случае можно организовать строгое жюри, состоящее из самых внимательных детей.
Примечание: для детей более младшего возраста можно взять веревочки разных цветов, и тогда проходить лабиринт станет намного легче.
Угадай, кто здесь прошел
Цель: работа над развитием внимания, мышления, памяти.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: карточки с изображением зверей, карточки с изображением их следов, карточки с домами, в которых живут звери.
Предварительная подготовка: поговорите с детьми о том, где какой зверек живет, как он передвигается, покажите нарисованные в книгах или энциклопедиях следы разных зверей. Расскажите об охотниках-следопытах.
Ход игры: детям сообщают, что они сегодня отправляются в лес на фотоохоту. Если ребята сумеют определить, по следам зверька, найдут его дом, они получат в подарок его портрет. Далее воспитатель раскладывает на столе следы, а дети по размеру и особенностям расположения угадывают, чей это след и где дом зверька. Тот кто первый угадает, получает фотографию зверька и право первому посмотреть на следующие следы.
Рукавичка для петрушки
Цель: развитие внимания, преодоление детской неорганизованности.
Оборудование: вырезанные из белого картона рукавички (по 1 для каждого участника игры), цветные элементы будущего узора (круги, квадраты, треугольники).
Возраст: 4–6 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает, что настала зима, на улице стало холодно, люди стали одеваться в теплую одежду. А у Петрушки беда – он потерял свою рукавичку. Далее детям предлагается помочь незадачливому Петрушке. Воспитатель достает рукавичку-образец и предлагает детям «связать» для Петрушки точно такую же, чтобы образовалась пара. Воспитатель обращает внимание детей на расположение орнамента, а затем убирает образец. Как только работа детьми будет завершена, воспитатель достает свою рукавичку-образец и, прикладывая к работе ребенка, просит сравнить их. Если узор на рукавичке собран неверно, ребенку дают время на исправление.
Сосны, елочки, пенечки
Цель: развивать у детей умение управлять своим вниманием, преодолевать неорганизованность, импульсивность поведения.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: воспитатель просит детей построиться в круг, взявшись за руки. Дети начинают движение по кругу. В качестве сопровождения игры может звучать негромкая музыка. Неожиданно воспитатель дает команду «Елочки!». Дети, продолжая движение по кругу, поднимают руки над головой, показывая, какие высокие выросли елочки в лесу. Воспитатель дает команду «Сосны!». Дети, продолжая движение по кругу, разводят руки в стороны, показывая какие длинные ветки выросли на соснах. По команде «Пенечки!» дети продолжают движение в полуприседе. Воспитатель чередует команды. Игра продолжается до тех пор, пока к ней сохраняется интерес.
Найди лишний предмет
Цель: учить детей внимательно наблюдать и анализировать, удерживать свое внимание на конкретном задании.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: карточки прямоугольной формы, на которые наклеены картинки (например, жираф, слон, носорог, лев, кенгуру или яблоко, груша, слива, апельсин, огурец).
Ход игры: ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, ответить, знает ли он этих животных, знает ли он, где они живут, что едят? Затем нужно спросить у ребенка, нет ли здесь лишней картинки? Почему именно эта картинка кажется ему лишней? Выслушав ответы детей, педагог подводит итог сказанному и убирает лишнюю картинку. Игра продолжается с другими карточками.
Угадай, кто
Цель: развитие умения удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, размерах и свойствах.
Возраст: 4–6 лет.
Оборудование: несколько игрушек, расставленных на столе прямо перед ребенком.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на игрушки, стоящие на столе, и говорит, что позволит поиграть с игрушкой, если ребенок будет слушать внимательно и угадает, о какой игрушке идет речь. Далее взрослый начинает описывать размер, цвет, форму и материал, из которого сделана загаданная игрушка. Если ребенок угадывает, он получает игрушку, если нет, игру можно начать сначала.
Пони цирковые, пони озорные
Цель: развитие послепроизвольного внимания, умения управлять своим вниманием и поведением.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: все участники игры делятся на пары: в каждой паре Пони и Кучер. Пони выполняют команды ведущего, а Кучер контролирует правильность и точность выполнения команд. В начале игры Пони бегут друг за другом, идут шагом, разворачиваются, кланяются, несутся галопом и т. п. Когда же ведущий даст команду «Пони, разбегайтесь!», Лошадки быстро разбегаются по площадке в разные стороны. На слова ведущего «Кучер, запрягай!» Пони как можно быстрее должны найти своего Хозяина и встать с ним в пару. В следующем круге игры Пони и Кучер меняются ролями. Роль ведущего в этой игре выполняет взрослый, так как необходимо каждый раз для пони придумывать новые задания, а детям этого возраста такая нагрузка еще не по силам. Во время игры ведущий должен следить за четким выполнением всех команд. Если Пони при выполнении команд ошибается, Кучер получает штраф, например выбывает из одного круга игры. Если есть возможность, игру можно украсить красивой атрибутикой: надеть на пони уздечки с бубенчиками или хомуты с цветами и лентами, а кучеру надеть шляпу.
Лиса и заяц
Цель: развитие устойчивого внимания, преодоление неорганизованности детей, формирование послепроизвольного внимания, развитие быстроты переключения внимания.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: перед началом игры считалками выбирают Лису и Зайца. Все участники игры встают в круг, берут друг друга за руки. Заяц находится внутри круга, а Лиса – за кругом. Лиса старается войти в круг и поймать Зайца, но участники игры не дают ей этого сделать, закрывая проходы, опуская руки или приседая. Если же Лисе все же удалось пробраться в круг, участники немедленно выпускают из круга Зайца. Заяц оказывается снаружи, и теперь участники стараются не выпустить из круга Лису. Если же Лисе каким-то образом удается из круга выбраться, Зайцу придется спасаться бегством. Как только Зайца поймали (а для этого Лисе достаточно коснуться его плеча), выбирается новая пара. Игру можно усложнить, выбрав одного Зайца и двух Лис.
Обруч
Цель: развитие внимания, ловкости.
Оборудование: обруч самого большого диаметра.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: считалкой выбирается водящий. Далее все участники игры встают в круг и держатся обеими руками за обруч. Водящий стоит внутри круга. Он переходит от одного участника к другому, стараясь коснуться его рук. Но участники внимательны и вовремя убирают руки с обруча, пряча их за спину. Как только водящий отходит, игрок сразу же возвращает руки на место, иначе обруч упадет. Если же водящий окажется проворней и ударит игрока по руке, они меняются местами: игрок станет водящим, а водящий – игроком. После этого игра продолжится.
Правила игры следующие.
1. Участники игры должны держать обруч обеими руками.
2. Обруч во время игры не должен падать на землю. Если он упал, игра приостанавливается и выбирается новый водящий.
3. Руки на обруч ставятся сразу же после отхода водящего, без промедления.
Курятник
Цель: развитие внимания, ловкости, собранности.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: обруч самого большого диаметра, пластмассовая упаковка в виде яиц (количеством на 1 меньше, чем участников игры), музыкальное сопровождение (ритмичная музыка).
Ход игры: на полу в центре зала кладется обруч, внутрь кладутся яйца. Все участники игры встают друг за другом вокруг обруча и начинают движение по кругу под музыку. Когда музыка остановится, каждый участник присаживается и берет яйцо. Участник, оставшийся без яйца, из игры выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Он и будет победителем.
Замечай и считай
Цель: развитие внимания, реакции.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: в игру можно играть во время долгой поездки или прогулки. Нужно договориться заранее о том, какие предметы вы будете замечать на дороге: переходы, постовых, светофоры или синие машины. Играть необходимо наперегонки, развивая быструю реакцию. Увидев какой-либо предмет, его необходимо как можно скорее включить в счет. Кто больше заметит и быстрее сосчитает, тот и победил в этой игре.
Не перепутай цвет
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, умения четко разграничивать цвета.
Оборудование: стулья, майки, шорты разных цветов.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: играют две команды по 5–7 человек. В конце зала на стульях раскладывают для каждой команды по количеству участников комплекты, состоящие из майки и шорт двух цветов (например, красный и синий). По сигналу ведущего первые номера бегут к стульям, надевают, например, красные шорты и синие майки, и как можно быстрее возвращаются в шеренгу. Вторые номера должны одеваться в другом варианте: синие шорты и красные майки и возвратиться на прежнее место и т. д.
Найди свое место
Цель: формирование произвольного внимания, умения управлять своим поведением, развитие умения играть в команде.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: 5 флажков разных цветов, карточки с нарисованными флажками, на каждой карточке флажки располагаются в разной последовательности.
Ход игры: воспитатель раздает детям флажки и показывает карточку, объясняя при этом, что флажки, которые держат дети, и флажки на карточке должны совпасть по месторасположению. Далее дается команда «Стройся!», и дети начинают занимать свои места. В эту игру могут играть две команды. В этом случае победит команда, которая построилась не только правильно, но и быстро.
Тринадцать
Цель: развитие реакции, устойчивого целенаправленного внимания.
Возраст: 6–7 лет.
Оборудование: мяч средних размеров, помещение, в котором могли бы разместиться 13 игроков, вставших в круг на некотором расстоянии друг от друга.
Ход игры: поговорите с детьми о счастливых и несчастливых приметах. Спросите, в какие из них и почему верят дети. Расскажите им об удивительном числе 13. Все участники игры должны уметь считать до 13. Участники встают в круг, перебрасывают друг другу мяч, хором считают до 13. «Счастливчик», поймавший тринадцатый мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется лишь один участник.
Угадай, кто
Цель: развитие целенаправленного устойчивого внимания, умения управлять своим поведением и вниманием.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: листы белой бумаги в клетку, фломастеры.
Ход игры: ребенок удобно усаживается за столом, ставит в центре листа точку, а затем начинает рисовать отрезки в том направлении, которое указывает педагог. Например, от выбранной точки рисуем вверх отрезок, состоящий из одной клетки, поворачиваем направо и рисуем отрезок, состоящий из двух клеток. В результате у вас могут получиться зайчик, цветок или черепаха. Попросите ребенка вспомнить про нарисованного героя загадку или стишок.
Цезарь
Цель: научить ребенка распределению внимания, т. е. умению выполнять несколько действий одновременно, формировать произвольное внимание.
Возраст: 6–7 лет.
Оборудование: любой музыкальный инструмент, способный издавать отрывистые звуки, игрушки или картинки, изображающие зверей.
Ход игры: воспитатель знакомит детей с историческим фактом, подтверждающим необыкновенные способности Гая Юлия Цезаря делать несколько дел одновременно. Воспитатель предлагает детям тоже попробовать сделать одновременно два дела, а именно запомнить, сколько раз зазвучит музыкальный инструмент, и сколько картинок покажет педагог. Далее в группе устанавливается тишина, дети сосредотачиваются и начинают считать. Побеждают те участники игры, которые назовут правильный ответ.
Охотники за буквами
Цель: развитие способности удерживать долговременное внимание, сосредоточенно, не отвлекаясь работать над поставленной задачей.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: журналы, газеты, рекламные плакаты с достаточно крупным шрифтом, цветные фломастеры или маркеры.
Ход игры: взрослый предлагает ребятам пойти на охоту. Объектом охоты объявляется какая-нибудь буква или цифра. Каждому охотнику выдается фломастер. Добыча считается пойманной, если буква (цифра) обведена в кружок или подчеркнута. Если в игре участвуют несколько игроков, то игра проводится на скорость. Выигрывает тот участник, у которого за меньшее количество времени набралось больше всего добычи.
Делали вот так!
Цель: развивать у детей ловкость, проворность, сосредоточенность и целенаправленное внимание.
Возраст: 6–7 лет.
Оборудование: карточки ведущего, на которых схематично нарисованы человечки в различных позах (человечек держит руки вверх, человечек повернулся направо, человечек присел и т. д. Всего 10–12 карточек).
Ход игры: считалкой выбирается ведущий. Ведущий встает в центре круга, образованного детьми, взявшимися за руки. Дети движутся по кругу, хором декламируя стихи:
У Агафьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Сорок дочерей, сорок сыновей.
Ничего не пили, ничего не ели,
По лавочкам сидели, делали вот так…
Ведущий достает одну из карточек, дети стараются как можно быстрее принять такое же положение тела, как и у человечка на картинке. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не покажет все карточки.
Звездочет
Цель: развитие объема внимания, способности к быстрому переключению внимания.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: фонарик, затемненная комната, экран или свободная от предметов интерьера стена.
Ход игры: взрослый назначает ребенка самым главным звездочетом и сообщает ему, что сегодня ночью на небе необыкновенно хорошо будут видны звезды. Ему, главному звездочету, сегодня будет поручена очень ответственная работа. Нужно успеть сосчитать все звезды, а то ведь некоторые из них падают и гаснут. Далее взрослый гасит свет и направляет луч света на стену, включая и выключая фонарик. Луч от фонарика можно направлять в разные стороны. Сияние звезды может длиться долго, или она может лишь чуть сверкнуть. Темп сияния звезд зависит от быстроты реакции малыша и от его умения считать.
Веселый зоопарк
Цель: развитие целенаправленного устойчивого внимания.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: совместным решением дети выбирают для игры нескольких животных, которых можно встретить в зоопарке. Для игры достаточно выбрать 4–5 животных. Участники игры договариваются между собой о том, как они будут изображать то или иное животное. Например, изображая крокодила, дети будут сводить и разводить прямые руки прямо перед собой (словно крокодил открывает и закрывает пасть). Показывая жирафа, будут поднимать вверх правую руку, демонстрируя длинную шею жирафа. Показывая кенгуру, будут складывать руки на животе, изображая сумку, и при этом подпрыгивать на месте. Показывая пингвина, будут топтаться на месте, опустив голову вниз. Не берите для игры животных с трудно произносимыми названиями. Перед игрой убедитесь, что все участники запомнили, как именно изображается тот или иной зверь, и дайте несколько пробных команд. Далее считалкой выбирается ведущий, он будет называть животное, а дети быстро вспоминать и изображать. Темп игры выбирается в зависимости от возрастной категории детей: малышам – помедленнее, а старшим – побыстрее.
Вызов номеров
Цель: научить ребенка управлять своим поведением и вниманием.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: участники игры разбиваются на 3 команды. Каждой команде присваивается какое-либо смешное имя и номер: № 1 – «Пончик», № 2 – «Головастик», № 3 – «Пузырь». Команды, взявшись за руки, выстраиваются на одной линии и ждут своего вызова. Ведущий встает на некотором отдалении от команд так, чтобы его могли видеть и слышать все участники. Он по очереди вызывает каждую команду. «Первая!» – командует ведущий. Команда поднимает руки вверх и хором кричит свое название. Далее ведущий вызывает вторую команду, затем третью, а потом начинает вызывать команды вперемешку.
Папа привез из командировки…
Цель: научить ребенка управлять своим вниманием и поведением.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель уточняет у детей значение слова «командировка» и спрашивает, приходилось ли ребятам или их родственникам путешествовать, уезжать ненадолго куда-либо? В ходе игры дети узнают, что в командировке был папа, он привез дочке куклу (ведущий демонстрирует покачивание сложенных на груди рук), сыну – ружье (ведущий складывает руки, прицеливаясь), маме – электрическую мясорубку (движение кисти руки по кругу и характерный жужжащий звук), а бабушке – китайского болванчика (покачивание головой от правого плеча к левому). Далее ведущий должен убедиться, что все дети запомнили названные подарки и научились координировать их с движениями. Ведущий объявляет: «Папа привез из командировки …(делает выразительную паузу)…ружье!». Дети тут же принимают стойку стреляющего человека, прицеливаясь из воображаемого ружья. Ведущий объявляет «Папа привез из командировки… куклу». Дети начинают укачивать воображаемую куклу. Далее темп игры возрастает. Дети, совершившие неправильное движение, допустившие ошибку, из игры выбывают. Ведущий для усложнения игры может «ошибаться», показывая совсем не те движения. В результате в конце игры остаются только самые внимательные дети.
Поищи и сосчитай
Цель: научить детей среди множества окружающих предметов выделять главные, сосредотачивать свое внимание на мелочах, видеть отдельные части предметов и предметы в целом.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: в эту игру можно играть на прогулке или в поездке, привлекая его внимание к окружающей обстановке. Игра проходит в форме беседы. Взрослый обращает внимание ребенка на женщину с сумкой и предлагает ребенку сосчитать всех людей вокруг, у которых в руках есть сумки, портфели, пакеты. Когда ребенок справится с этой задачей, предложите ему сосчитать всех присутствующих людей в очках и т. д.
Путаница
Цель: в шуточной форме показать детям на конкретном примере, как важно быть внимательным и какая может получиться путаница из-за неправильно подобранных слов, учить детей концентрировать свое внимание на деталях, удерживать высокую концентрацию в течение всей игры.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: стихи Н. Матвеевой «Путаниц
infourok.ru