Научные опыты для детей в домашних условиях: ТОП 25
Друзья, добрый день! Согласитесь, как же порой интересно удивлять наших крох! У них такая потешная реакция на научные опыты для детей в домашних условиях. Она показывает, что они готовы учиться, готовы усваивать новый материал. Весь мир открывается в этот миг перед ними и для них! И мы, родители, выступаем в роли настоящих волшебников с шляпой, из которой «вытаскиваем» что-то потрясающе интересное, новое и очень важное!
Что мы сегодня достанем из «волшебной» шляпы? У нас там 25 экспериментальных опытов для детей и взрослых. Они будут подготовлены для малышей разного возраста, чтобы их заинтересовать и привлечь к процессу. Некоторые можно проводить безо всякой подготовки, при помощи сподручных средств, что у каждого из нас дома есть. Для других мы с вами прикупим некоторые материалы, чтобы у нас все гладко получилось. Ну что? Пожелаю всем нам удачи и вперед!
Сегодня будет настоящий праздник! И в программе у нас:
Ледовые мыльные пузыри
Как вы думаете, что будет, если простые пузыри, которые кроха в 4 года так любит надувать, бегать за ними и лопать их, надуть на морозе. А вернее, прямо в снежный сугроб.
Даю подсказку:
- они сразу лопнут!
- взлетят и улетят!
- замерзнут!
Чтобы вы ни выбрали, говорю сразу, это вас удивит! А представляете, что будет с маленьким?!
А вот в замедленной съемке – это прямо сказка!
Усложняю вопрос. А можно ли повторить опыт летом, с тем, чтобы получить аналогичный вариант?
Выбирайте ответы:
- Нет.
- Да.
- Да. Но нужен лед из холодильника.
Знаете, хоть мне так хочется вам рассказать все, но именно про это я и не сделаю! Пусть и для ваc будет хоть один сюрприз!
Оказывается реклама sony – это не монтаж! Это реальность
Бумага против воды
Нас ждет настоящий эксперимент. Неужели возможно, чтобы бумага победила воду? Это вызов всем, кто играет в «Камень-ножницы-бумага»!
Автор фото nik-show.ru
Что нам понадобится:
- Лист бумаги;
- Вода в стакане.
Накройте стакан. Хорошо бы, если бы его края были немного влажные, тогда бумага прилипнет. Аккуратно переверните стакан… Вода не протекает!
Надуем шарики не дыша?
Мы уже проводили химические
Ингредиенты:
- Сода;
- Бутылка пластиковая;
- Уксус;
- Шарик.
В бутылку засыпать соду и залить уксусом на 1/3. Взболтать слегка и быстро на горлышко натянуть шарик. Когда он надуется, перевязать и снять с бутылки.
Такой опыт маленький сможет показать даже в детском саду.
Дождь из тучки
Нам нужно:
- Банка с водой;
- Пена для бритья;
- Пищевой краситель (любого цвета, можно несколько цветов).
Делаем тучку из пены. Большую и красивую тучу! Поручите это самому лучшему тучкоделателю, вашему ребенку 5 лет. Уж он-то точно сделает ее настоящей!
Осталось только распределить краситель по тучке, и… кап-кап! Пошел дождь!
Радуга
Возможно, физика ребятишкам еще неизвестна. Но после того, как они сделают Радугу, точно полюбят эту науку!
Возьмем:
- Глубокую прозрачную емкость с водой;
- Зеркало;
- Фонарь;
- Бумагу.
На дно емкости помещаем зеркало. Под небольшим углом светим на зеркало фонариком. Осталось на бумагу поймать Радугу.
Еще проще — использовать диск и фонарик.
Кристаллы
Есть подобная, только уже готовая игра. Но наш опыт интересный тем, что мы сами, с самого начала вырастим кристаллы из соли в воде. Для этого возьмем нитку или проволоку. И подержим ее несколько дней в такой соленой воде, где соль уже не может раствориться, а накапливается слоем на проволоке.
Можно вырастить из сахара
Лавовая банка
Если в банку с водой добавить масло, оно все соберется сверху. Его можно подкрасить пищевым красителем. Но вот, чтобы яркое масло опустилось на дно, нужно поверх его насыпать соль. Тогда масло осядет. Но не надолго. Соль будет постепенно растворяться и «отпускать» красивые капельки масла. Цветное масло поднимается постепенно, словно внутри банки происходит загадочное бурление вулкана.
Извержение вулкана
Для карапузов 7 лет будет очень интересно что-то взорвать, снести, разрушить. Одним словом, настоящая стихия – это для них. а потому создаем настоящий, взрывающийся вулкан!
Из пластилина лепим или из картона мастерим «гору». Внутри ее помещаем баночку. Да так, чтобы ее горлышко подходило к «кратеру». Заполняем баночку соду, краситель, теплую воду и… уксус. И все начнет «взрываться, лава устремится вверх и затопит все вокруг!
Дырка в пакете – не беда
Именно в этом убеждает книга научных опытов для детей и взрослых Дмитрия Мохова «Простая наука». А проверить это утверждение мы сможем сами! Сначала наберем в пакет воды. а потом проткнем его. Но то, чем проткнули (карандаш, зубочистку или булавку) не будем убирать. Много ли воды у нас вытечет? Проверяем!
Вода, что не проливается
Только такую воду нужно еще изготовить.
Берем воду, краску и крахмал (столько, сколько и воды) и смешиваем. В итоге – обычная вода. Только пролить ее не получится!
«Скользкое» яйцо
Чтобы яйцо действительно пролезло в горлышко бутылки, стоит поджечь бумажку и бросить ее в бутылку. А отверстие прикрыть яйцом. Когда огонь потушится, яйцо проскользнет внутрь.
Снег летом
Этот трюк особенно интересно повторить в теплое время года. Содержимое подгузников вытащить и намочить водой. Все! Снег готов! Сейчас такой снег легко найти в магазине в детских игрушках. Спросите у продавца искусственный снег. И не нужно портить подгузники.
Движущиеся змеи
Для изготовление движущейся фигуры нам понадобится:
- Песок;
- Спирт;
- Сахар;
- Сода;
- Огонь.
На горку песка налить спирт и дать пропитаться. Потом насыпать сверху сахар и соду, и поджечь! Ох, какой же веселый этот эксперимент! Деткам и взрослым понравится, что вытворяет ожившая змея!
Конечно, это для детей постарше. Да и выглядит довольно страшно!
Поезд из батарейки
Медная проволока, которую мы скрутим ровной спиралью, станет у нас тоннелем. Как? Соединим ее края, образуя круглый тоннель. Но до этого «запускаем» внутрь батарейку, только крепим к ее краям неодимовые магниты. И считайте, что изобрели вечный двигатель! Паровоз сам поехал.
Качели из свечи
Чтобы зажечь оба края свечи, нужно очистить низ ее до фитиля от воска. Нагреть над огнем иглу и проткнуть ею свечу посередине. Положить свечу на 2 бокала, чтобы она опиралась на иголку. Поджечь края и слегка качнуть. Дальше сама свеча будет раскачиваться.
Паста для зубов слона
Слону нужно все большое и много. Делаем! Растворяем марганцовку в воде. Добавляем жидкое мыло. Последний ингредиент – перекись водорода – превращает нашу смесь в гигантскую слоновью пасту!
Поим свечу
Для большего эффекта воду окрашиваем в яркий цвет. Ставим посередине блюдечка свечу. Поджигаем ее и накрываем прозрачной емкостью. Наливаем воду в блюдечко. Сначала вода будет вокруг емкости, но потом вся пропитается внутрь, к свече.
Настоящий хамелеон
Что поможет нашему хамелеону менять окрас? Хитрость! Поручите своему карапузу 6 лет разукрасить в разные цвета пластиковую тарелку. А сами вырежьте фигуру хамелеона на другой тарелке, похожей и по форме, и по размеру. Осталось не крепко соединить обе тарелки по середине так, чтобы верхняя, с вырезанной фигурой, могла вращаться. Тогда окрас зверька всегда будет меняться.
Зажигаем радугу
Выложить на тарелке по кругу драже Skittles. Внутрь тарелки налить воды. осталось немного подождать и получаем радугу!
Дым кольцами
Отрезать низ пластиковой бутылки. А край натянуть разрезанный воздушный шарик, чтобы получить мембрану, как на фото. Зажечь ароматическую палочку и поместить ее в бутылку. Закрыть крышку. Когда в банке будет сплошной дым, открутить крышку и постукивать по мембране. Дым будет выходить кольцами.
Разноцветная жидкость
Чтобы все эффектней смотрелось, жидкость покрасить в разные цвета. Сделать 2-3 заготовки разноцветной воды. налить на дно банки воду одного цвета. Потом аккуратно, по стенке с разных сторон залить растительное масло. Поверх его залить воду, смешанную со спиртом.
Яйцо без скорлупы
Сырое яйцо положить в уксус минимум на сутки, некоторое говорят на неделю. И фокус готов! Яйцо без твердой скорлупы.
Скорлупа яйца в изобилии содержит кальций. Уксус вступает в активную реакцию с кальцием и постепенно растворяет его. В результате яйцо оказывается покрыто плёнкой, но совершенно без скорлупы. На ощупь оно похоже на эластичный мячик.
А ещё яйцо будет больше своего первоначального размера, так как впитает в себя немного уксуса.
Танцующие человечки
Пришло время похулиганить! 2 части крахмала смешать с одной частью воды. Поставить миску с крахмальной жидкостью на динамики и включить погромче басы!
Разукрашиваем лед
Разной формы ледяные фигурки разукрашиваем при помощи, размешенной с водой и солью, пищевой краски. Соль разъедает лед и просачивается глубоко, образовывая интересные проходы. Прекрасная идея цветотерапии.
Запуск бумажных ракет
Пакеты с чаем освобождаем от чая, отрезав верхушку. Поджигаем! Теплый воздух поднимает пакет!
Опытов так много, что у вас точно найдется занятие с детками, только выбирайте! И не забудьте снова прийти за новой статьей, о которой узнаете, если оформите подписку! Приглашайте и друзей к нам в гости! А на сегодня все! Пока!
daynotes.ru
Картотека игр — экспериментов в дошкольном возрасте
КАРТОТЕКА
ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Игры — эксперименты не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
1.Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
2.Дерево – ложка, мисочка и др. ( по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
3.Пластмасса – любые предметы или игрушки.
4.Резина.
5.Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному
впитывающие воду.
6.Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
7.Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.
Возня с водой, переливание воды и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.
«Переливание воды»
Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с
малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.
«Фонтан»
Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился — ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами
«Бассейн»
Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать — вот так. Поплыли!»
«Озеро»
Наполните большой таз водой — теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки — маленькие утята. «Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.
«Купание кукол»
Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, обсуждая эти действия с малышом: «А сейчас будем кукол купать. Нальём в ванночку теплой водички — попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?..» и т.д.
Игры с красками.
На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих
игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.
«Цветная вода»
Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить).Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую
жёлтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»
«Смешиваем краски»
Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого — зелёный, из красного и синего — фиолетовый и т.д.
«Рисование на мокром листе»
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя
другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски — вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
«Пейте, куклы, молоко»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их различными напитками. В этой игре красная вода превратится в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а чёрная или коричневая — в кофе… Фантазируйте вместе с ребёнком.
ИГРЫ СО ЛЬДОМ
«Льдинки»
Приготовьте заранее лёд — вместе с ребёнком заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лёд и выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка тёплая — давай зажмём в ладошке. Смотри, водичка капает — это лёд тает и снова превращается в воду».
Можно приготовить разноцветный лёд, добавив в замораживаемую
воду краски
«Тает льдинка»
Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда наблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры
«Ледяные фигурки»
Замораживайте воду не только в специальных формочках и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет и т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте
их как конструктор — выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
« Коробочка с секретом»
В качестве познавательного материала для экспериментирования детей раннего возраста подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.
Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача педагога: привлечь внимание ребенка, вызвать желание открыть
коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддержать самостоятельные действия, но, ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачу. Если ребенок после долгих безуспешных попыток отказывается от решения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие». Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом спрячьте ее, чтобы дать возможность повторить найденное «открытие». Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ «
Послушаем звуки»
Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребёнка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов друг о друга, скрипу тормозов, стуку колёс поезда. И к тишине.
«Постучим, погремим!»
Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными и металлическими ложками друг о друга, легко проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по
«Найди такую же коробочку»
Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две) — например, горох, гречневую и манную крупа, рис. Один набор коробочек положите перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребёнка к звучанию. Предложите ребёнку найти среди его коробочек ту, которая звучит так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
«Свистульки»
Давайте возможность ребёнку услышать разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики и т.п.
«Музыканты»
Неплохо, чтобы у малыша были детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, дудочка, гармошка, пианино. Научите ребёнка различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребёнок пусть угадает, на чём вы играете.
Научите ребёнка играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро.
«Звуки природы»
Оказавшись на природе, вместе с ребёнком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка… Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармони
ИГРЫ С КРУПАМИ
«Прячем ручки»
Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку — немножко колется, да?»
Спрячьте мелкие игрушки — закопайте их в крупу. Предложите ребёнку найти игрушку.
«Пересыпаем крупу»
Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Во всех случаях обращайте внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.
Можно использовать разные крупы — рис, горох и др.
«Покорми птичек»
В этой игре понадобятся игрушечные фигурки птичек (это могут быть воробышки, курочки, уточки), а также гречневая или рисовая крупа. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрнышек. Клюйте, птички, зёрнышки!»
«Вкусная кашка»
Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу. Кушай, Маша, кашу! Ах! Какая
вкусная кашка!»
«Разложи по тарелочкам»
Перемешайте в мисочке небольшое количество фасоли и гороха. Затем попросите ребёнка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки — на эту».
ИГРЫ С МАГНИТОМ.
Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Педагог вместе с детьми выражает крайнее удивление тем, что пуговки и монетки вдруг задвигались; дает потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать детям возможность повторить опыт.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Эту распространенную и популярную игру для старших дошкольников в упрощенном варианте можно использовать и для детей раннего возраста. В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, кубик, совочек. Главное, они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Играть можно с небольшой группой (трое – четверо детей). Педагог предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли.
Задача – поддерживать любопытство группы. Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все могли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, педагог,
исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям подержать ее в руках.
Усложнение. В последующем можно давать детям определенные поручения, например достать из мешочка куколку или чашку. Или дополнять содержимое мешочка новыми и неопределяемыми на ощупь предметами – кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой. И найти предмет с конкретными свойствами (достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое). После выполнения поручения остальные дети рассматривают, ощупывают найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.
ИГРЫ С ПЕСКОМ.
Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как дети играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики,
камешки. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Ребенок видит образец и пытается повторить. Но вот о чем следует помнить: не менее увлекательно другое занятие – разрушать куличики. Не было ничего – вдруг появилось что-то интересное и опять исчезло. Поэтому сердиться на эти действия нельзя.
Взрослый показывает детям, какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее. Формочками могут послужить пластмассовые бутылки и банки из-под шампуней, кремов.
Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминает детям их любимую игру в прятки. Поэтому на глазах у детей можно закопать какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку и громко выразить удивление. Обычно в ответ на призыв дети с удовольствием откликаются совочками или грабельками. Особый восторг вызывает тот момент, когда сквозь песок начинает проглядывать кусочек спрятанной игрушки. Маленькая победа вдохновляет на более энергичное раскапывание. Суть в том, что увлечение игрой рождает желание вновь спрятать в песке и выкопать игрушку.
Можно научить малышей насыпать песок в ведерки (или формочки), утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучки и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить
руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.
Детям постарше педагог показывает, как конструируют из песка заборчики по кругу, как пристраивают к ним башенки из ведёрок. В процессе игры можно показать два ведерка, одно полное, а другое заполненное наполовину, и спросить: какое ведерко тяжелее? А затем дать задание самостоятельно заполнить ведерки песком (полностью или наполовину). Обратить внимание: в большое ведерко помещается много песка, чтобы его наполнить, требуется насыпать много совочков, в маленькое – мало. Песок легко заполняет емкости любой формы.
Увлекает детей также игра с песком и водой одновременно (в часы прогулки на участке). Если песок сухой, понадобится полведра воды. Песок поливают из леечки. И лучше полить половину песочницы, а вторую половину оставить сухой. В середине можно соорудить холм или вылепить замок, а вокруг вырыть ров и залить его водой. Замок оживет, если заселить его обитателями.
Пригодится любой подручный материал: из цветка получится принцесса, из листика – принц, из маленьких палочек – солдатики, а из сучка – король или разбойник. Еще интереснее, если замок будет соединять с сушей откидной мост из небольшой дощечки.
Все готово для розыгрыша настоящего спектакля с похищениями, пропажами, встречами, разрушением и воссозданием песочных замков. Игры такой направленности могут длиться по нескольку дней. Они чрезвычайно полезны для разных сторон развития и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.
ИГРЫ С БУМАГОЙ.
Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики, стрелы, изготовлять вертушки или простые салфетки. С 2 лет детей учат пользоваться округлыми безопасными ножницами. Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит удовольствие
Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Подводная лодка из яйца
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Как достать монету из воды, не замочив рук?
Как выйти сухим из воды?
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
infourok.ru
Простые и удивительные опыты – лучшие развивающие игры для детей

Хочешь, чтоб малыш рос любознательным? Тогда развивай это качество в нем! Например, ребенку 3-4 лет уже можно предложить некоторые абсолютно безвредные опыты по физике и химии.
В процессе этих развлекательных игр кроха не только повеселится, но и научится познавать мир во всем его богатстве.
1. «Яйцо-субмарина».
Для опыта понадобится соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполни посудину до половины водой, аккуратно опусти туда яйцо. Яйцо, конечно же, утонет. Затем достань яйцо, насыпь в воду побольше соли, в зависимости от объема воды.
Пусть ребенок размешает воду до полного растворения соли, снова погрузите яйцо в воду. На этот раз яйцо должно всплыть на поверхность. Если вдруг оно не всплывает, досыпьте соли.
Ребенку постарше можно объяснить, что соленая вода держит предметы, потому что ее плотность выше. А малышу просто скажи, что вода стала другой и благодаря соли держит яйцо.
2. «Невидимые чернила»
Отличный опыт для детей, особенно для мальчиков, которые любят играть в шпионов. Для опыта надо взять лист белой бумаги, кисть, молоко или лимонный сок, свечу.
Проводить опыт надо так: в маленькую емкость налей немного молока или лимонного сока. Пусть малыш кисточкой на белом листе бумаги что-то нарисует или напишет. Затем оставь бумагу, чтоб она просохла.
Надпись исчезнет. Затем просохший лист бумаги подержите над пламенем свечи на расстоянии не менее 10 см. Чтоб надпись проявилась, постоянно двигайте лист туда-сюда. И следите, чтоб он не успел загореться.
© Shutterstock
3. «Волшебные бумажки»
Этот старый опыт проводили еще наши родители, чтоб развлечь нас. Возьми и надуй обычный воздушный шарик, заготовь маленькие кусочки бумаги. Потри шарик об шерстяную ткань или об волосы.
И пусть ребенок поднесет шарик к бумажкам. По идее, бумажки должны как бы «примагнититься» к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.
4. «Вкусные кристаллы»
Для опыта нужен стакан, сахар, скрепка, карандаш или соломинка, и толстая хлопчатобумажная нить. Наберите в стакан очень горячую воду, добавляйте в нее сахар, размешивая ложкой, пока он не перестанет растворяться.
Только делать это надо быстро, чтоб в воде растворилось как можно большее количество сахара. Затем закрепите нить на середине карандаша, а на другой конец нитки привяжи скрепку или что-то тяжелое.
Затем помести карандаш на стакан, а нить при этом должна опуститься в раствор и оставаться там натянутой. Поставьте эту конструкцию в прохладное место на несколько дней. Нитка обрастет белыми сахарными кристаллами, которые кроха сможет даже попробовать на вскус.
© Shutterstock
5. «Что растворяется, а что нет».
Этот очень познавательный опыт рассчитан на ребенка 4-5 лет. В результате такой развивающей игры малыш узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его в повседневной жизни.
Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.
Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.
Читай также
Топ-9 развивающих игр, чтоб выучить цвета с ребенком
10 самых нужных игрушек для ребенка 2-5 лет
Чем полезны популярные транспортные средства для детей
Как выучить с ребенком фигуры
Самые умные игрушки 2011 года
Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
lady.tochka.net
Опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему: Картотека игр-экспериментов с водой
Картотека игр-экспериментов с водой
для детей среднего дошкольного возраста
Куцеволова Ольга Ивановна, воспитатель
МКДОУ»Краснобратский детский сад»
Воронежская область
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию картотеку игр-экспериментов с водой для детей среднего дошкольного возраста, которая способствует развитию координации движений, мелкой моторики, речи детей, расширяет представления о свойствах предметов. Также эти игры можно использовать в летний оздоровительный период, как закаливающие процедуры с водой.
.
«Выжми мочалку»
Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Игра развивает мелкую моторику.
«Кораблики»
Необходимый инвентарь: тазик, бумага.
Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
«В час по чайной ложке»
Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.
«Налил – вылил»
Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
«Шарики в воде»
В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.
Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.
• Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.
«Моет трубочиста»
Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.
Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т. д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка НА ТО, как скользит в руках намыленная кукла.
Игра способствует развитию моторики, речи.
«Дождик»
Необходимый инвентарь: лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Г. Лагздынь
Игра способствует развитию речи.
«Тонет – не тонет»
Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов — пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т. д.
• В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
1. Тонет сразу
2. Тонет после намокания
3. Не тонет.
«Волшебное свойство воды»
Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
• Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
«Луковая грядка»
Необходимый инвентарь: стаканчики из-под йогурта, вода, луковицы.
• Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
• В течение нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
«Поливаем цветы»
Необходимый инвентарь: детская лейка.
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмём
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка.
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.
«Капли»
Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, чашка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
• С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
• Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
• В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т. д.
«Свойства солёной воды»
Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки соли, ложка.)
• Ребёнок с помощью ложки опускает яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
• Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.
«Сквозь сито»
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.
«Поплывёт или утонет»
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
«Прыгающий шарик»
Необходимый инвентарь: пластмассовый шарик для настольного тенниса.
Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.
«Я и река»
Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной водой.
• На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.
• Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воды в обоих стаканах.
• Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?
• Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.
• Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.
• Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться
nsportal.ru