Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки
Фильм «Шоколад»
Ассоциация – связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.
Домашняя птица? – Курица! Поэт? – Пушкин!
Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например: «белый» -> «снег», «белый» -> «день», «белый» -> «свет»; «черная» -> «сажа», «черная» -> «ворона»; «танк» -> «броня», «танк» -> «пушка». И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.
Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.
Почему и как ассоциации образуются сами
Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу – мы это запомнили. Рядом с ложками на столе часто лежат вилки – отсюда частая ассоциативная связь «ложка-вилка». А «ложка» и «термоядерный коллайдер» – ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична. Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое—синее) и по контрасту (черное—белое).
Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда – нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны. Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как… Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.
Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!
Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек – девчачьи ассоциации, у мальчиков – мальчиковые, у взрослых людей – взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. «О чем ты думаешь, глядя на кирпич? – О девушках. – А почему? Как связаны кирпич и девушки? – А я о них всегда думаю…»
Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы в понимании В.М. Бехтерева. Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову, так и понятием «подкрепление», чаще используемым в бихевиоризме.
Использование ассоциаций в практической психологии
Метод свободных (у Юнга – направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе.
В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.
В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.
Управляемые ассоциации
Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации – ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.
Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: «Зонтик!»
А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке – вспомните.
Боязнь темноты у взрослых и детей: откуда берётся и как преодолеть
Ликбез Жизнь 26 января 2022
Этот естественный страх иногда перерастает в фобию. Но его вполне можно перебороть самостоятельно и с помощью специалистов.
Большинство детей боится темноты. Специалисты считают, что этот страх естественный и затрагивает почти каждого. Он появляется ещё в детстве, в возрасте 3–6 лет, и с годами обычно проходит. Но ему подвержены и подростки, и взрослые.
Одним этот страх доставляет лёгкий дискомфорт, а для других становится настоящим мучением. Рассказываем, как возникает боязнь темноты и можно ли с ней справиться.
Что такое боязнь темноты и как это проявляется
Это чувство тревоги и беспокойства, которое возникает у человека, когда он оказывается без света. Пугать может и темнота сама по себе, и то, что она скрывает: реальные или воображаемые опасности.
Проявляется этот страх так же, как и любой другой:
- становится трудно дышать;
- учащается сердцебиение;
- сдавливает грудь;
- возникает тремор рук, дрожь в ногах;
- по телу бегут мурашки;
- начинается головокружение;
- тошнит, «крутит» в животе;
- бросает в жар или в холод;
- усиливается потоотделение;
- хочется поскорее убрать то, что вызывает тревогу — включить свет, убежать из тёмного места;
- происходящее кажется не совсем реальным;
- становится трудно думать, мысли путаются.
Почему возникает боязнь темноты
Во-первых, она появляется из-за нехватки визуальных стимулов. Человек в темноте не различает окружающие его объекты, из-за этого тревожится, и его воображение рисует не самые безобидные картины.
Во-вторых, страх темноты связан с боязнью неизвестности: человек ничего не видит и не знает, что его ждёт, — и это пугает. Есть гипотеза, что страх неизвестности относится к базовым и наиболее древним и уже из него растут все остальные страхи и фобии.
В-третьих, боязнь темноты, возможно, досталась нам от наших далёких предков. Для первобытного человека ночь была трудным временем, многие опасные хищники нападали на людей именно в тёмное время суток. Тот, кто боялся и проявлял осторожность, имел больше шансов выжить. Сейчас на нас уже никто не нападает, но инстинктивный страх перед темнотой остался.
Проверьте 🎯
- Как побороть страх неизвестности и быстро достигать поставленных целей
Правда, иногда естественный страх темноты перерастает в ментальное расстройство — никтофобию — и начинает доставлять человеку много неудобств. Вот факторы риска, которые этому способствуют:
- Эмоциональные потрясения, стрессы и травмы. Они могут быть вызваны болезнями, неприятными событиями в семье, сильным испугом, насилием, несчастными случаями.
- Тревожные родители. Дети перенимают их страхи, переживания, нервозность, недоверчивое отношение к жизни.
- Гиперопекающие родители. Если они слишком стремятся оградить ребёнка от мира и контролируют его, у него могут развиться тревожность и разные фобии.
- Наследственность. Одни люди более предрасположены к страхам и фобиям, чем другие.
Как понять, что боязнь темноты переросла в никтофобию
Никтофобия — это та же боязнь темноты, но иррациональная и выраженная очень сильно. То есть у человека нет никаких объективных причин пугаться, и тем не менее он испытывает интенсивный и необъяснимый страх.
Обычный страх темноты, как правило, быстро проходит: по мере взросления люди учатся с ним справляться и понимают, когда есть реальные причины бояться, а когда нет. Никтофобия не исчезает сама по себе, проявляется остро и может мешать человеку жить полноценной жизнью.
При этом состоянии к стандартным проявлениям страха могут добавиться ещё несколько симптомов:
- сильная и продолжительная тревога;
- панические атаки;
- бессонница;
- отказ от социальных взаимодействий, работы или увлечений, если ради них приходится сталкиваться с темнотой.
Например, из-за страха человеку может быть не по себе, когда он заходит в тёмный переулок, слышит посреди ночи непонятный шорох или после просмотра хоррора идёт через неосвещённый коридор. Но при этом он в состоянии справиться с переживаниями.
Если боязнь переросла в фобию, эмоции захлёстывают человека настолько, что он может испытать паническую атаку, увидев, что погас ночник. Или отказаться пойти на важное мероприятие, потому что придётся выйти на тёмную улицу.
Выявить никтофобию может только врач. Психиатры относят это состояние к разделу специфических фобий.
Как помочь ребёнку, если он боится темноты
У детей этот страх в основном проявляется, когда нужно идти спать: они не хотят оставаться одни в комнате, боятся выключать свет. Вот что рекомендуют делать психологи в такой ситуации.
Разговаривайте и будьте рядом
Не игнорируйте жалобы, не смейтесь над ними, не пытайтесь отмахнуться. Расспросите ребёнка, что именно его беспокоит, внимательно выслушайте. Постарайтесь обнять, приласкать и утешить его.
Объясните, что страх — это нормально, но сейчас ему нечего бояться. Подчеркните, что вы рядом и с вами он под надёжной защитой. Скорее всего, придётся проявить терпение и повторить этот разговор не один и не два раза.
Читайте специальные сказки
Существуют терапевтические истории для детей, которые помогают справиться с переживаниями или скорректировать нежелательное поведение. Можно купить одну из таких книг и читать вместе с ребёнком перед сном:
- Елена Ульева «Сонные сказки. Я не боюсь темноты.
Сказки, которые помогут справиться со страхом темноты»
- Анна Кутявина «Я ничего не боюсь!»
- Елена Ульева «Сказки про эмоции. Почему я боюсь?»
Не включайте перед сном телевизор
Ребёнку, особенно если он и так испытывает стресс, перед сном важно успокоиться и расслабиться. Мультфильмы и тем более взрослые передачи могут взбудоражить его или даже напугать. Поэтому и телевизор, и гаджеты вечером лучше заменить на книги, колыбельные, аудиосказки, спокойные игры.
Фильтруйте детский контент
Обратите внимание на то, что ребёнок смотрит и читает, какими приложениями пользуется, нет ли у него доступа к контенту, который не соответствует его возрасту и содержит пугающие сцены и образы.
Детей необязательно ограждать от всего страшного. Но на время, пока вы вместе пытаетесь справиться с боязнью темноты, лучше отдавать предпочтение историям и мультфильмам, в которых нет никаких страшилок.
Добавьте в закладки 🔒
- 5 лучших приложений для родительского контроля на Android и iOS
Разберитесь в причинах
Возможно, боязнь темноты возникла не на пустом месте, и ребёнок переживает стресс или неприятный опыт. Разлад в семье, проблемы со сверстниками, непосильная учебная нагрузка, возрастной кризис. Если появление страха совпало с какой-то психотравмирующей ситуацией, стоит прежде всего устранить именно её.
Вместе поищите решение
Обсудите с ребёнком, что могло бы помочь ему бояться меньше. Например, вы можете вместе выбрать симпатичный ночник. Или договориться, что когда он заснёт, вы будете приходить к нему в комнату и проверять, всё ли с ним хорошо.
Обратитесь к психологу
Если своими силами справиться не получается, лучше сходить вместе с ребёнком к детскому психологу. Он поможет понять причины страха и предложит стратегию для его преодоления.
Как взрослому справиться со страхом темноты самостоятельно
Специалисты предлагают несколько вариантов.
Практикуйте мышечную релаксацию
В 1920-х годах американский учёный и врач Эдмунд Джекобсон разработал метод прогрессивной мышечной релаксации, который помогает справляться с тревогой, депрессией, стрессом и фобиями. Джекобсон выяснил: чтобы добиться глубокой релаксации, нужно последовательно напрячь мышцы, а потом их расслабить.
Начать можно с рук, потом перейти к лицу, от него — к шее, спине и груди и, наконец, к ногам. При этом рекомендуется в течение 5–10 секунд сильно напрячь мышцы той части тела, на которой вы сейчас сфокусировались, а затем в течение 15–20 секунд расслабить и сосредоточиться на этом ощущении. И дальше переходить к следующей области, пока не расслабится всё тело и паника не отступит.
Попробуйте 😑
- Избавляемся от стресса: метод прогрессивной мышечной релаксации
Делайте дыхательные упражнения
Они тоже помогают расслабиться и переместить внимание с пугающего окружения на собственное дыхание. Самый простой вариант — делать глубокие вдохи и выдохи хотя бы в течение пары минут. Ещё можно попробовать «коробочное» дыхание — вдыхать и выдыхать на четыре счёта, представляя, что вы перемещаетесь вдоль стенок квадратной коробки.
Возьмите на заметку 👈
- 5 эффективных техник, позволяющих взять себя в руки
Найдите для темноты приятные ассоциации
Можно воображать темноту как что-то большое, холодное и непроглядное, таящее в себе чудовищ, преступников и другие опасности. А можно подумать о том, как уютно лежать в темноте под тёплым одеялом. Или слушать музыку и наслаждаться своими мыслями. А может, сидеть южной ночью у кромки моря и смотреть, как волны накатывают на берег.
Постарайтесь заменить неприятные ассоциации положительными образами.
Попробуйте самовнушение
И придумайте что-то вроде мантры, которая придаст вам сил и поможет успокоиться. Сформулировать её нужно самостоятельно. Врач и клинический психолог Тимоти Легг предлагает такой вариант: «Да, вокруг темно, но я в безопасности».
Когда подходящая фраза найдена, её нужно повторять в моменты тревоги и паники.
Когда стоит обратиться за помощью
Справиться со страхами и особенно фобиями не всегда получается самостоятельно. Если эмоции слишком сильные и неприятные, мешают вам жить нормальной жизнью и плохо поддаются контролю — это повод пойти к психиатру, неврологу или психологу.
Также за помощью обязательно нужно обратиться, если вы:
- переживаете сильную тревогу и панические атаки;
- из-за страха не можете спать;
- испытываете выраженные физические проявления страха: тахикардию, затруднённое дыхание, боли в сердце;
- боитесь вечером встретиться с друзьями, сходить на корпоратив или в кино только потому, что часть времени придётся провести в темноте.
Как лечат боязнь темноты
Когнитивно-поведенческая терапия
Это один из самых эффективных методов лечения фобий, в том числе боязни темноты. Суть подхода в том, чтобы поменять отношение к стрессовой ситуации, в данном случае — к темноте. Во время сессий терапевт учит клиента выявлять негативные эмоции, оспаривать отрицательные установки и мысли и заменять их более реалистичными.
Разберитесь 🥼
- Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
Экспозиционная терапия
В её основе лежит идея, что попытки убежать от того, что вас пугает, только сделают страх сильнее. А чтобы победить фобию, нужно встретиться с её причиной лицом к лицу. Но сделать это постепенно и под контролем психотерапевта.
Сначала вы обсудите ваше состояние, потом разработаете план и будете потихоньку, маленькими шагами, приучать себя к темноте. Например, смотреть на фотографии тёмных мест, затем ненадолго оставаться в полумраке, наконец выключать свет полностью и постепенно увеличивать время такой «экспозиции».
Медикаментозная терапия
Если врач посчитает, что психотерапии недостаточно для того, чтобы справиться с боязнью темноты, он может назначить лекарства, например седативные препараты или анксиолитики. Только не принимайте такие препараты без рекомендации специалиста! Если они подобраны неправильно, то могут принести больше вреда, чем пользы.
Читайте также 🧐
- Откуда берутся фобии и как с ними бороться
- Как справиться с боязнью пауков, тараканов и прочей гадости
- Как понять, почему вы не можете «просто успокоиться»
- Как побеждать фобии в реальности и во сне
- Боязнь пуговиц или страх путешествий? Простой тест на знание фобий
переходный центр — The Arise Society
Колледжи извлекают выгоду из нашего совместного подхода
что их учреждение
ничего не знало.
Рекордное количество студентов колледжей нуждаются в лечении, хотя колледжи не знают или не могут идти в ногу со временем, что приводит к увеличению числа их отсева. Отсутствие лечения психических и эмоциональных состояний приводит к тревожному среднему показателю отсева в 33%. Отправляйте своих студентов в переходный центр The Arise Society, и примерно через год с нами они смогут вернуться в ваш кампус. Таким образом, они будут готовы справиться с курсами, стрессом и жизнью в кампусе после того, как получат нашу индивидуальную поддержку.
Вместо того, чтобы бросить учебу и завершить свое время в The Arise Society, студенты могут затем получить степень и получить диплом своего первоначального университета или университета по выбору.
Обслуживая самый большой студенческий контингент в штате Юта, UVU является колледжем с открытым набором, который работает круглый год, как по семестровому, так и по блочному расписанию. Его разнообразные предложения включают множество двухлетних степеней младшего специалиста, четырехлетних степеней бакалавра, программ для выпускников и профессиональных сертификатов. Расположенный в нескольких минутах ходьбы, UVU является идеальным вариантом для студентов, обучающихся в нашей программе переходного центра.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О UVU
Мы работаем и играем вместе с нашими студентами, делясь ценным учебным опытом, который имеет отношение к практическому применению их терапевтической работы.
СТУДЕНТЫ
Мы находимся в центре Юты, красивого штата, который предлагает безопасную среду и множество мероприятий на свежем воздухе. Юта может похвастаться отличным доступом к лыжам, сноуборду, велоспорту, альпинизму и пешим прогулкам мирового класса. Его природная красота предлагает захватывающие впечатления на свежем воздухе в любое время года. У студентов нашего переходного центра никогда не закончатся полезные приключения на свежем воздухе.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Персонал всегда доступен и тесно связан со студентами.
Студент общества «Встань»
Возможно, лучшее, что случалось в моей жизни, уступает только посещению дикой природы. Хочу сказать спасибо The Arise Society!
— Эш В.Arise Society Student
Настройка очень полезна для меня, потому что она имитирует реальную жизнь, есть большой выбор и свобода, но есть и надежная поддержка.
— Кейт Л.Восстань Студент Общества
Переходный центр Arise Society помог моей дочери с легкостью перейти из средней школы в студенческую жизнь и укрепил наши отношения.
— Джон П.Родительское общество Arise
Почему колледж?
Мы выбрали колледж, потому что в колледже молодые люди становятся взрослыми и независимыми. Часто у нас есть свои собственные проблемы с депрессией, тревогой, зависимостью и другими различными проблемами. Но мы понимаем, что быть функциональным — это не значит избавиться от этих проблем, это значит справиться с ними — и в то же время добиться успеха в жизни.
ПОСМОТРЕТЬ НАШУ ВИДЕО ГАЛЕРЕЮ
Связаться с нами
Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму.Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму.
Имя *Первый
Последний
Эл.
1223 S 620 Вт
Orem, UT 84058
Телефон: (801) 300 — 9995
Факс: (801) 405 — 0103
поступлений@
thearisesociety.com
Следуйте за нами
Просто, легко Руководство по андрагогике
Если вы учитесь поле, вы, наверное, слышали о педагогике. Вы, наверное, сидели на семинарах по передовому педагогическому опыту. Если вы учитесь в сфере образования, вы неоднократно сталкивались с этим термином на своих занятиях.
Но знаком ли вам термин «андрагогика»? Это ключевой термин в сфере образования, и его должны понимать, по крайней мере, те, кто ценит обучение.
В этом посте мы дадим вам руководство по андрагогике для непрофессионалов. Мы собираемся объяснить, что это такое, откуда оно взялось и его основные принципы.
Что такое андрагогика?
Как правило, андрагогика означает понимание науки и практики обучения взрослых. Это контрастирует с педагогикой, которая представляет собой понимание науки и практики обучения детей.
- Андра = взрослый
Педа = ребенок
В переводе с греческого андрагогика означает «ведущая человека», а педагогика — «ведущая ребенка».
Вот что пишет об андрагогике Блейк Зойферт: «человек-лидер»], практический и не очень зависимый от инструктора или учителя. Часто у учащегося нет основы для дальнейшего развития, и ему необходимо освоить другие зависимые навыки и оценить пробелы в знаниях.
Термин «андрагогика» был впервые введен еще в 1833 году немецким учителем Александром Кнаппом в попытке классифицировать и описать теорию образования Платона.
Однако этот термин наиболее тесно связан с Малкольмом Ноулзом, педагогом, оказавшим огромное влияние на сферу обучения взрослых. Как отмечает Марк К. Смит:
В 1950-х годах он был исполнительным директором Ассоциации образования взрослых Соединенных Штатов Америки. Он написал первые основные отчеты о неформальном образовании взрослых и истории образования взрослых в Соединенных Штатах. Кроме того, очень широко обсуждались и использовались попытки Малкольма Ноулза разработать отличительную концептуальную основу для образования и обучения взрослых с помощью понятия андрагогики. Он также написал популярные работы по самостоятельной и групповой работе (вместе с женой Хульдой). Его работа сыграла важную роль в переориентации педагогов для взрослых с «обучения людей» на «помощь им в обучении».
Ноулз была убеждена, что обучение взрослых должно быть самостоятельным. Вместо того, чтобы образование было ориентировано на учителя, обучение взрослых должно быть сосредоточено вокруг учащихся и учить их силе самомотивированного обучения.
Сам Ноулз сказал:
Этот факт делает задачу каждого лидера групп взрослых реальной, конкретной и ясной: каждая группа взрослых, какой бы она ни была, должна стать лабораторией демократии, местом, где люди могут получить опыт научиться жить сообща. Отношения и мнения формируются в основном в учебных группах, рабочих группах и игровых группах, в которые взрослые вступают добровольно.
Каковы ключевые концепции андрагогики?
Первоначально Ноулз определила четыре основных принципа понимания взрослых учащихся, а затем добавила пятый. Вот эти столпы:
Столп №1: Созревание Я-концепции
По мере того, как человек взрослеет, его Я-концепция также созревает. Они переходят от зависимости от других к самостоятельности и независимости.
Другими словами, зрелость ведет к растущей независимости и автономии. В то время как дети полностью зависят от других в обучении и понимании, взрослые учатся и понимают самостоятельно.
Ноулз описал созревание следующим образом:
…при котором люди берут на себя инициативу, с помощью других или без нее, в диагностике своих потребностей в обучении, формулировании целей обучения, определении человеческих и материальных ресурсов для обучения, выборе и осуществлении надлежащего обучения. стратегии и оценка результатов обучения.
Столп № 2: Приобретение опыта
В дополнение к взрослению уверенности в себе взрослые накапливают опыт. Этот увеличивающийся опыт становится источником углубления для их обучения. Дети, с другой стороны, имеют очень мало опыта и должны полагаться на опыт других, чтобы учиться.
Другими словами, когда дети становятся взрослыми и приобретают больше опыта, некоторые вещи становятся интуитивно понятными. Их опыт позволяет им интуитивно понимать вещи, которые они никогда бы не поняли раньше.
Столп №3: Повышение готовности к обучению
По мере того, как взрослый переходит в различные социальные роли (наемный работник, родитель, супруг, гражданин и т. д.), его готовность к обучению ориентируется на эти роли.
Подумайте, как это проявляется в жизни. Когда взрослый начинает работать, он должен ориентировать свое обучение на навыки, необходимые для его работы. Став родителями, они внезапно должны узнать все, что связано с заботой о детях. Новые роли требуют новых знаний.
Столп № 4: Изменение приложения и ориентации
Когда человек молод, его применение предмета откладывается, и его ориентация сосредоточена на предмете. Например, когда кто-то изучает алгебру в 9-м классе, он обычно не сразу применяет ее к реальным жизненным задачам. Им приходится ждать, пока они станут старше и столкнутся с потребностью в алгебре.
По мере того, как человек взрослеет, его применение знаний становится немедленным и более сосредоточенным на проблеме. Взрослые сталкиваются с проблемами, учатся решать эти проблемы, а затем сразу же применяют свои знания для решения этих проблем.
Компонент № 5: Внутренняя мотивация к обучению
Мотивация к обучению у ребенка обычно является внешней. Они обязаны ходить в школу и столкнутся с внешними последствиями, если они этого не сделают. Это меняется, когда они становятся взрослыми.
Взрослые мотивированы на внутреннее обучение. Они хотят расти в саморазвитии. Они желают продвигаться по карьерной лестнице и нуждаются в приобретении новых навыков. Они обнаруживают, что сталкиваются с незнакомой проблемой и нуждаются в решении. Вместо того, чтобы навязывать им образование, взрослые на самом деле занимаются образованием.
Эти пять столпов составляют основу того, как Ноулз понимает обучение взрослых и андрагогику. Ноулз считал, что все обучение взрослых должно учитывать эти пять столпов и соответствующим образом формировать обучение и учебную программу.
К каким результатам должна привести андрагогика?
По словам Ноулза, образование взрослых всегда должно давать как минимум семь результатов.
Результат №1: Зрелое понимание себя
Надлежащее образование для взрослых помогает взрослым понять себя ясно и объективно. Они учатся понимать их:
- Мотивы.
- Потребности.
- Интересы.
- голов.
- Вместимость.
По мере того, как они растут в самопознании, взрослые также должны повышать самоуважение и стремление к постоянному росту.
Результат № 2: Принятие, уважение и любовь к другим
Помимо повышения самоуважения и любви, андрагогика должна побуждать взрослых все больше принимать, уважать и любить других. Должно быть острое понимание разницы между людьми и идеями.
Это понимание даст взрослым возможность критически относиться к идеям, не нападая и не угрожая людям, которые их придерживаются.
Результат №3: Гибкое и динамичное отношение к жизни
Каждый опыт — это новая возможность для обучения взрослых. Кроме того, люди постоянно меняются, и взрослые должны научиться это принимать и даже принимать.
В совокупности это означает, что обучение взрослых должно формировать динамичное, даже страстное отношение к жизни, побуждающее людей воспринимать каждый новый опыт как возможность учиться.
Результат № 4: понимание причин, а не симптомов и реагирование на них
Обычно при возникновении проблемы люди реагируют на ее симптомы. Надлежащая андрагогика должна это изменить.
Взрослые должны видеть не только симптомы, но и видеть глубинные причины проблемы. Как только они поймут первопричины, они смогут соответствующим образом отреагировать.
Результат № 5: Понимание человеческого опыта
Все склонны к предубеждению относительно новизны. Другими словами, люди склонны считать, что современное лучше, и игнорировать прошлое. Андрагогика создает сдвиг перспективы. Он учит людей понимать, ценить и делиться идеями, опытом и традициями прошлого. Вместо того, чтобы принижать прошлое как не относящееся к делу, оно подчеркивает его важность.
Результат № 6: Понимание и способность изменить общество
Жизнь в условиях демократии требует, чтобы взрослые могли понимать общество, в котором они живут, и добиваться эффективных изменений. Таким образом, правильное образование для взрослых знакомит людей с социальным порядком и с тем, как формируется этот социальный строй.
Заключение
Малкольм Ноулз сыграл ключевую роль в формировании системы образования взрослых.