Санкт-Петербург (Вселенная Метро 2033) — Циклопедия
Санкт-Петербург во Вселенной Метро 2033 — бывший город федерального значения Российской Федерации, подвергшийся ударам разных видов оружия массового поражения во время ядерно-бактериологической войны. Жители и гости Северной столицы нашли убежище в туннелях и станциях Петербургского метрополитена, различных подземных сооружениях и на достаточно безопасном расстоянии от очагов радиации.
Город в таком виде описывается в ряде романов литературного межавторского проекта «Вселенная Метро 2033»:
- Путевые знаки (2009) — Владимир Березин
- Питер (2010) — Шимун Врочек
- К свету (2010) — Андрей Дьяков
- Во мрак (2011) — Андрей Дьяков
- Последнее убежище (сборник рассказов, 2011):
- «Убер и революция» — Шимун Врочек
- «Новогодняя история» — Константин Бенев
- « Свидетель»(2012) — Константин Бенев,Ирина Баранова
- « Запасной Путь» (сборник рассказов 2013) -Константин Бенев
Так же упоминается (с описанием сбежавших оттуда нескольких жителей) в «Мраморном раю» Сергея Кузнецова.
Планируются продолжения романов «Во мрак» — «За горизонт» (но Санкт-Петербургу отводится лишь чуть больше одной главы) Андрея Дьякова, — и «Питер» Шимуна Врочека.
[править] Петербургский метрополитен
Как и в случае с Москвой, граждане спустились в самый глубокий метрополитен мира. В отличие от постъядерного Московского метрополитена, люди сплотились вокруг разных идей, в основном, на отдельно взятых станциях. Существует лишь несколько относительно крупных государств — такие как Приморский альянс и Империя Веган.
[править] Группировки
[править] Техноложка
Технократический город на кроссплатформенном узле, жителей которого ещё называют мазутами. Дают свет другим станциям. Берутся за любую техническую работу.
[править] Приморский альянс
Группировка состоит из станций разного уровня достатка: бедной Василеостровской, богатой и заносчивой Адмиралтейской, влиятельного узла Гостиный двор-Невский проспект и полученной в ходе войны с бордюрщиками Маяковской. Из-за таких различий, например, жители Василеостровской ненавидят адмиральцев. Некоторое время пограничной станцией была Приморская, давшая название Альянсу, но потом из тупикового туннеля пришла вода из Финского залива, а вместе с ней вонь, водоросли и твари. Станцию пришлось оставить… В книге указывается на не построенную в момент написания Адмиралтейскую Невско-Василеостровской линии.
[править] Торговый город
Плохо управляемый, но относительно влиятельный подземный город. Населён торговцами. Представлен станциями Садовая — самой населённой ими, — Сенная, Спасская. Придерживается нейтралитета, преступников другим станциям не выдаёт.
[править] Империя Веган
Населена приверженцами биотехнологий. Их основная пища — растения. Производят различные бесчеловечные опыты, связанные с людьми и растениями. Относительно хорошо поставлена медицина, также имеет самое лучшее во всем метро вооружение и боевую экипировку. Для этой империи характерен рабовладельческий строй.
Представлена станциями Площадь Александра Невского (I и II), Елизаровская, Ломоносовская, Пролетарская, а также станцией Обухово, поднявшей восстание против Вегана.
[править] Кладбище метро
Кладбище метро — вынужденно выделенное место, население которого составляют мортусы. В тупике за Международной есть своеобразный крематорий.
[править] Необитаемые станции
- Станция Автово
Станция была то обитаемой обычными людьми, то заброшенной, то вновь обитаемой, но редкими упырями-охотниками, то по новой заброшенной.
- Станция Ленинский проспект
Автово и эта станция были построены открытым способом, а значит, были в риске радиоактивного заражения, о чём свидетельствует точная информация о заброшенности Автово.
- Станция Проспект Ветеранов
Образовавшаяся там община промышляла старой аппаратурой, добытой с поверхности. Но приход бандитов в корне изменил более менее устоявшуюся жизнь. Сил дать отпор не было — поэтому глава общины решил идти в Москву. Химзащиты хватило не на всех — после ухода со станции те, кому не хватило костюмов, разбрелись по Петербургу. Остальные отправились в Москву. Отряд добрался до Московской области — и двое человек из него остались в ней. Остальные же направились дальше, к намеченной цели — столице. Что с ними случилось после этого, дошли ли они — неизвестно.
- Станция Парнас
Станция — ловушка для людей искусства. Овеяна легендами, которые спустя какое-то время рассеиваются. На самом деле заброшенная станция, опутанная лианами, на которой сидит зловещий Пожиратель.
- Станция Удельная
Заброшена, но какое-то время на ней жили люди. Потом между ними случилось что-то, и они ушли.
- Станция Купчино
Наземная станция, а следовательно заброшена из-за радиации. Но не только. Рядом расположены гиблые места, звери, болота — в общем, жизни нет. Рядом находится депо, куда свозят грунт, полученный при проходке Красного пути.
- Станция Приморская
Заброшенная станция. То есть когда-то она была жилой, довольно важной — дала название целой группировке! — но из-за близости к Финскому заливу, воды которого вместе с водорослями и тварями пришли на Приму. Станцию пришлось оставить…
- Станции Лиговский проспект и Достоевская
О заброшенности этих станций можно судить лишь косвенно. Они зажаты между Торговым городом и Империей Веганом, устраивавшей на него набеги. Соответственно, пользуясь своим бесшабашным могуществом на такой неорганизованной линии, как Правобережная, «зелёные», вероятно, вырезали или обратили в рабство жителей этих двух станций.
Также известно из «Во мрак» об относительной безопасности перегона Лиговский проспект-Площадь Александра Невского-II.
- Станции от Звенигородской до Волковской
Вероятно, около Кладбища метро, располагающегося южнее, есть своеобразная санитарная зона из трёх заброшенных станций.
- Станция Крестовский остров
О заброшенности этой станции можно судить косвенно. По сюжету «Во мрак» становится известно, что Чкаловская заброшена. Но, в отличие от Полянки или Дмитровской в Москве, просто так одна станция не может быть необитаема, а значит, на Крестовском острове жизни нет.
[править] Обитаемые станции
- Станция Выборгская
Вполне мирная, даже слишком, станция. Управляется, как и многие станции питерской подземки, комендантом. Согласно «Путевым знакам» есть переход на недостроенную станцию Охтинско-Петроградской (Кольцевой) линии Сампсониевскую.
- Станция Площадь Ленина (Военные медики)
Станция принадлежит военным медикам, попавшим сюда из военно-медицинской академии, расположенной неподалеку до Катастрофы. Этим пронизано всё: манера общения, запахи, дисциплина. В 2017 или 2018 году сюда попал последний (до группы Александра из «Путевых знаков») москвич.
- Станция Чернышевская
Относительно бедная станция. Населена цыганами. Управляется комендантом.
- Станция Площадь Восстания («Бордюрщики»)
Населена спасшимися с Московского вокзала москвичами, которых за несколько иной диалект русского языка прозвали «бордюрщиками». Стала управляться наглым татарином майором Ахметзяновым (Ахметом), ставшим царём. До войны с Приморским альянсом бордюрщикам принадлежала ещё и Маяковская, после чего она перешла к Альянсу, а Восстания получила независимость. На ней, как и на Площади Ленина и на самом большом пересадочном узле Петербургского метро, вместе с Маяком дано центральное освещение.
Однако в «Путевых знаках» сообщалось, что узел Площадь Восстания-Маяковская является военным городком.
- Станция Владимирская
Довольно спокойная и мирная станция. Освещение в основном от костров. Одна из самых бедных в Питере. Между Владимирской и Пушкинской лежит Разлом — гигантская трещина, возникшая в результате сдвигов в геологической структуре Питера из-за ударов по всему континенту.
- Станция Пушкинская
О станции очень мало информации. Известно, что там завёлся крысиный волк. Сообщение, согласно «Во мрак», между Пушкинской и Владимирской невозможно из-за обрушившегося туннеля.
- Станция Балтийская (МВД Метро)
Станция занята бывшими милиционерами, делающими вид, что регулируют порядки в метро.
- Станция Нарвская («Летуны»)
Населена так называемыми летунами, а также цыганами. Первые всячески подчёркивают логичность своего названия. Плохо организованы. Главный — человек по имени Лётчик.
- Станция Кировский завод (Кировская бригада)
Станция, контролируемая бандитской группировкой «Кировская бригада», с которой воюют летуны с Нарвской. Балты не дают им выход к центру. Есть гостиница: Kirov Plaza Hotel.
- Станция Проспект Просвещения (Культ слепых)
На станции живёт набожная колония слепых. Только вот их религия заключается в грехе повернувшихся к ядерному взрыву лицом людей. Слепые очень не любят зрячих и, если находят, ослепляют или умерщвляют.
- Станция Озерки (Азерки)
Станция занята мусульманами. Они не столь агрессивны, как думается. Производят и продают мясо и зелёный чай.
- Станция Пионерская («Ангелы»)
На станции живут и поют кастраты — колония, состоящая из мужчин, которых в раннем детстве «обработал» первый правитель всего Питерского метро Саддам Кровавый. Несмотря на это, они ему благодарны и считают, что он сделал их беспристрастными. Обладают прекрасным голосом и недюжей физической силой. Имена друг другу дают в честь прославленных певцов.
- Станция Чёрная речка
Станция формально заброшена, но на деле на ней ютятся цыгане. А заброшенная станция с живыми людьми — определённо транзитная.
- Станция Петроградская (Дендрофилы)
На станции сидят дендрофилы. Они поклоняются растениям, главное из которых кактус Царица ночи. Главный — смотритель. Рядом расположена недостроенная станция Ботаническая Охтинско-Петроградской (Кольцевой) линии.
- Станция Горьковская (Новая Венеция)
Горьковская сама по себе брошена. Её затопило, и люди ушли… Но недалеко. В близлежащие затопленные туннели. Там и образовалась Новая Венеция. Скорее всего, именно через Горьковскую жители соседствующих перегонов и объединены. Новая Венеция, как и настоящая, состоит из островков и островов. Живёт за счёт ловли мутировавших угрей.
- Станция Фрунзенская
Бедная станция. Около неё обитают гнильщики, воровавшие детей. В связи с этим на Фрунзенской был бунт.
- Станция Московские Ворота
Обитаемая станция, одна из самых небогатых в питерской подземке. Освещение в основном от костров.
- Станция Электросила
На станции спаслись сотрудники находящегося наверху завода «Электросила». Заводчане установили внизу свои порядки (в хорошем смысле слова) и так и живут. Есть бар «Пентагон», названный в честь административного здания завода, названного, в свою очередь, в честь командного центра США. В баре и обсуждаются все насущные проблемы.
- Станция Парк Победы
Бедная станция. Освещение за счёт костров. Торговля на низком уровне. Сам по себе «Папа», как называют Парк Победы петербуржцы, представляется очень скудным убранством.
- Станция Московская
В принципе, станция тоже бедная, но не настолько, как тот же «Папа». Как минимум, здесь хоть как-то были проложены «рыночные рельсы». На станции имеется телефон и скудное электрическое освещение. Главным на станции был Никанор, который умер примерно в ноябре 2033 года.
- Станция Звездная (Звездная коммуна)
Станция населена коммунистами или скорее, утопистами, форма правления у которых выстроена именно на основах марксизма-ленинизма. Их местонахождение точно поначалу не указывалось, но предполагалось, что они в Купчино. Но эта станция, увы, наземная, и вероятнее всего из слухов метро можно было сделать вывод, что говорится о Звёздной — соседней станции. В книге «К свету» точно указывается, что именно там и обитают «красные». Отчаянные люди! Они, точнее, в основном заключённые, копают туннель, названный в «Во мрак» Красным путём, в сторону Москвы. Примерно на ноябрь 2033 года пройдено несколько километров.
В рассказе «Убер и революция» говорится, что туннель — это всего лишь утопическая цель: если они докопают до Москвы, то сразу же начнут рыть новый туннель.
- Станция Улица Дыбенко (Весёлый посёлок)
Место, где производится вся дурь. А делается она из грибов. Название новое получило не только по роду занятий — так же назывался район Северной столицы, по которому хотели назвать в своё время станцию «Улицу Дыбенко».
- Станция Проспект Большевиков (Оккервиль)
О станции практически ничего неизвестно… Исходя из цитаты из «Питера» можно было бы предположить, что он — Оккервиль — затоплен одноимённой речкой, но фраза построена по-другому. Скорее всего, переименована по аналогии с соседней станцией — Улицей Дыбенко (по районам, в честь которых хотели в своё время переименовать станции).
- Станция Ладожкая
О станции были слухи, что военные при помощи танка хотели уничтожить отсекающие от внешнего мира гермоворота, но они противоречили возможностям боевой машины. Главное заключается в том, что на Ладожской есть люди!
- Станции Спортивная и Чкаловская
Спортивная — жилая, независимая станция; Чкаловская и Крестовский остров примерно до ноября 2033 года были заброшенными, пока на первую не пришли моряки Вавилона. Точно сообщается исключительно о Чкаловской, но об обитаемости «соседок» можно судить из разговора: морякам хотелось быть поближе к Центру и Заливу, и будь Спортивная заброшена, они бы осели на ней.
- Станция Старая деревня (Буддисты)
Населена буддистами. Вера их с учётом случившейся Катастрофы модифицировалась, зато храбрости им не отнимать.
[править] Поселения Санкт-Петербурга вне метро
Не всем хватило места в метро. Часть людей нашли спасение в других противоатомных бомбоубежищах или же на поверхности, где радиационный фон не так высок.
[править] Колпинский халифат
Здесь обитают племена людей, у которых ещё остались остатки разума (сплочённость — яркий тому пример). Занимают территорию от станции метро Рыбацкое, располагающейся на поверхности, до Колпино.
[править] Храм Сталина
Здесь — в верхнем вестибюле станции метро Нарвская — собрались приверженцы, наверное, самой необычной веры: в Сталина и Брата его Кагановича.
[править] Объект 30 («Эдем»)
Режимный объект, который находится глубоко под Санкт-Петербургом. Обитаем цивилизованными, но жестокими людьми (спасшимися высокопоставленными лицами, их семьями и «прислугой»). Упоминается в романе «Во мрак», но не описывается. Также, приблизительно упоминается в романе «Питер»
[править] Мемориал защитникам Ленинграда (Огрызки)
В подземном музее под площадью Победы обитает племя дикарей огрызков, промышляющие торговлей с метро. Огрызки плохо говорят — общаются в основном языком жестов. Из-за жизни на поверхности и частых близкородственных браков среди огрызков много мутантов, огрызки скупают детей у бедных родителей, чтобы хоть как-то оттянуть неизбежное вырождение племени. Вождь огрызков Индеец — единственный в племени сносно говорит по-русски. Описываются в романе Андрея Дьякова «Во мрак».
- Блокадник (Серый призрак, «Пассажир») — мифическое существо, про которого никто ничего толком рассказать не может (согласно «Путевым знакам»), поскольку все, кто с ним встречался, отправились на тот свет. В книге «Питер» однако, описывается как громадное (не менее трёх метров роста) человекообразное существо с непропорционально маленькой головой, серой кожей и руками разной длины. Обладает огромной силой и живучестью, умеет искать след по мозговым волнам человека.
- Водяная лошадь — её также называют бегемотом, упоминается в «Путевых знаках», но не описывается, известно только то, что её видели на станции «Автово».
- Голодный солдат — существо, обитающее в казармах, любит поесть. Сталкеры, чтобы его обмануть, используют приманку, например, протухшую тушенку или сигареты. Внешность не описывается.
- Кондуктор — странное существо, при виде которого люди испытывают жуткий стыд, «как попавшийся безбилетник». Носит фуражку, или имеет череп, по форме напоминающий её. Описан в книге «Путевые знаки».
- Павловские собаки — обычные собаки, но имеют коллективный разум и рефлексы. Описаны в книге «Путевые знаки».
- Чайки — те же птеродактили, только белого цвета. Стайные. Описаны в романе «Путевые знаки».
- Чёрный пёс Петербург — упоминается и описывается в «Путевых знаках». Известно, что если его тень попадет на человека, то он погибнет. Габариты мутанта постоянно меняются, есть предположение, что это даже не пёс, а нечто иное. Неофициально зовётся Всем-псам-пёс.
- Шары — перераспределяемая биологическая масса, «псевдоплоть». Описаны в «Путевых знаках». Могут принимать разные формы, но передвигаются методом качения. Шарам время от времени требуется живой белок: они «интегрируют в себя всё, что угодно: кусок мяса, кошку, человека».
- Бегунец — монстр размером с собаку. Серого цвета, с пастью до затылка и длинными когтями. Описан слабо в романе «Питер».
- Ментал — Ментальные мутанты, их гнездо находится на Адмиралтейских верфях. Внешность не описывается.
- Осьминог — гигантский полупрозрачный осьминог, длина тела около двух метров. Напал на Ивана Меркулова на станции Приморская.
- Пожиратель — таинственное существо, живущее среди лиан на станции Парнас. Внешность не описывается.
- Угри — хищные угри, обитающие в огромных количествах на затопленной станции Горьковская (Новая Венеция). Поедают бытовой мусор, который жители Новой Венеции кидают прямо в воду. Если человек упадёт в воду, стая таких угрей, подобно пираньям, за считаные секунды его съедает. Мясо угрей съедобно, является основной пищей жителей Новой Венеции, а также предметом торговли. Есть более редкий подвид — электрические угри, которые используются в Новой Венеции для освещения.
- Москиты («Болотные дьяволы») — комары-мутанты. Описаны в романах «К свету» и «Во мрак». Их укусы вызывают лихорадку, которую невозможно вылечить. От этой лихорадки страдает Таран (на самом деле он так думает) и умирает Никанор.
- Мастодонт — огромное похожее на слона существо с шестью конечностями, имеющее хобот, гребень ороговелых наростов на голове и бахрому щупалец вдоль брюха. Описан в романе Андрея Дьякова «Во мрак».
- Медузы — летающие твари, отличающиеся от медуз лишь размерами и способностью парить в воздухе, а не в воде. Их можно встретить у южных болот вблизи Пулковской обсерватории. Описаны в романе Андрея Дьякова «Во мрак».
- Трепан — монстр часто встречающийся у входа на станцию Маяковская и в целом по Петербургу, название получил за своё пристрастие к поеданию человеческого мозга. Тварь вскрывает черепа людей ради желанного лакомства. Описан в романе Андрея Дьякова «Во мрак».
cyclowiki.org
Жанр: | постапокалиптика, фантастика, боевик |
---|---|
Язык оригинала: | русский |
Издатель: | «Астрель» |
Выпуск: | март 2010 |
Страниц: | 378 |
Носитель: | книга |
ISBN: | 978-5-17-065009-5, 978-5-271-26802-1 |
Цикл: | Вселенная Метро 2033 |
Следующая: | К Свету |
www.turkaramamotoru.com
Питер. Эксперимент «Вселенная Метро 2033» (Шимун Врочек, 2010)
© Ш. Врочек
© ООО «Издательство АСТ», 2017
Эксперимент «Вселенная Метро 2033»
Объяснительная записка Дмитрия Глуховского
Прошлым летом я придумал проект «Вселенная Метро 2033». После некоторых колебаний и сомнений я открыл гермоворота в мир моих книг «Метро 2033» и «Метро 2034» для других писателей. Отныне вместе со мной придумывать, как складывается судьба постъядерной Земли через двадцать лет после Апокалипсиса, взялись многие авторы. Это был довольно смелый проект, и многие сомневались, что из него что-нибудь получится.
Прошло меньше года, и вот в свет выходит уже третий роман из этого цикла. Первые два – «Путевые знаки» Владимира Березина и «Темные туннели» Сергея Антонова стали бестселлерами. Книги вышли разными, потому что у каждого писателя – свой взгляд на этот мир. И понравились они разным читателям.
Роман «Метро 2033: Питер» загадочного сетевого автора, который известен под псевдонимом Шимун Врочек, наверное, самая необычная книга из нашей серии. У Врочека собственный стиль – жесткий и смачный, у него свой Петербург – и такой Северную столицу мы еще не видели. Он в подробностях описывает устройство питерского метро после ядерной войны – и получается оно ничуть не менее интересным и своебычным, чем метро московское, описанное в моих книгах.
«Питер» решительно не похож ни на Антонова, ни на Березина, ни на мое «Метро 2033». И это здорово. Потому что главной моей задачей было превратить «Вселенную» в свободный творческий эксперимент, издавая только хорошие, яркие книги, – но разные, избежать синдрома консервной фабрики, когда ради коммерческого успеха выпускаются только одинаковые жанровые книги, написанные по схеме.
И мне «Питер» Врочека очень понравился. Именно своей непохожестью, независимостью и понравился.
А дальше все будет еще интересней. Совсем скоро во «Вселенной Метро 2033» выйдет роман Павла Тетерина «Последний альбом» – вместе с новым долгожданным диском «Последний альбом» группы Noize MC. С моей точки зрения, Noize – настоящие бунтари, голос поколения. Не «фабричные» мальчики на продюсерском поводке, а настоящие искренние музыканты. Четыре песни их нового («Последнего») альбома вдохновлены «Метро 2033», а ударник группы – Паша Тетерин – написал свой роман о месте музыкантов в постъядерном мире. О своей группе, о своих друзьях написал.
Затем мы напечатаем роман Андрея Ерпылева «Выход силой». А следом книгу «К свету» Андрея Дьякова, виртуального автора с нашего портала Metro2033.ru. Роман Дьякова станет первым в нашем плане по изданию молодых сетевых писателей, которые начинают с публикации своих работ на Metro2033.ru
И конечно, мы продолжаем искать новых авторов! Ведь одна из главных идей проекта «Вселенная Метро 2033» – интерактивность и совместное творчество. Новые книги будут по-прежнему выходить раз в месяц. Читайте «Вселенную»… и пишите ее!
Дмитрий Глуховский
kartaslov.ru
Метро 2033: Питер, Шимун Врочек
- Количество книг:2
- Годы написания:2010-2018
- Статус:Цикл закончен
Два рассказа раскрывающие секреты постъядерного Петербурга, несвязанные сюжетом, но объединенные общим местом действия и героями. Приключения и испытания, через которые предстоит пройти главным героям, и не снились обитателям Московского метро.
- Метро 2033: Питер (2010)
Загадочный сетевой писатель, скрывающийся за псевдонимом Шимун Врочек, раскрывает секреты постъядерного Петербурга в своем захватывающем романе «Метро 2033: Питер». Герою – всего двадцать шесть лет, но он уже опытный боец и сталкер. Приключения и испытания, через которые ему предстоит пройти, и не снились обитателям Московского метро.
- Метро 2035: Питер. Война (2018)
Убер, двухметровый голубоглазый «красный» скинхед, язвительный и наглый шовинист и расист, «упоительный ублюдок», как его описывают читатели первого «Питера», вернулся! К сожалению, сейчас питерское метро балансирует на грани войны с империей Веган, которая использует людей в качестве удобрений, и необузданные выходки Убера ухудшают и без того непростую ситуацию. А ведь теперь у него еще есть и компания, которую Уберу придется кормить с ложечки, воспитывать и выводить из тыла наступающих войск империи.
Правда, веганцы тоже еще не вполне осознали, с кем они связались…
Навигация по записям
Похожие циклы, авторы:
librusfan.ru
Питер читать онлайн — Шимун Врочек
Шимун Врочек
Метро 2033: Питер
Эксперимент «Вселенная Метро 2033»
Объяснительная записка Дмитрия Глуховского
Прошлым летом я придумал проект «Вселенная Метро 2033». После некоторых колебаний и сомнений я открыл гермоворота в мир моих книг «Метро 2033» и «Метро 2034» для других писателей. Отныне вместе со мной придумывать, как складывается судьба постъядерной Земли через двадцать лет после Апокалипсиса, взялись многие авторы. Это был довольно смелый проект, и многие сомневались, что из него что-нибудь получится.
Прошло меньше года, и вот в свет выходит уже третий роман из этого цикла. Первые два — «Путевые знаки» Владимира Березина и «Темные туннели» Сергея Антонова стали бестселлерами. Книги вышли разными, потому что у каждого писателя — свой взгляд на этот мир. И понравились они разным читателям.
Роман «Метро 2033: Питер» загадочного сетевого автора, который известен под псевдонимом Шимун Врочек, наверное, самая необычная книга из нашей серии. У Врочека собственный стиль — жесткий и смачный, у него свой Петербург — и такой северную столицу мы еще не видели. Он в подробностях описывает устройство питерского метро после ядерной войны — и получается оно ничуть не менее интересным и своебычным, чем метро московское, описанное в моих книгах.
«Питер» решительно не похож ни на Антонова, ни на Березина, ни на мое «Метро 2033». И это здорово. Потому что главной моей задачей было превратить «Вселенную» в свободный творческий эксперимент, издавая только хорошие, яркие книги, — но разные, избежать синдрома консервной фабрики, когда ради коммерческого успеха выпускаются только одинаковые жанровые книги, написанные по схеме.
И мне «Питер» Врочека очень понравился. Именно своей непохожестью, независимостью и понравился.
А дальше все будет еще интересней. Совсем скоро во «Вселенной Метро 2033» выйдет роман Павла Тетерина «Последний альбом» — вместе с новым долгожданным диском «Последний альбом» группы Noize MC. С моей точки зрения, Noize — настоящие бунтари, голос поколения. Не «фабричные» мальчики на продюсерском поводке, а настоящие искренние музыканты. Четыре песни их нового («Последнего») альбома вдохновлены «Метро 2033», а ударник группы — Паша Тетерин — написал свой роман о месте музыкантов в постъядерном мире. О своей группе, о своих друзьях написал.
Затем мы напечатаем роман Андрея Ерпылева «Выход силой». А следом — книгу «К свету» Андрея Дьякова, виртуального автора с нашего портала Metro2033.ru. Роман Дьякова станет первым в нашем плане по изданию молодых сетевых писателей, которые начинают с публикации своих работ на Metro2033.ru
И конечно, мы продолжаем искать новых авторов! Ведь одна из главных идей проекта «Вселенная Метро 2033» — интерактивность и совместное творчество. Новые книги будут по-прежнему выходить раз в месяц. Читайте «Вселенную»… и пишите ее!
Дмитрий Глуховский
Вместо пролога
Мы все уже умерли.
Тем, кто читает это послание, моя последняя просьба. Представьте:
Допустим, мы выпустили джинна из бутылки.
И нам не загнать его обратно. Теперь нам придется загадывать желание.
Мы загадываем желание.
Тысячи, миллионы наших желаний исполняются одновременно. Какое было самое заветное, самое сильное и самое не эгоистичное из них?
Хочу, чтобы этот мир просто исчез.
Сгорел в ядерном огне.
Вымер от чумы.
Захлебнулся в отбросах.
Теперь мы все получили.
Все разом.
…Пожалуй, это единственное из человеческих желаний, которое действительно могло исполниться.
Аминь.
И покойся с миром.
«…счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным».
Часть I
Сырая земля
Как старой собаке с поджатым хвостом зачем ей сейчас, бэби, зачем
ей потом
в продрогшем кафе снятся зимние сны
на этой холодной земле не бывает войны
холодной земле
холодной земле
холодной земле
Так не плачь, моя птичка, пока есть дрова
хорошие спички и в трубке трава
немного угля и большая кровать
и эта сырая земля где мы будем спать
сырая земля
сырая земля
сырая земля
Cold Cold Ground, Tom Waits (вольный перевод Д. Сергеева)
Глава 1
Тигр
Иван помедлил и погрузился в воду по пояс. Сначала он даже не понял, что это вода — настолько теплой, неотличимой по ощущениям она была от душного прогретого воздуха Приморского туннеля. Иван поднял автомат над головой и медленно побрел вперед. В узком луче фонаря возникали вдруг то кусок тюбинга, то остатки сгнивших кабелей. Гладь воды казалась бесконечной и пугающей. В этой зеленоватой мутной воде таилось что-то. Какая-то своя жизнь. Иван шел, водоросли (да водоросли ли?) обтекали его вокруг пояса. Вода уже смочила защитные штаны, прохлада дошла до кожи. Иван шагал, держа автомат над головой — в отсвете фонаря мелькала размытая тень «калаша».
Кланк! Иван замер.
Это где-то впереди.
Он положил автомат на плечо, поднял руку и выключил налобник: щелк. Свет погас. Жесточайшая, глубокая темнота была вокруг Ивана. Звуки. В этой темноте что-то плюхало, принюхивалось, бросалось, чавкало и жевало, рвало кого-то на части кривыми острыми зубами и шло дальше.
Иван ждал, борясь с желанием врубить фонарь и дать очередь из автомата.
Совсем некстати вспомнились рассказы про крокодилов в канализации и про разбежавшихся зверей из зоопарка на Горьковской. Спокойно. Только встречи с тигром нам и не хватало.
Выждав несколько минут, он включил фонарь. Это было как возвращение домой. Человек может обходиться без многого: без еды, без воды, но без света он просто ложится и ждет смерти, словно темнота высасывает из него последние силы. Иван повел головой. Зеленоватая вода уютно колыхалась в узком луче.
Где-то через двести метров будет выход на платформу. Иван надеялся, что лестница сохранилась.
Звери. Самое смешное, что Горьковскую, где был зоопарк, открыли как раз перед тем, как все началось. По слухам, перепуганные смотрители побежали вниз, в метро, спасаться, а зверей бросили. И говорят, там сейчас наверху такое… Иван покачал головой, луч фонаря качнулся вместе с ним.
«Где же я видел эту штуку?
Ладно, разберемся на месте».
* * *
Обычно станции в питерском метро строили на так называемых «горках», на подъеме туннеля. Поэтому в самом глубоком месте воды было по пояс, а ближе к Приморской стало по щиколотку. Иван замедлил шаг. Диод вяло моргнул, свет стал уже совсем бледный, приходилось напрягать глаза.
Ну, вот. Батарейки сели.
Найдя место посуше, Иван достал зажигалку и начал греть батарейку над пламенем. Раскалив до того, что держать ее стало невозможно — даже в перчатках, вставил в фонарь и взял следующую. Если сделать все, как положено, батарейки протянут еще минут двадцать — пока будут остывать.
Физику, блин, знать надо.
А потом придется на карбид переходить. Иван как-то натолкнулся на метростроевский склад карбида. Килограммов пятьсот, наверное — в четырех металлических бочках. Отличная штука карбид, только носить тяжело. Но свет самый лучший. Карбидная лампа не слепит, а освещает все вокруг — ровно, тепло.
Даже диод его (Иван зашипел от боли, когда металлический корпус батарейки нагрелся), любимый диод, не раз выручавший в самых фиговых ситуациях, ничто против обычной карбидки по качеству света. Иван убрал зажигалку, воткнул раскаленную батарейку в фонарь и защелкнул. И только потом начал трясти рукой — блин. Ну, блин. Обжег пальцы все-таки.
Белый свет, чуть более тусклый, чем обычно, вырвался из фонаря. Иван зажмурился. Подул на ладонь, сжал пальцы, разжал. Перед глазами мерцали пятна. Болит — и ладно. Надо двигаться, пока свет еще есть.
Иван надел каску, пристегнул ремешок — не сразу, пальцы не слушались. Быстрее, быстрее. В виске стучало.
Двадцать минут максимум. Потом еще раз нагреть. И там минут пятнадцать, если повезет.
Надо успеть.
Иван закинул автомат на плечо и побежал, плюхая сапогами. До рейки, обозначающей конец платформы, путь он знает, а дальше придется осторожнее.
От постоянной сырости туннели обваливаются, можно запросто получить по башке куском штукатурки. Хорошо, что машины, откачивающие воду из туннелей, все еще работают. Так говорил дядя Евпат, а ему Иван верил. Гул, который слышно в некоторых перегонах… «Слышишь», — говорил дядя Евпат и многозначительно поднимал узловатый палец.
Вот и рейка.
Иван повернул голову и высветил черно-белую металлическую полосу, заржавевшую от времени. С нее капала вода. Бульк. Бульк.
Раньше за эту рейку надо было бежать, если упал с платформы на рельсы. Поезд дальше рейки не идет, это ориентир, дальше безопасная зона. Тут должна быть лестница. Иван прищурился. Ага, вот она.
Где-то здесь он в прошлый раз видел ту штуку.
Иван передвинул АКСУ с перемотанным тряпками цевьем под руку и двинулся вперед. Прежде чем ступить на лестницу, внимательно оглядел, задирая голову, платформу. Темное пятно метнулось в свете фонаря в сторону. Иван вскинул автомат… нет. Всего лишь крыса. Причем вполне нормального размера. Это ничего. На оставленных людьми станциях всякая нечисть заводится… Что они тут жрут, интересно? Водоросли? Плесень? Мох, который покрывает потолок станции и которым кое-где начали обрастать колонны и стены?
Странный, кстати, мох. Целые гирлянды свисали у северного конца платформы, особенно много их было в правом туннеле, где они спускались до самой воды. Нет, там я не пойду. Даже не просите.
Убедившись, что движения на платформе нет (пару раз провел лучом по потолку), Иван передвинул автомат на спину и взялся за перекладину. Под перчатками осыпалась влажная ржавая грязь. Все разрушается. Всему приходит конец.
А ведь была жилая станция! Иван помнил: еще недавно здесь, под выгнутым высоким сводом, горели натриевые лампы, освещая квадратные колонны, отделанные серым, с желтовато-зелеными прожилками, мрамором. Правда, плитка местами отвалилась, лампы работали через одну. Но все равно это было… прекрасно. Там, дальше, в северном торце станции, если подняться по ступенькам и повернуть налево, начинаются три эскалатора. Гермоворота закрыты, он проверял.
А пахнет здесь Заливом. Но не хорошим Заливом, как раньше, когда на Приморской жили люди, а гибельным — черным, в глубине которого обитают огромные серые рыбы и чудовищные полупрозрачные создания. Залив, который светится в темноте. А днем, когда солнце, на поверхность, в город, все равно никто не выходит. Дураков, извините, нет.
Точнее, есть, но скоро, видимо, переженятся.
Иван хмыкнул.
Он перелез через решетку и ступил на служебный пандус. Если Иван правильно помнил (он навещал «Приму» не раз — и когда станция была обитаемой и позже, когда ее забросили), дальше по узкой полосе платформы, справа, будет дверь в служебные помещения станции.
Стоп. Не торопись.
Первое правило: в метро нет ничего постоянного. За самое ничтожное время все могло измениться.
Второе правило: любые изменения — опасны.
Он встал на платформе. Поворачивая голову, обвел лучом фонаря пространство вокруг. Высветил остатки мраморной отделки стены туннеля (часть плиток вывалилась, зияли черные квадратные дыры), полусгнившие мешки с песком, ими закладывали арки, лужи на платформе, и… ну надо же.
С полукруглого свода свисала гирлянда знакомого серого мха. Ивану даже казалось, что мох в темноте слегка фосфоресцирует. Радиация? Вряд ли.
Радиации здесь, судя по счетчику, не так много.
А вот что это за запах? Береженого Бог…
Иван отступил на шаг, достал из сумки противогаз.
ГП-9, хороший, почти новый. Два рожка патронов стоит, ни фига себе. Еще каждый фильтр по двадцатке. Сдуреть можно, какие сейчас цены. Зато вместо двух круглых окуляров, как у обычного гражданского ПГ-5 и резиновой морды с хоботом — большие треугольные стекла с хорошими углами обзора и два разъема по бокам — хочешь, ставь фильтр справа, хочешь — слева. Отличная штука.
Иван расстегнул ремешок каски. Родной диод горел чистым белым светом — жаль, батарейкам скоро конец. А там запасной фонарь и возвращение. Проклятье. Иван опустился на колено, раскатал скатку с ковриком, положил на него каску, повернул ее так, чтобы свет падал вперед, вдоль платформы.
Аккуратно зацепив за подбородок, надвинул противогаз на лицо. Дышать стало труднее. Каждый вдох теперь был шумным, как извержение грунтовых вод, когда они пробивают стену туннеля. Запах и вкус у этого воздуха был своеобразный: стерильный и отчетливо химический.
Фильтр с красной маркировкой: аэрозоли и радиоактивная пыль. Полтора часа.
Лишь бы не подделка. Сейчас в метро и не такое творят. Раньше «дурь» подделывали, теперь фильтры к противогазам и патроны к «калашу». Уроды. Иван вспомнил, как ему предлагали купить двустволку с полусотней зарядов к ней. Картечь, крупная дробь, пулевые патроны. Стоило это так недорого, что Иван сразу засомневался. А потом увидел на патронах следы заделки. И не купил.
Может, зря. Двустволка бы ему пригодилась. Против той фигни, что иногда выскакивает из темноты, разряд картечи в упор — самое то. Калаш — хорошая штука, даже короткоствольный «ублюдок», как у него, но для автомата нужно расстояние. Вблизи лучше бы что-нибудь поубойней, и чтобы целиться поменьше.
Иван сделал пару глубоких вдохов — на пробу. Не подделка, нормальные фильтры. Ремешок противогаза больно впился в затылок. Так и не отрегулировал толком. Ничего.
Иван надел каску с фонарем. И превратился в слух.
Вдалеке капала вода. И вблизи капала вода. Что-то шуршало едва слышно — может, та самая крыса, что он спугнул. Когда капля разбивалась о поверхность воды, эхо доносило гулкий отзвук.
Вроде ничего. Потрескивание туннеля — это уже привычно, оно всегда есть.
Земля давит, — говорил дядя Евпат. Он когда-то служил на подводной лодке и про давление знал не понаслышке. Как и про многое другое.
Например, почему началась та война. Справедливости ради, стоило заметить, что причину Катастрофы знает каждый в метро. Только у каждого она своя, единственно верная. Как соберутся «старички», так давай спорить до разрыва аорты: кто виноват?
А ответ простой: вы и виноваты.
Важнее другое: что теперь делать?
Ходит легенда о тигре, который вырвался из зоопарка и забежал в метро. Успел, бродяга. Старики рассказывают, что своими глазами видели полосатого, вбегающего на станцию, прыгающего на пути и исчезающего в туннеле. Одни говорят, что тигр бежал в сторону Невского проспекта, другие — что в сторону Петроградки. Скорее всего, просто красивая легенда, подумал Иван с сожалением.
Сказка.
Как и рассказы Водяника об Испании, в которой тот побывал как раз перед Катастрофой. Иван слушал профессора и думал: еще одна сказка. Нет больше твоей, Водяник, Испании, нет зеленых парков Барселоны, сухим песком рассыпались замки Гауди (Кто это вообще такой?), гикнулись испанцы.
А у нас разве лучше?
От широких вымерших улиц Петербурга бросает в дрожь, Кронштадт населен призраками военных моряков. От Царского Села с его огромным парком и дворцом вообще остались одни воспоминания.
— Были такие конфеты, батончики, — рассказывал Водяник. — Чтобы сфотографировать человека, ему говорили не «улыбнись», а «ну-ка, скажи: мои любимые конфеты „кис-кис“. Ну-ка, попробуйте сказать… Видите, сразу улыбка получается. А бегемот… это в анекдоте было… как же там? Дайте вспомнить. Бегемот был большой и сказал: „Мои любимые конфеты — батоончики“. Понятно? То есть, как непонятно?.. Я что-то пропустил? А! Ну, это были его любимые конфеты. Очень вкусные. И он сказал: бато-ончики. Теперь смешно? Нет? Странно.
Иван невесело усмехнулся. Бато-ончики — тоже сказка.
Он оглядел платформу. А вот это грубый реализм, мертвая станция.
Услышав за спиной низкое глухое рычание, Иван вздрогнул. Медленно повернулся. И замер, забыв дышать.
Перед ним стоял тигр.
Настоящий, как на картинке в детской энциклопедии. Огромный, красивый. И белый. В зеленоватых глазах таял сумеречный отсвет фонаря.
Вот тебе и Испания, подумал Иван.
В первый момент он ничего не понял. Только когда стена начала заваливаться на него, опрокинула, ударила в плечо, сбила в грязную, мутную жижу, брызги полетели в стекло противогаза — только тогда Иван сообразил: происходит что-то неправильное.
Тигр, думал он, лежа на левом боку.
Вода залила окуляр наполовину. Фонарь чудом не погас. Иван видел, как в освещенный конус вошли чьи-то ноги… нет, не ноги. Иван услышал собственный вдох. Повезло. Еще чуть-чуть, и паника бы его накрыла… Но вода через фильтр, рассчитанный на химические аэрозоли и радиоактивную пыль, не прошла, поэтому вдруг не стало воздуха. И это привело Ивана в чувство.
Он вдруг понял, что это никакая не стена.
На него напали, м-мать.
В груди: бух, бух. А он лежит на полу, в луже, беспомощный, даже автомата не поднять. Блин!
Выплеск адреналина был такой, что сердце стало раза в три больше. Мгновенно обострившимся зрением Иван видел, как движется в луче диода то, что он принял за ноги человека… Не ноги. Щупальца. Бледно-прозрачные, они плавно изгибались, словно были из мягкого стекла.
Иван не понял, как встал. Автомат оказался в руках. Иван не успел ничего подумать, как тот задергался. Та, та, та. Звук такой, словно вбивают гвозди в железную бочку.
Серия фонтанчиков протянулась наискось по воде, задела прозрачный столб, тот отдернулся, будто обжегся. Иван с усилием довернул автомат левее и ниже — и снова вдавил палец. «Ублюдок» медленно, как во сне, дернулся — раз, два, сосчитал Иван — и отпустил спуск. В тягучем, гипнотическом замедлении он видел, как вырастает один фонтанчик, другой… третья пуля входит в прозрачную тонкую колонну. Пум-м-м, всплеск. Изгибающий прозрачный столб, похожий на шланг от противогаза, взлетает и прячется, раз — и нет его.
Врешь, сволочь.
Иван вскинул автомат, упер приклад в плечо. Вырез прицельной рамки оказался перед глазами. Вдох. Выдох. Теперь он готов был стрелять на поражение. Обжигающая, точно кислота, кровь пульсировала в венах. Стук сердца отдавался в правом виске…
Бух. Бух.
Бух.
В следующее мгновение щупальце снова высунулось из-за угла. Иван ждал. Биение сердца стало невыносимо громким, почти болезненным. У него осталось полрожка максимум. В первый момент, когда начал стрелять, он даже не считал выстрелы. Идиот.
Если открыть огонь сейчас, тварь — а это, скорее всего, было что-то, что обитало здесь недавно… что-то, пришедшее из моря? — уцелеет, и он только потратит оставшиеся патроны. К рожку изолентой примотан второй, запасной, но чтобы поменять, нужно несколько секунд, которых, вполне возможно, у него не будет.
Что делать?
Иван сместился вправо, держа щупальце на прицеле. Это то, которое он задел? Или уже другое? Через секунду Иван почувствовал странное давление на лоб, словно тяжесть земли над головой увеличилась. Казалось даже, что свод станции медленно опускается. Ивану захотелось пригнуть голову, лечь на мокрый пол, чтобы не раздавило гигантской тяжестью.
Ах, ты, сволочь. Иван вдруг разозлился, и ощущение исчезло. Психическая, блин, атака. Вспомнилась байка про блокадников, которые вкручивают человеку мозги на расстоянии так, что ты идешь к ним, как кролик в пасть удава. Рассказывал знакомый с Невского, который тоже «диггил», — и ему можно было верить. Иногда.
knizhnik.org
Шимун Врочек. ПитерМетро 2033 — 3
Прошлым летом я придумал проект «Вселенная Метро 2033». После некоторых колебаний и сомнений я открыл гермоворота в мир моих книг «Метро 2033» и «Метро 2034» для других писателей. Отныне вместе со мной придумывать, как складывается судьба постъядерной Земли через двадцать лет после Апокалипсиса, взялись многие авторы. Это был довольно смелый проект, и многие сомневались, что из него что-нибудь получится. Дмитрий Глуховский Вместо пролога Мы все уже умерли. |
knijky.ru
Питер» читать онлайн книгу автора Шимун Врочек в электронной библиотеке MyBook
Наконец-то после долгого промежутка мне удалось вернуться к вселенной Метро. Итак, третий том, Шимун Врочек, которого мне давно хотелось попробовать хоть в каком-нибудь виде, и уже совсем другой город, а не ставшее привычным московское метро.
Герои «Путевых знаков» заезжали в Питер, полюбовались на собак Павлова, Кондуктора и разумное дерево, ужаснулись и со всех лопаток рванули домой. А ведь кому-то здесь оставаться жить. И ходят на Василеостровской легенды о том, что в Москве тоже, наверное, есть жизнь и тоже, наверное, в метро. Как это, право, мило.
В предисловии Глуховский отмечал, что книга Врочека не похожа на другие книги цикла, и мне хочется с этим согласиться. Вместо бодрой компьютерной стрелялки — жесть во всей своей неприкрытости. Крипота страшна не тем, что она непонятная и загадочная такая, а тем, что патроны кончаются. Главный герой по имени Иван — в кои-то веки это не забитый романтичный слюнтяй с автоматом, а суровый угрюмый мужик, бьющий без сомнений и размазывающий сопли крайне экономно. Даже более экономно, чем требуют художественные цели.
В общем, подробно, натуралистично, в плане персонажей — очень живо и выпукло. Персонажи, кстати, здесь загляденье просто. Один Убер чего стоит — такой упоительный говнюк, что аж нельзя не восхищаться. Но там вообще многие весьма запоминающиеся личности, хоть приятного в них и мало.
Идеи Березина Врочек использовал почти все, но многое — в виде намеков, упоминаний, в общем, еще непонятнее стало местами. Но вместе с этим сама идея умирающего герметичного мира, полного всякой хренотени, уступила место совершенно другому мотиву.
Наверное, в этом и заключалось основное отличие. «Питер» — это как прощальная песня мертвой Земле. При всей жести сюжета и полудикой неотесанности характеров, он полон бесконечных авторских ремарок, ну до того лиричных, грустных и обиженных, будто он сам оттуда и обвиняет всё настоящее за то, что сделали с тем будущим.
Я не могу понять, что в этом, весьма ярком и необычном, авторском стиле меня раздражало и выматывало. То, что мир, от которого я у Глуховского тащился, предстает не полем игры, а полигоном для войны? Да вряд ли. То, что половина эмоций героев и автора смешана в кучу и выложена несвязными фразами меж диалогов? Обращения то в первом лице, то во втором, то в третьем, так что не разобрать, чей это вообще поток сознания? Без понятия, не исключаю. То, что автору не сильно нравится та реальность, которую он описывает? Так откуда ж мне знать, что ему нравится, а что нет? Дилемма в общем, но это смутное ощущение, что мне чего-то тут не нравится, сверлила мозг непрерывно, пока я слушал книгу. Чтец, кстати, всё это сильно сгладил еще, а заглянув в обычный текст, я ужаснулся синтаксической каше.
Если попытаться в двух словах описать о чем здесь идет речь: Иван оказывается замешанным в разборки между станциями, ходит по метро, смотрит на разные диковинные места и таинственных людей, а потом собирает команду для очередного рейда к великой цели. Цель не слишком возвышенная, команда упоротая, сюжет вполне интересный. Нестрашно, озлобленно, грустно. Читать можно.
mybook.ru