Гастрономы, рассчитайтесь! История самых известных продуктовых Москвы | Продукты и напитки | Кухня
Мария Тихменева
Примерное время чтения: 6 минут
3731
Елисеевский после реконструкции, 2006 год. Public Domain
В 1901 году открылся московский Елисеевский магазин. И 11 апреля 2021 года — последний день его работы. 120 лет почти без перерыва Елисеевский снабжал жителей столицы деликатесами, первосортными продуктами, экзотическими фруктами, вкуснейшими конфетами и булочками.
Власти Москвы обещают сохранить Елисеевский как продуктовый магазин, но пока там встречают последних покупателей пустые полки. Рассказываем, какие еще советские продуктовые магазины запомнились москвичам и так или иначе дожили до наших дней.
Елисеевский
«Магазин Елисеева и погреба русских вин» — так назывался самый известный магазин Москвы в первые годы своего существования. Его открытие уже произвело фурор в городе, это был единственный магазин, где потолок и стены украшали золото и лепнина, где на потолке висели огромные хрустальные люстры. Настоящий дворец для еды. И еды непростой. Москвичей магазин удивлял экзотическими фруктами, оригинальными конфетами. В Елисеевский ходили как на экскурсию, чтобы купить хотя бы несколько конфет.
После революции продукты в Елисеевском остались, поменялось название, он стал «Гастрономом № 1». Остались роскошные интерьеры, лепнина, хрусталь. Правда, ассортимент при Советах стал победнее. Но на фоне остальных магазинов Москвы продуктов в главном гастрономе Москвы было много, они были хорошими. Но вот покупать эти продукты могли не все. Во времена знаменитого советского дефицита в Елисеевский можно было получить приглашения по особым случаям (свадьба или похороны). В некоторые годы можно было обратиться в Гастроном № 1 за заказом (заранее выбранными вами продуктами).
Магазин славился не только шикарностью интерьеров и хорошим выбором продуктов, но и громким коррупционным делом, по которому приговорили к расстрелу директора гастронома — бывшего фронтовика Юрия Соколова. В магазине выявили крупные хищения, и следствие пришло к выводу, что в коррупции замешаны самые высокие партийные чины, но дело предпочли замять, расстреляв только директора магазина.
ГУМ
Название «Гастроном № 1» носит теперь продуктовый супермаркет в ГУМе. Верхние торговые ряды — так магазин назывался до 1953 года — были построены в 1890-1893 годах архитектором Александром Померанцевым и инженером Владимиром Шуховым в псевдорусском стиле. Открытие же состоялось 14 декабря 1893 года. В торговых рядах пространство было поделено на дорогие салоны с хорошей мебелью и богатой отделкой, где продавались как промышленные, так и продовольственные товары. Были парчовые ткани, кондитерская лавка Абрикосовых, ювелирная мастерская, отделение банка, ресторан.
После революции в здании расположился народный коммисариат продовольствия, а также склад реквизированного продотрядами и столовая для советских служащих.
В годы НЭПа тут находился Государственный универсальный магазин, а в 1930-х годах — министерства и ведомства.
Наконец, в 1953 году ГУМ был реконструирован и открыт для покупателей. Это был самый крупный магазин в Советском Союзе, очереди в него выстраивались такие, что их регулировали специальные наряды милиции. В универмаге можно было купить промтовары. На первой линии до 1990 года располагался продуктовый гастроном. Его витрины выходили на Красную площадь и манили всех гуляющих своей красотой и (временами) продуктовым изобилием.
Сейчас ГУМ находится в аренде у группы Bosco di Ciliegi. И в 2008 году в нем опять открылся продуктовый магазин. Теперь он называется Гастроном № 1.
Гастроном № 40
В здании общества «Динамо» по адресу Большая Лубянка, 12 располагался в советские времена Гастроном № 40. Не такой известный, как ГУМ, не такой роскошный, как Елисеевский. Но тоже любимый москвичами за богатый ассортимент качественных продуктов. Больше выбор был, пожалуй, только в Елисеевском.
В 40-м гастрономе в 70-е годы также можно было сделать заблаговременный заказ продуктов, который тебе собирали за один или несколько дней. Такой услугой сначала мог воспользоваться любой москвич, но когда наступили времена дефицита, эта возможность стала доступна не всем.
Кроме хорошего ассортимента, Гастроном № 40 славился своими пирожками с мясом и яйцом. А еще здесь впервые в Москве появились молочные коктейли и кофейный автомат.
После развала Союза с 1994 года помещение Гастронома № 40 занимал круглосуточный «Седьмой континент». Но в 2016 году компания закрыла свои магазины. Сначала помещение отошло к «Азбуке вкуса», а теперь там находится супермаркет Eurospar.
«Китайская шкатулка». Фото: Public Domain«Китайская шкатулка»
Изящный трехэтажный дом в китайском стиле — до сих пор одно из главных украшений Мясницкой улицы. Его построил в 1893 году архитектор Роман Клейн специально для чайной компании «Перлов и сыновья». Конечно же, в таком китайском доме мог продаваться только первосортный чай, магазин с которым работает до сих пор на первом этаже здания. Москвичи прозвали дом «китайской шкатулкой» за необычный внешний вид.
Правда китайским дом стал не сразу. Его стилизовали к коронации Николая II, на которую должен был прибыть посол Китайской империи. Перлов надеялся заключить с ним выгодное соглашение о поставках чая. И поручил архитектору Карлу Гиппиусу стилизацию дома. Так появились драконы, черепичные крыши, многоярусная пагода, колокольчики. В торговом зале устраивали дегустацию чая.В советские времена здание охранялось как исторический памятник, в нем все так же располагался магазин с чаем и кофе, интерьеры заботливо сохранились в дореволюционном стиле, даже полномасштабная реставрация не навредила внешнему облику и внутреннему убранству.
В магазине по-прежнему можно купить разнообразные сорта чая и кофе, там продаются неплохие пирожные, разнообразные конфеты. Но приятно туда зайти и просто так, полюбоваться на китайское убранство.
история Москвыпродуктовые магазиныЕлисеевский гастрономКитайская шкатулкаГУМгастроном 40
Следующий материал
Новости СМИ2
Дом-пагода в Москве (чайный дом)
+4 фото
46471
автор: Дмитрий Казаков
поделиться: |
Дом-пагода в Москве или Чайный дом был построен для основателей Чайной компании Перловых, здание является памятником архитектуры, созданным в конце XIX века в стиле позднего ренессанса. Дом-пагода — одно из самых красивых строений в Москве, его часто называют китайской шкатулкой и архитектурным чудом.
В Китае и Корее, Японии и в некоторых других странах пагодой называли многоярусные башни, используемые как храмы. Дом-пагода также имеет двухъярусную башню, поэтому и получил такое название.
Вот уже более 200 лет в этом здании расположен магазин, торгующий чаем, кофе и сладостями.
Адрес
101000, Москва, ул. Мясницкая, дом 19
Как доехать до Дома-пагоды
Станция метро «Тургеневская» и «Чистые пруды». Дом можно увидеть, если идти от Казанского, Ленинградского или Ярославского вокзала в сторону Кремля.
История
В конце XVIII века родоначальник династии чайных королей, купец второй гильдии Алексей Перлов стал привозить чай из Китая и продавать его в столице. Тогда в Москве еще мало кто знал о заморском напитке, но уже через 50 лет, как писал Виссарион Белинский, русский народ не мог жить без чая и пил его по пять раз в день дома и пять раз в трактирах.
Заслуга Алексея Перлова состояла в том, что он стал продавать чай в розницу и сделал его популярным среди простого народа.
Его сын Василий Перлов наладил продажу товара в любых, даже в самых малых количествах, а кроме того, он ввел торговлю по сортам и соответственно по разным ценам. Появилась упаковка в виде расписных алюминиевых и жестяных баночек с поучительными надписями о пользе напитка, например такими: «Чай не пил, какая сила» или «Свойство сему напитку — осаждать пары, освежать и очищать кровь».
Незадолго до смерти в 1860 году Василий Перлов учредил фамильную фирму — «В.Перлов с сыновьями». У тому времени компании принадлежало 88 магазинов по всей России и Европе и только в Москве на центральных улицах их было 14, увы, к настоящему времени остался лишь один магазин на Мясницкой.
В 1869 году после смерти Василия Перлова старшему сыну Семену досталась фирма отца и дом на улице Мясницкой, а младшему Сергею перешел дом на Мясницкой, в котором он основал свою собственную чайную компанию.
В 1890–1893 годах по проекту известного архитектора Романа Ивановича Клейна Сергей Перлов построил новое здание по улице Мясницкой в стиле позднего ренессанса.
В 1896 году в столице состоялась коронация Николая II и к этому событию здесь ожидали китайского сановника Ли-Хунь-Чжана, канцлера Китайской империи. Во время пребывания китайской делегации многие столичные торговцы надеялись заключить с Китаем выгодные контракты по поставке чая в Россию.
К приезду посла готовился и Сергей Перлов, пригласив для отделки здания своей фирмы известного архитектора Карла Гиппиуса. В 1895–1896 годах талантливый мастер оформил строение в китайском стиле, что стало своеобразной и очень действенной рекламой компании Перлова. К тому же, хозяин надеялся, что китайский посол, польщенный таким вниманием, остановится именно здесь.
Его брат Семен Перлов здание на Мещанской не перестраивал, а лишь украсил его в китайском стиле, но именно у него и остановился Ли-Хунь-Чжан.
Вместе с тем, Сергей Перлов остался в историческом выигрыше — здание на Мясницкой приобрело широкую известность и признано архитектурным памятником, которым вот уже более 200 лет любуются москвичи и гости столицы.
Сергей Перлов неоднократно бывал в Китае, хорошо знал традиции, культуру и искусство Поднебесной, поэтому принимал самое активное участие в отделке строения. Можно сказать, что он был соавтором оформления и ни одна деталь не была установлена без его ведома.
Описание
Без преувеличения можно сказать, что Карл Гиппиус совершил архитектурное чудо — фасад здания преобразился, им восторгались все жители столицы.
Использование цветной штукатурки и многочисленных накладных керамических деталей в виде китайских орнаментов по всем стенам придали зданию красочный полихромный вид.
Венчает строение двухъярусная башня пагода, сооруженная в его центральной части. Для отделки стен и внутреннего интерьера использовались такие элементы, как витые дракончики и китайские фонарики, змейки и зонтики, фарфоровые фигурки в национальных костюмах. Многие предметы для оформления магазина были завезены из Китая, в том числе мебель и вазы, скульптура и ковер работы китайских мастеров.
На фасаде установлен фамильный герб Перловых — чайный куст на лазоревом щите с шестью натуральными жемчужинами — перлами, не зря фамилия династии чаеторговцев — Перловы!
Над витринами, в филенках синего цвета красными буквами появились надписи: «Чай, сахар, кофе», а над входом — «Сергей Васильевич Перлов» и «Главный магазин».
Во всем облике здания видны китайские архитектурные традиции — яркий фасад, украшенный рисунком, крыша с изогнутыми углами, построенная по системе доу-гун, колокольчики — символы съестных лавок в Китае.
Кроме продажи чая, в магазине проводилась его дегустация — гости сидели на шелковых пуфах, а приказчики подавали им деревянные и фарфоровые чашки с напитком.
Реставрация дома-пагоды (Чайного дома)
С приходом Советской власти здание было национализировано и в нем появились коммуналки, хотя на первом этаже все также работал магазин.
Со временем строение ветшало и не смотря на то, что оно было признано памятником истории и архитектуры федерального значения, за 100 лет оно ни разу не ремонтировалось. От былого блеска почти ничего не осталось — в здании лопались трубы, а подвалы, где раньше хранился чай, стали затапливаться, в них появился грибок. Исторический памятник разрушался, утрачивая уникальные предметы интерьера и ему срочно был необходим ремонт.
Благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II потомки Перловых сумели выкупить право аренды здания на Мясницкой.
Реставрация проходила по проекту, разработанному ФГУП «Институт СпецПроектРеставрации» и длилась 12 лет.
Первоначально к работам привлекли китайских специалистов, но они не только не справились с заданием в установленный 100-дневный срок, но нанесли зданию ущерб. Изготовленные в Китае детали фасада не выдержали русских морозов и дали трещины.
Российские мастера осушили и вычистили подвалы, заменили прогнившие деревянные перекрытия, восстановили фасады и внутреннее убранство.
Была воссоздана позолота и живопись плафонов, окраска всех декоративных элементов здания, сохранены и предметы интерьера первого этажа — старинная мебель и прилавки, китайские фарфоровые вазы и китайские фонари, на башенке вновь зазвенели колокольчики. Многие предметы, считавшиеся утраченными, вновь украшают старинное здание.
Памятник архитектуры получил свое второе рождение, был восстановлен его исторический облик конца XIX века.
Дом-пагода в Москве — официальный сайт
chai-cofe.com
Дом-пагода или Чайный дом в Москве является своеобразным китайским островком в столице, аналогов которому нет даже в Китае, это одна из ярких достопримечательностей, сохранившая атмосферу и традиции, заложенные еще семьей Перловых.
Китайская коробка на вынос, чикагское изобретение Фредерика Уикса Уилкокса в 1890 году.
Ведро для бумаги или устричное ведро было запатентовано Фредериком Уилкоксом и Уильямом Д. Моширом 29 апреля 1890 года. Патент № 426698.
Контейнер, сложенный в виде оригами, созданный под влиянием Японии, является уникальным изобретением Чикаго. Фредерик Уикс Уилкокс, Фредерик В. Уилкокс, 9360 Лонгвуд Драйв (на 94-й улице), Чикаго — ТЕЛ: Лонгвуд 1262, запатентовал то, что он назвал «бумажным ведром», в 1890 году. Это был цельный лист бумаги, сложенный на сегменты, и сложенный в (более или менее) герметичный контейнер, закрепленный сверху изящной проволочной ручкой. Опорные складки снаружи, скрепленные той же проволокой, создавали плоскую внутреннюю поверхность, по которой еда могла плавно скользить на тарелку.
Использование китайскими ресторанами «Chinese Takeout Box» и Oyster Houses [1] нового стиля «Oyster Cails» для заказов еды или остатков, которые нужно вынести из ресторана.
Как есть китайскую еду на вынос.
Бумажная коробка Уилкокса, кажется, была шагом вперед в существующей технологии «устричных ведер». Ведро для устриц, описанное Эрнестом Ингерсоллом в его книге 1880 года: «Индустрия устриц использовала деревянную емкость с запирающейся крышкой, которая использовалась для транспортировки сырых устриц».
Во всяком случае, бумажное ведерко для устриц и зарождающаяся китайская пищевая промышленность, которая начала свой стремительный взлет в начале 20-го века, казались созданными друг для друга. «Они практически герметичны, одноразовы и очень недороги», — говорит Майкл Принс, редизайнивший коробку Box O’ Joe Coffee для Dunkin’ Donuts. «Оригами может сделать действительно крутое транспортное средство».
В 1970-х годах графический дизайнер (чье имя, к сожалению, утеряно в истории), работавший в компании, ныне известной как Fold-Pak, поместил пагоду сбоку на коробку и стилизованное «Спасибо» сверху. . Оба были напечатаны красным цветом, символизирующим удачу в Китае, где ведерки для устриц мало известны.
Таким образом, возник великий парадокс: «Эта структура стала представлять идею восточной кухни в западном обществе, хотя эта упаковка не используется для хранения пищевых продуктов в китайской культуре», — говорит Скотт Чаппс, дизайнер упаковки Help Remedies. Или, как выразился Дэвид Федерико, менеджер по маркетингу Fold-Pak: «Мы не продаем их в Китае».
Сегодня Fold-Pak производит ведерки для устриц почти так же, как предложил Уилкокс, но с использованием твердого беленого сульфатного картона с поли-покрытием внутри для большей устойчивости к жирам и утечкам. Компания также приспособилась к современному поведению: она предлагает безопасные для микроволновой печи картонные коробки для китайской еды, в которых используется клей вместо проволоки, и неокрашенные, экологически чистые контейнеры. По словам Федерико, это растущий рынок. Но традиционные контейнеры на вынос, похоже, не исчезнут. «В Америке, если бы вы просто нарисовали значок коробки, люди бы точно поняли, что это такое», — сказал Принс. «Это большая сила».
УКАЗАТЕЛЬ МОИХ СТАТЬЕЙ О ПИЩЕ И РЕСТОРАНАХ ИЛЛИНОЙСА И ЧИКАГО.
Составитель: доктор Нил Гейл, доктор философии.
[1] История Chicago Oyster.
Жители Новой Англии поселяются в Чикаго, принося с собой вкус устриц. Чикаго превратился в огромный устричный город с большими многоуровневыми устричными домами. В этих домах будет танцевальный зал, столовая, столовая и таверны в одном огромном здании.
Доставленные на санях из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, первые свежие устрицы в Чикаго были поданы в 1838 году в отеле Lake House на Кинзи-стрит. Заведение Lake House Hotel было первым набегом нашего города на (5-звездочную) изысканную кухню и предлагало эти импортные блюда с Восточного побережья своим состоятельным клиентам. Это был первый ресторан, в котором использовались белые скатерти, салфетки, карточки с меню и зубочистки.
Это спровоцировало самый ранний роман Чикаго с устрицей. К 1857 году в городе было семь «устричных складов» и четыре «устричных салона». Население Чикаго в 1860 году составляло 109 000 человек. Пик потребления устриц пришелся на Позолоченный век 1890-х годов, когда в 1890 году проживало 1 001 000 человек, а после введения сухого закона потребление устриц было обильным в старом Чикаго. Хотите верьте, хотите нет, но кафе-мороженое также подавали устрицы, потому что у них был весь этот лед.
ПРИМЕЧАНИЕ: Меня спрашивали несколько раз; «Как свежие устрицы могли поступать с восточного побережья в 1835 году?»
Во-первых, устрицы оставались живыми на льду во время транспортировки. Если раковина устрицы открывается, они умирают. Мертвые устрицы несут опасные для человека бактерии.
В 1890-х годах вагоны рефрижераторных поездов экспресс-доставки устриц и других скоропортящихся продуктов по стране. Автомобили не получили широкого распространения до начала 20 века.
УКАЗАТЕЛЬ МОИХ СТАТЕЙ О ЕДАХ И РЕСТОРАНАХ ИЛЛИНОЙСА И ЧИКАГО.
Контейнеры для доставки китайской еды, объяснение
Сложенные белые картонные коробки — общепризнанный символ китайской кухни в Америке. Похоже, что они работают в каждом китайском ресторане по всей стране, они используются для упаковки заказов на доставку или на вынос (или иногда для упаковки остатков), и обычно их можно найти набитыми американскими блюдами, такими как курица генерала Цо и ло-мейн.
Эти коробки настолько вездесущи, что часто появляются в поп-культуре, например, в таких фильмах, как Час пик 9.0061 и Чувак, где моя тачка ; ТВ-шоу, такие как Друзья , Западное крыло , и Девочки Гилмор ; и даже в современном искусстве. История бумажных ведер также была включена в экспозицию Нью-Йоркского музея еды и напитков.
Но откуда взялись эти контейнеры и как они получили такое широкое распространение? Вот история этих знаковых судов, по крайней мере, некоторые из которых, вероятно, преследовали ваш холодильник в последние месяцы.
Кто изобрел контейнер для еды на вынос китайской еды ?
Как и цыпленок генерала Цо, эти контейнеры для еды на вынос — американское изобретение. В 1894 году чикагский изобретатель по имени Фредерик Уикс Уилкокс запатентовал то, что он назвал «бумажным ведром». Частично вдохновленный японским оригами, бумажное ведро состояло из цельного куска сложенного материала, предназначенного для предотвращения утечки, с небольшой проволочной ручкой, прикрепленной к верхней части для переноски.
Патентная информацияОткуда взялась уникальная форма контейнера?
Контейнер создан по образцу деревянных емкостей, использовавшихся для перевозки сырых устриц в 19 веке. (Однако в наши дни вы, вероятно, не найдете никого, кто носил бы в них Blue Points или Malteques на полуоболочке.)
Что послужило причиной стремительного роста контейнеров в мире еды на вынос?
Доставка еды из Китая стала популярной после Второй мировой войны, когда Америка пережила миграцию в пригороды. США столкнулись с притоком китайских иммигрантов в Калифорнию в начале 19 века.00-х годов и соответствующий рост популярности китайской кухни. Теперь контейнеры являются неотъемлемой частью американской китайской кухни.
Что особенного в дизайне этой коробки?
Преимущество контейнера, изготовленного из одного куска картона, заключается в том, что он может складываться в импровизированную тарелку для легкого доступа к запутавшейся лапше и упрощенной уборки после ужина. Контейнеры также легко помещаются друг в друга, поэтому их можно легко хранить в высоких штабелях, прежде чем они будут заполнены курицей с кунжутом и доставлены к дверям клиентов.
W Кто производит эти контейнеры?
Несколько компаний производят коробки здесь, в Соединенных Штатах, но наиболее доминирующей является Fold-Pak, на долю которой приходится целых 70 процентов рынка.
Какие новшества были сделаны с тех пор, как коробка была впервые представлена?
Иногда коробки с едой бывают не просто белыми: на многих из них красуется красная пагода и надпись «Спасибо» сверху. В 1970-х дизайнер, работавший в компании Fold-Pak, добавил графику, пытаясь придать контейнерам более сильную связь с азиатской культурой. Полиэтиленовое покрытие также было добавлено внутрь, чтобы сделать коробки более непроницаемыми для жира и влаги. Существуют также версии, пригодные для использования в микроволновой печи, без проволочных ручек, и экологически чистые версии, изготовленные из небеленой бумаги.
Чем они лучше пенополистирола или пластиковых контейнеров?
Они определенно более экологичны, чем пенополистироловые коробки для еды на вынос, используемые в некоторых ресторанах.