Учим цифры для детей 5-6 лет. Упражнения на закрепление счёта до 5 — Развитие детей дошкольного возраста
Математика для детей. С чего начать изучение цифр
С двух лет мышление детей развивается стремительными темпами. Самое время знакомить ребёнка с простыми математическими понятиями и счетом. Малыши уже знают много геометрических фигур, имеют представление о форме и величине. Подружиться с числами и цифрами помогут развивающие игры и упражнения.
Если заниматься регулярно, то к трём годам удастся развить первые математические навыки:
- малыш научится последовательному счёту от одного до пяти;
- поймёт отличие понятий «один» и «много»;
- усвоит, что означают слова «больше, меньше, поровну», привыкнет сравнивать группы предметов;
- запомнит графическое изображение пяти первых цифр, сумеет распознать их на карточках и сопоставить с количеством;
- узнает знаки «+» и «―», научится выполнять простые примеры на сложение и вычитание.
Поначалу кроха учится считать предметы, указывая на них или дотрагиваясь пальчиком. Так легче приобщиться к наглядно-образному мышлению. Чтобы сделать счёт привычным занятием, просите малыша вам помочь. Пусть принесёт определённое число ложек, яблок, носочков.
Непременное условие успеха ― хорошее настроение ребёнка и мамы, похвала за старания крохи. Заметив признаки усталости, возьмите паузу: пусть кроха попрыгает, побегает, передохнёт. Четверти часа в день вполне достаточно для непринуждённых занятий.
С какого возраста можно начинать учить детей счету?
Наталья Мельничук, руководитель, педагог-психолог развивающих программ детского центра «Звездочка» (Симферополь):
— Мы учим счету детей с двух лет. Счет изучаем, играя в различные игры, с помощью счетного материала. Счетным материалом может выступать что угодно: капсулы от киндер-сюрпризов, различные деревянные или пластиковые фигурки, мячики. Очень хорошо работают подвижные музыкальные игры, направленные на собирание нужного количества предметов.
На самом деле, запомнить цифры способен и годовалый карапуз. Достаточно регулярно в течение дня показывать ему визуальное обозначение цифры и произносить её название вслух. Когда малыш начнёт говорить, он сможет воспроизвести слова, услышанные в колыбели, и ассоциировать их с изображением конкретного знака.
В возрасте 3-5 лет основной формой деятельности становится игра. Она и помогает малышу выучить цифры, и посчитать, узнать число и определить количество предметов.
Как научить ребёнка цифрам?
Чем раньше начнётся процесс обучения (особенно в домашней атмосфере) — тем легче будет достигнут положительный результат. Главное, чтобы это было интересно, занимательно и ненавязчиво. Заучить несложно, так как запоминание номера легко происходит в процессе игры, с использованием красочных картинок, ярких зрительных образов, любимых игрушек.
Учим цифры с дошкольниками для младшего и среднего возраста
Учим цифры с дошкольниками для младшего и среднего возраста
Цель: закрепить счёт в пределах 5.
Задачи: Ознакомиться с цифрами от 0 до 5.
Развивать чувство любви к природе.
Хочу представить свою работу (Видеоролик «Учим цифры, где я пыталась привлечь внимание детей к объектам живой и неживой природы. Дети в игровой форме легко могут наблюдать за божьей коровкой. Которая символизирует объект живой природы (пчелы, лягушка, черепахи).
Дети видят изменения погоды (неживая природа) — светит солнце, идёт дождь (звук дождя). И поэтому мне захотелось в весенний дождливый день (соединяя все эти волшебные ниточки) привлечь деток к цифрам и с пользой провести время дома. Ведь деткам очень хочется себя развлечь, найти источник положительных эмоций.
Мы вам предлагаем вместе с божьей коровкой вспомнить цифры от 0 до 5. И вместе с нами научиться хорошо их узнавать, различать и называть. Играем и повторяем цифры вместе с нами. Такой формат работы с детьми помогает в режиме удаленной работы поддерживать связь с воспитанниками и их родителями.
Пошаговая инструкция по обучению ребенка счету
Взрослые люди мыслят и воспринимают мир по-разному: кто-то лучше оперирует образами и предметами, а кому-то проще ориентироваться в абстрактных математических категориях. Что же касается маленьких детей, тут все проще: все они за редким исключением воспринимают мир через предметы, а абстракции до поры до времени находятся за гранью их понимания.
Поэтому чтобы научить ребенка считать, необходимо оперировать либо самими предметами, либо их изображениями. Первое предпочтительнее, поскольку очень важно, чтобы малыш мог не только увидеть то, что ему предстоит посчитать, но еще пощупать, понюхать и даже, возможно, попробовать на зуб.
Причина кроется как раз в том, что ему необходимо увязать абстрактное число с понятным ему, реальным и ощутимым всеми органами чувств предметом. Это могут быть фрукты, овощи, конфеты, игрушки и даже собственные пальцы (в этом случае пробовать на зуб, разумеется не стоит).
Особенно важно работать с предметами, когда вы имеете дело с совсем маленькими детьми в возрасте 1,5-2 года. Ребята постарше уже отлично оперируют и картинками.
«Собачка и котик»
Начинать обучение можно примерно с полутора лет, но в этом возрасте, когда ребенок еще толком не умеет говорить, не стоит ждать от него каких-то выдающихся результатов. Просто знакомьте его с понятием счета — раскладывайте перед ним игрушки и говорите: «Вот одна собачка. А вот собачка и котик» и так далее. Давайте малышку в каждую ручку по игрушке, чтобы он подсознательно связывал их число с количеством рук. Одним словом, готовьте его к будущему обучению.
Считайте все, что видите
С трех лет можно начинать полноценное обучение. И начните с самого простого, с пальцев, ведь их как раз десять.
Старайтесь с этого возраста как можно больше говорить с ребенком о цифрах. Это могут быть самые простые фразы: «Мы живем на третьем этаже», «Нам нужен автобус номер 15, а выходить нам на четвертой остановке» и так далее.
Просите ребенка пересчитывать все предметы, какие он видит, а также шаги, ступеньки и любые совершаемые им действия. На этом этапе обучения уже вполне можно работать и с картинками, поэтому можно изготовить специальные карточки, где будет изображено разное количество известных малышу предметов: одно яблоко, две сливы, три ягодки.
Очень полезны на этом этапе всевозможные стихи-считалки — они легко запоминаются, а вместе с ними выучивается и счет.
В целом же, приступая к обучению ребенка счету, помните две важные вещи.
- Примерно до 5 лет ребенок не может оперировать абстрактными понятиями, поэтому счет должен быть обязательно привязан к конкретным предметам — реальным или нарисованным. По этой же причине не пытайтесь сразу показывать ребенку написание цифр, по крайней мере, до тех пор, пока он не начнет уверенно считать до 10 и решать простые примеры на сложение и вычитание.
- Никогда не ругайте малыша за ошибки, но не жалейте похвалы. Учеба должна вызывать у него только положительные эмоции, а одобрение родителей дает ему стимул учиться лучше.
Простые математические действия с предметами: сложение и вычитание
Безусловно, решать математические примеры дошколятам вряд ли под силу. Но элементарное представление о сложении и вычитании вполне допустимо давать им во время игры.
Важно! Если малышу трудно, он устал и не хочет этого делать, не надо настаивать, просить подумать и дать ответ, стоит просто переключить внимание на другую игру.
Сложение и вычитание постигается с помощью привычных предметов, героев любимых мультиков, игрушек:
- Кукла собирает разноцветные пуговицы — малыш складывает и считает.
- Машинка перевозит кубики на стройку, теряя по дороге один куб — вычитает.
- Плюшевый мишка получает несколько конфет, часть съедает — вычитает.
- Мама рисует ягодки (грибочки, яблоки, орехи, листики и пр.), закрывает рукой — малыш вычитает, открывает — прибавляет.
Интересная игра может увлечь малышей и сделать процесс обучения незаметным, но достаточно успешным.
Математическая игра «Один ― много»
К 2 годам детям уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. Пора научить малыша сравнивать разное количество предметов. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много».
Дайте ребёнку корзинку с пятью мячиками или шариками. Спросите: «Что лежит в корзинке? (мячики). Сколько мячиков? (много). Я возьму один мяч. Ты тоже возьми один мяч. Сколько у тебя мячиков? (один).
Давай дадим один мяч мишке и один утёнку. Сколько мячиков осталось в корзинке? (один). А сколько было в начале игры? (много).
«В корзинке было много мячиков, а остался всего один. Сейчас мы соберём все мячи в корзинку. Положи туда свой мячик. Возьми у меня ещё один мяч. Забери мячики у мишки и утёнка». Малыш собирает мячи. «В корзинке лежал один мячик, а сколько стало сейчас?» (много).
Для закрепления в детской памяти математических понятий «один» и «много» чаще используйте бытовые ситуации: «Сколько на столе яблок – одно или много? (одно). А орехов? (много)».
Используйте карточки с изображениями одного и нескольких знакомых предметов: фруктов, овощей, геометрических фигур. Сначала просите ребёнка найти картинки с одним предметом. Затем меняйте задание: нужно показать карточки, где нарисовано много предметов.
Кубки и медали для детей
Награды, мотивирующие детей достигать успехов.
У каждого ребенка есть свой “зал наград и достижений”.
При правильном выполнении заданий дети получают кубки, медали и именные дипломы.
Наградами можно поделиться в социальных сетях, а диплом – распечатать.
Бабочки на ромашках
Нарисуйте на листе бумаги ряд из пяти крупных ромашек. Вырежьте 5 бумажных бабочек или используйте готовые. Усадите малыша за стол и начните игру.
«На лугу выросли ромашки. Сколько их? Давай посчитаем. Молодец, три.
Прилетели красивые бабочки. Сосчитай, сколько бабочек? Правильно, четыре. Каждая бабочка села на ромашку (положите трёх бабочек на цветы, а четвёртую рядом). Посмотри, одной бабочке цветка не хватило.
Подумай, почему так получилось? Чего у нас больше, бабочек или ромашек? Молодец, бабочек больше — 4, а цветов меньше — 3 (показывайте карточки с цифрами). Повтори за мной.
Посмотри, одна бабочка улетела. Сколько осталось? Правильно, 3. А цветов? Тоже 3. Теперь ромашек стало столько же, сколько бабочек.
Вот улетела ещё одна бабочка. Сейчас чего больше, цветов или бабочек? Цветов больше, молодец.
Сколько ромашек? Три. А бабочек 2, на одну меньше. Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну? Правильно, убрать одну ромашку».
Называя числа, показывайте карточки с нужными цифрами. По ходу игры просите кроху повторять новые слова: больше, меньше, поровну, столько же.
Зайчики с морковками
Игра закрепляет навыки счёта и количественного сопоставления. Предназначена для детей 2, 5—3 лет. Наша задача научить малышей, как устанавливать равенство между группами предметов.
Понадобятся изображения пяти одинаковых зайцев и пяти морковок, лист бумаги. Нарисуйте одну под другой 2 параллельные линии. Расстояние между ними должно быть достаточным для размещения фигурок.
Попросите малыша посадить на верхнюю линейку 4 зайчиков, а на нижнюю положить 5 морковок. Проследите, чтобы фигурки располагались точно одна под другой.
Так ребёнку легче определять разницу в количестве предметов.
Спросите малыша, чего больше — зайцев или морковок? Предложите сосчитать. Что сделать, чтобы тех и других стало поровну? Верно, убрать 1 морковку.
А если не убирать морковку, как сделать, чтобы было равно? Правильно, посадить ещё одного зайчика. Сколько теперь зайцев? Пять. А морковок? Пять. Чего больше? Правильно, их поровну.
Подобные игры и упражнения учат малыша оперировать понятиями «больше, меньше, равно».
Упражнения на закрепление счёта до 5
Начните обучение с последовательного счёта в пределах пяти. Помните, что цель занятий увлечь малыша математикой. Чтобы поддержать интерес, учимся считать между делом.
Попросим ребёнка помочь на кухне: «Скоро будем обедать. Кто сядет за стол? Аня ― один, папа ― два, мама ― три, дедушка ― 4, бабушка ― 5. Повтори за мной. Помоги маме, достань из лотка 5 больших ложек, чтобы у каждого было по одной ложке».
Дети раннего возраста охотно подражают действиям мамы. Помогая по дому, малыши одновременно закрепляют навыки устного счёта.
Покажите крохе, как считать пальчики на руках. Детям нравятся рифмованные считалки: «Один, два, три, четыре, пять будем пальчики считать!».
Занимайтесь счётом при каждом удобном случае. Пересчитывайте игрушки, ложки, фрукты, животных в книжке, машины во дворе. Не забывайте, что математика для малышей 2―3 лет должна быть весёлой.
Маленькие детки любят занимательные игры:
- Собачке хочется гулять, а Маша спит. Пёсик будит девочку, прыгает и лает: гав-гав! Сколько раз лаяла собачка? Покажи на пальчиках. Повторите в нескольких вариантах.
- Котёнок зовёт маму. Возьмите мягкую игрушку и 4 раза скажите «мяу». Сколько раз промяукал котёнок? Нужно показать 4 пальчика.
Учите ребёнка показывать числа разными способами. Объясните, что цифру 5 можно показать на одной ладошке или иначе: 3 пальчика на правой руке, а 2 на левой.
Так кроха узнает, что числа раскладываются на составные части. В дальнейшем это поможет решать примеры на сложение и вычитание.[spoiler title=»Источники»]
- https://academy-of-curiosity.ru/matematika-i-logika/matematika-dlya-malyshej-2-3-let-izuchaem-czifry-i-uchimsya-schitat/
- https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/kak-nauchit-rebenka-schitat/
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-naucit-rebenka-cifram
- https://www.maam.ru/detskijsad/uchim-cifry-s-doshkolnikami-mladshii-i-srednii-vozrast.html
- https://IQsha.ru/uprazhneniya/topic/uchim-cifry
[/spoiler]
Как научить ребенка цифрам в 3
Содержание статьи
- Лучший возраст
- Правила организации занятия
- Этапы обучающего процесса
- Занятия с дидактическими материалами
- Разнообразие упражнений
- Использование различных форм работы
Активное развитие ребенка должно происходить с ранних лет жизни, поэтому в 3 года стоит начать учить цифры, используя для этой цели различные игры, пособия, дидактические материалы. В зависимости от способностей конкретного малыша можно осваивать счет до 10 или даже до 100, главное – чтобы крохе все было понятно и он получал удовольствие от занятий.
Лучший возраст
Есть известная фраза «после трех уже поздно». Действительно, учеными доказано, что малыши в 2,5-3 годика отличаются уникальной способностью к запоминанию, которая с возрастом ослабевает. Поэтому трехлетки вполне способны совершить первое путешествие в мир математики и разучить цифры, это поможет их развитию и станет отличным методом подготовки к школе. Кроме того, работа с дидактическими материалами, например палочками Кюизенера, способствует улучшению мелкой моторики, что, в свою очередь, благотворно влияет на речь.
Вот почему первые уроки по арифметике можно проводить уже в 3 года. Однако если малыш еще не готов к этому, стоит дать ему время, отложить начало уроков до 4-5 лет.
Правила организации занятия
Чтобы знакомство с цифрами не обернулось для малыша «катаргой», следует использовать следующие принципы работы.
- Обучение в процессе игры. Постоянными гостями на занятиях должны стать игрушки, куклы, выдуманные сказочные персонажи.
- Похвала – лучшая мотивация, а ругать малыша не стоит. Родителям важно помнить, что ребенок не понимает, почему взрослые им недовольны, ведь он действительно старался. Такое отношение может навсегда убить в нем стремление к обучению. Поэтому про строгость следует забыть.
- Занятия должны вестись непрерывно, поэтому можно поместить на стену в комнате малыша крупные яркие карточки с цифрами, числовые ряды. Главное – на картинках должна присутствовать не только сама цифра, но и обозначаемое ею количество. Например, двойка и два апельсина.
- Совмещать разные виды деятельность. Так, лепка из теста или пластилина фигурок-цифр не только помогает их усвоению, но и способствует развитию мелкой моторики.
- Не следует перегружать малыша новыми знаниями, для одного дня знакомства с одной новой цифрой вполне достаточно. Когда он научился четко себе представлять, что 1 – это один предмет, а 7 – семь, можно приступать к обучению счету.
Соблюдение этих несложных правил поможет родителям не только передать крохе полезные знания, но и получить удовольствие от самого занятия и от общения.
Этапы обучающего процесса
Научить ребенка цифрам непросто, к этому делу следует подойти внимательно и серьезно – так выстроить работу, чтобы соблюдать логику «от простого к сложному».
Можно выделить несколько этапов работы.
- Знакомство. Родитель заранее готовит материал: карточку, на которой изображена, например, единица или двойка, подбирает необходимое количество одинаковых предметов. После этого поясняет, что «сегодня мы знакомимся с цифрой «Один», она обозначает один предмет. Вот, посмотри, мишка один». Сколько мишек ты видишь?».
- Запоминание. Предложение ребенку различных заданий, которые помогут ему запомнить, как выглядит единица и что она означает. Допустимо немного помогать ему. Задания должны быть двух типов: сначала те, которые помогают соотнести цифру с конкретным количеством, а затем – направленные на запоминание внешнего вида цифры.
- Закрепление. Следующая «порция» заданий, которые малыш уже должен выполнить полностью самостоятельно.
- Новый материал.
Следует подчеркивать связь с прошлым, показать одного медведя и спросить, сколько мишек видит ребенок, после чего выставить второго, сказать, что мишек теперь два. Не стоит перегружать ребенка, знакомство с каждой последующей цифрой стоит проводить только тогда, когда предыдущая хорошо усвоена. Если у родителей нет возможности покупать одинаковые игрушки, на помощь придут карточки, конфеты, фрукты, овощи. Решая, с чего начинать, упражнения необходимо подобрать таким образом, чтобы каждое из них было доступно крохе.
Занятия с дидактическими материалами
Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.
Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.
- Найти три желтые палочки.
- Сколько палочек я показываю?
- Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
- Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.
Хорошо зарекомендовала себя карточная методика Домана, которая помогает запомнить внешний вид цифры и ее значение. Задания также просты.
- Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
- Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
- Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.
Мнение Эксперта
Таня Охрименко, педагог-психолог: Учить с ребёнком в игре цифры здорово. И можно это делать не только дома. А например, поднимаясь по лестнице и считая ступеньки. Главное, если ребёнок их не запоминает, не переживайте, пусть пройдёт немного времени и у него все уложится. Например, то, что ребёнок неделями запоминает в 3 года, в 5 он сможет запомнить за считанные минуты, если у него проснётся «познавательный интерес».
Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.
Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.
- Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
- Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
- Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.
Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.
Разнообразие упражнений
Есть большое число упражнений, выполнение которых поможет малышу 3 лет познакомиться с цифрами, запомнить, как они выглядят и какое количество означают. Некоторые из них могут использоваться в возрасте 4 лет. Начинать надо с того, что ребенок хорошо знает.
- Выборка. Мама ставит перед ребенком блюдо, на котором лежат фрукты или конфеты, и просит его набрать, например, три штуки (например, «дай маме три конфеты»). Второй вариант задания – мама сама откладывает некое количество конфет и просит ребенка посчитать их, а потом сказать, сколько сладостей в кучке.
- Найти цифру. Взрослый просит дошкольника показать ему все единицы, которые представлены на заранее подготовленном плакате. Это поможет крохе запомнить, как цифра выглядит.
- Найди пару. Родитель готовит две серии картинок: на одних изображены крупные цифры, на других – знакомые детям иллюстрации к сказкам. Например, два Ивана, три медведя, семь Симеонов и прочее. Задача малыша – соотнести картинку и цифру.
- Посчитай свои пальчики (после знакомства с пятеркой).
- Сюжетно-тематическая игра «Домики». Родитель заранее рисует на листе бумаги определенное количество домиков и просит ребенка принести столько игрушек, чтобы всех их можно было «заселить» и ни одного пустого домика не осталось.
- Игра «По грибы». Родитель заранее размещает в комнате «грибы» (картинки, кубики), ребенок берет с собой корзинку и идет из собирать, найдя первый, он произносит «один», второй – «два», и так далее.
Игр огромное множество, поэтому каждый день следует предлагать ребенку что-нибудь новенькое. Заниматься можно и за компьютером, прося малыша посчитать число предметов на экране.
Использование различных форм работы
Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать.
- Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
- Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
- Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.
Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.
Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений. Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
Какие математические игры нравятся вашим малышам? Поделитесь, пожалуйста,до какого числа ваши детки считают и укажите возраст.
Похожие статьи
Больше статей
Новое видео на канале!
Развитие по возрасту
0-6 мес.
6-12 мес.
1-2 года
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Как выучить цифры с ребенком в игровой форме
Воспитание детей
Увлечь ребенка и помочь ему быстрее и легче усвоить новую информацию позволят веселые игры – и с игрушками, и просто в повседневной жизни. Только важно помнить, что мало научить ребенка перечислять числа по порядку или узнавать их на картинках, хотя и эти навыки тоже необходимы. Главное – показать, что за цифрами стоят реальные предметы, и развить способность их самостоятельно пересчитывать.
Этому тоже помогут игры. Какие? Рассказывает детский психолог, эксперт LEGO® DUPLO® Екатерина Викторовна Левикова.
- Фото
- Getty Images
Первые подсчеты
Уже с годика можно начинать вместе с малышом познавать мир цифр. Для этого вам даже не потребуется вспомогательных материалов, достаточно изучать части тела в игровой форме: называть их, считать, осваивать правую и левую стороны и так далее.
Как раз в это время ребенок учится пользоваться своими ручками, ножками и пальчиками, и именно их родители могут считать, например, во время одевания. Надевая ботинки, мама может произносить: «Где у тебя ножка? — Вот она. А сколько у тебя ножек? — Вот одна, вот вторая – две ножки. Давай на них наденем ботинки: один ботинок на первую ножку, второй на вторую – раз, два – два ботинка».
Конечно, пока родители все будут подсчитывать сами, но годам к двум у малыша тоже откроется интерес к счету. А постоянное повторение названий цифр мамой и папой помогут запомнить их произношение.
Считать все вокруг
Постепенно можно охватывать подсчетом все, что есть вокруг. Когда малыш научится произносить названия цифр самостоятельно, можно вместе с ним считать пуговицы на своей и его одежде, деревья и ступеньки на прогулке, одинаковые по цвету машины, которые вы встретите по пути, и даже покупки в магазине.
Когда малыши узнают что-то новое, они начинают это везде применять, будто пробуя на вкус, – им самим хочется использовать полученные знания, поэтому зачастую дети повторяют одни и те же слова много-много раз подряд. Такое рвение, конечно, лучше использовать на пользу и при изучении счета просить пересчитывать все, что попадает в поле зрения ребенка. Только не стоит требовать слишком многого – пускай сначала малыш считает до двух, потом до трех, пяти, десяти.
- Фото
- Getty Images
«Подружить» цифры с количеством
При изучении цифр очень важно наглядно продемонстрировать малышу, что каждая из них говорит о количестве чего-то. Проще всего сделать это с помощью нарисованных на бумаге цифр и кубиков конструктора.
Итак, сначала можно взять листок бумаги, написать на нем определенную цифру, потом построить рядом башенку из такого количества кубиков, затем проделать то же самое со следующей цифрой. Параллельно можно представить вместе с малышом, что, допустим, цифра два «просит» домик из двух кубиков, а пять – из пяти. Потом можно усложнять процесс, например, добавляя помимо определенных цифр к каждой башне нужное количество фигурок животных.
Такая игра с конструктором – это еще и отличная тренировка мелкой моторики, что стимулирует развитие речи.
Освоить «больше/меньше»
Во время игр с башнями из конструктора легко объяснить ребенку и понятия «больше» и «меньше», ведь он увидит, что один домик получается выше, чем другой.
Когда малыш освоится с тем, какому количеству предметов соответствует каждая цифра, можно просить его подбирать числа к игрушкам. То есть теперь действовать наоборот: поставить перед малышом, допустим, две зебры и просто два кубика и попросить подобрать нужную цифру на карточке, затем положить одного крокодила, найти к нему числовое обозначение и спросить, где предметов больше, а где меньше.
- Фото
- Getty Images
Использовать неожиданные задания
При обучении малыша даже в процессе игр важно следить за тем, чтобы ему было интересно. Если он заскучает, лучше сменить занятие. Поэтому родителям стоит придумывать различные и порой неожиданные задания для ребенка, чтобы разнообразить игровой обучающий процесс.
Например, можно наклеить яркие и бросающиеся в глаза цифры в квартире на разные предметы, вплоть до дверей шкафа и оборотной стороны стола, и просить малыша приносить туда какие-либо вещи в нужном количестве. Так ему будет легче запомнить, как они выглядят.
Еще можно брать с собой карточки с цифрами на прогулку и в поликлинику и тоже с их помощью считать разные предметы – так и время в очереди пролетит незаметно.
И еще один совет: обязательно хвалите своего ребенка, когда он что-то правильно называет или делает. И не ругайте, если это не так, лучше мягко помогите ему исправиться. Позитивное подкрепление, поощрение улыбкой и добрыми словами всегда действуют лучше негатива и настраивают ребенка на получение удовольствия от продолжения занятий.
Екатерина Викторовна Левикова
20 забавных способов научиться считать
Счет, важный математический навык дошкольников, — это больше, чем просто повторение чисел. Мы хотим помочь дошкольникам понять, что числа — это количества; они развивают эти навыки, когда считают предметы. Эти практические идеи помогут вашим дошкольникам считать и лучше понять числа.
Счет мыши: игра на счет
Это веселое занятие предлагает дошкольникам разыграть книгу 9.0015 Mouse Count Эллен Столл Уолш. Они учатся считать до 10 и работают над мелкой моторикой.
Одна утка застряла: Сенсорная игра с гадостью и счет
В этом упражнении дети могут делать «навоз» и наслаждаться сенсорной игрой, считая животных, застрявших в навозе. (Это упражнение основано на книге Филлис Рут « Одна утка застряла ».)
Sort It Out: Игра на сортировку цветов
Эта игра, вдохновленная книгой Sort It Out от Барбары Мариконды, побуждает детей практиковать мелкую моторику, навыки сортировки, классификации и счета.
Десять черных точек: счет и группировка кругов
Вырежьте черные круги, напишите мелом цифры или нарисуйте узоры, а затем сосчитайте и рассортируйте эти точки. (Прочитайте книгу Дональда Крюса « Десять черных точек » как часть этого задания.)
Десять красных яблок: подсчет деревьев
Используйте войлочные яблони и пронумерованные яблоки для счетных действий. Это задание дополняет книгу Пэта Хатчинса « Десять красных яблок ».
Медвежий счет: счет на лапах
Это практическое задание, основанное на книге Кармы Уилсон и Джейн Чапман « Bear Counts », может научить детей считать и прибавлять еще одно. Распечатка «Медвежьи лапы» добавляет веселья в счет.
Звонок в дверь: подсчет печенья Математический центр
Настройте этот центр подсчета печенья, чтобы дошкольники могли украшать пронумерованные печенья указанным количеством «посыпок». Используйте это задание после прочтения книги Пэта Хатчинса « Звонок в дверь ».
Как динозавры считают до десяти? Деятельность
Дошкольники отправляются на математическую охоту, находя определенное количество обозначенных предметов. Это занятие является забавным продолжением книги Как динозавры считать до десяти? Джейн Йолен и Марк Тиг.
Счетчик пингвинов
Дошкольники катают пронумерованный кубик и считают, сколько пингвинов нужно добавить в миску со снегом. Забавная практика со счетом и соответствием один к одному. (Они также могут практиковаться в субитизации, называя число на кубике, не считая точек.)
Цифры для тактильного клея
Точки клея на линиях цифр помогают создать тактильные ощущения для дошкольников. Они могут чувствовать форму цифр.
Карточки для подсчета насекомых
Эти карточки для подсчета насекомых, которые можно распечатать, помогут дошкольникам играть во все виды счетных игр.
Подсчет океана
Нарисуйте на песке цифры и сосчитайте количество морских раковин. Это веселое тактильное занятие обязательно заставит дошкольников считать руками.
Учет сельскохозяйственных животных
В этом счетном упражнении дошкольники считают ноги фигурок сельскохозяйственных животных и распределяют их по группам. Это развивает математические концепции подсчета, классификации и группировки.
Счетная книжка для печати
Эта книжка для быстрого и простого распечатывания поможет детям писать и считать числа от 1 до 5. (Книгу-компаньон для детей 6-10 лет см. ниже.)
Эта книга для печати поможет вашим детям изучить числа 6-10. Они могут создавать и считать точки для каждого числа на страницах книги. Приложение к печатной книге 1-5.
Игра на подсчет собачьих костей
Эта игра побуждает дошкольников считать собачьи кости после броска пронумерованного кубика. (И попрактикуйтесь в этих навыках субитизации тоже!)
Счет мелкой моторики с помощью бусинок
Дети бросают кости и практикуются в определении цвета, распознавании чисел и навыках взаимного соответствия, когда они считают правильное количество бусин. Они развивают мелкую моторику, нанизывая бусины на ершики для труб.
Веселая игра на счет мелкой моторики
Дошкольники считают и «кормят» диски своим друзьям по теннисным мячам. Увлекательный способ попрактиковаться в счете.
Счетные коврики для теста Apple Play
В этой игре для печати дошкольники делают из пластилина яблоки для елки. Они рисуют числа и считают, сколько яблок нужно добавить на свои деревья.
Книги о счете и числах
Книги с картинками могут быть отличным способом поддержки математических понятий. В этом списке есть много вариантов для всех математических понятий.
О Ванессе Левин
Добро пожаловать на Pre-K Pages! Я Ванесса, учитель Pre-K с более чем 20-летним опытом работы в классе.
Вы тратите часов своего драгоценного времени каждую неделю на создание потрясающих планов уроков с увлекательными темами и занятиями, которые понравятся вашим детям.
Вы преданный своему делу учитель, стремящийся превратить обучение в УДОВОЛЬСТВИЕ для своих учеников, поддерживая при этом их индивидуальный уровень роста и развития.
Я стремлюсь помогать таким же учителям, как и вы, лучше учить, экономить время и жить лучше , предоставляя вам все необходимое для создания веселой и увлекательной учебной среды, планов уроков и занятий для ваших маленьких учеников.
Готовы ли вы начать учить лучше, экономить время и жить дольше? Более 75 000 учителей еженедельно получают мои эксклюзивные советы по обучению в свою почту. Добавьте свое имя в список здесь!
Рубрики: Без рубрики Tagged With: счет, математика
Дошкольные числовые занятия
© 2008 – 2019 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Дошкольные числовые занятия часто включают счет, но простого повторения числовых слов недостаточно. Детям также необходимо развивать «чувство числа», интуитивное ощущение реальной суммы , связанной с данным числом. Откуда берется чувство числа и что мы можем сделать, чтобы дети действительно усвоили понятие числа?
Image by Parenting ScienceЭксперименты показывают, что даже 6-месячные младенцы могут отличить 4 печенья от 8. А 14-месячные младенцы, кажется, понимают, что счет говорит нам кое-что о количестве (Wang and Feigenson 2019).
Вот и начало. Что необходимо — когда дети становятся старше — это практический опыт. Вдохновленные исследованиями, следующие игры побуждают детей задуматься о нескольких ключевых понятиях, включая
- Принцип множественности «один к одному» (два набора равны тогда и только тогда, когда их элементы могут быть помещены в точное взаимно однозначное соответствие)
- Принцип возрастания величин (более поздние числовые слова относятся к большим количествам)
- Принцип счета «один к одному» (каждый предмет, подлежащий подсчету, считается один раз и только один раз)
- Принцип стабильного порядка (цифровые слова должны быть произнесены в одном и том же порядке)
- Кардинальный принцип (последнее подсчитанное слово представляет количество набора)
Пока ваш ребенок занимается этими дошкольными заданиями с числами, помните об этом совете (из моего основанного на фактических данных руководства по урокам математики для дошкольников) :
Начните с малого. Важно адаптировать игру к концентрации внимания и уровню развития вашего ребенка. Для начинающих это означает задачи на подсчет, которые сосредоточены на очень маленьких числах (до 3 или 4).
K ип это весело. Если это не игриво и весело, пора остановиться.
Будьте терпеливы. Маленьким детям требуется около года, чтобы понять, как работает система счета.
1. Сопоставление наборов: обучение принципу взаимного исчисления
Сопоставление предметов один к одному — удивительно важное математическое понятие. Так мы доказываем, что две величины равны. Два набора содержат одинаковое количество элементов, если элементы в каждом наборе могут быть сопоставлены один к одному без остатка элементов.
Исследователи называют это «принципом однозначности числа», и вы можете помочь детям усвоить эту концепцию с помощью этих простых упражнений с числами для дошкольников.
Сначала подарите детям небольшой набор жетонов, разложенных на столе или полу.
Затем попросите их создать идентичную копию этого набора, используя дополнительные токены. Когда закончите, подсчитайте предметы в каждом наборе — оригинал и копию.
Во-вторых, можно подарить детям сразу два набора.
В этом случае убедитесь, что каждый набор содержит одинаковое количество жетонов, но расположите жетоны в разных пространственных шаблонах. Затем попросите ребенка воспроизвести оба этих набора и подсчитать в конце, чтобы убедиться, что все наборы равны.
Двух- или трехлетнему ребенку может потребоваться почти год, чтобы понять, как работает система счета, поэтому не удивляйтесь, если у детей младшего возраста возникнут проблемы со счетом дальше «1-2-3». Помогите детям со счетом, если это необходимо, и предложите им большее количество жетонов по мере роста их навыков.
Для другого подхода к этим играм используйте распечатанные карточки, на каждой из которых изображен набор точек или других мелких предметов.
Ребенок просматривает карточку и создает соответствующий набор элементов с помощью жетонов. Карточки можно сделать самому или купить уже готовые.
Что следует использовать для жетонов? Для детей в возрасте до трех лет важно выбрать что-то, что не будет представлять опасности удушья.
По данным Комиссии по безопасности потребительских товаров США, предмет в форме мяча небезопасен для детей младше 3 лет, если он меньше мяча для гольфа диаметром 1,75 дюйма. Другие объекты небезопасны, если они могут поместиться внутри трубы диаметром 1,25 дюйма. Детали из набора строительных блоков вашего малыша могут подойти.
Также старайтесь использовать невзрачные жетоны и символы карт.
Вы можете подумать, что маленькие игрушечные лягушки или пауки сделают счет более увлекательным. Но исследователи обнаружили, что маленькие дети, как правило, отвлекаются на эти детали.
Дети узнают больше, работая с цифрами в дошкольном возрасте, когда они манипулируют более простыми и абстрактными предметами (Петерсен и Макнил, 2012). Пластиковые фишки, вроде тех, что используются в покере или бинго, — хороший выбор для детей в возрасте от 3 лет и старше.
2. Деление на чаепитии: деление жетонов на равные части
Вот еще одно занятие, которое поможет детям попрактиковаться в сопоставлении один на один, вдохновленное исследованием Брайана Баттерворта и его коллег (2008 г.).
Выберите трех игрушечных существ, которые будут гостями вечеринки, и пусть ваш ребенок накроет для них стол. Затем дайте ребенку набор «вкусностей» (жетоны или настоящие съестные припасы), чтобы поделиться с гостями вечеринки. Общее количество вкусностей должно быть кратно 3, чтобы ваш ребенок мог распределить все предметы поровну и не осталось лишнего.
Если ваш ребенок ошибся и дал одному существу слишком много жетонов, вы можете сыграть роль другого существа и пожаловаться.
Вы также можете сыграть роль ведущего чаепития и намеренно совершить ошибку. Просить помощи у ребенка? Кто-то получил слишком много токенов? Или недостаточно? Пусть ваш ребенок исправит это.
Когда ваш ребенок освоится, попробуйте дать ему на один жетон больше и обсудите, что делать с этим остатком.
Одним из решений является разделение остатка на три равных бита. Но ваш ребенок может придумать и другие, не математические решения, например, сам съесть лишний кусочек.
3. Сортировка по количеству: обучение принципу возрастания величин
Для этих дошкольных числовых заданий используйте карточки, подобные описанным в №1. Вы можете использовать их тремя способами.
Игра первая: Угадай правильный порядок.
Чтобы играть в эту игру, перетасуйте карточки, а затем попросите ребенка разложить их рядом друг с другом в возрастающей последовательности.
Для детей, которые еще не научились считать, используйте карточки со значительной разницей, например, 3, 6, 10 и 15.
Для детей, у которых только начинают развиваться навыки счета, используйте карточки, отличающиеся одной точкой, и пусть дети сначала угадывают, а затем проверяют свои ответы, считая.
Какой смысл во всех этих догадках?
Эксперименты показывают, что даже младенцы могут замечать такие большие различия, и выполнение этих задач может помочь детям отточить свои способности к оценке — способности, которые необходимы для будущих достижений в математике.
Например, в недавнем исследовании ученые протестировали пятилетних детей с компьютерными версиями этих дошкольных числовых действий. Детям не дали достаточно времени, чтобы считать; они просто бросили быстрый взгляд и ответили, основываясь на своем интуитивном визуальном впечатлении.
У детей, которые практиковали все более сложные различения — получая точную обратную связь после каждой попытки, — наблюдались последующие улучшения в их способности решать задачи с использованием символьных чисел (Wang et al 2016).
Игра вторая: Угадай, на какой карте больше точек?
Чтобы играть в эту игру, выберите две карточки с разным количеством точек на каждой и покажите их ребенку. На какой карточке больше точек?
Убедитесь, что вы начинаете с карт, которые отличаются как минимум 2:1. Например, попробуйте 1 против 2, 2 против 4 и 2 против 5. Вы также можете попробовать большие числа, например 6 против 12.
По мере того, как ваш ребенок будет практиковаться в этих легко различимых различиях, вы можете ставить его перед все более сложным выбором (например, 6 против 8 или даже 9 против 10).
Для более игривого варианта игры вы можете использовать жетоны вместо карт и притворяться, что это что-то веселое, например, пирожные. Раздайте между собой разные суммы и спросите: «У кого больше?»
Обязательно сообщите ребенку о правильном ответе.
Игра третья: Большие парни едят больше.
Для игры используйте свои карты, а также три мягкие игрушки животных или кукол разного размера — маленькую, среднюю и большую.
Представьте, что игрушки — гости вечеринки, а предметы на карточках — угощения. Затем
- выстройте три игрушки в ряд по размеру,
- подарите ребенку три карточки, на каждой из которых изображено разное количество точек, и
- попросите ребенка дать наибольшее количество угощений самой большой игрушке, второе по величине число для второй по величине игрушки и наименьшее число для самой маленькой игрушки.
Сообщите ребенку, когда он ответит правильно («Правильно!»), и, если он сделает ошибку, предложите ему сделать еще одну попытку («Это неправильно — попробуйте еще раз!»).
При желании вы можете играть с жетонами вместо карт. И как только ваш ребенок научится читать и понимать числовые символы, вы сможете использовать карточки, на которых изображены только арабские цифры.
Когда исследователи проверили аналогичные действия с числами в дошкольном возрасте, они обнаружили, что как игры с точками, так и игры с числами помогают детям развить лучшую интуицию в отношении количества. Но у детей, которые играли в версию игры с арабскими цифрами, лучше развивались базовые арифметические навыки (Оноре и Ноэль, 2016).
Изображение дошкольных числовых занятий из исследования Оноре и Ноэля (2016).
4. Найди ляп: Обучение принципу счета «один к одному» и принципу количества элементов
Вот еще один принцип «один к одному» — на этот раз принцип счета «один к одному». Дети должны знать, что каждый предмет в серии считается один и только один раз. И им также необходимо усвоить принцип мощностей, идею о том, что последнее слово в нашем счете представляет количество множества.
Дети усваивают эти идеи на практике. Но они также могут учиться, исправляя других, которые делают ошибки.
В одном исследовании исследователи попросили дошкольников посмотреть и помочь довольно некомпетентной марионетке сосчитать набор предметов (Gelman et al 1986). Марионетка иногда нарушала принцип «один к одному» путем двойного счета (например, «один, два, три, три, четыре…»). Он также иногда пропускал объект или повторял неправильное кардинальное значение.
Дети в возрасте от 3 до 5 лет довольно хорошо обнаруживали эти нарушения. Так что ваш ребенок может весело провести время, поправляя свой собственный дурак дома.
Что делать, если ваш ребенок не замечает ошибки? Поправляйте баловство сами. В любом случае, попросите вашего ребенка объяснить, что пошло не так. В другом похожем исследовании исследователи обнаружили, что дошкольники не добивались концептуального прогресса, если их не просили объяснить ошибки куклы (Muldoon et al 2007).
Для обсуждения того, как самообъяснение может сделать дошкольные числовые занятия и другие образовательные мероприятия более ценными, см. этот обзор данных Parenting Science .
5. На один меньше/на один больше: помощь дошкольникам в развитии интуитивных знаний о сложении и вычитании
Маленьким детям предстоит пройти долгий путь, прежде чем они будут готовы выполнять базовые арифметические вычисления, такие как «2 + 3 = 5» или «7 –». 3 = 4». Но исследования показывают, что мы можем помочь проложить путь к дошкольным числовым занятиям, подобным этим.
Пусть кукла или другой игрушечный персонаж «испечет пирожные» (набор жетонов) и попросит ребенка сосчитать угощения. (Вы можете считать вместе, если вашему ребенку нужна помощь.) Затем попросите марионетку испечь еще один пирог и добавить его в набор.
Тортов стало больше или меньше? Спросите своего ребенка, а затем предоставьте ему правильную обратную связь.
Попробуйте то же самое с вычитанием, заставив марионетку «съесть» торт. И разнообразьте игру, добавляя или вычитая другие небольшие количества, например, два или три.
Следует ли ожидать от детей точных ответов? В этом нет необходимости, особенно в возрасте до трех лет (Izard et al 2014).
Но опыт предсказания и проверки ценен, и даже когда дети ошибаются в точном числе, они хорошо справляются с разумными предположениями. Когда исследователи попросили 3-, 4- и 5-летних детей выполнить эти задания, они обнаружили, что 90% догадок были в правильном направлении (Зур и Гельман, 2004).
6. Большая гонка: увеличение величин и числовая ось
Когда ваш ребенок начнет осваивать первые несколько слов с числовыми словами, вы также можете попробовать эти проверенные исследованиями дошкольные задания с числами для обучения детей числовой оси.
Ссылки: Дошкольные числовые действия
Баттерворт Б., Рив Р. и Ллойд Д. 2008. Численное мышление со словами и без них: данные коренных австралийских детей. Труды Национальной академии наук 105 (35): 13179-13184.
Гельман Р., Мек Э. и Меркин С. 1986. Числовая компетентность детей младшего возраста. Когнитивное развитие 1(1): 1-29.
Оноре Н. и Ноэль М.П. 2016. Улучшение арифметики дошкольников с помощью обучения числовым величинам: влияние несимволического и символического обучения. ПЛОС Один. 11(11):e0166685.
Изард В., Стрери А., Спелке Э.С. 2014. К точному числу: маленькие дети используют взаимно однозначное соответствие для измерения идентичности набора, но не числового равенства. Когн Психол. 72:27-53.
Малдун К.П., Льюис С., Фрэнсис Б. 2007. Использование мощности для сравнения величин: роль социально-когнитивного конфликта в раннем арифметическом искусстве. Психология развития 10 (5): 694-711.
Парк Джей и Брэннон Э.М. 2013. Обучение приблизительной системе счисления улучшает математические способности. Психологические науки. 2013 Октябрь; 24 (10): 2013-9.
Петерсен Л.А. и Макнейл Н.М. 2013. Влияние перцептивно богатых манипуляций на счет дошкольников: установленные знания. Детский Дев. 84(3):1020-33.
Ван Дж. Дж. и Фейгенсон, 2019 г. Младенцы распознают счет как числовое значение. Наука развития 22 (6): e12805.
Wang JJ, Odic D, Halberda J, Feigenson L. 2016. Изменение точности приблизительных представлений дошкольников в системе счисления меняет их символическую математическую производительность. J Exp Детская психология. 147:82-99.
Зур О и Гельман Р. 2004. Маленькие дети могут складывать и вычитать, предсказывая и проверяя. Ежеквартальное исследование раннего детства 19: 121-137.
Содержание «Дошкольные числовые занятия» последнее изменение 9/19
Изображения предоставлены для «Дошкольные числовые занятия»
заглавное изображение игрушек с тарелками и чашками авторское право Parenting Science
изображения принадлежностей для дошкольных числовых занятий авторское право Parenting Science
изображение медведей и сумок любезно предоставлено Н. Оноре и депутатом парламента Ноэлем / PLos One, 2016 г.0001
Поощрение любви к числам в детстве помогает детям развить четкое понимание чисел, что часто называют хорошим чувством чисел . Дети с развитым чувством числа могут использовать числа уверенно, гибко и с пониманием позиционного значения. Это означает, что ребенок с развитым чувством числа понимает отношения между числами. Например, думая о числе четыре, ребенок может описать его как три меньше семи, один меньше пяти, три больше одного и один больше трех. Этот ребенок также сможет быстро оценивать, рассматривая числа или группы объектов как наборы вместо того, чтобы считать по единицам. Кроме того, ребенок будет гибко обращаться с числами, что часто позволяет ему создавать свои собственные осмысленные способы решения числовых уравнений или решения задач. Эти способности помогут развить у детей уверенность в математике, поскольку они понимают, как работают числа, и, таким образом, становятся быстрыми и вдумчивыми математическими мыслителями.
Есть много забавных и увлекательных способов ежедневно заниматься чувством числа дома. В приведенном ниже списке показано, как приступить к внедрению в повседневную жизнь с детьми занятий по чувству чисел. Как только мы откроем дверь, дети вскоре поймут, что числа действительно повсюду, и, вооружившись этим знанием, большинство детей захотят регулярно взаимодействовать с числами.
Действия по развитию чувства числа:
- Угадай мой номер (используйте диаграмму сотен или числовую линейку) – Время ужина – идеальное время, чтобы сыграть в простую игру с числами, например, Угадай мой номер. Чтобы сыграть, попросите одного игрока выбрать число из набора и удобного (в зависимости от возраста) диапазона, например, от 1 до 100. Это число остается секретным, пока кто-нибудь его не угадает. Для начала попросите одного участника по очереди сужать диапазон, пока один из них не сможет угадать число. Вопросы могут включать: Больше пятидесяти? Это четное число? Меньше восьмидесяти? Больше двадцати? Диапазон чисел должен сужаться каждый раз, пока кто-нибудь не угадает фактическое число.
Совет : Очень полезно использовать ламинированную диаграмму сотен или числовые линии с младшими учениками. Таким образом можно выделить догадки и показать диапазон по мере его сужения. Это показывает игрокам, какие числа у них остались на выбор, и заставляет их взаимодействовать с сотенной диаграммой. Вы можете скачать и распечатать таблицу сотен здесь.
- Загадки на карте сотен
Чтобы разгадать сотни головоломок, попросите одного игрока выбрать число. Этот номер будет храниться в секрете. Обычно я прошу ребенка записать это, но перевернуть. Таким образом, если ребенок забудет, он сможет быстро взглянуть. Затем этот игрок дает по одной подсказке другим игрокам, пока число не будет угадано. Подсказки начинаются широко, а затем сужаются к числу. Например: 1. Мой номер состоит из двух цифр. 2. Мое число больше сорока. 3. Мое число меньше шестидесяти. 4. Одна из цифр моего номера четная. 5. Одна из цифр моего числа на два меньше девяти.
Подсказка: В эту игру можно также играть, используя числовую линию с учащимися дошкольного/детского сада. Числовые строки могут быть от 0 до 10 или до 20.
- Рыбалка с изюминкой: Измените игру «Лови рыбу», попросив ребенка использовать уравнения или числовые соотношения, когда он просит карточку с числом. Например, вместо того, чтобы спрашивать: «У тебя есть десятка?» ваш ребенок может спросить: «У вас есть ответ на пять плюс еще пять?» Вместо того, чтобы спрашивать: «У тебя есть число 4?» Ваш ребенок может спросить: «У тебя на три меньше семи?» Таким образом, все игроки используют ментальную математику, чтобы быстро решать уравнения и изучать, как числа связаны друг с другом.
Совет: Для детей до пяти лет используйте карточки от 0 до 5 и поощряйте составление уравнений пальцами. Или просто сыграйте в «Go Fish» традиционным способом, используя числовые карты.
- Детская литература : Чтение книжек с картинками с детьми почти всегда приводит к бурным обсуждениям. Использование книжек с картинками, посвященных математическим понятиям, ничем не отличается.