Игры для развития внимания для детей 7-8 лет
Игры для развития внимания для детей 7-8 лет
Начинающие сыщики
Детям нравится играть в сыщиков или шпионов. Объясните, что для работы тем и другим нужны внимательность и память. Потренироваться можно в домашних условиях.
Для начала пусть ребенок по памяти опишет свою комнату (что слева, справа, впереди, на потолке, на полу), ваш садовый участок, школьный класс, путь от дома до бабушки и т.д. Игра развивает активное внимание и зрительную память.
Можно дополнить игру и предложить ребенку нарисовать по памяти комнату, домашнее животное, дорогу от школы домой.
Шерлок Холмс в действии
Можно продолжить
детективную линию. Ребенок – Шерлок Холмс, вы – преступник, который не хочет,
чтобы его поймали. Ребенок должен внимательно осмотреть ваш внешний вид, после
чего выйти из комнаты. А вы тем временем что-то меняете в своем внешнем облике
(несколько деталей). Вернувшийся «сыщик» должен угадать, что изменилось.
Можно усложнить задачу и изменять и расположение предметов в комнате и др. После чего поменяйтесь ролями.
Живое – неживое, летает – не летает
Вы называете слово (существительное), если оно относится к живым – ребенок поднимает руки, если к неживым – руки опущены. По тому же принципу можно бросать мяч (живое – мяч нужно ловить, неживое – мяч пропускать). Далее пройтись по другим группам: съедобное-несъедобное, летает-не летает, сделано природой – сделано человеком и т.д. Упражнение тренирует переключение внимания.
Поиск по «горячо»
Еще одна известная игра, развивающая наблюдательность и внимание. Спрячьте в комнате игрушку или шоколадку. Ребенку нужно найти их, руководствуясь вашими подсказками «холодно» (неверное направление) и «горячо» (верное). А потом поменяйтесь местами – ребенок прячет вещь, а вы ищите по «температурным намекам».
Найди профессию
Вы перечисляете
слова, а ваш маленький партнер внимательно слушает.
· Юбка, обезьяна, программист.
· Листок, карандаш, фантазия.
· Чайник, глаз, архитектор.
· Оса, мармелад, тетрадь.
· Шапка, купальник, кондитер.
Кроме профессий можно использовать другие категории: предмет одежды, посуда, мебель, транспорт и т.д.
Секретные письмена
Пальцем или карандашом начертите в воздухе контуры цифр, букв, геометрических фигур. Ребенку нужно понять, что же вы написали невидимыми мелом на невидимой доске. Внимательность тут как раз поможет. Можно «выводить» даже небольшие слова (из трех или четырех букв). А потом поменяйтесь местами – теперь вы угадываете, что ребенок напишет.
Если такое задание вызывает затруднения можно попробовать вместе с ребенок писать его рукой.
Цепляемся за последнюю букву
Эта игра популярна
уже несколько поколений среди детей и родителей. Называете любое слово,
например, «кренделькИ». Ребенок должен ответить словом на его последнюю букву –
«игрушкА». Далее вы ищете слово, начинающееся на «А» и произносите, допустим,
«арбуЗ». Значит, ребенку вспоминать слова на «З». Таким образом, у нас есть
слово-локомотив и прицепленные друг за друга слова-вагончики. Тренируются
скорость реакции и слуховое внимание.
Со временем игру можно усложнить и называть слова. Относящиеся к одной категории, например, предмет одежды, посуда, мебель, транспорт и т.д.
Домашние загадки
Ребенок описывает
подробно какой-то предмет из комнаты (не называя его и не глядя на него). Как
можно более подробно. Можно описать свойства по типу загадки. Например,
«Керамическая, черная, из нее пьют чай или кофе, чаще всего ею пользуется папа»
или «Папа пользуется этой вещью каждый день, утром и вечером, она черная»
(кружка). «Прямоугольная, сделана из картона и бумаги, ею пользуется кошка,
чтобы подстричь себе когти» или «Наша кошка пользуется этой вещью, когда
начинает застревать в пледе или злится на собаку» (когтеточка).
Вам нужно угадать, о чем ребенок говорит. Разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение развивает внимание, память и речь.
Что пропало?
Выставьте 6-7 предметов. Желательно, чтобы это были не только игрушки, но и простые бытовые вещи. Пусть ребенок внимательно их рассмотрит за пару минут. Далее ребенок отворачивается, а вы убираете один из них или меняете местами рядом стоящие. Повернувшийся должен рассказать, что изменилось.
Под платком
Более сложный вариант предыдущей игры. Разложите в хаотичном порядке совершенно разнообразные вещи. Допустим, кубик, расческа, камешек, шишка, мыло, красное яблоко и др. Дайте вашему ребенку время запомнить их. Затем накройте их платком или полотенцем.
Задавайте ребенку
наводящие вопросы по каждому из предметов. Например, «Где лежит зеленое
яблоко?» (его здесь нет, тут только красное яблоко), «Сколько камешков было?»,
«В каком примерно месте находится мыло?» и т.д. Обычно во время такого занятия
ребенку приходится хорошенько сосредоточиться и активизировать внимание.
Стройка
Возьмите конструктор или обычные кубики (можно использовать и счетные палочки), постройте какую-нибудь фигуру. Тем временем ребенок может наблюдать за вашими действиями, а может оценить вашу работу только после завершения. В любом случае ему нужно будет повторить ваше изделие. Начните с простых конфигураций, если увидите, что ребенок легко справляется, добавьте сложности.
Работа корректором
Для этой игры можно использовать стары журналы, газеты или распечатывать тексты самостоятельно. Укажите ребенку на любой подходящий текст и дайте задание зачеркнуть в нем все буквы, например, «В» (прежде следует показать ребенку саму букву). Можно засечь время 3 минуты. Тренироваться стоит каждый день.
Как только
увидите, что ребенок качественно и полностью выполняет задание с одной буквой,
усложняйте его. Теперь одну определенную букву вычеркнуть, а другую –
подчеркнуть. Начнет справляться с 2 буквами, добавьте третью и т.д. Таким
образом тренируем внимательность, умение концентрироваться и переключать
внимание.
Наблюдатель
В эту игру можно играть где угодно: дома, на улице, в машине, общественном транспорте. Вы описываете любой предмет, находящийся рядом или в поле вашего зрения, а ребенок угадывает, что это. Можно описывать просто подробно, можно метафорами или в виде загадок. Возможно, ребенку будет иногда непросто, но как при этом активизируется внимательность!
Например, на улице. Живое, с зелеными волосами, в коричневом платье, тянет ручки к солнцу (дерево). Белые, любят высоту, могут принимать любую форму, когда хмурятся, становятся темными (облака). Еще вариант – попросите быстро назвать 5 мягких (теплых, красных, смешных) предметов в этой комнате. Помимо внимательности развивается словарный запас и образное мышление.
Ловим волшебные слова
Договоритесь с ребенком,
какие слова в вашей игре будут считаться волшебными. Это могут быть слова,
обозначающие цвета, животных, птиц или сказочных героев. Также возможны
«волшебные» слова на букву «У» или любую другую букву.
Не говорите мне «нет»
Простая, но обожаемая детьми игра. Вы задаете любые вопросы, в том числе с подвохом, а ребенок отвечает. При этом запрещается говорить «нет»! Фишка в том, чтобы задать такой вопрос, на который ответ «нет» напрашивается сам собой.
Задача ребенка — переформулировать фразу так, чтобы «нет» не прозвучало. Вот примерные вопросы:
· Твоя кошка ест конфеты?
· Луна появляется на небе днем?
· В выходные дети ходят в школу?
· Нужно ли в салат добавлять мамин крем?
· Папа умеет летать?
Как только ребенок ошибается, вы меняетесь ролями.
То ли нос, то ли нога
Сядьте напротив
друг друга. Называйте части тела, при этом показывайте их на себе. Ребенок
должен показать названную вами часть тела на себе и произнести ее название. Чтобы добавить веселья и чуточку сложности, периодически хитрите: показывайте
одну часть тела, а называйте другую.
Например, показываете на ступню, а говорите: «Это голова». Ребенку нужно показывать именно ту часть тела, которая проговаривается! Чтобы не запутаться, ребенку придется усилить внимание. Нам это и нужно!
Внимательная повторюша
Вы показываете любые движения, допустим, прыгаете, хлопаете в ладоши, корчите рожицы, поете, танцуете и т.д. Ребенок должен повторить за вами все, за исключением «запрещенного» (обговорите заранее, какое это будет движение). Как только проиграл – меняетесь местами, теперь вы повторяете за ребёнком. Если он хорошо справляется, добавьте еще один запрещенный жест.
Ёжик спрятал яблоко
Итак, у вас в квартире завелся ёжик (или любая другая зверушка). Он где-то спрятал лесное яблоко (орех, цветочек и др), а теперь забыл и не может найти. Ребенку предстоит отыскать этот предмет.
К счастью, ежик
был не очень аккуратен и оставил следы. Родителю предстоит создать путь
неосторожного ёжика. Например, странным образом переставить обувь, оставить
открытым шкаф, выложить дорожку из носков, «просыпать» фасоль в виде стрелочки,
создать «горб» на постели из покрывал и т.д.
Постепенно ёжик становится более точным в движениях, следов его пребывания все меньше. Найдет ли яблоко ваш ребенок?
Настольные игры для развития внимания
1. Традиционные игры.
«Домино»
Количество
участников — от двух до четырёх человек. Игральный набор состоит из 28 прямоугольных
костяшек, лицевая сторона которых разделена на две части. Каждая часть содержит
от 0 до 6 точек. В процессе игры участники выстраивают цепь из костяшек так,
чтобы элементы игры соприкасались друг с другом одинаковыми частями.
Классическое «Домино» могут осилить дети 5–6 лет. Однако существует вид игры с
картинками, который будет понятен и для детей более младшего возраста.
«Шашки»
Число игроков — 2 человека. Правила игры будут понятны детям в возрасте 5–6 лет и старше. Игра состоит из шашечной доски и шашек чёрной и белой окраски. Перед началом турнира каждый ребёнок расставляет шашки определённого цвета в трёх нижних рядах игрового поля на тёмный фон. Шашки продвигаются по клеткам шашечной доски в соответствии с определёнными правилами. Цель — уничтожить как можно больше шашек противника или лишить его возможности ходить.
«Русское лото»
Число игроков — от
двух до восьми человек. В «Русское лото» могут играть дети, которые уже знакомы
с двухзначными числами. Игровой набор состоит из карточек и мешочка с фишками.
На карточках изображены числа и пустые клетки. Каждому участнику раздаётся по
одной карточке. Один человек выбирается ведущим. Ведущий вслепую вытягивает из
мешка фишку и называет число на ней. Если у игроков на карточках такое число
есть, то они закрывают его специальными жетончиками, которые прилагаются к
игре. В игровых наборах советских времён таких жетончиков может не быть. В этом
случае цифры закрываются любыми предметами: пуговицами, камушками и другими.
Выигрывает участник, который быстрее закрыл все числа на карточке.
2. Нетрадиционные игры.
«Хамелеон»
Количество участников — от двух до семи детей. Элементы игры — 54 карточки. Одна из сторон каждой карточки содержит три важных для игры компонента: определённый цвет, изображение персонажа (героя мультфильма, животного) и цифру. Каждый из участников игры берёт по одной карточке. Например, ребёнок вытянул карточку с цифрой 4, зелёным цветом и кузнечиком. Его дальнейшая задача — собрать как можно быстрее карточки, которые будут включать в себя один из трёх компонентов: кузнечика, цифру 4 или зелёный цвет. Свободные на столе карточки открываются поочерёдно. «Хозяином» открытой карточки становится ребёнок, который быстрее положил на неё руку. Достоинства игры:
·
развивает внимание и наблюдательность.
· формирует у ребёнка быструю реакцию.
· обладает привлекательным внешним видом.
«Читай-Хватай»
Число игроков — от двух до пяти детей. Игра включает в себя фишки, на одной стороне которых изображены слова, на другой — три предмета. Фишки высыпаются на стол так, чтобы изображения слов были внизу. Каждый ребёнок берёт по одной фишке и переворачивает её. Например, Коле попалась фишка со словом «арбуз». Коля должен быстро найти фишку с изображением арбуза, перевернуть её словом вверх и положить в свою стопку. Когда на столе остаётся 5 фишек, игра заканчивается. Победил тот ребёнок, у которого оказалось больше собранных фишек. Плюсы игры:
· развивает внимание у ребёнка.
· закрепляет навыки чтения у детей.
· может использоваться для детей, которые не умеют читать. В такой ситуации изображения слов в игре не применяются: элементы игры собираются исходя из предметов, изображённых на фишках.
«Доббль»
Количество игроков
— от двух до двенадцати человек. Игровой набор состоит из 55 круглых карточек.
На каждой карточке изображены животные, насекомые, фрукты и овощи. Цель игры —
находить как можно быстрее карточки со схожими рисунками. Плюсы игры:
· развивает внимание и усидчивость.
· улучшает реакцию.
· имеет привлекательное оформление.
· увлекательна как для детей, так и для взрослых.
Задания на внимательность для детей 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 12 лет | Задания на внимательность для детей
Одна из ключевых функций человеческого сознания – умение сосредотачиваться, концентрироваться на определенном действии, объекте. В большинстве случаев начиная с 3 лет у детей формируется устойчивость в восприятии информации, способность плавно переключаться с одного занятия на другое. По мере взросления у ребят появляется умение заниматься сразу несколькими делами. Задания на внимательность для детей разработаны, чтобы развить или улучшить этот навык.
Характеристики внимания
Перед началом занятий психологи рекомендуют понаблюдать за поведением ребенка в быту, во время учебы. Это поможет четко определить, какие их качеств нуждаются в дополнительном развитии, чему важно уделить внимание в первую очередь. Понятие «внимание» имеет ряд характеристик, каждая из которых развита у людей в разной степени. Особое внимание стоит уделить следующим характеристикам:
- Концентрация. Умение анализировать материал, свойства или действия объекта, сосредотачиваясь на поставленной задаче. Если у двухлетнего малыша считается нормой способность концентрироваться на одном занятии в течение 5-10 минут, то в 5 лет это время увеличивается до 10-25 минут, в 10 лет – до 20-50 минут. Все указанные показатели считаются нормой, но кардинально отличаются по длительности. Поэтому упражнения на развитие концентрации всегда актуальны.
- Устойчивость. Практически любое занятие ребенка сопровождается большим количеством отвлекающих факторов. Это может быть что угодно: от птицы, севшей на ветку за окном, до крика приятеля во дворе. Важно уметь поддерживать концентрацию в течение долгого времени, не отвлекаясь на другие занятия и доводя начатое дело до конца.
- Объем внимания. Аналогия с компьютерной оперативной памятью в этом случае особенно уместна. Эта характеристика позволяет оценить количество информации, которая может одновременно анализировать, обрабатывать, использовать ребенок. Этот навык особенно важен для школьников, поэтому его развитием лучше начать заниматься заранее.
- Переключаемость. Скорость переноса внимания с одного объекта на другой, способность быстро менять вид деятельности определяет работоспособность ребенка. В ходе обучения от нее часто напрямую зависит успеваемость. Умение можно успешно тренировать с помощью развивающих компьютерных игр, выполнения многоуровневых задач на время.
- Распределение. Способность выполнять параллельно несколько задач, переключая внимание между ними по мере надобности – необходимый навык для выполнения за сравнительно короткий срок большого количества дел. Чтобы на протяжении всего процесса поддерживать его эффективность и точность, нужно учиться грамотно распределять внимание.
Но нельзя создать оптимальные условия для развития до тех пор, пока не будут устранены причины возникших проблем. В большинстве случаев дети страдают из-за слишком высоких учебных нагрузок. Стремление родителей к всестороннему образованию не всегда позволяет ребенку обеспечить достаточный отдых. Также рассеянности, потере концентрации может способствовать неблагополучная обстановка дома или в коллективе, нарушенный режим сна, отсутствие здорового питания. До того как ситуация будет исправлена, любые методики и упражнения вряд ли помогут.
Общие рекомендации по развитию внимания у детей
Один из основных факторов, влияющих на внимание у детей, – их психологический комфорт, отсутствие стрессов. Малыш должен чувствовать себя защищенным, уверенным в близких. Речь не идет о попустительстве и отсутствии дисциплины. Но детям необходима убежденность в том, что в случае ошибки, неудачи, их поддержат, помогут. Весомых результатов добиваются в основном положительно настроенные дети, которым выбранные для развития игры и упражнения приносят удовольствие.
Независимо от возраста, особенностей характера, базового уровня развития внимания у ребенка есть набор рекомендаций, которые позволят эффективно организовать проведение занятий:
- Систематичность. Самые эффективные упражнения не принесут ощутимый результат в развитии внимания, если они не будут выполняться регулярно. Нужно установить удобный для всех участников процесса график и следовать ему.
- Мотивированность. Важен индивидуальный подход к ребенку. Для одних детей интересна совместная деятельность с родителями, их одобрение, другим – маленькие поощрения или сам достигнутый результат.
- Движение от простых упражнений к сложным. Для начала занятий важно создать атмосферу азарта, интереса, веселья, чтобы маленький ребенок увлекся предложенной игрой. Но на простых и быстро выполнимых заданиях не стоит задерживаться, чтобы не стало скучно.
- Наглядность используемых алгоритмов. Для поддержания интереса к выполняемым действиям они должны приносить ощутимый для малыша результат.
Это может быть успешно сложенный пазл, найденные отличия на картинках, собранная головоломка.
- Оптимальная продолжительность занятий. Их время варьируется от 5-7 минут для трехлеток, 30 минут для дошкольников и до 50 минут для детей старше 9 лет. При этом сосредоточенность ребенка на одной картинке длится 3-10 минут в зависимости от возраста.
Когнитивные функции человека можно гармонично развивать только при условии его полного физического здоровья. Легкое недомогание из-за простуды может стать причиной потери способности концентрироваться. Часто рассеянность малыша становится сигналом для родителей и учителей, о необходимости обратить внимание на физическое состояние ребенка.
Практики повседневной жизни
Безотказный способ развить внимательность ребенка в повседневной жизни, чтобы занятия приносили удовольствие, выбирать упражнения, которые связаны его увлечениями. Психологи рекомендуют ориентироваться на круг интересов малыша, его любимые школьные предметы. При таком подходе не нужно будет прилагать дополнительные усилия, искать рычаги для мотивации, чтобы обеспечить собранность, концентрацию внимания на предложенном виде деятельности.
Полезными для развития внимания может стать:
- рисование,
- коллекционирование,
- головоломки,
- рукоделие,
- логические игры,
- моделирование.
При желании в рамках практически любого хобби можно разработать систему упражнений, включающие перечисленные виды занятий. К примеру, если малыш – фанат океана и его животного мира, можно предложить ему собрать коллекцию фигурок подводных обитателей, сделать позже из них экспозицию, складывать тематические пазлы.
Неожиданным для многих родителей открытием становится тот факт, что научить ребенка внимательности можно приучая его к домашним делам. Соблюдая рекомендованные принципы систематичности, мотивированности и получения наглядного результата своих действий незаметно для самого малыша, он учится выполнению простых обязанностей. Если превратить работу в интересную игру, он с удовольствием будет выполнять ежедневно небольшие задания, одновременно тренируя собственный мозг.
Игры на развитие внимания для малышей 3-4 лет
По наблюдениям психологов при регулярном выполнении упражнений устойчивость внимания, способность концентрироваться на одном занятии у крохи 3-4 лет можно успешно развивать. Но качество выполнения малышом заданий зависит от того, насколько они соответствуют его возрасту и состоянию. Важно отслеживать поведение ребенка. Если он быстро устает, не хочет заниматься, стоит внести изменения в планы, регулируя содержание и сложность упражнений.
- «Найти отличия». Предложите крохе 2 картинки, в которых есть до 7 отличий.
- «Что перепутано?» На рисунке изобразите предметы, у которых перепутаны местами детали, допущены ошибки в их расположении. Малыш должен показать такие моменты, объяснить их.
- «Дорисуй картинку». Изобразите знакомые ребенку предметы, у которых не хватает деталей (уха у зайца, колес у велосипеда).
Предложите крохе самому исправить ситуацию.
- «Чего не хватает?» На столе расставьте до 7 предметов. После того как ребенок их рассмотрит, нужно попросить его закрыть глаза. Спрячьте один из них, попросите сказать, чего не хватает.
- «Повторяй за мной». Малыш повторяет показанные взрослым простые действия или движения в той же последовательности. Их количество можно постепенно увеличивать. Такие упражнения можно делать на улице или в комнате.
Если выбранные для занятия предметы интересны ребенку, он сможет сконцентрироваться на них в течение 5-7 минут. После этого внимание спадает. Продлить его помогут яркие эмоции, которые сопровождают действие. Это может быть красивая иллюстрация, спетая взрослым песенка, мелкий приз за успешно выполненное задание (а иногда поощрение для поднятия настроения, если достичь цели не удалось, но малыш очень старался).
Упражнения на внимательность для детей 4-5 лет
При подборе заданий на внимательность для детей 4-5 лет психологи рекомендуют учитывать, что малыши смогут сохранять концентрацию на протяжении 15-20 минут. Упражнения включают творческие занятия, логические и сюжетные игры, заниматься параллельно двумя задачами, распределяя внимание. На этом этапе ребята дошкольного возраста активно формируют навык сохранения концентрации, умение переключаться с одного занятия на другое.
- «Путаница». Малыш слушает легкое в восприятии не длинное стихотворение, которое взрослый читает вслух. В нем намеренно допускаются смысловые ошибки, на которые должен указать ребенок. Упражнение помогает тренировать логику, концентрацию, распределение внимания.
- «Узнавай!» Взрослый называет 4-5 слов, среди которых одно относится к заранее выбранной категории (транспорт, птица, цветок). Ребенку нужно среагировать на него, к примеру, хлопком в ладоши или прыжком на месте.
- «Отыщи всех!» На рисунке изображают до 10 предметов (животных, растений, фруктов). Все они пересекаются, накладываются друг на друга. Нужно сконцентрироваться, чтобы назвать все, что нарисовано.
- «Покажи стихии».
Упражнение направлено на развитие умения совмещать слуховое внимание и выполнять соответствующие заданию движения. Участники заранее договариваются о том, каким действиям будет соответствовать каждая из стихий. Выполнять задания можно на прогулке.
- «Найти дорогу». Можно распечатать или самостоятельно нарисовать лабиринт, в котором нужно найти путь к цели. На начальном этапе можно облегчить ребенку задачу, помогая себе искать нужную дорогу пальчиком или карандашом.
Отличительной особенностью ребят этого возраста становится способность во время игры или выполнения действия следовать установленным правилам. Нужно развивать у ребенка внимание, выполняя задания, связанные со зрительной, слуховой, двигательной памятью. Действовать можно во всех направлениях. Главное, не перегружать малыша, не давать ему непосильные задания, стремясь быстро получить результат.
Игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет
Для дошкольников особенно важно тренировать навыки, связанные с каждой из характеристик внимания. Психологическая и физическая зрелость ребенка в этом возрасте позволяет проводить достаточно продолжительные занятия. В зависимости от характера малыша они могут составлять до получаса, каждое отдельное упражнение при условии, что оно будет интересным, займет кроху на 10-15 минут.
В этом возрасте дети умеют самостоятельно распределять свое внимание между параллельно происходящими событиями в игре, творчестве, домашних делах. Они активно развивают навык планирования, выполнения сложных задач с перерывами в занятии. К примеру, старшие дошкольники могут рисовать один и тот же рисунок пару дней, периодически возвращаясь к нему.
- «Не собьюсь!» Ребенок считает вслух, но после заранее оговоренного количества чисел произносит условные слова. К примеру, 1-2-3-4, «не собьюсь»!. Затем: 5-6-7-8, «не собьюсь!»
- «Рисуем фигуры». При выполнении задания можно выбирать вместе с малышом любые простые фигуры (круги, квадраты, облака, солнышки).
В один ряд рисуют 10 одинаковых рисунка. Задание заключается в том, чтобы раскрасить в нужные цвета фигуры, расположенные под определенным номером. Например, второй, четвертый, седьмой цветок в синий, а первый, пятый, восьмой – в желтый.
- «Найти буквы». Если ребенок осваивает азбуку и счет, можно предложить ему упражнение на развитие внимания, которое одновременно поможет закрепить изучаемый материал. На листе бумаги в хаотичном порядке расположить знакомые малышу буквы или цифры, используя по несколько одинаковых. Задача заключается в том, чтобы найти все имеющиеся на изображении символы, которые просит взрослый. К примеру, все буквы «а».
- «Прятки». Многим ребятам нравится поиск на картинке «спрятавшихся» зверей, птиц.
- «Графический диктант». На листе в клетку малыш по заданию взрослого (или наоборот для разнообразия) выполняет простые действия: например, проводит линию влево на 2 клетки, затем вниз на 4, вправо на 5 и т. д.
- «Таблицы Шульте».
В хаотичном порядке в ячейки вносят числа от 1 до 10 или 20, если ребенок с ними знаком. Малыш должен в прямой, а позже и в обратной последовательности находить их по порядку. По мере тренировок можно начать выполнение задания на время.
При выборе заданий и наращивании их сложности в ходе тренировок родителям стоит учитывать уровень подготовки ребенка, наличие у него необходимых для выполнения задания знаний. В противном случае малыш может потерять интерес к выполнению непосильных для него заданий.
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
В первые годы учебы у младших школьников особенно остро стоит вопрос о тренировке устойчивости, переключаемости внимания, развитии навыка концентрации на задании, которое дано на уроке. Для лучшего включения ребенка в образовательный процесс психологи и педагоги рекомендуют заниматься не реже 3-4 раз в неделю и дополнительно между делом в форме игры. Помочь могут простые задания:
- раскрасить заданные взрослым фигуры среди множества других;
- искать отличия на картинках;
- по памяти описывать персонажа недавно прочитанной книги;
- читать слова справа налево;
- угадывать название предмета по описанию, данному взрослым;
- повторение набора слов, цифр в правильной последовательности, постепенно увеличивая их количество;
- разучивать песни на слух.
Опираясь на интересы ребенка, можно создать собственную систему тренировок, набор упражнений, который будет ему интересен. Можно зачеркивать в газете определенную букву, одновременно подчеркивая другую, писать диктант из слов-антонимов, искать слова среди написанных в ряд букв. Вариантов много, для успешных занятий нужно только найти тот, который будет интересен именно вашему ребенку.
Физическая активность
Связь между развитием нервной системы и физической активностью детей давно доказана учеными и медиками. Именно на задачах, в ходе которых нужно выполнять спортивные упражнения, основаны занятия, помогающие детям развить внимание при возникновении трудностей в учебе. Физические упражнения помогают тренировать мозг использовать одновременно оба полушария, развивая способность быстро переключаться между предложенными задачами, выполнять их параллельно.
Наиболее эффективны групповые задания на внимательность для детей. Можно предложить ребятам 8-10 лет сыграть в волейбол без использования мяча. При этом соблюдаются все правила. Разговаривать нельзя. Задача детей состоит в том, чтобы внимательно следить за участниками, обращая внимание на мимику, жесты. Как вариант, можно предложить детям «перебрасываться» воображаемыми предметами, называя при этом его название и имя ребенка, которому он отдает пас. Сложность состоит в том, чтобы суметь «подстроиться» под изменяющееся задание. Поймать змею так же, как мяч вряд ли получится.
Психологи едины во мнении, что развивать внимание у ребенка нужно постепенно, не перегружая его излишне сложными или продолжительными занятиями. Важно четко, но кратко ставить перед ним задачу. Только в этом случае удастся добиться повышения концентрации внимания, способности удерживать его (в том числе и сознательно), не отвлекаясь на происходящее вокруг.
7 Занятия в классе для улучшения концентрации внимания у детей
20 ноября 2017 г.
Сегодня объем внимания учащихся снижается из-за того, что они проводят много времени в Интернете или используют технологическое устройство, такое как планшет или смартфон. Виновником является не само устройство, а то, чему дети учатся, используя это устройство. Один из уроков заключается в том, что если игра или чтение не затягивают их с первых секунд, они дремлют или легко кликают или смахивают от «скучного» занятия и выбирают что-то другое. Эти игры или занятия, которые предназначены для того, чтобы задействовать умы детей с самого начала, не преследуют той же цели, для которой учителя планируют уроки. Многие из этих цифровых занятий не заботятся о благополучии ребенка или его обучении чему-либо. Бренды разрабатывают все больше и больше приложений для развлечения детей.
Решение: постарайтесь обеспечить внимание и концентрацию на занятиях, которые не требуют экранного времени. Давайте рассмотрим некоторые вещи, которые учителя могут делать в классе, и какие действия для улучшения концентрации они могут легко включить в свою повседневную жизнь.
1. Сборка
Одним из популярных занятий для детей является сборка. Это широкая тема, которую вы можете настроить для своего класса и уникальных потребностей учащихся. Это помогает улучшить продолжительность концентрации внимания и концентрацию, чтобы дать детям цель и строительные материалы. Например, раздайте игральные карты и попросите детей посмотреть, какая команда сможет построить более высокий карточный домик, прежде чем он упадет. Дети младшего возраста могут использовать блоки разных форм и цветов для самостоятельной работы. Вы можете поручить групповой проект по созданию моделей небоскребов с использованием кусочков пенопласта, клея, краски и маркеров.
2. Игры на развитие памяти
Игры на развитие памяти являются одними из самых популярных занятий для учащихся. Выберите игру на запоминание, в которой используются трехмерные фигуры, а не только карточки с картинками, чтобы она подходила для всех стилей обучения. Если вы не можете найти игру с трехмерными фигурами, то карты с яркими изображениями также отлично подойдут.
3. Игры-головоломки
головоломки отлично подходят для развития ума и познавательных способностей ваших детей. Если быть более точным, головоломки дают ребенку эту ключевую возможность развить мелкую моторику, улучшить зрительно-моторную координацию, логически мыслить, чтобы решить проблему, улучшить память и улучшить концентрацию и концентрацию внимания.
Существует множество головоломок для детей. Вам просто нужно выбрать подходящий для вашей целевой группы. Ниже приведены некоторые из головоломок, которые вы можете использовать в классе, и причины, по которым они станут хорошими играми-головоломками для ваших учеников:
- Кубик-змейка: Кубик-змея выглядит как кубик Рубика в собранном виде. Но цель состоит в том, чтобы растянуть его в виде змеи и попытаться собрать снова. Эта классная работа с одним материалом отлично подходит для детей, которые предпочитают работать индивидуально, а также для кинестетических учащихся, которым нравится делать что-то вручную, и им нравится решение змеиного куба.
Вы обнаружите, что кинестетические учащиеся могут не быть лучшими учениками в вашем классе или теми, кто демонстрирует большее количество поведенческих инцидентов, но дайте им какое-то материальное задание, которое заставит их чувствовать себя выполненным и смотреть, как они остаются сосредоточенными в своей работе. занятия в классе больше с повышенным чувством «я могу это сделать».
- Кубик Рубика: Как и головоломка с кубиком из деревянной змеи, кубик Рубика для детей представляет собой занятие по концентрации, которое существует уже много лет. Головоломка Вы можете найти кубики Рубика разных размеров, квадраты становятся больше по мере увеличения уровня сложности, что упрощает поиск кубика для вашего класса. Это относительно недорогие предметы, и вы можете легко заполнить трубу среднего размера различными головоломками с кубиками для разных уровней способностей, например, добавить пару обычных кубиков Рубика для одаренных детей.
4. Занятия на время
Игры на время и работа в классе — это не только универсальные занятия для улучшения концентрации у детей, но и очень привлекательные для учащихся, потому что они хотят выиграть и побить таймер. Дайте каждому учащемуся доску и маркер, затем выберите основное слово из шляпы, отметьте 1 минуту на часах и попросите учащихся написать как можно больше слов из букв основного слова. Если ваш класс разбит на станции, вы можете положить все предметы для занятия в небольшую корзину с игрушечными песочными часами, чтобы дети могли играть индивидуально, в партнерстве или в команде.
5. Упражнения по последовательности
Существует положительная корреляция между способностью к последовательности и уровнями концентрации у учащихся, что делает их идеальными упражнениями для улучшения внимания и концентрации у детей. Учителя могут администрировать рабочие листы, материалы или планировать обсуждения в классе по последовательности рассказов. Младшие дети могут расположить яркие картинки в порядке последовательности дней недели, времен года, распорядка дня или даже своего собственного распорядка в классе.
6. Кулинарные занятия
Отличными занятиями в классе, которые помогают детям дольше концентрироваться, являются следование рецептам, выпечка или украшение сахарного печенья. Если это соответствует возрасту и уровню способностей ваших детей, подумайте о том, чтобы дать небольшим группам простые рецепты для подражания. Дети младшего возраста могут украсить сахарное печенье к определенному празднику или дню рождения. Попробуйте дать ученикам разные ингредиенты, чтобы они отмеряли и смешивали. Они даже могут приготовить трековый микс для всего класса, чтобы насладиться им на перемене!
7. Занятия в тишине
Дети, как и все мы, нуждаются в частых перерывах, чтобы освежиться. Эти перерывы помогают улучшить их уровень концентрации и внимания. Маленьким детям будет полезно иметь в классе тихое место, где они могут вздремнуть, в то время как старшеклассникам нужны перерывы, питательные закуски и еда, а также свободное время. Работайте в свободное время в соответствии с ежедневным расписанием вашего класса и настраивайте станции, где учащиеся могут выбирать, какое занятие для отдыха им нужно.
Заключительные слова
Помогите своим учащимся противостоять негативному воздействию технологий и чрезмерному времени у экрана, планируя больше практических занятий, чтобы улучшить внимание и концентрацию. Лучшие занятия по концентрации для детей — это те, которые побуждают ученика думать во время выполнения задания.
Упражнения на концентрацию внимания для детей младшего школьного возраста
Научить ребенка концентрироваться может быть непростой задачей, поэтому попробуйте выполнить эти забавные задания, чтобы улучшить его внимание и концентрацию.
или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить в свои сохраненные ресурсы
Разве это не забавно, как ваш ребенок может часами сосредотачиваться на своей любимой видеоигре или телепрограмме, но когда вы просите его заняться домашним заданием, его внимание начинает отвлекаться? блуждать в течение нескольких минут?
Научиться концентрировать внимание может быть сложной задачей для детей начальной школы. Эксперты считают, что обычно ребенок может усердно концентрироваться в течение трех-пяти минут на каждый год своей жизни : таким образом, пятилетний ребенок может быть в состоянии сосредоточиться около 15 минут, в то время как 10-летний может оставаться на задачу в течение большей части часа.
Однако многим детям трудно концентрироваться даже в течение короткого промежутка времени, особенно если деятельность, над которой они работают, их не увлекает или если есть много отвлекающих факторов. Но можно улучшить их внимание и концентрацию, и это не будет обременительно для вас или вашего ребенка. Попробуйте эти забавные обучающие идеи для размера.
Улучшите навыки вашего ребенка по математике и английскому языку!
- Получите индивидуальный план обучения для вашего ребенка
- Ресурсы и занятия каждую неделю
- Следите за обучением вашего ребенка
Попробуйте БЕСПЛАТНО сегодня
Игра с монетками
концентрация .
Возьмите стопку разных монет, затем выберите пять и разложите их в последовательности: например, 2 пенса, 10 пенсов, 1 фунт стерлингов, 50 пенсов, 2 фунта стерлингов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них в течение 15 секунд или около того, а затем накройте их листом бумаги.
Попросите ребенка сделать такой же узор, используя лежащие перед ним монеты, отсчитывая время с помощью секундомера. Когда они закончат, запишите время, которое они потратили, и правильно ли они поняли схему; если они этого не сделали, попросите их повторить попытку, пока они не будут правы.
Чем больше вы играете в эту игру, тем быстрее и точнее ваш ребенок должен получить — и вы можете увеличить сложность, используя монеты большего номинала или более длинные последовательности.
Найди отличия
Игры «Найди отличия» и «Найди лишнее» отлично подходят для того, чтобы привлечь внимание детей к мелким деталям. Вы можете адаптировать их к возрасту и способностям вашего ребенка, а также их преимущество в том, что они портативны и легко доступны в Интернете, что делает их идеальными для путешествий или залов ожидания.
Головоломки, в которых ваш ребенок должен найти спрятанный предмет на картинке, например, Где Уолли? или изображение панды, которое недавно стало вирусным, также хороши для развития концентрации.
Копирование картинок
Это упражнение поможет вашему ребенку научиться сидеть на месте и сосредоточиться на работе, стоящей перед ним. Дайте им картинку — идеально подойдет простая иллюстрация из книжки-раскраски — и лист чистой бумаги, на который они смогут ее скопировать.
Попросите их сконцентрироваться на копировании изображения в течение короткого периода времени — сначала всего 30 секунд, — затем хорошенько встряхните руки, чтобы избавиться от энергии и напряжения, затем повторите еще 30 секунд и так далее. По мере того, как они будут лучше концентрироваться, вы можете увеличить время, которое они тратят на копирование, и уменьшить количество перерывов, которые они получают.
Научите их знакам, которые покажут вам, что они сосредоточены — низ на сиденье, голова вниз, движение карандаша — чтобы напомнить им, чтобы они не отвлекались от задачи.
Игра Ким
Эта старомодная игра для вечеринок — отличный способ помочь детям развить навыки концентрации.
Возьмите набор мелких предметов домашнего обихода, таких как чайная ложка, ключ, заколка для волос, подставка для яиц — всего вам понадобится около 20 — и разложите их на подносе. Дайте ребенку 30 секунд на изучение предметов, а затем накройте их кухонным полотенцем.
В эту игру можно играть двумя способами: либо вы можете попросить своего ребенка вспомнить как можно больше предметов за определенное время, либо вы можете незаметно удалить один предмет, затем открыть лоток и попросить его определить, чего не хватает.
Я пошел в супермаркет…
Эта традиционная игра является хорошим групповым упражнением, в которое вы можете играть со своим ребенком, его братьями, сестрами или друзьями , и это часто заканчивается очень весело.
Сидя в кругу или вокруг стола, первый человек говорит: «Я пошел в супермаркет и купил…», а затем называет предмет, начинающийся с буквы А: например, авокадо. Затем следующий человек повторяет предложение и называет предмет, начинающийся с буквы B, но также должен вспомнить ответ первого человека: «Я пошел в супермаркет и купил воздушный шар и авокадо».
Продолжайте изучение алфавита и посмотрите, сколько предметов вы сможете запомнить, прежде чем все развалится!
Счет в обратном порядке
Счет в обратном порядке может быть второй натурой вашего ребенка, но обратный счет, особенно числами, отличными от единицы, требует от него полной самоотдачи и помогает улучшить навыки концентрации.
Попробуйте дать им случайное число, скажем, 147, а затем попросите их считать в обратном порядке тройками. Это сложнее, чем кажется, и заставляет их включить мозг и отгородиться от отвлекающих факторов.
Кружки для раскрашивания
Внимательное раскрашивание и рисование — это большая новость для взрослых, помогающая отвлечься от повседневных отвлекающих факторов и сосредоточиться на задаче, стоящей перед нами, а также полезная для детей.
Начните с того, что нарисуйте серию маленьких кругов на листе бумаги, чтобы ваш ребенок раскрасил их как можно аккуратнее, не выходя за пределы линий. Поскольку круги маленькие, это займет у них всего минуту или около того. На следующий день нарисуйте круги чуть большего размера, на раскрашивание которых уйдет немного больше времени.
По мере того, как способность вашего ребенка сосредотачиваться улучшится, вы можете вводить более крупные формы и более сложные узоры , выполнение которых займет больше времени, помогая увеличить время, в течение которого они могут концентрироваться.
Подсчет слов
Это хорошее упражнение для детей с KS2, у которых проблемы с концентрацией внимания. Возьмите книгу и выберите абзац текста, чтобы ваш ребенок мог его просмотреть. Цель состоит не в том, чтобы прочитать его, а в том, чтобы сосчитать каждое слово в абзаце.
После того, как они посчитают каждое слово, пусть они вернутся и посчитают снова. Они получили тот же ответ? Если нет, заставьте их пересчитать; если они это сделали, в следующий раз вы можете дать им другой или более длинный абзац для проработки. Невозможно позволить вашему разуму блуждать, когда вы уделяете такое пристальное внимание деталям.
Танцевальные игры
Если у вас есть Wii, Xbox или другая консоль, игры, в которых ваш ребенок должен копировать танцевальную последовательность, показанную на экране, отлично подходят для развития навыков концентрации у детей, которым трудно усидеть на месте и сосредоточиться на столешнице. упражнения.
Они также помогают развивать скорость обработки информации и моторику, а также помогают сжечь лишнюю энергию непоседливому ребенку.
Является ли их концентрация проблемой?
Хотя у детей младшего школьного возраста обычно возникают проблемы с концентрацией внимания, для некоторых детей это более серьезная проблема. Около трех процентов детей в Великобритании страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , и неспособность сконцентрироваться является ключевой особенностью этого состояния.
Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть СДВГ, поговорите с его учителем; они смогут сказать вам, разделяют ли они ваши опасения, и если да, то посоветуют вам, что делать дальше, например, поговорить со школьным координатором по особым образовательным потребностям (SENCO).