Игра в мяч у ацтеков | Месоамериканская игра в мяч: спорт и ритуал | Дида С., Приймак Е., Стюфляев М.
Ацтеки заимствовали многое из культур своих предшественников, и игра в мяч (ollamaliztli, oлламалистли) истоки которой уходят в глубокую древность, не стала исключением. Когда ацтеки основывали новое поселение, они первым делом делали две вещи: строили святилище (храм) своему племенному божеству Уицилопочтли, а затем рядом с ним ставили площадку для игры в мяч.[1] Как правило, такие площадки размещались недалеко от храмовых построек и дворцов, из чего можно сделать вывод, что значимость этой игры была для ацтеков довольно высокой. Интересно, что испанцы построили свой кафедральный собор не над главным храмом, а над площадкой для игры в мяч.
Реконструкция ритуального центра Теночтитлана, в левой части рисунка площадка для игры в мяч и цомпантли.
В Теночтитлане площадка для игры в мяч стояла в окружении храмовых и дворцовых построек в самом центре города, размещаясь недалеко от главного храма. Отдельная площадка для игры в мяч называлась тлачтли или тлачко (tlachtli, tlachco) и имела форму буквы I. Вокруг площадки находился склон, окруженный по внешнему краю стенами. В центре стен стадиона для игры в мяч имелось два (на одной и другой стене) каменных красиво орнаментированных резных кольца диаметром примерно 90 сантиметров. Обстановку дополняли установленные неподалеку цомпантли (стеллажи с черепами принесенных в жертву), которые составляли с тлачтли своего рода ансамбль. Впервые стоящими рядом эти постройки были обнаружены в Туле и Чичен-Ице.[2]
Символично, что площадка была ориентирована по оси Запад-Восток[3], являясь наглядным архитектурным отражением представлений ацтеков о том, что игра в мяч имитирует движение солнца по небу, к этой теме мы вернемся чуть позднее.
Рисунок ритуального центра Теночтитлана из Флорентийского кодекса.
В разных городах ацтекского государства высота стен площадки для игры в мяч колебалась в диапазоне 2,5-3,3 метра. Сам стадион был длиной от 30 до 60 метров, шириной от 3 до 12 метров, и часто имел линию, делившую его на 2 части посередине, а также шесть отметок вдоль наклонных стен. Площадку окружали места для зрителей, знати и судей.
Как уже говорилось ранее, на стадионах проводили не только состязания, но и разные ритуальные действа. Это подтверждается наличием различных вотивных предметов, закопанных на главном стадионе Теночтитлана. В месяц Панкецалистли в честь Уицилопочтли ацтеки устраивали празднества как раз на стадионе.[4] Также на площадках для игры в мяч в Теночтитлане перед игрой жрецы сжигали курения перед снаряжением, прося у богов успеха в игре.
Два игрока в мяч, Д. Дуран.
О конкретных правилах этой игры известно немногое, но точно ясно одно – ударять по мячу надо было бедрами, поэтому игроки надевали защитные средства из кожи на поясницу и таз. Известно, что экипировка стоила очень дорого: ею у науа владели только аристократы и профессиональные игроки (олламаниме). Для защиты рук игроки носили специальное снаряжение из оленьей кожи, которое одевали на кисти. Так как игрокам приходилось очень часто падать на землю, они одевали также защиту на колени. Но эти меры не всегда уберегали от синяков, обширных гематом и кровотечений.
Ирок в мяч (codex Fejervary—Mayer).
Основной целью игры было закинуть мяч через каменное кольцо. Когда такое происходило, игра считалась завершенной. [5] Кому удавалось пробросить мяч через кольцо, тому воздавались различные почести. Его чтили, пели хвалебные песни, ему давали ценный приз из перьев, а также плащ и набедренную повязку.[6]
Так как в кольцо было попасть совсем непросто, обычно играли до достижения командой определенного количества очков. Важным правилом игры был запрет на касание мячем земли. Также игрокам запрещалось касаться мяча руками или голенью, могли быть использованы только локти, колени, бедра и голова.[7] Нарушением считалось, если игроки не могли взять мяч на своей стороне или перебросить его за центральную линию. Команда теряла очки, если одному из игроков приходилось дважды бить по мячу перед возвращением его противникам или если мяч коснулся незащищенного кожей участка бедер игрока, а также, если он бил мячом в кольцо, но не попадал в него, или если от его удара мяч покидал пределы поля.[8] Торибио Мотолиния, бывший хронистом ацтеков в XVI веке, писал, что если мяч ударял об противоположную стену, то команда получала очки, а если мяч попадал в кольцо, то забившая его команда побеждала.
Эти правила обеспечивали высокий темп игры, а игроки были вынуждены часто падать, чтобы предотвратить касание мяча о землю. Умелые игроки могли удерживать мяч в игре час и даже более. Особо искусные из них очень ценились, они имели доступ ко двору правителя и знаки отличия. Однако до нас не дошло ни одного имени почетного игрока в мяч.
Игра продолжалась до 8 очков, или пока кто-либо из игроков не перебросит мяч через свое кольцо. Победитель получал в собственность все, что было поставлено на кон, а также право отбирать у зрителей плащи. В этом вопросе в источниках встречаются противоречивые сведения. Мотолиния, например, полагал, что плащи отбирались только у болевших за проигравшую сторону.[9]
«Это способ, какой имели индейцы этой Новой Испании, чтобы играть в мяч, каждый на своем месте, и тот, кто побеждал другого в этой игре, и заставлял его пропустить прыжок мяча [la hazia perder el salto a la pelota] на месте другого, выигрывал ставку, и если кто-нибудь касался мяча какой-нибудь частью тела, кроме локтей, которыми играли, или бедрами, или ладонью, проигрывал, а тот, кому удавалось забить мяч в тлашмалакаль, являющийся кольцом, которое находится по сторонам, выигрывал и получал свободу забирать плащи и все, что бы ни увидел игрок, и все, кто могли, убегали от него. Играли в эту игру на рабов, на плащи и перья»[10]
По всей видимости, олламалистли был в основном спортом для богатых, однако существовали и профессиональные игроки, которые не входили в знатное сословие – они жили за счет выигрышей. Часто зрители (особенно это касается знати) делали ставки на команды (игроков). Ставкой могло быть что угодно. Дуран упоминает, что знатные ацтеки заключали пари на «драгоценности, рабов, драгоценные камни, декоративные кожухи, атрибуты войны, и наряды женщин. Другие ставили на кон своих любовниц»[11]. Дуран считал игроков людьми, которые слишком подвержены азарту, они настолько были увлечены игрой, что закладывали все что имели, дома, поля, запасы кукурузы и растения магея. Они ставили на кон своих детей и продавали себя в рабство.[12]
Игра в мяч (codex Magliabechiano)
Впрочем, те, у кого денег на ставки не было, становились зрителями этих игр исключительно ради развлечения. С другой стороны, считалось, что от игры в мяч обычным людям лучше держаться подальше. Обучающихся в тельпочкалли юношей наставники поучали, говоря им, «чтобы они отдалялись от праздности и совершения бесчестных поступков, которые приводят к тому и являются причиной того, что становятся ворами, или игроками в мяч, или игроками в патоль [patol], вроде костей, каковые игры взращивают воровство, чтобы удовлетворить и насытить такие пороки, которые не влекут за собой ничего иного, кроме дурного конца». [13]
На рисунке верхняя правая фигура изображает игрока в мяч (Codex Mendoza).
Именно поэтому в некоторых кодексах, которые представляют собой книгу предсказаний (тоналаматль), рожденные в определенные дни были обречены стать заядлыми игроками.[14]
Божество Макуильшочитль, мяч для игры в олламалистли и доска для патолли (Codex Borgia).
Божество Макуильшочитль, мяч для игры в олламалистли и доска для патолли (codex Vaticanus B).
Города и племена устраивали состязания по игре в мяч между собой, и тогда матч приобретал политическое значение. Порой игра становилась предлогом для убийства или нападения. Иногда игру использовали для урегулирования разногласий между двумя сторонами.
Фрай Хуан де Торквемада писал о поединке ацтекского правителя Ашайякатля, поставившего на кон годовой доход против чинамп Шочимилько. Таким способом ацтеки хотели заполучить ценный экономический район, не отправляясь при этом на войну (путем хитрости и обмана они заполучили чинампы Шочимилько). Ашайякатль проиграл, но был расстроен не столько тем, что потерял свою ставку, сколько тем, что лишился репутации хорошего игрока в мяч.[15] Однако победивший царь был задушен самим Ашайякатлем, во время вручения гирлянды победителю. На следующий день после победы мексиканские воины появились во дворце счастливого победителя и, «приветствуя его и принося ему дары, они бросили ему на шею гирлянду цветов с запрятанным в ней ремешком и таким образом убили его».[16]
Чинампы Шочимилько. Реконструкторская модель и современные фотографии. В центре изображение из кодекса ацтекского тлатоани Ашайякатля.
В другом состязании, о котором также сообщает Торквемада, были использованы номинальные ставки, чтобы подчеркнуть спортивную доблесть стареющего правителя, который поставил все свое царство против трех индюшек. Это был поединок Монтесумы II и правителя Тескоко Несауальпилли. Последний, увидев комету, интерпретировал это как предвестие близкого конца Тройственного союза, и Монтесума вызвал Несауальпилли на состязание, чтобы проверить истинность предсказания. Правитель Тескоко выиграл, доказав таким образом верность своего пророчества.[17]
Монтесума и Несауальпилли, Д. Дуран.
Иштлильшочитль, современник Торквемады, также упоминал о королевском поединке, по результатам которого победитель узаконил свои права на правление. Правитель тольтеков Топильцин играл один сразу против трех соперников и выиграл.[18]
Больше как притча, чем как реальное событие, описывается в Легенде о Солнцах поединок тольтекского[19] царя Уэмака и тлалоками на драгоценные камни и перья кецаля. Уэмак выиграл игру, а когда вместо драгоценностей правителю Толлана были предложены молодые початки и листья маиса, он отказался от них. Божества дали их, но предупредили Уэмака, что листья маиса – самые драгоценные перья, а початки ценнее нефрита. В результате кладовые Толлана были наполнены драгоценностями, но маис перестал расти, и Толлан охватили страшная засуха и голод, длившиеся 4 года. Еще один матч с неудачным последствием ознаменовал собой начало заката тольтекской эпохи.
До прибытия в Новый Свет испанцы никогда раньше каучуковых мячей не видели. Кортесу так понравилась эта игра, что он взял с собой команду игроков в мяч, чтобы показать ее при королевском дворе. Немецкий художник Кристоф Вейдиц, который в 1528 году имел возможность своими глазами увидеть при дворе Карла V игру в мяч, составил альбом, куда вошел и рисунок двух игроков в мяч.
Игроки в мяч, рисунок Кристофа Вейдица.
Игра имела и глубокий сакральный смысл. Каучуковые мячи ацтеки использовали не только для игр. Эти предметы служили также в качестве подношений богам. Сожжение мяча, по всей видимости, входило в ритуал игры.[20] Ацтекская империя в пору своего расцвета требовала в качестве дани 16000 каучуковых мячей в год. По подсчетам некоторых историков, для таких высоких налогов требовалось примерно 1300 акров (5 км2) земли и 400 штатных сборщиков урожая.
Божество Шиутекутли использует каучуковые мячи в виде подношений (Codex Borgia).
Дань в виде 16 000 каучуковых мячей (Codex Mendoza).
Площадка для игры в мяч была олицетворением подземного мира, куда уходит каждую ночь солнце. Игра символизировала битву дня и ночи, а, значит, имела отношение и к кровавым человеческим жертвоприношениям, которые были призваны обеспечивать движение солнца по небу. Неслучайно во всех тоналаматлях (ритуальных книгах предсказаний) ацтеков изображение площадки для игры в мяч помещали рядом с изображением собаки (Шолотлем?). Ацтеки верили, что Шолотль, сопровождающий Солнце на небесном своде и в подземном мире, играет в олламалистли на магической площадке, которая расположена не где-нибудь, а на небе.
Кроме того, стадион для игры в мяч был связан с Уицилопочтли, который, согласно мифам, построил такую площадку (теотлачко) на горе Коатепек, а потом на этом же поле для игры в мяч он победил свою сестру Койольшауки (Луну) и Сенцонуицнауа (400 звезд), обезглавил их и съел их сердца в самом центре площадки, получившей название место черепа (Itzompan). Этот миф отражает основную суть космологических представлений ацтеков об извечной борьбе Солнца, как воплощения света и жизни, с ночными небесными телами, в которой Солнце постоянно одерживает победу, поддерживая жизнь на земле.[21]
С игрой в мяч неразрывно связан и обряд обезглавливания жертвы. Ранее уже говорилось о том, что рядом с тлачко соседствовала цомпантли.[22] Мануэль Агиляр Морено в своей статье об ацтекской архитектуре говорит о том, что это были, как правило, трофейные головы, связанные с ритуалами олламалистли.
Макульшочитль (справа), площадка для игры в мяч, обезглавленная жертва и доска для патолли (codex Aubin).
Шочикецаль (слева), обезглавленная жертва и площадка для игры в мяч (codex Borbonicus)[23].
Тесная связь площадки для игры в мяч с различными религиозными ритуалами проиллюстрирована на страницах кодекса Борджиа. Там есть несколько сцен, изображающих процесс жертвоприношения на теотлачтли.
Красный и черный Тескатлипоки играют в мяч, в центре площадки жертва с вскрытой грудной клеткой. Кровь жертвы омывает мяч (Codex Borgia).
Сцена жертвоприношения на площадке для игры в мяч (Codex Borgia).
Также площадка для олламалистли упоминается на страницах кодекса, рассказывающих о путешествии идеализированного правителя Полосатый Глаз (Stripe Eye) по миру богов, где он должен совершить ряд действий, или испытаний, по результатам чего сможет сделать свою власть легитимной. Некоторые ученые сравнивают данный сюжет с похожим у миштеков, поэтому часто идеализированного правителя называют также – 8-Олень. [24] На своем пути к власти Полосатый Глаз сыграет в мяч с божествами, на его глазах будут происходить различные ритуальные действа, которые в конечном итоге позволят ему стать легитимным правителем своей страны.
Полосатый Глаз играет в мяч с божеством (Codex Borgia).
Сцена, изображающая красного Тескатлипоку (слева) и Тласольтеотль (справа), в центре божество смерти произоводит на свет ребенка (рождение Солнца) (Codex Borgia)[25].
Одна из последних страниц кодекса рисует нам четырех богов (или их имперсонаторов) на поле для игры в мяч во время одного из праздников.
4 бога (или жреца) на площадке для игры в мяч во время одного из прадников (Codex Borgia).
[1] The PARI Journal.Vol.III, No.2/Vol.III, No.3\ The Ballgame as a Portal to the Underworld/ Dr. Manuel Aguilar, р.8. http://web. calstatela.edu/faculty/maguila2/Publications/20_ballgame_2002-2003.pdf
[2] Там же.
[3] The PARI Journal.Vol.III, No.2/Vol.III, No.3\ The Ballgame as a Portal to the Underworld/ Dr. Manuel Aguilar, р.8. http://web.calstatela.edu/faculty/maguila2/Publications/20_ballgame_2002-2003.pdf
[4] The PARI Journal.Vol.III, No.2/Vol.III, No.3\ The Ballgame as a Portal to the Underworld/ Dr. Manuel Aguilar, р.8. http://web.calstatela.edu/faculty/maguila2/Publications/20_ballgame_2002-2003.pdf
[5] Кодекс Мальябекки. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко, 2013. Стр. 169
[6] Fray Diego Durán, Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar, p. 315. Translators: Fernando Horcasitas and Doris Heyden, University of Oklahoma Press, Norman, 1977.
[7] Кодекс Мальябекки. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко, 2013. Стр. 169
[8] Warren D. Hill, John E. Clark. Sports, Gambling, and Government: America’s First Social Compact. P. 335 https://anthropology.byu.edu/SiteAssets/Pages/Faculty/JohnEClark/Sports,%20Gambling,%20and%20Government. pdf
[9] Motolinia, Toribio de Benavente Memoriales de Fray Toribio de Motolinia. Facsimile edition. Madrid: Librerr’a de Gabriel Sénchez, 1903, р.339
[10] Кодекс Мальябекки. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко, 2013. Стр. 169
[11] Fray Diego Durán, Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar, p. 318. Translators: Fernando Horcasitas and Doris Heyden, University of Oklahoma Press, Norman, 1977.
[12] Там же.
[13] Кодекс Мендоса. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко, 2013. Стр. 297
[14] Narrative and Ritual in the Codex Borgia. A structural analysis of pages 29 to 46 of this Postclassic Mexican manuscript. Samantha Gerritse June 2013
[15] Torquemada, Juan de Monarqul’a Indiana. (1975) Mexico City: Universidad Nacional Autonoma de Mexico Р. 250.
[16] Жак Сустель. Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания. 2007, стр.196
[17] Torquemada, Juan de Monarqul’a Indiana. (1975) Mexico City: Universidad Nacional Autonoma de Mexico Р. 291-292.
[18] Santley, Robert M.; Berman, Michael J.; Alexander, Rami T. (1991). «The Politicization of the Mesoamerican Ballgame and Its Implications for the Interpretation of the Distribution of Ballcourts in Central Mexico». In Vernon Scarborough and David R. Wilcox (eds.). The Mesoamerican Ballgame. Tucson: University of Arizona Press.
[19] Об этнической принадлежности тольтеков ещё ведутся споры. В нашей статье мы будем придерживаться мнения, что это была говорящая на науатле народность.
[20] Narrative and Ritual in the Codex Borgia. A structural analysis of pages 29 to 46 of this Postclassic Mexican manuscript. Samantha Gerritse June 2013
[21] The PARI Journal.Vol.III, No.2/Vol.III, No.3\ The Ballgame as a Portal to the Underworld/ Dr. Manuel Aguilar, р.8. http://web.calstatela.edu/faculty/maguila2/Publications/20_ballgame_2002-2003.pdf
[22] http://www.famsi.org/research/aguilar/
[23] How Drawing Becomes Writing: Proto-Orthography In The Codex Borbonicus. Taylor Bolinger
http://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc271783/m2/1/high_res_d/thesis.pdf
[24] The Codex Borgia: A Full-Color Restoration of the Ancient Mexican Manuscript. Gisele Díaz,Alan Rodgers,р. 24-26
[25] Narrative and Ritual in the Codex Borgia. A structural analysis of pages 29 to 46 of this Postclassic Mexican manuscript. Samantha Gerritse. 2013
Развлечения ацтеков: тлачтли и патолли | |
— | УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТА
ХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Развлечения ацтеков: тлачтли и патолли В игре патолли использовали доску в форме креста. В этом обществе, где, как можно догадаться, было мало места для свободы личности, возможно, именно в развлечениях человек находил некоторую компенсацию давлению, оказываемому на него со всех сторон. Берналь Диас дель Кастильо рассказывает, что Монтесума, когда его арестовывали, играл с Кортесом партию в тотолоке на «ценные предметы и украшения». Эта игра заключалась в бросании маленьких золотых пластинок на золотые же плитки. Пяти знаков было досточно для выигрыша. Две другие игры также были популярны у ацтеков: игра в мяч или клубок тлачтли и игра в кости патолли. Тлачтли Центрального высокогорного плато в постклассическую эпоху игралась на
прямоугольной площадке 40—50 шагов длиной и 20—30 шагов шириной, ограниченной по
длинным сторонам двумя стенами. В центральной части на полпути к краям помещался
диск, в отверстие которого должен был попасть мяч, чтобы одна из двух команд
выиграла партию. Судя по некоторым настенным изображениям, игроки могли бить по мячу колотушкой. В Дансу в штате Оахака, в стране миштеков, некоторые стелы, обрамляющие среднюю часть холма А, изображают игроков, держащих мяч в руке. Следовательно, правила игры не были едиными. Патоль, или патолли, была игрой в кости, разновидностью триктрака. В качестве
костей игроки использовали фасолины, помеченные разным числом точек, в
зависимости от которых в клетки доски, в основном крестовидной, клали маленькие
камешки, исполнявшие роль пешек. Первый дошедший от своей клетки до конца доски
выигрывал и получал приз: украшения, драгоценные камни… Впрочем, выигрыши
раздавали и во время тлачтли, поскольку эта игра была излюбленным
времяпрепровождением сыновей знати, во время которой они заключали пари не
только на ценные предметы из золота или перьев, но и на рабов.
К удовольствию, которое испытывали древние мексиканцы от этих игр, добавлялась любовь к риску. Исход игры зависел от удачи или, скорее, от различных влияний, осуществлявшихся в определенный момент, особенно богами игры. Например, хорошей приметой считалось, если фасоль падала на самую широкую сторону. Внезапно партия в патолли могла обернуться для удачливого игрока неожиданным поражением. Эта игровая деятельность перекликалась некоторым образом с очень древней гадательной техникой, совершавшейся при помощи зерен маиса. Не без основания игроки подозревались испанцами в утаивании «некоторых идолопоклоннических суеверий», и эти игры были запрещены. Некоторые специалисты наделяют патолли календарным и астрономическим
значением, опираясь на предполагаемое существование некоего астрономического
инструмента, которым обладали древние мексиканцы, состоявшего из двух скрещенных
трапеций по образу знака года, часто изображавшегося на различных памятниках и
во множестве доколумбовых кодексов. Стоит отметить, что игра ассоциировалась также с Луной и плодородием.
Обезглавливание игрока, вероятно капитана проигравшей команды, которым
завершалась партия, устанавливало связь между божеством плодородия и
сельскохозяйственными работами. Принесенные в жертву игроки символизировали смерть и возрождение Солнца; более того, они обеспечивали уход светила в Подземный мир и его преображение. С помощью своего собственного жертвоприношения они участвовали в жертвоприношении Солнца. Ацтеки не пренебрегали и менее рискованными развлечениями, например охотой на птиц с помощью сарбакана (духовой трубки) и терракотовых шариков, пением и танцами по случаю пиров и праздников, декламацией поэм, а правители и высокие сановники — участием в спектаклях, которые показывали для них карлики, шуты и акробаты. Цитируется по изд.: Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 234-238.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Основные факты об ацтеках: AZTEC GAMES
Лондон принимает 30-е.

Некоторые из вкусностей наверху… |
Но давайте начнем с некоторых из наименее известных: на основном изображении выше показана ежегодная «церемония» восхождения ацтеков на шест — на самом деле это было соревнование между молодыми ацтеками, чтобы первым взобраться на шест, чтобы получить и сохранить вкусности наверху (цветы, знамена, фигуру бога в форме птицы из торта и щит воина). ЗАЯВКА! — шест был сильно измазан жиром, особенно в верхней части…
Церемония «Voladores» («флаеры»): сможете ли вы найти музыканта наверху?! (Щелкните изображение, чтобы увеличить его) |
Также с высоким шестом была церемония «Летчиков» (Воладорес на испанском языке), но это не было соревнованием.
Древние мексиканские шарики или валеты… (Щелкните по изображению, чтобы увеличить) |
Более «приземленными» (буквально) были нежные, домашние игры, похожие на наши валеты и шарики – бросание мячей по землю в другой шар или глобус в центре (в более поздних версиях была отмечена линия для метания) или подбрасывание небольшого камня в воздух, пытаясь попасть в глиняные шары, камни или семена, разложенные на коврике.
Ацтекская игра в кости «патолли» (щелкните изображение, чтобы увеличить) |
Ацтеки унаследовали от более ранних культур известную настольную игру под названием патолли, очень похожую на старую игру Людо (помните?!) Никто не знает точных правил, но основы заключались в том, чтобы бросать «кости» (черные бобы, на каждой из которых были нарисованы маленькие белые точки, обозначающие ее значение) на тростниковую циновку, обозначенную как «доска», с черными линиями на ней. форма креста. Часто только с двумя игроками игра была связана со священным календарем — на доске было 4 четверти, по 13 «квадратов» на каждой (помните, что такое 4 х 13…?!) БЕДА! — Многие ацтеки пристрастились к этой игре и поставили на нее все свое имущество.
Ацтеки наслаждались 3500-летней ритуальной игрой в мяч — спортом «жизни и смерти»! (Нажмите на изображение, чтобы увеличить его) |
В то время как многие обычные граждане ацтеков играли в патолли, вы должны были быть сыном дворянина — и при этом атлетичным — чтобы играть в самый известный вид спорта Древней Мексики, ритуальную игру ацтеков с мячом. называется «Улламализтли». Площадка в форме толстой заглавной буквы «I» называлась «тлатчтли», и две команды (от 2 до 7 игроков в каждой) должны были попытаться перебросить надувной резиновый мяч с одного конца на другой, не пересекая его. центральная линия. Постепенно вводились другие способы подсчета очков, такие как удары по маркерным камням, удары по мячу через каменные кольца на стенах, получение очков за ошибки противоположной команды… Но дух игры заключался в том, чтобы держать мяч в движении любой ценой он представлял движение солнца по небу в течение дня. ЗАЯВКА! — Человеческие жертвоприношения были тесно связаны с игрой — подставки для черепов регулярно находили очень близко к площадкам для игры в мяч…
Узнать больше о церемонии восхождения на шест…
«Доиспанские шарики или валеты?»
Еще немного о Патолли…
«О, шары!»
Вот что сказали другие:
3 В 20:18 в субботу, 25 февраля 2023 года, Tayatay написал:
О, круто! Спасибо!!
2 В 1:50 ночи в субботу, 25 февраля 2023 года, Тайтай написал:
Привет!
Как победить Улламализтли? Один раз переправить мяч на другую сторону или набрать определенное количество очков? И если одна команда не сможет удержать мяч в движении, получит ли очко другая команда?
Кроме того, я читал, что если команда пробьет мяч через каменное кольцо на стене корта, она выиграет, потому что это очень сложно сделать — это правда?
Mexicolore отвечает: Это правда, что если команда пропускала мяч через кольцо, это был конец матча — эта команда мгновенно выигрывала.

Честный ответ: мы не знаем всех тонкостей системы подсчета очков, которая в любом случае менялась бы со временем и между обществами. Обратите внимание, что введение обручей было более поздним дополнением: самая старая версия заключалась в том, чтобы просто попытаться доставить мяч на противоположный конец, и мы можем только предполагать, что в этом случае это, вероятно, был бы конец матча (очевидно, с этим). команда, выигравшая игру).
1 В 16:22 в понедельник, 9 июля 2012 года, Катя Х написала:
Действительно ли игра Людо основана на игре ацтеков? Кроме того, как человеческие жертвоприношения связаны с игрой в мяч? Отличная статья — как всегда!
Мехико отвечает: Никакой связи с Людо (насколько нам известно). Тем не менее, продолжайте посещать это место — позже этим летом мы надеемся выявить возможную связь между «Монополией» и древними мексиканскими (настольными) играми! Связь жертвенности с игрой в мяч сложна, но важна и бесспорна. Игра проводилась на разных «уровнях» (небесном, человеческом, подземном мире.

Игры ацтеков
сообщите об этом объявлении
сообщите об этом объявлении
Игры ацтеков для детей ацтеков
Дети ацтеков в свободное время играли в различные игры. Днем им приходилось ходить в школу, поскольку образование было обязательным для всех детей ацтеков. После школы были разные игры, в которые играли дети ацтеков. Например, была популярная настольная игра под названием «патолли», которая имела сходство с игрой Людо. Точные правила этой игры неизвестны, но она заключалась в том, что кости бросали на тростниковую циновку, которая использовалась в качестве «доски», на которой были начерчены черные линии в форме креста. Игра обычно проводилась между двумя игроками. Другая игра, в которую играли ацтеки, была похожа на игру в валеты и шарики и заключалась в том, чтобы подбрасывать небольшой камень в воздух и пытаться ударить по глиняным шарикам, лежащим на коврике. Еще одной популярной игрой было лазание по шесту, в котором участники забирались на шест, и тот, кто первым достигал вершины, получал приз.
Ацтекские игры для взрослых ацтеков
Не только дети, но и взрослые ацтеки играли в различные ацтекские игры. Патолли была одной из самых популярных игр среди взрослых ацтеков. Взрослые делали большие ставки, играя в эту игру, а некоторые даже потеряли все свое имущество. Это была игра случая и мастерства, и в качестве материала для ставок использовались драгоценные камни, металлы и другие вещи. Одной из самых популярных ацтекских игр среди взрослых ацтеков была ритуальная игра с мячом, известная как «Улламализтли». Как и в случае с Патолли, в этой игре тоже были большие ставки.
Ацтекские игры для императоров и знати
Культура ацтекских игр была популярна не только среди простых людей, но и среди знати и правящих классов. Были предприняты тщательно продуманные меры для игр знати, особенно для игры в мяч ацтеков, которую очень предпочитали элитные классы ацтекского общества. Игра в мяч также имела религиозное значение и многовековую традицию. Фактически, во многих случаях ритуальная игра ацтеков с мячом предназначалась исключительно для знати, и, как и в других играх ацтеков, в этой игре также участвовали крупные ставки.
Ацтекские игры, религия и боги
Религия имела большое значение для ацтеков и, как и любая другая важная сфера жизни, также была вовлечена в ацтекские игры. На самом деле игры были частью религии ацтеков, а богом ацтекских игр был Макуилксочитль, что на языке науатль означает «пять цветов». Например, игра Патолли была связана с религиозным представлением ацтеков о вселенной с числами 4 и 52, где 52 — это количество лет в религиозном календаре ацтеков. Точно так же ацтекские игры с мячом также использовались как своего рода ритуал, и, согласно археологическим данным, даже человеческие жертвоприношения были связаны с ацтекскими играми, поскольку стойки с черепами были найдены недалеко от дворов ацтекских игр с мячом.
Игра в мяч Aztec
Мяч Aztec был самой популярной из всех игр Aztec. Он был известен как Тлахтли, и в него играли две команды на площадке в форме буквы H между двумя стенами. Каждая команда имела в своем распоряжении половину корта, и целью каждой команды было перебросить резиновый мяч весом от 8 до 10 фунтов на сторону другой команды. Согласно правилам, для перемещения мяча можно было использовать только бедра и ступни. Было два каменных кольца, по одному с каждой стороны, и мяч нужно было передать на кольцо другой команды, чтобы забить этой команде. В такой игре травмы не были редкостью, и игроки надевали кожаные ремни, чтобы не пораниться. В то время как в эту игру в основном играла знать, все могли наблюдать за ней, и на нее приходилось делать большие ставки. Общие материалы, используемые для ставок, включали золото, предметы одежды, рабов и даже свободу семей.
Настольные игры Aztec и Patolli
Среди настольных игр Aztec наиболее популярной была игра Patolli. Как и игра в мяч, патолли также имел религиозное значение. Доска, на которой велась игра, имела форму креста, и игроки перемещали свои фигуры по доске в зависимости от бросков бобов или камней, используемых в качестве костей. На доске было 4 четверти по 13 клеток в каждой, что в сумме составляло 52 клетки, которые представляли количество лет в календаре ацтеков. В этой игре также участвовали пари, и для этой цели использовались различные драгоценные металлы и камни. Другой популярной настольной игрой ацтеков была Тукнанавухпль, похожая на современные шашки.
Игры ацтеков: Тотолок
В играх ацтеков, где использовались азартные игры, еще одной популярной игрой был Тотолок. Цель этой игры заключалась в том, чтобы поразить цель, обычно кусок золота, золотыми поддонами. Каждому игроку было дано пять попыток, и игрок с наибольшим количеством попаданий выиграл. Среди известных людей, которые играли в эту игру, был император ацтеков Монтесума II, который ставил на исход игры такие ценные предметы, как драгоценные камни и золотые слитки. По словам испанского историка Бернала Диаса, в эту игру с Монтесумой II играл испанский конкистадор Эрнан Кортес. Говорят, что Мозтекума II часто проигрывал игры с хорошим настроением.
Обзор игр ацтеков
В культуре ацтеков было множество игр, в которые люди играли в свободное время для развлечения. Самой популярной из всех ацтекских игр была ацтекская игра с мячом, которая, однако, предназначалась в основном для знати.