Картография конфликта и её этапы – что позволяет метод
С точки зрения психологии конфликт – это не проблема, а задача, решение которой пока не найдено. Через конфликты люди устанавливают более крепкие отношения, лучше понимают себя и других, достигают своих целей.
Умение разрешать конфликты – один из наиболее важных навыков для современного человека. В теории можно разрешить любую конфликтную ситуацию. Но как это сделать на практике? Для этого тебе поможет картография конфликта.
В этой статье:
Что такое картография конфликтаЭтапы проведения методикиКогда необходима картография конфликта
Что такое картография конфликта
Фото автора Keira Burton: Pexels
Картография конфликта – это психологическая техника, которая поможет тебе найти решение в, казалось бы, даже безысходной ситуации, когда ты находишься в конфликте с другим человеком или группой людей.
Авторы этой методики, Шошана Фэйр и Xелена Корнелиус, опубликовали ее в 1989 на основе результатов своей многолетней работы по разрешению различных конфликтных ситуаций между людьми.
Фэйр и Корнелиус убеждены, что каким бы сложным не было столкновение, всегда можно найти выход, причем так, что каждый из его участников будет доволен результатом.
Эта техника основана на том, что нужно сменить фокус внимания со своих потребностей, то есть того результата, который ты хочешь получить, и проанализировать саму ситуацию, а также ту позицию, которую занимает каждый из ее участников.
Картография конфликта может применяться на любом уровне отношений. Авторы этой методики настаивают, что для достижения мира в первую очередь необходимо научиться разрешать личные конфликты. Неважно, будь это ссора между супругами или же международный конфликт.
Этапы проведения методики
Возьми большой лист бумаги, разноцветные маркеры. Наглядность – важная составляющая картографии конфликта. Эта техника включает в себя 3 этапа.
- Первый этап
Тебе нужно понять в чем суть проблемы и описать ее. Пока нет необходимости искать решение. Также нужно отложить на время взаимные претензии и недовольство.
Как емко отразить суть? Допустим, у тебя конфликт с мужем по поводу вопроса кто моет посуду. Ядро конфликта можно отобразить как «Мытье посуды», «Домашние обязанности», «Распределение супружеских ролей».
- Второй этап
5 способов разрешения конфликта
Определи всех участников конфликта, которые прямо или косвенно вовлечены в проблему. Если это вопрос посуды, то это будешь ты, муж и, допустим, ребенок. Но бывают и более трудные ситуации, в которые вовлечены много людей. Например, коллеги, начальник, бухгалтер и т.д.
Тогда часть людей можно объединить в группу, в зависимости от того, какой «лагерь» они занимают.
- Третий этап
Он является ключевым в картографии конфликта. Каждый участник должен дать ответ на два вопроса:
- в чем его потребности?
- в чем его опасения?
Если ты проводишь методику самостоятельно, то тебе придется поставить себя на место каждого из участников и дать эти ответы.
Бывает, что участники не хотят давать ответы, все время меняют тему, начиная снова говорить о своих претензиях и высказывать свою позицию. Тебе нужно мягко возвращать их к этим вопросам.
Почему это так важно? Потому что именно потребности являются причиной конфликта. К потребностям относятся: уважение, признание, внимание, постоянство, удовлетворение и пр. Даже чистая раковина – это тоже потребность, желание порядка, гармонии.
Понимание истинных потребностей – ключ к компромиссу.
Например, мать требует от дочери, чтобы та убиралась в своей комнате. Какая у матери может быть потребность? В чистоте? Это не совсем так, ведь эта не ее комната. Если неприятно смотреть на беспорядок – можно не заходить.
Возможно, у матери потребность в том, чтобы дочь ее уважала и слушалась. Возможно, потребность в самоутверждении в роли «хорошей матери» и так далее. У дочери может быть потребность в том, чтобы уважали ее личные границы, давали ей право выбора, свободу.
Если ты действительно хочешь найти компромисс, преодолеть конфликт, а не просто победить в споре, то необходимо быть честной с собой и не бояться озвучивать свои истинные желания.
Далее нужно определить страхи каждого из участников конфликта. Именно опасения мешают продуктивно находить решения.
Чего боятся люди? Это может быть страх провала, неуважения, одиночества, потери права выбора, благ, контроля, свободы и так далее.
В приведенном примере дочь может бояться потери свободы, своей индивидуальности. Мать может бояться потери контроля, уважения со стороны дочери, потери своего статуса «хорошая хозяйка» и прочее.
Когда ты высказываешь свои страхи, во-первых, ты признаешься в них самой себе. Во-вторых, твой оппонент лучше начинает понимать тебя, он может поставить себя на твое место и понять, что ты чувствуешь.
Часть из этих опасений не имеет отношения к реальности, но «вытащив их на свет», это становится очевидным, снимается чувство тревожности.
Когда карта составлена, нужно ее «прочитать», то есть проанализировать для того, чтобы:
- найти точки соприкосновения – пункты, по которым участники занимают одинаковые позиции;
- избавиться от иррациональных страхов – когда они выписаны на бумаге и ты их обсудила, приходит понимание, что они беспочвенны;
- донести до других своих реальные опасения и дать возможность найти решения для того, чтобы их избежать;
- понять мотивы и желания всех участников и выработать альтернативные варианты, которые будут удовлетворять всех.
Когда необходима картография конфликта
Эта методика подходит, когда у тебя происходит противостояние с одним или несколькими людьми. Это могут быть члены семьи, коллеги, друзья, даже соседка по даче. То есть все те, с кем у тебя сталкиваются интересы.
Картография конфликта поможет, если:
- ты чувствуешь себя в смятении и не можешь понять ситуацию, в которой оказалась;
- в проблеме слишком много обстоятельств и ты не знаешь, за что хвататься;
- ты чувствуешь, что «застряла» и не знаешь, куда двигаться дальше;
- поведение другого вызывает у тебя возмущение и тебе кажется, что он несправедливо к тебе относится;
- ты испытываешь чувство безысходности, тебе хочется опустить руки, кажется, что ты с другим человеком уже не сможешь прийти к согласию.
Использование этого метода будет эффективным на любом этапе конфликта: когда он только начался, в разгар «военных действий» или уже достиг своего пика.
Преимущество этой техники в том, что ее можно применить совместно с другими участниками конфликта, либо проделать ее самостоятельно. Также можно попросить помощи у близкого человека, чтобы иметь взгляд со стороны.
Она таже прекрасно работает в коллективе, на рабочих совещаниях, пятиминутках, помогает разрешить противоречия в коллективе, семье, среди друзей.
Составление карты конфликта помогает отойти от шаблонных решений и требований «пусть будет так, как я хочу».
Это возможность посмотреть на ситуацию под другим углом, расширить круг альтернативных решений, понять позицию других участников и разобраться со своими желаниями и страхами.
17.Картография конфликта
13.Картография конфликта
Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них — метод картографии конфликта. Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.
Работа состоит из нескольких этапов.
На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как «общение». На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.
На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также совокупность групповых и личных категорий.
Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.
Третий этап предполагает перечисление основных потреб-Гостей и опасений, связанных с ними, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить. Термин «опасения» означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей.
Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации.
Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к занятиям».
При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это плохое отношение.Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание учащемуся многих претензий создаст у него впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. В результате у ученика возникнет раздражение по поводу того, что «на вас ничем не угодишь-» и «если не нравлюсь, я могу и уйти: не больно-то и хотелось заниматься в вашей спортивной секции!»
Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чем-то недовольный. Раз человек вы-ступает с несогласием, с обидами, претензиями, значит, он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Учителю следует выработать у себя установку, что учащий-ся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (если, конечно, он не склочник), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, -мучиться.
Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказыва-ний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений создают у учащихся напряженное эмоциональное состояние. Ес-тественно, что бестактность, а порой и грубость учителя вызовут ответную реакцию у учащихся: как говорится, посеешь ве-тер, пожнешь бурю. Но при этом цель учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.
Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласи-я или недовольство одной из сторон. Это может быть сделано -в форме частичной уступки, смягчения требований.
Факторы, влияющие на разрешение кризисных моментов. Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в ситуации кризиса, конфликта и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в разрешении кризисных моментов играют следующие факторы:
· адекватность отражения конфликта;
· открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
· создание климата взаимного доверия и сотрудничества.
1. Адекватное восприятие кризисных моментов как проявление конфликтных ситуаций. Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
«Иллюзии собственного благородства». В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.
«Поиск соломинки в глазу другого». Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
«Двойная этика». Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.
«Все ясно». Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера — наоборот, плохи и неадекватны.
Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из кризисной, проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается, Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.
2. Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон
Общение — это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается.
Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания. Это возможно осуществить, выполняя следующиерекомендации.А) Контролировать эмоциональную сферу.
Б) Использовать общение для разрешения конфликта.
В) Создать климат взаимного доверия и сотрудничества. Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
Методы разрешения конфликтной ситуации
Различают структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.
Структурные методы:
› метод разъяснения требований заключается объяснении людям результатов, которые от них требуются. Наиболее эффективно используется при решении конфликтов в организации. Разъясняя каждому сотруднику и подразделению, какие результаты от них ожидаются, руководитель должен донести до подчиненных уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, систему полномочий и ответственности, а также чётко определить политику, процедуры и правила;
› координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающий взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Установление принципа единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять. При возникновении разногласий по какому-либо вопросу между сотрудниками он решается руководителем и исчерпывается конфликт. Для решения конфликтной ситуации между подразделениями часто используется такой метод интеграции, как создание межфункциональных, целевых групп, межотдельских совещаний;
› общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели. Совместное осуществление этих целей приводит к сплочению коллектива, предотвращает конфликты;
›структура системы вознаграждений – используется как метод оказывания влияния на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, старающиеся подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Однако система вознаграждений не должна поощрять неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Межличностные методы или стили разрешения конфликтов:
уклонение – метод реагирования на конфликт, выражающийся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Используется в том случае, когда затрагиваемая проблема не представляет важности, ее решение может быть отсрочено, в безнадежном положении, когда человек чувствует себя неправым или вынужден подчиняться. Его используют также в случае необходимости общения со сложным человеком;
сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление, уступки, соглашение, жертвуя своими интересами в пользу другого человека. Используется в случае малой значимости случившегося, когда необходимо сохранить мир и добрые отношения, когда итог намного важнее для другого человека, чем для вас, в случае понимания своей неправоты, когда мало власти или мало шансов победить и др.
конкуренция – используется активными людьми, предпочитающими идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Может быть использован в случаях, когда исход очень важен и на него делается большая ставка, при обладании достаточным авторитетом для принятия решения, при необходимости быстрого принятия решения, при соответствующих властных полномочиях, при отсутствии другого выбора или в случае, когда нечего терять, в критической ситуации и др.
компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон. Используется в случае, когда недостаточно времени, при одинаковой власти, когда устраивает временное решение и др.
сотрудничество – форма разрешения конфликта, при котором удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса. Используется в случае длительного дружеского сотрудничества, когда есть время для проработки вопроса и др.
Карта изменений конфликтов
< Исследовательский центр раннего предупреждения
ОбзорКарта изменений конфликтов определяет страны и территории, в которых наблюдается рост политического насилия. На приборной панели отображаются две заполненные карты мира: на первой выделены (темно-красным цветом) страны и территории с большим ростом насилия за последний месяц по сравнению с прошлым годом; а второй выделяет страны и территории с большим ростом насилия за последнюю неделю по сравнению с прошлым месяцем. Эти страны и территории отмечены в списке наблюдения, прилагаемом к каждой карте. Обратите внимание, что эти карты отображают изменение уровня насилия, а не общий уровень насилия. Очень жестокая страна, в которой наблюдается значительное снижение уровня насилия, может по-прежнему быть очень жестокой, но на этих картах она зафиксирует «значительное снижение уровня насилия». Показатели насилия рассчитываются с использованием количества боевых действий, взрывов/дистанционных актов насилия, актов насилия в отношении гражданских лиц и массовых беспорядков, а также применения чрезмерной силы в отношении протестующих подтипа события типа протестного события, исключая мирные акции протеста и акции протеста. с интервенционными событиями.
Read More
< Early Warning Research Hub
More Early Warning Tools
Subnational Threat & Surge Tracker
Volatility & Risk Predictability Index
Conflict Change Map
Emerging Actor Tracker
This tool в настоящее время не оптимизирован для мобильного использования. Пожалуйста, просмотрите страницу на компьютере или планшете.
Индекс волатильности и предсказуемости рисков
Отслеживание новых участников
Использование карты изменений конфликтаСтраны на карте окрашены в зависимости от изменений уровня политического насилия в них. Цвета и соответствующие им категории и пороги следующие:
Цвет | Категория | Пороговые значения процентного изменения |
---|---|---|
Темно-красный | Большой рост насилия | Более 25% |
Светло-красный | Умеренный рост насилия | От 10% до 25% |
Светло-бирюзовый | Ограниченное изменение насилия | Между -25% и 10% |
Темно-бирюзовый | Большое снижение насилия | Менее -25% |
Страны с большим ростом насилия (темно-красные на каждой карте) перечислены в списке наблюдения, прилагаемом к каждой карте.
Почему в стране может произойти значительный всплеск насилия? Чтобы лучше понять факторы, лежащие в основе этих всплесков, ознакомьтесь с региональными обзорами ACLED, в которых описываются и контекстуализируются последние события и тенденции политических беспорядков в каждом регионе за предыдущую неделю. Используйте глобальную панель инструментов ACLED для отображения более широких тенденций на макроуровне.
Назад к инструменту
Дополнительные ресурсы
Региональные обзоры
Анализ
Методология
Картирование конфликтов | Нет мира без справедливости
Картирование конфликтов направлено на воссоздание цепочки событий во время конфликта посредством сбора информации на местах. Это также позволяет анализировать процессы принятия решений, чтобы установить роль тех, кто несет наибольшую ответственность за поведение вооруженных сил и группировок в конфликте, и, в частности, за политику систематических и массовых нарушений законов войны.
Этот анализ основан на свидетельствах и другой информации, наложенной на боевой порядок и командные структуры различных сил, по мере их эволюции во времени и пространстве. Это хронологическое и географическое картирование конфликта путем объединения информации из разрозненных источников служит для анализа событий в рамках более широкого взгляда на конфликт и выявления тех, кто несет наибольшую ответственность за разработку, организацию и проведение систематических кампаний по нарушению законов. войны.
NPWJ осуществляет программы картирования конфликтов на местах, например, в Косове, Сьерра-Леоне и Кении, а также занимается наращиванием потенциала местных субъектов для самостоятельной разработки и реализации таких программ, например, в Афганистане. В качестве общего методологического принципа NPWJ стремится максимизировать местный вклад и участие в разработке и реализации программ картирования конфликтов, чтобы обеспечить соответствие программ местным условиям, усилить их конечный успех и нарастить потенциал местных участников. реализовать принцип взаимодополняемости посредством мер подотчетности на национальном уровне.
NPWJ обладает особым опытом в разработке и реализации программ картирования конфликтов, в частности, в следующих местах:
- Косово I: 1998
- Косово II: 1999
- Сьерра-Леоне 2000-2004
- Афганистан 2005-2009
- Кения 2008
Реконструкция событий и их правовой анализ в соответствии с международным уголовным правом служат для предотвращения отрицания и установления ответственности prima facie за нарушения международного гуманитарного права.