Дидактические игры на развитие внимания и памяти
Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, которые разработали направлены на развитие и памяти и внимания.
Далее представлены дидактические игры, которые направлены на развитие внимания и памяти и, в которые можно играть самостоятельно дома…
Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»
Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.
Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.
Материалы: несколько мелких игрушек.
Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.
Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.
Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.
Дидактическая игра «Пуговицы»
Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.
Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.
Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.
Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.
Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.
Дидактическая игра «Хамелеон»
Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.
Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.
Материал: фишки для играющих.
Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т. д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Дидактическая игра «Зеркало»
Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).
Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.
Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»
Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.
Цель игры:развивать произвольное внимание.
Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.
Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.
Дидактическая игра «Рыбаки»
Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.
Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.
Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.
Улучшите свою память с помощью игр для мозга
Все мы переживали момент паники, когда кто-то подходит, а мы не можем вспомнить ее имя, или когда мы опаздываем на встречу и не можем найти ключи от машины. Эти небольшие отставания в памяти могут замедлить наши дни и добавить беспокойства, но вся надежда — и память — не потеряны.
Это деменция или рассеянность?
Чаще всего совершенно нормально войти в комнату и забыть, зачем ты вошел, или знать ответ на Опасность! , но с трудом нахожу нужные слова. Иногда наши воспоминания могут подвести нас, но, как и в большинстве случаев, небольшая практика делает (почти) совершенным.
Как логопед, я работал со многими людьми, которые говорили, что они «больше ничего не могут вспомнить». Однако, когда мы проверяем их навыки удержания информации, обычно дело вовсе не в памяти, а в недостатке внимания. Мобильные телефоны и доступ, который они предоставляют для отвлекающих действий, таких как просмотр сайтов в социальных сетях, со временем сократили продолжительность нашего внимания.
Исследования показали, что даже когда люди ставили свои сотовые телефоны в беззвучный режим и переворачивали их на своих столах, они хуже справлялись с задачами, требующими сосредоточенности и внимания, чем те, кто хранил свои телефоны в другом месте. В течение многих лет мы знали, что начинаем замечать, что наше внимание начинает колебаться после 40 лет, но теперь это происходит намного раньше. В недавних отчетах говорится, что продолжительность концентрации внимания человека уменьшилась в среднем с 12 секунд до 8 секунд. Сообщается, что средняя продолжительность концентрации внимания золотой рыбки составляет 9секунды.
Из-за снижения способности сохранять спокойствие наш мозг постоянно ищет новый контент, дополнительную стимуляцию, и это оказывает заметное влияние на нашу способность получать, сохранять и вспоминать информацию. Я часто использую аналогию с изображением двери у себя на лбу, чтобы объяснить внимание. Если вы полностью вовлечены, эта дверь открывается и позволяет информации войти, но если вы отвлекаетесь, дверь закрывается, и информация теряется. Итак, дело не в том, что вы не можете вспомнить, что вам сказали, просто вы никогда не обрабатывали это с самого начала. Хорошая новость заключается в том, что есть способы избавиться от рассеянности.
Наши занятия учат людей тому, как «включать» свое внимание, что поможет им более эффективно усваивать и хранить информацию.Отточите свои навыки, отточите свой ум
Программа «Улучшите свою память» помогает участникам узнать, как работает память и почему мы забываем, а также обучает простым и эффективным стратегиям улучшения хранения, поиска и скорости обработки информации. Занятия предназначены для всех взрослых, которые хотят узнать больше о здоровье мозга и развить когнитивный резерв, который поможет предотвратить любое ухудшение когнитивных функций в будущем.
Все занятия направлены на создание когнитивного резерва, предотвращение потери памяти и приобретение новых знаний, поэтому они подходят для людей в возрасте от 40 лет, которые хотят укрепить свои навыки памяти в будущем.
«Ключи» к тому, чтобы найти больше времени
Одна из участниц нашего класса сказала мне, что тратит от 20 до 40 минут каждый день, пытаясь найти неуместные предметы, что ее очень расстраивает. После прохождения курса «Улучши свою память» она научилась простой технике размещения корзины в каждой комнате для хранения вещей, которые она теряла чаще всего, таких как ключи, бумажник и очки. Взяв на себя обязательство раскладывать эти предметы только в нескольких местах, ей больше не нужно искать их по всему дому, и она рада, что все это время вернулось в ее день.
Благодаря чудесам современной медицины американцы стали жить дольше. Психическая подготовка будет ключевым компонентом для поддержания независимости и качества жизни. Ведя здоровый для мозга образ жизни, мы можем отсрочить появление симптомов деменции и дольше оставаться независимыми.
Занятия проводятся онлайн и по запросу в медицинском центре CentraState. Чтобы узнать больше, позвоните по телефону 732-308-0570.
Мэрилин Абрахамсон, магистр искусств, CCC-SLP, логопед и сертифицированный тренер по здоровью головного мозга в медицинском центре CentraState.
Управление WellNeuroscience
Примечание: для этого контента требуется JavaScript.
Игры на запоминание – мастер исполнительной памяти – хорошее сенсорное обучение
хорошее сенсорное обучение
- $ 10,99 $ 10,99 долларов США
Название по умолчанию — $ 10,99 USDКоличество
Memory Master — доступен в виде цифровой загрузки для печати, в которую также можно играть, просматривая карты на компьютере или планшете. Эта веселая игра и когнитивный коррекционный инструмент укрепляют исполнительные функциональные навыки: рабочую память, управление отвлекающими факторами, внимание к деталям, выносливость, подавление реакции, а также поддержание внимания и умственного переключения. В лечебных целях Memory Master помогает игрокам научиться кодировать и вспоминать ряд директив.
Игроки выбирают карту, а затем слышат указания администратора. Затем игрок «говорит это» (повторяет указания), «видит это» (визуализирует и добавляет сенсорные детали к указаниям), а затем «показывает» (разыгрывает указания). Отвлекшись, игроки видят то, что могут вспомнить. Эта игра для 1–4 игроков может быть полезна учащимся с СДВГ, нарушениями обучаемости, исполнительными расстройствами, а также пожилым людям и людям с травмами головы. Мастер Памяти — это потрясающий способ укрепить мозг, весело проводя время!Учащиеся с СДВГ, нарушениями обучаемости и расстройствами исполнительных функций
Исследования показывают, что дети не рождаются с навыками исполнительных функций, однако они рождаются с потенциалом для их развития. Точно так же, как посещение тренажерного зала укрепляет тело, занятия, развивающие исполнительные навыки, улучшают умственные способности. По данным Центра развития ребенка Гарвардского университета, «когда у детей есть возможность развивать исполнительные функции и навыки саморегуляции, люди и общество получают пользу на всю жизнь. Эти навыки имеют решающее значение для обучения и развития. Они также способствуют позитивному поведению и позволяют нам делать здоровый выбор для себя и своих семей».
Игры для развития исполнительных функций
Использование игр на осознанность и веселых занятий, таких как «Мастер памяти» и «Следуя указаниям, веселый и простой способ», для развития навыков исполнительных функций делает процесс увлекательным и запоминающимся. Это приносит пользу мозгу, потому что, когда мы можем наслаждаться процессом обучения, мозг вырабатывает нейротрансмиттер дофамин. Исследования подтверждают, что этот нейротрансмиттер помогает активировать:
Мотивацию:
Дофамин вызывает чувство удовольствия, которое мотивирует действие, а многократное повторение задачи активирует обучение.
Рабочая память:
Дофамин также активирует рабочую память, которая является жизненно важным компонентом исполнительных функций , помогая учащимся погрузиться в настоящий момент и кодировать информацию в долговременную память.