Как правильно рассказать правила настольной игры
Каждому любителю настолок приходилось кого-нибудь обучать правилам новой игры, будь то несложные Колонизаторы, прекрасная Ticket to Ride или масштабная Eclipse. Не всегда презентация новой игры проходит идеально, и помочь объяснить правила новинку новичкам помогут советы с сайта Mechanics & Meeples в переводе читателя по имени Андрей:
Хотите научить кого-то правилам настольной игры? Вот вам мой совет, основанный на многолетнем опыте обучения различным играм. Конечно это не единственный способ обучения, но, по моему мнению, приведенные ниже советы будут очень полезны.
Будьте готовы учить
Для начала вы должны изучить игру. Это самое важное требование для того чтобы обучать других. Необходимо проштудировать правила, ознакомиться с компоненты игры, чтобы точно знать, как они должны использоваться. Я не заостряю внимание на каждой карте или элементах игрового поля, необходимо донести до игроков общий смысл правил игры.
Если вы какое-то время не играли в игру, лучше снова прочитайте правила. У меня есть несколько десятков игр, с которыми я очень хорошо знаком и могу с легкостью научить в них играть. В остальных случаях обычно я хотя бы пролистываю правила, перед чем положить игру в сумку и отправиться к друзьям.
Презентация игры
Прежде чем приступить к игре вы должны рассказать о ней, дать игрокам общее представление об игре и создать основу для дальнейшего обучения правилам.
Для начала расскажите, какого жанра эта игра и каковы ее цели. В большинстве евроигр нужно просто зарабатывать победные очки, но вы можете также рассказать о том, как это делается.
Пример: «Это игра про построение маршрутов. Цель игры — заработать победные очки, прокладывая длинные маршруты и выполняя задания, указанные в билетах» — TickettoRide
Пример: «Цель игры — заработать победные очки, контролируя самые большие города, дороги и поля вашими миплами» — Каркассон
Следует также описать, действия во время хода. Это поможет понять игровую механику. Не нужно вдаваться в детали, дайте игрокам общее представление о том, как проходит игра.
Пример: «Во время хода вы будете производить товары, затем торговать ими, чтобы собрать нужную комбинацию и что-нибудь построить». — Колонизаторы
Если игрокам следует узнать, что-нибудь об игровом поле, то сейчас самое время им об этом рассказать. Если нет, то можно переходить непосредственно к изучению правил.
Обучение игре
Теперь, когда вы представили игру, нужно объяснить ее правила. Я уверен, что лучше всего это делать непосредственно во время игры. Другими словами, если ход делается таким образом, что каждый игрок принимает в нем участие, то объясняйте, как разыгрывается раунд шаг за шагом, если же игра сфокусирована на действиях каждого отдельного игрока, объясняйте правила в его ход.
Иногда имеет смысл пропустить часть правил, чтобы вернуться к ним позднее. Это может быть полезно, когда раунд начался с ситуации, подходящей для более поздних стадий игры. Рассказывать о всяких вспомогательных фазах, отыгрываемых в начале или в конце хода также не имеет смысла для обучения правилам.
Пример: «Вы начитаете каждый раунд со строительных карт, но в начале игры у вас их нет, поэтому вернемся к ним позднее» — Tournay
Поскольку вы обучаете игре необходимо самому понимать, что в ней наиболее важно. Я стараюсь определить важнейшие моменты в правилах и сконцентрироваться на них.
Пример: «Затем вы выбираете две карты действия. Это самая важная часть игры, на которую вы потратите большую часть времени» — любая игра Мартина Уоллеса.
Я пришел к выводу, что использование нескольких способов обучения облегчает понимание.
Во-первых, наглядные примеры. Я показываю элементы игрового поля, на котором применяются различные правила. Объясняю, что значат те или иные части карт. Рассказываю о фишках и других элементах игры.
Если правила очень сложные покажите наглядно, как необходимо действовать. Если вам лень, покажите пример изображенный в брошюре с правилами, но лучше не ленитесь достать компоненты игры и объяснить.
Во-вторых, используйте аналогии. Если правила кажутся сложными, не интуитивными и скучными сравните их с чем-нибудь из реального мира. Это поможет игрокам лучше запомнить, особенно если аналогии будут интересными и неожиданными.
Пример: «Пассажир — толстый, ленивый американец, поэтому он все время ездит на поездах, вместо того, чтобы ходить пешком. Он готов сделает десяток пересадок и проехать через весь города лишь бы не идти пешком.
Пример: «Вы — государственный подрядчик и строите максимально неэффективно, поскольку оплата зависит от того, как много времени занимает ваша работа, а не от ее качества». — Метро
В-третьих, будьте интересным. Я прямо говорю, что быть интересным во время того как вы объясняете правила настольной игры очень сложно, особенно когда игрокам не терпится начать. Но старайтесь, все же, следить за тем, чтобы игроки не заскучали. Если это произошло, постарайтесь приукрасить свой рассказ или перейдите к более интересным частям правил.
Пример: Эй! Обратите внимание, вам необходимо это знать! – возможно, это не лучший пример.
В-четвертых, придавайте большое значение правилам, в которых легко ошибиться. Если какие-нибудь элементы правил вызвали у вас затруднения, при первом их изучении, необходимо уделить им особое внимание при обучении. Также обращайте внимание на ошибки игроков в предыдущих партиях и помогайте им избегать ошибки в будущем. Самый простой способ это предупредить игрока — «Осторожней, здесь вы можете ошибиться».
Пример: Вы знаете, что необходимо соединять одиночные трубы с одиночными, двойные с двойными, но убедитесь, что устанавливаете пустую стену напротив пустой стены. Очень легко ошибиться, установив трубу в глухую стену». — Galaxy Trucker
Иногда нужно обращать внимание на правила, которые игроки нарушают потому, что похожие моменты в других играх разыгрываются по-другому.
Пример: «В большинстве игр все проигравшие получают свои ставки назад, но не здесь. Если вы сделали ставку, она пропадает. — Taj-Mahal
В-пятых, обращайте внимание на правила, которые можно легко забыть. Это бывает актуально, когда какие-то элементы правил встречаются редко. В настоящее время большинство игр в конце брошюры с правилами содержат памятки. Если такая памятка есть, я всегда знакомлю с ней игроков, а после продолжаю обучение.
Я сталкивался с таким мнением: нужно ли вообще учить игроков специфическим особенностям игры и неочевидным нюансам. По моему мнению обучение в этом и состоит. Вы же не хотите, чтобы учитель знал лишь о том, как разыгрывается партия – я считаю это дурной тон.
Я допускаю два исключения из этого правила: когда учитель сам не играл в игру или когда это кооперативная игра, в которой все участники действуют сообща.
Завершение обучения
В конце обучения вы должны рассказать, как игра заканчивается, и как в ней победить. Сначала вы рассказывали общие условия победы, а теперь расскажите, что именно нужно для этого сделать. Расскажите о способах избежать ничьей. Обычно я пытаюсь рассказать о всех таких способах, это пригодиться.
Пример: «В случае ничьей, сначала победителя определяют по количеству ресурсов, затем по количеству монет, если все еще ничья победителем становится игрок, сделавший последний ход. Другими словами это тот, кто использовал свои ресурсы наиболее эффективно». — любая игра где нужно добывать ресурсы.
Я уверен, что в конце обучения следует также рассказать о стратегиях игры — если вы таковые знаете. Тут не нужно переусердствовать: позвольте людям самим исследовать игру. Тем не менее, расскажите им об основных путях к победе и подводных камнях, на которые можно наткнуться. Постарайтесь уложить свой рассказ в пару предложений.
Пример: «В основном вы получаете очки за города и поля. Но помните, чтобы получить очки за поля ваши фишки должны стоять на них всю игру, поэтому убирайте их только тогда когда это действительно необходимо». – Каркассон без дополнений.
Наконец, обучение это ответственность до конца игры. Во время партии нужно быть готовым помогать игроками, напоминать какие варианты хода у них есть, давать советы, если вы видите, что игрок делает что то не то, поскольку не понял правила. Но не мешайте, если игрок сам хочет разобраться.
Дополнение: Как научиться играть
Если есть уроки по обучению игре, то есть и уроки по ее изучению. Вот мои короткие советы ученикам:
1. Будьте внимательны, не отвлекайтесь.
2. Задавайте вопросы если вам что-то не понятно. Я не говорю о том, когда вы не понимаете, как элементы игры взаимодействуют друг с другом на данный момент. Если учитель объяснил, а вы не поняли, спросите его как можно скорее.
3. Не бегите вперед паровоза. Учитель из-за этого может сбиться с мысли и сделать ошибку. Имейте терпение, он обо всем расскажет. Возможно, именно ваш вопрос он собирался объяснить следующим. Не торопитесь.
4. Не делайте предположений. Постарайтесь придерживаться сведений об игре, которое дал вам учитель, а не которые вы прочитали на обратной стороне коробки с игрой. Если вы начнете играть, самостоятельно, основываясь на предположениях как должна работать игра, вы можете с легкостью ошибиться.
Вот такое мое руководство по обучению и изучению игры. Спасибо моему другу Брэду за то, что предложил написать на эту тему. Если у вас есть дополнения, основанные на своем опыте обучения, пожалуйста, пишите о них в комментариях.
Источник статьи http://boardgamer.ru/kak-predstavlyat-novichkam-novye-igry
Вконтакте
Google+
Видео по теме
Как правильно рассказать правила настольной игры
proigrogame.ru
Как писать правила для настольных игр? — Настольные игры: Nастольный Blog
На сайте Nudnik.ru (авторский блог Дмитрия Смирнова, одного из создателей Большого куша) появилась заметка, в которой автор рассматривает подходы к написанию правил настольных игр и даёт несколько неоднозначных рекомендаций.
Недавно понял, почему правила в «Большом куше» сосут. Нет, не потому, что они плохие.
Все дело в том, что правила любых (настольных) игр устроены противоположным образом, чем правила в реальном мире.
В «реальном мире» есть бесконечное число всевозможных действий. Некоторые из них запрещены «правилами». Не убий, не укради, не верь, не бойся, не проси.
В правилах описано то, что делать нельзя. Никто не будет в «правилах для реального мира» писать что-то типа «ну, вы можете носить зеленые носки».
Правила реального мира устроены по принципу «все, что не запрещено — разрешено».
Игры являются предельно маленькими и «метафоризированными» срезами реально мира.
Например, шахматы. Какой самый простой способ их описать?
«Забудьте все, что вы знаете о реальном мире. Например, про зеленые носки. Забыли? Замечательно. Теперь вспомним сражения и представим, что шахматы — это метафора сражения. Поле — это как бы поле, а фигуры — как бы рода войск.
Слоны ходят вот так-то…».
Мы описываем единственную вещь, которую может делать слон, подразумевая, что все остальное — запрещено. Мы не пишем в правилах шахмат «нет, слоны просто так называются, они не могут топтать пешек и трубить, это глупо!».
Таким образом, правила игр устроены по принципу «все, что не разрешено — запрещено». (Можно так же сказать, что «все, что не описано — не существует», так как любая игра — это узкий срез реального мира, а раз не существует — значит, запрещено).
Это выносит мозг «обычным людям».
Ну, например, в правилах написано: «Только во время вашего хода вы можете произвести одну попытку захвата. Для захвата возьмите одного вашего бойца с руки и укажите на любую собственность на игровом поле».
Что делает игрок? Правильно — берет одного бойца и пытается атаковать другого бойца. Причины две: во-первых, «а нигде не написано, что так делать нельзя!», во-вторых — в других играх так можно было делать, а люди очень любят «использовать накопленный опыт».
Компьютерным играм в этом плане на порядок проще, там действия запрещаются на уровне интерфейса, игрок либо попробует полный набор неправильных действий и сам поймет, что так делать нельзя, либо просто не будет иметь такой возможности (шутер с не разрушаемыми стенами не оставляет после себя вопросов «а можно ли разрушать стены?»).
Другой пример: в правилах написано, что (один) боец захватывает собственность, после чего начинает ее охранять. Самый популярный вопрос, как легко догадаться — «Собственность охраняет только один боец?». Все правильно, нигде же не написано, что один. Механизм, с помощью которого собственность может охранять много бойцов, тоже не описан.
Если не описано, то неужели нельзя? Нет, а вдруг просто забыли описать?
Так, что виноват, выяснили. Теперь — что делать.
1. «Оптимизировать» правила так, чтобы их понимали. Даже если они перестанут быть правилами и распухнут. Писать даже то, что делать нельзя, причем по результатам тестов.
«Для захвата возьмите одного вашего бойца с руки и укажите на любую собственность на игровом поле» при этом превращается в «Для захвата возьмите одного вашего бойца с руки и укажите на любую собственность на игровом поле. Можно указывать только на собственность, атаковать других бойцов нельзя. Бойцы захватывают собственность, а не сражаются друг с другом просто так. Так, а ты куда суешь своего бойца? Захватывать? Захватывать может только тот игрок, чей ход сейчас идет. Это написано предложением выше, но меня не ломает повторить это еще три раза. Нет, просто так снимать с твой охраняемой собственности бойцов для захвата нельзя, выше же написано „возьмите с руки“, а они в руке? Что, если сначала снимешь, что в руке? Нет, все равно нельзя».
Это не шутка, это все ответы на реальные вопросы.
2. Описывать примерную игровую партию. «Маша вытягивает „Завод“, у нее на руке такие-то карты, Маша сдается и снимает с себя лифчик..». Один из самых действенных способов, потому что в реальной жизни правила усваиваются и передаются именно так — «делай, как я».
3. Не делать настольные игры.
boardgamer.ru
International Federation of Health and Human Rights Organisations Настольная игра ‘Шагая в права человека’
Цель игры – изучить как можно больше основной информации о правах человека, чтобы быть в состоянии правильно ответить на карточки с вопросами, и продвинуть свою фишку как можно дальше вперед. Начинает самый высокий из игроков, и очередь переходит от игрока к игроку по часовой стрелке. Игрок может выбрать простую карточку (= 2 шага), или сложную (= 3 шага). Человек справа от игрока берет эту карточку и читает вопрос вслух. Игрок пытается ответить на вопрос. После этого, правильный ответ прочитывается вслух. Если игрок ответил правильно, то он может продвинуть свою фишку вправо (на 2 шага – за простую карточку, и на 3 – за сложную). Если ответ оказался неправильным, фишка продвигается налево на то же количество шагов. Новые использованные карточки кладите вниз стопки «Использованные карточки». ^ Игра заканчивается, когда истечет время, выделенное на игру. Побеждает игрок, который правильно ответил на большее количество вопросов и сделал больше всех шагов вправо.
|
skachate.ru
Инструкция к настольной игре — PlayGames
Комментарии пользователей Nikita Zaharov 12.08.2018 — 13:27низкий поклон людям, чьими усилиями был создан этот ролик
Vova Shubin 15.08.2018 — 02:41Если тебе попадается проклятие, то ты должен его сыграть?
Ivan Ivan 17.08.2018 — 01:46шикарное видео. качественное и красивое. но на столько же и не понятное. по всей видимости оно для тех кто уже знаком с игрой, но не знает каких-то нюансов. для меня, как для человека, который совсем не знаком с игрой, это видео абсолютно не дало понимания ни правил, ни понимания стоит ли покупать эту игру.
Сергей Семенов 19.08.2018 — 23:12сделай обзор на манчкин апокалипсис
Tatusik Makarunchik 20.08.2018 — 23:51Я ничего не поняла😢
Dasha MagIc Magic 22.08.2018 — 16:48Спасибо большое! Поняла как играть)
Guest 23.08.2018 — 21:09Вы огромные молодцы! Кстати, всех с НГ). Вот, подарили Манчкина, Ктулху. Можете и на него сделать обзор? Он отличается
ferz channel 25.08.2018 — 15:08Хотелось бы уточнить пару ньюансов: 1. Игрок может класть боком на стол сколько угодно шмоток? (игроки часто так делают, чтобы осовободить руку) 2. Одевать на себя шмотки, менять расу или класс можно в любой ход или только в свой?
lastbeer 28.08.2018 — 08:48У меня вопрос по проклятиям. Если при раздаче карт у меня проклятие, которое на меня не действует, что с ним делать? Держать в руке и не показывать? Выкладать на стол? Сбрасывать? А если выполнится условиие проклятия? Оно подействует? Если я его передам при фазе от Щедрот другому игроку — он его должен сразу применить на себя? Если при раздаче карт есть проклятие, которое на меня действует, что делать? Я вижу в видео были такие проклятия, но их не играли и не сбрасывали. Чет с этими проклятиями ничего не понятно ))
lastbeer 30.08.2018 — 05:43Спасибо. Еще такой вопрос: проклятие, которое попалось при раздаче, нужно сыграть на стол, чтобы иметь возможность его применить, или держать в руке? Я так понял, что можно держать в руке. И если я его передам на фазе от щедрот, то получивший сможет его применить уже в свою очередь. Более менее понятно )
ferz channel 02.09.2018 — 02:561. проклятие, которое досталось тебе при раздаче ты можешь применить в любой момент игры на любого игрока 2. проклятие, которое ты сам вытащил из двери действует на тебя сразу же (если нет защитных шмоток от проклятий) 3. проклятие, которое тебе досталось при чистке нычек ты берешь в руку и никому не показываешь, можешь применить его сразу же на кого нибудь или позже.
дмитрий штыков 30.08.2018 — 02:24ЛЮДИ ЛЕДЯНОЙ ВЗРЫВ ТОЖЕ УЧИТЫВАЕТСЯ И БРОНИК ТАК КАК ОНИ НЕ НА ТЕБЕ
Егор Горбунов 31.08.2018 — 20:57Науя такая сложная игра!
Vector game 02.09.2018 — 20:06Лол, это довольно простая игра. Ты видимо днд не видел, а о системе гурпс даже не слышал
Alex Poker 02.09.2018 — 22:52Почему минимум 3 игрока? Обычно сложно найти и второго. Третьим будешь. Почему по 4 карты из каждой колоды, когда в правилах к игре написано по 2 карты. У вас правила всегда так меняются? Определитесь уже по 2 или по 4.
BoardGames Video настольные игры 05.09.2018 — 16:46Это обновлённые правила, они изменились года 2 назад, для ускорения старта игры. Свежие версии правила можно посмотреть по ссылке из описания на сайте издания! Правила Манчкина меняются не часто и делает это конечно только сам SJgames )
Alex Poker 05.09.2018 — 05:00Сколько лет пытался понять правила игры, все-равно непонятно. Остается китайской грамотой. Но Кракасон еще хуже, весь мозг поимел. Бесит. А вот картинки в Манчкине прикольные, все игры есть которые на русском, в запечатанном состоянии, не открываю, коллекционирую. Редко когда играл в настольные игры по правилам, всегда придумывал свои, еще в советские времена, хотя таких игр как сейчас не было. Тогда просто надо было передвигать фишки, но иногда и там непонятно было. Да тот же Цирк (она же Коза ), есть пара мест где непонятно вверх или вниз. Кажется на картинке с гимнасткой, и с обезьяной, и еще где-то, а в правилах насколько помню не было точного описания где и куда. Или было, правила то я и не помню чтобы они там были. И Пожарники как мы только не играли, но только не по правилам. Настоящие правила я узнал лет через 20-25 ))
Кирилл Гаврилов 06.09.2018 — 05:2205:35 Вы сказали что должно быть на один больше, но там было равное количество.
BoardGames Video настольные игры 08.09.2018 — 04:59Это потому что Воин побеждает и при равном количестве. Об этом тоже сказано )
Евгений Сологуб 07.09.2018 — 14:55Ребят, у вас офигенный канал по настольным играм! Странно что так мало подписчиков.Наверное потому что настольные игры не так популярны, как обычные PC-игры. И зря.Ведь настолки заставляют думать и проявлять фантазию. Настольная игра — это как прочитанная книга, в которой ты не только переживаешь за героев, но и фантазируешь, как это выглядело бы в реальности. В отличие от обычных PC-игр, в которых не нужно проявление фантазии (об этом позаботились разработчики выдав вам уже готовую в своём собственном представлении картинку).А умеющих думать и фантазировать людей ооочень мало. Хорошо, если таких людей наберётся процентов 5%. Видимо поэтому настолки не так популярны, как PC-игры. Очень жаль.Ведь настолки — это самые умные игры! Это как пошаговые стратегии.
BadBoy 08.09.2018 — 20:17объяснили так,что понятно для звёздного манчкина! спасибо)
Dennis Den 11.09.2018 — 07:46дуду продал, это кощунство)
Von Dietmar 12.09.2018 — 21:13лучший обзор+правила
Solid Gold 15.09.2018 — 16:07Ребята, это лучшее объяснение правил, какое только есть на ютубе, спасибо, теперь будет покорять подземелья вместе с друзьями )))
артем 16.09.2018 — 20:42Сложна
auto-traide.ru
Инструкция к настольной игре – Telegraph
Инструкция к настольной игреСкрабл
=== Скачать файл ===
Стратегическая настольная игра игрока, 4 фишки на человека, кубик Эта игра также называется: Лудо — настольная стратегическая игра с элементом случайности для игроков. Лудо берет свое начало от старинной индийской игры Парчис Пачиси. Для каждого игрока на игровом поле имеется место старта — база в углу поля; выход из базы Первая крупная цветная ячейка ; место финиша — цветная дорожка. Фишки двигаются против часовой стрелки с выхода из базы и по общей дорожке должны дойти до своего дома — цветных ячеек. Это когда у одного из игроков появляется возможность при выпадении кубика поставить две свои фишки на одну ячейку — он может заблокировать проход и другие игроки не могут перепрыгнуть ячейку до тех пор пока одна их фишек оттуда не уйдет. Это очень динамичная и веселая игра. Правила игры на Википедии англ Ludo. Игра предназначена только для домашнего использования. Копирование и дублирование в интернете игрового поля — запрещено! Спасибо большое за идею! Помню отлично, эту шикарную игру! Которую тщетно искал, уже давным давно. С просьбой наладить её повторный выпуск, в нашей стране. Вот только всё без толку… Частенько в неё играл в детстве. Только вот игровое поле у моей игры, было гораааааздо больше больше игровых кружочков. И играли мы, в 2 кубика так интересней. Движение фишек идёт по часовой стрелке… в моей игре, это было обозначено соответствующими стрелками на игровом поле. Кстати, игровое поле, было картонным, а не бумажным как выпускали в последствии , что продлевало жизнь игре! Если кто знает — где такую можно купить? Примерно такого же плана игра — фишки, кубик, игровые кружочки. Со взлётами и падениями по ходу игры , сопровождаемые — стихотворными объяснениями этих действий например: Мне совсем не надо вниз! А теперь их нет! И никому до этого, нет никакого дела… Все теперь думают, только о деньгах… И это, ПЕЧАЛЬНО! Я купила набор игр 5в1,в магазине Рич Фемили, там в том числе игра Лудоу, а правил нет китайское производство, но сделано красочно, магнитная доска. You can use these tags: Настольные игры Интересуетесь настольными играми? Большая подборка игр для детей и взрослых. Правила игры Для каждого игрока на игровом поле имеется место старта — база в углу поля; выход из базы Первая крупная цветная ячейка ; место финиша — цветная дорожка. Перед началом игры все игроки расставляют свои фишки по углам игрового поля, в базы в соответствии с их цветом. Дальше игроки бросают по очереди кубик. Кто первый выбрасывает шестерку, начинает игру и выставляет свою фишку на старт. Только при выпадение шестерки можно выводить очередную фишку на общую дорожку. Также цифра 6 на кубике дает право на внеочередной ход. Игрок может выбирать, ходить ему дальше уже имеющимися фишками на поле или вывести в игру еще одну фишку. Движение фишек по игровой доске, идет по часовой стрелке. Фишки других игроков можно обгонять перепрыгивать через них. Если же ваша фишка попадает в одну ячейку с фишкой соперника, то фишка соперника, возвращается на исходную позицию — на базу и ждет там очередной шестерки, что бы опять выйти в игру. Для того, чтобы ваша фишка попала домой на цветную дорожку , необходимо выбросить нужную цифру на кубике, равную оставшемуся числу шагов до свободной ячейки в домике. Побеждает тот, кто первым приведет все свои фишки домой. Настольные игры , Стратегические Теги: По жанрам Детские игры , стратегические , логические ,на эрудицию, игры на реакцию , на память , карточные , детективные, экономические, традиционные , Игры с кубиком ходилки , военные, прочие. По количеству игроков Для одного игрока: Головоломки , пасьянсы, для двух игроков , Семейные , для большой компании. Лудо Людо Стратегическая настольная игра игрока, 4 фишки на человека, кубик Эта игра также называется: Карточная игра для большой компании. Веселые осьминожки Детские карточные игры.
Где ввести инн в госуслугах
Стиль сюрреализм в интерьере
Чек лист для официантов ресторана образец
Приказо награждении учащихсяпо итогам года
Вязание восьмерки спицами
Never married a railroad man перевод
Схема реглана для малышей
Номер телефона 499 какой регион
Как правильно выбрать триммер бензиновый для травы
telegra.ph
Инструкция по изготовлению мага из дерева — обзор настольной игры «Артифициум» | Frogged Dice
В идеале этот обзор должен был появиться 2 года назад, в 2014 году, т.к. как раз тогда, когда настольная игра Артифициум был выпущен издательством Стиль Жизни. Я прекрасно помню это событие, так как осенью того года Артифициум и другую российскую игру,Коста Руана, повезли показывать на выставку в Эссен. Ребята, которые стояли на стенде издательства, были одеты в интересные средневековые наряды, что придавало рекламе игры особенный колорит. Но игра дошла до меня только пару месяцев назад. Понятно, что многие уже успели ознакомиться с игрой. Ну а те, кто пока еще не знаком Артифициумом, могут прочитать мой обзор.
Если бы я не знал, что Артифициум — это настольная игра, то я бы подумал, что это боксовая версия какой-то компьютерной MMORPG. В большой коробке запросто могли бы уместиться диск, руководство по прохождению, плакат, магнитик и фигурка одного из героев. На коробке с окошка на нас глядят маг и рыцарь, за которых мы можем играть, а внизу кружочками обозначены расы и классы, которые доступны для выбора игрока — дерево, еда, кристалл, сталь… Шучу я, конечно, шучу. Но оформлению коробки и правда настраивает на что-то связанное с компьютерными играми. Это ведь мог быть… Warcraft!=)
То, что я увидел внутри коробки, повергло меня в шок. В хорошем смысле этого слова. Такого превосходного качества в играх российских авторов я давненько не видел.
Карты со структурой «лен», раскладывающееся поле для подсчета очков толстое и надежное, планшеты игроков большие и сделаны опять же из плотного картона, фишки игроков деревянные и разноцветные (на каждую нужно наклеить специальную наклейку), на самом дне коробки лежит зиплок с симпатичными желтыми кристалликами.
И в в самом финале по хорошему шокирующих компонентов выступает отличный удобный органайзер. Он плотный, надежный и имеет отсеки под абсолютно все компоненты. Ребята из Стиля Жизни явно готовили игру для европейского настольщика, поэтому и качество соответствующее. На 5+.
За странным и непонятным словом Артифициум скрывается игра, в которой игрокам-ремесленникам придется строить цепочки производств, стремясь сделать их как можно более длинными. Начинают игру игроки всего с пятью монетами с кармане, но со временем они получают доступ к дереву и пшенице, которые с помощью карточек, представляющие собой производственные здания, можно будет трансформировать в другие ресурсы — уголь, еду, кристаллы и т.д. Вся структура обменов указана на планшете игрока, которая выполняет 2 функции — на нем можно и нужно хранить ресурсы, а также на нем нарисована схема, рассказывающая о всех возможных цепочках, которые можно собрать.
Структура хода очень простая, поэтому и правила состоят всего из 4 страничек. Игра состоит из 4-х раундов, каждый из которых делится на 4 фазы.
1 фаза. Начало раунда.
Все игроки получают по 5 случайных карт из колоды (или добирают до пяти, если остались карты с предыдущего раунда).
2 фаза. Рынок карт.
С колоды выкладывается в открытую на стол 6 карт, которые формируют рынок. Все игроки по очереди могут заменить одну карту с руки на одну карту с рынка. Первый обмен бесплатный, а каждый следующий будет стоить игроку 2 монеты. Если игроку совсем не нравятся карты, которые ему пришли в первую фазу, он может сбросить все карты и набрать новые.
3 фаза. Розыгрыш карт.
Игроки выбирают по одной карте с руки, выкладывают их на стол и одновременно вскрывают. Начиная с активного игрока, игроки разыгрывают сначала карты действий (если такие были вскрыты), потом карты зданий. Можно вскрыть карту и не играть ее, отправив в сброс (при этом игрок продолжает участвовать в розыгрыше фазы), или вернуть ее в руку (на этом фаза для игрока заканчивается).
Действий в игре 4 вида — украсть ресурс, забрать у игрока случайную карту с руки (взамен он берет новую карту с колоды), вернуть назад в руку сыгранную ранее карту, получить из банка 2 монеты за каждую сыгранную ранее в этой фазе карту.
Карты зданий либо что-то производят, либо что-то преобразуют. Произвести можно дерево и пшеницу — это стартовые ресурсы, которые можно преобразовывать по цепочке — дерево-уголь-оружие, или дерево-еда-кристалл, или пшеница-квас-руда и т.д. На карточках нет текста, но что на что меняется понятно по картинкам на карте.
За каждую сыгранную карту тут же начисляются победные очки, которые отмечаются на специальном поле.
Игроки повторяют розыгрыш карт, пока все не спасуют.
4 фаза. Окончание раунда.
Все разыгранные перед игроками карты уходят в сброс. Игроки могут сбросить оставшиеся ненужные карты в любом количестве. Также лишние ресурсы можно продать за монетки, чтобы потом их можно было применить при обмене карт.
После 4-го раунда игроки продают свои ресурсы и переводят их в победные очки в пропорции 4:1 (монеты:очки). Игрок, набравший больше всех победных очков, побеждает в игре.
Настольная игра Артифициум представляет собой механизм по обмену шила на мыло. Причем обмена в худшую сторону в игре нету. Что бы вы ни меняли, все приносит пользу, и это замечательно, так как все игроки любят, когда их действия имеет только знак плюс.
Идея игры мне понравилась еще на стадии изучения правил. Наверное, раньше у меня не было такой игры в коллекции, в которой нужно было бы менять простой ресурс по цепочке, превращая его во что-то гораздо более ценное. Те, кто играл в Splendor, говорят, что у этой игры схожая механика. Не могу ничего сказать по этому поводу, т.к. не играл в Splendor. Но в любом случае идея цепочки обменов мне симпатична. Главное, чтобы карточки в руку всегда приходили нужные.
Мне же больше всего Артифициум напомнил Imperial Settlers. В игре Игнация Тшевичека игроки тоже с помощью карточек увеличивают прирост ресурсов, которые тратятся на победные очки и приобретение новых карточек (человечки на яблоки, яблоки на дерево, дерево на карточку, повторить). Единственный существенный момент, чем отличаются игры — в Сеттлерах в конце раунда уходят в сброс ресурсы, а здания остаются, в Артифициуме же все наоборот — ресурсы остаются, здания сбрасываются. Артифициум не представляет собой долгоиграющий механизм по приросту ресурсов, т.к. в каждом раунде вам придется собирать такой механизм заново. Поэтому в этом плане игра Тимофея Шаргородского более случайна, а игра Игнация Тшевичека более механистична и зависима от выбранной стратегии. Вообще сами эти игры по тяжеловесности очень разные. Артифициум прост и логичен. Просто гляньте на планшет игрока, и вы увидите все возможные комбинации, какие только могут случиться в игре. Никаких неожиданностей в цепочках быть не может.
Безусловно, игроку выгодно не собирать самые простые ресурсы, типа дерева или пшеницы, гораздо выгоднее поднимать имеющиеся ресурсы выше по цепочке. Чем круче ресурс вы преобразовали, тем выгоднее он будет стоить на рынке, а следовательно, тем больше очков можно будет получить в конце игры. Очень здорово, что в игре есть рынок, на котором можно обменять невыгодные карточки на более полезные. Но я бы все-таки не сказал, что это панацея от всех бед. На рынок приходят такие же случайные карты, какие и оказываются в руке. Если вам позарез нужен квас, а карты, которая поможет это сделать, у вас и на рынке нету, то единственное, что можно сделать в этой ситуации, это купить квас за деньги. Понятно, что покупать ресурсы дороже, чем продавать, поэтому игрок немножко теряет в деньгах, но зато он приобретает ресурс, который послужит отправной точкой в выгодной цепочке. Мне симпатична эта дилемма в игре — ждать прихода нужной карты и не тратить лишних денег, или потратить деньги и купить сразу нужный ресурс. Возможно, кого-то этот момент может оттолкнуть — зачем вся эта затея с производством, если все можно купить за деньги? Но покупка напрямую — это все-таки потеря монет. В своей тактике нужно стараться находить баланс между производством ресурса и покупке его напрямую. Поверьте, денег всегда будет мало!
Ах да, по поводу денег! И деньги, и ресурсы представлены одним компонентом — кристалликами. Если кристалл лежит на планшете игрока в ячейке — это ресурс. Если рядом с планшетом — это деньги. Я обожаю такой минимализм!
Наверное, вы уже тоже, как и я перед первой партией, готовы с радостью приступить с созданию мощных цепочек, но… на самом деле добраться до самого верха цепочки довольно сложно и хорошо, если за игру у вас это получится сделать хотя бы 1 раз. Верхом производства считается преобразование ресурсов в мага или рыцаря. Маг, конечно, бесподобен и колоритен. Он дает 8 очков, после чего игрок набирает 5 карт в руку, но 3 должен вернуть назад. Маг выгодно увеличивает возможности игрока в текущем раунде (больше карт в руке — больше сыгранных действий). Рыцарь тоже дает 8 очков, но его способность не так хороша, как мага — маркер любого игрока на треке очков можно передвинуть на 4 клетки назад. При этом собираются маг и рыцарь одинаково трудно. Во-первых, для этого нужно получить определенную карточку, которая может это сделать (за ресурсы или монеты ее не купишь). Маг и рыцарь требуют траты довольно дорогих ресурсов. Поэтому за первый раунд вряд ли у вас получится это сделать. Иногда бывает, что вы собрали все нужные ресурсы, а башни мага (для получения мага) или замка (для получения рыцаря) нигде нету. Остается надеяться на следующий раунд, в котором можно будет получить нужную карту, если повезет. В Артифициуме довольно высокий процент случайности, поэтому людям, которые привыкли к сухим расчетам, эта игра может не понравиться, потому что вашу стратегию может разрушить отсутствующая карточка.
Но не только отсутствие карточки может испортить удовольствие. Давайте посмотрим на карты действий. Карта, дающая монетки за сыгранные карты или гарантирующая возможность вернуть сыгранную карту в руку — это все классные безобидные действия. А вот «Разведка» или «Кража» могут запросто расстроить. Вся игра в Артифициуме построена на собирательстве цепочек. Т.е. в идеале вы должны выкладывать на стол всю руку за раунд. Часто так случается, что все карты в цепочке зависимы друг от друга. Например, получаем первой картой пшеницу, переводим ее в еду, еду трансформируем в кристалл и т.д. И представьте себе, что на этапе перевода еды в кристалл, еду у вас воруют с помощью карты действия «Кража». Все, дальше ваша цепочка не будет работать, если у вас нет запасной еды. Я попадался на эту удочку не раз. Это, конечно, неприятно, но такова игра. Нужно принимать ее такой, какая она есть. Нужно понимать, что такие неожиданности могут случиться в любой момент, но следующий раз уже вы можете у кого-то украсть карту с руки или ресурс с планшета. Если вам такие повороты не по нраву, то это не ваша игра.
В Артифициум можно играть от 2 до 6 игроков. Вшестером не играл, а все остальные варианты попробовал. Не могу сказать, что при каком-то количестве игроков игра проседает и становится хуже. Сам я вообще считаю, что если в настолку можно играть от 2 и до, скажем, 4, то идеальные варианты — это 3-4 человека. Здесь примерно такая же ситуация. Артифициум хорошо раскрылся при четверых и пятерых игроках. Втроем тоже вполне хорошо игралось. Вдвоем мне показалась игра немного суховатой. При том, что все-таки Артифициум не сильно далеко ушел от песочницы, в нем есть несколько карт действий, которые выгодны при игре с бОльшим количеством игроков. Также если игроков за столом больше, то рынок карт обновляется лучше. Я бы все-таки советовал подумать вам перед покупкой, если вы берете игру, рассчитывая только на двух игроков. Она будет вполне нормально играться, но с бОльшим составом игроков настолка раскрывается лучше.
В одной из партий я ощутил, что еще в Артифицуме есть нечто общее в Замками Бургундии. В Замках с каждым новым раундом все туже затягивается пояс и вы пытаетесь любыми способами собрать все нужные тайлики, которые принесут максимум очков. Последний раунд в Замках самый волнительный. В Артифициуме вы тоже с каждым новым раундом пытаетесь собрать все нужные ресурсы и карточки, чтобы разыграть мага или рыцаря. Но все же последний раунд назвать волнительным у меня не получается. Все потому, что получив карточки на руки, вы точно можете сказать, соберете вы что-то эпическое или нет. И если нет, то можно плюнуть на все и спокойно выкладывать бесполезную пшеницу, которая пришла не в первом раунде, а в четвертом. Хотя, конечно, ситуация может быть и совсем иной — у вас будет все, чтобы произвести мага, который вам принесет 2 лишние карты, с помощью которых вы сможете сделать что-то еще более интересное. На все воля судьбы.
В общем, в этой нужно быть готовым к тому, что от пришедших в руку карточек зависит то, что вы сможете сделать. Идеально, если эти карточки собираются в сильную цепочку, ибо в противном случае придется тратить монеты на ресурсы, а это немного бьет по кошельку. Скажем так, за неприход нужных карт придется платить из собственного кармана.
В целом же игра проста и логична. И в этом ее плюс. Все другие игры, которые я упоминал в обзоре, более сложные и требуют затраты большего количества времени. Артифициум — простая игра, которая хорошо подойдет новичкам или людям, которые любят несложные экономические карточные игры. За 5 партий я, кажется, полностью понял суть игры, и она, наверное, меня уже ничем не сможет удивить. Поэтому вряд ли я сам предложу сыграть в Артифициум, но если мне предложат это сделать, то я с удовольствием присоединюсь.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
boardgameby.wordpress.com
Инструкция по управлению тачкой — обзор настольной игры «Стамбул» | Frogged Dice
Город Стамбул у многих (и у меня в том числе) в первую очередь ассоциируется с шумным базаром. Настольных игр на эту тему было создано немало, но все они проходили мимо меня, ибо я не большой любитель разгуливать по восточным базарам. Но все-таки одна игра не смогла проскочить мимо моей коллекции игр, т.к. издало игру издательство Hobby World, чьи настолки достаточно часто появляются на моем игровом столе. Называется эта игра очень просто — Стамбул. В 2014 она завоевала титул игры года в Германии, и скорее всего именно поэтому Стамбул решили выпустить на русском языке.
Хоть эта игра и посвящена вроде как турецкому базару, но для меня это симулятор гонок по базару на тачках. И я не шучу! Что и постараюсь доказать в обзоре, который вы сейчас читаете.
Стамбул поставляется в достаточно большой коробке, в которой вы найдете большие планшеты города, планшеты игроков, выполненные в виде телег, маленькие карточки бонусов, жетона спроса и мечетей, памятки, красивые красные рубины, шестигранные кубики, а также много деревянных простых кубиков и фишек.
Когда игра только появилась в продаже после сбора денег на краудфандинговой площадке, было много нехороших отзывов о качестве игры. Смею вас уверить, что теперь с комплектацией игры все в полном порядке. Я пытался найти что-нибудь, к чему-нибудь можно предъявить претензию, но так и не нашел. Все хорошо выдавилось, краска не облазит, рубины сверкают, в общем, все отлично.
Хочу вас только предупредить по наклейкам, т.к. мне самому по невнимательности пришлось переклеивать их. С наклейками-кружочками для управляющего и контрабандиста все понятно сразу — их фишки выделяются и цветом и размером. А вот с наклейками на фишки купцов я накосячил, т.к. мне показалось, что все фишки одинакового размера, и я налепил наклейки на первые попавшиеся под руку фишки. А оказалось, что фишки купцов чуть толще фишек помощников. Пришлось аккуратно устранять свою ошибку. Просто будьте внимательными. Не будьте, как я=)
В этой игре мы купцы, у которых есть телега и 4 помощника, с которыми мы носимся по базару, продаем товары, посещаем забегаловки и мечети. Самое главное в игре — получать драгоценные рубины, которые можно купить за деньги, обменять на товары или заслужить своим усердием. Задача игроков — быстрее всех собрать нужное количество рубинов (5 при 3-5 игроках, 6 при 2 игроках).
В Стамбуле довольно долгая подготовка к игре (учитывая, что это легкое семейное евро). Нужно подготовить игровое поле, состоящее из тайлов города, рассортировать тайлы мечетей, расположить на ячейках тайлы телег, жетоны спроса и т.д. и т.п. В итоге перед началом игры перед вами будет лежать игровое поле, состоящее из тайлов, размером 4х4. Каждый игрок получает планшет телеги и 4 маркера, которые кладутся на нулевые отметки товаров. Бегать по базару вы начнете без товаров, но с парой-тройкой монет и одной картой бонуса. Да и телега у вас будет так себе — вмещает она только по 2 штуки каждого вида товаров. Все когда-то начинали свой бизнес с малого.
У каждого игрока есть фишка купца и 4 фишки помощников. Они все складываются в одну стопочку, потому что работают в одной команде. Все купцы с помощниками начинают игру с тайла «Фонтан», а уже с фонтана можно будет бегать по любым другим местам города.
Ход игрока состоит из 4-х фаз, 2 из которых вы будете делать практически всегда, а другие 2 только иногда.
1 фаза — движение. Стопку фишек купца с помощниками можно передвинуть на 1 или 2 тайла города в любом направлении, кроме диагонали. Далее вы должны либо оставить фишку помощника на тайле, на котором закончили движение (при условии, что на тайле ваших помощников не было), либо забрать под низ стопки фишку помощника, если она уже была на тайле, на котором вы остановились. Либо оставляем, либо забираем — все просто. Если ни оставить, ни забрать помощника мы не можем, то ход автоматически заканчивается.
2 фаза — встреча с купцами. Если на тайле, на котором остановился ваш купец, есть купцы других игроков, то вы должны заплатить им по 2 монеты каждому. Если заплатить не можете, то ваш ход заканчивается.
3 фаза — действие. Вы можете выполнить действие тайла, на котором остановились. Тайлов всего 16 штук, у каждого свое уникальное действие.
4 фаза — встреча с другими фишками. На тайле могут оказаться другие фишки, кроме купцов. Например, родственник другого купца, управляющий или контрабандист. Родственника можно отправить в полицейский участок и получить за это либо 3 монеты либо 1 карту бонуса. Управляющему и контрабандисту можно заплатить 2 монеты и получить один любой товар или 1 карту бонуса.
Практически в любой момент игры можно сыграть сколько угодно карт бонусов, которые у вас есть. Эти карты дают много разных полезных штук: 1 товар на ваш выбор, увеличение передвижения на один ход, выполнение 2-х подряд действий одного тайла города, 5 монет и т.д.
Главный прикол игры — грамотное передвижение по тайлам и выполнение действий тайлов. У тележного мастера за 7 монет можно сделать апгрейд тележки, увеличив ее вместимость на 1 товар каждого вида. На складе фруктов, специй и тканей можно пополнить запас товаров. Почтамт поделится товарами и горсткой монет. В караван-сарае можно пополнить руку бонусами. Фонтан позволяет собрать всех помощников в одном месте. На черном рынке можно получить 1 из трех товаров на выбор и с помощью кубиков определить, можно ли разжиться редкими синими товарами. В чайхане можно бросить кубики и угадать результат, получив за это ценные монетки. На малом или большом рынке можно продать товары по выгодному или не очень выгодному курсу. Посетив полицейский участок, можно освободить фишку своего родственника и поместить ее на любой тайл города, выполнив его действие. Во дворце султана можно получить рубин, заплатив его стоимость товарами (каждый другой рубин будет стоить дороже). 2 мечети поощряют игрока специальными жетонами с особыми способностями. Торговец самоцветами может продать за монеты рубины, но каждый новый рубин будет стоить больше денег.
Игра завершается тогда, когда один из игроков наберет 5 рубинов (или 6, если играть вдвоем) и ход дойдет до игрока с жетоном первого игрока. Побеждает игрок, набравший больше всего рубинов. В случае ничьей проверяется количество монет, товаров и карт бонусов.
Иногда бывает, что когда прочитаешь правила настольной игры, то ты скорее хочешь уже разложить игру, потому что правила показались прямо огненными. У меня так было когда-то с 7 Wonders. Со Стамбулом ситуация была прямо противоположная. Когда я закончить читать правила, то боялся приступать к игре, т.к. то, что я прочитал, ну никак меня не зажгло. Даже как-то стало тревожно, стоило ли мне связываться с игрой, потому что мне ж на нее потом еще обзор писать…
В первую очередь меня пугало то, что в игре много тайлов мест, которые можно посетить. Каждое место уникальное, и нужно прежде, чем ходить, все детально взвесить. Механика передвижения мне показалась какой-то мутной. В других играх я такое пока не встречал, поэтому не знал, чего можно ожидать от стопки фишек. К счастью, мне мои опасения были напрасны. И движение, и свойства тайлов отлично себя показали. Мне было интересно принимать решения.
Первая партия у вас в любом случае будет обучающей. Сперва важно понять принцип игры, связанный с перемещением фишек. У нас в свой ход очень долго забывали брать или оставлять фишку. Переместились и все, стали, а потом вспоминай, забыл ты оставить фишку или нет. Само передвижение мне показалось похожим на пружинку, которая растягивается до какого-то момента, а потом назад стягивается. Оставляя фишку на тайлах, вы растягиваете пружину, но помните, что рано или поздно придется возвращаться назад. И это очень клевая штука! Очень часто получается, что фишек помощников не хватает в самый ответственный период, когда нужно продвинуться дальше, а нечем.
Игроку важно продумать дорожки, по которым он будет ходить. Попасть за пару ходов везде, где хочется, не получится. Вообще логика в игре довольно простая — сначала нужно быстрее прокачать телегу до максимума (купить 3 расширения). Потом активно наполнять телегу товарами, продавать их на рынке и тратить товары и монеты на рубины. Все остальные тайлы города только дополняют эту общую игровую стратегию (набрать немного денег, вернуть назад фишки, чуть-чуть заполнить товарами телегу и т.д.).
Все было бы очень легко и просто, если бы в игре не было взаимодействия. К сожалению, встреча на тайле с другими купцами сулит тратой денег. Вам очень хотелось нагрузить телегу специями, но на склад со специями неожиданно приперся другой игрок, которому придется заплатить 2 монеты. А дарить другим монетки очень не хочется, поэтому может лучше попробовать сходить на другой какой-нибудь тайл.
Сперва действительно вас может сбить с толку большое количество разных тайлов. Дело в том, что раскладывать их можно как угодно (в правилах есть 3 подготовленные раскладки, но можно и выкладывать тайлы как вам захочется), поэтому в каждой игре вы можете прокладывать разные выгодные пути. В первой партии не совсем понятно, куда лучше идти и в чем разница между, например, почтой и чайханой. Все кажется одинаково интересным и полезным. Но эта путаница будет только в первой партии. Ко во второй партии я уже четко понимал, что нужно делать в этой игре, и проблем с выбором тайлов у меня не было.
Для меня признак хорошей заключается в том, что сразу после первой игры я начинаю думать — а что же интересного есть в допах? Если игра не задевает, то и про допы как-то не думается. В ситуации со Стамбулом я уже четко знал, что игра мне нравится и мне уже было интересно, чем еще она может меня удивить. К игре вышло 2 дополнения, но на русском языке они не выпускались. Говорят, что шансы на локализацию допов маленькие, что печально.
Стамбул мне показался простой, но хитрой семейной игрой. Это не такой еврогейм, в котором много всего и все сложно. здесь знай себе двигай фишки да выполняй действия. С такими правилами любой новичок легко справится. А хитрость заключается в том, что игра не поощряет «пустых» движений. Любой ваш ход очень важен. Он должен быть частью вашей великой победы, стратегия которой должна быть заложена с самого начала игры. Если вы пару раз сделаете ходы, которые вам ничего полезного не принесут, то скорее всего вы проиграете. В первой партии в Стамбул я с другими игроками делал много глупостей, потому что мы пытались понять, как работает игра. Мы играли довольно долго, т.к. рубины не сразу собирались. Во всех остальных партиях мы уже знали, что нужно делать, чтобы рубины собирались быстрее, поэтому практически не делали глупых ходов. Помимо самих «вкусных» действий тайлов можно соблазниться на встречу с фишками контрабандиста, управляющего или родственника. Они могут принести дополнительную пользу он посещения тайла.
Стамбул не сильно старается загрузить игрока. У игры нет взаимозаменяемых элементов, которые приводят к большой реиграбельности. Тайлов города 16 штук, и все они всегда принимают участие в игре. Карты бонусов можно тоже все перебрать за одну игру. Жетоны мечетей всегда одни и те же. Если хочется попытаться освежить игру, то максимум, что вы можете сделать, это переложить тайлы города местами. Предложенные в правилах варианты раскладок тайлов города тоже достаточно интересные. Один простой и повичковый (там проще набирать товары и продавать их на рынке), второй примерно такой же — одинаковые по сути тайлы стоят рядом друг с другом, а третий вариант наоборот расставляет похожие тайлы по углам поля. Третий мне понравился больше всего.
Что у нас по количеству игроков? Играть в Стамбул могут от 2 до 5 игроков. Мною были опробованы варианты на 3-5 игроков. Больше всего мне понравилось играть впятером. Это был настоящий кайф, так как игрокам было довольно тесно на игровом поле. Практически куда ни плюнь — везде есть чужие купцы. А мне очень нравится кризисность, поэтому мне было в радость играть максимальным составом. А вот партия на троих понравилась меньше всего, потому что на поле было свободно. Может быть нужно еще раз попробовать сыграть втроем, но после одной попытки игра показалась мне пресной в таком варианте. Кто что хотел, тот и делал. В связи с этим у меня были опасения по дуэльному варианту. К сожалению, я его пока не успел попробовать, хотя надеялся сделать это до обзора (картошка на приусадебном участке украла у меня время=)). Если играть вдвоем, то все остальные фишки купцов становятся болванчиками, которые расставляются на поле случайным образом. Если попасть на клетку с таким купцом, то игрок платит в банк 2 монеты, а бота-купца переставляет на другой тайл, определив его номер броском кубика. Возможно, этот вариант даже лучше, чем режим на троих. Но пока мой выбор все-таки играть как можно более максимальным составом (4-5 игроков).
В Стамбуле мне понравилась довольно низкая роль удачи, хотя это, наверное, и странно, так как я люблю умеренный рандом. В этой игре нельзя винить во всем случайность, т.к. она заключается разве что только в приходе карт бонусов и очередности хода игроков. По поводу карт все понятно, а с очередностью фишка заключается в том, что первому проще добежать туда, куда хочешь. Но и стартовых монет у него зато меньше, поэтому вроде как баланс в игре соблюдается. Ах да, забыл, что на некоторых тайлах нужно бросать кубик, и ты можешь или получить много-много монет, или только две монетки. В остальном же все просчитывается. Мне кажется, что таким и должно быть настоящее хорошее евро.
Наличие нескольких путей победы — еще один плюс игры. Вы вольны сами выбирать, из какой локации вам выгоднее брать рубины. Я обычно беру сразу рубин за прокачку телеги, потом собираю рубины с мечетей, а в конце гоняюсь за двумя оставшимися красными камнями у султана и торговца самоцветами. Но можно и сосредоточится только султане или самоцветах — все в ваших руках. Например, если у вас денег куры не клюют, то можно смело идти к торговцу самоцветами.
Арт в игре приятный, мне он сразу понравился. Много ярких цветов, от иллюстраций идет позитивная энергия, фишки приятно держать в руках. Мне очень понравилось, как сделаны планшеты телег. У них есть отверстия, в которые вставляются расширения. Смотрится это довольно интересно. Рубины тоже клевые, но такие камешки мы уже могли видеть во многих других играх (например, в Ascension). На мой взгляд, игру оформили хорошо, художник молодец.
Но хватит о плюсах, давайте и подумаем о минусах, которые тоже есть в Стамбуле.
Стамбул практически не дает возможности догнать лидера. Если игроки позволили другому игроку вырваться вперед на 2-3 рубина, то догнать его будет нереально. В сети можно найти обсуждение стратегии, кому первому удалось прокачать телегу, тот и выиграл. В принципе, это имеет место быть, но только в том случае, когда другие игроки спят в шапку. Действительно, если ты первый прокачал телегу, то у тебя не будет проблем с товарами и деньгами, т.е. проще будет ходить к султану и торговцу самоцветами. У меня были такие партии, когда одному игроку удавалось сразу после прокачки телеги взять еще 2 рубина, в то время как у других игроков был всего 1 рубин. Каким образом можно затормозить лидера? На мой взгляд, никаким.
Несмотря на то, что Стамбул мне очень понравился, я в него стараюсь не играть часто, т.к. реиграбельность у него не шибко большая. Мне, как опытному настольщику, не хватает инструментов для привлечения разнообразия в игре. Да, можно по-другому собрать тайлы города, можно воспользоваться дополнительным правилом с белой фишкой в стопке купца, которые предлагают правила для опытных игроков, но если играть часто, то игра быстро надоест, как мне кажется. И если у вас нет дополнений, то это будет немного грустно. Дополнений правда очень хочется. Даже подумываю, а не взять ли мне оригинальные допы (пускай там даже карты бонусов отличаются по оттенку на рубашках). Режим на пятерых игроков мне пока еще дает тот самый свежий воздух, т.к. в нем много разных случайных встреч с чужими фишками. А вот режим на 2-3 игрока, боюсь, приведет к однообразию партий.
Стамбул — простой семейный еврогейм, но с глубоким и умным игровым процессом. Мне он понравился в первую очередь за интересную механику перемещения фишек. Грамотная расстановка своих помощников — уверенный шаг к победе. Возможно, кому-то игра покажется очень простой, но если вы любите евроигры с простыми правилами и недлинными партиями, хорошим артом и приятными компонентами, то я смело рекомендую вам Стамбул. Сам я в эту игру буду играть не очень часто, но с большим удовольствием.
Страница настольной игры Стамбул на сайте издательства Hobby World
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
boardgameby.wordpress.com