Картотека на тему: игры в семейном кругу
ИГРЫ В СЕМЕЙНОМ КРУГУ
Весна совсем скоро, но по вечерам еще прохладно и сейчас мы больше находимся дома.
Как провести время в семейном кругу занимательно и интересно? Один из самых лучших способов – это семейные игры.
Игра «12 месяцев»
Эта игра выявляет способности к рисованию и будет интересна как детям, так и взрослым.
Участники делятся на две команды. Каждой команде раздается по 12 листов формата А4, цветные карандаши или фломастеры.
По истечении оговоренного времени команды должны представить все 12 листов, на каждом из которых будет нарисован один из 12 месяцев в году. Задача команд отгадать, какой из месяцев изображен на каждом рисунке соперников. Как подсказку можно отмечать на рисунках какие-то события, символизирующие тот или иной месяц. Выигрывает та команда, которая угадала больше рисунков.
Игра «Волшебная мелодия»
Эта игра будет интересна детям любого возраста и взрослым. Возьмите бокалы или стаканы. Лучше найти набор одинаковых бокалов или стаканов (6 – 12 штук), но если набора нет, то можно взять одинаковые банки или одинаковые бутылки из стекла.
Налейте в посуду воду так, чтобы она находилась на разном уровне в каждом сосуде. Покажите ребенку, как можно получить звук, например, аккуратно стуча ложечкой по бокалу. Пусть дети поэкспериментируют. Пусть попробуют понять, в каких сосудах получается более высокий или более низкий звук.
Попробуйте сыграть разные мелодии на этом необычном музыкальном инструменте из посуды.
Игра «Повтори»
Все становятся в одну линию. По жребию или считалке выбирают первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук.
Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры. Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок, не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. победителем становится тот, кто остался последним.
Игра «Песня наоборот»
Вызывается один участник. Ему выдается песня, напечатанная наоборот. Он, зная, что это за песня, но, не говоря об этом участникам, поет ее наоборот под соответствующую мелодию. Кто первый из слушателей назовет название произведения – тот и выиграл.
К конкурсу можно заранее подготовить тексты песен, написанные наоборот. Если нет времени, тогда вызывайте самого читающего игрока, и пусть он с ходу читает текст песни справа налево.
Игра «Ловкий дворник»
Для игры нужно подготовить веник и «листья» (можно из бумаги). Чертится круг – это место «дворника». Выбирается дворник. «Дворник» с веником становится в круг.
По сигналу другие участники изображают «ветер», то есть кидают бумажки в круг, «дворник» выметает мусор.
«Дворник» считается победителем, если по истечению оговоренного времени в кругу нет ни одной бумажки.
Игра «Быстрый обед»
Участники делятся на две команды. Одна команда загадывает другой название блюда, которое они хотят «на обед». На поднос выкладывают бумажки, на которых написаны названия разных продуктов. Нужно на время найти все ингредиенты, из которых готовят загаданное блюдо. «Заказавшие» обед оценивают его «на вкус». Потом команды меняются местами.
Игра для развития внимания детей.
Взрослый должен показывать на разные части тела и называть их, а игроки внимательно слушать и прикасаться к названным частям, «закрывая» их. Смысл в том, что ведущий иногда ошибается, называя совсем не то, на что указывает. Например, говорит: «Ноги!», а показывает на нос или щеки. Те, кто вместо ног прикасаются к носу, выбывают из игры. побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Ручные гонки»
Приготовьте игрушечные машинки одного размера и клубки с нитками по количеству участников. К каждой машинке привязывают нитку, отматывают несколько метров и устанавливают в ряд у черты. Участники отходят от машинок на одинаковое расстояние и по команде начинают наматывать нитку на клубок. Кто быстрее «пригонит» к себе машинку, тот и победил.
Игра «Кот и мышка»
Игра рассчитана на двоих. Один – кот, другой мышка. Кот должен догнать мышку. Участники должны бегать по оговоренной территории, например, вокруг стола. Количество кругов, за которые кот должен поймать мышку, можно ограничить. Если кот не успел поймать за это время мышку, мышка побеждает и выбирает себе парочку среди других участников. Если кот догнал мышку, то парочку выбирает себе кот. Победитель сам решает, кем он будет в следующем «забеге», котом или мышкой.
Мышка становится возле одного конца стола, кот – возле другого. Начинается диалог, после которого кот ловит мышку. Кот задает вопросы, мышка отвечает:
— Мышка, мышка, где была?
— В кладовочке.
— Что там делала?
— Масло ела.
— А мне оставила?
— Нет.
— А ложечки куда положила?
— Под бочку.
— А кувшин куда поставила?
— По камешкам шла, собака залаяла, я испугалась и кувшин разбила.
— Тогда я тебя поймаю!
— А я убегу!
nsportal.ru
Материал на тему: Интеллектуальные и развивающие игры в кругу семьи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры в кругу семьи.Правильно говорить — это одна сторона дела. С ребенком необходимо дома проводить занятия (упражнения, игры), способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, дост…
Речевые игры в кругу семьиРазвитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит…
» Народные игры в кругу семьи»Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педагогов) — дать детям возможность прикоснуться к богатейшему насле…
Семинар-практикум «Игры в кругу семьи»На этом семинаре родители учатся играть: составляют разноцветное меню, отгадывают, что лежит в «Чёрном ящике», становятся «Золушками» и пр. Так же предложены памятки «Игры по дороге домой», «Игры на к…
Семинар-практикум « Развивающие игры в кругу семьи» Цели:- познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному…
Развивающие игры в кругу семьиP { margin-bottom: 0.08in; }STRONG { font-weight: bold; } Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие воспри…
nsportal.ru
Математические игры в кругу семьи — Суворова Надежда Владимировна
202
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду.
Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры, доступны для ребенка начиная с младшего дошкольного возраста, и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.
Количество
«Кто быстрее найдёт» (с 3-х лет)
Ход игры: Предложить ребёнку найти группы игрушек, деревьев, мебели, вещей и сосчитать их.
«Покажи столько же» (счёт на ощупь) ( с 3-х лет)
Цель игры: Закреплять умение в счёте предметов с помощью различных анализаторов.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку посчитать предметы на ощупь и сказать количество.
«Сделай столько же» (с 5 лет)
Цель игры: Закреплять навыки счёта.
Ход игры: Взрослый показывает цифру и просит ребёнка сделать столько же раз какое — либо движение (приседание, поднять руки вверх и т . д.). Затем ребёнок должны объяснить сколько раз он приседал и почему.
«Считай, не ошибись»(с 5 лет)
Цель игры: Закреплять прямой и обратный счёт.
Ход игры: В игре используется мяч. Перед началом игры взрослый задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше.
«Что изменилось» ( с 5 лет)
Цель игры: Закреплять навыки счёта, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры: Предложить ребёнку пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Взрослый убирает, добавляет или меняет местами игрушки, ребёнок поворачивается и должен объяснить, что изменилось.
«Кто знает, пусть дальше считает» (с 5 лет)
Цель игры: Закреплять навыки счёта.
Ход игры: Взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).
Назови числа до 6 (1,2,3,4,5 )
Назови числа после 3 (4, 5,6,7 и т.д.)
Счёт цепочкой (поочерёдно).
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
Форма
«Назови похожий предмете» (с 3х лет)
Цель игры: Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Ход игры: Взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
«Чудесный мешочек» (с 3х лет)
Цель игры: Совершенствовать умения различать и называть фигуры на основе осязательно-двигательного обследования.
Ход игры : Взрослый помещает в мешочек геометрические формы или фигуры и про сит ребёнка найти круг , шар и т.д.
Необходимый инвентарь для игры:
- Непрозрачный мешок.Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.
- Предметы.Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.
Ориентировка в пространстве
«Что где находится» (с 3х лет)
Цель игры: Закреплять умения определять местоположения предметов относительно себя .
Ход игры: Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.
«Где спрятался зайчик» (с 3х лет)
Цель игры: Закреплять умения определять местоположения предметов в пространстве.
Ход игры: Взрослый прячет игрушку в комнате, ребёнок ищет её и самостоятельно решает познавательную пространственную задачу (обозначить словами, где находится зайчик по отношению к предметам обстановки) .
Ориентировка во времени
Цель игр: Расширять представления о временах года, частях суток, их последовательности. Формирование представлений о последовательности дней недели.
«Когда это бывает»(с 3х лет)
Цель игры: Расширять представления о временах года, частях суток,их последовательности.
Ход игры: Взрослый загадывает загадки о временах года, частях суток, ребёнок отгадывает.
Цель игр: Расширять представления о временах года, частях суток, их последовательности. Формирование представлений о последовательности дней недели
Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра» (с 4х лет)
Цель игры :Закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра»
Ход игры: Взрослый бросает мяч, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся…» Ребенок, заканчивает фразу (…сегодня).
Примеры фраз:
Мы пойдем гулять…
Вы ходили в парк…
Мы будем читать книгу…
«Дни недели» ( с 5 лет)
Цель игры: Формирование представлений о последовательности дней недели
Ход игры: Взрослый задаёт вопросы ребёнку.
— Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?:
-Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
-Четверг – какой день по счету?
— Какой день недели будет после вторника?
-Какой день между четвергом и вторником?
-Сколько всего дней в неделе?
Уважаемые родители! Представляем вашему вниманию игру «Танграм».
Игра «Танграм» полезна при подготовке детей к обучению в школе. Так как она развивает и конструктивное и логическое мышление. А также способствует развитию мелкой моторики рук и воображению. Воспитывает усидчивость и терпение.
Комплект «Фигурки-отгадайки» предназначен для первоначального знакомства ребёнка с танграмом и подойдёт детям от 2-х лет.
xn—-7sbfac9ddarhw.xn--p1ai
Консультация: Развивающие игры в кругу семьи
- Развивающие игры в кругу семьи
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Эти способности можно ускорить или замедлить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности. Понятие интеллектуальные способности определяется достаточно разнообразно, но в общем, имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной. Интеллектуальное развитие детей выражается в познавательной сфере знаково-символической функции сознания и способности ребенка к замещению, умению обобщать, анализировать, сравнивать; происходит расширение познавательных интересов; возникают предпосылки таких качеств интеллекта, как самостоятельность, гибкость мышления, любознательность. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Главное условие интеллектуального развития ребенка-дошкольника – это хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Познание окружающего мира у дошкольников осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Развивающая игра обладает возможностями формировать или развивать интеллектуальные умения и навыки, формировать правильные представления об окружающем мире, развивать познавательные процессы. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют с удовольствием, не подозревая, что усваивают какие-то знания. Проведение развивающих игр в семье не требует какой-либо особой подготовки; необходимо лишь желание родителей. Играя с детьми, не забывайте о том, что надо:
- чередовать активные игры со спокойными;
- повторять одни и те же игры не менее 3- 4 раз, иначе ребенок не получит удовольствие от процесса;
- старайтесь побуждать ребенка к активности;
- не отказываться играть с ребенком, потому что это очень важно для него.
Рекомендуется использовать игры, адаптированные возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и ориентированным на их “зону ближайшего развития”.
Игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей
детей от 3 -5 лет
- Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.
- Игра «Ассоциации» для взрослых и детей от 3 лет
Это очень простая и в то же время развивающая игра, в которой требуется и большой словарный запас, и умение развивать логику.
Правила. Называется слово, далее следующий участник подбирает к нему наиболее близкую и логически подходящую, с его точки зрения, ассоциацию. Ассоциация может быть совершенно любой и первоначально загаданное слово может привести к абсолютно неожиданным поворотам логической цепочки.
Пример. Первое загаданное слово «игрушка». У следующего участника оно ассоциируется с мячиком, мячик напоминает о футболе, футбол о поле, поле о цветах, цветы о лете, лето о море, море о плавании. И так далее. Слова могут быть абсолютно любыми, как существительными, так и прилагательными или глаголами. Это сделает такую игру для всей семьи еще увлекательнее и веселее. - Игра «Поиски пропажи» для взрослых и детей от 3-х лет
Этот конкурс для всей семьи развивает внимательность и зрительную память его участников.
Правила. Для реквизитов нужна цветная скатерть и множество мелких предметов. Это могут быть тюбики губной помады, маленькие коробочки, крыжки, шариковые ручки, чайные ложки, спичечные коробки – в общем, все, что найдете дома. Чем разнообразнее будут реквизиты, тем лучше. Вся эта утварь раскладывается на столе, который предварительно застелен скатертью, а участники рассаживаются вокруг. Суть игры в том, чтобы запомнить все предметы, лежащие на игровом поле и сразу заметить тот предмет, который исчезнет со стола.
Пример. Водящий предлагает играющим внимательно посмотреть на стол и постараться запомнить гораздо больше предметов и то, как они расположены. После чего все должны зажмуриться, а водящий убирает со стола и прячет какой-нибудь из предметов. По его команде участники открывают глаза и пробуют вычислить, какой предмет исчез. Тот, кто угадает, становится водящим. - Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).
- Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать — ?; помнить — ?; полный — ?; голодный — ?
- Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо — ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь — ?; охотник – ружье, рыбак — ?; лес – деревья, поле — ?.
- Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Игра развивает слуховое внимание ребенка.
Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.
- «Бывает — не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
- «Где что?»
Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.
Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.
- Перепутанные линии.
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Литература
1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.
2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.
3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.
4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).
nsportal.ru
Методическая разработка на тему: Семинар-практикум «Развивающие игры в кругу семьи»
Семинар-практикум « Развивающие игры в кругу семьи»
Цели:
— познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному миру их ребенка;
— акцентировать внимание на особенностях выбора папами и мамами игр для детей;
-дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребенком.
Игра «Комплимент»
Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой.
Родители сидят в кругу. Каждый участник представляется и, передавая соседу букет цветов, говорит комплимент.
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра»
Цель: предоставить родителям возможность задуматься о значении игры в жизни их ребенка.
Инструкция. Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни их ребенка. Ведущий на доске записывает эти высказывания.
После обсуждения ведущий подводит итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развиваются все психические функции ребенка.
Игра «Охота на звуки»
Цель: познакомить родителей с детской игрой, направленной на развитие внимания, сформировать умения делать звуковой анализ слова.
Участникам раздаются листочки, на которых за 1 мин необходимо записать как можно больше названий окружающих предметов, начинающихся на звук, заданный ведущим. Затем родители сравнивают свои записи.
По окончании игры ведущий объясняет родителям, что детям можно предложить такую игру: не записывая, называть слова. При этом задания могут варьироваться: «Назови слова, у которых в середине звук…», «Назови слова, заканчивающиеся на звук…» и т.п. Можно «поохотиться» на разные слова — «сладкие», «пушистые» и многие другие.
Родители обсуждают развивающее значение этой игры.
Игра «Дорисуй»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие воображения.
Участникам раздаются листочки, на которых изображены геометрические фигуры (десять одинаковых). Ведущий предлагает за 1 мин превратить каждую фигуру в какой-либо предмет, дорисовав ее. Поощряется оригинальность образа, большое количество деталей, отмечается количество изображенных предметов.
Далее участники обсуждают рисунки.
«Превращать» можно не только геометрические фигуры.
Вариант игры: по кругу передается карандаш и каждый из участников игры дорисовывает одну деталь. Итог — получается общий рисунок.
Очень хорошо по окончании рисования дать название предмету (кстати, предмет не обязательно должен быть реально существующим), поговорить о его назначении, а может быть и придумать короткий рассказ.
Игра «Что лишнее?»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие мышления ребенка — умение анализировать и обобщать.
На интерактивной доске родители находят лишний рисунок и объясняют, почему он лишний.
Печатные варианты этой игры продаются в магазинах, также встречаются почти во всех книгах для подготовки детей к школе.
Вы можете просто предлагать ребенку определять лишнее слово «на слух». Например: «Какое слово лишнее? Тюльпан, роза, одуванчик, береза». Этот вариант значительно труднее, так как для дошкольников естественно опираться на наглядный материал.
При объяснении того, что здесь лишнее, ребенок должен выделять существенные признаки. Например: тюльпан, роза, одуванчик — цветы, а береза — дерево. Объяснение, что у тюльпана, розы и одуванчика есть цветы, а у березы — нет, неверное.
Игра «Я положил в мешок…»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие памяти, обогащение словаря ребенка.
Участники образуют круг. Перед ними на столе разложены мелкие предметы. Каждый по очереди берет один предмет и опускает его в мешок, сопровождая словами: «Я положил в мешок…». Следующий игрок говорит: «В мешке лежит… (называет предмет), а я кладу…». С каждым участником игры цепочка слов удлиняется.
Усложнением будет отсутствие предметов.
Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи и нашей группы игру «Я дарю тебе словечко». Цель — расширить словарь ребенка; развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его лексическое значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…) и т.п.
Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Мы на маленьких листочках бумаги записывать каждое слово, а на обратной стороне — имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки будем складывать вот в эту копилку. Периодически будем доставать копилку, и проводить разнообразные игры. Например. Вариант 1. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он награждается фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант 2. Можно организовать игру и по — другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку. На следующей нашей встрече мы вместе будем играть в игру «Я дарю тебе словечко». Приложение
В заключение семинара ведущий подводит итог: «Мы, взрослые, бываем очень озабочены подготовкой детей к школьному обучению. Мы пытаемся наших шестилетних детей учить писать, читать, считать. Для этого сажаем их за стол и учим, учим, учим… Все это нужно. Однако давайте вспомним, что дошкольник развивается в игре и подчас именно она делает его обучение привлекательным, легким и эффективным. Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
Семинар-практикум
Развивающие игры в кругу семьи
Подготовила:
Огнева О.В.
nsportal.ru
Консультация на тему: Игротека в кругу семьи
Консультация для родителей
Игротека в кругу семьи.
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (Мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть и так далее.)
«Шаги» (Кто быстрее доберется до…)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги на встречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Спрягаем и склоняем»
Для игры Вам понадобятся фишки или другие предметы, с помощью которых можно подсчитывать очки. Играть в эту игру можно и вдвоем, и большим количеством.
Ведущий задаёт вопросы, Игроки по очереди отвечают и за каждый правильный ответ получают фишку. Например:
— Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
— Что можно варить?
— Что можно читать?
— Чем можно рисовать?
— Чем можно писать?
— Что может летать?
— Чем можно кушать?
— Что может плавать? И т. д.
Игра с картинами.
Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.
С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако…)
С детьми старше 5 лет усложните задание — ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.
Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А. Барто «Наша Таня». Загадана лягушка в речке.
— Это находится вверху картины? В низу?
— Это живое или неживое?
— Какого цвета?
Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадан камыш у речки.
— Это относится к природе?
— Это относится к живой (неживой) природе?
— Это твёрдое?
— Это растение?
— Высокое?
— Дерево?
— Трава?
Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.
«Третий лишний»
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Детям 3-5 лет условия более простые.
Например: Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
— молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но, молоко и сок — пьют, а хлеб — кушают.
— машина, лошадь, трамвай, ;
— шапка, платок, сапоги;
— роза, береза, ёлка.
«Отгадай предмет по его частям»
В эту игру можно играть в двух вариантах.
Первый вариант — с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов — мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
Второй вариант — без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например: по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.
Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье. | Экран, кнопки, электрический шнур, пульт. |
На первый взгляд, все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!
«Отгадай предмет по описанию»
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так, же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
«Какое что бывает ?»
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
— Что бывает длинным? (коротким)
— Что бывает широким (узким)?
— Что бывает круглым ( квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
«Чем пахнет?»
Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
«Какая бывает собака?»
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.
«Кто больше?»
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков — например , мяч — круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот — мягкий, шершавый.
Машинка — большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
nsportal.ru
Совместные игры в кругу семьи. Родителям. Игры. Игры. МКДОУ «Детский сад №9»
Совместные игры
Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте еще является фактически игрой.
Родители способны формировать игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки ребёнку можно предложить кукольное корыто, мелкие предметы, показать, как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, похвалить за старания, а вечером, за семейным ужином, рассказать, как хорошо он трудился. Можно попросить ребенка помыть в этом же корытце куклу, мелкие игрушки. Старшему дошкольнику такая работа уже хорошо знакома, и он способен выполнять ее самостоятельно.
Ребенку важно с ранних лет не только овладевать трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.
Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим.
Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание детских пластинок, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство.
Большинство взрослых понимают игру широко, не придавая особого значения ее воспитательной роли. В первую очередь игра знакомит ребенка с окружающим миром, а потом воспитывает разные навыки. Родители старших дошкольников отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной сферы ребенка, подготовки его к школе. И покупают главным образом «умные» игрушки: настольно-печатные, электрифицированные, механические.
На долю младших дошкольников выпадает лишь одна треть игрушек, развивающих логическое мышление, фантазию, творчество.
Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.
Играя с ребенком, вы получите ощущение радости, семейного счастья, откроете в нем новые, удивительные черты характера, которые в повседневной суете не заметишь. Испытаете радость от общения с ним. Игры способствуют росту духовного родства между вами. Узнаете себя в играх детей. С помощью игры формируются положительные отношения между детьми, воспитываются нравственные качества личности, в том числе и качества будущего семьянина.
Как известно, игрушка является одним из условий развития игры дошкольника. В детском саду большое значение придается подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители, не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные родственниками и друзьями родителей. Как правило, при их выборе взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное — доставить ребенку сиюминутное удовольствие.
В результате обычно у девочки скапливается много кукол, не всегда обеспеченных домашней кукольной утварью, у мальчиков всевозможный игрушечный транспорт и оружие. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию играм: у девочек — в основном в «Семью», «Детский сад», у мальчиков — в «Воинов», «Шофёров».
Игры мальчиков дома практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и мягкими игрушками, отображающими людей и животных.
Детям, особенно маленьким, необходимо играть с куклами, игрушечными животными. Такие игры пробуждают добрые чувства, закрепляет нравственные нормы. Овладев тем или иным правилом поведения, ребенок пробует его, прежде всего на кукле, на мишке, делая их партнерами своей деятельности.
Покупая игрушки для своих детей, родители тем самым формируют их игровые интересы. Получая то, что предлагают, ребенок активно подражает действиям отца или матери, их труду, привычкам поведения, отношению к окружающим. Психологами установлено: в младшем дошкольном возрасте мальчики по предложению воспитателя играют с девочками. Но постепенно интересы расходятся, и к семи годам лишь незначительная часть мальчиков включается в игры с девочками, например в «Семью». Причем ребенок, выбирая роль папы, не знает, что ему надо делать и, потому старается уклониться от сюжетно-ролевой игры, предпочитая бегать, кричать, размахивать игрушкой. Такие игры отрицательно влияют на неокрепшую нервную систему, ведут к одностороннему развитию ребенка.
Большую воспитательную задачу несут на себе игры с использованием строительных наборов. Пап и мам не привлекает этот вид игрушек своим неброским оформлением, а их педагогической ценности они не понимают. И в результате лишают детей строительных наборов и конструкторов, способствующих развитию мышления, фантазии, творчества.
Дети, особенно младшего и среднего возраста, часто ломают игрушки из любопытства, с целью узнать, «что там внутри». Но можно наблюдать и пренебрежительное отношение дошкольников к игрушкам. На замечания воспитателя они отвечают: «А у меня лучше есть», «Мне мама еще купит» и т. д. Проведенное исследование показало: почти половина родителей выбрасывают поломавшуюся игрушку, даже не пытаясь ее отремонтировать.
Совет А. С. Макаренко никогда не выбрасывать игрушки, особенно на глазах у детей, а принимать меры к их починке, не только не утратил своего значения, но в настоящее время приобрел еще большее социальное звучание.
Если воспитатели и родители прививают детям бережное отношение к вещам, окружающим предметам, игрушкам, то, воспитывая бережливость, они делают одновременно и нечто большее: воспитывают ответственность, организованность, трудолюбие, самоконтроль и другие нравственные качества.
Купив малышу новую игрушку, надо показать, как с ней играть и где ее хранить; у пяти — шестилетнего дошкольника следует спросить, как он будет играть с такой игрушкой, какой игровой материал ему еще понадобится, с кем будет играть. Можно использовать и такой прием: убирать на время часть игрушек, которые надоели ребенку, а затем постепенно вносить их.
Практика показывает: не все родители понимают, что для игры должно быть отведено специальное место. Даже при наличии достаточной жилой площади (иногда и отдельной детской комнаты) игрушки хранятся бессистемно, на полу или в шкафу. Если ребенок не имеет определенного места для игрушек, то у него развивается небрежность, безответственность, стремление переложить свои обязанности по уходу за ними на других членов семьи, родителей, старшего брата или сестру. С возрастом эти отрицательные качества закрепляются и в дальнейшем проявляются в учебной и бытовой деятельности.
Умение играть в домашних условиях в немалой степени зависит от количества взрослых членов семьи, от наличия братьев и сестер. Наблюдения показывают: игры младшего дошкольника со старшим становятся содержательными и разнообразными, особенно если старшей оказывается сестра шести — восьми лет. Она выступает в роли мамы, принимает брата в «девчоночьи» игры, а в детском саду он играет с мальчиками, таким образом, приобщаясь к разным видам игр.
Положительные отношения складываются между однополыми детьми, имеющими разницу в возрасте четыре-пять лет. При этом сохраняется общность интересов, старшие передают младшим опыт игровых отношений, учат правилам игры.
При разнице в возрасте восемь — десять лет старшие выступают в роли как бы вторых родителей. Но если нет между детьми дружбы, то их интересы резко расходятся.
На характер игры большое влияние оказывают отношения, сложившиеся между детьми в повседневной жизни. В одних семьях младшие ни в чем не уступают старшим. Чувствуя поддержку родителей, они захватывают себе лучшие игрушки, жалуются на брата (или сестру) без всякого повода, нередко несправедливо. Это разрушает детские игры.
В других семьях отношения между детьми складываются иначе. Старший не хочет играть с младшим, не уступает ему ни в чём, в играх оставляя для него самые непривлекательные роли. Младший, чтобы быть рядом со старшим и его друзьями, готов полностью находиться в его подчинении (выполнять любые бабы-яги, врага, Кащея Бессмертного и др.).
Иногда дети дружат между собой, но общих интересных игр у них не получается. Причина кроется в разных игровых уровнях. Младший, играя со старшим, не подчиняется правилам, потому что не владеет ими. Для него главное — действие с игрушками. Старший, соблюдая правила, требует их выполнения и от младшего. Родители, не догадываясь, в чем причина несогласия детей, не могут помочь в налаживании игровых отношений.
Еще большие трудности испытывают родители, имеющие младших дошкольников, близких по возрасту (год-полтора и три- четыре). Оба не умеют играть: младший не имеет игровых навыков, старший не владеет умением вовлекать в игру. Младший хватает игрушки, носит их по комнате, разрушает игры брата (сестры), всё ломает и разбрасывает. Дети ссорятся. Выход из такого положения – самим играть с детьми.
Наиболее благополучно обстоит дело там, где вместе проживает три поколения: бабушка и дедушка, мама и папа, дети. Отсутствие педагогических навыков у молодых родителей успешно компенсируется жизненным опытом бабушек, обычно хорошо чувствующих потребности и возможности своих внуков. Бабушки чаще, чем матери, используют игровые приемы, помогающие им в повседневном уходе и воспитании, шутки, прибаутки. Они проявляют большую терпимость к шалостям и капризам детей, пользуются в основном методами убеждения, а не категоричного подчинения своим требованиям. Все это создает более демократичный, спокойный, как правило, эмоционально-положительный тон внутрисемейных отношений.
9liski.detkin-club.ru