Интеллектуальная игра «Алфавит»
Актуальность.Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста подготовки их к обучению в школе.
Важно отметить, что задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлении психологической науки. Л.С.Выготский сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлении, сколько в уровне развития познавательных процессов. Важнейший показатель интеллектуальной готовности детей к школе – овладение мыслительными операциями и логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, схематизация, моделирование).
Лучшей школой интеллектуальной подготовки и развития познавательной активности старших дошкольников в детском саду служит игра. Отечественными и зарубежными учеными убедительно доказано, что именно в игре развиваются основные психические функции ребенка; формируются те новообразования, которые становятся основой его дальнейшего движения, основой формирования учебной деятельности в младшем дошкольном возрасте. В игре формируются социальные мотивы, символизм; игра – школа децентрации; в ней формируется произвольность; в игре закладываются все необходимые общие способности, обеспечивающие затем нормальное формирование учебной деятельности. Современные психолого-педагогические исследования З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой и др. доказывают, что для полноценного развития детского интеллекта, мыслительных процессов, познавательной деятельности дошкольников необходимо систематическое использование разнообразных игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов у детей формируются интеллектуальные интересы, мотивы; потребности, умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях; находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует, выступает субъектом деятельности.
Анализ психолого-педагогических исследовании убедительно свидетельствуют о том, что всемерное использования игры в старшем дошкольном возрасте способствует успешной интеллектуальной подготовке детей к школе, в частности овладению ими мыслительными операциями и логическими действиями.
Одним из ценных средств подготовки детей к школе являются интеллектуальные игры. Они способствуют развитию у детей потребности в книге, как источнике знания. У дошкольников развивается познавательный интерес, они начинают осознавать ценность знаний. Интеллектуальные игры, способствуют развитию познавательных психических процессов.
Учитывая большую значимость интеллектуально-досуговых игр для будущих школьников, мы разработали и активно используем в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры по типу современных телевизионных интеллектуальных передач. Интеллектуальные игры в нашем ДОУ стали очень популярны, как среди детей, так и среди родителей. В разработке сценариев игр активное участие принимают родители, дети, педагоги. Интересно и увлекательно проходят игры с приглашением детей из параллельных групп.
Таким образом, цель применения этих игр –использование потенциальных возможностей развивающих игр для качественного развития у детей старшего дошкольного возраста психических процессов (мышления, внимания, памяти, произвольности поведения), коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, познавательных способностей и формирования активной жизненной позиции.
Методика использования игры.Интеллектуальную игру «Алфавит» можно использовать в досуговой деятельности: конкурсы «Знатоков», «Любителей природы», викторины по сказкам «Эти мудрые русские сказки», «Лес наше богатство», «Мир вещей» и др. Данную игру можно использовать на занятиях кружков, клубов по интересам (например: «Здоровячок», «Клуб любителей и сочинителей сказки» и т.д.). Возможно применение этой игры в совместной творческой деятельности детей и взрослых. Игра «Алфавит» может найти свое применение на итоговых занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, предметным миром, мир природы, в мире художественной литературы и т. д. Игра может являться диагностическим инструментарием по усвоению детьми различных разделов программы.
Предварительная работа:
- просмотр телепередачи «Алфавит»,
- знакомство с правилами игры,
- изготовление медалей, грамот участникам игры.
Материалы, оборудование:
- магнитная доска с магнитами,
- панно «Алфавит.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Е | Ж | З | И | К | Л |
М | Н | О | П | Р | С |
Т | У | Ф | Х | Ц | Ч |
Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Правила игры:
Игра проводится по типу телепередачи «Алфавит».
Примечание: для игры не используются буквы – й, ы, ь, ъ.
Заключение.Интеллектуальная игра вызывает большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические данные (по методике О.Дьяченко, Л. Ясюковой, Л.Денякиной) показали прирост по показателям: развитие умения детей обобщать, сравнивать, классифицировать. Анализировались и показатели: уровень интереса к игре, степень проявления инициативы, знаний и правил игры и уровень развития игровых умений – на 18 %.
Разнообразить игру новой содержательной тематикой:
- на познание окружающего мира: «Жизнь животных», «Герои любимых произведений», «Подводный мир», «Профессии разные нужны» и др.
- на формирование лексико-грамматических форм: «Слова- действия», «Признаки предметов», «Антонимы».
Варианты интеллектуальной игры «Алфавит» на тему:
- «Российская Армия» – Приложение 1;
- «Эти мудрые сказки» – Приложение 2.
Как выучить алфавит с ребенком. Несколько простых советов
Когда можно начать учить алфавит с ребенком
Кто-то начинает учить ребенка алфавиту уже в 2 года, а кто-то не начинает даже к 5 годам. Разные темпы развития детей и желание родителей подготовить ребенка к школе как можно раньше вызывают множество вопросов и рассуждений. Так в каком же возрасте начинать учить детей алфавиту?
Нейрофизиология утверждает, что учить детей до 4-5 лет нет смысла, потому что только в этом возрасте начинается активная фаза формирования фонематического слуха (слух, отвечающий за восприятие звуков языка, который необходим синтеза и анализа речевых звуков). С этим согласны и логопеды. Без навыка слышать звуки в словах связывать их с изображением букв очень трудно. В то же время программа начальной школы предполагает владение базовыми вещами — примерное понимание звуков, букв, слов. Это вынуждает готовить ребенка к школе заранее, чтобы процесс обучения давался ему легче.
Можно понять, что развитие фонематического слуха запустилось, когда ребенок начинает задавать вопросы про буквы, чтение, как пишется слово, которое он произносит. В его речи часто возникают звуковые ошибки. Обычно это происходит к 4-5 годам и означает, что время пришло. Однако при желании можно начать знакомить детей с алфавитом с 3 лет, но делать это нужно грамотно, учитывая особенности возраста.
Советы по изучению алфавита
Многие родители и преподаватели выбирают подход к обучению ребенка дошкольного возраста очень похожий на обучение в младших классах. Такой дидактический метод может сработать в исключительно редких случаях или если ребенку уже 6 лет или больше. Подавляющее большинство детей такой способ подачи информации не воспринимает, потому что в период с 3 до 5 лет, как отмечает И.Ю. Синицына, ведущий научный сотрудник, их основная деятельность — сюжетно-ролевая игра.* Ребенок лучше усваивает информацию, представляя себе интересную ситуацию, в которой у него есть своя роль, игровые обучающие предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
Специализированные книги и пособия для обучения алфавиту и чтению чаще всего содержат стандартные задания, совсем не похожие на игры. Именно поэтому процесс идет очень долго, сложно и малоэффективно.
![]()
Кроме того, большое значение имеет, какой пример подают ребенку взрослые. Если вы будете с удовольствием читать при нем книги, то и у ребенка начнет формироваться к ним интерес. Ведь родитель в раннем детстве — самая главная для ребенка фигура, он часто за ними повторяет, стремится быть похожим. Когда дети видят, что родители читают книги, они сами начинают к ним тянуться — многие играют, притворяясь, что читают и понимают, что написано на страницах. Так постепенно возникает желание понять, что же там написано, что означает каждый символ и как он звучит. На этом этапе (4-5 лет или старше в зависимости от индивидуальных особенностей) уже подойдут стандартные яркие книжки с изображением букв, которые привычно видеть у логопедов и в садиках.
В статье вы найдете несколько простых рекомендаций, как помочь ребенку выучить алфавит.
Игры для изучения алфавита
Чтобы облечь процесс изучения букв в игру, вам понадобятся кубики с изображением букв (можно самостоятельно сделать аналог, разрезав листы бумаги и написав на них все буквы алфавита по одной на кусочке). Ребенок сможет их двигать самостоятельно, формируя слоги.
Для начала сконцентрируйтесь на открытых гласных (А, О, У, Ы, Э), рот при их произношении открывается шире. К мягким (Е, Ю, Я) можно будет перейти позже, когда закрепятся первые. Объясните ребенку, как строится слог, для начала, из двух букв: одна согласная, другая — гласная. Раскладываем нужные нам кубики и следующим шагом добавляем элемент игры. Игры вы можете придумывать самостоятельно по подобию примеров ниже.
1. Песенка птиц. Введите несколько персонажей: гусь, который говорит «ГА», курица, которая говорит «КО», кукушка, которая говорит «КУ» и сова, которая говорит «ВУ». Ребенок в этой игре зритель, который «записывает» выступление, чтобы рассказать, о чем пели птицы, своим друзьям. Вы рассказчик. Роли участников хора достаются игрушкам. Любая объемная поверхность, к примеру, диван — сцена.
«Однажды встретились четыре птицы с разными голосами: гусь, сова, кукушка и курочка. И так им понравилось, как звучали их голоса, что они решили устроить концерт и пригласить особенного гостя (то есть вашего ребенка)!» — говорите вы и вместе с ребенком расставляете игрушки на сцене.
«Дождавшись гостя, они начали петь песню, которую очень долго репетировали. “ГА”, “КУ”, “ВУ”, “КО”» — пропеваете вы и просите петь с вами ребенка.
«Гостю так понравилась песня, что он решил записать ее слова для друга, чтобы потом спеть ее вместе с ним» — произносите вы и просите сложить ребенка слова каждой птицы, помогая при возникновении трудностей.
2. Когда ребенок привыкнет к слогам, можно переходить к более продвинутым вариантом. В этом вам отлично помогут холодильник и магнитики в форме букв на нем.
Нарисуйте с ребенком предмет или животное, птицу, например, кукушку. В процессе рисования спрашивайте ребенка, как кукушка поет. Он уже знает ответ на этот вопрос, так как вы играли с ним в игру с участием кукушки.
Затем вместе с ребенком повесьте рисунок на холодильник и попросите его выложить из букв-магнитов, как поет кукушка. Далее добавьте слог «ШКА». Объясните ребенку, что так получилось название птицы.
Таким образом вы превратите обучение ребенка в веселую игру, где он будет активным участником. Это поможет развить в нем интерес и построить ассоциации, благодаря которым он будет запоминать все больше слогов и постепенно станет собирать их в слова.
Заключение
Таким образом, главное, что может сделать родитель, чтобы вызвать желание ребенка выучить алфавит — показать свой интерес к чтению ребенку. Дети дошкольного возраста хотят быть похожими на своих родителей. Видя, как вы с интересом читаете книгу, ребенок станет «читать» ее тоже и в конце концов захочет понять, что именно там написано и как текст превращается в звуки.
Если вы желаете заняться алфавитом с ребенком младше 4-5 лет, то используйте формат сюжетно-ролевой игры. Такой способ будет гораздо эффективнее стандартных заданий, ведь в этом возрасте она является их основным действием.
Детей постарше, когда вы замечаете, что формирование фонематического слуха перешло в активную фазу (ребенок спрашивает, что написано, как произносится определенная буква, делает ошибки в звуках), можно обучать с помощью всем знакомых ярких букварей. Этот вариант идеальный.
Однако если в ребенке так и не проявился интерес, а уже скоро нужно идти в школу, и вы хотите, чтобы обучение ему давалось легче, можно использовать первый метод.
В современном цифровом мире дети начинают интересоваться буквами позднее. В этом нет ничего страшного. Исследования показывают, что рано или поздно уровень чтения выравнивается, несмотря на то, когда именно их начинали учить алфавиту.
*Синицына Ирина Юрьевна Игровой подход в обучении дошкольников чтению // СДО. 2015. №8 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-podhod-v-obuchenii-doshkolnikov-chteniyu-1 (дата обращения: 23.12.2022).
Алфавитные игры и печатные задания для детей от дошкольного возраста до второго класса
Большая коллекция алфавитных заданий , помогающих развивать распознавание букв алфавита и их звуков. Занятия также помогают закрепить правильную последовательность букв алфавита.
Коллекция включает в себя увлекательные печатные задания по алфавиту, игры и головоломки, а также тщательно составленные списки лучших книг по алфавиту для детей всех возрастов.
Эти ресурсы хорошо подходят для использования в дошкольных учреждениях, детских садах, базовых и младших классах начальной школы.
Эта новогодняя игра «Алфавитное бинго» — отличный способ повторить изучение алфавита с учащимися дошкольного или детсадовского возраста. Я люблю бинго как первую игру для детей и взрослых, в которую они могут играть вместе, что делает ее идеальной игрой для семейного праздника. Будучи классической игрой с простыми правилами, это простая игра […]
Внутри: 10 веселых и увлекательных сенсорных упражнений для дошкольников, которые помогут дошкольникам научиться писать. Часто родители пытаются начать писать карандашом вместе со своим маленьким ребенком, только чтобы обнаружить, что ребенок сопротивляется или даже разочарован этим занятием. В качестве альтернативы, работая над процессом изучения букв с помощью сенсорного подхода с ребенком дошкольного […]
Вовлеките своего ребенка дошкольного возраста в практическое изучение букв с помощью этой веселой коллекции лучших игр и ресурсов с алфавитом.
Эти четыре лабиринта с алфавитом для Хэллоуина, которые можно распечатать, — отличное занятие по изучению алфавита с минимальными затратами на подготовку. Подобно нашей игре на запоминание алфавита, хэллоуинскому алфавитному бинго и игре Initial Sounds Alphabet Match, они представляют собой отличное занятие по изучению алфавита для детей от Pre-K до первого класса, которые учатся дома или в школе. Лабиринты алфавита Хэллоуина для печати Для начала вам […]
Эта забавная коллекция иллюстрированных книг с алфавитом включает супер новые выпуски и некоторые из наших любимых классических произведений. Есть игривые, интерактивные книжки с картинками про алфавит, чтобы привлечь внимание малышей и дошкольников, и более подробные истории про алфавит с восхитительными иллюстрациями для детей в детском саду и старше.
Отправляясь на охоту за мусором — это отличный способ привлечь детей к активному обучению, и эта распечатанная Алфавитная охота за мусором очень полезна, поскольку ее можно выполнять в помещении или на улице! Просто распечатайте копию печатной версии Alphabet Hunt (инструкции по загрузке можно найти внизу этого поста), решите […]
Эта рождественская игра «Бинго с алфавитом» — отличный способ повторить изучение алфавита с учащимися дошкольного возраста дома или в школе. Преимущество игры в бинго заключается в том, что в нее легко играть с игроками всех возрастов, что делает ее идеальной игрой для семейного отдыха. Быть классиком […]
Эта хэллоуинская игра «Бинго с алфавитом» — это интересный способ повторить изучение алфавита с учащимися дошкольного возраста дома или в школе. Включая восемь игровых досок, это отличная групповая игра для обучения грамоте. СВЯЗАННЫЕ С: Возьмите копию наших карточек для мозговой разминки на Хэллоуин, чтобы принять участие в жутком испытании Pre-K! Алфавит Хэллоуина для печати […]
Вы бы поверили, что поиск в Интернете по слову «алфавитные книги» даст более 150 миллионов результатов? Среди миллионов есть такие, которые радуют читателей всех возрастов. Эти книги, выходящие далеко за рамки простого распознавания букв и звуков, развлекают и детей, и взрослых головоломками, играми в слова или интересными элементами сюрприза. У нас есть […]
Эта игра на запоминание алфавита является новейшим дополнением к нашей коллекции игр с алфавитом для печати, и я думаю, что это очень мило! Набор игровых карточек включает в себя 26 карточек с изображениями алфавита — на каждой карточке изображено изображение, представляющее наиболее распространенный начальный звук для одной из 26 букв алфавита — от a до […]
Алфавитные игры для детей Архив ⋆ Страница 4 из 4 ⋆ Родительский хаос
Стефани Освальд
Мой человечек помешан на Щенячьем патруле. Как будто он ходячая реклама шоу уровня одержимости. Его любимый щенок на этой неделе — Эверест, который прошел с ним множество миссий в заснеженной стране чудес, которая является нашим задним двором. Этот поиск снега с признанием письма стал попыткой направить часть его страсти к спасательной миссии в веселую учебную деятельность в помещении.
Снежная буря похоронила все 26 букв, и все они застряли под снегопадом. Спасите каждую букву (и идентифицируйте их), чтобы они могли вернуться домой к своей доске с головоломками!
Подробнее
Категории Алфавитные игры для детей, Сенсорная корзина Теги Алфавит Оставить комментарийСтефани Освальд
У моего трехлетнего ребенка проблемы с планированием крупной моторики речи, он знает, что хочет сказать, но его способность формировать слова еще не совсем развита. это Alphabet Flash Light Game — одна из многих игр, в которые мы играем, чтобы помочь ему попрактиковаться в произнесении различных звуков.
Даже если у вашего ребенка нет проблем с речью, эта игра «Ищи и найди» — отличный способ развить такие навыки, как распознавание букв!
Подробнее
Категории Алфавитные игры для детей, Развивающие игры для детей, Игры для детей Теги Алфавит, войлок Оставить комментарийСтефани Освальд
Автомойка Alphabet Сенсорная корзина: Сенсорная корзина — прекрасный инструмент для обучения. Это быстрый и простой способ вовлечь детей в изучение множества различных навыков и концепций.
Итак… Я продолжаю говорить себе, что вытерплю все утро с четырьмя детьми, но… это борьба. Этим утром, чтобы дети развлекались достаточно долго, чтобы загрузить посудомоечную машину, принять душ и покормить ребенка, я решила попробовать сенсорную корзину. Это был большой успех (и, честно говоря, довольно большой беспорядок). Мы играли с этим заданием более часа, и оно принесло столько фантастических разговоров и испытаний!
Подробнее
Категории Алфавитные игры для детей, Сенсорная корзина Теги Алфавит, Сенсорная игра, транспортные средства Оставить комментарийСтефани Освальд
Буквенная фабрика Игра с перепутанными буквами! Эта простая игра — интересный способ познакомить детей со звуком и распознаванием букв, одновременно развлекаясь простым сенсорным развлечением!
Ранее на этой неделе мы получили новые удивительных исследователя слов от Leap Frog 9.0004 для ознакомления, и мои дети просто влюбились в новый DVD… не то чтобы это было трудно продать нашей семье, поскольку мы обожаем все учебные материалы Leap Frog и использовали серию DVD Letter Factory, чтобы научить всех наших детей грамоте. навыки.
Хотя обучающие мультфильмы могут быть отличным способом пробудить интерес ребенка к определенным темам {и вовлечь его в увлекательный мир воображаемой игры, исследующей эту тему}, также важно закреплять это обучение вдали от экрана. Простые игры, такие как эта Mixed-Up Letter Factory Сенсорная корзина — отличный способ сделать именно это!
Подробнее
Категории Алфавитные игры для детей, Эфирные масла для детей, Сенсорная корзина Теги Алфавит Оставить комментарийСтефани Освальд
Археологические раскопки динозавров: Создайте несколько простых глиняных костей динозавров, чтобы использовать их в сенсорных играх, чтобы узнавать о формах и буквах одновременно! Это отличное занятие, простое в исполнении, удивительное для некоторых, и его легко взять с собой в дорогу!
По мере того, как мы изучали нашу тему динозавров, Фрикаделька добавляла некоторые из своих собственных элементов. На днях после игры с нашим Dinosaur Dirt (или, скорее, пока мама убирала его), Фрикаделька вытащила немного пластилина, пластилина и штампов, чтобы отвлечься.
Когда динозавры все еще сидели за столом, он отправился в город, чтобы сделать слепки и окаменелости из пластилина . Мне нравится, когда эти маленькие уловки показывают, как работает его разум, поскольку он еще не совсем говорит.