10 привычек, которые помогут вам выиграть в бильярд
Я уже рассказывал вам о плохих привычках, которые мешают провести хорошую партию. Но, как известно, плохим привычкам можно противостоять. Для этого необходимо приобрести несколько хороших, которые будут помогать вам в игре. Рассмотрим десять самых лучших.
Первая привычка: научитесь разбивать
Мы уже говорили о том, сколько вреда приносит непродуманный и излишне сильный разбой пирамиды. Чтобы прийти в бильярдный клуб, начать игру с достойным соперником и выиграть, нам потребуется стратегия и подготовка. При этом нужно уделить внимания двум очень важным пунктам:
- Стойка. Ошибка многих – начинать выход из стойки при разбое. Это мешает контролю над битком, а также делает удар излишне мощным, но малоэффективным. Как определить, есть ли у вас привычка оставаться в стойке после удара? Очень просто. Оцените положение наклейки кия после завершения удара. Если вы обнаружите ее уже за плечом вашей ударной руки, то это свидетельство того, что вы торопитесь выйти из стойки еще в процессе удара. При такой ошибке выиграть партию вам не поможет даже самый лучший бильярдный кий ручной работы.
- Точность важнее силы. Задача разбоя – осуществить точный контакт кия с нужной точкой битка. Если этого не произойдет, то шар может уйти «гулять» по столу, закатиться в лузу или вообще покинуть бильярдный стол, вылетев за борт. Удар должен быть плавным и сильным, но не мощным. Игроки, которые путают эти понятия, не смогут играть на уровне мастеров. Точность – это самое главное в бильярде. Удар необходимо проводить максимально аккуратно, сильно и не зажимаясь. Если ваша рука напряжена, то удар выйдет излишне резким. Для лучшего понимания приведу сравнение: как лучше поливать цветы в саду – из лейки или пожарного шланга? В последнем много силы и мощи, но цветы это убьет. Также можно сказать и про разбой пирамиды.
Вторая привычка: оценка позиций после каждого удара
Многие, особенно новички, анализируют позицию на столе перед тем, как ударить. Это не совсем верное решение. Для целостности картины игры, вы должны понимать позицию после, до и во время удара. Сначала это кажется сложным, но потренировавшись, вы легко сможете разобрать любую партию от начала и до конца. На что нужно обратить внимание, осматривая бильярдный стол после удара? На биток, если вы играете в «Девятку» и подобные ей стратегии, или же на шары в центре, если вам дозволяется бить любым. Почему важно оценивать позицию на столе относительно центрального расположения шаров?
Во-первых, с центра бить лучше, чем с борта, то есть удар будет эффективнее. Во-вторых, хорошо отыграв, вы легко вернете шар обратно в центральную часть и соберете всю партию. В-третьих, для многих стратегий важно, чтобы биток не выходил из игры, а в центре стола, как известно, луз нет.
Но все это возможно, только если вы научитесь правильно оценивать ситуацию после того, как совершили удар.
Третья привычка: сначала занимайтесь кластерами и проблемными шарами
Кластеры и проблемные шары мало у какого игрока вызывают энтузиазм. Но мы говорили уже во вредных привычках, что тянуть с ними не нужно. Если у вас нет уверенности в своих силах, то потренируйтесь разбивать их. Чем больше вы будете иметь дело с кластерами, тем точнее будете понимать, когда нужно их бить, а когда можно оставить в покое. Зная это, можно вести партию уверенно и легко. Если же вы оставите решение за соперником, то инициатива в ведении боя перейдет к нему, и он может сам закончить партию, что для нас не желательно. В случае сомнения о том, как бить, попробуйте отыграться. Но в любом случае выбирайте вариант в вашу пользу, а не в пользу вашего соперника.
Четвертая привычка: играйте просто
Не надо мудрить. Старайтесь всегда использовать самый простой маршрут для выхода и придерживайтесь правила центра стола. Чем больше манипулируете вы с битком, тем больше шансов допустить ошибку при ударе.
Пятая привычка: правильные и обоснованные решения
Не поддавайтесь эмоциям во время игры – все мало обдуманные решения автоматически приведут вас к провалу. Правильный путь можно найти всегда, так как на столе не бывает абсолютно проигрышных положений.
Мы разговаривали о нерешительности в обсуждении плохих привычек, но игра на «авось» еще хуже. Конечно, нельзя предвидеть ход всей игры, поэтому имейте какой-нибудь запасной план, чтобы в случае изменений хода боя не впадать в отчаяние и не делать глупых ошибок. Как только вам перестала нравиться ситуация на столе, начинайте действия по ее исправлению. Поэтому мы снова вернулись к главному аспекту в игре – концентрация, внимание и стратегия.
В следующей статье вы узнаете еще 5 привычек, которые приведут вас к победам.
Игорь Бильярдист
Вторая часть статьи находиться ЗДЕСЬ! Жмите и читайте!
billiardist.com.ua
Постановка удара. Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия
Постановка удара
Хорошо поставленный удар — это фундамент, на котором строится вся техника бильярдной игры. Если фундамент заложен, можно двигаться дальше, а именно — улучшать кладку, осваивать технические приемы контроля и управления битком, постигать тонкости стратегии и тактики. Поставить удар — значит обрести устойчивый двигательный навык его правильного исполнения. Именно для этого мы так подробно рассматривали все его скрытые от посторонних глаз этапы. Лишь когда необходимый двигательный навык будет сформирован и заложен в подсознание, когда и замах, и сопровождение станут плавными, размеренными и раскованными, а их выполнение — непринужденным, безошибочным и автоматическим, лишь тогда о его деталях можно будет забыть и сосредоточить основное внимание на других аспектах игры. Постановка удара по праву занимает центральное место в процессе становления любого серьезного игрока — от перворазрядника до чемпиона мира.
Уметь играть в бильярд — значит, прежде всего, уметь наносить правильный удар по битку. Основополагающая причина всех промахов по лузе — не ошибочный прицел или глазомер, на который так часто сетуют любители, а неправильно подготовленный удар. Вместе с тем ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между ударом результативным и ударом технически правильным. Падение шара в лузу само по себе абсолютно ничего не говорит о правильности совершенных игроком двигательных действий.
К сожалению, простых рецептов постановки удара нет. Поэтому желающим научиться играть придется приступить к выполнению практически однообразных упражнений. И начинать надо с упражнений по овладению первоначальными ударами. Вот парочка из них. Попробуйте, у вас должно получиться.
Поставьте вдоль длинного борта 10 шаров (если хотите, можете увеличить их количество). Они должны располагаться между передней и задней линиями стола с заходом на них. При этом необходимо, чтобы установленные вами шары достаточно далеко отстояли от борта, иначе вам будет неудобно поставить опорную руку и нанести удар. Теперь необходимо поочередно забить установленные шары в центральную лузу, начиная с самого простого — прямостоящего — и постепенно переходя к более сложным, сначала в одну сторону, а затем в другую от центра стола.
После этого упражнения усложните задачу, отправляя выстроенные по дуге шары в угловую лузу. Это не так просто, как в первом упражнении, поскольку угловая луза значительно уже, чем центральная, и, кроме того, расстояние от нее до крайних шаров очень велико. Ваша цель в обоих упражнениях — забить максимальное количество шаров. Заниматься рекомендуется в течение двух, а если позволяют время и возможности, то и трех дней подряд, после чего надо сделать перерыв на сутки.
Мужчины должны тренироваться 2–3 часа в день, а дети и девушки — не более 1,5–2 часов. Вполне возможно, что после выполнения этих рекомендаций через некоторое время многие части вашего тела начнут болеть. Если это произойдет, значит, вам необходимо делать различные физические упражнения, направленные на растяжку рук, ног и шеи.
Для того чтобы достичь высоких результатов, очень важно быть максимально сконцентрированным, а это возможно лишь в том случае, когда занятия доставляют вам удовольствие. Если во время тренировки вы ловите себя на мысли, что думаете о чем-то постороннем и не можете полностью сконцентрироваться на упражнении, то это говорит о психологической перегрузке. В таких случаях вам нужно сделать небольшой перерыв или же сократить время тренировки.
Поделитесь на страничке Следующая глава >info.wikireading.ru
Оттяжка — удар в бильярде
Движение битка назад сразу после его соударения с прицельным шаром привлекает к бильярду особый интерес. Оттяжка — это изюминка игры в бильярд. Если не было бы оттяжки, бильярд мало чем бы отличался от других игр с шарами, к примеру, от боулинга.
Увы, но многим начинающим игрокам с трудом дается освоение техники этого удара. Часто начинающие бильярдисты, пусть даже самые способные, по своему незнанию бесплодно тратят на освоение техники этого удара долгие годы.
Для уверенного и четкого исполнения оттяжки необходимо соблюсти несколько правил:
— наклейка кия должна иметь правильную форму и быть тщательно намелена;
— траектория движения кия должна быть строго прямолинейной, для этого необходимо создать надежный кистевой упор, чтобы кий, в самый ответственный момент, не отклонился от заданной ему траектории;
— удар по шару нужно производить в точку находящуюся как можно ниже от его центра (насколько это возможно при данном положения битка на столе) и с выверенной силой в зависимости от расстояния от битка до прицельного шара.
Некоторые из начинающих игроков при выполнении оттяжки осмеливаются наносить удар по битку лишь немного ниже его центра, не более… Происходит это видимо от боязни, что может получиться кикс, и что это повлечет за собой насмешки окружающих. Часто именно в связи с этим у начинающих бильярдистов и не получается выполнить оттяжку. Не бойтесь! Пробуйте нанести удар ниже обычного! Главное не забудьте намелить кий и выставьте надежный кистевой упор!
Имеется еще несколько условий, которые необходимы для правильного исполнения оттяжки, соблюдение их должно войти у Вас в привычку…
Кий при ударе необходимо держать как можно ниже, т.е. максимально горизонтально. Для того чтобы выполнить удар в нижнюю часть шара, не нужно наклонять кий, лучше сделайте ниже сам кистевой упор! Все это необходимо для того, чтобы снизить вероятность отклонения кия от заданной траектории и возможности подпрыгивания битка во время удара, а также для обеспечения свободного сопровождения битка вперед. Исключением являются случаи, когда биток находится рядом с бортом, и когда удар по битку приходится наносить через шар. В таких ситуациях исполнять удар необходимо таким образом, чтобы целясь, Вы бы представляли себе, будто ось кия как бы пронизывает биток насквозь. Вот представьте, точка входа этой оси находится перед Вами в середине шара или даже выше, затем эта ось проходит сквозь шар ниже его центра тяжести и выходит спереди шара в нижней его части.
И не забывайте провожать биток кием вперед. Многие из начинающих бильярдистов и некоторых заблуждающихся экспертов считают, что при выполнении оттяжки, сразу после соприкосновения кия с битком его необходимо молниеносно отвести назад. Естественно, при лобовой оттяжке, тем более, если биток находится на небольшом расстоянии от прицельного шара, для предотвращения двойного удара кий просто необходимо быстро убрать. Однако во всех без исключения случаях необходимо стараться плавно и прямолинейно сопроводить биток вперед настолько, насколько это позволяет сделать каждая конкретная ситуация на бильярдном столе.
billiards.in.ua
Удар с рук Под ударом с рук понимается ввод битка в игру с некоторого произвольного, но ограниченного правилами игры, места игрового поля. Необходимость ввода битка в игру ударом с рук возникает после сыгрывания его в лузу или выскакивания за борт в играх, ведущихся одним шаром, то есть – битком. Для игры «Малая русская пирамида» Русского Биллиарда место для ввода битка в игру ограничено пределами дома. При этом подразумевается, что биток до обязательного касания с прицельным шаром должен сначала покинуть дом. Такие же правила установлены и в дисциплине Пирамиды «Комбинированная» (Московская). В дисциплине Пирамиды «Динамичная» (Невская) место для ввода битка в игру может быть любым в пределах всего игрового поля; так же – и в игре «Поединок». Помимо разных ограничений участка игрового поля для ввода битка в игру с рук, различные правила игр накладывают и ограничения на технические действия игрока, признающиеся при этом результативными. В правилах игр это выражено в форме запретов на сыгрывание шаров определённым техническим действием. Так, в «Малой русской пирамиде» не засчитываются прицельные шары, сыгранные при вводе битка ударом с рук напрямую в средние лузы. В «Московской» (Комбинированной) такого ограничения нет. В «Динамичной» (Невской) при вводе битка в игру ударом с рук запрещается сыгрывать биток от любого прицельного шара в любую лузу. В игре «Поединок» при вводе битка в игру ударом с рук запрещается сыгрывать «прямолетяшие» шары – как прицельные, так и биток. Несмотря на все ограничения, возможность произвольно устанавливать биток в некоторой области игрового поля даёт игроку несомненное преимущество по сравнению с ударом с игры, то есть – при случайном положении битка. Поэтому, исходя из ограничений на удар с рук, а также тактических соображений, диктуемых остальными правилами конкретной игры, игроку целесообразно устанавливать биток в такое допустимое место, из которого возможно совершить наиболее простой технически и надёжный тактически результативный удар. Рассмотрим такие места для разных игр. Малая русская пирамида В этой игре сыгрывание битка не считается результативным ударом, поэтому необходимость ввода битка в игру ударом с рук из дома изредка возникает при штрафном сыгрывании битка в лузу, или как говорят «на себя». Поэтому, не следует забывать, что в определённых ситуациях у игрока есть смысл не выполнять удар с рук, а уступить очередь хода сопернику. Запрет на сыгрывание прицельных шаров в средние лузы в этой игре исходит из того, чтобы не было двойного наказания игрока, допустившего штрафное сыгрывание битка, так как он и так за штраф наказан десятью очками. Это правило также уменьшает влияние случайности на игру. Положение прицельных шаров недалеко от линии дома перспективно также и для тактического приёма «замазки с наигрышем» – то есть, тихого удара с рук с таким расчётом, чтобы прицельный шар подкатился к створу лузы, а биток при этом «примазался» к другому прицельному шару, делая невозможным сопернику сыграть наигранную подставку. Поскольку в игре «Малая русская пирамида» счёт ведётся не количеством шаров а их номерами, то зачастую целесообразно при вводе битка ударом с рук сыгрывать не прямого, относительно лёгкого, но «дешёвого» прицельного шара, а сыгрывать «дорогого» шара третьим шаром или дуплетом – как правило в среднюю лузу, которая ближе угловой. При этом возможность произвольно изменять положение битка значительно упрощает прицеливание этих технически более сложных, но и более выгодных ударов. Московская пирамида В отличие от «Малой русской пирамиды», в «Московской пирамиде» сыгрывание битка является результативным ударом, поэтому необходимость ввода битка в игру ударом с рук возникает не изредка (при незаказном сыгрывании битка или вылете его со стола), а очень часто (после заказного сыгрывания битка). Это обуславливает возможность построения серии посредством результативного сыгрывания битка ударами с рук из дома. Собственно, эта особенность и определяет изрядную техническую и тактическую однобокость «Московской пирамиды». Исходя из этой особенности, то есть – возможности строить серию ударами с руки, определяется наилучшее место в доме для ввода битка в игру. Причём, в некоторых случаях даже нецелесообразно сыгрывать битком с руки «застрявшего» в лузе прицельного шара, если есть лёгкая альтернатива сыграть биток. Исходя из этой особенности, в «Комбинированной пирамиде» (с самосъёмом) искушённые игроки сами снимают прицельного шара-подставку, чтобы продолжить серию свояков из дома без риска подставить этого прицельного шара в лузе в случае промаха свояка с рук. И наоборот, в «Московской пирамиде» (снимает соперник) сопернику порой выгодно оставить прицельного шара – подставку (с которого игроку ещё нужно сделать выход), а снять тот прицельный шар, от которого игрок сможет сыграть наиболее простого свояка и опять получить биток в руке. Теперь следует подробней разобрать, какое же место для битка следует выбрать в доме для его сыгрывания ударом с рук. Это будет зависеть от предполагаемой техники удара. Есть немало техник сыгрывания свояков, но технически простых, подходящих для уверенного сыгрывания битка ударом с рук, можно выделить три: скаткой битка, ударом накатом и ударом в отскок. Рассмотрим их подробнее. Скатка битка. Смысл этой техники удара заключается в том, чтобы в случае промаха оставить биток около лузы на расстоянии не более 1-2 диаметра шара. То есть, в первую очередь в этом ударе контролируется размер движения битка. Это достигается тем, что удар по битку кием наносится с такими параметрами (резка, винт, сила), чтобы обеспечить достаточно медленное его движение с выраженным вращением относительно довольно круто наклонённой оси. По сути, именно энергия вертикального вращения шара «тащит» биток в сторону лузы и, если бы вращения не было, и биток просто катился, то при той же начальной скорости отражения от прицельного шара он рисковал бы не докатиться до лузы. В случае промаха при скатке в угловую лузу биток, ударившись о борта в районе лузы, теряет оставшееся вертикальное вращение, что и обуславливает его остановку вблизи лузы. Для того чтобы у битка после его отскока от прицельного шара было выраженное вертикальное вращение, необходимо чтобы и до соударения с прицельным шаром у битка было такое вращение. Максимальную степень вертикального вращения битка после удара по нему кием можно получить, если применить глубокий нижне-боковой винт (под 45 градусов вниз от центра битка на грани кикса). Однако, это достаточно сложное сочетание стабильно исполнять по-плечу только высоко-техничным игрокам, поэтому менее продвинутым следует играть не на грани кикса, а с отступом от центра примерно 15 мм и не под углом 45 градусов от центра, а немного ниже. При ударе с рук скаткой битка резка (прицел) выбирается в «полшара» или чуть толще на 1-2 мм. Смысл такой резки состоит в том, что отскок катящегося битка от прицельного шара максимален именно на такой резке, а при резке толще или тоньше, чем «полшара», отскок битка при той же начальной скорости будет меньше. Здесь важно подчеркнуть, что указанное относится именно к катящемуся битку. Поэтому, при ударе скаткой битка от недалеко стоящего прицельного шара, важно убедиться, что применённый нижний винт успеет «стереться» о сукно до касания битка с прицельным шаром; более того, нужно чтобы биток к моменту касания с прицельным шаром прекратил проскальзывать по сукну и покатился. Поэтому, когда скатывают биток в среднюю лузу от прицельного шара, расположенного недалеко от линии дома, биток устанавливают не у линии дома, а глубже в доме – чтобы обеспечить «стирание» нижнего винта битка о сукно и раскрутку верхнего вращения битка до состояния качения при соударении с прицельным шаром. Свойство максимальности отскока катящегося битка при резке в полшара даёт возможность сыгрывать шары даже при небольшой ошибке в резке – при условии, что правильно выбран размер удара. Причём, выраженное вертикальное вращение битка при скатке позволяет допустить несколько большую ошибку в размере удара по сравнению с аналогичным ударом простым накатом. Это объясняется тем, что удар с нижне-боковым винтом необходимо делать с большей силой, чем удар накатом в тех же условиях; а значит, влияние одной и той же ошибки в размере удара скажется на результате удара накатом в большей степени, чем на результате удара с нижне-боковым винтом. Именно эти два параметра удара (резка в полшара и выраженное вертикальное вращение битка) обуславливают объективно высокую результативность приёма скатки битка. К тому же, прицеливание в «полшара» максимально комфортно для зрения, так как взгляд фокусируется на контрастной границе белого и зелёного цветов. Удар накатом. Эта техника является упрощенной по сравнению с техникой скатки битка. Также как и при скатке, ударом накатом биток сыгрывается с резкой в полшара, однако цель оставить биток в районе лузы в случае промаха не преследуется. Напротив, зачастую при сыгрывании битка в угловую лузу этой техникой подразумевается, что биток в случае промаха вернётся в дом, где нет шаров и поэтому относительно безопасно. Или же целью применения этой техники сыгрывания битка может быть поднятие прицельного шара в центр стола, чтобы создать позицию для сыгрывания битка в среднюю лузу от этого прицельного шара следующим ударом. Такой удар используется и в том случае, если остановка битка в районе угловой лузы тактически невыгодна, так как у угловой лузы по тому же борту (или у средней лузы) расположен прицельный шар, от которого не составит труда сыграть свояка. Возможны и иные цели. Поэтому, сыгрывание битка накатом производится на более сильном ударе, чем скатка битка, и применение нижнего винта в этом случае особого смысла не имеет. А вот применение бокового винта, совмещённого с верхним, имеет смысл. Причём, смысл заключается не только в том, чтобы увеличить вертикальное вращение битка и вследствие этого – допустимую ошибку в размере удара, но и в том, чтобы создать эффект ввинчивания битка в лузу при попадании его в губу. Поэтому, налузный или отлузный боковик берётся в зависимости от того, с какой губой лузы будет соударяться биток при его сыгрывании. Если угол входа битка в лузу близок к «фарватеру» лузы, то иногда налузный винт используют для того, чтобы увеличить отскок битка от прицельного шара, не увеличивая силы удара. Здесь используется тот факт, что налузный боковик уменьшает угол отскока битка от прицельного шара, но при этом увеличивает скорость битка и уменьшает кривизну его траектории. А отлузный боковик, наоборот, увеличивает угол отскока битка от прицельного шара, но при этом уменьшает скорость битка и увеличивает кривизну его траектории. Удар в отскок. При этой технике удара, в отличие от предыдущих двух, не стремятся к тому, чтобы биток в момент соударения с прицельным шаром находился в состоянии качения. Напротив, добиваются того, чтобы у битка в момент соударения не было ни прямого (наката), ни обратного (оттяжки) вращения. Это достигается тем, что удар кием по битку наносится с некоторым нижним винтом, пропорциональным расстоянию от битка до прицельного шара, причём – тем меньшим, чем сильнее удар. Другими словами, сила удара и глубина нижнего винта подбираются в таком сочетании, чтобы к моменту соударения битка с прицельным шаром обратное вращение битка полностью «стёрлось» о сукно. Такое соударение битка с прицельным шаром называется «плоским». Выгода плоского соударения битка с прицельным шаром заключена в том, что в этом случае биток отражается от прицельного шара по прямой линии, не искривляя свою траекторию, как при ударе накатом в полшара, и поэтому довольно просто определить точку прицеливания – к примеру, с помощью метода совмещения «ломтиков». То есть сначала, зрительно проведя прямую линию от губы лузы к поверхности прицельного шара, определяется необходимая точка касания шаров. Затем, зрительно проведя вертикальную линию через эту точку, определяется ломтик на прицельном шаре. После этого зрительно выбирается ломтик такой же величины на битке с той его стороны, которая будет касаться прицельного шара, и, совмещая вертикальные линии этих двух ломтиков, находится направление необходимого удара или, что тоже самое – степень перекрытия шаров при ударе. Однако, при этом нужно учесть, что чем толще вычисленная таким образом резка, тем больше нужно добавлять поправку к этой резке, делая её ещё толще. Это объясняется тем, что бильярдные шары не абсолютно упруги, и биток отскакивает от прицельного шара не по направлению касательной линии к его поверхности в точке контакта, а немного уже. Такое свойство называется эффектом заужения отскока битка (ЭЗОБ), который проявляется тем значительнее, чем толще резка. Это объясняет тот известный факт, что получить прямолинейный отскок битка от прицельного шара под прямым углом (90 градусов) невозможно. Чтобы получить отскок битка под прямым углом с минимальной кривизной, необходимо наносить удар с резкой примерно 6-:-8 мм (зависящей от материала, из которого изготовлены шары) и небольшим нижним винтом, совмещённым с попутным-боковым винтом битка. Попутный боковик при этом ударе выгоден тем, что он уменьшает кривизну отскока битка, которая неизбежно появится от действия нижнего винта. То есть, при таком ударе траектория отскока битка более предсказуема, и поэтому легче натренировать чувство необходимого сочетания размера удара и глубины винта. Примечание: О прицеливании удара с боковым винтом. Правильное прицеливание при ударе с боковым винтом заключается в том, что линию взора* необходимо проводить через центр битка в направлении точки прицеливания (к примеру «полшара»), не обращая внимания на ось кия. Можно порекомендовать провести предварительные замахи кием в принятой стойке по этой линии прицеливания ещё до того, как применён боковой винт, то есть при совпадении линии прицеливания с осью кия. Это позволит руке «запомнить» направление удара. После чего, не меняя стойки и линии взора, движением кисти «моста» взять необходимый боковой винт и наносить удар по линии предварительных замахов. Если при таком прицеливании биток не попадает в намеченную точку, необходимо подобрать правильную точку хвата кия и правильное расстояние от моста до битка. Если подобрать такое сочетание не удаётся, то, скорее всего, у вас – неигровой кий с недопустимо жёстким, мало-упругим шафтом. Динамичная пирамида Ввод битка в игру ударом с рук в «Динамичной пирамиде» производится с любого места игрового поля; при этом, биток запрещается сыгрывать в лузу. Как правило, выбирается наиболее близкий к лузе прицельный шар, и биток устанавливается за ним на прямую короткую пару, после чего удар выполняется либо с накатом, либо с оттяжкой, что чаще, с целью выхода битком в обширную зону для сыгрывания наиболее комфортного свояка в текущей позиции шаров. Собственно это обуславливает технический примитивизм и однобокость игры. В этом случае необходимо принять меры для того, чтобы прицельный шар при ударе не застрял в лузе. Это достигается тем, что прицельному шару сообщается боковое вращение «ввинчивающее» его в лузу при ударе его о губу лузы. Такое вращение возникает от действия силы трения между шарами при их соударении, если при ударе по битку был применён отлузный боковой винт, то есть – винт со стороны поля, а не борта. При этом нужно учитывать, что сила трения между шарами не только придаёт вращение прицельному шару, но и отклоняет его траекторию, что называется эффектом отброса прицельного шара (ЭОПШ). Поэтому, устанавливая биток под удар с рук без резки, направление пары шаров нужно выбирать не на створ лузы, а с отклонением в сторону игрового поля, величина которого будет зависеть от состояния поверхности шаров и параметров удара. Величина вертикального вращения прицельного шара не так и важна, главное, чтобы оно было в нужном, ввинчивающем направлении. Сила же трения шара о губу, которая и направляет его в глубь лузы, зависит от силы промятия губы и коэффициента трения шара по сукну губы и практически не зависит от скорости вращения шара. Коэффициент трения в свою очередь зависит только от состояния поверхности шара и сукна. Если сукно изношенное, а тем более протёртое на остриях губ до дыр так, что видна резина, то коэффициент трения будет выше, и бортовые шары будут сыгрываться проще. Придавая битку боковой винт при ударе без резки, для 68 мм шаров, на мой взгляд, лучше использовать боковое отклонение точки удара от центра битка, равное 6-:-7 мм. При таком винте и достаточной для промятия губы скорости удара, ЭОПШ составляет примерно 1-2 градуса, которые и необходимо учесть при установке прямой пары шаров с отклонением от створа лузы. Для грубой оценки такого угла можно применить правило: сколько шаров от лузы до прицельного шара, столько миллиметров нужно отступить от острия губы лузы при установке битка под прямую пару шаров. Боковой винт при ударе можно совместить с небольшим (4-:-5 мм) нижним винтом, который при соударении с прицельным шаром вызовет не только его «ввинчивающее» вращение, но и накат, что не помешает. А вот перебарщивать с силой удара не стоит, потому что существует оптимальная скорость битка, обеспечивающая наилучшее для сыгрывания прицельного шара сочетание величины промятия губы лузы и величины ввинчивающего вращения. Можно уверенно сказать, что оптимальная скорость удара для сыгрывания бортовых шаров на столах Пирамиды с губами луз, сформированными мягким карамбольным профилем U-118 – не максимально возможная. На многих столах Пирамиды, особенно новых, в которых щёки луз сформированы мягким бортовым профилем и не подклеены твёрдой листовой резиной, бортовые шары даже на технически грамотном ударе не сыгрываются, а застревают или «выплёвываются» лузой. |
ru-billiards.ucoz.ru
Любимый Бильярд – сайт Игоря Литовченко » Удар кием – как правильно распределить время
Как сконцентрироваться и сделать точный удар кием? Прежде всего убедитесь, что у Вас удобный мост. После этого, единственное, на чем должно концентрироваться Ваше внимание – это прицельный шар и биток.
Опытные игроки советуют: встаньте буквально на одну минуту в одну линию с линией удара, а потом уже наклоняйтесь. Некоторые игроки поступают так: походят вокруг стола, а потом сразу нагибаются для удара. Но намного эффективней будет зрительно определиться с углом, под которым Вам надо ударить прицельный шар, определить место, куда планируете его отправить и какого вида будет удар. И все это желательно определить до момента наклона.
Такая мысленная подготовка очень важна для игрока. Надо успокоиться, убедиться в собственном удобном положении и дать глазам время оценить положение прицельного шара и битка. Кода Вы убедитесь в своем правильном положении, можно начать движения кием вперед и назад над мостом. Это должны быть максимально плавные движения – так вы добьетесь правильного ритма, чтобы заполучить необходимый контроль за битком.
По тому, насколько плавно и уверенно игрок делает вот такие предварительные движения, можно вычислить уровень бильярдиста. И не думайте, что набор таких движений выполняется для публики. Этот ритуал является неотъемлемой частью сыгрывания удара. Такое можно наблюдать и в гольфе, и при игре в дротики, и в других играх. Запомните – это спланированная и хорошо продуманная последовательность действий.
Однако, не переигрывайте и не затягивайте эти моменты. Все-таки положение тела не совсем удобное и через некоторое время неизбежно наступит напряжение. Таким образом, можно пропустить кульминационный момент и опоздать с ударом.
Известны случаи, когда игрок перед тем, как сделать удар кием, более 20 раз двигал им вперед-назад. Возможно, он был неплохим игроком, но никому не рекомендуем поступать подобным образом. Все-таки сложно сделать так, чтобы во время каждого из этих предварительных движений кий проходил ровно по линии в точку предполагаемого удара.
Когда Вы чувствуете, что готовы ударить, обязательно должна быть пауза перед самым последним обратным махом. Практически невозможно сохранить ритм при завершении полного последнего обратного маха и движении кия вперед. Поэтому секундная пауза необходима – она дает немного времени, чтобы еще раз сконцентрироваться на прицельном шаре. Важно не передержать эту паузу, иначе вы будете колебаться еще до удара по шару.
Залогом для точного и эффективного удара служит подготовка и расчет времени. Подходить к столу без подготовки, сразу наклоняться и ударять на «раз, два, три» – очень плохая привычка, которая не способствует развитию и достижению результатов.
Глаза в бильярде это тоже инструмент. Но как грамотно пользоваться ими? Куда конкретно надо смотреть, собираясь сделать удар кием? Некоторые советуют смотреть на прицельный шар, некоторые концентрируют взгляд на битке, другие рекомендуют смотреть на лузу, чтобы отследить направление прицельного шара. Так как же будет правильней?
В общем-то ничего из этого делать не стоит. А действовать надо так:
- Сначала определитесь с линией удара позади битка и выберите угол удара по прицельному шару. В этот момент глаза должны быть направлены на биток – так Вы убедитесь, куда конкретно ударит Ваш кий.
- На следующем этапе направьте взгляд по направлению удара (Вы должны смотреть из-за моста мимо наклейки до битка). Отслеживайте глазами линию, которая идет до той части прицельного шара, в которую Вы целитесь. Да, это нелегко сделать, но попробуйте! Представьте, как биток ударяет в цель. Все это должно происходить тогда, когда Вы двигаете кием вперед и назад перед ударом.
- Затем быстро оцените взглядом положение для того, чтобы еще раз убедиться куда вы ударите биток и прицельный шар. К этому этапу луза уже не так важна для Вас. Все зрение сосредоточено точно на линии удара!
- Когда пришло время последнего обратного маха, глаза должны смотреть на биток, а затем медленно перемещаться к прицельному шару. Это должно происходить так, чтобы к тому моменту, когда наступает пауза перед последним выпадом вперед, глаза смотрели только на прицельный шар. Вернее концентрация взгляда должна быть на то место прицельного шара, куда Вы планируете попасть битком. Если на этом ответственном этапе Вы вдруг понимаете, что что-то пошло не так, лучше отойти от стола и начать снова. На этой поздней стадии сознательные корректировки лучше не предпринимать. Вы и так сами того не ведая все время делаете незаметные корректировки «под себя». Такая фокусировка зрения на прицельный шар нужна и для того, чтобы автоматически направить кий в направлении своего взгляда. Поэтому не стоит делать удар кием, когда глаза смотрят где-то между прицельным шаром и битком – рука будет автоматически следовать за взглядом. Принцип схож с действием устройства радиолокационного слежения.
Это все достаточно сложно не только на первый взгляд. Очень важно добиться синхронизации вышеупомянутой паузы перед ударом и направлением взгляда. На это действительно уходят годы упорных тренировок.
Но и на этом мы не перестаем отслеживать направление взгляда. После удара по битку постарайтесь еще немного времени сконцентрировать зрение на той позиции, где только что был прицельный шар. Зачем это нужно? Дело в том, что следить глазами за прицельным шаром вроде как кажется вполне естественным рефлексом. НО это может оказаться фатальной ошибкой – Вы можете отвести взгляд еще до удара по битку.
Поэтому еще раз подчеркиваем, насколько это важно – задержать взгляд на конкретном шаре в строго определенный момент. В любой другой игре с шарами и мячами это не играет настолько ответственную роль. Но поскольку в бильярде участвуют два шара с разными задачами, глазам отводится ведущая партия. Самая распространенная причина того, что удар кием состоялся не вовремя только в том, что окончательное перед ударом движение было сделано без фиксации зрения на прицельном шаре. Поэтому запомните – следите глазами за правильным шаром в нужное время!
Эта последовательность действий будет вырабатываться долго. Но вы привыкнете, доведете это до автоматизма и обретете стабильность в игре. Ведь мы открыли Вам главный секрет – как рассчитать время при ударе по шару. Желаем успехов!
litovchenko-billiards.ru
Как бить свояки в русском бильярде на Game Mini
Dжокер™ Просветленный (35876) 7 лет назад
Как правило, в бильярдной терминологии при сыгрывании своего шара редко пользуются обозначением «правый винт» и «левый винт» В зависимости от места расположения битка и чужого шара, и правый, и левый винт могут быть как винтом на лузу, так и винтом от лузы. Далее мы объясним, почему так бывает.
На рисунке указана позиция, где нам нужно сыграть свой шар в среднюю лузу. Если луза находится с левой стороны от чужого шара относительно битка, как в данном случае, то левый винт будет являться винтом на лузу, то есть винт в сторону лузы, тогда как правый винт будет обратным, то есть, от лузы.
Если, предположим, нужно будет играть точно такую позицию, но в другую сторону (зеркальное отражение) (рис. 2), то тогда все будет наоборот. Правый винт будет являться винтом на лузу и наоборот, левый винт будет винтом от лузы. Для того чтобы не запутаться, принято говорить просто: винт на лузу и винт от лузы.
Так называемый «свой по борту». или «француз». Это такой удар, когда оба шара стоят рядом возле одного борта, и для того, чтобы забить свой мы задаем битку вращение вдоль борта (Рис. 1).
При таком ударе чужой шар, отразившись от угловой лузы, по инерции откатится в сторону, а биток за счет винта направится в лузу. Проанализировав этот удар, мы видим, насколько винт помогает нам при сыгрывании своего. Из этого следует, что свой шар можно забить, даже если он вплотную стоит к борту.
Из описанного выше, можно сделать выводы, что чем сложнее угол захода, тем больше нам надо давать винта от лузы, то есть обратный винт. Подробно рассмотрим эту ситуацию. При сыгрывании своих шаров в среднюю лузу, нам очень важно предугадать, какой будет угол захода, сложный или легкий (чем острее угол, тем сложнее забить шар в лузу). За счет того, что средняя луза по размеру больше угловой, то там, где угол захода легкий, винт нам давать не обязательно, чтобы не усложнять себе удар. Но если угол захода острый, в таком случае винт нам просто необходим.
При ситуации, когда нужно играть свой шар на угловую лузу (Рис. 2), винт можно давать практически всегда, поскольку угловая луза по размерам меньше средней, то для большей уверенности свои шары играются с винтом.
Dжокер™ Просветленный (35876) Ой! Да ничего особенного. ) Как-то ничего сложного просто в бильярде не вижу, там ведь математика (геометрия) и физика. Всегда провожу анализ своих ТТД. Я тоже очень люблю бильярд=) Я вообще схемы сам не люблю. Периодически, правда, рисую схемы, но в голове. Сложнее — реализовать задуманное=) А винт какой давать, исходите из положения шаров на столе. Вот, к примеру, на последнем рисунке, винт следует давать по часовой стрелке, тогда шар ввинтится в лузу, но гораздо сложнее ПОПАСТЬ как надо)))
game-mini.ru
Как играть в бильярд еще лучше
Вот уже который год мы с превеликим удовольствием катаем шары одной левой и поглаживаем палку в тяжких думах о том, как бы извернуться. Кто-то особенно бескультурный и извращенный надумал себе чего попало, а нормальные люди поняли, что речь про бильярд. Этой забаве уже шесть веков (чисто документально), а играют в нее с таким же удовольствием, и популярности своей она не теряет. За эти века сформировались тонкости вроде тех, о которых говорил персонаж Дона Джонсона из «Харлея Дэвидсона и ковбоя Мальборо». Только если от его игры с сигаретой в зубах толку немного, то от наших советов сплошная польза. Они буквально заряжены на победу и притяжение ставочных денег.
Держать кий нужно правильно
«Крепче сожми меч свой верный в руке», — пели средневековые менестрели в своих песнях о славных витязях прошлого. Но бильярд — это вам не бойня, а кий — не оружие. Хотя GTA и Postal наглядно показали, что кий — это простой и надежный способ забить человека до смерти.
Но всё же будет лучше и удобнее, если ты будешь держать его нежно, словно… словно любую дорогую твоему сердцу продолговатую штуку. Не по-пижонски, брезгливо и двумя пальцами, а по-нашему, по-бильярдному: большим и указательным пальцами, плюс еще один или два пальца легко придерживают кий снизу. При отведении кия на замахе поддерживай его только большим и указательным, а при нанесении удара — всеми пятью пальцами.
Кто-то заметит, что такие великие игроки, как Ральф Гринлиф, хватались за кий как хотели. Но попробуй сыграть как Гринлиф, таким гениям прощается все. Если у тебя нет времени ежедневно, на протяжении нескольких лет, оттачивать ремесло, то лучше пользоваться советами.
Обязательная подготовка
Чем отличаются профессиональные и просто хорошие игроки от тех самодовольных пузатых шельмецов за 40, которые ходят по залу с чувством собственного превосходства и бросают ехидные взоры в сторону твоего стола? Они очень часто бьют наобум, не забивают шары, а просто усложняют игру. А всё потому, что они забывают про движения, по которым легко отличить дилетанта от хорошего игрока.
Возможно, ты обращал внимание, что профессионалы перед ударом делают несколько разминочных движений. Это не от неуверенности — напротив, это помогает подобрать необходимое ускорение и скорректировать прицел.
Делать их нужно спокойно, легко, плавно, с чувством собственного достоинства.
Однако с разминкой перед ударом легко переусердствовать. Поэтому не делай больше шести движений, ибо чем сильнее ты затягиваешь подготовку к удару, тем хуже он выйдет.
Работают только руки
Бильярд — это не баскетбол, не бокс и уж тем более не танцы. Поэтому в момент удара не нужно дергаться всем телом, ведь он начинается не с ноги. Здесь важные движения выполняют только кисть и часть руки (от запястья до локтя). Как писали в учебнике о бильярде 1881 года издания: «Тот, кто всем телом прикладывается для удара по битку, может даже не пробовать играть в бильярд — у него нет устойчивости тела и чувства мягкости удара».
Обязательно покрывай кий мелом
Все-таки легендарный киноковбой Мальборо, вернее, его старик-отец, был прав. Нужно как следует покрывать мелком кий перед каждым ударом. Мелок улучшает трение, благодаря чему удары становятся точнее. Большинство игроков надевают мелок сверху на кий и крутят туда-сюда, буря в нем отверстие, в результате чего слой мела получается округлым, и кий чаще дает осечку. Вместо этого нужно как бы штриховать конец кия со всех сторон легкими и частыми движениями. «Заштрихуй» конец кия мелом, чтобы он осел и по краям тоже. Конечно, делать это продырявленным дилетантами мелком довольно проблематично, но на будущее обязательно нужно взять себе за правило. Ведь бильярд — чрезвычайно красивая забава, и всё в нем должно быть красиво.
К каждому столу нужно привыкнуть
Бильярдные столы в большинстве своем выглядят как изрядно повидавшие на своем веку проститутки. Такие же тусклые, мятые, зеленые и давно позабывшие о своих лучших временах. Не всегда столы вовремя чистятся, и сукно на них меняется не всегда своевременно. Особенно часто это происходит с главными столами, на которых происходит больше всего схваток. Такие столы особенно медленные и неровные. Плюс ко всему, не у всех столов одинаковая ширина луз. Да еще и кий — полководческий жезл бильярдной партии — иногда оказывается слишком необычным, и к нему надо привыкнуть: к его балансу, тяжести, формам.
Поэтому чтобы не оказаться олухом, обязательно перед игрой сделай на столе несколько ударов, чтобы почувствовать раскат стола, отдачу бортов, ширину луз и прочее. Никто ругаться и протестовать не будет, напротив, решат, что ты профи… пока не увидят, как ты бьешь.
Секреты разбоя
Удар, разбивающий пирамиду, называется «разбой» и ничего общего с действиями насильственного характера он не имеет. Именно после того, как биток разгоняет пирамиду по столу, начинается игра. Если ты играешь в пул, то для удачного разбоя поставь биток не на центральную точку, а в 15 см слева или справа от нее. Тогда появится большая вероятность того, что шары окажутся в лузах.
Красивый проигрыш
Одно из важнейших качеств, без которого невозможен бильярд — это умение красиво проигрывать. Промахнулся — ну бывает, соберись, отойди от стола, сохраняя спокойствие и достоинство. Не нужно причитать и махать руками. Бильярдный стол — слишком сакральное место для истерик. Хуже — только чересчур самоуверенные орлы. Но есть одна беда: бильярдные боги таких не любят. В любом случае, это всего лишь игра, а в игре тот, кто не может себя контролировать, всё время в проигрыше. Игрок, не умеющий проигрывать достойно, представляет собой постыдное зрелище, поэтому стремись не столько к победе, сколько к повышению своего мастерства.
brodude.ru