Что такое Го?
Правила
В Го играют на квадратной доске камнями черного и белого цвета. Профессиональные игры идут на досках размером 19х19; более быстрые партии — на досках меньшего размера (9х9 или 13х13).
- Игра начинается с пустой доски. Цель игры — установить контроль над большим, чем у противника, количеством пунктов доски к концу игры.
- Черные ходят первыми. Игроки по очереди выставляют камень своего цвета на свободный пункт доски.
- Камень, после того как его выложили на доску, двигать нельзя, однако он может быть захвачен, если его окружат камни противника.
Конец партии
В любой момент времени игрок может пасовать. Если оба игрока сделали пас, игра заканчивается. Пункты доски, занятые камнями, а также незанятые пункты, полностью окруженные камнями игрока, считаются его территорией; игрок с наибольшей территорией выигрывает.
Фора и коми
Разность в силе игры можно компенсировать двумя и более камнями форы

Захват
Полностью окруженные камни захватываются и убираются с доски. Например, белые могут сыграть в A и захватить черный камень.
Блоки камней, соседних по вертикали или горизонтали, рассматриваются как одно целое и захватываются целиком. Например, ход белых в A приведет к захвату трех камней:
Ко
Повторение позиций на доске не допускается. Правило ко запрещает делать ходы, которые приводят к повторению позиции, которая встретилась ранее в игре.
В приведенном выше примере захватить черных сразу нельзя. Однако это можно сделать, если перед этим сыграть в другом месте доски. Таким образом, можно сделать ход с угрозой где-либо еще и потом вернуться к текущей группе после того, как противник ответит на угрозу.
Самоубийство
Ходы, приводящие к тому, что собственный камень или группа оказываются полностью окруженными камнями противника, запрещены. Два примера:
И A, и B — самоубийство для черных. Черные камни окажутся полностью окруженными. Тем не менее, черные могут сделать ход в C, поскольку это приведет к захвату двух белых камней:
Степени свободы
Степень свободы — это пустой пункт, граничащий с блоком камней. Например, у этого белого блока есть три степени свободы в пунктах A, B и C.
Блок захватывается, если у него не остается степений свободы. Блок, у которого осталась одна степень свободы, считается находящимся в атари.
Иногда может оказаться решающим разница всего в одну степень свободы по сравнению с противником. Например, приведенные ниже два блока находятся в состоянии В результате Белые выигрывают данную схватку.
Жизнь и смерть
Глаз — это отдельный свободный пункт доски, окруженный камнями игрока. Из-за правила, запрещающего самоубийство, противник не может сделать ход в этот пункт доски (кроме случаев, когда этот ход захватывает камни противника).
Группу с одним глазом можно окружить и захватить:
Когда у группы два глаза, ее невозможно захватить, даже если полностью окружить, так как невозможно сделать ход ни в один глаз. Такая группа считается живой. Например:
Следует отличать ложные глаза
, когда некоторые из камней, составляющих их, могут быть захвачены: важно следить за тем, чтобы камни вокруг глаз были соединены путем проверки «диагоналей». Например, у следующих групп есть ложные глаза из-за камней, помеченных треугольниками:Камни, которые не могут сформировать два глаза и которые могут быть захвачены при любом стечении обстоятельств, часто остаются на доске и к концу игры считаются как камни, захваченные противником. Например, два черных камня мертвы и будут засчитаны белым в конце игры:
По правилам Американской ассоциации го (ААГ) результат игры не зависит от того, захватят ли белые эти камни в ходе игры или нет.
Сэки
Соседние блоки камней противоположных цветов могут жить в сэки, если они сосуществуют таким образом, что ни один игрок не заинтересован делать ход рядом с ними. Например:
Атакующий ход, сделанный любым из игроков, приведет к тому, что противник захватит атакующую группу, поэтому оба блок остаются на доске и считаются живыми в конце игры.
Подсчет очков
Существует два способа подсчета очков к концу игры:
- Подсчет по площади: Подсчет пунктов, занятых камнями игрока или окруженных ими.
- Подсчет по территории: Подсчет пунктов, окруженных камнями игрока, а также захваченных камней противника.
Оба метода подсчета дают один и тот же результат при условии, что оба игрока сходили одинаковое число раз. SmartGo опирается на официальные правила ААГ (Американской ассоциации Го), позволяющие учитывать пасы и фору таким образом, чтобы оба варианта подсчета очков давали один и тот же результат.
Правила игры | Лидер Го
Правила Го просты (П) и естественны (Е), поэтому не будем изучать их как некую догму. Лучше, мы попробуем, как бы придумать их.
- Кто играет? — Играют два соперника, делающие ходы по очереди (Е).
- На чем играют? — Поле (доска) для игры — сетка из вертикальных и горизонтальных линий (П).
- Сколько линий в сетке на доске? — Для правил игры это не столь важно. Исторически сложилось играть серьезные партии на доске 19х19 линий. Начинающим игрокам для освоения правил и основных технических приемов игры можно порекомендовать доску 13 на 13.
- Чем играют? — Фишки для игры — похожи на черные и белые шашки, а не на шахматные фигуры (П). Условимся называть эти фишки камнями.
- С чего начинается игра? — С пустоты. В начальной позиции доска пустая (П).
- Как делаются ходы? — Игрок, делающий ход, берет камень своего цвета и ставит его в любое не занятое пересечение линий. Игрок имеет право отказаться от хода. Если отказываются оба игрока, игра заканчивается. В игре Го принято, что первым ходит игрок, имеющий черные камни.
- Как ходят камни по доске? — Камень, поставленный на доску, в дальнейшем по ней не перемещается. Ход делают не в клеточку, а на пересечение линий.(П)
- Какова цель игры? — Поставить камней больше, чем соперник (П,Е). За каждый камень на доске дается одно очко, кто набрал больше очков, тот и победил.
- Как сделать игру интересной и содержательной? — Т.к. ходы делаются по очереди, камни никуда не исчезают, а пунктов на доске нечетное число, тот, кто начинал первым, при любых ходах всегда поставит на 1 камень больше и победит. Чтобы появилась интрига, придумаем ровно одно (П) правило снятия камней соперника с доски. Одиночный камень снимается с доски, если он окружен – на соседних пунктах вплотную к нему слева, справа, сверху и снизу стоят камни соперника.
А если камень стоит на краю или в углу доски? – Если с остальных сторон камни соперника, прижавшие его к краю или к углу, то он тоже гибнет и снимается. А если рядом стоит не чужой, а свой камень? Несколько камней одного цвета, стоящие рядом, образуют как бы один «большой камень» и для уничтожения его надо окружить целиком.
- Возможны ли ничьи? — В игре Го не бывает ничьих (П). Два возможных результата партии – это проще чем три. Ничья возможна при равном количестве выставленных камней – в этом случае будем считать проигравшим того, кто начинал игру – он не сумел реализовать преимущество первого хода. Также ничья возможна при периодическом повторении позиции – партия никогда не закончится. Введем единственный запрет на ход – нельзя делать ход, приводящий к повтору позиции.
Вот и все правила, в таком виде они приблизительно соответствуют старым китайским правилам, и по ним вполне можно играть.
Теперь несколько слов о том, как протекает партия. Соперники из своих одиночных камней строят «большие камни» — их принято называть группами.
Группы такой формы и стараются строить игроки, одновременно не давая это сделать сопернику. Одновременно они пытаются окружить такими неуничтожаемыми группами пустые пункты доски. Такие пустые пункты доски, окруженные группами одного из соперников, называются территорией этого соперника. Зачем окружать территорию, ведь очки начисляются за камни, а не за пустые пункты? А это план на будущее. Когда на доске не останется свободных пунктов, кроме территорий, обнаружится, что на свою территорию всегда можно поставить камни — они не будут окружены — вокруг свои камни. На чужую территорию разрешается ставить камни, но это ничего не даст — через несколько ходов они будут окружены и сняты с доски. Поэтому, у кого больше территории, тот сможет поставить больше камней в конце партии. Возникает даже вопрос — а зачем тратить время на заполнение территории своими камнями — можно сразу начислять одно очко за каждый пункт территории.
Современные мастера играют в основном по японским правилам. В японских правилах одно очко начисляется за каждый пункт территории и за каждый уничтоженный камень противника. В предположении, что соперники не пропускают ходов, а так обычно и бывает, результат отличается от новых китайских правил не более, чем на очко. Кроме того, игрок, делающий ход вторым, получает 6,5 очков с самого начала партии. Многолетняя практика игры показала, что это уравнивает шансы черных и белых в борьбе за победу.
И в заключение еще об одном правиле игры, которое применяется в современных турнирах и которое не является естественным. Игроку запрещается делать ход, который убивает собственные камни. Причем позиции, в которых такой ход делать выгодно, редко, но встречаются в реальных партиях.
Игра Го — правила — Школа Го
Курсы игры Го для начинающих. Быстрое и понятное обучение в группах.
Правила игры Го очень просты. Для их освоения вам потребуется несколько минут.
В Го играют два партнера, один черными камнями, другой белыми. Ходы делаются поочередно, то есть партнеры ставят по одному камню на любой свободный пункт. Первый ход делают черные.
Для игры Го используют камни белого и черного цвета и доску 19х19 линий (361 игровая точка)
Партия начинается на пустой доске, первыми ходят черные. Ходом считается постановка камня на точку пересечения линий. Ставить камень можно в любую точку, без ограничений, в том числе на боковые и угловые точки. Поставленные камни не передвигаются и остаются на своем месте до конца игры, если не будут съедены. Основная задача — окружать территорию (пустые точки) или камни другого цвета.
Главное правило Го Отдельный камень или группа камней считаются захваченными в плен, если камнями партнера заняты все соседние с камнем — или группой камней — свободные точки по вертикали и горизонтали. Пленные камни (см. диаграмму ниже) немедленно снимаются с доски, после чего партнер может сделать свой ход. Пленные камни складываются в крышку от чаши и далее они не принимают участия в игре. За каждого пленника засчитывается одно очко.
(;AB[cc]MA[cb][bc][cd][dc]C[Камень, стоящий не на стороне и не в углу имеет 4 точки свободы, которые называются «степень» или «дамэ». Пока у камня есть хотя бы одно дамэ, он остается стоять на доске, независимо от позиции.]SZ[9];AW[bc][cd][dc]MA[cb]C[В этой позиции у черного камня осталось 1 дамэ. Это значит, что камень находится в атари, т.е. до полного его окружения остался 1 ход — в пункт Х.] ;W[cb]C[Белые ставят камень на место последнего дамэ черного камня и снимают его с доски.])
В следующем примере показаны различные ситуации снятия камня или группы камней, внимательно изучите их.
(;AB[na][bb][cc][db][ii][oa][ra][di][bg][pg][gb][gc][ja][kb][cf][df][eg][eh][ig][lh][lg][mf][mi][nh][oh][of][bl][dl][cm][em][am][gn][ho][hm][im][in][fm][ip][no][nm][mn][ol][pm][qn][po][op][sd]AW[mg][og][bm][cl][dm][ob][sa][cg][dg][dh][gm][hl][il][jm][jn][io][hg][fc][jg][ji][ij][hc][cb][fb][ga][if][hb][ka][ma][hi][nb][nn][om][pn][oo][rd][sc][mh]CR[hn][gd][pa][se][ih][cn]TR[cm][bm][cl][dm][in][im][dg][hm][gm][nn][om][pn][oo][na][cb][gc][gb][ka][oa][io][sa][sd][ig][ii][dh][cg][mg][mh][og]MA[ng][ca][la][sb][ch][bn][ck][dn][on][jo][gl]C[Х отмечены пункты, сделав ход в которые черные могут окружить камень или группу камней. О отмеченные пункты, сделав ход в которые белые могут окружить камень или группу камней. Треугольником отмечены камни, имеющее одно дамэ, т.е. они могут быть захвачены следующим ходом. ] SZ[19]MULTIGOGM[1] ;B[ca]CR[cb]C[Черные 1 — этот ход черных полностью лишает белый камень дамэ. Камень, не имеющий дамэ, снимается с доски.];W[gd]CR[gb][gc]C[Белые 2 — аналогичная ситуация, у двух черных камней не осталось дамэ, поэтому они снимаются с доски.];B[la]CR[ka]C[Черные 3 — съедает один белый камень, стоящий на стороне. Для окружения одинокого камня на стороне достаточно трех камней противоположного цвета.];W[pa]CR[na][oa]C[Белые 4 — полностью лишает дамэ два черных камня, стоявших на стороне.];B[sb]CR[sa]C[Черные 5 — забирает один камень, стоявший в углу. Для окружения одинокого углового камня достаточно двух камней.] ;W[se]CR[sd];B[ch]CR[cg][dg][dh]C[Черные 7 — забирает три камня.];W[ih]CR[ig][ii]C[Белые 8 — лишает дамэ два камня, стоявших отдельно друг от друга, т.е. не образовавших единой группы.
];B[ng]CR[mg][mh][og]C[Черные 9 — забирает одним ходом две группы белых, состоявших из двух и одного камня.];W[cn]CR[cm]TR[bm][cl][dm]C[Белые 10 — забирает черный камень, при помощи которого черные при своем ходе могли бы съесть один из трех отмеченных треугольниками камней белых. Белые снимают окруженный камень и обеспечивают себе временную безопасность.];B[on]CR[nn][om][pn][oo]C[Черные 11 — одним ходом забирает сразу 4 белых камня.]];W[hn]MA[cb][gb][gc][ka][oa][na][sa][sd][cg][dg][dh][ii][ig][mg][mh][og][cm][hm][im][in][nn][om][pn][oo]C[Х — отмечены съеденные камни.])
Правила завершения партии Го
Игра Го считается законченной, после того, как не осталось ходов, которые принесли бы одному из игроков очко или отняли бы очко у партнера. В таком случае, тот игрок, чей ход в данный момент, говорит «пас». Если его противник не видит возможности для того, чтобы получить или отнять очко, то он тоже пасует. Если такая возможность все еще есть — он имеет право сделать ход после того, как напарник спасовал.
Ход внутри своей территории — это минус одно очко (т.е. не надо делать внутри своей территории защитные ходы, если вы не боитесь, конечно, что партнер может провести комбинацию, в результате которой он захватит несколько ваших камней). Ход в территории напарника — это плюс одно очко ему (т.е. не следует делать явно самоубийственные, безнадежные ходы, если, конечно, вы не видите выигрышной комбинации).
После того, как оба игрока спасовали, с доски снимаются «мертвые» камни (т.е. камни партнера, которые находятся на вашей территории и не смогли выжить в процессе партии).
Правила подсчета территории
Территорией считается окруженная со всех сторон область, которая не может быть оспорена.
Каждое пересечение (точка) приносит одно очко, каждый съеденный камень — тоже одно очко.
(;AB[gf][cc][cg][hf][ee][eb][de][ec][cf][da][dg][cb][eg][fc][ch][fd][bi][ge][di][ci]AW[gc][gg][fb][ea][ff][fe][hb][gd][he][eh][df][fg][ef][dh][fh][hg][ei][fa]CR[ga][gb][ha][ia][ib][hc][hd][ic][id][ie][if][ge][gf][hf][ig][ih][ii][hh][hi][gi][gh][fi]MA[ca][ba][aa][ab][bb][ac][bc][db][dc][ed][dd][cd][bd][ad][ae][be][ce][bf][af][ag][bg][bh][ah][ai]SZ[9]MULTIGOGM[1] )
На диаграмме изображена законченная партия.
О — отмечена территория белых. Х — отмечена территория черных.
Обратите внимание: в территории белых находятся 3 черных камня. Это пленные камни, в данном случае тратить ход на полное окружение не надо. Но бывают ситуации, когда доигрывание обязательно. Со временем вы научитесь различать эти ситуации. Три камня черных в данном случае считаются пленными. При подсчете очков они просто снимаются с доски. Так же, во избежание патовых ситуаций, белые получают компенсацию за то, что черные делают первый ход. Эта компенсация называется «коми» и составляет 6,5 очков, если играют равные по силе игроки. Коми может быть больше или меньше, в зависимости от разницы в силе игроков, но всегда добавляется или отнимается 0,5 очка, чтобы не было ничей (подробней в разделе «Как строить территорию»).
Очки белых:
Территория = 22 очка
Пленные = 3 очка
Коми = 0.5 очка
Съеденные = 0 очков
2+3+0. 5+0=25.5 очков
Очки черных:
Территория = 24 очка
Пленные = 0 очков
Снятые = 1 очко (черные захватили за партию 1 камень белых, он снят с доски)
Коми = нет
24+0+1=25 очков
Результат партии: белые выиграли 0.5 очка (пол-очка)
Выигрывает игрок, набравший большее количество очков
За право первого хода игрок отдает 0.5 очка напарнику. Дробная часть приводит к отсутствию ничейного результата.
Запрещается
Намеренно ставить камни в полное окружение.
Повторять позицию.
Общие советы по освоению правил
При изучении правил обратите внимание на правило окружения (атари). Очень важно научиться видеть, какие из ваших камней могут попасть в окружение и какие камни противника вы можете атаковать.
Правильно освоить правила очень важно. Школа рекомендует посетить один из клубов Го, где вы сможете бесплатно освоить правила с учителем Го. Правильное обучение сэкономит время и силы в будущем, а главное, позволит с самой первой минуты начать получать от Го удовольствие.
Чемпионат мира по игре го. Досье — Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 июня 2021 года во Владивостоке состоится открытие 41-го чемпионата мира по игре го.
Го (китайское название — вэйци, японское — и-го, корейское — падук) — логическая настольная игра. В настоящее время является одной из самых распространенных настольных игр в мире (около 60 млн игроков).
Точное место и время появления игры го неизвестны. По разным источникам, она возникла в Древнем Китае от 2,5 до 4 тыс. лет назад. Согласно одной из легенд, ее придумал император Яо (2357-2255 гг. до н. э.) для того, чтобы дать образование своему сыну Даньчжу.
Первые материальные свидетельства (найденные археологами доски и камни для го), а также записи сыгранных партий относятся к первым векам нашей эры. Старейшая из них — об игре между основателем династии У Сунь Цэ и его генералом Люй Фанем в 196 году Тогда игра проводилась по правилам, практически не отличающимся от современных. В VII веке го стала известна в Японии, где она приобрела особую популярность. В связи с этим в настоящее время на международном уровне принято использовать ее японское название. Долгое время игра го была распространена только в странах Восточной Азии, но в начале XX века она получила популярность и на Западе.
Правила игры го
Для игры используют специальную доску — гобан. На ней начерчены 19 линий по вертикали и 19 линий по горизонтали, которые пересекаются между собой. Два игрока используют набор камней черного и белого цветов (181 черных и 180 белых камней).
Партия начинается на пустой доске, первыми ходят черные. Ходом считается постановка камня на точку пересечения линий. Поставленные камни не передвигаются. Камень или группа камней считаются «захваченными в плен», если игроку удалось занять все соседние с камнями противника свободные точки по вертикали и горизонтали. Эти камни снимаются с доски. За каждого «пленника» засчитывается одно очко. Каждое пересечение (точка) также приносит игроку одно очко. Выигрывает тот, кто к концу игры захватил больше территории. Партия считается завершенной, если в игре не осталось ходов, которые принесли бы очко одному из игроков.
Международная федерация го
Международная федерация го (International Go Federation, IGF) была основана в 1982 году, ее первым президентом стал японец Сидзуо Асада.
В настоящее время членами IGF являются более 70 национальных федераций. Президент организации — Пак Чон Чхве (Республика Корея), штаб-квартира расположена в Токио (Япония).
История чемпионатов мира по го
Первый чемпионат мира по го прошел в 1979 году в Токио. В нем приняли участие 30 спортсменов из 15 стран. Победителем турнира стал Не Вэйпин (Китай).
В дальнейшем чемпионаты мира проводились ежегодно в различных государствах Азии. Исключениями стали 2003 год, когда соревнования не состоялись из-за эпидемии атипичной пневмонии, и 2020 год, когда проведению турнира помешала пандемия коронавирусной инфекции.
К настоящему времени состоялось 40 чемпионатов мира по го. Последний к настоящему времени прошел с 30 мая по 6 июня 2019 года в Мацуэ (Япония). Победителем турнира стал Ван Чэнь (Китай).
Чемпионат мира — 2021
В 2017 году по итогам 38-й сессии президиума Международной федерации го, прошедшей в Гуйяне (Китай), было принято решение о проведении чемпионата мира 2020 года во Владивостоке. Планировалось, что турнир состоится с 28 мая по 1 июня. 30 марта. IGF сообщила о его переносе на 2021 год в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
41-й чемпионат мира по го будет проходить с 3 по 9 июня в кампусе Дальневосточного федерального университета (остров Русский, Владивосток). Согласно информации официального сайта турнира, в нем примут участие национальные чемпионы из 77 стран и территорий мира. Спортсмены будут выступать как в очном (при предъявлении отрицательного теста на COVID-19), так и в онлайн формате.
Время расставлять камни: игра в Го как залог успеха в бизнесе
На Востоке уверены: самое увлекательное занятие на свете — это расставлять камни. Или играть в го. Несколько тысяч лет назад такая форма досуга родилась в Китае, а сегодня Го — самая популярная в мире интеллектуальная настольная игра.
Ее правила крайне просты: на игровом поле нужно огородить камнями как можно больше территории.
Александр Семенчук, игрок в Го: «Игра Го олицетворяет фундаментальные принципы любой успешной бизнес-стратегии. Сегодня вы играете за столом, управляете черными и белыми камнями. А завтра вы переносите правила игры в свою жизнь, управляете людьми, одерживаете какие-то победы на профессиональном поприще, принимаете жизненно важные решения».
Этим летом в России пройдет европейское первенство по Го. А в преддверии чемпионата в Петербурге установили рекорд России по количеству участников одновременной игры в Го. На Малой Конюшенной тридцать спортсменов-профессионалов пригласили на интеллектуальное сражение 150 любителей. Семикратному чемпиону Европы Александру Динерштейну, например, досталось сразу 8 соперников.
Александр Динерштейн, семикратный чемпион Европы по игре в Го: «Думаю, часа на три сегодня затянется. Серьезные соперники, серьезные партии. Партии не повторяются, вариантов очень много, и даже если что-то подготовил, совсем не факт, что в партии это встретится».
Математики подсчитали: количество возможных комбинаций в Го превышает количество атомов в наблюдаемой части Вселенной и представляет собой число из 171 цифры. А играть в Го, так же как и наблюдать за игрой, можно бесконечно.
Максим Волков, президент Российской федерации Го: «Есть история о том, как дровосек, который увидел в лесу двух старцев, играющих на пне срубленного дерева, который напоминает очень габан, просто ставили камни, увлекся этим процессом и когда все закончилось, завершилось, он понял, что прошла вся его жизнь».
Во многих странах игру в Го раньше приравнивалась к военному искусству.
Максим Волков, президент Российской федерации Го: «В Китае, например, мандарины, генералы, которые плохо играли в Го, не могли сделать карьеру в политике, в армии».
Прямо на Малой Конюшенной специалисты Российской федерации Го давали мастер-классы всем желающим. Тут же была организована большая игровая площадка, где полученные знания закрепляли на практике. А для маленьких игроков провели отдельный турнир по Го.
Философия Го – Центр развития го и стратегии
Го известна
на Востоке и считается самой сложной стратегической игрой в истории. Игру императоров хранили в секрете, так как Го объясняло
как управлять страной и планировать войну. Китайское название игры вэйци
означает «окружать камнями».
Го — это японское название, ставшее международным. Суть игры в окружении
территории игровыми камнями и расширении границ своего государства. Государственные деятели Китая в совершенстве владели
искусством Го и опирались на философию императорской игры.
Американский дипломат и эксперт по
Китаю Генри Киссинджер подчеркивает, что философия Го определяет мышление
человека Востока: «Если шахматы — игра за решающую
победу, то вэйци (Го) — игра затяжной кампании. Вэйци учит искусству
стратегического окружения. Подобно вэйци, стратегия и искусство управления
государством в Китае становятся средством «боевого существования» с
противником». Изучение этой игры является лучшим средством понять
стратегический язык, на котором говорят элиты Азии.
Го моделирует заселение Земли и образование государств. Минимум правил и нечеткая цель игры делают Го самой сложной стратегической игрой в мире. Своим появлением игра обязана полководцам и мыслителям Древнего Китая. Цена каждой ошибки на войне и в управлении государством высока, поэтому правителям и полководцам древности был нужен инструмент, с помощью которого они могли оттачивать свое искусство и обсуждать различные стратегические идеи. Для этого и была создана игра. За игровой доской императоры планировали города, делили земли и учились побеждать. Игра Го позволила переводить множество разных стратегических ситуаций на универсальный язык черно-белых камней на матрице в 361 перекресток. Го стало частью фундаментального китайского образования, а для чиновников был установлен специальный экзамен на владение Го.
Главная идея Го – добивайся больших изменений малыми усилиями. Основной принцип Го – win-win стратегия и отказ от идеи тотальной победы в пользу стратегического партнерства. Оба игрока приходят к финишу с завоеванной территорией и побеждает тот, чья территория больше. Победная стратегия строится на гибком развитии в нескольких направлениях и ставке на множество локальных решений без генерального сражения. В отличие от шахмат в Го невозможно победить убийством камня-«короля». Ценность игровых камней постоянно меняется, а победа достигается поступательным созидательным развитием.
Правила игры Го. Игровая доска расчерчена на перекрестки в количестве 361 и в начале игры остается пустой. У каждого игрока имеется 180 фишек, или камней, одинаковых по стоимости. Игроки ходят по очереди, ставя камни на любой перекресток на доске, выстраивая позиции силы, одновременно стремясь окружить и захватить камни противника. Задача игрока огородить максимальную территорию и защитить ее от вторжений соперника. Игра заканчивается, когда не осталось возможности расширить границы своих владений, и вся территория поделена между игроками.
Сегодня в Азии в Го играет больше 50 000 000 человек, а еще больше людей знают правила игры. Го пользуется уважением среди бизнесменов и политиков. Председатель КНР Си Цзиньпин способствует развитию Го в Китае. В Южной Корее в Го играет президент, премьер-министр и большинство членов правительства, а в Японии игру поддерживает императорский дом. Многие предприниматели связывают развитие бизнеса с пониманием философии игры Го. Основатель Alibaba Джек Ма считает, что обязан своим успехом принципам, постигнутым при помощи игры Го. В России – самое большое сообщество любителей Го в Европе, а игра стала популярна со времен СССР. Российская сборная – лидер по числу побед на международных соревнованиях. В России издаются самые инновационные книги, связывающие игру Го и решение стратегических проблем, а крупные корпорации открывают клубы Го для развития стратегического мышления топ-менеджеров с помощью Го.
Этикет в игре Го
Го – древнее искусство, с давней историей и культурой. Этикет в го имеет как внешнюю составляющую – правила обращения с камнями, поведения в партии, так и внутреннюю – уважение к партнеру, игре, традициям. Соблюдение несложных правил сохранит дух игры.
Начало игры
Перед игрой выясняется сила игры соперников, более сильный игрок уступает право первого хода, а иногда и дает фору. Если играют равные соперники, то цвет камней разыгрывают: игроки достают из чаш произвольное количество камней, проверяют количество черных камней на четность, затем проверяют белые камни – если четность совпала, то первый игрок выбирает право хода.
Игру начинают с взаимных приветствий и пожеланий хорошей игры. Изначально по восточной традиции вместо приветствия игроки произносили личные девизы или общий девиз игры, стремясь затем отразить его дух в партии. Девиз – это древнее восточное искусство, словесный образ будущей игры, стратегии или намерения, короткая и емкая фраза с философским подтекстом. Известные примеры девизов го: «Перетекающая пустота», «Звездный дождь», «Бесконечное время», «Разум», примеры обоюдных девизов: «Осознание скрытого», «Шелест опавших листьев».
Первый ход обязательно делается в дальний правый угол – ближе к сердцу партнера, это дань уважения, подчеркивается, что в го играют не враги, а друзья, а сама партия – воплощение принципа «инь-янь», единства и борьбы противоположностей.
Как правильно обращаться с камнями
Камень из чаши следует брать только когда решение принято. Не стоит перебирать горсть камней или раскладывать их перед собой – это провоцирует на спонтанные и необдуманные ходы, о которых впоследствии придется пожалеть.
Важно правильно держать камень: указательным пальцем поддерживать, а средним – накрывать.
Так вы сможете точно поставить камень в нужную точку, не задев уже выставленные. Можно поставить камень недалеко от требуемого пересечения и точным движением осторожно передвинуть на нужное место. Таким же образом следует снимать плененные камни. Немного тренировки – и это движение будет получаться легко и непринужденно.
Не стоит ставить камень далеко от места назначения, двигать его туда-сюда с громким звуком. Камень опускают на доску аккуратно и точно, нельзя стучать по доске. Движение не должно отражать вашу эмоцию, усиливая эффект, – ход все скажет за себя сам. Сделанный ход нельзя вернуть, камень может уйти с этого места лишь в плен. Доска – не место для посторонних предметов, не допускается что-либо ставить на нее.
Традиции обращения с камнями несколько забываются, поскольку многие играют в компьютерное го, где камни держать в руке не приходится.
Завершение игры
Не затягивайте игру, если проигрыш уже очевиден – уважайте вашего партнера. Но если вы не сдались вовремя – имейте мужество доиграть партию до конца.
После завершения игры подсчитываются очки, при этом партнеры сдвигают камни друг друга, что свидетельствует о взаимном уважении и доверии, ведь это единственная возможность повлиять на результат. После подсчета камни складываются обратно в чаши – также друг за друга.
Соперники благодарят друг друга за игру. Го – игра общения, играют партнеры, а не враги, обсуждение основных моментов прошедшей игры помогает установлению дружеских отношений между соперниками.
Отношение к сопернику
Неуважительное отношение к сопернику – верный путь к проигрышу. Спокойствие и хладнокровие позволят не спешить и принимать взвешенные решения. Негативные эмоции к партнеру – раздражение, обида, злость – это слабость, ведущая к неудаче. Для победы необходимо равновесие.
Соперник в го – это партнер, духовное единство с ним позволит вовремя обнаружить замысел, оценить ход его мысли. Го – иррациональна, правильная оценка важнее умения считать варианты, отношение к сопернику влияет на ее объективность.
Общение во время партии в го происходит только посредством ходов. Не мешайте партнеру думать, не отвлекайте его: не шумите, не разговаривайте, не поправляйте камни и не «шуршите» ими. Во время игры за доской царит особая атмосфера – не нарушайте ее, наслаждайтесь сами и позвольте партнеру сделать то же самое. Этому правилу должны следовать и зрители: ни в коем случае не комментировать выставление камней. В восточной традиции в игре есть элементы медитации, погружения в партию, это дает выход интуиции, высшему знанию. Кроме того, созерцание помогает справиться с утомлением от долгой игры.
Психологическое давление на соперника не поможет вашему совершенствованию, а лишь отрицательно скажется на отношении к вам. Любые уловки и хитрости такого рода – шаг назад в игре.
Этикет го может показаться сложным европейцу, но для восточного мировоззрения – это естественные правила, соответствующие культуре и философии. Го – «искусство гармонии», результат игры – произведение искусства, созданное соперниками-партнерами.
Максим Наумов, декабрь 2008, GAMBITER.RU
Руководство поGo Stones — Yellow Mountain Imports
Камни Go
Камни Юнзи
Камни из ракушек и сланцев
Стеклянные и керамические камни
Таблица форм и размеров камней
Камни для игры в го могут быть сделаны из разных материалов и бывают разных размеров. Самая распространенная форма камня — двояковыпуклая. Однако в Китае игроки предпочитают играть камнями с одной выпуклостью из-за более громкого «щелчка», который производит плоская сторона при игре на доске.Их также удобно переворачивать при просмотре игр и разыгрывании различных вариантов. Стандартный набор камней го состоит из 181 черного камня и 180 белого. У черных есть лишний камень, потому что они делают первый ход. Всего 361 камня достаточно, чтобы покрыть каждое пересечение на доске. Конечно, вы все равно можете сыграть в полную игру с меньшим количеством камней, поэтому не волнуйтесь, если вы пропустите несколько.
Вернуться к началу
Камни Юньцзы
Yunzi — это национальный стандарт профессиональных турниров в Китае.Юньцзы имеет долгую историю, восходящую к династии Тан (618 г. — 907 г. н.э.). Камень обладает свойством впитывать влагу с кончиков пальцев, не собирая грязь, и резонансным качеством, которое придает ему приятный звук, когда он приземляется на доску. У Юнзи хороший вес, и он тяжелее, чем ракушечники и сланцевые камни того же размера. Белые камни имеют непрозрачный молочный блеск яичной скорлупы. Традиционный тип Юнзи, известный как «Старый Юньцзы», имеет более сильный оттенок желтого в белом цвете. Черный Юнзи имеет такой же блеск, но если поднять его на свет, он дает голубовато-зеленый ореол по краю.
Действительно старый Юньцзы из династии Мин
Фактический состав Юньцзы — это тщательно охраняемая тайна, известная лишь немногим избранным в провинции Юньнань, Китай. Согласно легенде, секрет изготовления камней Юньцзы был впервые раскрыт во времена династии Тан, когда даосский мастер Лу Дунбинь, один из «восьми бессмертных» китайских мифов, путешествовал через деревню Юнчан в уезде Баошань. Он наткнулся на бедного крестьянина, который посвятил свою жизнь уходу за престарелой матерью.Лу Дунбинь научил молодого человека делать камни Юньцзы из агата и янтаря — материалов, которых в Юнчане было в изобилии. Вскоре молодой человек разбогател, и камни «Юнцзы», как их тогда называли, стали известны на весь Китай.
После сотен лет процветания и излюбленного места императоров, ученых и монахов, производство камней Юньцзы в Юнчане было остановлено, когда Китай разразилась гражданской войной в начале 20 века.
Секрет изготовления камней Юньцзы мог быть утерян навсегда, если бы не Чжоу Эньлай, который в 1960-х годах совершил поездку в округ Баошань и поручил Спортивной комиссии Юньнани выяснить секретную формулу камней Юнцзи.Были доступны старые камни, а также старые карьеры для добычи сырья. Но только после многих лет и сотен научных экспериментов, прежде чем был произведен камень, лучшие китайские игроки в го согласились, что он равен или превосходит старые камни «Юнцзы».
Камни Yunzi могут производиться только по китайскому законодательству государственной компанией Yunzi. Формула все еще остается в секрете, хотя вполне вероятно, что основными ингредиентами являются измельченные горные камни Юньнани и агат.
Черные камни прибывают с небольшим количеством белого порошка на них.Это нормально с новыми камнями. Чтобы получить полный блеск, выполните следующие действия:
1. Промойте камни под водой и выложите на полотенце для просушки.
2. Поместите камни в пластиковый пакет с несколькими каплями бесцветного масла и перемешайте их до тех пор, пока все камни не покроются. Подходит масло для швейных машин, избегайте кулинарных масел.
3. Очистите камни от излишков масла. Помните, камни впитывают влагу и масло из ваших пальцев, поэтому чем больше вы играете, тем лучше они будут выглядеть!
Вернуться к началу
Корпус и сланец Изготовленные в городе Хьюга, Япония, ракушечник и сланец являются одними из самых желанных видов камней в мире го. Хотя игра го была представлена в Японии в эпоху Тайхо (701–703 гг. Нашей эры, японцы начали делать камни из раковин моллюсков только в 17 веке. середина эпохи Мэйдзи (1868-1912), которую японцы обнаружили, используя раковины моллюсков Хьюга в качестве камней. Моллюски с пляжа Окурагахама в Хьюге имели гораздо более толстые раковины и более мелкие зерна, что укрепило репутацию этого района как дома для ракушечников и сланцевых камней.
Не ешь
Город Хьюга — теперь единственное место в Японии, где производят ракушечник и сланец.Однако раковины моллюсков в Хьюге почти вымерли, и хотя камни, произведенные в Хьюге, все еще обрабатываются с использованием усовершенствованных традиционных технологий, почти все раковины импортируются и собираются у побережья Нижней Калифорнии, Мексика. Еще можно найти камни, сделанные из ракушек хьюга, но придется заплатить надбавку в несколько раз больше, чем обычные ракушки и сланец.
Пляж Окурагахама
Камни бывают разных сортов, оцененных в зависимости от их окраски и рисунка линий.С самого низкого до самого высокого камни оцениваются как Стандартные (Джитсуё), Луна (Цуки) и Снег (Юки). Камни-ракушки снежного качества самые белые с тонкими прямыми линиями, проходящими через вершину камня. Линии камня Туски шире и изгибаются в поперечнике. Камни дзитсуё имеют более неровные и грубые линии с небольшим обесцвечиванием.
Как ухаживать за ракушечными и сланцевыми камнямиВы можете очистить ракушечные камни, просто протерев их тканью из 100% хлопка.Если камни нуждаются в более серьезной очистке, смешайте их со свежим яйцом и промойте камни полученной смесью. Очистите и промойте их в прохладной воде в течение нескольких минут и дайте им высохнуть в течение ночи. Мыло также безопасно использовать для очистки. Не наносите масло на ракушечник!
Вернуться к началу
Стекло Самый распространенный материал для камней. Стеклянные камни недорогие, но при этом они очень приятны на ощупь. Они также издают приятный щелкающий звук при игре на доске.
Еще один распространенный и недорогой материал для камней. Керамические камни имеют матовую поверхность, которая имеет более естественный эстетический вид по сравнению с более глянцевыми стеклянными камнями. Эти камни очень прочные и нелегко скалываются.
Вернуться к началу
Формы и размеры камнейТеперь о размерах. Вот несколько таблиц для изготовления головы или хвоста из стандартов размера камня го.
Двойной выпуклый размер
Размер | 25 | 28 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
мм | 7.![]() | 7,5 | 8,0 | 8,4 | 8,8 | 9,2 | 9,5 | 9,8 | 10,1 | 10,4 | 10,7 | 11 | 11,3 | 11,6 | 11,9 | 12,2 | 12.5 | 12,8 |
Одинарные выпуклые размеры
Китайская академия Weiqi стандартный размер 21,5 мм, 8,8, Старый Юньцзы. Если вы ищете одинарную выпуклость, убедитесь, что у вас есть правильный размер, чтобы соответствовать вашей доске!
Размер | 3 (средний) | 4 (средний) | 5 (Большой) | 6 (очень большой) |
Диаметр | 21.![]() | 22-22,5 мм | 22,5-23,5 мм | 23,5-24 мм |
Стандартный | Японский | | китайский | |
Вернуться к началу
| На этих изображениях показаны доски разных размеров — точки — это очки гандикапа (см. |
Схема 1 |
---|
В конце игры игроки засчитывают одно очко за каждое свободное очко внутри.
их собственная территория и одно очко за каждый захваченный ими камень. В
игрок с большей суммой территории плюс заключенные — победитель.
Диаграмма 1 показывает позицию в конце игры на доске 9 на 9 во время черные захватили один белый камень на a .
Черные окружили 15 точек территории, 10 в правом нижнем углу и 5 точек. к верху доски. Территория черных включает точку a ранее занят белым камнем, захваченным черными. Добавив этого заключенного, у Блэка в общей сложности 16 баллов.
На территории белых 17 очков, поэтому белые выигрывают с преимуществом в одно очко.
Поимка камней и счет вольностей
| |||
Диаграмма 2 | Диаграмма 3 | Диаграмма 4 | |
---|---|---|---|
Диаграмма 2 показывает три изолированных белых камня, чьи свободы отмечены значком кресты. Камни, которые находятся на краю доски, имеют меньше свободы. чем те, что в центре доски.Единственный камень сбоку три свободы, а камень в углу имеет только две свободы.
Диаграмма 3 показывает те же три камня из Диаграмма 2 , каждый только с одной свободой слева и, следовательно, могут быть взяты на следующем ходу черных. Каждый из этих белых говорят, что камни находятся в атари, что означает, что они собираются захватить.
Диаграмма 4 показывает позицию, которая возникнет, если черные продолжат игру в b в Диаграмма 3 .Черные сняли с доски захваченный камень, и в реальной
игра держала бы его в плену. Те же замечания применимы к
два других белых камня, если черные сыграют c или d в Диаграмма 4 .
Диаграмма 5 |
---|
Струны
Камни, занимающие соседние точки, образуют прочную связная струна . Два примера таких прочно связанных цепочки камней показаны на Диаграмма 5 .это важно помнить, что только те камни, которые смежные по горизонтали или вертикали прочно соединены; диагонали не считаются связями. Таким образом, например, два отмеченных черных камня наверху слева от Диаграмма 5 — это две отдельные строки, а не одна.
Несколько близко расположенных струн, принадлежащих одному исполнителю, часто называют группой. Итак, эти две струны образуют группу.
Диаграмма 6 | Диаграмма 7 |
---|---|
Захват строк
Что касается захвата, строка
камней рассматривается как единое целое. Как с изолированными камнями,
строка захватывается, когда все ее свободы заняты
вражеские камни.
В Диаграмма 6 обе строки Диаграммы 5 были сводится к одной свободе. Обратите внимание, что черная строка в верхний правый угол еще не зафиксирован из-за внутреннего свобода на ф . Два камня в верхнем левом углу Рис. 6 каждый может быть захвачен независимо при g или h .
На диаграмме 7 мы видим положение, которое получится, если Черные взяты на e , а белые взяты на f и на г .Оставшийся черный камень мог быть захвачен на ч . Как и в случае с захватом одного камня, ранее занимаемые точки черной нитью стали белой территорией, и наоборот.
Игрок не может захватить себя, то есть
вставьте камень в положение, в котором он
не иметь свободы или быть частью строки
который, таким образом, не имел бы вольностей,
если, в результате, один или несколько из
окружающие его камни захватываются.![]() |
Диаграммы 8 и 9 иллюстрируют правило самозахвата.В (Диаграмма 8) белые не могут играть ходами i или j , поскольку либо из этих пьес было бы самозахватом; камни будут тогда нет вольностей. Однако, если внешние вольности были заполнены, как показано на диаграмме 9 , затем пьесы на i и j становятся законными; они заполняют последнюю черную свободу в каждом случае, и в результате черные камни захватываются и удалены с доски как пленники белых.
Диаграмма 8 | Диаграмма 9 |
---|---|
Диаграмма 10 |
---|
Жизнь и смерть и понятие глаз
В (д.9) белые могли сыграть i и j , потому что
эти игры приводят к захвату соседних черных камней. Поскольку игра белых захватывает некоторые камни, они не
считать самозахватом.
Другая ситуация показана на Диаграмма 10 . Черный цепочку здесь можно было бы захватить, только если бы белые могли люфт как на м, , так и на м . Поскольку первая из этих пьес будет самозахват, белые не могут провести захватывать. Эти два отдельных пространства внутри группы известный как глаз .
Любая цепочка или группа камней с двумя или более ушками. постоянно защищен от захвата и передан в качестве живой струны или живой группы .И наоборот, вереница камней который не может сделать двух глаз и отрезан окруженный живыми вражескими струнами, называется мертвая строка , так как она безнадежна и не может избежать возможный захват. |
Диаграмма 11 |
---|
В Диаграмма 11 черная нить внизу находится в
опасность быть захваченным. Чтобы строка черных имела
два глаза, черным нужно играть o .Если белые сыграют o ,
черная нить уже не сможет сделать два глаза,
и не может избежать возможного захвата; Белый всегда может заполнить
во внешних вольностях, а затем играйте на p и на q . Чернить
играет на p или q только ускорит смерть струны.
Черная строка в верхнем левом углу Рис. 11 уже жив, хотя внутри одного из глаза. Поскольку белые никогда не могут захватить черные камни, Белый камень, застрявший внутри струны, не спасти.
В реальной игре игроки не обязаны выполнять захват объекта. изолированную мертвую строку, когда обоим игрокам становится ясно, что она мертва. Мы называем это безнадежной строкой . В Д. 11 , как только белые сыграют o , ситуацию можно оставить как это до конца игры. Затем безнадежные струны просто удаляются из доска и считается вместе с другими пленными игрока.
Диаграмма 12 |
---|
Правило
ko В верхней части (Рис. 12) черные могут захватить камень,
играет на р .Это приводит к ситуации в верхней части Диаграмма 13 . Однако сам этот камень уязвим для
взятие игрой белых u в Диаграмма 13 . Если белый
позволили немедленно отловить в точке и ,
положение вернется к тому, что на Диаграмма 12 , и там
ничто не помешает этому захвату и повторному захвату
продолжаться бесконечно. Этот узор из камней
называется ko — японский термин, означающий вечность. Два других
возможные формы для ко, на краю доски и в
угол, также показаны на этой диаграмме.
Диаграмма 13 |
---|
Правило ko исключает возможность неопределенного повторения
запретив повторный захват ко, в данном случае
игра в u в (Рис.13) , пока белые не сделают
хотя бы один спектакль в другом месте. Затем черные могут заполнить ко,
но если черные предпочитают не делать этого, вместо этого они отвечают
Переход белых в другом месте, тогда белым разрешается
вернуть ко. Аналогичные замечания относятся к
две другие позиции на этих диаграммах; соответствующий
играет на w и v в Диаграмма 13 также должна быть отложена
на один оборот.
Диаграмма 14 |
---|
Секи — этакий локальный пат
Обычно веревка, которая не может сделать два глаза, умирает если только одна из окружающих вражеских цепочек также не лишена два глаза. Это часто приводит к гонке за захватом, но может также приводит к противостоянию, известному как seki , в что ни у одной струны нет двух глаз, но ни у одной захватить другого из-за недостатка вольностей. Два Примеры сэки показаны на Диаграмма 14 .Ни один игрок может позволить себе играть на x , y или z , так как это позволит другому сделать захват.
Конец игры
Когда вы думаете, что все ваши территории в безопасности, вы не можете получить больше территории, уменьшить территорию вашего оппонента или захватить больше струн, вместо того, чтобы сыграть камнем на доске, которую вы передаете, и передать камень вашему противнику как пленнику. Два последовательных паса заканчивают игру.
Любые безнадежные струны снимаются и становятся пленниками.Если вы не можете договориться, мертва струна или нет, продолжайте играть; затем вы можете завершить захват спорных строк или подтвердить, что они живы. (Игра во время продолжения не меняет счет, поскольку каждая игра аналогична пасу.) Поскольку черные играли первыми, белые должны играть последними и, возможно, потребуется сделать следующий пас.
Теперь вы знаете, как играть. Однако вам следует знать еще несколько вещей:
Система гандикапов
Как отмечалось во введении, одна из лучших особенностей игры в го — это ее система гандикапа.Более слабому игроку может быть предоставлено любое преимущество до девять камней. Они кладутся на доску вместо первого хода черных. После того, как все камни гандикапа расставлены по позициям, наступает очередь белых играть.
Через систему оценок любые два игрока могут легко определить разницу. по своей силе, и, следовательно, сколько камней должен взять более слабый игрок чтобы компенсировать эту разницу. Поскольку оценка игрока измеряется Что касается камней, то количество камней для гандикапа — это просто разница в классе между двумя игроками.
Существует установленная схема размещения камней для гандикапа, показанная точками, отмеченными на любой доске го. Это показано в Рис. 15 (Черные смотрят на доску снизу), за каждый гандикап от 1 до 9 камней.
Коми
У черных есть естественное преимущество в игре первыми. Так что в играх между игроками одного и того же силы, недостаток игры вторыми белыми обычно компенсируют добавлением указывает на счет белых.Эти точки называются коми . Из опыта ценность игры первой составляет около 7 баллов, так что это нормальный размер коми. В турнирах коми часто ставится на 7,5 очков, чтобы избежать ничьих.
При гандикапе в 1 камень более слабый игрок — черные, но коми белым не дается.
Далее: Пример игры
Эта страница является частью онлайн-версии нашей брошюры Play Go.
Последнее обновление: четверг, 26 октября 2017 г. Если у вас есть какие-либо комментарии, отправьте электронное письмо веб-мастеру на веб-мастер AT britgo DOT org.
Покупка оборудования и материалов Go
Снаряжение Go бывает трудно найти в магазинах, а хорошее оборудование еще сложнее. Если вы хотите сделать покупку лично, а в местном игровом магазине нет ничего, что вам нужно, вы можете попробовать магазины, которые специализируются на азиатских подарках или декоративно-прикладном искусстве. Посмотрите вокруг и спросите go (японский), baduk (корейский) или wei ch’i / weiqi (китайский). Книг по го, особенно для более продвинутых игроков, в книжных магазинах очень мало.В обоих случаях лучшим источником оборудования может быть Интернет. Мы надеемся, что вы найдете эту информацию и эти ссылки полезными в вашем поиске.
Три перечисленных ниже поставщика опубликовали, в том числе, более 200 томов отличных инструкций по го на английском языке, которые принесли богатые знания начинающим западным игрокам в го. Ознакомьтесь с аннотированной библиографией AGA, где вы также найдете ссылки на дополнительную информацию об этих книгах.
Оборудование для игры в го сильно различается по качеству.Вы можете получить хороший базовый набор с тонкой деревянной доской, пластиковыми камнями и мисками менее чем за 50 долларов; или потратьте немного больше на более толстую, мелкозернистую древесину и более тяжелые и толстые стеклянные камни. Лучшее оборудование может стоить 1000 долларов. Заслуженные мастера, такие как семья Мива, изготавливают прекрасные доски в соответствии с давними семейными традициями, в то время как другие производители, такие как Корье Мёнбан, создают доски с искусно инкрустированной сеткой. Камни высшего качества, например, сделанные Курокигойши, обычно делают из сланца и ракушек.Также можно приобрести камни на заказ, вырезанные из полудрагоценных камней. Чтобы узнать больше, вы можете заглянуть на «страницу оборудования go» в Википедии.
Получите лучшее оборудование, которое вы можете себе позволить, оно повысит ваше удовольствие от игры. Избегайте дешевых подделок! Камни должны иметь форму линзы или плоские с одной стороны (стиль Yunzi ), и они должны быть достаточно большими, чтобы их можно было касаться при размещении на соседних пересечениях. В основном это компании из США, но для удобства других любителей западного го мы также перечислили европейские и австралийские источники.
Yellow Mountain Imports: Продавец досок, камней и чаш из Юньнани, Китай. Вмещает подлинные камни Yunzi и различные доски из кая, шин-кая и бамбука.
6 Brothers Baduk: Корейский продавец снаряжения для игры в го.
Chessngames: предлагая доски, чаши, камни и полные наборы.
Kurokigioshi: Иногда имеет отличные предложения на высококачественное оборудование.
Korye Myengban: Очень дорогие корейские сетчатые доски с инкрустацией.Да, цены с четырьмя-шестизначными цифрами указаны в долларах.
Go Shop Keima, ранее Schaak en Go Winkel het Paard: поставщик Go из Нидерландов.
Мастер алгоритмов: полудрагоценные камни для серьезного коллекционера.
The Game Supply: предлагает качественные игры в го, стеклянные камни, деревянные чаши для игры в го и многое другое. Вниманию участников AGA: все игры Go на сумму 99,00 долларов США или более доставляются бесплатно, а участники AGA могут получить дополнительную скидку 10%, используя код Discount10.
KimonoQuilt Australia: Веб-сайт в Австралии, посвященный камням, чашам и обработанным гобанам. Сайт принадлежит Биллу Кэмпу, ранее работавшему в Seattle Go Center.
Программное обеспечение и онлайн-инструменты можно найти на странице программного обеспечения и программ.
Должны ли вы быть здесь в списке?
Если да, отправьте электронное письмо на адрес [email protected] и включите рекламное объявление, которое вы хотите указать, со своей ссылкой.
Камень | Перейти вики
Камни го — камни, которые используются для игры в го.Они обычно двояковыпуклые по форме (то есть выглядят как трехмерные эллипсы) и обычно имеют ширину всего 2 см. Они бывают двух цветов: белого и черного.
Камни Go можно изготавливать из самых разных материалов — по разной цене. Камни массового производства — это просто белые и черные пластиковые стойки или простое выдувное стекло. Традиционные японские камни изготавливаются из раковин моллюсков (белые камни) и сланца для черных камней. Камни также могут быть сделаны из слоновой кости или агата для белых камней и из оникса или черного дерева для черных камней.
На каждой доске должно быть 181 черный и 180 белых камней. Это один камень на каждое пересечение на доске 19×19, но обычно игры длятся менее 350 ходов.
Есть особые правила, которым следует следовать при обращении с камнями го.
Камни Го на доске Го из Японии.
Не двигаясь, нужно оставлять камни в миске. Во время хода другого игрока считается грубым или оскорбительным, если игроки энергично трясут или передвигают свои камни в чаше.Люди также не одобряют того, кто держит в руке много камней одновременно. Правильный способ разместить камень — подумать о движении, а затем взять камень из чаши и положить его на доску. Это уменьшает количество отвлекающих факторов, которые мог бы получить другой игрок.
При извлечении камня из чаши, чтобы сделать движение, положите ладонь на край чаши так, чтобы пальцы осторожно входили в нее. Возьмите камень указательным и средним пальцами, удерживая камень между указательным и средним пальцами.Пальцы вытянуты почти прямо.
Размещение камня Го на доске Го.
Если вы носите длинные рукава, убедитесь, что они заправлены так, чтобы, кладя камень, вы не потревожили уже сыгранные камни, вызывая тем самым злых игроков. Чтобы поместить камень на доску, как только кончик указательного пальца приближается к поверхности доски, он скользит в сторону, позволяя среднему пальцу направить камень вниз к поверхности и соединиться (другие пальцы и большой палец естественно разводят наружу). [1]
Даже если можно громко класть камень вниз, нельзя делать это каждый ход. Это считается грубым и вульгарным.
Камни следует размещать таким образом, чтобы они имитировали то, что игрок чувствует в данный момент. Например, при кланении перед угрозой противника лучше играть камнем с небольшим шумом; Пробные ходы или умные ответы могут быть незаметно вставлены на место. Способность выражать себя, делая ход, объясняет, почему одно из названий игры — «разговор руками» (« шудан » по-японски, « шоутан » по-китайски). [2]
Новые камни (любых видов, кроме сланца и раскладушки) следует промыть теплой (мыльной) водой для удаления масел или других продуктов их изготовления или защиты при хранении, затем тщательно высушить. Не используйте мыло при чистке камней-раскладушек; новые камни-раскладушки не нуждаются в чистке. Новые сланцевые камни следует очистить от излишков минерального масла с помощью хлопчатобумажной ткани. При использовании камней не следует слишком сильно стучать по камням. После приготовления их следует хранить либо в мисках, либо в оригинальной упаковке, вдали от солнечного света и тепла.Положив на дно миски мягкую ткань, можно свести к минимуму скалывание камней. [3]
Камни Go на Sensei’s
легендарных камней-раскладушек Hyuga Go — KUROKIGOISHITEN
Окурага-хама Пляж Пляж Окурага-хамаОкурага-хама — красивый пляж протяженностью 4 км, расположенный в городе Хьюга в префектуре Миядзаки. Пляж называют «источником камней-ракушек го». Без этого прекрасного песчаного пляжа у нас никогда не было бы возможности развить в Японии нашу особую технику изготовления камней го из натуральных ракушек.
Сегодня Окурага-хама входит в число 100 самых красивых пляжей Японии. Каждый день мы слышим шум волн на этом прекрасном пляже, так называемом «последнем месте производства камней-раскладушек го в Японии».
История Го восходит к древним временам Китая. Согласно записям, китайцы начали играть в го еще в 1100 году до нашей эры. а японцы уже любили играть в го примерно в году, Тайхо, год (701-703 гг. н. э.).
В конце 17 века японцы начали делать камни го из натуральных ракушек.До этого люди использовали натуральные черные и белые камни.
В конце 19-го века (середина -й эры Мэйдзи и -го в Японии) торговец наркотиками, посетивший район Хьюга из префа Тояма. наткнулся на толстые и красивые раковины моллюсков Хьюга, принес их обратно и сообщил владельцу каменного производства го в Осаке.
Ракушки ClamshellHyuga были намного толще, красивее и имели более гладкую текстуру, чем ракушки Hitachi и Kuwana, которые раньше были основным сырьем, используемым для изготовления японских камней го.В 1908 году мастер по камню Го вернулся в свой родной город Хьюга из Осаки и начал производить камни Го из натуральных ракушек оттуда.
После этого, когда на всех других пляжах Японии закончилось производство моллюсков, другие производители камней го закрыли свой бизнес или перестали производить камни го. Это сделало Хьюгу единственным районом производства камня го в Японии. Сегодня, когда большинство моллюсков исчерпаны и их больше нельзя найти на пляже Хьюга, мексиканские моллюски стали основным источником сырья.
Несмотря на то, что в городе Хьюга есть несколько производителей камня Го, все производители пытаются разработать свою собственную торговую марку, основанную на собственном «методе производства», «стандартизированной форме» и «стандарте сортировки».
Как уже говорилось ранее, наши «моллюски изготовленные хьюга ( Tokusei )» и «тщательно отобранные» камни го сделаны из мексиканских ракушек.
У нас также есть очень ограниченный запас «Камней-раскладушек, собранных в Хьюга ( Tokusan )».Их делают из ракушек хьюга, которые давным-давно были выкопаны и собраны на пляже Хюга. Мы обозначили их как «Хьюга ТОКУСАН (собран)». Поэтому серьезные коллекционеры называют эти поистине редкие камни «легендарными камнями го».
Интернет-магазин Kuroki Goishiten
Начигуро Сланцевые камни Сланцевые камни НачигуроВсе камни-раскладушки сочетаются с черными (сланцевыми) камнями го. Камни Black Go производятся из сланцевых камней Nachiguro и , которые добывают в глубоких горных районах Кумано, префектура Мие.
Начигуро используется как сенсорный камень для измерения чистоты золота.
Как играть в го | Официальные правила
Настройка
ВГо обычно играют на доске с сеткой 19×19. На досках могут быть отмечены точки, которые служат ориентирами (а также для размещения камней гандикапа).
Камни представляют собой черные и белые диски в форме линз.
Черные начинают игру и имеют 181 камень, а белые — 180.
Мы рекомендуем новичкам изучать основы на доске 9 на 9, переходить к доске 13 на 13 после нескольких игр и играть на доске 19 на 19 только тогда, когда они действительно чувствуют себя комфортно со стратегическими концепциями и заканчивают свои игры в менее 15 минут.
Игра
Игрок с черными камнями делает первый ход. После этого игроки белых и черных поочередно ходят.
Ход делается путем размещения камня на незанятом перекрестке.
Камень не двигается после розыгрыша, если только он не схвачен и не снят с доски.
В любой момент игрок может пасовать (не двигаться), потому что размещение камня на окруженной территории будет стоить ему очка.
Когда оба игрока спасовали, игра заканчивается и счет засчитывается.
Обучающее видео
Объект игры
Игрок, контролирующий наибольшее количество территорий (очков) в конце игры, выигрывает игру.
Очка получает окружающая территория.
Оценка
Территория — это пустые пространства, полностью окаймленные и окруженные камнями одного цвета.
Край доски действует как естественная граница.
На диаграмме 1 камни составляют 9 точек территории.
Края на доске действуют как границы и, поскольку они пусты, они считаются точками.
На диаграмме 2 камни составляют 4 точки территории.
Вот два примера готовых игр. Игра закончена, когда все пустые точки окружены одним или другим игроком.
На диаграмме 4 у белых 34 точки, а у черных 31 точка. Обратите внимание, что размещение камня внутри территории, которую вы уже окружили, уменьшит ваш счет на одно очко.
Соединение
Камни одного цвета на соседних перекрестках соединяются и образуют группу.
Соединение может быть горизонтальным или вертикальным, но не диагональным, поскольку соединение проходит по линиям.
свободы
Пустые места рядом с камнем называются вольностями. Один камень имеет четыре свободы.
Когда два или более камня соединены, группа разделяет их свободы.
Когда игрок кладет камень, у него (или у группы, с которой он связан) всегда должна оставаться одна свобода.
Захватить камень
Игроки могут захватить камень противника (или группу камней), поместив камень на все свободы камня (группы).
Затем захваченный камень или группа удаляется с доски и остается у игрока, который их захватил.
В конце игры захваченные камни помещаются на территорию противника, чтобы уменьшить количество очков.
Это означает, что захваченный камень можно рассматривать как две точки (1 за пустое место и 1 за уменьшение очков на конце.
На диаграмме 5 черный может удалить все три белых камня, потому что белые камни не имеют никаких свобод (побегов). Они полностью окружены.
На диаграмме 6 осталась еще одна свобода, и сначала ее должен заполнить черный цвет.
Когда у группы осталась только одна свобода, мы говорим, что эта группа — в atari , что означает, что на следующем ходу она может быть захвачена.
Когда вы кладете камень, вы сначала считаете его количество, прежде чем он освободится.
Глаза
Одно пустое пространство внутри группы камней называется глазом .
Чтобы захватить группу, все вольности (касание перекрестков) должны быть заполнены камнями. Но группа должна быть не только окружена снаружи, но также должны быть заполнены пустые соседние пространства внутри группы, потому что они также являются свободами.
На диаграмме 7 единственное пустое пространство внутри белой группы образует глаз. Чтобы группа могла оставаться в живых, в ней должно быть не менее двух отдельных пространств (глаз).
На диаграмме 8 черные могут поставить камень на пустое место, и теперь все белые камни захвачены.
Примечание: когда у белых оставалась одна свобода извне, этот ход нельзя было сыграть, потому что размещение камня там, где он был взят, незаконно (самоубийство).
Два глаза
Группы с двумя глазами не могут быть захвачены, потому что эти глаза не могут быть заполнены.
Если мы поместим камень в один глаз, группа все равно останется, потому что у нее все еще есть одна свобода (второй глаз).Мы не можем разместить этот камень, потому что это было бы самоубийством.
В го, это ключевой элемент для создания достаточного пространства для глаз для ваших групп и предотвращения того, чтобы ваш противник строил глаза.
Ко
На диаграмме 10 черный может положить камень в глаз белого. Это захватит белый камень, и теперь он будет удален (диаграмма 12).
Теперь белый может вставить камень в глаз черной группы (диаграмма 13), и это захватит черный камень. Когда мы убираем черный камень, мы снова получаем диаграмму 10.
Это можно повторять бесконечно, и такая ситуация называется «ко».
Для предотвращения таких ситуаций существует еще одно правило: если черные берут, как на диаграмме 11, то белые не могут отбивать немедленно, а должны ждать хотя бы одного хода.
A Seki
Если играют белые, то черные могут полностью захватить группу белых.
Итак, белые не должны играть или даже пасовать.
Если черные играют одним камнем, белые могут захватить черную группу и удалить ее.
Теперь черные пытаются помешать белым сделать два глаза и поставить один камень (диаграмма 17), но белые могут поставить камень 4, что делает невозможным захват черных группы белых.
Снова рассмотрим диаграмму 14. Если белые играют, вся группа попадает в плен. Если играют черные, белые захватят 4 черных камня и получат 4 очка.
Таким образом, каждый игрок, который играет, проигрывает в этой области, поэтому ни один игрок не должен делать там ход.
Такая ситуация называется «сэки».
В конце игры ни один из игроков не получает очков, потому что пустые места не окружены ни одной из сторон.
Терминология
Продолжить чтение
Что такое Go?
Правила
Го играется на квадратной доске с черными и белыми камнями. Профессиональные игры играются на доске 19×19; в более быстрые игры можно играть на небольших досках, таких как 9×9 или 13×13.
- Игра начинается с пустой доски; цель игры состоит в том, чтобы контролировать больше очков на доске, чем противник в конце игры.
- Черные играют первыми; игроки перемещаются поочередно, помещая камень своего цвета в пустую точку.
- После розыгрыша камни никогда не перемещаются, но могут быть захвачены, если они полностью окружены камнями противника.
Конец игры
Игрок может передать в любое время; игра заканчивается, когда оба игрока пасуют. Занятые точки, а также точки, полностью окруженные игроком, считаются их площадью ; Игрок с наибольшей площадью побеждает в игре.
Гандикап и Коми
Чтобы компенсировать разницу в силе, более слабый игрок может начать с гандикапа из двух или более камней. В равных партиях белые получают дополнительные очки ( коми ), чтобы компенсировать преимущество черных играть первыми. Коми обычно включает половину очка, чтобы избежать ничьих.
Захват
Камни, которые полностью окружены, захватываются и удаляются с доски. Например, белые могут сыграть в A, чтобы захватить черный камень.
Камни соединены вертикально или горизонтально, сражаются вместе и захватываются как единое целое. Например, белые, играя в A, захватят три камня:
Ко
Вам не разрешается повторять предыдущие позиции на доске; правило ko запрещает вам делать ход, который может привести к повторению позиции.
В приведенном выше примере вы не можете сразу выполнить захват. Однако вы можете сделать повторный захват после того, как ходы будут сыграны в другом месте на доске.Таким образом, вы можете сыграть угрозу в другом месте, а затем отступить после того, как противник ответит на вашу угрозу.
Самоубийство
Действия, которые в конечном итоге полностью окружены, запрещены. Два примера:
И A, и B — это самоубийство. для черных: черные камни будут полностью окружены. Однако черные могут играть в C, так как это приведет к захвату двух белых камней:
свободы
A liberty — это пустая точка рядом с блоком камней. Например, у этого белого блока есть три свободы: A, B и C:
.Блок захвачен , когда у него нет вольностей.Говорят, что блок с единственной свободой находится в atari .
Решающим может быть наличие на одну свободу больше, чем у противника. Например, два блока на этой диаграмме заблокированы в гонке за захват : белые могут сыграть A и B, чтобы захватить три черных камня, а черным нужно сыграть C, D и E, чтобы захватить три белых камня. Белые выиграют эту схватку.
Жизнь и смерть
Глаз — это одна пустая точка, окруженная одним игроком.Если ход не захватывает несколько камней, противник не может играть в глаз из-за правила самоубийства.
Один глаз можно полностью окружить и захватить:
Когда группа имеет два глаза , она безопасна от захвата, даже если она полностью окружена, поскольку противник не может играть ни одним глазом. Такая группа — это живые . Например:
Остерегайтесь ложных глаз , где камни, окружающие ваш глаз, могут быть захвачены: важно, чтобы камни вокруг вашего глаза были соединены, контролируя диагонали.Например, у следующих групп есть ложный глаз из-за камней, отмеченных треугольниками:
Камни, которые не могут сделать два глаза и которые можно захватить независимо от того, что часто остается на доске в конце игры и просто засчитывается для противника. Например, два черных камня — это мертвых и будут засчитаны за белых в конце игры:
.Согласно правилам AGA, используемым SmartGo, счет остается неизменным вне зависимости от того, берут ли белые эти камни или нет.
Секи
Блоки могут быть живыми в seki , когда они сосуществуют таким образом, что ни один игрок не хочет играть.Например:
Ход любого из игроков позволил бы противнику захватить, поэтому оба блока остаются на доске и считаются живыми в конце игры.
Подсчет очков
Есть два способа подсчитать счет в конце игры:
- Подсчет очков по площади: Подсчитайте занятые очки, а также пустые очки, полностью окруженные игроком.