Картотека игр с цифрами и числами по РЭМП для дошкольников
Картотека дидактических игр с цифрами и числами.
Карта №1.
Игра « Путаница».
Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры.
В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
Карта № 2.
Игра « Какой цифры не стало?»
Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.
Ход игры.
В игре также убираются одна — две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Карта №3.
Игра « Что изменилось»
Цель. Закрепит умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание, память.
Ход игры.
Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
Карта №4.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.
Ход игры.
В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.
Карта №5.
Игра «Сколько».
Цель. Упражнять детей в счёте. Развивать слух, внимание.
Ход игры.
На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице ». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько ».
Карта №6.
Игра «Считай – не ошибись».
Цель. Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать мышление, внимание.
Ход игры.
В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.
Карта №7.
Игра « Которой игрушки не стало».
Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память.
Ход игры.
Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.
Карта №8.
Игра « На каком месте?»
Цель. Закрепить счёт в пределах пяти. Развивать память, внимание.
Ход игры. Выставляются муляжи фруктов или овощей. Дети их пересчитываю. Называют, на каком месте был помидор или яблоко. Дети проверяют правильность ответов.
kopilkaurokov.ru
Математические игры с цифрами для ДОУ
По программе «От рождения до школы» в старшей группе начинается знакомство с цифрами. Предлагаем вам карточки, которые можно распечатать, заламинировать (обклеить скотчем) и играть с детьми в свободное время. С одной стороны карточки определённое количество предметов, с другой соответствующая цифра, а математические игры, в которые можно с ними играть не требуют дополнительного материала.
Математические игры с цифрами для детей дошкольного возраста
Назови цифру
После того, как вы познакомили детей с символами-цифрами, проверьте, как они запомнил их. Показывайте ребёнку карточку с изображением цифры.
Если ребята затрудняются в ответе, переверните карточку и пересчитайте предметы, а затем снова обратите внимание на цифру.
Какая цифра пропала
Положите перед ребёнком цифры в правильном порядке, попросите назвать их. Затем закройте листом бумаги любую цифру. Пусть ребёнок вспомнит и скажет, какая цифра пропала.
Разложи по порядку
Перемешайте карточки с цифрами и предложите детям разложить фигуры по порядку от 1 до 10.
Сыщики
Разложите карточки с цифрами в разных местах группы. Превратитесь в настоящих сыщиков и ищите цифры, начиная с единицы.
Хлопни, топни
Показывая детям любую цифру от 1 до 5, предложите столько же раз хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, постучать по столу и т.д. Эта игра способствует развитию фонематического слуха, и если на первых порах вызывает трудности, пусть ребёнок считает вслух свои хлопки. Через время необходимость делать это отпадёт, и ребёнок будет считать про себя.
Упражнения для закрепления цифр
- выкладывать цифры из палочек;
- рисовать цифры нитками;
- из наждачной бумаги вырезать цифры и пытаться определить их на ощупь;
- создать дружную семейку цифр из пластилина;
- раскрашивать и штриховать цифры;
- разучить стихи о цифрах;
- искать цифры в газетах, журналах, номерах трамваев, домов и т.д.;
- придумывать, на что похожи цифры и дорисовывать их.
Такие многофункциональные карточки с цифрами можно использовать при оформлении предметно-пространственной развивающей среды в групповых помещениях, уголков математики на верандах в средней и старшей группе.
Развивайтесь с нами. Удачи!
infodoo.ru
20 игр с цифрами и числами для дошкольников и младших школьников
Математическое волшебство. Попросите маленького ребенка, только-только научившегося считать в пределах пяти, загадать число, прибавить к нему два и сказать ответ. А потом «отгадайте», какое число он задумал. Демонстрируйте этот фокус время от времени и в один прекрасный день ребенок поймет, как самому стать таким фокусником.
Личный счет. В дороге и в моменты скучного ожидания связывайте числа с тем, что вам близко. Например: «Что у нас по одному — один нос и один сын. У нас две руки и два раза мы ходили в цирк. Три человека в нашей семье и три поросенка в любимой сказке итд». Старайтесь выдумать что-то посмешнее. Если ребенок захочет — попробуйте все это нарисовать. И не ограничивайтесь первым десятком, возвращайтесь к игре время от времени и считайте дальше.
Ним с числами. Есть целая серия таких игр, победные алгоритмы к ней и класс математических задач. Но для начала стоит просто поиграть. Возьмите число, до которого ребенок (возможно с трудом и с вашими подсказками) считает. Например, 20. Предложите начиная с нуля прибавлять по очереди к вашему общему числу 1, 2 или 3. Кто первый достигнет 20 — выиграл. Попробуйте немного менять правила игры, условие победы.
Игра в числа на бумаге. Одна из моих любимых игр. Она похожа на пасьянс и очень трудно оторваться, когда начнешь. А для ребенка это еще и повод потренировать красоту письма и незаметно выучить состав числа 10. Впрочем маленьким детям трудно писать самим, но они могут помогать играть взрослому.
Еще одна из школьных игр. На листе в клетку нужно начертить квадрат, выбрать внутри него точку старта и постараться пройти внутри квадрата «ходом конем», чтобы побывать на как можно большем числе клеток (в идеале — заполнить весь квадрат, побывав на каждой клетке один раз и пометив ее порядковым числом).
Морской бой. Мы начали играть с сыном, когда ему было 4 года. Взяли поле поменьше, корабли двух видов, водили по очереди. Сначала один рисует корабли, другой в них стреляет. А после окончания игры менялись ролями. Для сетки я брала цифры и буквы, которые сын на тот момент знал. Но даже лучше брать в обоих случаях цифры, ребенок очень быстро научится находить координаты.
Уравняй число. Эту игру придумал мой сын несколько лет назад. Придумал, когда смотрел на телефон на рекламе в автобусе, но потом мы стали играть в нее устно. Один участник называет три цифры, например 8-4-3. Второй участник должен сказать, какие цифры получатся, если большее число отдаст меньшим излишки. В примере — 5-5-5.
Величины. В школьном учебнике мы нашли задание, которое получилось превратить в увлекательную игру. Второй год в начальной школе дети переводят одни величины в другие. А тут наконец-то связь с реальным миром. Участники по очереди называют значение параметра без размерности. А их оппонент должен подобрать подходящую размерность и, возможно, как-то ее аргументировать. Например: «Высота стола 9 чего?» — «Дециметров. Или меров, это стол великана. Или сантиметров, это стол для кукольного домика.» «Длина ключа 67 чего?» — «Миллиметров. Или метров, это ключ, который родник».
Приблизительная математика. Намного важнее точного счета умение оценить примерный результат. Задачки с большими числами в детстве воспринимаются как игра. Например, расскажите ребенку, умеющему считать только до десяти, историю, что у вас было сто конфет, вы съели одну и у вас осталось пять конфет. Удивится ли он?
Считать в столбик. Многие вещи появляются в школьной программе слишком поздно. А ведь совсем просто объяснить дошкольнику, только научившемуся считать дальше 10, как складывать в столбик. И он с радостью и гордость будет этим заниматься просто так, для удовольствия.
Бум. Участники по очереди называют по порядку натуральные числа. Если число содержит цифру 2 или делится на 2, вместо него нужно сказать «Бум». Потом можно попробовать то же самое делать с числом 3 и другими.
Можно соревноваться, кто точнее определит количество предметов (не пересчитывая их) — мандарин в сетке, деревьев на аллее, бусин на нитке.
Настольные игры. Очень многие игры учат считать. Причем не только специальные, дидактические. Мой сын научился считать в играх, где как раз можно было бы обойтись без счета и действовать случайным образом, но именно обдуманные подсчеты обеспечивали победу.
Последовательности. Начинайте с простых рядов чисел, например «2, 4, 6, 8…» или «5, 4, 3, 2 …», предлагая ребенку их продолжить. Потом можно перейти к рядам посложнее и даже научить ребенка их придумывать. А вот последовательность, с которой дети справляются лучше взрослых: «1, 11, 21, 1112, 3112, 211213, 312213…»
Судоку. Бывает детский вариант игры с полем 4 на 4 и цифрами от 1 до 4. А потом можно постепенно усложнять задачу.
Многим детям нравятся задания «соедини по числам». На маленьких числах ребенок просто тренируют руку. А вот если числа достаточно большие и ребенок пытается сам разобраться, какое из них следующее — это уже арифметическое исследование.
Самим составить таблицу Пифагора. В бытовой математике дети постоянно складывают, вычитают и делят. А вот умножают редко. Поэтому с таблицей умножения стоит специально играть. Например, самим написать ряд от 1 до 9. Под ним выписать ряд, считая двойками «2, 4, 6…». Под ним ряд, считая тройками «3, 6, 9…». И так далее. Все это не сразу, к таблице лучше возвращаться время от времени. В итоге получится самая удобная таблица умножения.
Компьютерная игра. Таких игр много. Но тут хочу дать ссылку на одну из самых наших любимых игр на состав десяти.
Загаданное число. Одна из любимых игр моего детства. Играли большой компанией во дворе. Ведущий загадывал число, а все участники по очереди называли свои версии и узнавали, больше или меньше их числа, чем загаданное. А победителю ведущий с помощником придумывали наряд, важно было только крикнуть во-время «без юмора и брака», а то они такого могли навыдумывать. С сыном мы в эту игру попробовали впервые сыграть когда ему было около 5 лет. В пределах десятка получалось неплохо. Хотя в компании детей и с придумыванием нарядов играть, конечно, азартнее.
Еще несколько игр на тему в моем посте Считаем на пальцах и играем.
orangefrog.ru
Дидактические игры по математике для дошкольников в детском саду
Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи
Это важно знать
Дидактические игры своими руками для дошкольников
Дидактические игры по математике своими руками в картинках
Картотека дидактических игр по математике для дошкольников
Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.
Дидактические игры по математике для дошкольников призваны разнообразить обучающий процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ.
Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи
Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.
Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:
- Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.
Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:
- совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
- воспитанию внимательности, памяти, мышления;
- освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
- Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.
- Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
- Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
- Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.
Это важно знать
- Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.
- Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.
Дидактические игры своими руками для дошкольников
С целью роста познавательного интереса воспитываемых педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада.
Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими:
- подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;
- природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;
- канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;
- воображение – самая главная составляющая.
Дидактические игры по математике своими руками в картинках
Сделать дидактические игры своими руками совсем не сложно. Вот примеры таких математических игр.
Картотека дидактических игр по математике для дошкольников
«Опиши узор»
Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.
Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.
«Реши пример»
Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.
Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.
«Найди ошибку»
Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.
Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.
«Покажи»
Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.
Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.
«Одно свойство»
Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.
Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.
«Кто соседи»
Цель: совершенствование умения называть соседей числа.
Ход игры. Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.
«Соберем урожай»
Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру.
Ход игры. Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.
«Магазин и геометрия»
Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.
Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.
Дидактические игры по математике
Презентация дидактических игр по математике
www.rastut-goda.ru
Картотека по математике на тему: Дидактические игры по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре.
Дидактические игры по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре
Цель:
- Закреплять умения сравнивать предметы по количеству, устанавливать отношения между понятиями много, один, больше, меньше, столько же.
- Учить определять количество предметов путем пересчета (в пределах 5), познакомить с цифрами 1-5, учить узнавать их среди других цифр и правильно соотносить цифру с количеством предметов.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, отсчитывать предметы.
«Много, мало, один»
У детей по 3 карточки с шарами. Воспитатель говорит «много» и дети показывают карточку, на которой нарисовано 5 шаров, «мало» — карточка с 3 шарами и «один» — карточка, где 1 шар.
«Достань из мешочка»
У воспитателя в мешочке камешки. Он предлагает ребенку достать из мешочка много камешков, один камешек. Игра повторяется с другими предметами.
«Игра в камешки»
Воспитатель кладет на стол 3 зеленых камешка в ряд и предлагает ребенку положить напротив столько же красных, спрашивает каких камешков больше, меньше. Постепенно увеличивает количество камешков.
«Первый, последний»
(Д/и «Веселый поезд»)
Ребенку предлагается картинка с изображением поезда. Воспитатель кладет в окошко последнего вагона 1 кружок и просит малыша разместить в 1 вагоне столько же сколько в последнем, а во втором на 1 больше…и т.п.
«Сосчитай»
Воспитатель предлагает карточки с различным количеством предметов (до 5). Детям предлагается узнать, сколько предметов путем пересчета.
«Лесная полянка»
(Д/и «День рождения»)
ребенку предлагается игровое поле с изображением лесной полянки, на которой растут деревья. Воспитатель предлагает ребенку сосчитать, сколько деревьев на полянке, повесить шишки на елку, посадить 1-3 гриба под дерево и т.п.
«Угощение»
(Д/и «День рождения»)
Ребенок рассматривает картинку с изображением накрытого стола. Воспитатель предлагает посчитать, сколько гостей придет в гости, сколько чашек и тарелок, сколько угощений надо приготовить … и т.п.
«1, 2, 3» (д/и «Соседи»)
Ребенку предлагается набор карточек с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает выбрать из набора карточек ту, на которой изображено что-то одно. Следующий участник прикладывает к ней карточку, где есть чего-то 2 и т.д.…
«Найди столько же»
Воспитатель предлагает ребенку карточку с изображенными предметами (до 5) и просит ребенка сосчитать предметы и найти другую карточку с таким же количеством предметов.
«Цифры»
Вариант 1.
Воспитатель отбирает 3 элемента игры, чтобы 2 из них составляли общую пару. Предлагает ребенку соединить подходящие элементы в одну карточку, при этом он должен называть изображенное число. Предлагает ребенку далее самостоятельно собрать остальные элементы в карточки.
Вариант 2.
Все половинки карточек с изображением цифр и знаков кладут в центре стола сперва лицевой стороной вверх, затем переворачивают. Остальные элементы делят поровну между игроками.
Право первого хода определяют жеребьевкой или считалкой. Игрок, получивший право хода, берет со стола один элемент, называет цифру или знак, и, если у него есть соответствующая половинка, оставляет у себя. Если нет — элемент смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Проверкой служит замок Puzzle, разный у каждой пары элементов. Выигрывает тот, кто первым соберет свои карточки.
«Купи таблетки для больного»
Воспитатель раздает детям карточки с цифрами. Дети называют свою цифру и идут в аптеку «покупать» таблетки. На столе лежат карточки с разным количеством (1-5) кружков – таблеток. Ребенок выбирает карточку с таблетками, соответствующую цифре.
«Найди свое место»
Воспитатель раздает детям карточки 3-х цветов (красный, желтый, зеленый) с изображением цифр 1-5. Такие же цифры прикреплены на стульчиках. По сигналу воспитателя, дети должны занять свои места так, чтобы цифра и цвет карточки совпали.
«Купи овощи и фрукты»
Воспитатель раздает карточки с цифрами и просит детей купить в магазине столько же овощей и фруктов. На столе лежат карточки с разным количеством фруктов и овощей. Ребенок должен найти ту карточку, которая соответствует цифре.
«Поймай рыбку»
Воспитатель предлагает детям отправиться на рыбалку, где они поймали рыбок – карточки с изображением разного количества рыбок. Дети считают рыбок на карточке и выбирают карточку с соответствующей цифрой.
«Магазин»
Воспитатель предлагает детям отправиться в магазин. На доске висит игровой щит – магазин. Дети подходят к полкам с игрушками — витринам. Игрушки стоят на верхней, средней и нижней полках. Рядом с игрушками стоят карточки с цифрами – цена игрушки. Дети по своим карточкам – деньгам покупают игрушку. Купить можно только то, что правильно скажешь где стоит и сколько стоит.
«Собери грибы»
У детей карточки с изображением цифр. На полу лежат карточки с изображением разного количества грибов. Воспитатель предлагает детям собрать такое количество грибов, которое указано на карточке.
nsportal.ru
Картотека по математике (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет»
Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников.
Раздел «Количество и счет»
«Посчитай»
Цель: показать образование чисел.
Ход игры. Воспитатель выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы предметов. Задает вопросы: Поровну ли предметов? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что предметов поровну. Воспитатель добавляет еще один предмет и спрашивает: «Сколько стало предметов? Как получилось …? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких предметов получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше … или …? Какое меньше? Как сделать, чтобы предметов стало поровну? Убирает 1 предмет и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число …». Снова добавляет по 1 предмету в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать .
«Найди свое место»
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, между.
Ход игры. Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.
«Какое число рядом»
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Ход игры. Дети становятся в круг, в центре его — водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал. Карточки с цифрами от 1 до 10.
Ход игры. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
«Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счете на слух.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед. Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. По количеству звуков дети выставляют такое же число предметов.
Усложнение: считать звуки с закрытыми глазами.
«Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»
Цель: упражнять в счете на слух.
Ход игры: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.
Задание 1. Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь( 3-4 задания).
Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).
«Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с пуговицами от 1 до 10.
Ход игры. Ведущий раздает детям по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. (считать пуговицы можно только за спиной).
«Что изменилось»
Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.
Ход игры: Предложите детям запомнить предметы. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет предметы местами. Открыв глаза, ребёнок должен рассказать что изменилось. Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 1, а 2 или 4 предмета, менять местами все предметы.
«Положи столько же»
Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.
Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 , 4 , 6 , но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол такое же количество предметов (кругов, треугольников, квадратов). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой. В этой игре дети учатся контролировать чужие действия.
«Отгадай моё число»
Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.
Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.
«Радуга»
Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»
Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.
Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету).
Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.
«Угадай, пропущенное число»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), флажки.
Ход игры. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
«Сколько?»
Цель: развитие мышления.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
-Сколько хвостов у двух ослов?
-Сколько ушей у трех мышей?
-Сколько пальчиков у одного мальчика?
-Сколько лап у пяти котят?
-Сколько рогов у пяти коров? и т. д.
«Сложи, отними»
Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.
Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.
«Назови соседей»
Цель: учить называть числа «соседей».
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое число до 10 и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет «соседей» числа . Возвращает мяч воспитателю.
«Считай — не ошибись! »
Цель: упражнять в прямом и обратном счете.
Ход игры: В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает ребенку мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие
nsportal.ru
Учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему: Математические игры для дошкольников
Развивающие игры
с математическим содержанием.
Старший дошкольный возраст.
Развивающие игры с математическим содержанием.
Эти НОД рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Занятия состоят из семи частей.
- Коммуникативная игра
- Развивающие игры на количество и счет
- Пальчиковые игры
- Подвижные логические игры
- Логические игры с математическим содержанием
- Игры-головоломки
- Заключительная часть
- Коммуникативная игра
Цель такой игры — организовать детей, дать положительный эмоциональный настрой.
Примеры игр.
- Простое приветствие – Здравствуй Катя! Здравствуй Миша!
и т.п. ребенок отвечает.
- Такое же приветствие с мячом.
- — Здравствуйте ребятки! – Здравствуйте!
-Здравствуйте котятки! – Мяу!
и т.п.
- Справа, справа от меня есть одно местечко (дети повторяют), Я хочу, чтоб Таня села, со мной рядом посидела.
Ребенок рядом с которым сидела Таня говорит: «Справа, справа (слева, слева) есть одно местечко!» и т.п.
- Предай ласковое движение. По кругу гладим друг друга по голове, руке и т.д.
- Передай телеграмму. Ведущий показывает два-три движения (руки вверх, потопать, похлопать). Это телеграмма. Ребенок ее передает другому, тот принимает (тоже повторяет движение)
- Бывает не бывает. Дети сидят в кругу, им раздаются карточки с предметными картинками, воспитатель задает любой вопрос, а ребенок отвечает тем словом, которое у него на картинке-карточке. Если такое бывает, дети поднимают руки вверх и машут ими, а если не бывает – садятся на корточки.
- Хорошо плохо. Дети передают из рук в руки предмет и говорят, что у него хорошо, что плохо.
Карандаш: рисует, удобный, легкий, можно им стучать – это хорошо.
Карандаш: пачкается, нужно точить, трудно носить в кармане, может сломаться – это плохо.
- Подвижная игра «Не». Встаньте не мальчики! Подымите руки не девочки! Не сидите! Сядьте не слонята!
- Буги-вуги. Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немножко потрясем. (Дальше левая рука, правая и левая ноги)
- Робот. (Робот воспитатель) Робот ничего не понимает, выполняет приказы детей.
Наример:
Строим дом. Возьми кубик! (если не сказали: «поставь кубик!», робот будет с ним стоять) Поставь кубик! (Робот ставит кубик на полку вместо пола. Дети ему не сказали куда поставить.)
В результате дети учатся формулировать четкие и правильные команды.
- Кошки — собаки. Дети делятся на две команды.
Шаг вперед
-те, у кого есть хвост!
— те, кто сторожит дом!
— те, кто любит молоко!
(Белки-зайцы, волки-медведи, и т.п.)
- Задание по книге «Зрительная память».
- Развивающие игры на количество и счет.
- Счетные палочки
- Палочки Кюизенера
- Счетный раздаточный материал (демонстрационный)
- Дроби
Цель этих игр дать детям знания по теме количество и счет. Это количественный счет, порядковый счет и, самое главное, состав числа. Эти пособия помогают освоить арифметические действия сложения и вычитания и даже (дополнительно, вне программы) – умножение и деление.
- Счетные палочки
20 палочек на каждого ребенка, десять одного и десять другого цвета. Разноцветные палочки необходимы для того, чтобы наглядно представить состав числа, закрепить прием приложения. Счетные палочки также используются для построения геометрических фигур.
Счетные палочки как материал для составления геометрических фигур.
- Треугольник.
Три вершинки, три угла, три сторонки, вот и я.
Построение треугольников: из трех палочек, из шести, девяти, двенадцати палочек.
- Квадрат.
Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой!
Все четыре стороны одинаковой длины!
Вам его представить рад,
А зовут его — …. (Квадрат)
Построение квадратов: из четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати палочек. Считаем количество углов, вершин, сторон, обращаем внимание на прямой угол.
Прямой угол проверяется четвертинкой солнышка.
В тупых и острых углах четвертинка солнышка не помещается.
Для построения геометрических фигур используются также Палочки Кюизенера.
Построение
— разносторонних треугольников
— равносторонних треугольников
— равносторонних четырехугольников (квадраты, ромбы)
— разносторонних четырехугольников
- Построение четырехугольников.
Четыре сторонки, четыре угла, четыре вершинки, вот и я!
Здесь используются палочки Кюйзинера. Т.к. из счетных палочек одинаковой длины трудно построить все четырехугольники.
Детям рассказывается сказка про семейство Четырехугольников (Дедушка Четырехугольник, бабушка Трапеция, сынок Прямоугольник и сынок Параллелограмм, внучок Квадрат и внучок Ромб)
- Построение фигур из палочек по образцу.
- Построение фигур по словесному описанию
Построй дом, лодку и т.п.
- Построй такую же фигуру, как у нас получилась, из «Волшебного квадрата».
- Палочки Кюизенера
Это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1-10 см
Каждому размеру соответствует свой цвет
Белое семейство-1 ,желтое- 5 и 10, красное -2,4,6,8,10, синее семейство-3,6,9,черное-7
Палочки 6 и 10- фиолетового и оранжевого цвета- они одновременно принадлежат сразу двум семействам(6-красному и синему, что дает фиолетовый цвет,а 10-красному и желтому, что дает оранжевый цвет)
Палочки Кюизенера
- Позволяют моделировать числа, свойства ,отношения ,зависимости между ними с помощью цвета и длины
- Используются как материал позволяющий сравнивать полоски по длине, ширине высоте
- Используется для составления различных узоров, последовательностей
- Знакомят детей с азами комбинаторики
Примеры игр
- Поезда, вагоны, пассажиры
а) Замени маленькие белые вагончики цветными (несколько белых полосок заменяешь одной цветной)
б) Посади пассажиров в вагоны (сколько белых полосок помещаются в цветной?)
в) Строим поезда из одноместных, двухместных, трехместных, …. вагонов.
г) Прочитывание вагончиков цветом, длиной, числом.(желтый, длинный, пять)
Комбинаторика.
- Составим поезда одинаковой длины из 2 палочек (4,6).
(4-6, 6-4)
- Из трех палочек (4,6,8)
(4-6-8), (6-8-4), (8-4-6), (4-8-6), (6-4-8), (8-6-4) – 6 вариантов.
- Поезда из двух вагончиков, используя три цвета (красный, фиолетовый, вишневый.)
Красный- фиолетовый, красный-вишневый, вишневый – фиолетовый, фиолетовый – красный, фиолетовый – вишневый, вишневый – красный.
Опять получилось 6 вариантов.
- Мост через реку
Детям выдается рисунок реки, например шириной 5 см. Их задача «построить мост» через реку, т.е. подобрать палочки не короче 5см.
Тут же строим широкие и узкие мосты из нескольких палочек.
- Заборы — высокие и низкие(не выше, не ниже)
а) заборчик – клетка в зоопарке (прячем игрушечных животных за заборчиками, чтоб их не было видно)
- Сложение (решение задач)
Условие — летели две птицы, к ним прилетели еще три. Сколько было птичек?
2+3=5
- Состав числа
Вот число 6. Что это такое?
- 1+1+1+1+1+1
- 3+3
- 2+4
- 4+2
- 1+5
- 5+1
- 2+2+2
- 1+2+3
Состав числа дети хорошо усваивают в игре «Ковер».
Вот ковер-6 –фиолетовый. Это его длина Как его будем ткать?
5+1,4+2,3+3,2+4,1+5.
Записываем цифрами состав числа
- Вычитание
Нужно подобрать третью полоску так, чтобы две верхние полоски были равны нижней по длине 4-1=3
- Лесенки и ряды, порядковый счет
Строим вертикальную лесенку 1-10 ,сравниваем полоски по высоте. Найди 5ю сверху,3ю снизу и т.п.
Какой ступеньки не хватает? (убираем одну палочку)
Лестницы четных и нечетных чисел (с помощью розовой полоски -2 выясняется разностное отношение между ступеньками лестницы)
- Счетный раздаточный материал (демонстрационный)
Представляет из себя фрукты, овощи, геометрические фигуры сделанные из ковролина. Одновременно является демонстрационным материалом.
При помощи раздаточного материала дети обучаются количественному и порядковому счету, ориентироваться на листе бумаги (середина листа, правый верхний угол, левый нижний и т.п.)
Раздаточный материал помогает детям понять суть действий сложения и вычитания (можно прибавить груши к грушам, груши к яблокам, груши к треугольникам, но вычесть из груш можно только груши)
- Дроби
Эта игра представляет собой набор кругов, разделенных на 2,3,4….15 частей.
Все круги разных цветов, круги укладываются в трафареты
Варианты игр
- Собираем круги из частей по цвету
- Собираем круги из частей по количеству (Собери круг из 5 частей)
- Назови части этого круга(1/2,1/6 ..)
- Сравни части разных кругов(1/5 > 1/6)
- Замени несколько частей на одну(1/2=1/4+1/4)
- Арифметические действия(1/4+1/4=1/2)
- Разложи детали кругов по убывающей, по возрастающей
- Решение задач
а) На сколько частей нужно разделить яблоко, чтобы 5 ребятам достались одинаковые кусочки? (На 5, каждому 1/5)
б) Мы делили пирог Каждому кусок Нас 4 человека Папа очень любит пироги, съест половину, бабушка –четвертинку ,мама на диете -ей восьмушку (она на диете), а мне — как маме. Дети подбирают детали кругов и получается полный круг(1/2+1/4+1/8+1/8=1)
Если части кругов подобраны правильно, получается целый круг (пирог). Дети могут по желанию записать полученное действие.
- Пальчиковые игры
Пальчиковые игры помогают нам развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворным текстом, иногда иллюстрациями. Дети сами проговаривают текст, сопровождают его движениями.
Обычно игры подбираются по теме занятия. Особое место занимают пальчиковые игры для двух рук.
- Подвижные логические игры
Эта игра является физ.минуткой, а также помогает закрепить материал по ознакомлению с окружающим миром, развивает логическое мышление.
- Прилетели птицы
Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, сороки, миски, сковородки…(если звучат названия птиц- дети машут руками, если нет -прячут руки за спину)
- Шаг вперед (игра с мячом)
Например: съедобное- ловим мяч, несъедобное – не ловим Делаем шаг вперед ,меняем задание (мебель- немебель и тп) Шаг вперед делают только те дети, кто правильно выполнил задание
- Командиры (зайчики, мышки и тп)
Детям предлагается выполнить какие-то движения только после того, как они услышат определенное обращение (Зайчики, руки вверх, Зайчики ,руки в стороны, а теперь –опустили (дети не опускают – т.к. слова «Зайчики» не было)
- Разбегалочки
Дети сидят в кругу «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!»(кто одет в зеленое, у кого есть брат и тп)
- Волшебный сад
Дети-цветы Воспитатель-садовник Воспитатель « сажает» цветы.1й ребенок поднимает руки вверх, 2й –руки на пояс, 3й-вверх,4й-должен сам догадаться что делать, за ним в заданной последовательности становятся все дети группы.
- Ветерок
Делай как я.
Жил-был ветерок. Сначала он дул вперед (Наклоняемся вперед), потом пошевелил листочки на деревьях (руки вверх, трясем ладошками) и т.п.
- Путаница («Кривое зеркало»)
Я для вас кривое зеркало. Показывает все неправильно. Делайте только то, что я говорю, а не то, что показываю (говорю- руки вверх, показываю -руки на пояс)
- Цирк
Мы –дрессированные собачки (показываем), мы- клоуны, мы жонглеры, мы – акробаты, и т.п.
- Что изменилось?
Ведущий отворачивается, дети становятся в определенные позы. Ведущий поворачивается, запоминает позы детей, затем снова отворачивается, а дети меняют позы (2 ребенка). Ведущий поворачивается и находит ошибки.
- Логические игры с математическим содержанием
- Блоки Дьенеша
- Волшебный квадрат Воскобовича
- Палочки Кюизенера
- Кубики Никитина
- Блоки Дьенеша.
Это 48 логических блоков, различающихся по:
- Форме (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
- Цвету (желтый, красный, синий)
- Размеру (большой, маленький)
- Толщине (толстый, тонкий)
Блоки позволяют научить решать логические задачи, познакомить с теорией множеств.
1 этап.
- Найди такую же (по цвету, размеру, форме)
- Найди «подружек» (одного цвета, размера, формы)
- «Детский сад» (найди такую же, только маленькую/большую)
- «Соберем друзей» (найди такую же, но другого цвета)
- «Овощи в банке» (найди такую же, но другой толщины)
- Найди фигуру по двум признакам (маленький и толстый, большой и тонкий). Игра «Крупные звери».
- Общее множество – «Звери поссорились».
Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Для них красные треугольники – общее множество. Звери поссорились, потому что каждый считал красные треугольники своими.
- «Трое друзей» (три общих множества)
Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Слоник все большие фигуры. Получаются общие множества: красные и большие, большие треугольники, красные треугольники.
Для наглядности дети выкладывают фигуры в обручи. Место пересечения обручей – общие множества.
2 этап.
Использование схем: форма, цвет, размер, толщина.Все игры и задания повторяются, но с использованием схем.
Размер: не маленький, не большой, большой, маленький.
Толщина: не тонкая, не толстая, толстая, тонкая.
Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Форма: не круглая, не треугольная, не квадратная, … .
Цвет: синий, желтый, красный, не желтый,
не синий, не красный
3 этап.
Рисуем схему фигуры в тетради. Используем схему с отрицанием.
4 этап.
- Меняем цвет, форму, рисуем опираясь на схемы.
- Использование таблиц. (см рисунок)
- Расскажи, как ты это сделал? Подберем схемы.
Например: из маленького тонкого красного треугольника получи большой толстый синий квадрат.
Решение: маленький тонкий красный треугольник > (размер) > большой тонкий красный треугольник >(цвет) > большой тонкий синий треугольник > (толщина) > большой толстый синий треугольник > (форма) > большой толстый синий квадрат
Придумай несколько способов трансформации.
5 этап.
Этот этап проводят чаще всего в тетрадях. Сложные лабиринты с домиками для фигур. Сами домики и дорожки к ним имеют условные обозначения.
- Волшебный квадрат Воскобовича
Это картонные треугольники наклеенные на ткань.
Все линии – это линии сгиба.
Таким образом, из этого квадрата дети могут создавать различные объемные и плоскостные фигуры.
Плоскости квадрата имеют различное цветовое исполнение.
Вначале воспитатель показывает – дети делают. Затем детям предлагается схема.
Игра развивает образное мышление, пространственное воображение (плоскостное и объемное), тренирует внимание и память, знакомит со сложным миром геометрических фигур.
- Палочки Кюизенера
Составление узоров и закономерностей.
а) Бусы из двух палочек (1-2, 1-2, 1-2,….)
б) Бусы из трех палочек (1-2-3, 1-2-3, 1-2-3,….)
в) Продолжи ряд (1-2- 1- ?), (1-2-3-1-2-?)
- Кубики Никитина
Это 16 кубиков с окрашенными в разные цвета гранями. Первая — желтая, вторая -красная, третья – синяя, четвертая – белая, пятая – красно-белая, шестая – сине-желтая.
Вначале предлагаются узоры из 4 кубиков, потом из 9, потом из 16.
1 этап.
Наложение. Детям предлагается картинка в натуральную величину, они располагают на ней кубики.
2 этап.
Самостоятельная работа с опорой на уменьшенную схему.
3 этап.
Складываем узоры по памяти, а также узоры в другом цвете.
- Игры-головоломки
Это игры в которых из частей собирается целое. Игры проходят в самом конце занятия, каждому ребенку дается индивидуальное задание.
- Сложи квадрат.
В игре «Cложи квадрат» задача собрать из частей квадрат. Задания бывают первой, второй и третьей степени сложности. Все квадраты разного цвета. Первая степень сложности – две, три части. Вторая – три, четыре. Третья – пять, шесть.
Если квадраты разных степеней сложности совпадают по цвету, это создает дополнительные трудности, т.к. важно не перепутать деталь. Такое задание по плечу только будущим школьникам (6 лет).
Можно собирать квадрат двумя способами. Первый: вставляем детали квадрата в рамку. Второй, более сложный: собираем квадраты на плоскости.
- Колумбово яйцо
Эта игра представляет из себя деревянное яйцо, собранное из двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, двух полукругов, двух деталей трапециевидной формы и двух частей круга.
Из этих деталей составляют различные силуэты. Силуэтов очень много. Детям предлагается:
а) собрать картинку по контуру (т.е. наложить детали «яйца» на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)
б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)
в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)
г) собери картинку по уменьшенному слепому контору.
- Головоломка Пифагора
Это квадрат разделенный на семь частей: маленький квадрат, большой квадрат, параллелограмм, два больших и два маленьких треугольника.
Из этих деталей составляют различные силуэты. Детям предлагается:
а) собрать картинку по контуру (т.е. наложить детали головоломки на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)
б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)
в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)
г) собери картинку по уменьшенному слепому контуру.
- Заключительная часть.
В заключительной части подводятся итоги, даются индивидуальные задания
nsportal.ru