Игры на развитие памяти детей
«Глаза открываем – стихи вспоминаем»
- Как играем: вы хотите выучить с ребенком стихотворение? Например, такое:
Осень золотая в гости к нам пришла
И с собою много красок принесла.
Желтый, и зеленый, и бордовый лист,
На тропинку нашу, падая, ложись.
Дождик-шалунишка к нам стучит в окно.
Улетают птицы в небо высоко.
Мы с собой корзинки разные возьмем.
В лес мы по грибочки дружно все пойдем.
- Итак, начинаем.
- Прочтите первую строчку. Предложите ребенку закрыть глаза, представить ее образ. Например, идет красавица Осень, вся в золоте. А может, ребенок представит другой образ? Спросите его, какая осень в его воображении.
- Вторая строчка: «И с собою много красок принесла». Рисуете словами картинку: образ осени и цветных узоров или красок в корзине и т.
- Таким приемом лучше запоминается любое стихотворение. Ведь он основан на чувственном восприятии.
- Закрепляем: при рассказывании ребенком стихотворения предложите вспомнить, представить образ каждой строчки.
- Возьмите любое стихотворение К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака.
- Усложняем: используйте этот прием и при пересказе сказки по памяти. Рассказ должен быть сначала из 4- 5 предложений, а в дальнейшем — до 10.
«Съедобное — несъедобное»
Цель: развитие внимания, памяти, координации движений
Материал: мяч
Ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица — животное, живое — неживое, тихое — громкое и т. п.
«Помнишь ли ты?»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности
Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»
«Я знаю…»
Цель: развитие памяти, внимания, моторики
Предложить ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю три имени мальчиков…» Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он. Это могут быть названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.
«Я скажу, а ты — запомни»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности
Предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т.
«Запомни и расскажи»
Цель: развитие внимания, памяти
Рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.
«Посмотри и сделай так же»
Цель: развитие внимания
Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.
«Сделай, как я!»
Цель: развитие памяти и внимания
Материал: счётные палочки
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15. Можно использовать не только счетные палочки, но и пуговицы, геометрические фигуры, карандаши и т.д.
«Запомни точки»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления
Вывешиваются плакаты и предлагается задание — внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: развитие памяти и внимания
Материал: набор карточек с геометрическими фигурами
Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
«Запомни картинки»
Цель: развитие памяти и внимания
Материал: карточки со следующими картинками: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин
Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
«Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие памяти и внимания
Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.
«Зеркало»
Цель: развитие двигательной памяти
Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).
Упражнение «Паровозик»
Несколько детей встают «паровозиком» друг за другом. По сигналу разбегаются, а затем по команде должны найти свое место.
«Нарисуй фигуру»
Цель: развитие осязательной памяти
Материал: фигура, вырезанная из твердой бумаги или картона
Ребенок с завязанными глазами ощупывает фигуру. Затем его просят нарисовать по памяти то, что он запомнил: «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках».
«Найди свой предмет»
В этой игре детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти недостающие детали (половинки) к своим предметам.
«Круг, треугольник и квадрат»
Цель: развитие осязательной памяти
Материал: геометрические фигуры круг, треугольник и квадрат, вырезанные из твердой бумаги или картона и разделенные на несколько частей.
Задания:
- Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше.
- «Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем — треугольник и квадрат».
- Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать. Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры? Расскажи, как ты запоминал эти части?
«Угадай-ка!»
Цель: развитие логической памяти
Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать.
«Чей силуэт?»
«Воспроизведение рассказа»
Цель: развития смысловой памяти
Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:
Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Детям рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.
При воспроизведении рассказа обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:
- Что подарила мама детям?
- Как играли дети?
- Почему они перестали играть?
- Кого позвали дети и зачем?
«Вспомни слово»
Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:
окно – цветок, лыжи – снег, чашка – молоко, книга – учитель, нога – палец, дорога – машина и т. д.
После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.
Игры для развития внимания и памяти детей младшего и среднего дошкольного возраста.
-Педагог-психологИгра «Найди заданный предмет на картинке»
Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.
Условия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым.
Примечание. Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.
Игра «Найди такой же»
Цель: развивать концентрацию, объем и устойчивость зрительного внимания.
Условия. Для игры требуются одинаковые наборы предметных картинок по числу игроков. Взрослый помогает детям разложить все картинки перед собой, после чего показывает одну картинку из своего набора и предлагает найти такую же. Если ребенок нашел и показал правильно, игра продолжается.
Примечание. Начинать можно с трех картинок, постепенно увеличивая их количество.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Условия. Игрушку прячут на глазах у ребенка под одну из двух коробок. Затем несколько раз меняют местами коробки, передвигают их по столу. Дошкольник должен постараться запомнить коробку, под которой спрятана игрушка, и следить за всеми ее перемещениями. Если ребенок правильно указывает коробку с игрушкой, он победил.
Примечание. Если ребенок во время занятия всегда находит игрушку, значит, он действительно научился концентрировать внимание, и вероятность случайного угадывания мала. Можно увеличивать скорость перемещения коробки или постепенно увеличивать их количество до четырех.
Игра «Соберись на прогулку»
Цель: развивать внимание детей.
Условия.
1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку «собраться на прогулку». Называются предметы одежды в случайном порядке, а ребенок должен быстро показать, на что данный предмет надевают. Например: взрослый называет «шапка» — ребенок дотрагивается до головы. Предварительно взрослый называет предметы одежды и показывает нужную часть тела, давая образец выполнения игры дошкольнику. Если ребенок быстро и правильно показал, он считается одетым.
2-й вариант. Взрослый выполняет роль водящего и предупреждает ребенка о том, что будет путать его, называя предметы одежды и показывая не соответствующие им части тела. Ребенок должен сосредоточить внимание не на движениях взрослого, а на его словах. Если ребенок запутался, начал повторять движения за взрослым, не обращая внимания на слова, то он считается проигравшим.
3-й вариант. Взрослый называет и одновременно показывает части тела, а ребенок должен быстр назвать одежду, которую надевают на эту часть тела.
Примечание. Можно увеличивать темп игры; играть и с одним ребенком, и одновременно с несколькими детьми.
Игра «Найди отличия»
Цель: развивать зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость).
Условия. Необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий. Ребенка просят рассмотреть и сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.
Примечание. Каждое найденное отличие можно отмечать откладыванием счетной палочки (это потребует от ребенка дополнительного умения распределять внимание, а кроме того, усиливает мотивацию достижения цели задания).
Упражнение «Карандаши»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Условия. В упражнении участвуют два и более дошкольников. Они стоят в кругу. Исходное положение каждой держать руки согнутыми в локтях перед грудью на ширине плеч, в правой руке карандаш или фломастер, причем держать карандаш надо так, чтобы в кулаке был зажат его кончик, а большая часть возвышалась над кулаком. Упражнение выполняется на четыре счета:
1) передать карандаш из правой руки в левую;
2) передать карандаш из левой руки в правую;
3) снова передать карандаш в левую руку;
4) развести руки в стороны (руки соседей оказываются соприкасающимися друг с другом). Правой рукой взять карандаш соседа справа, а левой рукой отдать свой карандаш соседу слева. Таким образом, каждый карандаш будет перемещаться по кругу, переходя от одного игрока к другому.
Далее упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не окажется свой карандаш. Взрослый считает вслух, сначала медленно, затем ускоряет темп. Если ребенок был не внимателен и не мог действовать в заданном темпе или допустил ошибку, ему не удается действовать слаженно и передать карандаш. В этом случае он считается проигравшим. Упражнение останавливают и начинают заново.
Примечание. При выполнении упражнения детям в паре следует располагаться друг против друга и на последний счет не разводить руки в стороны, а вытягивать в перед, к своему партнеру. Это игровое упражнение максимально быстро помогает неусидчивым детям концентрировать внимание, учит действовать слаженно, сообща. Удобно использовать данное упражнение в начале занятия.
Упражнение «Найди и вычеркни»
Цель: развивать устойчивость зрительного внимания.
Условия. Ребенку дается небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагается, просматривать каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например, «А»). Фиксируется время и количество ошибок.
Для тренировки распределения и переключения внимания инструкцию можно изменить. Например: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни»; «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируется время и ошибки.
Примечание. Результаты ежедневно следует отмечать на графике. Необходимо проанализировать, как изменяется результативность. Если взрослый все делал правильно, то должно быть улучшение результатов. Нужно ознакомить с ними ребенка, порадоваться вместе с ним.
Это развивающее упражнение следует проводить в соревновательной форме.
Игра «Что пропало?»
Цель: развивать зрительное запоминание.
Условия. Перед ребенком выкладывается от трех до пяти игрушек. Взрослый объясняет, что игрушкам скучно, они хотят поиграть в прятки. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать каждую игрушку. По команде взрослого он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый прячет одну из игрушек. Открыв глаза, ребенок должен назвать, какая игрушка пропала.
Игра «Кто за кем?»
Цель: развивать зрительную память.
Условия. В этой игре детям необходимо угадать, что изменилось. Взрослый раскладывает за ширмой от трех до пяти игрушек. Затем отодвигает ширму и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. Меняет игрушки местами (сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок расположения игрушек.
Примечание. Усложнение игры – постепенное увеличение числа игрушек, которые меняются местами.
Педагог-психолог: О.О. Меньщикова
У детей, играющих в видеоигры, активность мозга изменяется, что свидетельствует об улучшении когнитивных способностей.
Исследование показало, что дети, которые регулярно играли в видеоигры, лучше справлялись с двумя когнитивными задачами и демонстрировали измененные паттерны активации коры в областях мозга, отвечающих за внимание, память и визуальную обработку.Видеоигры как никогда популярны среди молодежи: опросы показывают, что в них играет большинство детей и подростков. В эти годы становления мозг претерпевает множество изменений, что заставляет исследователей задаться вопросом, могут ли видеоигры повлиять на когнитивное развитие детей.
Исследования связи между видеоиграми и познанием в значительной степени не дали окончательных результатов, но есть некоторые свидетельства положительного эффекта. В частности, исследования указывают на возможные преимущества внимания и рабочей памяти, связанные с видеоиграми.
Автор исследования Бадер Чаарани и его команда попытались использовать прошлые результаты, включив данные нейровизуализации, что было сделано в нескольких прошлых исследованиях. Исследователи собрали данные исследования когнитивного развития мозга подростков (ABCD), продольного исследования развития мозга и здоровья детей в Соединенных Штатах. Они сосредоточились на данных базовой оценки исследования, в результате чего была получена окончательная выборка из 2217 детей в возрасте от 9 до 10 лет. исследуя на большой выборке детей, как видеоигры связаны с работой мозга и познанием», — сказал Чаарани, доцент Университета Вермонта. «Большой набор данных продольного исследования ABCD позволяет нам отслеживать этих игроков с 9и 10 лет в подростковом и юношеском возрасте, а также изучить влияние видеоигр на различные аспекты, такие как функция мозга, нейропознание, психическое здоровье и поведение».
Во время функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) дети выполняли две когнитивные задачи. Это были задание на стоп-сигнал (SST), тест на тормозной контроль, и задание n-back, тест на рабочую память. Дети также сообщали, сколько часов в день они тратили на экранное время, включая отдельные вопросы для видеоигр и просмотра видео.
Исследователи проанализировали, различаются ли видеогеймеры (дети, которые играли 3 или более часов в день) и не видеоигры (дети, которые играли 0 часов в день) по своей производительности и моделям активации мозга во время выполнения когнитивных задач.
Во-первых, было обнаружено, что видеогеймеры превзошли тех, кто не играет в видеоигры, как в задаче со стоп-сигналом, так и в задаче n-back. Затем было обнаружено, что видеогеймеры демонстрировали различия в зависимости от уровня кислорода в крови (BOLD) в определенных областях мозга. В частности, геймеры продемонстрировали усиленный ЖИРНЫЙ сигнал в частях предклинья во время задания, которое проверяло тормозной контроль. Предклинье — это область мозга, отвечающая за такие функции, как внимание, память и интеграцию информации.
В задаче на рабочую память геймеры показали более слабый ЖИРНЫЙ сигнал в затылочных областях, областях обработки зрительной информации мозга. Это может свидетельствовать о том, что видеоигры привели к повышению нейронной эффективности в зрительно-моторных областях. Видеоигры также показали повышенную активность в поясной, средней и лобной извилинах, а также в предклинье.
«Наше исследование показывает, что видеоигры могут быть связаны с более быстрым временем реакции и превосходной рабочей памятью, а также с изменениями функций мозга в областях, связанных со зрением, вниманием и обработкой памяти», — сказал Чаарани PsyPost.
Эти результаты оставались значимыми после учета возможных сочетаний поведенческих проблем и психических расстройств. Важно отметить, что результаты также были значительными после контроля просмотра видео (например, времени, потраченного на просмотр видео на YouTube), что позволяет предположить, что различия в активации мозга были специфичны для видеоигр в большей степени, чем для просмотра видео.
«В отличие от предыдущих исследований, в которых сообщалось о пагубном влиянии игр на когнитивные функции, наши данные говорят об обратном», — сказал Чаарани.
Важным ограничением исследования было то, что не было данных о жанре видеоигр, в которые играли, и разные типы видеоигр (например, приключенческие игры, шутеры, одиночные и многопользовательские игры) могли по-разному влиять на познание. «Мы еще не исследовали потенциальное влияние различных жанров видеоигр», — сказал Чаарани.
Общие результаты показывают, что видеоигры связаны с улучшением производительности при выполнении когнитивных задач, связанных с торможением реакции и рабочей памятью. «Будущие выпуски данных ABCD позволят исследователям проверить продольные эффекты, при которых видеоигры могут улучшить торможение реакции, рабочую память и другие когнитивные функции», — пишут Чаарани и его коллеги. Будущая работа также позволит исследователям оценить любые поведенческие или нейрокогнитивные изменения, которые могут быть связаны с видеоиграми в подростковом возрасте.
Авторы исследования «Связь видеоигр с когнитивными способностями детей» Бадер Чаарани, Джозеф Ортигара, ДеКанг Юань, Ханна Лосо, Александра Поттер и Хью П. Гараван.
Расширение когнитивных способностей моего ребенка
Игры для стимулирования когнитивного развития детей
Когнитивно-стимулирующие игры
Фигурный Алфавит Суп
точка за точкой
Игры памяти
Живопись и рисование
Найди отличие
Слово Злоумышленник
Спрятанное сокровище
Игра Джимхана
Как я могу помочь своим детям легче учиться? Многие родители стремятся помочь развитию интеллектуальных способностей своих детей с помощью игр, специально разработанных для детей 9 лет. 0059 когнитивная стимуляция или даже с помощью упражнений на память , которые превращаются в игры.
Среди широкого спектра доступных занятий, которые могут помочь детям с их интеллектуальным развитием , есть те, которые требуют использования памяти, языковых навыков и требуют внимания к цветам, формам и словам. Эти виды деятельности действительно выделяются, чтобы помочь детям полностью раскрыть свой потенциал. Есть ли у вас четкое представление о том, что на самом деле означает когнитивная стимуляция?
Это нейропсихологическая техника, направленная на повышение и улучшение умственных способностей человека на протяжении всей его жизни. Когнитивная стимуляция работает в разных областях мозга, используя разные методы обучения для достижения лучшего качества жизни. Для младенцев и маленьких детей это может быть очень хорошей альтернативой, чтобы попытаться полностью улучшить свои основные процессы обучения.
С помощью этих игр родители могут предложить образовательных мероприятий , которые также могут быть веселыми и интересными. Так обстоит дело, например, с игрой «Алфавитный суп», в которой обучают новому словарному запасу по определенной теме.
Когнитивные игры для стимуляции
Суп с фигурками из алфавитаНайдите слово, соответствующее изображению, например, животному. Это отличное упражнение, которое развивает зрительную и ассоциативную память. В этой игре вам показывают фигуру, представленную на изображении, сопровождаемую набором слов. Если это фигура слона, то вы должны найти буквы или слова в алфавитном супе.
Точка До Точка
Еще одно интересное занятие, развивающее зрительную и числовую память путем создания изображения путем соединения точек. Точки обозначены номерами и должны быть соединены вместе в правильном порядке. Это означает, что ребенок должен рисовать изображение шаг за шагом, чтобы узнать, что скрыто под точками и цифрами.
Игры памяти
Это классические игры памяти, которые тренируют зрительную память. Игры на память, в которых вы должны найти пары карточек, не только образовательны, но и поучительны и веселы. Эти игры помогут детям удерживать образы в зрительной памяти до тех пор, пока они не смогут сопоставить это изображение с другой карточкой.
Занятия по рисованию и рисованию
Подходящим занятием для развития памяти детей является просьба нарисовать или раскрасить изображение того, что они уже видели, например, бабушкин дом, парк или школу. Идея состоит не в том, чтобы рисовать с большим мастерством, а в том, чтобы представлять различные детали из их памяти и иметь возможность перенести эти воспоминания в реальность.
Найди отличия
Эта игра может быть очень увлекательной и понравится детям. Игра состоит из двух почти идентичных изображений с небольшими различиями в конкретных деталях или цветах, которые должен обнаружить ваш ребенок.
The Word Intruder
Все, что вам нужно, это карандаш и немного бумаги. Все, что вам нужно сделать, это написать предложение, содержащее слово, которое не подходит, а затем подчеркнуть это слово, как только оно будет обнаружено. Например, «Розы — это красные стулья». В этом случае нарушителем в предложении является «стулья».
Спрятанное сокровище
Вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие от этой игры, которая идеально подходит для особых случаев, таких как, например, их день рождения. Он заключается в том, чтобы где-то спрятать подарок и заставить ребенка понять, где он спрятан, используя несколько подсказок. Вот идея! Подарите им красочную коробку-сюрприз с подсказкой внутри: «Подарок спит с носками». На розыгрыше в их гардеробе вы можете оставить еще одну подсказку, которая направит их к ящику с игрушками: «Мне было здесь скучно, поэтому я пошел играть». Старайтесь избегать использования каких-либо действительно сложных подсказок или использования слишком большого количества подсказок, но они получат удовольствие от неизвестности и улучшат свои способности решать проблемы.